MMO-индустрия: Разоблачить  free-to-play

18 июля 2014 года на официальном сайте Европейской комиссии опубликован пресс релиз по результатам заседания с участием представителей властей и игровых компаний по поводу необходимости более жесткого регулирования онлайн и мобильных игр с моделью оплаты free-to-play.

В Еврокомиссии отмечают, что сейчас около 50% онлайн-игр которые доступны на рынке ЕС, позиционируются как бесплатные, хотя на самом деле часто навязывают весьма дорогие внутриигровые покупки. Порою пользователи не достаточно осознают и следят за тем, что они тратят весьма крупные суммы на такие транзакции, поскольку деньги с их кредитных карт считываются по дефолту.

Требования Еврокомиссии к игровым компаниям сводятся к следующему:

— Игры, рекламирующие свою «бесплатность», не должны вводить потребителей в заблуждение, относительно истинных затрат;
— Игры не должны содержать прямые призывы о покупке внутриигровых предметов «Купи прямо сейчас!» к детям, либо к выпрашиванию покупки у взрослых;
— Потребители должны быть ясно проинформированы о механизмах платежей, и деньги на покупки не должны быть списаны через настройки по умолчанию, без явного и предварительного согласия пользователя;
— Продавцы внутриигрового контента должны обязательно указать адрес электронной почты, чтобы в случае вопросов или жалоб, потребитель мог связаться с ними.

С этими требованиями Еврокомиссия уже обратилась к некоторым компаниям, в том числе Google и Apple, как владельцам наибольших площадок распространения free-to-play игр.

В Google согласились выполнить часть условий, в частности убрать слово «free» со всех приложений, где разработчики оставили возможность совершения покупок, до конца 2014 года. В Apple пообещали принять меры по указанным проблемам, но каких-либо четких дат/формулировок не высказали.

99 комментариев

avatar
Это уже готовый законопроект?
Интересно как это коснётся игр, которые фактически открыты для мирового рынка, в том числе Европы, но руководятся например из США?
  • +1
avatar
Это уже готовый законопроект?
Насколько я понял, это результат договоренностей с гуглом и недоговоренностей с эйплом. Эйплы полностью отморозились. Гугл сделает обещанное до конца сентября.
Комментарий отредактирован 2014-07-21 20:07:05 пользователем Atron
  • 0
avatar
Эйплы полностью отморозились.
Не совсем был дан ответ, что это будет сделано не раньше осенней переделки app store(ну вроде как заодно изменят правила по данному закону), так как сейчас идет разработка восьмерки.
То есть в принципе это касается в основном только т.н. small games?
Абсолютно нет, но «ф2п» в большей части именно в играх.
Комментарий отредактирован 2014-07-21 20:48:12 пользователем grehosh
  • 0
avatar
что это будет сделано не раньше

Я и говорю — полностью отморозились. :) Разница между гугловским «не позже» и эйпловским «не раньше», как между белым и черным. :)
  • +3
avatar
Странный вывод. Гренош прав, компания все силы бросила на разработку новой версии ОС, выпускает собственный язык программирования. А внести соответствующие поправки в соглашение с девелоперами — это тоже не за день делается. Можно, конечно, поторопиться, а потом словить несколько миллионных/миллиардных исков по каким-нибудь интересным поводам, связанным с ограничением бизнеса. :)

Про «отморозилась» — это твои домыслы, Атрон.
  • 0
avatar
Вот что я вижу в тексте пресс-релиза:

However, no firm commitment and no timing have been provided for the implementation of such possible future changes.

И я бы очень хотел ошибаться в своих выводах, да.
  • 0
avatar
Ну а как ты себе это представляешь? Как деятельность российской ГосДуры что ли? Накалякали ересь, а потом будут требовать от людей ее беспрекословного исполнения?

Это первый этап ограничения подобной деятельности, все еще мутно и расплывчато, как в приведенной европейской бумажке. Сейчас начнется длинная цепочка занудных совещаний и обсуждений, как это вообще сделать.

Отлично, в обществе сформировался запрос на ограничение вот такого ф2п. Теперь надо понять, как его можно ограничить на практике. Вот сколько на это нужно времени? Лично я даже не представляю.
  • 0
avatar
Вот сколько на это нужно времени?

Гуглу — до конца сентября. Да, это пока маленький поступок, но все же. Я понимаю, что Эйпл до конца сентября не может по каким-то причинам, но, в отличие от гугла, эйпл вообще ничего не пообещал в принципе.
  • 0
avatar
Атрон, давай будем реалистами. Я тоже могу пообещать что-то, чтобы от меня отстали. :) Это раз. Два, моя готовность что-то быстро сделать может быть связана с заведомым желанием сделать это «на отвяжись». :D Сейчас я, ни в чем не разбираясь, сделаю какую-нибудь фигню, вышлю ее в Евросоюз, пусть они ее там пожуют годик, а от меня — слава всему! — на это время отстанут.

Отличный вариант, между прочим.

«По плодам их узнаете их», ага. А не по цветам. :)
Комментарий отредактирован 2014-07-21 21:18:25 пользователем Ascend
  • 0
avatar
Атрон, давай будем реалистами. Я тоже могу пообещать что-то, чтобы от меня отстали.
Ну тут надо сказать, что уже до этого гугл начал работу в этом направлении, как и эпл.
Когда им обоим прилетели повестки в суд в США от родителей чьи дети отдали за «бесплатные» приложения не одну сотню $ ))
  • 0
avatar
Когда им обоим прилетели повестки в суд в США от родителей чьи дети отдали за «бесплатные» приложения не одну сотню $ ))
Ну это только первые звоночки. Никто ничего не будет менять просто так. Стимул должен вырасти. Но! Реагировать на него тоже можно по-разному. Можно же делать вид, что ты согласен на переговоры, давать обещания, бесконечно вести эти переговоры, жевать резину… и ничего реально не делать.

