avatar
Что удивляет из далее написанного, это ощущение большого и сложного вторичного рынка перепродажи. Не могу понять, откуда он.

Рынок вообще большой. Продаётся (и покупается) много всякого разного, добываемого игровыми методами. При желании и усидчивости можно собирать так вполне крупные по иговым меркам суммы (с подпиской, конечно). У некоторых возникают излишки, они могут позволить себе покупать у других игроков всякие безделушки из кэш-шопа. Так возникает спрос, соответственно появляется предложение и перекупщики.

С Аллодами сравнивать не могу, почти не играл в них, про торговлю там не знаю вообще ничего.

Мало желающих играть в лотерею на единичные попытки

Попытки не обязательно должны быть единичными. Можно и десятками сундучки покупать. Весь вопрос в том — много ли людей на рынке, многие ли активно торгуют и имеют достаточно большую прибыль, чтобы позволять себе скупать сундучки. Здесь на популярных серверах народу достаточно много.

масса готовых товаров больше, чем торговля оставшимися закрытыми ларцами

Всё так. А некоторые просто не могут заставить себя продавать сундучки — азарт не позволяет, страсть открыть всё самому :)

Пытаться вытащить что-то из сундука, имея всего 3-6 попыток, для меня выглядит странно. Причина в том, что лимита валюты не хватит на покупку готового предмета?

Нет, это я просто для описания масштаба лимита сравнил с количеством сундучков. Играющие бесплатно, как я понимаю, в первую очередь заинтересованы в покупке всяких «unlocks», снимающих (постоянно или временно) всякие ограничения. Хотя — кто знает, в ходовом товаре можно держать много денег, а вынимать из почты сразу все деньги от продаж никто не заставляет. Можно извратиться и с обманом лимита ;) Да и договориться с продавцами дорогих товаров об оплате частями тоже можно. Но, имхо, если человек так ловко и активно играет, то почему не оплатить подписку?
avatar
При запуске игрок платил за доступ к сервису, поскольку других вариантов не было.

Разово или подпиской?

И разово, и подпиской. У игрока не было выбора: или он покупал «коробку» и платил подписку (первый месяц подписки включен в стоимость коробки), или не получал доступа к игре.

Как вышло, что товары перепродаются? Получается спекуляция, но как для неё могла образоваться ниша?

Так я же писал выше про сундучки, видимо, совсем не понятно получается :(
Придётся на примере.

Вот хочется игроку купить нового маунта. По слухам, такой маунт выпадает в среднем один раз из сотни сундучков. Есть два варианта: покупать сундучки до тех пор пока не повезёт или купить маунта у того, кому уже повезло. Поскольку игроков, покупающих сундучки, много, а маунт нужен не всем, то на аукционе цена на него может быть на уровне примерно 20-30 сундучков.

Первый нюанс: сундучки — это тоже товар. Поэтому их можно покупать как за реал в кэш-шопе, так и за игровую валюту на аукционе. В кэш-шопе они продаются в розницу и мелким оптом — «гиперпаками» по 24 штуки. Гиперпаки на аукционе тоже продаются, но не факт, что там опт получится дешевле.

Второй нюанс: сундучки продаются более или менее тематическими «сериями». В каждом сундучке из серии могут быть предметы из довольно широкого ассортимента, нет сундучков по типу «маунт или пустышка». Все предметы из сундучков тоже можно продать, а потому возможен вариант, что открыв 20 сундучков получим товаров на сумму больше стоимости маунта. А можно открыть 30 и получить меньше. И, конечно, товары надо ещё продать, а цена маунта может измениться.

Третий нюанс: не все серии сундучков всегда есть в продаже. Из 29 серий в кэш-шопе продаются 5-6, периодически меняясь, причём обычно одна серия продаётся со скидкой. На аукционе выбор шире, но цены на серии, которых давно не было в шопе, естественно, могут сильно расти.

Товары из шопа продают совсем профаны? Особенно интересно, откуда у не пользующихся шопом товары для продажи, которая будет не перепродажа?
Или товары многоразовые и не привязываются?
Товары из шопа продают те, кому нужна игровая валюта и/или те, кому не нужны случайно выпавшие из сундучков предметы.
Тем, кто в шопе ничего не купил, естественно, доступна только перепродажа шоповых товаров.
Предметы привязываются при использовании.

Ещё два существенных момента:

— Нельзя продать «свежераспакованный» предмет из шопа, он привязывается на 36 часов.

