avatar
Netzari комментирует:

Несколько лет назад коммьюнити Евы было меньше и гораздо дружелюбнее, с новичками возились так, как сейчас вообще представить сложно. Что касается понимания "зачем я тут и что мне надо" - этого тогда еще никто толком не понимал. Ну это так, про траву, которая зеленее итп.
Сейчас проблема в том, чтобы продраться через тонны информации, выяснить что актуально а что устарело, что правда а что ложь, понять кто хочет тебе помочь, а кто - поиметь. Ко всему этому добавь общее старение персонажей. Раньше считали, что на прокачку всех скиллов нужно 18 лет и верили в это, сейчас же в Еве на самом деле огромное количество персонажей, у которых прокачаны если не все скилы вообще, то как минимум 5й левел по абсолютно всему имеющему отношение к специализации. Что касается игровых денег, понятно что тут все легко решается донатом (кому это омерзительно - adapt or die), иначе приходится прибегать к сложным схемам, задействующим использования целой артели персонажей и съедающим кучу времени и сил. Если и это нет - ты неконкурентноспособен. Собственно, в этом проблема: как ты сказал, даже слэшер может быть "занозой на поле боя", но влияние такого пилота на игровой мир - нулевое. Даже в собственной корпорации он никто и на его мнение по игровым и тем более политическим вопросам всем плевать. Тот же игрок с купленными исками, персонажами и титанами - сразу становится величиной. Что бы там ни говорили, "честным образом" это все приобретается неизмеримо дольше чем умение играть и знание деталей и нюансов.
Так что эндгейм чистой воды, только обусловленный не техническими правилами игры, а социальными правилами коммьюнити, которые на практике еще более жестки и в-отличие от первых, почти неподконтрольны разработчикам. Собственно, ССР уже давно не Crowd Control Production, а просто плывет, куда ее несет течение и пока может, фиксит открывающиеся течи.
avatar
arykalin комментирует:

ЗЫ "о на практике это уже давно не работает так, как задумано, и игра все больше скатывается в "мейнстримовую" схему с прокачкой и эндгеймом. Можем обсудить почему."
Скорее время уходит не на прокачку, а на понимание зачем я тут, и что мне надо. Я четыре года следил за евой периодически летая в триал, но не имея понятия что мне делать, потом, года полтора назад, как то друзья позвали, попал к гунам, о чем и по сей день не жалею.
avatar
arykalin комментирует:

@Netzari ну я бы не говорил так категорично, во первых учитывая ребаланс фригов, месячный новичок теперь может быть вполне реальной занозой на поле боя, тот же слешер теперь не сильно уступает стилетке. Куда важнее прокачки скилов является правильный выбор коллектива для игры и понимание философии и механики самой евы. Ну и к тому же многие современные альянсы делают ставку на социализацию и всячески пестуют своих новичков, не только выдавая бесплатные шипы, но и устраивая довольно часто фановые фриг-суицид пострелушки. (Сами на таких нарываемся по несколько раз на дню). Другое дело что подавляющее большинство новичков по привычке на первые пол года, а то и год зарываются в унылый соло пве контент и знать никого не хотят. Хотя всяческий буст фракционных и имперских войн может быть сможет исправить положение.
avatar
Netzari комментирует:

Любая игра, предусматривающая "развитие персонажа", искусственно блокирует часть аспектов игры. В Еве точно так же нужно прокачивать туеву хучу скиллов и копить игровые деньги, чтобы получить доступ ко многим ключевым возможностям. Точнее, в теории нет - концепция игры предусматривает очень быстрое вхождение в геймплей, как минимум при наличии мозгов, друзей в игре и желания. Но на практике это уже давно не работает так, как задумано, и игра все больше скатывается в "мейнстримовую" схему с прокачкой и эндгеймом. Можем обсудить почему.
avatar
Allian комментирует:

>Собственно, все началось с "Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм" в теме, напоминаю, про СВТОР. Т.е. как бы все логично. Или нет?

Если рассматривать гипотетическое "чем могла бы стать свтор", чему на мой взгляд посвящена эта статья - нет.
Если ты возвращаешь Ата в суровую реальность, где все произошло так как произошло, то да. Впрочем, думаю, "долгий геймплей на годы" далеко не факт, что произойдет ;-)

>Что же касается Евы, я просто скажу определение, которым пользуюсь: эндгейм - это фаза игры, начинающаяся, когда игроку становятся технически доступны все интересующие его аспекты игры, и заканчивающаяся, когда игроку надоедает их реализовывать.

