А что, в ситуации «вести себя как убийца» или «не вести себя как убийца» есть какая-то серая зона, какая-то сложность с выбором правильного морального компаса?
Для меня лично ММОзговед из просто (что все равно не просто на самом деле) площадки, наверное, единственной в интернете, где я могу вести дискуссию в комментариях и увлекательно читать про интересный мне жанр, очень быстро превратился в личный вид терапии. Читать, делиться мыслями и, самое главное, иногда писать заметки — стало для меня способом привести голову в порядок в годы пандемии и беларуских протестов и репрессий. Поэтому мне, конечно, пусть это и эгоистичный от и до посыл, хотелось бы иметь эту терапию, не лишаться ее. Но все полностью доводы Атрона я понимаю, так как вижу, как переживается эта война им и многими другими на примере общения в Дискорде ММОзговеда.
Если я почувствую, что уместно заменить черную обложку заметки «Остановите войну» на что-то иное — я это сделаю. Пока я очень осторожен с чувствами тех, кому сейчас намного сложнее, чем мне.
С другой стороны, если отвлечься и поговорить об ММО — то сейчас, вот уже полгода после ухода из New World я так и не вернулся ни в одну ММО даже на неделю. Причин тому много — от боязни погрузиться в атмосферу безразличия к войне (или даже ее поддержки), до банальнейшего исчезновения интереса к существующим проектам как видеоиграм вообще. Оттого мне кажется совершенно справедливым оглавление «Я не знаю, что будет дальше», даже когда каждый из нас в него вкладывает что-то свое.
Сам удивляюсь, но я с Орготой согласен. Потому что в моей практике есть Black Desert. Да, согласен, из перечисленного там нет фуллута, но фри-пвп, ПК, «бой» за полянку и прочий ганк там в наличии. И мой опыт явно говорит мне о том, что ни я, ни мое окружение в то время, ни подавляющее большинство игроков на общедоступных спотах (коих там все) не использовали этот шанс стать «злодеем». Скорее наоборот, я чаще сталкивался с пониманием, возможностью договориться и решить что-то совместно (в той мере, в которой Black Desert вообще позволяла что-тот решать совместно). Игрокам по сути давали выбор и они чаще всего выбирали если не добрый, то как минимум нейтральный вариант.
А вот когда тебе прямо говорят, что в условиях конкуренции за ресурсы, эти ограниченные ресурсы получит тот, кто готов идти на их сбор с ПвП флагом и прицелом на ПК, то получится New World. Где махровый ганк цветет потому что убийство поставлено во главу механики самими разработчиками. Буквально навязывается.
Так что да, я согласен, игрокам можно дать выбор, но это должен быть игромеханический выбор, а не твой личный моральный компас только. Люди с правильным моральным компасом и так в места полные беззакония не ходят.
Нео выбирал между двумя пилюлями, а не между добром и злом. Красная пилюля показывала реальность. Синяя — оставляла в рамках собственных иллюзий. Реальность — это то, что на самом деле пишет собеседник. Реальность — это то, что на самом деле содержится внутри конкретной социальной модели. Дело не в наличии или отсутствии выбора, а в эффективных стратегиях. Ты снова разговариваешь сам с собой, придя в комментарии к моему тексту, приписывая мне утверждения из собственной головы, которых я никогда не делал. Спор с человеком под синей пилюлей лишён всякого смысла.
Разве что денежный стимул, но тут будет риск скатиться.
Нет никакой опасности скатиться, если за твой конкретный материал дают импульсы конкретные эрги. Значит, им понравился этот конкретный материал. В этом-то и красота.
Казалось, что чем больше опыта, тем быстрее и проще будет писать — но нет, всё равно три часа на заметку.
3 часа это вы еще быстро. Я статьи неделями обдумываю, а потом еще неделю пишу (кроме редких случаев озарения, которое опять же требует долгих размышлений). И это при том, что опыта в написании заметок у меня много (правда несколько нерелевантного).
Но никакие инструменты не ускорят авторов. Разве что денежный стимул, но тут будет риск скатиться.
Ошибка геймдизайна не в том, что в ММОРПГ ввели ПК и фуллут, а в том, что не уравновесили добро со злом.