Так, например, купив гиперпак, надо подождать 36 часов и потом станет возможным его продажа. Но если через 36 часов вдруг захочется разделить гиперпак на отдельные паки, то эти паки тоже окажутся привязанными ещё на 36 часов. Открыв отдельные паки получим предметы — тоже привязанные на 36 часов. При особой удаче, можем и в отдельных паках получить «коробочки» с наборами, уже не рэндомными — распаковав их тоже получаем привязанное на 36 часов.

По этой причине надо сразу решить, что будет продаваться и открывать всё сразу после покупки, чтобы максимально сократить время привязки.

Так же, не важно, где была куплена «упаковка» — в шопе или на аукционе. Распаковал — жди 36 часов или используй на этом чаре.

— Второй важный момент: у играющих бесплатно жёсткое ограничение на доступное количество игровой валюты. Соответственно, они не могут копить и приобретать товары по цене выше этого лимита.
Лимит довольно небольшой, примерно на уровне аукционной стоимости 3-6 обычных «сундучков» из шопа (а один «редкий» сундучок может стоить в разы дороже лимита).
Лимит игровой валюты снимается подпиской.

Наверно я что-нибудь забыл, но надеюсь так будет понятней ;)
avatar
Игра вышла сразу с этими дополнениями? Если нет, то за что платил игрок при запуске?
Не сразу.
При запуске игрок платил за доступ к сервису, поскольку других вариантов не было. Хочешь играть — цена вот такая, не нравится — не играй.
Сейчас выбор другой:
— играть с ограничениями бесплатно;
— снять часть ограничений за разовую плату;
— снять часть ограничений подпиской.

Что именно было добавлено к цене сервиса тогда и что добавлено сейчас — я могу только гадать. В игре я вижу результат работы, проделанной за эти деньги, и мне этот результат по большей части очень нравится.

Так подписка или премиум? Это не одно и то же.
Хозяева игры называют это «Subscription», по факту это премиум.

Шоп вообще редко честно связывает, за что игрок платит деньги и на что именно эти доходы идут. Не путайте внутреннюю сторону, структуру доходов, и внешнюю сторону, мотивацию игроков.
Я пишу только про мотивацию игроков с помощью шопа. Если во многих проектах мотивация работает в основном через зависть, то здесь добавлен стимул для активного обмена купленными товарами.

Специфика шопа SW:TOR — в невозможности купить в этом шопе бОльшую часть товаров напрямую: практически всё спрятано в «сундучках». Поэтому большинство желающих купить конкретный предмет делают это на вторичном рынке, в основном — на аукционе.

Второй отличительный момент — продажа (и перепродажа) товаров кэш-шопа тем(теми), кто не пользуется кэш-шопом, в том числе — играющим бесплатно.
avatar
Контентно-сюжетная часть обеспечивается B2P
8 классовых сюжетных линий, составляющих наиболее ценную сюжетную линию игры — бесплатны, полностью.

Следующие два дополнения добавляют общий для классов, но разный для фракций, контент, по объёму значительно меньший, чем бесплатная часть. Этот контент пока ещё требует покупки последнего на данный момент обновления, что изменится с выходом следующего экспаншена.

С новым обновлением подписчики получат доступ к новому левел-капу и к контенту для уровней 60+, покупать ничего не нужно. Играющие без подписки получат бесплатно кучу изменений и дополнений к имеющемуся контенту.

Это всё f2p-сервис, с премиумом и разблокировкой доступа за плату. И если в большинстве других f2p не блокируют контент, то это не потому, что f2p этого не предполагает, а потому, что там контента и без блокировок ничтожно мало, а качество его не позволяет брать за подобное денег.

Контентно-сюжетная часть обеспечивается B2P, а длительный сервис — шопом. Верно?
Не верно. При таком описании возникает иллюзия раздельного существования разных видов сервиса в игре — «длительного» и какого-то ещё, причём шоп почему-то оказывается только при «длительном».

Тогда как на самом деле, кэш-шоп и активная торговля его товарами — основа кастомизации персонажа, его петов-компаньонов, его жилища-стронгхолда (или нескольких), стронгхолда (или нескольких) гильдии, выбора маунта и тд. Практически, это коллекционирование с активным обменом предметов коллекций и возможностью демонстрировать окружающим наиболее удачные/интересные варианты.