Хорошая мысль - начать с определений, ведь мы по разному понимаем эндгейм. Для меня эндгейм - это искуственное блокирование части аспектов игры, имеющее две стороны: ограничение рекомендованного уровня для их занятием (в вов то, что рейды имеют максимальный для аддона уровень) и физическое ограничение (персонажей ниже максимального уровня туда не пустят). Впрочем, на формулировкой следует еще поработать.
avatar
Atron комментирует:

@Netzari

>Цифра 9кк тебя не убеждает

Нет, боже упаси, я не покушаюсь на первенство WoW в области подписок. Только не понимаю, что мне это должно дать? Если это нравится двенадцати миллионам, это должно понравиться мне? Почему? Я говорил о том, что игры с 300 000 были в разы глубже и вполне держались на плаву, принося своим создателям вполне приличный доход. Обрати внимание на тайтлы, о которых я говорил: UO, DAOC, SWG. Три равновеликие по аудитории проекта, которые были совершенно не похожи друг на друга. Создатели которых творили, придумывали, изобретали, двигались вперед. Не копировали и не пытались друг друга укусить. Хотя тот же Костер был дизайнером UO, создав затем SWG. А когда появился WoW, сладкий пирог с двенадцатью миллионами, появились странные жадные дяди, которым захотелось такого же пирога. Они только не учли, что даже владельцы этого пирога никакой выгоды в игростроительном плане извлечь из этого не могут. Деньги есть, интересных идей -- нет.

>Но афаик, даже через эту планку пока ни один другой ММО-проект перепрыгнуть не смог.

Что эта информация должна изменить в нашей дискуссии? :) Я и говорю -- феномен. Скопированные с него множество раз геймплейная схема провалилась. Не раз и не два. Почему ты считаешь, что один случай -- это правило, а пять остальных -- исключение?

>Но ты представитель другой партии, для тебя "ММ" важнее всего

Да, поэтому мы ведем этот спор на сайте, который называется MMOzg.net :)

>ты скорее готов откинуть все остальное.

Что остальное? Подключение по сети для уставших после работы? :) Я же не виноват, что ты в Haven and Hearth увидел только камень с ругательством. :) Как я могу это изменить? Только своими рассказами, своим личным восторгом, отсутствием усталости. Если я устану от ММ, я просто перестану вести этот блог. И спорить в нем тоже перестану. :)
avatar
Netzari комментирует:

@Allian

>В том, что в случае EVE вы, начав с определения эндгейма, полученного в вов, подгоняете EVE под него. И для опровержения утверждения "все A есть B" достаточно одного примера.

Я не знаю, сколько ошибок в русском языке мне пришлось сделать, чтобы быть понятым именно так.
Собственно, все началось с "Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм" в теме, напоминаю, про СВТОР. Т.е. как бы все логично. Или нет?

Что же касается Евы, я просто скажу определение, которым пользуюсь: эндгейм - это фаза игры, начинающаяся, когда игроку становятся технически доступны все интересующие его аспекты игры, и заканчивающаяся, когда игроку надоедает их реализовывать.
avatar
Netzari комментирует:

Ат, ты тут как обычно валишь в одну кучу объективное и субъективное. Цифра 9кк тебя не убеждает, ок, давай разделим ее на два - предлставим что половина игроков проплачивает учетные записи просто так, не играя, или платит за две (хотя я такие схемы знаю в-основном по EVE online, где платят просто за оффайновую прокачку скиллов и альтов, но никак не в WoW, где платить за подписку не играя имеет смысл разве что по забывчивости). Но ок, пусть будет 4,5кк. Но афаик, даже через эту планку пока ни один другой ММО-проект перепрыгнуть не смог. А этот живет и развивается как-то дай Б-г уже 9й год. Так что наверное все же геймплей в чем-то успешен, по крайней мере в чем-то успешнее других. Или же я что-то совсем не понимаю в объективных критериях.
Субъективно же все, конечно иначе: успешно и хорошо - это то, что нравится и интересно лично тебе; остальное априори плохо, или никак, или не считается.