Будем посмотреть.
  • 0
avatar
Ну это только первые звоночки
Ну в США они выплатили все потраченные детьми деньги(ну эпл точно) ))
  • 0
avatar
Можно же делать вид, что ты согласен на переговоры, давать обещания, бесконечно вести эти переговоры, жевать резину… и ничего реально не делать.
В этом случае евробюрократам просто можно будет разрешить иски европейцев + наложить штрафы на компании в рамках закона (если это закон конечно).
  • 0
avatar
Атрон, давай будем реалистами.

Давай. Гугл пообещал сделать конкретное до конца сентября. Причем это конкретное не такое уж сложное. Эйпл ничего не пообещал вообще, в принципе. Все остальное, по-моему, какое-то странное дополнение смыслами того, что имеет отднозначную трактовку, по-моему.
  • +1
avatar
Причем это конкретное не такое уж сложное
Спасибо посмеялся, а юристов наверное уже выносят.
Это не просто, это реально не просто если подходит к этому вопросу с точки зрения реализации, так как возникает лавина вопросов, как юридических, так и технических.
Куда эти приложения относить, что считать не «бесплатным» приложением, что делать если в приложении есть подписка, то делать если плата идет не через приложение, а через сайт, что делать если приложение мультиплатформа и оплата возможно через ПК. И еще сотни вопросов на поверхности, а когда начнется реализация их будет еще больше и те, что привел я будет детскими.
Причем это конкретное не такое уж сложное.
По такому принципу работает бешеный принтер, выдал закон, а как его соблюдать…
  • +1
avatar
Я говорил об этом подходе:

Google has decided on a number of changes. Implementation is underway and will be completed by the end of September 2014. These include not using the word «free» at all when games contain in-app purchases, developing targeted guidelines for its app developers to prevent direct exhortation to children as defined under EU law and time-framed measures to help monitor apparent breaches of EU consumer laws.

Что конкретно в этой формулировке вызывает затруднения, на ваш взгляд?
  • -1
avatar
То что это не решение проблемы как таковой и например у Эпла это уже есть, в таких приложениях заметная надпись «Содержит встроенные покупки», у Гугла вроде тоже есть аналогия, но на память не могу сказать.
Ну не будет в описание слова free, кнопка будет называться не «бесплатно», а «скачать». Вот только эффект от этого очень мал.
  • +1
avatar
именно так — бешеный принтер.
  • +1
avatar
Так я о чем и говорю. Давай не будем делать поспешных выводов на основе обещаний. :)

Тем более, что убрать надпись «Free» с иконки приложения (а речь идет, как я понимаю, об этом) — это вовсе не решение проблемы. В любом приложении есть еще описание и «внутренности», я могут там этими «Free» все исписать сколько угодно.

А вот у нас Apple 4 раза заворачивал приложение, так как модераторы считали, что описание не полностью соответствует функционалу. То есть мы как бы обещаем то, чего не предоставляем. И нам 4 раза приходилось работать над формулировками. Такие дела.
  • 0
avatar
То есть в принципе это касается в основном только т.н. small games?
  • 0
avatar
Нет, это пока просто заявление и договоренности.
  • 0
avatar
Но шаг сам по себе очень важный. Вот тут я полностью одобряю вмешательство евробюрократии, как ни странно. :)
  • 0
avatar
всем ку, вот я и вывалился из очередного бана:)

система уже давно не работает и уже давно придумано как ее обходить — введение промежуточной валюты покупаемой за реальную, это же снимает ВСЮ ответственность за то, что творится в игре — за реальные деньги игровые баджики начислены? — начислены, с транзакцией всё замечательно, какие еще вопросы? а вот то, что с баджиками в игре происходит это уже вопрос совсем не юридический.

если же касаться самого f2p, какая разница как он будет называться? триал, лимитед или русским фримиумом.

есть и еще 1 уже стабильно работающий метод — вечное ОБТ, ага не f2p у нас, просто обт идущее 5 лет и на него мы всех пускаем бесплатно

зы2. воюют с ветряными мельницами это раз, во-вторых, как я люблю повторять, это всё минусы не f2p как такового, а некой модели монетизации неофициально обозванной p2w, которая старательно под нее маскируется.
Комментарий отредактирован 2014-07-21 20:32:19 пользователем basta4ya
  • 0
avatar
зы2. воюют с ветряными мельницами это раз, во-вторых, как я люблю повторять, это всё минусы не f2p как такового, а некой модели монетизации неофициально обозванной p2w, которая старательно под нее маскируется.
А существует честный ф2п?
  • 0
avatar
да, и даже примеры уже приводили: сессионка — lol или prime world например, не сессионка — path of exile это если хотеть полный доступ к контенту игры.