Если у игрока в такой ММОРПГ нет иной возможности, кроме как стрелять первым, по тому, что иначе его застрелят — это ошибка геймдизайна! И искоренять нужно не ММОРПГ с Пк и фуллутом, а искоренять нужно геймдизайнерские ошибки в таких ММОРПГ!
Критикуешь — предлагай. Предложите уже хоть один способ в такой игре не стать параноиком, который стреляет первым просто по избежание. Или нам в игре как в средневековой японии расходиться с игроками взаимно раскланиваясь по широкой дуге метров в 15, а ближе считать атакой?
Опять же с такими хотелками вам бы в контру играть или что там сейчас есть приближенное к ммо? Есть там игра с мечами и отрубанием голов в ечном ПвП. Зачем вам игра с большим миром и пве, если вам нужно только ПвП? ПвП игры появились еще на заре игростроя — даже в квейке и думе был дезматч.
Есть два аспекта в моем мнении о ММОРПГ.
Первый аспект — я смотрю на ММОРПГ со своей точки зрения. Второй аспект — я пытаюсь судить о тех или иных явлениях в ММОРПГ объективно. Строю свои предположения к чему та или иная тенденция в ММОРПГ приведет и какие могут быть тут плюсы и минусы.
.
Говоря именно про свои личные интересы в ММОРПГ, я не могу просто пропускать мимо своих ушей мнение, например Атрона, про ММОРПГ. По тому, что это мнение и меня касается, как игрока в ММОРПГ и любителя ММОРПГ.
.
Ну просто по тому, что я прихожу в ММОРПГ ради саспенса, выживания, опасностей (и не типо опасностей -«Ой е-ей мобы какие страшные в данжене»). А настоящих опасностей, которые мне могут обеспечить только живые люди, а отнюдь не мобы. Я люблю это чувство тревоги разлитое в воздухе! Разумеется в играх, а не в реальном мире.
.
И вот, для обеспечения этого самого саспенса — мне нужны в ММОРПГ ПК. И фуллут, чтобы не было такого — «подох и пох».
.
И когда я читаю мнение Атрона, про то что, оказывается, в ММОРПГ фуллут не нужен, а ганкеров необходимо оттуда гнать поганой метлой. Разумеется я буду с Атроном спорить. Отстаивая прежде всего свои личные интересы в играх.
.
То есть как, погодите, ганкеры и фуллут не нужен? А кто мне саспенс обеспечивать в игре будет? И что мне тогда вообще в игре делать? Мирно картошку сажать с друзьями и домики строить? Радоваться дружелюбной среде обитания? Так, я не за этим в ММОРПГ пришел.
Уровни набирать и шмот выбивать? Не интересно.
.
Я тут просто говорю о своих интересах в играх. Прямо, без всяких намеков и скрытых смыслов. Все как есть.
.
И нередко в ответ получаю от ММОзговедов в ответ всякие инсинуации. Что я на самом деле жестокий ганкер, например, и мне нравится издеваться над людьми.
Поверьте, если бы я был жестоким ганкером, а не любящим опасный фарм каребиром — я бы так и написал. Я на ММОзговеде и других интернет форумах — для того чтобы высказывать свои мысли. Это — мне доставляет удовольствие.
.
Или читаю — «Мегаальянсы захватили всю карту игры и другим не дают территории». Отвечаю — мне лично эти территории сами по себе нафиг не нужны. И если данные территории разработчики искусственно отберут у мегаальянсов и предложат всем желающим за них побороться в формате 10 на 10. Я радоваться такой возможности получить свой кусок пирога не буду. По тому, что сами эти территории для меня — фикция. Я просто повернусь спиной к таким разработчикам и уйду из игры.
.
Мне нравится само явление грандиозной политики в ММОРПГ. Войны мегаальянсов, длящиеся месяцами. Нравится добывать ресурсы в какой то империи и видеть, как рушится эта империя. Переживать все эти события.
.
Так что услуга разработчиков все отнять и разделить поровну — лично для меня — медвежья услуга. Я не за этим в ММОРПГ пришел, не за территориями, тем более не за возможность их получить по распределению!
.
Или «В игре нужно равенство, РМТ мешает равенству, нужно ликвидировать в ММОРПГ РМТ». Мне лично в ММОРПГ равенство не нужно и РМТ мне не мешает.
