Окей, без пояснений отсылка не совсем корректная. Давайте я ее переформулирую следующим образом.
Человек в целом управляется достаточно базовыми мотиваторами, которые невозможно (по крайней мере, в обозримом будущем) переделать, а если и переделать, то можно ли будет называть результат человеком — отдельный вопрос для дискуссии (вспомним бетрезацию). В частных случаях, когда речь идет именно о межличностных относительно продолжительных отношениях (когда участниками являются пара, семья, несколько игроков в настолку, небольшая дворовая команда по футболу), все очень вариативно и нередко корректируемо — последствиями, репутацией, воспитанием, эмпатией, etc. Когда же речь идет о человеческой популяции в целом (или хотя бы о большом масштабе вроде индустрии) с вовлечением неличных взаимоотношенией, когда люди рассматриваются как статистика или «они все», все становится сильно хуже. В теории это, наверное, даже можно изменить, но если у вас нет гипноизлучателей, расставленных по планете, то я не вижу практического смысла рассматривать период в сотни тысяч и миллионы лет, и ситуацию можно рассматривать как условно неизменяемую. Так что да, в локальном масштабе можно строить свой теплый и ламповый мирок, но когда дело доходит до full-scale мира, то «адаптируйся или сдохни».
Вы предприятие, которое делает вид, что предлагает мне игру, но продаёт не игру, а преимущества. Вся «игра» — это муляж, кукла, для того, чтобы подвести клиента к покупке избавления от «игры», а проще говоря — «проблемы».
Практически любая игра предлагает вам проблемы, просто здесь вам предлагается опционально докупить возможность частично (пусть иногда и в широких пределах) упростить себе игру. Но это все еще игра. Лажовая игра? Да. Договор выкручивает руки? Да. Вам не нравится? Да. Если вас не устраивают условия сделки, вы ее не заключаете. Кого-то устраивает, и он заключает. И ему норм.
Да там все просто. Я был игроком, который за свой счет довольно продолжительное время поддерживал пару технических ресурсов, критичных для клана — развернул, платил за сервер, решал технические проблемы, оказывал техподдержку, вроде даже написал гайд или два — и не заморачивался по этому поводу. Даже не считая затрат времени, за весь этот период на это ушла неплохая на тот момент сумма реальных денег. Когда кл случайно узнал о том, что вся эта радость оплачена за мой счет, то вытащил из банка клана игровую валюту (с согласия кланового совета, насколько знаю) и отправил мне, чтобы компенсировать затраты времени и реальных денег.
Ну. Там ни слова про не творение зла, наоборот. Между творением добра и не творением зла очевидная разница.
Давайте я подобью, чтобы избежать взаимонедопонимания.
Я творю добро в своем его ситуативном понимании (не факт, что оно является добром с точки зрения объекта воздействия на тот момент времени) в отношении себя и тех, кого я считаю своим ближайшим окружением. В отношение остальных я творю добро / не творю зло / творю зло, в зависимости от ситуации, желания и моего ситуативного же понимания моральный допустимости.
Обычный человек, в общем.
Ох, ну если считать шуточную отсылку к ТБВ, то да, как вам угодно. :)
… обеими сторонами сделки
Ммм… нет, вот это как раз необязательно. Бизнес это про организацию материальных и нематериальных ресурсов, финансовых активов и трудовых ресурсов в структуру, которая на регулярной основе приносит прибыль. А что там на другой стороне происходит, пока соблюдена буква договора, уже дело десятое.
Банальный пример — банк. Я банк, и я дал вам кредит на миллион долларов под 10% годовых на год. Чтобы не втягивать рисковую политику, будем считать, чтобы вы его вернули. Условия сделки всеми сторонами соблюдены. Я, как банк, получил прибыль. Вы — возможно да, а может вы в убытке, это уже ваши проблемы.
Еще проще — я предприятие, заготавливающее и продающее бревна. Вы у меня их купили. Я получил прибыль. Вы получили не прибыль, вы получили кучу бревен. Что вы с ними будете дальше делать, дело ваше — может использовать в своем бизнесе, чтобы навариться, можете продолбать, и они сгниют.
Где, простите? Все, что я процитировал, относится к творению добра по отношению к себе. Про не творение зла по отношению к кому-либо еще там ни слова.
Если же вам интересна мое (мой? моя?) moral justification, то пожалуйста:
— разрешенный правилами донат/п2в не является свинством, поскольку его разрешение содержится в подписанном всеми сторонами контракте, и было бы странно ожидать от его участников ущемления свои прав просто потому что другим участникам не нравится то, что они добровольно подписали
— немасштабный рмт (купить суперкап-каток на всю коалицию и проехать на нем полкарты) является локальным перераспределением уже существующих благ и по эффекту влияния принципиально не отличается от подарка, которые происходят сплошь и рядом, а в играх, на которые я считаю для себя допустимым потратить деньги, я как правило долго/активно в любом случае не играю. Да, с моральной точки зрения это не очень хорошо, но я готов пожертвовать капелькой души
То, что я не помогаю голодающим детям Африки, не жертвую на благотворительность и не участвую в раздаче еды и одежды бездомным, на мой взгляд, говорит обо мне гораздо больше, чем купленная у кого-то игровая валюта.
