О количестве. Рынок разделен на F2P и P2P, при этом аудитории разные, и нельзя думать, что выход новой P2P игры, даже качественной, отберет игроков у некачественной F2P игры. Скорее переманит из других P2P игр. Классику в Корее запустили в первую очередь именно поэтому — аудитории ГоД и Классики практически не пересекаются, они привлекают разных людей, и эти проекты не мешают друг другу зарабатывать деньги.
Все, что у вас есть — теоретические измышления. «Если» и «бы». А я смотрю на факты — Lineage2 в России, Аллоды Онлайн (спасибо Шкурнику, он вспомнил про открытие подписочного сервера), переход LOTRO, SWTOR и Warhammer Online (была готова специальная F2P версия для Азии, но Games Workshop не продлили лицензию) на F2P. Рынок скорректировал ситуацию — на долю подписки осталось несколько проектов, все остальные живут на «донат».
А «если» в одной игре будут и подписочные и F2P сервера, то соотношение игроков между подписочным сервером и F2P будет коррелировать с имеющимся разделением игроков на тех, что оплачивают подписку и тех, что играют во F2P.
Вот про это я и говорю «все меньше и меньше». Их уже можно по пальцам одной руки пересчитать. А сколько их было раньше?
У Евы, кстати, отличная модель — не проблема вложить в игру денег и получить солидный буст (чар или хотя бы те же импланты) или хороший корабль. Не проблема играть бесплатно. Оставаясь формально подписочной игрой, Ева на полную использует все те же механизмы, что и F2P игры.
наличие выбора убьет фритуплейный вариант, сделает из него гетто, а из жителей этого гетто объект насмешек
Я в этом сильно сомневаюсь. Когда запускался Lineage2 в России, бесплатно, но с ПА и магазином, можно было спокойно играть за подписку на американских и европейских серверах. И не русская линейка умерла, а подписочная версия от NC West.
Кто-то не настолько быстро шел до капа, кто-то начал изучать сюжет других веток, а там и обновления начали выходить.
СВТОР не должен был быть ММО? И почему же?
Рынок растет постоянно, каждый год выходят десятки интересных игр (не только ММО), поэтому игроки уходят. Выдать максимум удовольствия, получить максимум денег.
Это проблема не шлака, а человеческой природы, ведь то, что интересно одним, будет невероятно скучным для других. Сколько игроков купили SWTOR, пробежались по сюжету, прощелкав стены озвученного текста, и вышли на кап, ожидая что там будет интересно играть? Огромное количество. Но не найдя там развлечения для себя они просто отменили подписку. Результат известен — резкое сокращение игроков, слияние серверов, и… переход на F2P!
Не гормонами, а нейромедиаторами. Дофамин — это и есть механизм награды. Маунт +10 к скорости, меч +10 к атаке — это средства для достижения награды. Вместо того, чтобы тратить недели и месяцы на получение одной награды, тратишь N денег и получаешь награду за наградой, в приемлемом для себя темпе — кто-то одну в неделю, кому-то десяток за день.
Но это еще не все! Покупка прокачанного чара/зафиченного корабля позволяет сразу же ворваться на поле боя, и получить уже адреналин, ради которого многие и идут в игры — кто-то в танки, кто-то в FPS, а кто-то в MMO. Любители Квейка потратят 200 баксов на мышь и клаву, а некоторые любители ММО (по сути, речь идет о любви к массовым баталиям, а не к прокачке или экономике) — 200 баксов на всевозможные бустеры для того, чтобы пропустить скучный для себя кусок игры, не дающий нужного, и поскорее ворваться на настоящие поля сражений.
Да, кто-то предпочитает более опосредованные стимуляторы. Но большинство предпочитает прямую стимуляцию. Слышали про лабораторную крысу, которая нажимала на кнопку, стимулирующую «счастье», да так и подохла с голоду? Речь о дофамине.
И возникает серьезная проблема — игроки с удовольствием заплатят за такую кнопку в игре. Кто-то из таких игроков пойдет в F2P проекты, кто-то в сессионки, а кто-то начнет ботить и скупать голду. Первый вариант, по понятным причинам, наиболее привлекателен для издателей.
В случае с подпиской продается игра, как услуга, в случае с ф2п продается воздух.
В F2P продается не воздух. Продаются вещи, которые сокращают время, помогают нагибать, и прочая-прочая-прочая. Там продаются непосредственные стимуляторы дофамина и адреналина. Это далеко не воздух, именно за этим люди и приходят в игры. Полноценные товарно-денежные отношения: деньги-дофамин-деньги-адреналин-деньги и так далее.
По сути, любая оплата игры: подписка, ПА, итем-молл, все это плата за пиксели и плата за воздух. Сделка идет на уровне «удовольствие от игры»/«деньги на сервера и разработку» в любом случае.
Если посмотреть на графики прибыли NCSoft, то что-то не заметно «несоизмеримой» разницы в прибылях от P2P и F2P схемы. Так что с точки зрения разработчика в тех самых осликов и заложены аренда серверов, зарплата, амортизация и прочая-прочая-прочая. А с точки зрения пользователя — F2P это удобный способ платить конкретно за то, что тебе нравится/нужно.
А «если» в одной игре будут и подписочные и F2P сервера, то соотношение игроков между подписочным сервером и F2P будет коррелировать с имеющимся разделением игроков на тех, что оплачивают подписку и тех, что играют во F2P.
У Евы, кстати, отличная модель — не проблема вложить в игру денег и получить солидный буст (чар или хотя бы те же импланты) или хороший корабль. Не проблема играть бесплатно. Оставаясь формально подписочной игрой, Ева на полную использует все те же механизмы, что и F2P игры.
Я в этом сильно сомневаюсь. Когда запускался Lineage2 в России, бесплатно, но с ПА и магазином, можно было спокойно играть за подписку на американских и европейских серверах. И не русская линейка умерла, а подписочная версия от NC West.
СВТОР не должен был быть ММО? И почему же?
Ситуация пока что обратная — тех, кто хочет платить только за подписку закрывают в небольшие резервации, которых все меньше и меньше.
Это проблема не шлака, а человеческой природы, ведь то, что интересно одним, будет невероятно скучным для других. Сколько игроков купили SWTOR, пробежались по сюжету, прощелкав стены озвученного текста, и вышли на кап, ожидая что там будет интересно играть? Огромное количество. Но не найдя там развлечения для себя они просто отменили подписку. Результат известен — резкое сокращение игроков, слияние серверов, и… переход на F2P!
Но это еще не все! Покупка прокачанного чара/зафиченного корабля позволяет сразу же ворваться на поле боя, и получить уже адреналин, ради которого многие и идут в игры — кто-то в танки, кто-то в FPS, а кто-то в MMO. Любители Квейка потратят 200 баксов на мышь и клаву, а некоторые любители ММО (по сути, речь идет о любви к массовым баталиям, а не к прокачке или экономике) — 200 баксов на всевозможные бустеры для того, чтобы пропустить скучный для себя кусок игры, не дающий нужного, и поскорее ворваться на настоящие поля сражений.
И возникает серьезная проблема — игроки с удовольствием заплатят за такую кнопку в игре. Кто-то из таких игроков пойдет в F2P проекты, кто-то в сессионки, а кто-то начнет ботить и скупать голду. Первый вариант, по понятным причинам, наиболее привлекателен для издателей.
По сути, любая оплата игры: подписка, ПА, итем-молл, все это плата за пиксели и плата за воздух. Сделка идет на уровне «удовольствие от игры»/«деньги на сервера и разработку» в любом случае.