.
Я воспринимаю РМТ — как наркотик, драйвер, активизирующий экономические, политические и все остальные социальные взаимоотношения в ММОРПГ. Что с проникновением РМТ в ММОРПГ — повышается стоимость игровых ресурсов, так как за них можно теперь получить реальные деньги. Повышается значимость территорий, так как за их владение теперь можно получить реальные деньги. Соответствен — возрастает конкурентная борьба за рынки, территории и ресурсы. Мир становится жестче, хардкорнее. Это для меня — приятно.
.
А то, что я в результате РМТ отстану от Васи и не получу одновременно с ним уровень или какой-то шмотки. Мне пофиг! Я не ради планомерного процесса получения уровней и полубесплатной раздачи нарисованных шмоток прихожу в ММОРПГ.
.
И не ради равного соревнования прихожу в ММОРПГ. И не ради чего то там получения «по талонам». И не ради набивания уровней и тоски на капе.
.
Я прихожу — ради живого, динамичного, опасного, непредсказуемого, неизведанного, полного опасностей и выживания мира.
.
ВСе вышесказанное — повторяюсь — мои личные хотелки в ММОРПГ.
.
Все дело в приоритетах. Помните, я писал по это?
.
Я счас не буду доказывать, что РМТ никак не влияет на равенство возможностей игроков и не способствует монополизации ресурсов.
Просто по тому, что у меня другие приоритеты в игре.
.
Мне равенство в игре — по барабану. Не по тому, что я мечтаю увидеть все ММОРПГ испорченными. А по тому — что для меня испорченное ММОРПГ — другое. Эта та ММОРПГ, вернее псевдомморпг, в которой нет политики, экономики, соревновательной среды, саспенса, выживания.
.
Это дело вкуса. Мне не нужно равенство возможностей всех игроков. И возможность обязательно участвовать в распределении топ контента игры (типа отхватить себе и своему клану куска территории) мне не нужна.Мне не нужно прокачаться до какого то уровня. И шмот обязательный для этого уровня мне не нужен. Ровно как и финансовая возможность его купить.
.
Поэтому у меня в ММОРПГ другие приоритеты. И между ММОРПГ с зашитыми карманцами ради уравнивания возможности игроков и ММОРПГ где правят сверхкорпорации — я выберу последнее.
.
РМТ способствует неравенству игроков? Прекрасно! Это то, что мне нужно.
.
Мне нужен именно такой мир, в котором есть мегакорпорации и суперальянсы, монополизирующие ресурсы и доминирующие в войнах. Мир неравенства.
.
Я не вижу ММОРПГ — как спортивную или игровую площадку. Мне вот все эти спортивные принципы не нужны. С обязательной возможностью для любого игрока достичь 90 уровня, добыть себе сет 90 уровня, иметь на этот сет игровую валюту и бегать потом по каким-нибудь дейликам. Скучно мне от этого! Вот такой я человек.
.
А у Вас в игре возможно другие приоритеты. Это само по себе ни хорошо, ни плохо. Что у нас приоритеты в ММОРПГ разные.
.
Я считаю псевдомморпг, ту ММОРПГ в которой нет политики и экономики на том основании — что политика и экономика — столпы социализации. ММОРПГ должно быть с социализацией, иначе какое оно ММО? И ММОРПГ должно быть РПГ, то есть давать человеку возможность отыгрыша, возможность ощущения нахождения себя в сложном мире, а не на площадке игровой.Это мое личное мнение.
.
Вы можете от этого мнения плеваться, но от этого ведь оно у меня не изменится. Поэтому — реальные деньги вливаются в игру? Да это хорошо же! Больше в игре будет драйва! Больше будет торговых войн и просто войн! Накала страстей будет больше! Выживания будет больше и саспенса.
.
Теперь, чтобы добыть какую нибудь охотничью куртку — мне нужно будет реально постараться. Я не получу эту куртку автоматом. Прекрасно! Ресурсы с трудом добываются? Прекрасно! Территории простому смертному не получить, по тому, что за них идет титаническая грызня топкланов — Прекрасно! Вот! То что мне нужно! Дайте две!
.