ps/ существует масса гибридов, которые суть смесь p2p и f2p и тоже являются честными в той или иной мере, по большому счету индикатором «честности» является наличие в итеммоле предметов влияющих на игровой баланс, если их нет — то это честный f2p, если есть аналог премиума, какие-нибудь одноразовые шняжки типа маунтов и т.п., то это p2p маскирующийся под f2p, как правило, он просто чуть дороже, если же есть заточки, банки, всякая дрянь на шанс улучшения и т.п. — это p2w.
в качестве бонуса, есть еще отдельный класс- «анальный донат», в качестве примера, китайская версия R2 — 2 слота под кольца открываются за донат, целая система рун которые добываются только из итеммола, вход в данжи платный:) это к заточкам, банкам лечения, премиуму, трансформам, отдельно о них- в игре есть система трансформаций, не знаю как в китае, но у инновы трансформа на месяц стоила 5400рублей!!!
  • +3
avatar
Насчет сессионок — я все же долго думал, и дошел до мысли что да. В лиге есть абсолютно идеально-утопичный вариант F2P. Но в сессионках совершенно другие правила, поэтому считать их не имеет смысла. Плюс в сессионках в сотню раз больше онлайн, что автоматически делает более выгодными мелкие переводы.
  • 0
avatar
понятно, что модель монетизации должна быть, вопрос за что с тебя деньги возьмут — за возможность играть или за возможность по приколу послать жене цветочки.
причем второй вариант при кажущейся утопичности, работает.
я периодически листаю корпоративные ньюсы на работе, знал бы ты сколько премиум танков было задарено на 23 февраля в WoT мужикам детьми, женами и друзьями не потому, что они необходимы и вообще модели оплаты WoT я не касаюсь, а просто потому, что у мужика хобби, в коллекцию и т.п., а они не так уж и дешевы по 500-1000к рублей — это жеж годовая подписка p2p вышла за неделю.
Вопрос что полноценных ММОРПГ c честным f2p действительно что-то не густо.
  • +2
avatar
При среднем уровне умения, они вовсе не необходимы. Когда я последний раз играл, с премиумом на десятке каталось легко и ненапряжно в плюс. Так что в основном это действительно плюшка «в коллекцию».
Но опять же. В сессионках совершенно другой интерес.
  • +1
avatar
именно, что просто плюшка в коллекцию, которая стоила как годовая подписка при платной модели, то есть система может работать и не выжимая бабло, а на добровольных началах.
  • +2
avatar
С ЛОЛом согласен. Я про него как то и не вспомнил сразу.
  • +1
avatar
PoE гораздо лучший пример, в нем действительно даже не пытаются выжимать деньги, в итеммоле есть только анимации для спелов, анимации шмоток и т.п. то есть ничего даже косвенно влияющего на баланс.

в дотообразных все же есть момент — появление нового героя например, которого делают умышленно чуток дисбалансным недельки так на 2 до фиксов, и получить которого реальнее всего через шоп, а не игровыми методами, вот за эту возможность «понагибать» 2 недельки стада и приносят вагон денег, то есть нажим все же есть и он реален.
  • +2
avatar
в дотообразных все же есть момент — появление нового героя например, которого делают умышленно чуток дисбалансным недельки так на 2 до фиксов, и получить которого реальнее всего через шоп, а не игровыми методами, вот за эту возможность «понагибать» 2 недельки стада и приносят вагон денег, то есть нажим все же есть и он реален.

эм, что? в доте нет фри ротации и она полностью бесплатна и в ней нет рун. А жанр называется по другому — моба.
  • +1
avatar
система уже давно не работает и уже давно придумано как ее обходить — введение промежуточной валюты покупаемой за реальную, это же снимает ВСЮ ответственность за то, что творится в игре
Не читай поправки пиши комменты.
В этих поправках как раз и идет речь о все возможных обходах, сейчас есть ряд вопрос касательно более сложных схем(например покупка билетов), в таких приложениях за само приложение платы не идет, но идет плата за услугу или вещь за пределами приложения притом не автору этого приложения.

В текущей поправке игра не может называться бесплатной если есть Любая возможность купить, что-любо в приложении.

А существует честный ф2п?
Если брать не только игры, то да конечно это приложения в которых с вас не берут плату, но берут плату с рекламодателей, чью рекламу вы смотрите.
И другие схемы монетизации в которых платите не вы, а иная компания, ну вы платите разве, что временем или обрезанным функционалом в демо-приложении.
Комментарий отредактирован 2014-07-21 20:46:47 пользователем grehosh
  • +1
avatar
а если полностью коммент прочитать?
какая разница как оно будет называться, ну будет в рекламе «официально, по-русски, без абонентской платы» что-то изменилось? а прикинь, если не как я на гора выдать, а чуток подумать, можно и получше выдать в разы.
  • 0
avatar
Производителям сигарет когда-то и в страшном сне не могло привидеться, что на собственных упаковках они будут писать «курение убивает». :) Они тоже думали, что обязательно придумают что-нибудь.
  • +1
avatar
раз уж я про мельницы ветряные заговорил, вот вам замечательный пример как я ваш закон обойду, причем пример реальный:
1. у нас есть игра, аля покемоны, кучка кричек короче, в ней нет вообще никаких транзакций она абсолютна бесплатна и общедоступна.
2. есть реальные мягкие игрушки продающиеся в магазине, в каждой игрушке код, его активация в игре из первого пункта добавляет эту кричку в игру.
к чему ты тут прицепишься, цена на игрушку может быть любая-это вообще физический объект, код к игре-бонус, к игрушке не привязанный так как игрушка ценность сама по себе, типа просто доп возможность, бонус.
3. как это работает отлично думаю даже объяснять не требуется.
  • 0
avatar
3. как это работает отлично думаю даже объяснять не требуется.