Давайте вы не будете проводить параллели между физикой и нормами человеческих отношений, тогда мне вам не придётся объяснять такие простые штуки более экстремальными примерами.
Физику так-то притащили вы, а притягивание аналогий, корректность которых находится под очень большим сомнением, имеет очень отдаленное отношение к объяснениям.
Пока вы будете бизнес ассоциировать с обманом, а не с производством чего-то качественного, вы продолжите рассказывать о себе, а не о бизнесе, как процессе.
Бизнес это не про обман, и не про производство качественных продуктов. Бизнес это про получение выгоды. Выгодно гнать фуфло — будут гнать фуфло. Выгодно делать на века — будут делать на века.
Вот подмену реальности (суть бизнеса в получении прибыли) желаемым из совершенно другой категории (правильный бизнес это производство качественного продукта) я бы как раз и назвал «наивно-романтичным» видением.
Свойством нынешнего цикла, на мой взгляд, остаётся совершенно очевидная неспособность «профессионалов» делать нечто интересное в плане игр для своих клиентов, потому что игры они не делают уже много лет.
Вы упорно не желаете различать три вещи — способность, возможность и желание. Если под профессионалами мы понимаем конечных профи и условно-средний менеджмент, то
— способность у профессионалов есть, иначе они не профессионалы
— возможности у профессионалов нет, поскольку они не решают практически ничего
— желание у профессионалов при отсутствии возможностей не имеет значения, а люди, принимающие ключевые решения, являются профессионалами не в создании интересных игр, а профессионалами в извлечении прибыли
И делают именно игры. От того, что эти игры вам не нравятся, играми они быть не перестают. При этом что считать интересной игрой это отдельный вопрос — множеству людей они достаточно интересны, но вы почему-то упорно присваиваете себе право решать, что интересно, а что нет.
А «профессионалы» там сидят и гордятся.
Гордятся они достижениями в своей сфере, которая к играм зачастую имеет опосредованное отношение, даже если и используется для их создания. Я напомню, что эта ветка началась как раз с комментария к вашей фразе о том, что как же бедным профессионалам сказать, что они делают то, что вы считаете негодным продуктом. На что я ответил, что им, как правило, все равно, поскольку они их цель — классно сделать свой участок работы, а не сделать идеальную с точки зрения Атрона игру. А если есть те, которым не все равно, то они и сами все прекрасно знают.
Мой колоссальный недостаток, — пояснил он, — в неизбывной доброте. Я прямо-таки не могу не творить добро. Однако я — краснолюд разумный и рассудительный и знаю, что быть добрым ко всем невозможно. Если я попробую быть добрым ко всем, ко всему миру и всем населяющим его существам, то это будет то же самое, что капля пресной воды в соленом море, другими словами: напрасное усилие. Поэтому я решил творить добро конкретное, такое, которое не идет впустую. Я добр к себе и своему непосредственному окружению.
Вы говорите про игровой мир. Да, это нарушает внутреннюю логику игрового мира. Но официальные правила игры, которые принял пользователь п2в, это не нарушает.
Тут, кстати, очередная серая зона, поскольку появление палки+5 из воздуха физически заложено в данную конкретную реализацию этого игрового мира.
Во-первых, давайте не проводить параллели между насилием и, как вы сами сказали, «досугом, более качественной замены которому вагон и маленькая тележка».
Во-вторых, не стоит проводить параллели между межличностными отношениями и отношениями между игровой индустрией и десятками миллионов людей.
Если в вашей системе координат действуют не законы бизнеса, а желание делать качественные прекрасные игры и не нарушать правила игры (тм), то почему же этого не происходит направо и налево, а происходит ровно обратное? Может система координат не совсем отображает реальность?
Правила игры — это законы внутри игрового пространства, внутри «игрового поля». Официальный pay-to-win — это пускай и легальная возможность, но лежащая за рамками игры.
Аааакей, давайте не смешивать сеттинг и его конкретную реализацию в виде игрового мира, и официальные правила игры как услуги, которая предоставляется создателем этой игры.
Если п2в представлен в игре, то игроки, его использующие, не являются читерами, говном или как вам их угодно еще называть. Они вполне честно играют по правилам предоставленным авторами игры.
Если вас не устраивает официальный п2в (или просто косметический магазин), то ну что поделать — вас не устраивают правила игры. Сеттинг и его реализация устраивает, а правила. Это уже сугубо ваши (иногда наши) проблемы.
от лица несуществующих собеседников
Если вы с ними не встречались, это не значит, что они не существуют. Впрочем, как я уже писал выше, можете, конечно, игнорировать. Но если вам будет проще, можете считать меня отчасти этим несуществующим собеседником.
Там, где я живу, не будет чисто, если я перестану бросать мусор в другом месте. Просто потому что это не изменит человеческую природу, и люди по-прежнему будут бросать мусор там, где я живу.
