Spoiler
"Если русским когда-либо удастся завоевать Запад, они не будут управлять им из своей страны... напротив, ни в чем они не обнаружат так свою прыть, как в стремительном исходе из своих ледяных равнин. Московиты покинут свою страну в тот же миг, как двери других стран распахнутся перед ними."
А. де Кюстин, французский путешественник, XIX век.
С какой целью мы заходим в игру? Каждый ответит на этот вопрос по своему. Кому-то нравятся рейды в слаженной команде, кто-то любит исследовать мир и получать новые впечатления, кому-то просто скучно, кто-то собирает достижения, кто-то барыжит на аукционе, а кто-то любит поделать квесты и потрепаться в зелёном чатике. Но в любом случае игра не была бы такой интересной, если бы в ней не было других людей, с которыми можно померяться прогрессом, поделиться своими результатами, вместе пройти героик, устроить PvP или просто поговорить. WoW - это не только создаваемый разработчиками контент, но и комьюнити, в котором мы играем. И от тех, кто нас окружает, во многом зависит как восприятие игры в целом, так и желание в ней оставаться. Давайте попробуем оценить это сообщество и попытаемся непредвзято сравнить, сильно ли отличается игра на русскоязычных рилмах от игры на европейских.
A long, long time ago...
Для начала, немного воспоминаний. Здесь не о том, что трава была зеленее, а в основном только факты, которые помогут понять дальнейшее.
В 2005 году, во времена старта первых европейских серверов, уже существовали несколько локализаций, но русского языка среди них не было. Единственным более-менее известным русскоязычным ресурсом по игре на тот момент был форум ворлдофваркрафт.ру, ныне давно уже загнувшийся, на котором крупными буквами в самом верху было написано - "EU Warsong". И это во многом определило то, на какой сервер пойдёт большинство русскоговорящих игроков.
A long, long time ago...
Для начала, немного воспоминаний. Здесь не о том, что трава была зеленее, а в основном только факты, которые помогут понять дальнейшее.
В 2005 году, во времена старта первых европейских серверов, уже существовали несколько локализаций, но русского языка среди них не было. Единственным более-менее известным русскоязычным ресурсом по игре на тот момент был форум ворлдофваркрафт.ру, ныне давно уже загнувшийся, на котором крупными буквами в самом верху было написано - "EU Warsong". И это во многом определило то, на какой сервер пойдёт большинство русскоговорящих игроков.
Создав своего первого персонажа и начав исследовать новый и пока ещё неизвестный мир с английскими названиями квестов, мобов и локаций, многие сразу же заметили, что половина встречающихся им ников написаны транслитом с русского, а кириллица в чате встречается чаще, чем недовольное "english please". В итоге сервер фактически был захвачен - печатать на своём языке правила не запрещали, а без поддержки ГМов бодаться с превосходящими по численности русскими для "буржуев" было бессмысленно. Ещё через некоторое время появилась возможность прописать в чате "/join russian" и присоединиться к каналу, где постоянно сидели не меньше ста человек и болтали на разные темы об игре, о мировых событиях и вообще обо всём.
Надо отметить, что русскоязычное комьюнити на тот момент было достаточно приличным. Мат конечно присутствовал, но его было вменяемое количество, а несущих откровенный бред быстро игнорили. Некоторым барьером против буйных школьников и прочих пролетариев была ещё и не столь высокая доступность игры - коробка стоила около 2 тыс. рублей, а для подписки нужно было оформлять банковскую карту со счётом в евро. Через такой фильтр проходили в основном только более-менее нормальные люди, а редкие отморозки становились общим поводом поржать. Многие из тех, кто начинал в то время, скучают именно по такому варкрафту - адекватное русскоязычное сообщество в англоязычной среде. Таким оно продержалось примерно первые полгода.
Варлочек траит Мажеридона в русской гильдии на EU-Stonemaul, начало 2007 года.
С ростом доступности и известности игры, одного сервера для всех русскоязычных игроков уже не хватало, в итоге методом всё такого же постепенного захвата оказались заняты уже 4 рилма: Warsong, Stonemaul, Shadowmoon и Molten Core. И наконец, оценив сложившуюся ситуацию, Близзард к середине-концу Burning Crusade выпустили локализацию и открыли русскоязычные сервера, объявив на них бесплатный трансфер. Большинство восприняло эту идею положительно, и хотя многие сомневались уже тогда, практически все крупные гильдии переехали в ру-закладку. Ещё через пару месяцев бывшие "русские" сервера на европе Близзард закрыли, и это вообще единственный случай за 8 лет, когда закрывались сервера ВоВ.