Я рекомендую такую штуку провернуть и словить иск, считая, что обвинение не сможет доказать, что код влияет на ценность товара. :)
  • 0
avatar
Ну в текущих поправках схема будет работать, так как идет речь именно о приложениях в которых можно, что-то купить.
Код ты не покупаешь, ты покупаешь игрушку в нагрузку к которой идет код, код ты может отдать.
Прицепится конечна можно, но вот кто будет рассчитывать себестоимость кода ))
  • +1
avatar
Прицепится конечна можно, но вот кто будет рассчитывать себестоимость кода ))

Себестоимость не нужна. Нужен факт ненулевой ценности.
  • 0
avatar
Нужен факт ненулевой ценности.
Но для этого нужна доказать, что он не нулевой.
Коды и раскидывать можно за бесплатно в дополнении к игрушкам.
  • +1
avatar
я же не зря упомянул, что пример реален, это несколько лет назад в попонии было весьма популярно, выродилось в то, что просто делать дорогие игрушки проще и профитнее и фабрика для этого нужна 1 и без всякого айтишного аутсорсинга, к сожалению не знаю почему идея не продолжила развиваться в каких-то итерациях, а стала деградировать, но да не суть, ты же понимаешь, что таких идей на гора можно родить не один десяток, с кучей подвидов и вариаций.

но раз уж тебе так нравится приставать именно к цене товара, вот тебе пример — карты MTG, до сих пор живы-здоровы, бустер, себестоимость которого копейки, стоит рублей 600, тем же бонусом в данном случае выступает возможность играть ими на турнирах и в клубах, а не между собой на лавочке где и ксерокопии на ура попрут, стало с ними что-нибудь?
  • +1
avatar
А M:tG давно у нас стал f2p??
  • 0
avatar
Давно в 2012 вроде.
  • 0
avatar
Чудно… А до того они как свою схему монетизации называли?
  • 0
avatar
Чудно… А до того они как свою схему монетизации называли?
Ну мы же сейчас не про настолку говорим? )
если про комп игру то раньше она была платной.
  • 0
avatar
мы же сейчас не про настолку говорим?
Я именно про неё думал.

А про комп. игру МТГ я не в курсе. Ну, точнее знаю о двух играх времён начала 2000-х, но в них никакой монетизацией и не пахло.
  • 0
avatar
Не знаю, почему вдруг компьютерный вариант MtG стал f2p. У меня есть практически все ее версии (разве что 2013 нет) и все их я покупал. Плюс там есть возможность разблокировки колод за реальные деньги.
  • 0
avatar
Не знаю, почему вдруг компьютерный вариант MtG стал f2p.
itunes.apple.com/ru/app/magic-2015/id672924134?mt=8&ign-mpt=uo%3D4

Последние версии как раз 2013, 2014 не покупал играл :\
Плюс там есть возможность разблокировки колод за реальные деньги.
Ну это вполне логично, во всех карточных такое есть.
Комментарий отредактирован 2014-07-24 11:54:18 пользователем grehosh
  • 0
avatar
А, речь про мобильную версию.
Хотя, логично. Заметка же про мобильную платформу.
Я про PC-версии говорил.
  • 0
avatar
Я про PC-версии говорил.
За PC версией не смотрел, так как на планшете играть удобнее )), но да в стиме они по 260 рублей, что конечно странно.
  • 0
avatar
а если полностью коммент прочитать?(2)

какая разница как оно будет называться, ну будет в рекламе «официально, по-русски, без абонентской платы» что-то изменилось?
После поправок приложения нельзя будет называть «бесплатными», а кто так его назовет может получить штраф или что там регуляторы придумают.
Комментарий отредактирован 2014-07-21 21:22:30 пользователем grehosh
  • 0
avatar
и что, эффект то где?
  • 0
avatar
и что, эффект то где?
Какой эффект? Oo поправки только согласовали на ранней стадии, этим вопрос еще никто не занимался в всерьез.
  • 0
avatar
согласовали, приняли и т.п., эффект то от чего возникнет? от переименования милиции в полицию:)
  • 0
avatar
(ирония)Ну мы же говорим о цивилизованных странах ))(/ирония)
А если серьезно, эффект возникнет когда перестанут дурить неокрепшие умы сказками о бесплатности.
Ну серьезно этот закон направлен в основном на защиту детей(ну кошельков их родителей), взрослый человек должен понимать, что бесплатно в нашей жизни можно только воздухом подышать. И если он отдает пол зарплаты на пиксели, то он либо дурак, либо может себе это позволить, так как заработал.
А дети… у них сейчас телефон появляется чуть ли не в детском саду и хорошо если родители прошарены и могут заблокировать оплату, а если нет.
То ребенок читает бесплатно, ок скачаю, играю нравится, о игра просит 10 рублей за новую шляпку, мне нравится игра, дам 10 рублей и поехало.

Эти поправки в отличии от «ста рублей» действительно нужны и они могут помочь уберечь детей как от трат, так и от информации которую лучше пока не знать дабы не разрушать представления о прекрасном мире ))
Комментарий отредактирован 2014-07-21 21:50:13 пользователем grehosh
  • +1
avatar
Вообще, я считаю, что формула «взрослый должен понимать» тоже не самая правильная. «Бесплатно» — это характеристика продукта. Она вводит в заблуждение.
  • +2
avatar
тоже не самая правильная.
Я не оспариваю, но не понимаю как можно отдавать критическую часть своей зарплаты на пиксели. Не ужели в момент оплаты не звенит в голове. Но это немного в стороне от темы.
  • +1
avatar
а у тебя есть такие знакомые?
у меня всего одна такая знакомая пара — игромания в ярковыраженной форме, там ничего не звенит, там как у героиновых наркоманов, бюджет расписывается по принципу
1. дурь 2. кварплата, инет, свет 3.жрачка и все остальное.
в порядке приоритета:) ну да, периодически не хватает еды и долги за хату копятся, предполагаю, что и в игре не хватает:)

