avatar
1) гранды ММО(РПГ) окончательно перешли на рельсы быстрой добычи денег, что не нравится по крайней мере некоторым игрокам;

Быстрая добыча денег — это процесс, видимый в бухгалтерии, и бесконечно далекий от меня. Я искренне желаю финансовых успехов любому разработчику, если способы его заработка не касаются игрового процесса. В момент, когда они негативно влияют на игровой процесс, они касаются меня, вызывают негатив. Негатив этот происходит не из зависти к чужим деньгам или к темпу их заработка. С чего бы мне испытывать негатив от того, чему я раньше искренне радовался, поздравляя любимых разработчиков? Негатив возникает из-за того, что ухудшаются принципы игры. Что продается игровое преимущество. Что ткань игры, игровые предметы, постепенно перемещаются в магазин. При этом негатив у меня вызывают не цены, которые смешные в любом случае, а сам принцип, из-за которого разрушается игра, отношение к виртуальному миру, отношение к достижениям в нем, отношение к последствиям поступков. Но в тексте я говорил не об этом.

В тексте я говорил о том, что капитуляциями, подобными дейликам в EVE, подобными экстракторам, подобными плексам, разработчики посылают нам простые сигналы — «мы не верим». «Мы не верим, что за наш игровой процесс люди могут платить ежемесячно, как раньше». «Мы не верим, что честная игра без продажи преимуществ возможна». И, наконец: «Мы не верим, что люди в нашу игру захотят заходить сами, что им будет это интересно делать каждый день». Причем связи между первым, вторым и третьим, судя по всему, не замечают.

Своим неверием они подрывают веру тех самых «активаторов» или «прогрессоров» в свой виртуальный мир. Я говорю это, скромно считая себя в какой-то степени «прогрессором», о котором говорили «Он задолбал про эту Еву на каждом шагу рассказывать». А потом с удивлением обнаруживают, что что-то пошло не так, веря в свою игру еще меньше, публично демонстрируя это. Дейлики — это вопрос статуса, это вопрос престижа, вопрос контраста, наконец. Если EVE, все еще имея массу своих косяков и напрягов для игрока, все меньше отличается от других ММО, все меньше отличается от парков, от дешевых азиатских проектов, от чего-то передового, свежего, захватывающего, а предлагает мне тупо зайти в игру за морковкой, «потому что это работает», это не поможет мне полюбить ее больше, поверить в нее больше. Эффект будет ровно противоположным.

Возможно, это понимают и авторы. Потому что никакого притока новичков после ввода экстракторов не было:



Зато был очевидный впрыск реальных денег и повышение цен на плексы. Также очевидным была негативная реакция аудитории (справедливости ради — также не повлиявшая на онлайн). Долгосрочные последствия будем наблюдать дальше, но тут сложно найти четкие зависимости, слишком много наслоений.