"Zlatozemye"? What !?
По поводу качества локализации было написано уже много и хорошего и плохого, поэтому не будем сильно углубляться в критику. Но пару слов всё таки хочется сказать.
Поначалу видеть русские буквы в названиях привычных локаций и предметов было довольно необычно, и воспринималось это как своеобразный прикол. Установив локализацию, мы из любопытства кликали по карте, смотрели названия боссов, инстов, экипировки. И сравнивали, как это всё называется на самом деле и как это обозвали переводчики. И чисто поржать, делились друг с другом найденными ляпами, когда Голдшир превратился в Златоземье, Сильвермун в Луносвет, сет варлока стал чем-то типа "одеяния развратинка", а ожидаемый в новом дополнении Northrend превратился в режущий слух Нордскол. Но смешным это перестало быть как раз с выходом того самого нового дополнения. Внезапно стало ясно, что весь новый контент мы получили уже в этом самом нелепом переводе, оригинала названий и озвучки мы не видели, и играть нам теперь предстоит уже именно в такую игру. Была конечно возможность шаманить с игровым клиентом и заменять файлы, но официально это не одобрялось, заменялось так не всё, а после очередного патча зачастую приходилось настраивать всё заново.
Гриззли? Не, не слышали. Седые холмы, седые медведи...
Но не будем поливать локализаторов исключительно помоями. Справедливости ради надо заметить, что по сравнению со многими другими играми, в том числе ММО, перевод ВоВ был сделан довольно качественно. Минимум ошибок и опечаток, фразы мобов и NPC максимально близки к оригиналу, озвучка некоторых боссов не хуже английской, и даже различные пасхалки и отсылки к известным личностям или произведениям постарались не потерять. Но основная ошибка, пожалуй, была в том, что хотя формально перевод и был профессиональным, на первых этапах Близзард наняли для этого людей, которые сами скорее всего никогда в ВоВ не играли и поэтому с трудом улавливали разницу между атмосферой фентезийного мира варкрафта и мира в сказках Пушкина. Уже чуть позже, осознав окончательно, что ну никак нельзя заменять "hellscream" на "зычногласый" не испортив этим восприятие игры, они поправили большую часть таких очевидных косяков, но не все, а первое неприятное впечатление так и осталось.
Sons of a bitch
Подводя итог вышесказанному, сформулирую окончательное отношение к локализации. Перевод сделан неплохо, но ровно настолько, насколько это позволяют возможности перевода. Играть в русский ВоВ и получать от игры удовольствие вполне можно, но надо быть готовым к тому, что наткнёшься на кривое или неуместное название. По той простой причине, что это перевод, и лучше оригинала он никогда не будет. Попробуйте сами найти короткий и полностью передающий смысл аналог например для "Silvermoon City", чтобы он не звучал по-идиотски.
Community: RU vs EU
Задайте себе один простой вопрос. Как давно вы встречали в игре идиота? Не новичка, который что-то не умеет из-за неопытности, или казуала, который не носит еду для рейда, а именно идиота, который вытворяет чёрт знает что, при этом капсит, матерится через слово, поливает всех грязью и не признаёт своих косяков? Если я скажу, что месяца полтора назад, мне наверное никто не поверит. Ибо играя на русских рилмах, я тоже встречал таких почти каждый день.
Почему так? У меня нет точного ответа на этот вопрос. Может быть, школьникам 10-13 лет в нашей стране намного проще зайти "ногебать" в игру, чем в 10-градусный мороз пойти например куда-то на улицу. Может быть, интернет добрался уже в глухую провинцию и/или стал доступен низшим слоям населения, с которыми в жизни мы пересекаемся редко и стараемся не связываться, зато в игру они лезут толпами, ибо заняться в свободное время больше нечем. Но факт остаётся фактом, процент неадекватов на ру огромен. Я приведу два небольших примера для сравнения.