А вот это все «равенство возможностей», защита от ганкеров со стороны дяди разработчика, возможность не позже Васи достичь какого-то там уровня и получить по распределению какой то там шмот — ну мне все это не интересно от слова совсем.
.
Мне нужны: феодалы в замках, бароны-разбойники, странствующие торговцы, воры на улочках тесных городов, войны, голод и чума! Это если речь идет про средневековый сеттинг. И нужны мегакорпорации калдари, альянсы, делящие галактику, наемники, космические пираты, страх, предательство, политические интриги, экономических войны — если речь идет про сеттинг будущего.
.
А на ММОЗговеде я постоянно читаю, что игрокам нужно оказывается совсем другое. Ну согласен, игрокам нужно. А мне не нужно.
Ошибка геймдизайна не в том, что в ММОРПГ ввели ПК и фуллут, а в том, что не уравновесили добро со злом.
Если у игрока в такой ММОРПГ нет иной возможности, кроме как стрелять первым, по тому, что иначе его застрелят — это ошибка геймдизайна! И искоренять нужно не ММОРПГ с Пк и фуллутом, а искоренять нужно геймдизайнерские ошибки в таких ММОРПГ!
.
Ведь в нормальной ММОРПГ — ПК и фуллут — это лишь незначительные, крошечные части их контента! И я обращаю внимание на эти специфические частицы ММОРПГ только по тому, что на них заострено внимание ММОзговедов.
. Нормальная ММОРПГ не должна специализироваться на ПК, фуллуте, воровстве и прочем! В нормальной ММОРПГ во главе угла должен быть крафт, торговля, политика, совместное ПвЕ. Так, чтобы дать игрокам возможность проявить все разнообразие социальных взаимоотношений!
.
Если в ММОРПГ будет разнообразный и разносторонний контент, то у игроков будет возможность выбора. В том числе и морального. Не должна быть единственная возможность — отыгрывать морального урода. Пожалуйста выбирай — торговец, воин, земледелец, рыцарь или разбойник. И тогда, при возможности выбора большинство игроков совсем не обязательно выберут разбойника. И не обязательно разбойника — морального урода.
.
Не должно быть в ММОРПГ такого наклона, чтоб весь контент в ней ссыпался в один угол. Угол ПК и фуллута. Это не правильно, это ошибка геймдизайна!
ММОРПГ не должны быть аренами, по которым носятся только ганкеры. Но одним из палитры цветов ММОРПГ должен быть черный. Для чего — я написал выше.
Я не считаю, что предназначение ММОРПГ с ПК, фуллутом и воровством — это сделать своих игроков моральными уродами и оскотинить их. Предназначение таких ММОРПГ — дать игроку МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР.
.
Моральный выбор дает возможность игроку проявить себя, вывести вовне внутренние качества своей натуры. Да, при таком выборе игрок может проявить себя по настоящему злым. Но ведь он может и проявить себя по настоящему добрым!.
. Только возможность морального выбора делает человека по настоящему добрым.
.
Игрок может как ганкать всех подряд, в том числе новичков, так и защищать новичков от тех же самых ганкеров. Показать себя чудовищем или стать рыцарем. И он может стать рыцарем именно по тому, что он, почти как Нео в Матрице, из двух таблеток — «Добро» и «Зло» — выбрал таблетку «Добро». По тому, что у него была такая возможность выбора и он сознательно, проявив свою добрую волю стал хорошим, имея при этом возможность стать плохим! По тому, что разработчик на ладони протянул ему эти таблетки!
.
Чего мы добиваемся, когда лишаем игрока возможности морального выбора? Что если мы не даем ему право взять одну из «таблеток?» Мы делаем игрока таким образом добрым? Сильно сомневаюсь!
.
Лишать игрока возможности морального выбора, это все равно, что страусу прятать голову в песок. Создается иллюзия того, что мы окружены прекраснодушными, добрыми людьми, что мы — в идеальном обществе. Но это — именно иллюзия! Мы не уходим таким образом от проблемы, мы от нее прячемся!
.
У нас есть возможность выявить лучшие или худшие качества в человеке, и для этого дать ему возможность свободы воли в поступках, поведении. Дать ему выразить себя и раскрыть свое внутреннее истинное Я. Но мы боимся этого! Мы говорим «Я не хочу знать, какой ты на самом деле». «Я не доверяю тебе». «Я тебе поверю, а ты меня предашь» «Нет, давайте будем считать друг друга хорошим приятелями, вести светские беседы, но руки я тебе не развяжу, извини, а то вдруг ты мне ножик в горло воткнешь».