у остальных, в защиту микротранзакций, всё же звякает, действительно солидные суммы тратил только 1 мой знакомый, и то у него звякает «я уже крузер прое***», но это опять гораздо меньше чем пол зарплаты.
лично мой критерий сугубо психологический, я не играю в p2w принципиально, в смешанных же типах, это лимит в 500-600р\месяц.
  • +1
avatar
а у тебя есть такие знакомые?
Есть (( у них звенеть начинает правда после совершения оплаты и игра удаляется :/
  • +1
avatar
Я бы не акцентировал так на «пикселях». На карты из картона, значит, можно? Суть в зависимости, а не в природе предмета болезненного вожделения.
  • +2
avatar
дак не перестанут в том то и суть, изменится внешняя форма, но не изменится содержание, то есть, вся эта фигня — профанация в чистом виде.

зы. сотовые вообще больная тема, стариков похоже будут кидать постоянно и способов борьбы нет, потому как сам опсос зачастую этим и занимается.
  • +1
avatar
У меня ребенок на телефоне спустил весь баланс на лотерею «выиграй Polo» — от самого же мобильного оператора «Киевстар»… Про игры и плату он понимает, а вот тут не сообразил. Сказал — «думал-смс-ки бесплатно»… Вот от такого как защитить?
  • +2
avatar
Ну, про Украину посоветовать ничего не могу, но в России сейчас можно придти в офис оператора и написать заявление на открытие второго счета для контента с которого должны будут списываться деньги в таких ситуациях. Правда эту возможность не сильно афишируют. Так что возможно у вас есть нечто подобное.
  • +2
avatar
Я просто не хочу, чтобы такие смс-ки приходили на телефон, мой и сына.
  • +2
avatar
с такого рода то проблемами как раз все очень просто, идете в офис и отключаете короткие номера.
подключенные услуги счас вроде тоже особых проблем не вызывают, оператор идет на встречу без разговоров и бабло зачисляют в обратку.
гораздо хуже случай если тебе просто оператор рисует звонок часа так на 2 на какой-нибудь рандомный номер физ. лица.
  • +1
avatar
Не знаю как сейчас, а в прошлом году это сделать было в принципе невозможно — оператор «Киевстар» утверждал, что не может отключить «услугу» коротких номеров. Знаю из личного опыта — сам звонил им, хотел отключить.
  • +1
avatar
Давно пора.
Вообще, учитывая тенденции современного мира и нарастающую популярность ММО среди любых слоев населения, было бы разумным создать целое министерство, которое бы вплотную занялось исследованием проблем индустрии и поиском возможных путей их решения, ужесточило бы меры и расширило список применяемых санкций по отношению к недобросовестным разработчикам, издателям… Да чего уж там, за возможность нормально играть в нормальную игру я готов платить налоги!
  • +3
avatar
Ну собственно можно смотреть на Корею. Там эта тенденция выражена ярче и заниматься государство этим начало раньше. Остальные просто отстают за счет меньшей значимости явления.
  • 0
avatar
Есть более принципиальный вопрос, относительно F2P — налоги:
http://free-shards.ru/games-company/30-mail-ru/52-games-mail-nds
Mail.ru Games отказались платить налоги за «Donate»

Суть судебного заседания, в котором участвовал «Mail.ru Games», заключается в возможности получить льготы по выплате налогов, из дохода компании за продажу игровых предметов в играх, распространяющихся по модели free-to-play.

Отказаться от НДС компания может в соответствии со 149 статьей налогового кодекса (включена с 2008 года), как сообщает Ведомости, отказ от налогов может осуществляться предприятиями, которые осуществляют продажу программного обеспечения, различными БД, а также права на их использование в соответствии договора лицензии.

В первый квартал 2013 года MRG заработал 1.5 млрд. руб. за продажу внутриигровых ценностей (доход только лишь с ArcheAge в период ЗБТ составил не менее 150 млн. руб.), сумма НДС от общего дохода составляет 276,3 млн. руб. В соответствии со статьей указанной выше, MRG пытается убедить чиновников, что данные продажи внутри игры являются частью программного обеспечения, в связи с чем, подходят под аналогию 149 статьи.
  • +1
avatar
оставим первый комент на этом замечательном ресурсе.
app2top.ru/industry/%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC-%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-free-to-play-%D1%83%D0%B6%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BB-43559.html

а то разговоры про «сделайте нам поиграть хорошо и бесплатно»…
  • +1
avatar
а то разговоры про «сделайте нам поиграть хорошо и бесплатно»…
— это как разговоры про «сделайте нам водку, что бы напиваться и не было похмелья» :)
  • +1
avatar
ммм… помимо общего цинизма, который, собственно, вполне нормальная вещь в откровенном разговоре, сама суть беседы, как мне показалось, о каких-то принципиально других существах. Оба собеседника отчетливо не представляют себя клиентом того, что создают. Поэтому, к примеру, появляется вот это «лучше вначале пережестить, а потом отпустить» и прочие «разговоры о козявках». Если допустить, что речь идет о том, что для кого-то это довольно серьезное увлечение на годы, если мы про ММО, то ему едва ли захочется чувствовать себя все эти годы козявкой. Оно, конечно, можно сказать, что вот же вы сейчас жуете и не давитесь, на что я отвечу, что это все же, с одной стороны, инерция на воспоминаниях о честных схемах, а с другой — неопытность. И то, и другое имеет свойство исчезать.