Так, давайте-ка сразу определим одну вещь. Я совершенно не фанат текущей ситуации, я совершенно не фанат рмт, п2в, состояния игрового рынка и прочего, и прочего. Я был бы рад жить в идеальном мире, где делают игры по принципам, близким к вашим (за исключением пвп :) ). Но реальность, к сожалению, как физика, бессердечная самка собаки. В комментариях к данной статье я совершенно не собираюсь доказывать вам, что идеальные игры и реальность должны быть такими, какими они есть сейчас. Я пишу здесь, поскольку наткнулся на тезисы, выглядящие для меня несколько наивно-романтичными, и я не уверен, были ли они искренними или просто добавлены для красного словца, чтобы поддержать градус статьи и обсуждений.
реального обмена, делающего обоих участников богаче
Вот это вы прямо очень-очень сгоряча.
Деньги, по сути, просто удобная абстракция, позволяющая ввести точку отсчет ценности для «не-денег», ничего более.
Если люди говорят, что производят, продают и рекламируют компьютерную игру, другие люди передают им деньги именно за компьютерную игру. Весь обман вокруг фритуплея, а позже — байтуплея, строится как раз на последовательном убеждении в том, что так клиенты пускай опосредованно, но платят за игру, а разработчики пускай опосредованно, но всё же делают игру. И на практике сотни раз уже доказано, что оба утверждения ложны. К примеру, проектируются трудности, а не интересная игра, платят за избавление от трудностей, а не за интересную игру.
Подождите-ка, вы как-то очень бодро перескочили. Компания делает игру. Компания предлагает покупать игру за конечную сумму или подписку, или проводить опциональные платежи, ведущие к внутриигровым преимуществам. Является ли последний подход полный говном? На мой взгляд — да. На ваш, насколько понимаю, тоже. Но я бы не стал видеть себя исключительным мерилом говна.
Являются ли трудности частью игры? Да. Перестает ли игра от наличия субъективного говна в ней быть игрой? Нет.
Так а игры какие они сделали? Можете сказать? Что-нибудь такое ух, чтобы вы с удовольствием отдали за это деньги и не пожалели?
Нужно быть профессионалом.
Скажите, вам есть куда потратить свои деньги в MMO сегодня так, чтобы быть довольным на том же уровне?
Так а я где-то говорил, что это классно? И люди, которые делают эти игры, профессионалы, классные профессионалы. Просто их цель не сделать идеальную игру, а сделать игру, которая приносит максимум денег. И она приносит деньги, потому что она дает людям то, чего они хотят. И они заносят деньги. Их устраивает. Нас нет. Жизнь боль.
Да, возможно, внезапно какой-нибудь богатый фонд/издатель проснется, скажет «хочу, блин, сделать ММО, которая бы была идеальной, даже если я без понятия будет ли она финансово успешной», соберет лучших профи и даст им грузовик денег. И они сделают идеальную игру.
И люди прозреют. И все уйдут в эту игру. И проснется весь геймдевный мир, и начнет делать идеальные ММО. И маленькие японские девочки возденут руки к небу, и запоют птички.
Или люди скажут «что за бред, дайте нам обратно наших гриндилок с донатом».
Но мы этого не узнаем, пока этого не случится. А пока что имеем, что имеем.
Я боюсь, что тут мы можем так и не понять друг друга.
Я не перевожу в другую область и не говорю о разнице в восприятии поступков людей. Я говорю про разницу в восприятии игры, или скорее даже о том, что считать игрой.
Для вас игра это то, что происходит в игре. Для других игра гораздо шире, а то, что вы считаете игрой, просто ее подмножество.
Для вас правила игры важны, и их нарушение будет читерством. Для других это просто глупые моральные ограничения, на которые вы добровольно согласились и тем самым дали другим возможность выиграть.
Для вас их «выигрыш» не имеет смысла, поскольку они нарушили правила игры. Для них игра шире, и они ее выиграли. Грубо говоря, «война это не Олимпийские игры».
Ну и как бы вся эта бодяга началась с п2в. П2в вполне себе официально лежит в правилах игры. :)
P.S. Настолка с дворовым футболом и ММО это две большие разницы.
Да нет никаких нахмуренных бровей, скорее пожатие плечами. Вы верите, что способны повлиять на десятки и сотни миллионов людей и изменить их культуру в отношении к тому, что для них является развлечением на одном уровне с «посмотреть сериальчик» и «сходить в кафе»? Если да — удачи, и если получится, я буду первым, кто будет благодарить и преклоняться.
Но лично я считаю, что не выгорит. Как говорила ведьма Рейвел, невозможно изменить природу людей. Поэтому я просто не трачу на это время, а беру тот фан, который доступен, когда есть время и возможность. Иногда это развлечение и пиу-пиу без всякой глубины, иногда это игра «в небольшом кругу ограниченных людей». И на то, и на то, к сожалению, времени все меньше.
Если основная причина деятельности заключается в создании чего-то для других, то это хобби и благотворительность. Возможно желание творить и нести доброе и вечное. Если за это еще и платят — повезло.