.
Мы боимся дать человеку раскрыть свое внутреннее нутро.По тому, что подозреваем, что это нутро гнилое. И если мы даже уверенны, что вот у нашего старинного друга с нутром все в порядке, то вот у 90% процентов окружающих нас игроков — оно точно гнилое. А по этому мы свяжем им с помощью разработчика руки.
. А что если большинство людей все же приличные не только в связанном состоянии? И если дать им моральный выбор, они не обязательно проявят себя поганцами? Что если в ММОРПГ с ПК и фуллутом, но в то же время с возможностью помогать другим игрокам большинство будет все же помогать?
Суммируя, нужно сказать, что ММОРПГ с ПК и фуллутом (но не только сними, а со всеми остальными возможностями вроде крафта, структурного ПвП, ПвЕ, торговли идр!)дает игрокам возможность морального выбора. Дает возможность проявить. Дает возможность стать рыцарем или чудовищем.
.
А что дает стандартное ММОРПГ типа Варкрафта, где у игроков возможность морального выбора отняли? Те самые посиделки в кафе. «Ты меня не знаешь, я тебя не знаю, и знать не хочу. Мы просто проведем очередную скучную светскую беседу и разойдемся, по английски, не прощаясь.»
Так ведь про функции для авторов — это и был аргумент.
Не вижу аргументов, извини. Особенно тех, что доказывают твой посыл о движении в сторону «личного блога Атрона». Во-первых, меньше функций точно не стало. Стало больше, особенно для сторонников конкретного мира. Во-вторых, деньги от патреона любой автор может класть в свой карман с совершенно прозрачной бухгалтерией, где конкретные эрги передают свои деньги за конкретный материал. Не говоря уже о полноценном партнёрстве, к которому я всегда открыт. В-третьих, изначально в рамках проекта остаётся соревнование миров и тот же параллакс.
Можно сравнивать с любыми другими площадками и конкретно говорить — вот там есть инструменты для авторов, которые стимулируют писать, а тут такого нет. Но, опять же, этот разговор был бы полезен несколько лет тому назад.
Писать заметки я перестал, когда решил, что результат не оправдывает потраченные усилия.
Дело хозяйское. Но тогда каких инструментов ты ждёшь, если всё упёрлось в отсутствие желания?
Так ведь про функции для авторов — это и был аргумент. А вот возможности для кураторов меня не привлекли. Ещё авторов ставало чем дальше, чем меньше.
Писать заметки я перестал, когда решил, что результат не оправдывает потраченные усилия. Казалось, что чем больше опыта, тем быстрее и проще будет писать — но нет, всё равно три часа на заметку.
Для игры это нормально, потому что ничего более интересного в глобальном плане так и не реализовали. Если к большой войне и победе, то к чему ещё стремиться в ММО?
Делать MMO в формате «просто игры», опять же, крайне сомнительная затея. «Просто игра» имеет свойство надоедать. Тратить значительно большие усилия по созданию MMO-мира, чтобы на выходе получилась «просто игра», а потом эту игру «просто растягивать во времени» — очередной тупиковый марафон. Без продуманной социальной модели ещё одно «ой, что-то не получилось», которое мы наблюдаем раз за разом. Делать социальную модель, в которой процветает подлость, жестокость, страх, приспособленчество перед страхом, значит, в моём представлении, заниматься социальным вредительством. И совсем не виртуальным.
Витруальные посиделки в кафе — уже неплохо. Всё же лучше соло-посиделок.
Довод о том, что это хуже соло-посиделок, сомнительный. Прежде всего, в общей среде посторонним людям очень просто испортить тебе игровой опыт. Читами, другим темпом игры, да просто даже подарками.
Например, в No Man's Sky есть одна неочевидная «дыра» взаимодействия на Нексусе — любой посторонний игрок по доброте душевной может напихать тебе в инвентарь подарков без твоего согласия. Для него это пустяки, а для тебя — убитая часть собственных достижений. И это только крохотный, почти безобидный пример. Просто так огульно заявлять, что виртуальные посиделки с посторонними людьми однозначно лучше выверенного баланса одиночной игры, по-моему, слишком смело.