Ты спрашиваешь, куда делись 3кк подписчиков? Arykalin по этому поводу уже хорошо сказал: туда, откуда не возвращаются. Я, например, один из них. Причем вовсе не от усталости от геймплея WoW, а в общем от субъективной бесперспективности того, что в слове ММОРПГ обозначают буквы М. Хорошие были виртуальные миры, которые я видел или нет? Скорее плохие. Но я разочарован самой идеей виртуального мира, поэтому вряд-ли какой-то ММО-проект способен меня заинтересовать по-настоящему, даже если там все будет иначе чем в актуальных. В данный момент я больше перспектив вижу в играх типа Диабло 3, где геймплей в-общем вполне себе WoWовский, и онлайн-интерактивность присутствует, но нету этих постоянно нервирующих двух "М".

Но ты представитель другой партии, для тебя "ММ" важнее всего, ты скорее готов откинуть все остальное.
avatar
Allian комментирует:

>Тема про СВТОР, которая "клон вова". Зачем конкретизировать то, что и так конкретно до предела?

Вы так говорите, как будто его клонированность была впечатана в книгу судеб. Аналогично вашему выражению про эндгейм. В то время как мы обсуждаем, что могло бы быть...

>Если мы про жанр ММО в целом, то что тут есть живого кроме клонов вова? Мне навскидку приходят в голову только EVE, танчики и какие-то вечные беты. В EVE эндгейм есть, только граница несколько более размыта и субъективна, и костяк целевой аудитории там точно так же весь в этом эндгейме. В чем неверно мое утверждение?

В том, что в случае EVE вы, начав с определения эндгейма, полученного в вов, подгоняете EVE под него.
И для опровержения утверждения "все A есть B" достаточно одного примера.

>Если рассматривать провальные проекты в этом жанре - провалились они не потому, что "клоны", а потому, что просто плохи.

Тут я думаю, позиции друг друга мы выяснили и убедить друг друга не удастся.
avatar
Alesvit комментирует:

Вот здесь, хорошо сказано: «Премейды 10/15/40 НЕ нарушают правила игры» (http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/4941488486), некто Окидокилоки, кстати, самый приличный, из ныне имеющихся авторов, на русском форуме ВоВ.

Пост № 186:
«- Ливай с БГ, эта функция доступна всем. Для этого и была придумана.
- Т.е. человек должен тратить свое личное время из-за тех кто использует эксплойтные адоны - забавно. Потом, мы удивляемся почему из такого "хорошего" проекта народ уходит миллионам в более "плохие" ;)»

Пост № 216:
«…Не играю БГ со времен ЛК. Просто печально видеть как игра во всех аспектах превращается в УГ. Тут просто решил дождаться панд, так сказать лебединой песни ВОВ.»

Пост № 223:
«…Меня ,лишь, печалит ,что народ юзает эксплойт, не более. Просто из-за этого у многих интерес пропадает => проэкт загнивает»

Пост № 251:
«- Какие цели ты преследуешь в игре
- … Дождаться панд, увидеть если произойдет чудо и у игры будет второе дыхание то будет и прогресс , если все будет так как я думаю - посмотреть, на великий ниагарский водопад из оттока игроков.»



Близзард опять делает стратегическую ошибку. Проскакивала информация на форуме, что-де перед релизом Пандарии заблокируют тех, кто «часто использовал макрос входа на обычное БГ с остановленным опытом». Т.е., ставка на Пандарию, на возврат подписчиков, когда финансовая сторона вопроса улучшится, тогда можно будет проявить принципиальность… Хе-хе… Не прокатит. И вот почему.

Вот Окидокилоки не вернётся. И не вернуться все те, кто считает себя оскорблённым, кто имеет то, что отличает его от черни – достоинство. Чернь скажет, впрочем, что она скажет, написано выше. На то есть, что ответить. «Если из Франции уедут триста человек, Франция станет страной идиотов», - Блез Паскаль.

Вот так и будет, то, на чём держался WoW, то чем так гордилась Близзард – т.н. «комьюнити», (как оно сложилось – я уже писал здесь раньше, исторически так совпало, повезло Близзард – моё особое мнение) превратится, да уже почти превратилось… Из-за глупейшей политики Близзард. Компания «Близзард» сама угробила свою пенсию. Вместе с добрым именем.