На практике же (в силу сферы своей деятельности достаточно плотно общался с людьми, которые делают разные вещи в гемблинге, МФО и других областях, включая немного геймдева — от стажёров до генеральных директоров) за 10+ лет в различных компаниях, сферах и странах не встретил ни одного «романтика» ни в одной вертикали — инженерия, маркетинг, саппорт, управления проектами, финансы, дизайн и так далее. У всех отношение к работе именно как работе. Люди решают свои задачи и гордятся этими достижениями, профессионально растут, получают повышения в должности и в зарплате, ездят на отдых, растят детей, смотрят сериальчики, занимаются каким-нибудь хобби, может даже поигрывают во что-то на досуге. Но главная цель всего этого движняка на работе — сделать продукт, который продастся с максимальной выгодой. Они именно что делают продукт для себя. Под какую-то ЦА, но для себя.
А что там кто-то считает, что продукт мог бы быть лучше для какой-то группы людей — ну бывает, чо, статистика. Всегда есть какой-то процент клиентов, которых дешевле дропнуть, чем модифицировать под них продукт.
Непосредственно с людьми, делающим ММО не общался, не буду врать, но не думаю, что там картина сильно другая. Безусловно какие-то исключения есть и благодаря им у нас есть, например, шикарные D:OS 1&2, но в общем масштабе это все же исключения, на мой взгляд. Особенно когда дело касается больших сумм и больших проектов.
Так, пуризм в моем понимании в данном случае вовсе не уничижительный термин. :) Это скорее вопрос отношения к игре, поскольку ключевая разница все же именно в этом.
«Пуристы», к которым я в определенной степени отношу и себя, воспринимают игру, мир и соответствующие правила всерьез и, важно, как отдельную сущность. Для них, если ты нарушаешь эти правила игры, ты полностью лишаешь ее смысла, поскольку игра и мир обладают некой самоценностью. Примерно из-за этой же сепарации игры как сущности от реального мира ролевики легко переключаются между ролями в игре. Они могут быть твоим смертельным врагом на одном персонаже и лучшим другом на другом.
«Игроки» же (не знаю, как лучше назвать), воспринимают игру как продолжение реального мира, его часть. Именно поэтому если ты убил его персонажа (или как-то иначе нанес вред или обиду), ты уязвил не персонажа, ты уязвил конкретно его. И по этой же причине «правил игры» для них не существуют, в этой «игре» для них действуют правила реального мира. И, соответственно, использование ресурсов реального мира для них совершенно естественная модель поведения. А «правила игры» это как лицензионное соглашение — принять и забыть.
Я, естественно, не говорю про всех, но это, по моему опыту, достаточно распространенное отношение.
В настилке как раз собирается компания «пуристов», с не-пуристами пуристы в большинстве случаев играть просто не будет. Но в настилке эта компания состоит из нескольких человек, которые имеют примерно одинаковые представления о том, как они хотят провести время и что им принесет фан, а что нет. И в случае если их кто-то из компании не устраивает как игрок, они могут достаточно легко эту проблему решить. В ММО мы, к сожалению, такой роскоши лишены.
Давайте. :)
Пардон, про работу не заметил комментарий, отвечу.
У меня есть подозрение, что познакомились вы с ММО лет -надцать назад, если не -дцать, когда это еще были MUD'ы. Времена и отношение к ММО тогда были в основной массе совершенно другие, как у игроков, так и у создателей — по крайней мере, такое у меня впечатление.
Я пришел в ММО из ролевых игр, поэтому у меня отношение к рмт и п2в было достаточно пуристичным изначально, и вляпавшись в клановые структуры я достаточно активно участвовал в обсуждениях данных явлений и отношению к ним в различных кланах и сидел длительное время в говорилках с людьми в различных играх. И у какой-то части этих людей был именно такой майндсет уже в конце нулевых. Но массовый сдвиг сознания, как мне кажется, произошел где-то ближе к середине первой половины десятых / середине десятых. В онлайн-игры пришло множество людей, которые «не видели и не интересовались», они хотели фан прямо сейчас и готовы были за это платить. По опыту общения, для них игра = обычный сервис, которые предоставляет фан за деньги. Больше платишь = больше фана.
Можете уточнять у меня, после многих лет вращения в такой среде я частично перенял это отношение. :) Частично, поскольку игры делю на две категории
— к которым отношусь серьезно и хотел бы задержаться надолго
— к которым, соответственно, несерьезно
Из первой категории они могут мигрировать во вторую. Обратно пока случаев не было.
Донат/рмт/п2в в первых — never. Во вторых — why бы и not, если денег не жалко, и если вложенные деньги дадут ожидаемое развлечение.
Стопе. Никаких ГМов/админов. В данном случае сообщество = клан/гильдия.
Являлось.