С одной стороны, коллекционная ценность предметов не привязана к прокачке и коллекционирование действительно может рассматриваться как вариант эндгейма. Но с другой стороны, богатые возможности кастомизации стимулируют заводить новых персонажей и проходить ими сюжет заново — людей посмотреть, себя показать, да и ещё раз получить удовольствие от контента. В основном — от полностью бесплатного контента :)

К тому же, играющие бесплатно тоже имеют доступ к такому коллекционированию. Естественно, играющие за плату имеют ощутимо больше возможностей для этого занятия.

более или менее выедаемого «контента»
Сейчас у подписчиков х12 бонус (отключаемый, при желании) за сюжетные квесты. Это настолько изменило динамику прохождения сюжетных линий, что игра (для меня, конечно) смотрится как остросюжетный фильм. С учётом восьми сюжетных линий, богатых возможностей кастомизации, возможности во многих местах выбирать кого любить, а кого убивать — реплейбилити у игры сейчас не сравнимое ни с чем. В том числе и благодаря отличной озвучке, ага ;)
avatar
Где, в какой ММО-игре продаётся некий «сервис» без контента и игровых механик? Как это возможно?

Как я понимаю, сервис как раз и предоставляет доступ к контенту, игровым механикам и вообще всему, что составляет ММО-игру. Без сервиса невозможно играть в такую игру, и наоборот — игра, её контент, её механики без сервиса не имеют никакой ценности.

а не услугу доступа к социальным процессам
Если вернуться к объекту обсуждения — SW:TOR, — то там социальные процессы являются основополагающей базой даже для функционирования кэш-шопа. Игнорировать такой сервис можно только с целью введения окружающих в заблуждение.
avatar
ArenaNet не берет денег за все это, как сервис
Ещё как берёт. Схема называется b2p. И покупка коробок, и приобретения в кэш-шопе — это всё оплата сервиса.

У вас очень странная методика деления игр на части и отделения контента от сервиса. Считаю, что в ММО сервис без контента и механик вообще не имеет смысла и продавать его отдельно невозможно в принципе.

Новое платное обновление, о котором мы говорили выше, внезапно опять предполагает новую порцию контента.
Новое бесплатное обновление предлагает расширение сервиса — того сервиса, который интересен аудитории игры. Часть этого сервиса платна, естественно — самая интересная (для целевой аудитории) часть.

вы предлагаете мне сначала согласиться с тем, что все вокруг ММО
Это не правда. Я пишу про кокретную игру.

Если бы в направлении в организации именно MMO-геймплея, как сервиса, Bioware затратила бы серьезные усилия и ресурсы, я бы видел несоответствие. Но основные деньги были потрачены на озвучивание диалогов, сюжет и локации, о чем говорилось множество раз открыто.
Вот именно то, про что я и писал. Вам лично подобный подход не нравится, значит игру оценивать как ММО нельзя. Именно такое отношение я считаю глубоко ошибочным. Точно так же я мог бы оценить Еву, в которой для меня нет интересных локаций и аттракционов, из чего сделал бы вывод, что Еву нельзя рассматривать как ММО, поскольку там нет ни интересного мира, ни нужных механик.

на меня эти джедайские штучки не действуют
А вот это — практически оскорбление! ;)
Считаю джедайскую идеологию самой лживой, подлой и опасной основой пропаганды из всех встреченных мною в игровых вселенных.
avatar
Осталось понять, слышал ли он то, что ему говорили в ответ.
Да, слышал.
В ответ была очень удобная теория, крайне популярная на данном ресурсе: всё что не песочница — не ММО.

ММО не продают контент, они предоставляют сервис. (Это не является отличительной чертой ММО, но является обязательным их свойством) Модель оплаты ММО это модель оплаты сервиса. Не контента, не игровых механик — сервиса. Как в песочницах, так и в парках.

Вы игнорируете факт привязки оплаты данной игры к сервису и предлагаете рассматривать получение платы за этот сервис как продажу контента. Такой подход можно признать только если не считать SW:TOR ММО, но это не так.

Конкретная игра — SW:TOR — является ММО, сервисом. У этого сервиса модель оплаты — f2p.
avatar
И WoW был создан прекрасным, с шикарнейшими перспективами.
avatar
Вов вышел за четыре года (ЧЕТЫРЕ, КАРЛ!!!) до того, как Котик стал главой активижн-близзард.
Это были прекрасные четыре года, возможно — лучшие в моей ММО-жизни :) Потом ещё два было неплохо. Потом — всё кончилось, но понадобились годы, чтобы я в это смог поверить…
avatar
wow
Котик самодовольно смеётся над тобой в этом месте!
avatar
Вы не можете признать очевидных вещей, к сожалению.
Взаимно.
avatar
Нельзя утверждать, что люди могут бесплатно получать доступ к дорогостоящему контенту, не делая сноску на то, что кто-то этот контент оплатил
Так ведь никто не утверждает, что доступ к контенту не оплачивается. Только вы игнорируете факт, что в конкретной игре кроме контента есть ещё и сервис. Именно этот сервис, а вовсе не контент, делает игру ММО. И этот сервис — бесплатен. Такая система монетизации доступа к сервису называется ф2п.