P.S. «Некто Атросхан» следует читать как «Некто Асархадон».
avatar
Alesvit комментирует:

Вот ещё что. Постскриптум. Комментарии просмотрю позже.

Близзард на гране разорения. Близзард НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ себе сейчас снижение базы подписчиков. Поэтому, они не блокируют учётные записи даже явных нарушителей, которые входят макросом на «нормальное» БГ с остановленным опытом. Не говоря уже о «праймедах». Всем совершенно ясно, что «праймеды» дают колоссальное преимущество перед «рандомами», даже тем, кто их использует, из-за двух факторов – управления и координации; дисциплине участников, позволяющей работать управлению. И что именно эти факторы позволяют «праймедам» доминировать. Тут налицо совершеннейшее пренебрежение духом честной игры, о котором так долго говорили большевики, тьфу, Близзард, когда стала «поддерживать» твинков. Кхъяви там что-то «за честность» втирала, помниться. Но сейчас Близзард не может себе позволить наказывать за это. Она не может себе позволить даже определиться в этом вопросе. Однозначно. Без вариантов толкования и обоснованных сомнений. Тема «Отношение к примам. Требование блю-поста.» (http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/5030003224) висит две недели. Ответа нет. И не будет, думаю. Будут опять рассказы «за правила»: «Премейды 10/15/40 НЕ нарушают правила игры ч.2» (http://eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/5105670779) с полной подменой понятий о чести и честности в них (пост №9):

«Вайн, не вайн. Поведение человека зависит не от сложности игры в данном случае, а от восприятия окружающей обстановки и воспитания вцелом.

Просмотрим простой пример. Человек, не важно за какую фракцию играющий, попадает против прима один раз, два, три... и тд. У него несколько основных путей в этой ситуации. 1й - подумать головой и собрать свой прим, собрав людей, организовав минимальный инструктаж их, наладив средство общения - долго и рутино. Поэтому назревает 2й вариант - просто сбегать на форум и нажаловаться "мамочке", что кто то более продвинут и использует по максимуму возможности игры.

Правила и соглашение с компание Близзард прочитайте правильно, кто не доволен чем то, прежде чем позориться на форуме.».


И это ведёт к коллапсу. В игре останется только чернь. Коротко говоря, она почти одна там уже и осталась.

Вот образец их уровня, из удалённой темы: «Школота,нытик,бичуган криворукий. Вот кто ты , ТС. Всем глубоко на!@#$ь,уходишь ты или нет,и на твое мнение также срааать всем. Так,что пшел вон отсюда.».
avatar
Atron комментирует:

@arykalin

Это интересный взгляд, спасибо. :) Но каждый из нас пропускает эти теории через себя. Думаю, вы не в последнюю очередь верите в то, о чем сейчас рассказали, потому что это совпадает с вашим мироощущением. Это, возможно, ваше разочарование в виртуальности, ваша тяга к дополненной, а не альтернативной реальности, городским играм и прочему.

У меня, признаюсь, этой тяги нет. Мне нравится разделять. Нравится уйти в горы и не видеть там никаких девайсов. Разводить костер, смотреть на небо и понимать, что полностью от него зависишь. Мне нравится это погружение. Погружение в реальность, неважно, какой она является.

Но это тоже моя точка зрения и я верю в то, что чувствую. Хотя объективно мне кажется, что очевидный рост высвобождения свободного времени ведет к тому, что вы должны его на что-то тратить. На что-то действительно интересное, захватывающее. Возможно, мы просто находимся в разных периодах жизни и наши амплитуды не совпадают. Хотя это большая тема, не для одного комментария. :)

P.S. Как активный участник событий на Майдане в Киеве в 2004-м, я могу с уверенностью сказать, что все это было потрясающим и без всяких девайсов. ;) Хотя прикольным я бы это не назвал. Ну, может, потому что мы до конца не очень верили в мирный исход.
avatar
arykalin комментирует:

Я вам могу привести довольно сюрреалистичный пример таких новых ММО - митинги в Москве и СПб. Понимаете, это было именно весело - гонять по улицам от ментов, кричать какие то лозунги, цеплять дурацкие ленточки, и при этом ощущать глобальную связь в твитерре, соц сетях. Чем вам не ММО, со своими кланами, разборками, расследованиями, фаном. И даже эльфами 80го уровня. Даже сейчас можно ощущать какой то налет ММОшносит читая всяких кремлинов или вникая в разборки блого-элиты. И заметьте, без виртуальных технологий это было бы совсем не так интересно.
avatar
arykalin комментирует:

@Atron я не согласен с вами насчет игроков. ММО, да и вообще компьютерные игры переживают кризис не только из за недальновидностинерадивости разработчиков. Просто когда этот зверь только появился он вызывал большой интерес у людей вообще, да и идея кибер реальности еще довольно активно владела умами. Именно поэтому мы наблюдали расцвет глубоких, хардкорных игр. Но со временем к людям пришло понимание, что они не хотят проводить по три, четыре часа в день в виртуальных мирах. Магия виртуальности, которая когда так затягивала имеет тенденцию испарятся. При чем понимание ущербности виртуального приходит не только к отдельному человеку, но и к обществу в целом. Именно поэтому мы наблюдаем такой скачок мобильных технологий. Человечество не хочет жить в виртуальном мире, нужно чтобы виртуальность могла дополнять именно реальный мир, при чем не только мир чистых эмоций но и мир абсолютно материальный. Помню я очень обрадовался когда разработчики СВО заявляли что их игра будет интегрирована в текущую реальность и вместе с ней будет проводиться что то вроде городских игр. Жаль что они забили на эту идею. Сейчас большая часть разработчиков пытается сделать так, чтобы в их игру можно было тратить столько времени, сколько хочется. Именно в этом секет успеха сессионных игр, а не в том, что на рынке глобального хардкора нет ничего нового. Я не очень то верю в успех ArcheAge, именно потому что это игра старой школы, хардкор на который надо тратить по несколько часов в день, безусловно она найдет своих поклонников, но общие тенденции ИМХО направлены в сторону игр дополненной реальности.
avatar
Atron комментирует:

@Netzari

Извини за то, что отвечаю с таким опозданием. Ложка хороша к обеду, но у меня просто крайне мало времени сейчас.

>А посмотри с другой стороны.
1. Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм. ПвП, рейды и все такое. От WoW этот аспект отличается чуть более чем ничем.

Я присоединяюсь к Аллиану в недоумении по поводу того, что эндгейм wow ты записал в успешные геймплейные схемы "на годы". Предлагаю разделить транзакции привязанных к учетной записи кредиток и реальное поведение игроков, которое давно закрепило за WoW и его клонами термин "трехмясячник". Мало того, я также считаю, и сказал это чуть выше, что феномен вов -- это не успешный рецепт геймплея, хотя множество хороших находок этот проект, безусловно, содержит. И, наконец, сегодня со всех сторон явственно ощущается усталость аудитории от геймплейной схемы WoW. Не замечать этого со стороны разработчиков странно.

С другой стороны, события, свидетелями которых мы являемся, повторяются в истории с завидной периодичностью. Вслед за первооткрывателями, добившимися успеха, благодаря своей вере в дело, страсти, увлеченности, приходят "искатели успеха". Их страсть сосредоточена не столько на предмете, сколько на факте успеха. Они подражатели. Они ищут алгоритм. Отсюда попытки копирования без особого понимания внутренней структуры и момента. И отсюда провалы.

> Поэтому потенциально способен оттянуть и удержать часть аудитории эндгейма WoW. Если повезет - то значительную.

Я не согласен с тем, что MMO должны забирать друг у друга активную аудиторию. Пытался показать это на примере UO, DAOC и SWG, каждая из которых имела существенную для того времени аудиторию (около 300 000) и своим выходом увеличивала общее количество игроков, а не пыталась перетасовать их. Активная аудитория WoW, опять же, менее 9 000 000, потому что "транзакция" не равно "играющий персонаж". Потерянные за последние пару лет три миллиона не проявились в других проектах. Возможно, они перетекли в LoL и WoT и находятся там в ожидании чего-то действительно интересного. Я знаю несколько таких людей в своем окружении. Причем LoL и WoT не вызывают у них такой страсти, как прежние проекты. Это, скорее, привязчивые убийцы времени. А ведь кроме WoW потеряли людей и другие "миллионники": серия LineAge, Aion. Нужно думать о них и о тех, кто не пришел в игры из-за неглубокого геймплея, о тех, кто предпочитает мирный (даже в чем-то казуальный) геймплей взамен бесконечным сражениям, которые предлагают ММО. Нужно в этом мире искать место для всех этих людей. Вот почему, на мой взгляд, у ArcheAge очень высокие шансы стать "королем горы".