Не все так просто, я бы сказал. Под п2в обычно все же понимают прямые или косвенные транзакции от игрока к администрации серверов/игры, которая в ответ выдает какое-либо преимущество (предмет, шанс получения предмета, доступ к ограниченные зоны, повышение явных или не явных характеристик и так далее). В данном же случае имела место передача уже существующей игровой валюты между игроками. Это максимум РМТ. И вот тут, если быть пуристом, момент принятия денег можно считать переходом категории безвозмездной помощи в категорию РМТ. Но это влечет за собой интересные последствия. В данном случае причинно-следственная связь достаточно очевидна. Но как быть в случаях, когда все немного сложнее? Если, например, я когда-то как-то помог кому-то вне игры, а спустя какого-то время этот кто-то подарил мне внутриигровые блага от чистого сердца — это РМТ? А если этот кто-то мысленно подразумевал, что это благодарность за тот случай? А как мы об этих намерениях узнаем? А если не подразумевал, но именно благодаря тому случаю выработалось положительное отношение ко мне, что и привело к этому внутриигровому подарку? Где граница? Следует ли, по аналогии с чиновниками в реальном мире, запрещать внеигровые и внутриигровые взаимодействия подразумевающие хоть какую-либо помощь, превышающую определенный порог по финансам (которую можно пересчитать на деньги по какому-либо курсу. Включая помощь в каче, да)?
Или, если это кажется несколько абсурдным, первоначальный пример уже не столь очевиден? Ведь никто ничего не покупал, не было никакого намерения обменять реальные деньги на внутриигровую валюту. Было только безвозмездное желание оказать помощь игровому сообществу, а потом, спустя годы этой помощи, желание сделать что-то значимое в благодарность за эту помощь. Где граница и кто ее будет определять для каждого случая социальных взаимодействий? Ведь рано или поздно реал начинает очень сильно переплетаться с игрой.
Nemo, молча минусануть, конечно, всегда проще.
Как вы это себе представляете? Я иду к людям, с которыми когда-то играл в какую-то онлайн-игрушку, и говорю «вот там есть небольшой сайтик, на котором есть группа пуристов, которые считают, что так, как ты тратил свое время и деньги, тратить время и деньги не правильно, и что таких людей не бывает или мало. Можешь пойти, зарегистрироваться и написать им, что так и было?» Единственный ответ, который я получу — «дядя, ты дурак?»
И, главное, в чем сакральный смысл? Чтобы в интернете, где, как известно, никто не знает, что ты кот, какой-то аноним зарегистрировался и что-то написал, добавив «клянусь честью клана, я не твинк DeadPanda»?.. Ну нелепо же.
Участвуя в какой-либо дискуссии с человеком в каком-то небольшом коммьюнити, я как правило исхожу из предположения, что он искренен, даже если это могут быть искренние заблуждения, субъективный опыт или что-то, что не совпадает с моими взглядами или опытом, и ожидаю примерно того же от него. Иначе смысл?
Если же вас не устроило «зовите», то, на мой взгляд (базирующийся на впечатлениях об опыте Атрона по его статьям и комментариям), не понимать эту достаточно очевидную вещь Атрон просто не могу. Но, тем не менее, использовал это в качестве аргумента, тем самым имплицируя, что я либо сознательно лгу, либо не понимаю, о чем говорю. Продолжать дискуссию, в которой используются такие маневры, у меня желания никакого не было, о чем я и мягко дал понять.
Человек в целом управляется достаточно базовыми мотиваторами, которые невозможно (по крайней мере, в обозримом будущем) переделать, а если и переделать, то можно ли будет называть результат человеком — отдельный вопрос для дискуссии (вспомним бетрезацию). В частных случаях, когда речь идет именно о межличностных относительно продолжительных отношениях (когда участниками являются пара, семья, несколько игроков в настолку, небольшая дворовая команда по футболу), все очень вариативно и нередко корректируемо — последствиями, репутацией, воспитанием, эмпатией, etc. Когда же речь идет о человеческой популяции в целом (или хотя бы о большом масштабе вроде индустрии) с вовлечением неличных взаимоотношенией, когда люди рассматриваются как статистика или «они все», все становится сильно хуже. В теории это, наверное, даже можно изменить, но если у вас нет гипноизлучателей, расставленных по планете, то я не вижу практического смысла рассматривать период в сотни тысяч и миллионы лет, и ситуацию можно рассматривать как условно неизменяемую. Так что да, в локальном масштабе можно строить свой теплый и ламповый мирок, но когда дело доходит до full-scale мира, то «адаптируйся или сдохни».
Практически любая игра предлагает вам проблемы, просто здесь вам предлагается опционально докупить возможность частично (пусть иногда и в широких пределах) упростить себе игру. Но это все еще игра. Лажовая игра? Да. Договор выкручивает руки? Да. Вам не нравится? Да. Если вас не устраивают условия сделки, вы ее не заключаете. Кого-то устраивает, и он заключает. И ему норм.
Давайте я подобью, чтобы избежать взаимонедопонимания.
Я творю добро в своем его ситуативном понимании (не факт, что оно является добром с точки зрения объекта воздействия на тот момент времени) в отношении себя и тех, кого я считаю своим ближайшим окружением. В отношение остальных я творю добро / не творю зло / творю зло, в зависимости от ситуации, желания и моего ситуативного же понимания моральный допустимости.
Обычный человек, в общем.