Катаклизм, 3-4 месяца после патча 4.3, русскоязычные сервера, рандом героик. Иду танком паладином, попадаю в Тол'Вир. Дожидаюсь, пока все прогрузятся, вижу полные хп/ману, пулю пак. Проходит 5 сек, 10 сек, никто не хилит, прожимаю сейвки, пытаюсь хилить себя сам. Ближе к концу боя на 20% моего хп наконец начинаю получать долгожданные зелёные цифры. Хил матерится в пати, что танк побежал и его не подождал. Ок, идём дальше, первый босс. Двое из дд даже не пытаются убегать из луж и собирают всю возможную дрянь от босса, при этом в кусках Т13 не передамаживают по одной цели танка-альта в шмоте за справедливость. ДК с копейками оставшегося хп юзает хватку смерти и дохнет. Доковыриваем босса, поднимаю масс-ресом 2 трупа. В пати матерится ДК, "танк криворукий не держит агро". Бежим дальше, бьём мобов, ДК снова срывает хваткой. Пишу, чтобы больше её не юзал, ДК вполне предсказуемо всё отрицает, тут подключается второй дд со словами "не учи дк играть". Линкую количество использований хватки смерти из рекаунта, непонятные циферки остаются без внимания. Сажусь на маунта, еду к крокодилу, объезжаю мобов, вижу 80% маны хила и пулю босса. Проходит 10 сек, 15 сек, я всё ещё бью крокодила один. Хиллер капсом и с ошибками пишет в пати: танк, ты где? Юзаю сейвки, самохилюсь, держусь. Через некоторое время наконец прибывает пати с двумя паками на своих задницах. Снимаю агро, кайчу всю эту хрень по кругу, перехватываю мелких крокодильчиков, по возможности подхиливаю хила (!) и ддшников, в итоге на последних сейвах вытягиваем бой. Теперь уже все кричат, что "танк дибил", агро не держит, да ещё и босса с мобами пулит. Ресаю, бегу дальше, стараясь не прерывать бой дольше чем на несколько сек, чтобы не кикнули. Доходим до пака с кастерами, пулю, делаю им LoS и собираю их в кучу на углу. Один из дд выбегает вперёд меня за угол, шарахает в пак и складывается за 3 секунды. "Кикните уже этого тупого танка, вообще агро не держит". Извращёнными танцами мы проходим до босса с фениксом, не менее хентайно убиваем его, я как обычно ресаю пару человек, жму на вихрь и пулю ласта. Трое, в том числе хил, ливают из пати, а ещё через 20 сек и четвёртый. Прожимаю донабор, ковыряю аддов, самохилюсь. К началу второй фазы ко мне закидывает недостающих, и мы наконец добиваем босса.
Катаклизм, несколько месяцев после патча 4.3, европа, рандом героик. Иду танком варом, попадаю в Тол'Вир. Дожидаюсь, пока все прогрузятся, вижу полные хп/ману, пулю пак. Во время боя хп не проседает ниже половины. Хилер пишет в пати: "собирай побольше, я не уроню". Ок, идём дальше, первый босс. Лишнего дамага не получает почти никто. Мана хила постоянно на уровне 80-90%. Босс ложится меньше чем за минуту, даже не успев показать все свои абилки. Бежим дальше, быстро и ненапряжно заливаем паки. На входе к крокодилу все садятся на маунтов и объезжают мобов. Бьём босса, ддшники с меткой подбегают ко мне, чтобы было проще снять и задамажить мелких крокодильчиков. Паки перед третьим боссом скипаем, аккуратно проходя по правой стенке. Хил цепляет задницей моба, когда я уже бегу чуть впереди. Хантер тут же мисдиректом напуливает на меня сагрившийся пак, собираю мобов в кучу, заливаем. Хил извиняется. Всё так же быстро и беспроблемно убиваем босса с птичкой. Все давно знают тактику и проходят инст почти на автомате, всю дорогу в чате отвлечённая болтовня на самые разные темы, от прикольных ников до ядерной угрозы со стороны Ирана. Перед ластом хил просит 2 минуты афк. Сова спекается в хила: "не жди, я похилю, погнали". Вчетвером убиваем ласта, к концу боя возвращается афкашник. "Фигасе вы тут шустрые". Ставлю следующий рандом героик, все соглашаются.
Конечно, тут показаны две крайности. Иногда случается и так, что всё происходит совсем наоборот. Но фокус в том, что около 70-80% моих забегов в героики на русскоязычных серверах были похожи на первый пример, а такое же количество забегов на европе были похожи на второй. Я вовсе не хочу при этом сказать, что на русских серверах играют одни дауны. Есть и приятные люди, и нормальные гильдии, и пряморукие игроки. И если бы их не было, я наверное вообще не писал бы тут об этом. Тем не менее, неадекватов на ру существенно больше, чем на европе. Относиться к этому можно по разному, но это факт, от которого никуда не деться.