Ну, и главное — все же речь о мобильных играх, или там социалках каких. Которые вообще живут по совершенно другим законам. И, кстати, это относится к заметке тоже. Вот насколько я верю в эволюционный возврат pay-to-play на серьезных платформах, настолько же не верю, что на мобильных устройствах может толком выживать что-то, кроме фритуплея. Там подход к досугу, к уровню вовлеченности, совсем другой.
  • +4
avatar
сама суть беседы, как мне показалось, о каких-то принципиально других существах. Оба собеседника отчетливо не представляют себя клиентом того, что создают. Поэтому, к примеру, появляется вот это «лучше вначале пережестить, а потом отпустить» и прочие «разговоры о козявках». Если допустить, что речь идет о том, что для кого-то это довольно серьезное увлечение на годы, если мы про ММО, то ему едва ли захочется чувствовать себя все эти годы козявкой.
Насколько я понял, этот разговор не для игроков, а для производителей.
И ещё хорошо, что мы имеем возможность быть свидетелями таких откровенных разговоров.
Если взять производителей табачных изделий, алкоголя, да и вообще любой продукции, любых услуг — там за ширмой «заботы от потребителе» звучат и гораздо более циничные и опасные вещи.

Да, игроки — козявки, в 99% случаев коммерческих игр.
И вид платформы — это не так уж принципиально. Разница только в деталях.

Например, тот факт, что огромные деньги сейчас собираются на «альфа-версиях»/«раннем доступе». Это всё может быть просчитано заранее. И, ужас-ужас, разработчики и издатели могут выпускать в «ранний доступ» игру, которую они заведомо бросят при определённом развитии событий. Не потому что «не смогли», «не осилили». А просто потому, что «невыгодно», «не очень выгодно», «можно извлечь больше выгоды другими способами».

И игроки — да, козявки. Это так.
  • +3
avatar
И игроки — да, козявки. Это так.
Игроки — козявки, когда играют в игры, сделанные для козявок. Почему игра сравнивается с сигаретами или алкоголем, но не с кино или литературой? Композитору может нравиться своя музыка? Писателю может нравиться финал своего произведения? Режиссер может быть доволен своим фильмом?
Комментарий отредактирован 2014-07-22 12:15:09 пользователем Atron
  • 0
avatar
Ну давайте сравним с кино/литературой, хотя я не вижу никакой принципиальной разницы.

Есть «арт-хаусное» кино и чтение «не для всех», а есть мейнстрим, разных жанров. И в киноиндустрии, и в книгоиздательском бизнесе люди просто зарабатывают деньги. И везде есть свои приёмы, свои технологии, свои «правила игры».

Относительно морального удовлетворения: «может быть доволен» — не обязательно «будет доволен».

Автор, создатель коммерческого продукта:
1. не обязательно — потребитель этого продукта,
2. необязательно получает удовольствие от создания продукта.
Просто у него такая профессия.

Например, многие разработчики игр не играют в игры в свободное время. И многие рецензенты игр играют в них не для удовольствия, а просто работа такая.
  • +1
avatar
Например, многие разработчики игр не играют в игры в свободное время. И многие рецензенты игр играют в них не для удовольствия, а просто работа такая.

Ну, тогда мне их очень жаль. :)
  • 0
avatar
Людей, которые на работе делают именно, к чему имеют страсть, не так уж много :)

Приведу цитату из Стругацких:
Жилин положил ладони на стол и откинулся в кресле, — огромное здание человеческой культуры: все, что человек создал сам, вырвал у природы, переосмыслил и сделал заново так, как природе было бы не под силу. Величественное такое здание! Строят его люди, которые отлично знают свое дело и очень любят свое дело. Например, Юрковский, Быков… Таких людей меньше пока, чем других. А другие — это те, на ком стоит это здание. Так называемые маленькие люди. Просто честные люди, которые, может быть, и не знают, что они любят, а что нет. Не знают, не имели случая узнать, что они могут, а что нет. Просто честно работают там, где поставила их жизнь. И вот они-то в основном и держат на своих плечах дворец мысли и духа. С девяти до пятнадцати держат, а потом едут по грибы… — Жилин помолчал. — Конечно, хочется, чтобы каждый и держал и строил. Очень, брат, хочется. И так обязательно будет когда-нибудь. Но на это нужно время. И силы. Такое положение вещей тоже ведь надо создать.
И эти люди, тем не менее могут, быть вполне счастливыми.
:)
  • 0
avatar
И эти люди, тем не менее могут, быть вполне счастливыми.

Они — да. Те, кто пользуется плодами их работы… не думаю. :)
  • +1
avatar
Нужно быть реалистами.
:)
Чтобы люди ценили хорошую музыку — должно быть много плохой. Чтобы ценили хорошую литературу — должно быть «одноразовое» чтение или вообще — то, что не заслуживает права быть прочтённым. И кино, и игры, и любые другие предметы потребления, и всё-всё-всё в этой жизни.