Ммм… нет, вот это как раз необязательно. Бизнес это про организацию материальных и нематериальных ресурсов, финансовых активов и трудовых ресурсов в структуру, которая на регулярной основе приносит прибыль. А что там на другой стороне происходит, пока соблюдена буква договора, уже дело десятое.
Банальный пример — банк. Я банк, и я дал вам кредит на миллион долларов под 10% годовых на год. Чтобы не втягивать рисковую политику, будем считать, чтобы вы его вернули. Условия сделки всеми сторонами соблюдены. Я, как банк, получил прибыль. Вы — возможно да, а может вы в убытке, это уже ваши проблемы.
Еще проще — я предприятие, заготавливающее и продающее бревна. Вы у меня их купили. Я получил прибыль. Вы получили не прибыль, вы получили кучу бревен. Что вы с ними будете дальше делать, дело ваше — может использовать в своем бизнесе, чтобы навариться, можете продолбать, и они сгниют.
Если же вам интересна мое (мой? моя?) moral justification, то пожалуйста:
— разрешенный правилами донат/п2в не является свинством, поскольку его разрешение содержится в подписанном всеми сторонами контракте, и было бы странно ожидать от его участников ущемления свои прав просто потому что другим участникам не нравится то, что они добровольно подписали
— немасштабный рмт (купить суперкап-каток на всю коалицию и проехать на нем полкарты) является локальным перераспределением уже существующих благ и по эффекту влияния принципиально не отличается от подарка, которые происходят сплошь и рядом, а в играх, на которые я считаю для себя допустимым потратить деньги, я как правило долго/активно в любом случае не играю. Да, с моральной точки зрения это не очень хорошо, но я готов пожертвовать капелькой души
То, что я не помогаю голодающим детям Африки, не жертвую на благотворительность и не участвую в раздаче еды и одежды бездомным, на мой взгляд, говорит обо мне гораздо больше, чем купленная у кого-то игровая валюта.
Бизнес это не про обман, и не про производство качественных продуктов. Бизнес это про получение выгоды. Выгодно гнать фуфло — будут гнать фуфло. Выгодно делать на века — будут делать на века.
Вот подмену реальности (суть бизнеса в получении прибыли) желаемым из совершенно другой категории (правильный бизнес это производство качественного продукта) я бы как раз и назвал «наивно-романтичным» видением.
Вы упорно не желаете различать три вещи — способность, возможность и желание. Если под профессионалами мы понимаем конечных профи и условно-средний менеджмент, то
— способность у профессионалов есть, иначе они не профессионалы
— возможности у профессионалов нет, поскольку они не решают практически ничего
— желание у профессионалов при отсутствии возможностей не имеет значения, а люди, принимающие ключевые решения, являются профессионалами не в создании интересных игр, а профессионалами в извлечении прибыли
И делают именно игры. От того, что эти игры вам не нравятся, играми они быть не перестают. При этом что считать интересной игрой это отдельный вопрос — множеству людей они достаточно интересны, но вы почему-то упорно присваиваете себе право решать, что интересно, а что нет.
Гордятся они достижениями в своей сфере, которая к играм зачастую имеет опосредованное отношение, даже если и используется для их создания. Я напомню, что эта ветка началась как раз с комментария к вашей фразе о том, что как же бедным профессионалам сказать, что они делают то, что вы считаете негодным продуктом. На что я ответил, что им, как правило, все равно, поскольку они их цель — классно сделать свой участок работы, а не сделать идеальную с точки зрения Атрона игру. А если есть те, которым не все равно, то они и сами все прекрасно знают.
Тут, кстати, очередная серая зона, поскольку появление палки+5 из воздуха физически заложено в данную конкретную реализацию этого игрового мира.
Во-вторых, не стоит проводить параллели между межличностными отношениями и отношениями между игровой индустрией и десятками миллионов людей.
Если в вашей системе координат действуют не законы бизнеса, а желание делать качественные прекрасные игры и не нарушать правила игры (тм), то почему же этого не происходит направо и налево, а происходит ровно обратное? Может система координат не совсем отображает реальность?
Если п2в представлен в игре, то игроки, его использующие, не являются читерами, говном или как вам их угодно еще называть. Они вполне честно играют по правилам предоставленным авторами игры.
Если вас не устраивает официальный п2в (или просто косметический магазин), то ну что поделать — вас не устраивают правила игры. Сеттинг и его реализация устраивает, а правила. Это уже сугубо ваши (иногда наши) проблемы.
Если вы с ними не встречались, это не значит, что они не существуют. Впрочем, как я уже писал выше, можете, конечно, игнорировать. Но если вам будет проще, можете считать меня отчасти этим несуществующим собеседником.
Вы мне тоже нравитесь. :)
Вот это вы прямо очень-очень сгоряча.
Деньги, по сути, просто удобная абстракция, позволяющая ввести точку отсчет ценности для «не-денег», ничего более.
Подождите-ка, вы как-то очень бодро перескочили. Компания делает игру. Компания предлагает покупать игру за конечную сумму или подписку, или проводить опциональные платежи, ведущие к внутриигровым преимуществам. Является ли последний подход полный говном? На мой взгляд — да. На ваш, насколько понимаю, тоже. Но я бы не стал видеть себя исключительным мерилом говна.