>Что мы имеем в результате? Попытка сразу ввести p2p-схему не удалась, но я полагаю, принесла достаточно денег чтобы как минимум окупить разработку.

Для этого нам нужно знать сумму, потраченную на разработку. Если предположения о том, что эта сумма равна 250-300 миллионам, верны, то простая математика подсчета доходов от подписки аудитории за полгода и продажи коробок говорит о том, что эта сумма не была бы достигнута даже при условии отсутствия отчислений на поддержку инфраструктуры и роялти Лукасу. Сокращения штата идут не просто так.

Меня также очень смущает объявленная формула "безубыточности" проекта, равная 500 000 подписчиков. Я ее не понимаю. 500 000 -- это только одна часть формулы. Причем недостаточная. 500 000 в год? В месяц? Если в месяц, то один месяц не способен окупить проект. А если 500 000 подписчиков нужно для того, чтобы в этот месяц затраты на инфраструктуру окупили себя, то выходит, что у них какие-то чудовищные затраты на нее. И это их еще дальше отбрасывает от возврата первоначальных вложений.
avatar
Netzari комментирует:

Тема про СВТОР, которая "клон вова". Зачем конкретизировать то, что и так конкретно до предела?

Если мы про жанр ММО в целом, то что тут есть живого кроме клонов вова? Мне навскидку приходят в голову только EVE, танчики и какие-то вечные беты. В EVE эндгейм есть, только граница несколько более размыта и субъективна, и костяк целевой аудитории там точно так же весь в этом эндгейме. В чем неверно мое утверждение?

Провалились - это значит не выполнили поставленной задачи. Задача чуть менее чем у каждого была стать "убийцей вова". Не стал ни один, причем СВТОР по моим наблюдениям удалось на этом пути дойти дальше других.
avatar
Allian комментирует:

>А Crysis это, надо понимать, клон Doom? С&С - клон варкрафта итп... Развешиваем ярлыки вместо того, чтобы думать головой? Близзарды не подумали, чтобы дать жанру отдельное название, ок. Сами виноваты, пусть жанр называется "клон вова" - так даже интереснее.

Это мне на мое
>Это ты забыл добавить "в клоне вова" или на полном серьезе?
?

Ты поленился даже написать "клон вова", как я могу требовать что-то вроде "в ВоВе и тех ммо, которые заимствовали идею эндгейма".

Понятно, что геймплей вова понятен и интересен куче народа и т.д.

Но есть и другие варианты, кроме
>Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм.
Соответственно, если имелся в виду жанр ммо в целом - это неверное утверждение.

>Если рассматривать провальные проекты в этом жанре - провалились они не потому, что "клоны", а потому, что просто плохи.

Это не совсем относится к моему уточнению, но можно обсудить отдельно. Я считаю, что "провалились" они потому, что ниша уже была занята. Причем "провалились" - эвфемизм для "не повторили сногсшибательный успех вов". Так-то они наверняка даже в ф2п состоянии какую-то прибыль приносят.
avatar
Netzari комментирует:

А Crysis это, надо понимать, клон Doom? С&С - клон варкрафта итп... Развешиваем ярлыки вместо того, чтобы думать головой? Близзарды не подумали, чтобы дать жанру отдельное название, ок. Сами виноваты, пусть жанр называется "клон вова" - так даже интереснее.

В случае вова мы имеем геймплей, который понятен и интересен куче народа. Это факт. Почитай что пишут и по поводу чего стоит нытье - НЕ по поводу геймплея, а в-основном о деталях сеттинга, бустах/нерфах классов/шмоток и прочих мелочах. Этим я хочу показать, что жанр "клон вова" востребован.
Если рассматривать провальные проекты в этом жанре - провалились они не потому, что "клоны", а потому, что просто плохи. Я пробовал играть как минимум в LotRO, AoC, Аллоды онлайн и еще что-то, не помню уже. Если подумать, что это оттого, что мне надоел вовоподобный геймплей, то какого же черта я после этого всегда возвращался в WoW? Т.е. таки не надоел. Надоело что-то другое.

