Истории готовые и сырые: употребляем с удовольствием и пользой

Эта заметка появилась, как это часто бывает, как ответ на комментарий. Когда просто ответного комментария не хватило, потому что тема оказалась слишком широкой… а ведь это был просто вопрос об историях, готовых и не-. Что такое готовая история, объяснить легко — это история, которая была заранее придумана и вложена в игру. Она может быть монолитно-цельной и изложенной в одном квесте, или выстроена отдельными кирпичиками лора, которые разбросаны по всему игровому миру. Она может динамично развиваться от аддона к аддону. Наконец, разработчик может разбросать по миру неочевидные триггеры так, чтобы сами игроки, задействуя эти триггеры или принимая решения, двигали историю вперед. Суть не изменится — у этой драмы уже есть режиссер. И сценарист. И даже мастер по спецэффектам.

А что такое не_готовая история? Суповой набор из сюжетных элементов, которые игрок смешивает по своему вкусу? Инструменты, которые позволят игроку создать историю самому? Или, к черту любые заготовки, да здравствует свободное творчество! — набор wannabe-писателя или игрового журналиста, который с помощью этого набора превратит реальные игровые события в историю и расскажет ее другим игрокам?

Читать дальше →

Истории и люди, истории о людях... и люди об историях

Писать истории — это одновременно и призвание, и ремесло, и жизненная потребность, и хобби. Слишком уж общее, глобальное это понятие — история. И это при том, что мы сейчас говорим об истории не как о науке, не о каком-то хронологическом периоде. Только события и буквы, только сюжет и его герои, реальные или не очень. И даже в таком разрезе, даже если это текст, написанный на листке бумаги, с историями всегда всё не так просто, как кажется. Например, встреча двух незнакомцев у костра в виртуальном мире — это история? А если на самом деле никакой встречи не было?

Разница между написанием и описанием вполне очевидна, как и разница между писательским ремеслом и работой журналиста. Писатель извлекает «контент» из самого себя, из своего внутреннего мира, воображения, фантазии, пусть даже он вдохновляется миром реальным. Или больше, чем просто вдохновляется. Александр Дюма называл историю крюком, на который он вешает свои романы. Артур Хейли был гением производственного романа, он в качестве такого крюка использовал доскональное знание того, как устроены рабочие процессы, от службы вечерних новостей или электростанции до автомобильной промышленности в целом. Но истории Дюма и Хейли, сколько бы в них не было реальных подробностей — выдумка, химера, рожденная воображением писателя. На самом деле в «Отеле» или «Графине де Монсоро» правды не больше, чем в «Песни льда и пламени». Все это выдумка. Маняще сказочная или пугающе реалистичная, но выдумка.

Читать дальше →

Право на выбор

Выбор — главная активационная механика любой игры. Будь то MMORPG с полной свободой действий или сингл с примитивным набором механик, игра станет игрой, только если игрок сможет предпринимать действия по собственному решению, а не просто наблюдать, как его персонаж самостоятельно идет по единственной дорожке через темный-темный лес. И даже если спектр наших решений сужен до нескольких вариантов, а последствия этих решений весьма скудны, нам нужна даже эта иллюзия выбора, потому что без нее невозможно превратить интеракцию в игровой процесс.

Но что игра. Выбор — активационная «механика» и в реальной жизни. Он лежит в основе религии, философии, наконец, входит в состав corpus delicti в уголовном процессе. Важность выбора, тем более — свободного, доказывать никому не нужно. А вот с пониманием того, что такое выбор и какие последствия он может породить, похоже, еще есть некоторые трудности.

Читать дальше →

Злей осенней мухи

Конец лета — время, идеально подходящее для досады на жизненные коллизии. Разве конец лета — сам по себе не коллизия? Столкновение солнечного лета и тоскливой осени. На улице все еще по-летнему припекает, но ночи все холоднее; а главное — никто уже не ждет дальнейшего тепла. Не думает, что небольшое похолодание — это так, пройдет, ведь впереди у нас еще целое ле… а нет, не будет уже никакого лета. Впереди нас ждут только холодные дни, которые будут становиться все короче. И пусть до глубокой осени и ранней зимы еще очень далеко, главное — что мы все уже ждем осени. Последние летние дни. Ожидание финала. Не даром осень, а не зима у некоторых народов знаменовала конец года.

А жизнь в ожидании конца чего-нибудь хорошего в принципе не располагает к хорошему настроению.

Читать дальше →

Правда, действие и клубничный крюшон: летний челлендж на MMOzg.net

Челлендж — это вызов. Испытание для игроков, которые готовы принять в нем участие. Челлендж всегда заставляет нас постараться как следует, выложиться, сделать чуть больше, чем мы готовы сделать просто так, но в этом как раз весь смысл. После легкого и ни к чему не обязывающего флешмоба я предлагаю вам более сложное, но, надеюсь, и более увлекательное мероприятие.

В течение месяца (или двух, если участников будет достаточно), мы будем говорить о вещах важных, отвлеченных, острых или ностальгических, о своем игровом опыте, о том, какими игроками мы были и какими стали. А еще мы будем снимать авторское кино и пить коктейли, потому что лето — самое подходящее для этого время.

Читать дальше →

Why so serious?

Представьте себе военный порт на рассвете: народ суетится на пристани и строится на борту, по всей команде идет проверенная линия команд и приказов, паруса раздуваются, флаги развеваются, и под пушечный залп корабли торжественно отчаливают… и тут мы видим, как в пороховом дыму бежит по причалу, спотыкаясь, смешной в своей спешке человек в мундире, прижимая к груди предписанную уставом шляпу. Кэп, кажется, мы забыли на суше адмирала. Нелепо и нереалистично, не правда ли? Ведь без приказа адмирала флот просто не может покинуть порт. Без адмирала вся эта торжественная суета даже не начнется.