Являются ли трудности частью игры? Да. Перестает ли игра от наличия субъективного говна в ней быть игрой? Нет.
Так а я где-то говорил, что это классно? И люди, которые делают эти игры, профессионалы, классные профессионалы. Просто их цель не сделать идеальную игру, а сделать игру, которая приносит максимум денег. И она приносит деньги, потому что она дает людям то, чего они хотят. И они заносят деньги. Их устраивает. Нас нет. Жизнь боль.
Да, возможно, внезапно какой-нибудь богатый фонд/издатель проснется, скажет «хочу, блин, сделать ММО, которая бы была идеальной, даже если я без понятия будет ли она финансово успешной», соберет лучших профи и даст им грузовик денег. И они сделают идеальную игру.
И люди прозреют. И все уйдут в эту игру. И проснется весь геймдевный мир, и начнет делать идеальные ММО. И маленькие японские девочки возденут руки к небу, и запоют птички.
Или люди скажут «что за бред, дайте нам обратно наших гриндилок с донатом».
Но мы этого не узнаем, пока этого не случится. А пока что имеем, что имеем.
Я не перевожу в другую область и не говорю о разнице в восприятии поступков людей. Я говорю про разницу в восприятии игры, или скорее даже о том, что считать игрой.
Для вас игра это то, что происходит в игре. Для других игра гораздо шире, а то, что вы считаете игрой, просто ее подмножество.
Для вас правила игры важны, и их нарушение будет читерством. Для других это просто глупые моральные ограничения, на которые вы добровольно согласились и тем самым дали другим возможность выиграть.
Для вас их «выигрыш» не имеет смысла, поскольку они нарушили правила игры. Для них игра шире, и они ее выиграли. Грубо говоря, «война это не Олимпийские игры».
Ну и как бы вся эта бодяга началась с п2в. П2в вполне себе официально лежит в правилах игры. :)
P.S. Настолка с дворовым футболом и ММО это две большие разницы.
Но лично я считаю, что не выгорит. Как говорила ведьма Рейвел, невозможно изменить природу людей. Поэтому я просто не трачу на это время, а беру тот фан, который доступен, когда есть время и возможность. Иногда это развлечение и пиу-пиу без всякой глубины, иногда это игра «в небольшом кругу ограниченных людей». И на то, и на то, к сожалению, времени все меньше.
На практике же (в силу сферы своей деятельности достаточно плотно общался с людьми, которые делают разные вещи в гемблинге, МФО и других областях, включая немного геймдева — от стажёров до генеральных директоров) за 10+ лет в различных компаниях, сферах и странах не встретил ни одного «романтика» ни в одной вертикали — инженерия, маркетинг, саппорт, управления проектами, финансы, дизайн и так далее. У всех отношение к работе именно как работе. Люди решают свои задачи и гордятся этими достижениями, профессионально растут, получают повышения в должности и в зарплате, ездят на отдых, растят детей, смотрят сериальчики, занимаются каким-нибудь хобби, может даже поигрывают во что-то на досуге. Но главная цель всего этого движняка на работе — сделать продукт, который продастся с максимальной выгодой. Они именно что делают продукт для себя. Под какую-то ЦА, но для себя.
А что там кто-то считает, что продукт мог бы быть лучше для какой-то группы людей — ну бывает, чо, статистика. Всегда есть какой-то процент клиентов, которых дешевле дропнуть, чем модифицировать под них продукт.
Непосредственно с людьми, делающим ММО не общался, не буду врать, но не думаю, что там картина сильно другая. Безусловно какие-то исключения есть и благодаря им у нас есть, например, шикарные D:OS 1&2, но в общем масштабе это все же исключения, на мой взгляд. Особенно когда дело касается больших сумм и больших проектов.
«Пуристы», к которым я в определенной степени отношу и себя, воспринимают игру, мир и соответствующие правила всерьез и, важно, как отдельную сущность. Для них, если ты нарушаешь эти правила игры, ты полностью лишаешь ее смысла, поскольку игра и мир обладают некой самоценностью. Примерно из-за этой же сепарации игры как сущности от реального мира ролевики легко переключаются между ролями в игре. Они могут быть твоим смертельным врагом на одном персонаже и лучшим другом на другом.
«Игроки» же (не знаю, как лучше назвать), воспринимают игру как продолжение реального мира, его часть. Именно поэтому если ты убил его персонажа (или как-то иначе нанес вред или обиду), ты уязвил не персонажа, ты уязвил конкретно его. И по этой же причине «правил игры» для них не существуют, в этой «игре» для них действуют правила реального мира. И, соответственно, использование ресурсов реального мира для них совершенно естественная модель поведения. А «правила игры» это как лицензионное соглашение — принять и забыть.
Я, естественно, не говорю про всех, но это, по моему опыту, достаточно распространенное отношение.
В настилке как раз собирается компания «пуристов», с не-пуристами пуристы в большинстве случаев играть просто не будет. Но в настилке эта компания состоит из нескольких человек, которые имеют примерно одинаковые представления о том, как они хотят провести время и что им принесет фан, а что нет. И в случае если их кто-то из компании не устраивает как игрок, они могут достаточно легко эту проблему решить. В ММО мы, к сожалению, такой роскоши лишены.