Надеюсь, вы не считаете, что ф2п — это то, за что никто не платит вообще? ;) Любой вариант ф2п предполагает, что всё в игре будет кем-то оплачено. И играющие бесплатно в любой игре пользуются тем, что игру — её контент и сервис — кто-то оплачивает. Это так в абсолютно любой игре.
avatar
а факты таковы: весь новый контент в игре сначала оплачивается
Это серьёзный аргумент при обсуждении обычных офлайновых игр, но для ммо, которые в первую очередь — сервис, это далеко не самое главное.
avatar
Я же прошу посмотреть в суть происходящего.
Ничего подобного. Вы предлагаете игнорировать суть.
SWTOR — ММОрпг, это не товар, а сервис, он не может быть оплачен прежними покупателями. И вот доступ к этому сервису — бесплатен, а потому игра — ф2п.

Ваше мнение о том, что в SWTOR «кроме контента ничего и нет» — это и есть прокрустово ложе в которое вы старательно пытаетесь впихнуть игру. И заодно настойчиво внушаете, что ф2п не может быть «разумной и прозрачной» системой оплаты, даже когда вам приводят очевидный пример такого варианта ф2п.
avatar
а затем «пейволл» объявляется «вполне нормальным»
Если ловко резать цитаты, то и у вас можно надёргать много смешного ;)
У меня не случайно «нормальный для ф2п-игры», а не просто «вполне нормальный».
в игре, где, по большому счету, кроме контента ничего и нет
Вот это то самое, про что я выше спрашивал — мнение человека, которому ключевые свойства игры не интересны.
avatar
Некорректно называть ее ф2п — слишком много ограничений для «бесплатного» варианта игры.
Абсолютно корректно, потому как соблюдается главный принцип ф2п: для доступа к игре не нужно платить ни сколько. Зарегистрировал аккаунт и играешь, бесплатно.

Вот что не корректно — это придумывать дополнительные условия, которым должна удовлетворять система монетизации, чтобы соответствовать названию «ф2п».
Ф2п допускает разные способы ограничения игровых возможностей игроков, снимаемые за плату. Если в «азиатских» играх больше приняты различные варианты pay2win (шмот со статами, бусты, заточки и тп), то это не значит, что таков единственно возможный вариант ф2п.

Требование оплаты для доступа к контенту в SWTOR — это нормальный для ф2п-игры paywall, не завуалированный и откровенный. Любой игрок заранее может видеть это ограничение, ему не нужно вникать в тонкости игровых механик, чтобы понять где и как его игровые возможности будут ограничены при бесплатной игре. Это — хороший вариант ф2п, не мошеннический.
avatar
То есть GW2 — фритуплей игра? :)
Я не слежу за GW2. Её уже не надо сначала купить, можно зарегистрировать аккаунт и играть бесплатно? Тогда — ф2п.

Суть того, что я хочу сказать, довольно простая — весь произведенный в SWTOR контент оплачен или требует оплаты.
Вы уходите от ответа.
Пожалуйста, назовите систему монетизации SWTOR — нынешнюю, не прошлую. Как называть систему монетизации, при которой новый игрок для доступа в игру не должен ничего платить?
avatar
Действительно надо дальше останавливаться на вопросе, что так или иначе за контент придется заплатить?
Надо. Экспаншен — часть игры, часть контента. Платность части не меняет систему монетизации всей игры с ф2п на что-то иное.

Потому что за них уже заплатили с лихвой в период «pay-to-play + коробка».
Расскажите пожалуйста, как называется такая система монетизации. Сейчас, не в прошлом — какая система монетизации у SWTOR?
avatar
Не имеет значения, нравится вам игра или нет, пока вы разбираетесь в вопросе. Вы не разбираетесь в вопросе, назвав игровую механику Archeage «типичной».
А вот ваше мнение про SWTOR имеет значение?
avatar
Но основной доход у обоих проектов — от подписки.
Про WoW есть цифры с разбивкой по источникам дохода?