На фоне бушующих здесь споров о том, что такое PvP, хорошо это или плохо, правильно или неправильно, и как именно им (не) нужно заниматься и получать от него удовольствие, мы, кажется, забыли одну маленькую деталь: мы обсуждаем все это в контексте ММО. В контексте игрового процесса. Внутри игры. Но знаем ли мы на самом деле, что это такое — игра? Или мы забыли на берегу самый главный элемент любого процесса — будь то PvP или PvE — тот самый неуловимый, без которого ничего не начнется и никто никуда не отчалит, венчающий все остальные игровые процессы?

Читать дальше →

Versus Player. Ну вот и все, конец игре?

Разговоры о PvP, похоже, превращают наше время в плоский круг. Сколько раз мы это обсуждали? И все же я рискну попробовать снова, вернуться к самому началу, оттолкнуться от аббревиатуры. Что скрывается за этими, хм, тремя буквами? Игрок против игрока — это не механика. Не инструмент. Это даже не вид игровой активности. Игрок против игрока — это вид общественных отношений, конфликт в самом глобальном смысле этого слова, завязанный на конкуренции, личных амбициях, азарте противостояния. Аукцион? Ха, что там аукцион. Иные даже в новой броне и экзотических маунтах усматривают исключительно способ выделиться из толпы.

Большинство известных нам игр, от салочек и пряток до «Монополии» — это PvP в чистом и незамутненном виде, и вся суть этих игр сводится к тому, чтобы столкнуться с кем-то в открытом противостоянии, кого-то опередить, у кого-то выиграть. Это дарит нам особые эмоции, чувство риска, азарта, наконец, триумфа. Так что это даже логично, что многие из нас уже не представляют себе коллективную игру без этого противостояния.

Говорят, нет смысла ждать от игры чего-то большего, чем она может дать. Но какой смысл ждать меньшего?

Читать дальше →

Игры с убийствами никогда не станут частью Олимпийского движения, и вот почему

На днях произошло совершенно незаметное для мирового спорта — или для мира ММО — событие: глава Международного Олимпийского Комитета Томас Бах прокомментировал перспективу киберспорта, который уже вполне официально признан в некоторых странах Азии, стать еще и спортом олимпийским.

Томас Бах вполне предсказуемо заявил: киберспортивные дисциплины с жестоким или провокационным содержанием никогда не смогут стать частью Олимпиады.

Не спешите осуждать Олимпийский комитет за предвзятость к игровой тематике, за отсталость или зашоренность. На самом деле чиновники МОК не исключают возможности пополнить перечень традиционных видов спорта еще и виртуальным. Но не любым.

Читать дальше →

Откровенно о птичках и рыбках: к чему в играх стремитесь вы?

Типирование, анкетирование, тестирование… Когда-то это было так модно, что набило нам оскомину на десять лет вперед. Сейчас наш максимум — ткнуть в баннер с вопросами, чтобы узнать, кто я — загадочный аметист или персонаж из «Унесенных ветром». Да и игроков не обошла чаша сия: как только нас не пытались разделить! Скажу честно, из всей «игровой типологии» я запомнила только «достигателей», потому что закрыла ее сразу же, не увидев под мостом никаких опор. Поведение игрока в игре — лишь продолжение его поведения в жизни, нет такой волшебной кнопочки, которая отключала бы наш характер, наши привычки, наши вкусы и наш жизненный опыт, выдавая взамен туристический набор другой личности. И если в синглах еще можно «играть роль», сознательно поступая не так, как подсказывает собственное «я», то в ММО, где жизнь игрока длится месяцами и годами, никаких шансов утаить истинную сущность просто нет. Мы — это всегда мы. А что касается отличий… Что ж, кому-то игры помогают совладать с комплексами и страхами, с кого-то снимают внешнюю шелуху желания показаться всем хорошим, а кто-то просто пьянеет от безнаказанности.

Иными словами, в ММО мы игроки — люди, а не куклы-персонажи. За каждым нарисованным аватаром стоит живой человек, что бы нам не пытались рассказать адепты «я всегда образе викинга»-теории. А человек всегда сложнее типологии, которая привязана к узкой сфере деятельности — такой, как игры.

Читать дальше →

Дышите глубже, вы взволнованы

Пульс жизни ММО — это даже в простых трех словах звучит захватывающе. Можно представить, как наблюдатель наклоняется к молодой, еще не открывшейся миру игре и берет ее за руку, вслушиваясь в биение живого сердца. Время идет, игра меняется, мир вокруг меняется, жизнь, не останавливаясь, стремится вперед, но рука на пульсе все еще здесь — наблюдатель слушает и слышит, как невидимое сердце гулко бьется внутри странного механизма, имя которому — игра.

ММОзговед, если вдуматься, не единственный наблюдатель, жизненный цикл игры можно увидеть воочию и на других игровых порталах: вот она только зарождается внутри коллектива авторов, рассыпая вокруг себя мелкой пылью намеки, обещания, завуалированные предложения; вы когда-нибудь замечали, что большинство современных игр еще до рождения становятся невыносимыми кокетками? С каким потрясающим жеманством они кланяются всем игрокам вокруг, стреляют глазками, делают веером таинственные знаки, намекая, что готовы стать их абсолютным игровым счастьем. Счастьем для всех и каждого, о чем бы он не мечтал.

Читать дальше →
  • 1
  • 2