Кроме того, наш современный мир вообще имеет много одноразового или не полностью используемого (или вообще никогда не используемого и сразу утилизируемого). Но это не значит, что эту работу можно не делать вообще, или можно делать её плохо.
:)
  • 0
avatar
Чтобы люди ценили хорошую музыку — должно быть много плохой. Чтобы ценили хорошую литературу — должно быть «одноразовое» чтение или вообще — то, что не заслуживает права быть прочтённым.
Хорошая в каком смысле? особенно «хорошая литература».
Ну и в таком подходе есть большая вероятность, что будут не «ценить хорошее», а наоборот «скопом запишут всю <область потребления> в некачественные»
от «вся фантастика это про попаданцев к эльфам с бластерами» до «музыки толстых» или «заумной какофонии».
«Нее мужик, так ты слона не продашь» ;-)
  • +1
avatar
Определений хорошей музыки, литературы, кино можно дать много, очень много. И каждое будет неполным. Поэтому я сформулирую, что такое «плохое».

Плохая литература — это графоманство, типа Андрея Круза.

Плохое кино — это «эксплотейшн» и «просто освоить бюджет».

Плохая музыка — это музыка, которая «пишется» на как музыка, а как конъюнктурный предмет потребления, например в форме клипов для заполнения контента музыкального ТВ.
  • 0
avatar
Плохая литература — это графоманство, типа Андрея Круза.
А почему Круз это вдруг плохо, а совершенно нечитаемый Достоевский (выдержал только 50 страниц описания Петербурга в ПиН) хорошо? Чем один лучше другого?

Плохое кино — это «эксплотейшн» и «просто освоить бюджет».
Чем эксплотейшн (сиске, кровыщща, махаолово!) лучше какого нибудь Линча (Зачеркиваем потому что «Твин пикс» и «Дюна») Пазолини (скучная порнушка по Де саду, но все же старался мужик) во Альмодовара (кстати кто это?), например?

например в форме клипов для заполнения контента музыкального ТВ.
Вы просто не разу не бухали в ресторане В заведених, где нужно заполнять фон такие клипы намного лучше, чем любая серьезная музыка.
  • 0
avatar
А почему Круз это вдруг плохо, а совершенно нечитаемый Достоевский (выдержал только 50 страниц описания Петербурга в ПиН) хорошо? Чем один лучше другого?
Вы читали Круза? Я читал.
Он плох тем, что это — не художественная литература, а графоманство. Он пишет не о людях, а о том, что знает — об оружии.
Он пишет не о драме, не об эмоциях людей, не о человеческих отношениях. Он пишет о том, чем одна модификация оружия отличается от другой и т.д. Замени одни характеры на другие, одни события на другие — суть не изменится.

А у Достоевского первична мораль, идея, смысл. Есть и форма (композиция), и содержание, и используемые художественные средства.

Чем эксплотейшн (сиске, кровыщща, махаолово!) лучше ...
Не понял, а кто говорил что экспотейшн лучше?
Кстати, если по конкретным примерам: «Человеческая многоножка» — это хороший фильм, во-Вашему?

В заведених, где нужно заполнять фон такие клипы намного лучше, чем любая серьезная музыка.
Именно, т.е. это не является «музыкой», клипы — это просто медиапродукт, где музыка вторична. Например часто вижу в кафе ситуации, когда на больших экранах крутятся одни клипы, а из колонок звучит другая, более качественная музыка.
  • +1
avatar
Вы читали Круза? Я читал.
Он плох тем, что это — не художественная литература, а графоманство. Он пишет не о людях, а о том, что знает — об оружии.
Он пишет не о драме, не об эмоциях людей, не о человеческих отношениях. Он пишет о том, чем одна модификация оружия отличается от другой и т.д. Замени одни характеры на другие, одни события на другие — суть не изменится.
Ну так красиво описать пушки и их применение это настоящая мужская проза.

А у Достоевского первична мораль, идея, смысл. Есть и форма (композиция), и содержание, и используемые художественные средства.
И какое все это имеет отношение к хорошо/плохо? Ну есть у него мораль и форма, зато пушки описаны мало и плохо, тут его даже толстый лев делает как ребенка, не говоря уже о каком нибудь Булгарине.

Не понял, а кто говорил что экспотейшн лучше?
Я говорил и говорю, но там была оговорка по фрейду.

«Человеческая многоножка» — это хороший фильм, во-Вашему?
А сколько там трупов? а в среднем в час? а на единицу выстрела?

Именно, т.е. это не является «музыкой», клипы — это просто медиапродукт, где музыка вторична.
Но они приносят пользу как заведению, так и посетителям, в отличии от всякой высокой мызыки, под которую ни поесть ни посидеть. Так что клипы получается лучше (полезнее).
  • 0
avatar
Шкурник — провакатор :-)
  • +1
avatar
Ну так красиво описать пушки и их применение это настоящая мужская проза.
Настоящая мужская проза — это Шолохов, например.
  • 0
avatar
Чтобы люди ценили хорошую музыку — должно быть много плохой. Чтобы ценили хорошую литературу — должно быть «одноразовое» чтение или вообще — то, что не заслуживает права быть прочтённым.
А вот не соглашусь. Получить удовольствие от хорошей книги можно и не сравнивая ее ни с какой другой. И если мне нравится произведение, то оно автоматически попадает в разряд «хороших» для меня. А всякая гадость, которая стала мне попадаться после того, как я начала читать практически все подряд, вызывает только раздражение и желание вообще не читать, но никак не делает хорошие книги в моих глазах еще лучше. С играми примерно то же самое, разве что гораздо более возможна ситуация «на безрыбье и рак рыба» — когда миришься с какими-то минусами, потому как что-то достойное еще пойди найди.
  • +7
avatar
А вот не соглашусь. Получить удовольствие от хорошей книги можно и не сравнивая ее ни с какой другой.
Можно :)
Я же не о том, что надо читать «плохое», я про то, что его в нашем мире реально гораздо больше чем «хорошего» :)
  • 0
avatar
Я же не о том, что надо читать «плохое», я про то, что его в нашем мире реально гораздо больше чем «хорошего» :)
Довольно спорно, все зависит от того, что именно считать «хорошим», а что «плохим», насколько высоко поднимать планку. Для меня, например, перевес у книг идет в сторону хороших, причем с большим отрывом. Правда, мне достаточно, если после прочтения у меня остаются просто приятные впечатления о слоге и пара-другая интересных мыслей, иногда весьма спорных для меня. Но все это обычно результат самого процесса «творчества» автора, а вот в современных играх-однодневках его практически нет, есть много расчетов и анализа, маркетинга и погони за прибылью, а все хорошее, что в них есть, отмечается и копируется из одной игры в другую. Найти в них что-то новое и интересное — тот еще квест.
  • +4
avatar
Нужно быть реалистами.