Пардон, про работу не заметил комментарий, отвечу.
У меня есть подозрение, что познакомились вы с ММО лет -надцать назад, если не -дцать, когда это еще были MUD'ы. Времена и отношение к ММО тогда были в основной массе совершенно другие, как у игроков, так и у создателей — по крайней мере, такое у меня впечатление.
Я пришел в ММО из ролевых игр, поэтому у меня отношение к рмт и п2в было достаточно пуристичным изначально, и вляпавшись в клановые структуры я достаточно активно участвовал в обсуждениях данных явлений и отношению к ним в различных кланах и сидел длительное время в говорилках с людьми в различных играх. И у какой-то части этих людей был именно такой майндсет уже в конце нулевых. Но массовый сдвиг сознания, как мне кажется, произошел где-то ближе к середине первой половины десятых / середине десятых. В онлайн-игры пришло множество людей, которые «не видели и не интересовались», они хотели фан прямо сейчас и готовы были за это платить. По опыту общения, для них игра = обычный сервис, которые предоставляет фан за деньги. Больше платишь = больше фана.
Можете уточнять у меня, после многих лет вращения в такой среде я частично перенял это отношение. :) Частично, поскольку игры делю на две категории
— к которым отношусь серьезно и хотел бы задержаться надолго
— к которым, соответственно, несерьезно
Из первой категории они могут мигрировать во вторую. Обратно пока случаев не было.
Донат/рмт/п2в в первых — never. Во вторых — why бы и not, если денег не жалко, и если вложенные деньги дадут ожидаемое развлечение.
Не все так просто, я бы сказал. Под п2в обычно все же понимают прямые или косвенные транзакции от игрока к администрации серверов/игры, которая в ответ выдает какое-либо преимущество (предмет, шанс получения предмета, доступ к ограниченные зоны, повышение явных или не явных характеристик и так далее). В данном же случае имела место передача уже существующей игровой валюты между игроками. Это максимум РМТ. И вот тут, если быть пуристом, момент принятия денег можно считать переходом категории безвозмездной помощи в категорию РМТ. Но это влечет за собой интересные последствия. В данном случае причинно-следственная связь достаточно очевидна. Но как быть в случаях, когда все немного сложнее? Если, например, я когда-то как-то помог кому-то вне игры, а спустя какого-то время этот кто-то подарил мне внутриигровые блага от чистого сердца — это РМТ? А если этот кто-то мысленно подразумевал, что это благодарность за тот случай? А как мы об этих намерениях узнаем? А если не подразумевал, но именно благодаря тому случаю выработалось положительное отношение ко мне, что и привело к этому внутриигровому подарку? Где граница? Следует ли, по аналогии с чиновниками в реальном мире, запрещать внеигровые и внутриигровые взаимодействия подразумевающие хоть какую-либо помощь, превышающую определенный порог по финансам (которую можно пересчитать на деньги по какому-либо курсу. Включая помощь в каче, да)?
Или, если это кажется несколько абсурдным, первоначальный пример уже не столь очевиден? Ведь никто ничего не покупал, не было никакого намерения обменять реальные деньги на внутриигровую валюту. Было только безвозмездное желание оказать помощь игровому сообществу, а потом, спустя годы этой помощи, желание сделать что-то значимое в благодарность за эту помощь. Где граница и кто ее будет определять для каждого случая социальных взаимодействий? Ведь рано или поздно реал начинает очень сильно переплетаться с игрой.
Как вы это себе представляете? Я иду к людям, с которыми когда-то играл в какую-то онлайн-игрушку, и говорю «вот там есть небольшой сайтик, на котором есть группа пуристов, которые считают, что так, как ты тратил свое время и деньги, тратить время и деньги не правильно, и что таких людей не бывает или мало. Можешь пойти, зарегистрироваться и написать им, что так и было?» Единственный ответ, который я получу — «дядя, ты дурак?»
И, главное, в чем сакральный смысл? Чтобы в интернете, где, как известно, никто не знает, что ты кот, какой-то аноним зарегистрировался и что-то написал, добавив «клянусь честью клана, я не твинк DeadPanda»?.. Ну нелепо же.
Участвуя в какой-либо дискуссии с человеком в каком-то небольшом коммьюнити, я как правило исхожу из предположения, что он искренен, даже если это могут быть искренние заблуждения, субъективный опыт или что-то, что не совпадает с моими взглядами или опытом, и ожидаю примерно того же от него. Иначе смысл?
Если же вас не устроило «зовите», то, на мой взгляд (базирующийся на впечатлениях об опыте Атрона по его статьям и комментариям), не понимать эту достаточно очевидную вещь Атрон просто не могу. Но, тем не менее, использовал это в качестве аргумента, тем самым имплицируя, что я либо сознательно лгу, либо не понимаю, о чем говорю. Продолжать дискуссию, в которой используются такие маневры, у меня желания никакого не было, о чем я и мягко дал понять.