Кстати говоря, на том же Равенкресте и других англоязычных рилмах встречаются иногда русские игроки, почти везде есть хотя бы одна русскоязычная гильдия. И надо сказать, что в общении они в основном проявляют себя как разумные люди. На вопрос о том, почему они обитают тут, а не в "резервации", ответ чаще всего тот же самый - слишком много на ру-закладке таких, кто превращает игру в помойку. Sad but true. А заходя в красивый и атмосферный мир варкрафта, всё же хочется видеть и читать нечто поприятнее, чем ругань на уровне гопников у подъезда.
Так вот, перейдём к приятному.
An international guild as a way to learn English
Снова начну издалека. Долгие столетия в мире не существовало почти никаких средств связи кроме голубиной почты, сигнальных огней и всяческих гонцов, которые могли доставлять сообщение месяцами. Поэтому общались люди в основном с теми, кто жил неподалёку. И обычно только на своём местном языке. В ХХ веке с развитием коммуникаций и окончательно с появлением инета, всё существенно изменилось. Теперь нет особой разницы, позвонить по скайпу в Америку или в соседнюю квартиру. Поэтому во всём цивилизованном мире считается стандартным знать 2 языка - свой местный (native) для каждодневного общения с окружающими, и общий (common) для общения с теми, у кого местный язык внезапно другой. Исторически сложилось так, что в качестве общего практически везде понимают инглиш. Несложно сделать вывод, что нормальное его знание точно будет не лишним, даже если путешествовать никуда не собираешься.
Прочитав заголовок, многие могут сразу сказать, что учить язык в игре - это несерьёзно. Отчасти соглашусь. Учить с нуля - несерьёзно. Нужен какой-то минимальный начальный уровень, позволяющий читать тексты, различать грамматические конструкции и воспринимать на слух простые фразы. А вот дальше - всё очень даже серьёзно. Есть множество разных курсов, учителей и репетиторов, которые за немалую сумму берутся обучать языку, но при встрече с реальным британцем теряются и не знают, что ему ответить. Проходя рейд в составе интернациональной гильдии с британцем в качестве РЛа, ты слушаешь настоящий, живой разговорный инглиш, совмещая при этом приятное с полезным. Достаточно освоившись, начинаешь говорить в венте сам, иногда криво и с русским акцентом, но тебя понимают, местами поправляют, всё это происходит в дружественной и приятной обстановке. Несколько месяцев и омфг - барьера практически нет. Остаётся только дальше практиковаться и поддерживать уровень. Или, имея хорошие знания в ВоВ и в двух языках, тихо заглядывть например сюда.
Тут может возникнуть ещё один вопрос: а не слишком ли они от нас далеки и есть ли о чём с ними поговорить? Как ни странно, абсолютно не далеки, скорее наоборот. Общаясь с норвежцами, бельгийцами и ирландцами, я узнаю, что оказывается мы слушаем ту же музыку, смотрим те же фильмы, читаем те же новости, знаем те же интернет-мемы. Может быть я что-то делаю не так, но в русской гильдии во времена Катаклизма такого единодушия я не наблюдал. Говоря о самых разных вещах, будь то какие-то особенности игры или отвлечённая политическая тема, с ними гораздо легче прийти к общему мнению, чем с русскоязычными знакомыми. Иногда просто приятно потрепаться обо всём just for fun во время тех же дейликов. "Надо напихать в беспилотник максимально нелогичных и бредовых деталей и дать его перехватить китайцам, пускай охренеют копировать" - вроде и ерунда, а поднимает настроение.
It's up to you
Итак, подведём итог.
Что мы получаем, играя на русских серверах? Вполне сносный перевод и окружение на понятном и родном языке. Но нужно быть готовым столкнуться с десятками неадекватов и время от времени натыкаться на изуродованные названия и озвучку. В остальном отличия от европы не велики.
Что мы получаем, играя на европе? Возможность играть в оригинал и видеть ВоВ в точности таким, каким он изначально создан разработчиками. Крайне редко встречаются упоротые и невменяемые личности. Возможность поднимать иностранный язык, имея хотя бы базовый уровень. Из минусов пожалуй только более высокий порог вхождения - требуются определённые знания игры и всё того же языка, чтобы найти нормальную гильдию.
Я не стану здесь утверждать, что какой-то из этих вариантов определённо лучше. Пусть каждый, кто дочитал до этого места, сделает вывод сам. The choice is up to you.
to be continued...
- 22305
- 151