А сомнения - вполне естественная штука у человека, который перепробовал многое. Я точно так же сомневаюсь в новых фильмах, книгах итп. Точно так же придираюсь к компьютерам, велосипедам и пр. интересующим меня техническим штукам. Еще более придирчиво выбираю друзей. Это нормально для любых хоть как-то важных аспектов жизни.
avatar
Atron комментирует:

>Игры – это то, чем они занимаются добровольно в свободное время. И в какие именно игры играет человечество «сегодня», наглядно показывает его уровень развития.

В принципе, верно. За исключением того, что вы не учитываете важную составляющую этого процесса: предложения на рынке. Играют ведь в то, что есть. Да, я тоже, как и Avicorn, играл в X-COM Apocalypse годами. Если точнее, я играл в него, хотя и с перерывами, не менее восьми(!) лет. Эта игра вышла в прекрасный период расцвета компьютерных игр, которые делались для определенной аудитории. Не такой широкой, как сейчас. Не играющей с диванов и так далее. Но что произошло с Джулианом Гэллопом? У него случились серьезные проблемы с деньгами. Это вторая, неотделимая часть бизнеса: вы вынуждены расширять аудиторию. Да, есть некая грань между "достаточной" аудиторией и желанием бесконечно ее расширять, растворив все собственные идеи и взгляды в них, но я убежден, что достаточная аудитория -- важный атрибут любого серьезного творчества. Особенно завязанного на сложных технологический процесс и участие в нем коллектива.

Самое интересное то, что все это позитивные процессы. Расширение аудитории автоматически ведет к увеличению каждой нишевой группы. Маше неинтересен X-COM, и никогда не мог быть интересен, но интересны Sims. С ней начал играть ее друг Петя, раньше сторонившийся компьютерных игр, и обнаружил в себе интерес к пошаговым солдатикам. О чудо, вот уже Firaxis готовит новый X-COM и консультируется с Геллопом. Геллоп получает деньги и выкладывает свои идеи, которые вынашивал много лет после X-COM Apocalypse. На фоне выросших вычислительных мощностей, возможностей обсчета физики разрушений и производства спецэффектов, уровня графики, проект может выйти на новый уровень.

Так происходит во всем. Просто не происходит равномерно. Феномен WoW так и остается феноменом. Об этом я говорил очень давно. Об этом также говорили вы, Alesvit, если не ошибаюсь. Пробовать повторить феномен бессмысленно. Так как он по определению не является рецептом. Это во многом стечение обстоятельств и только отчасти талант разработчиков. И все же этот феномен резко расширил аудиторию. Кто-то страдает по поводу того, что у WoW уменьшается база подписчиков. Если только это не акционер Activision, я воспринимаю подобное разочарование как проявление фитишизма. Числа ради чисел. На мой взгляд, это положительные тенденции. Стремление к равномерному распределению аудиторий -- положительная тенденция. ММО не должны убивать друг друга, они должны расширять вселенную. Что и происходило в период UO, DAOC, SWG. И всем им хватало места. Даже когда их база составляла 50 000 человек, они продолжали работу. Просто не приносили сверхприбыль.

Мы не можем говорить о том, что игры -- это портрет общества. Потому что, во-первых, игры разные. Общество -- это сумма очень разных характеров и разных подходов к игре, как к процессу. Предложения на рынке зависят от массы факторов, а люди играют в то, что предлагает рынок. И, наконец, промежуток в пять-десять лет не может быть корректным замером. Но мы можем говорить о потенциале. О самом интересе к играм, как к важному процессу в собственном досуге. Вот это уже важные и безусловно позитивные сдвиги в нашем обществе.
avatar
Allian комментирует:

>Основной сервис и "долгий гемплей на годы" - это эндгейм.

Это ты забыл добавить "в клоне вова" или на полном серьезе?

>Для этого необходимая предпосылка - убедить игроков, что новый сеттинг и новый сервис-провайдер _такой же, только лучше_. А не _принципиально новый_, чего жаждешь ты.

Мне одному кажется, что "новый - такой же, только лучше" оксюморон? Хотя, конечно, я себе льщу, казалось бы, после череды "таких же" сомнения с такой концепции должны были получиться у всех.