Окей. Давайте. Мы создали ММОзговед, как игру, в которую сами играем. И уж точно не видим посетителей козявками. Мы пишем об играх, потому что они нам нравятся. Достаточно реалистичная ситуация в рамках обсуждения на этом ресурсе? :)
  • 0
avatar
ММОзговед — очень хорошая «игра» :)
Плохих «игр» на эту тему в интернете гораздо больше :)
  • +1
avatar
Ха-ха, самоуверенный наркоторговец этот ваш г-н Донских. Ути-пути, лохов умеет разводить, умный какой. Какое это отношение имеет к тем играм, ради которых мы все тут и собираемся? Продукция г-на Донских и ему подобных автоматом уходит за скобки лично для меня, например. Не надо убеждать меня в том, что все игры на этой планете создаются через обсуждение «опасных и циничных вещей». Это только таким г-дам кажется, что все остальные такие же. А на самом деле они даже играют в разных лигах. И в разных дисциплинах.

ЗЫ Не могу отделаться от гадкого привкуса из-за этого интервью.
  • 0
avatar
Просто для информации — а в какой области вы работаете, и, если в игровой, сколько и каких игр сделали?
  • -5
avatar
Сегодня акция: комменты из разряда «сперва добейся» получают минус автоматом. ^_^
Комментарий отредактирован 2014-07-24 13:44:03 пользователем hitzu
  • 0
avatar
Мне кажется, мы тут говорим все же о клиентах (игроках), и о том, как они себя чувствуют, когда о них говорят, как о козявках. Собственно, не только говорят, но отчетливо так и воспринимают.
Комментарий отредактирован 2014-07-24 15:03:59 пользователем Atron
  • 0
avatar
Просто для информации — а в какой области вы работаете, и, если в игровой, сколько и каких игр сделали?

А какое это вообще имеет отношение к моему комментарию? Вам кажется, что эти схемы развода — нереальный хайтек? Думаю, вы ошибаетесь.

Всё довольно просто — настоящие игры получаются только у влюблённых в игры людей. В игры, а не в деньги. То же и с книгами, кино и любым другим творчеством. Маркетинг нужен, куда без него, но эта задача вполне посильна для профессионалов на зарплате, которые высветят лучшие стороны вашего проекта для восхищённой публики. А тут просто маркетинг, возведённый в абсолют. И этот г-н ещё наверное и мнит себя разработчиком игр. Все эти примитивные фритуплей ловушки, о которых он так многозначительно распинается, видны за версту, но, к сожалению, не всем. Вся их эффективность заключается вовсе не только и не столько в высоком профессионализме разработчика (а от интервью есть ощущение, что г-н думает о себе именно в таком ключе), сколько в обычной доверчивости и неподготовленности среднего пользователя. И вот разводом этих «не всех» г-н и занимается, интервью раздаёт «как проще и эффективнее отобрать у школьника деньги на обеды». Утрирую, конечно, но всё же. Более того, для него это, по-моему, вообще единственный побудительный мотив. Мне противно.
Всё вышесказанное ИМХО, разумеется. Уверен, многие здесь совсем не так категоричны, но я такой. Тошнит от мошенников, мнящих себя гениями разработки. Цитатка напоследок:

И ты можешь делать так, а можешь делать большую игру пять лет и собрать на нее бюджет на Kickstarter, потом на Steam ее выпустить в «раннем доступе», и опять получить деньги с тех же пользователей. Потом выпустить ее на любой платформе, будь она мобильная, консольная – не важна.
Не дождётесь. Рекомендую всем запомнить этого г-на и его контору, вдруг на Kickstarter всплывёт, или ещё где?
  • +8
avatar
… интервью раздаёт «как проще и эффективнее отобрать у школьника деньги на обеды». Утрирую, конечно, но всё же. Более того, для него это, по-моему, вообще единственный побудительный мотив.

Невероятно точно. Я не утверждаю, что это единственное, что есть у этого человека в голове, но это единственное, что есть в интервью. Вообще, все эти схемы, которые держатся, фактически, на предательстве доверия, на эксплуатации уверенности одних людей в порядочности других, реально делают мир гадким.
  • +4
avatar
к сожалению, из-за таких как г-н, всё валится в какую-то бездну донатную, а мы с вами, голосуя рублем за ИГРЫ, все же не создаем тенденцию к улучшению, ибо количество «козявок» превалирует и этим г-нам ничто не мешает и дальше клепать донатный треш в промышленных масштабах.
  • 0
avatar
— И сколько же это будет стоить?
— Это бесплатно!
— Звучит дороговато.
© The Simpsons
  • +9
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.