Но даже если признать на минуту, что виртуальные коллективные посиделки лучше соло-посиделок, стоит также признать, что они хуже реальных посиделок в кафе и живого общения. Тогда не нужно удивляться, что такой вид досуга маргинализируется, так как может предложить только суррогат вполне доступного в современном мире и более качественного взаимодействия.
Да ладно. Я считаю, что последние несколько лет (со ввода Патреона) ММОзг явно шёл в сторону личного блога Атрона. Я надеялся, что появятся новые функции для авторов, но до финансирования разработки уровень Патреона не дошёл. Или хотя бы видеть, кто играет в ту же игру, что и я.
С момента ввода Патреона появилась, как минимум, функция кураторов миров с крутыми возможностями, а также новый тип заметки «Вопрос-Ответ». И приоритет у этих работ был выше новой системы монетизации. Мини-заметки не появились быстро из-за того, что это большая работа по ребалансу энергии-яркости. Зато у авторов появилась возможность получать деньги. Там была проблема для россиян в том, что можно было на пустом месте превратиться в «иностранного агента» из-за зарубежного платежа, но тут уж, извините, сложно что-то придумывать для дурдома.
Какой смысл говорить «да ладно» и «я считаю, что...», если можно использовать аргументы. Тебе ничего не мешало писать кучу заметок до ввода Патреона, а после неожиданно стало мало возможностей для авторов? Звучит неубедительно.
Если я почувствую, что уместно заменить черную обложку заметки «Остановите войну» на что-то иное — я это сделаю. Пока я очень осторожен с чувствами тех, кому сейчас намного сложнее, чем мне.
С другой стороны, если отвлечься и поговорить об ММО — то сейчас, вот уже полгода после ухода из New World я так и не вернулся ни в одну ММО даже на неделю. Причин тому много — от боязни погрузиться в атмосферу безразличия к войне (или даже ее поддержки), до банальнейшего исчезновения интереса к существующим проектам как видеоиграм вообще. Оттого мне кажется совершенно справедливым оглавление «Я не знаю, что будет дальше», даже когда каждый из нас в него вкладывает что-то свое.
А вот когда тебе прямо говорят, что в условиях конкуренции за ресурсы, эти ограниченные ресурсы получит тот, кто готов идти на их сбор с ПвП флагом и прицелом на ПК, то получится New World. Где махровый ганк цветет потому что убийство поставлено во главу механики самими разработчиками. Буквально навязывается.
Так что да, я согласен, игрокам можно дать выбор, но это должен быть игромеханический выбор, а не твой личный моральный компас только. Люди с правильным моральным компасом и так в места полные беззакония не ходят.
Нет никакой опасности скатиться, если за твой конкретный материал дают импульсы конкретные эрги. Значит, им понравился этот конкретный материал. В этом-то и красота.
Но никакие инструменты не ускорят авторов. Разве что денежный стимул, но тут будет риск скатиться.
Первый аспект — я смотрю на ММОРПГ со своей точки зрения. Второй аспект — я пытаюсь судить о тех или иных явлениях в ММОРПГ объективно. Строю свои предположения к чему та или иная тенденция в ММОРПГ приведет и какие могут быть тут плюсы и минусы.
.
Говоря именно про свои личные интересы в ММОРПГ, я не могу просто пропускать мимо своих ушей мнение, например Атрона, про ММОРПГ. По тому, что это мнение и меня касается, как игрока в ММОРПГ и любителя ММОРПГ.
.
Ну просто по тому, что я прихожу в ММОРПГ ради саспенса, выживания, опасностей (и не типо опасностей -«Ой е-ей мобы какие страшные в данжене»). А настоящих опасностей, которые мне могут обеспечить только живые люди, а отнюдь не мобы. Я люблю это чувство тревоги разлитое в воздухе! Разумеется в играх, а не в реальном мире.
.
И вот, для обеспечения этого самого саспенса — мне нужны в ММОРПГ ПК. И фуллут, чтобы не было такого — «подох и пох».
.
И когда я читаю мнение Атрона, про то что, оказывается, в ММОРПГ фуллут не нужен, а ганкеров необходимо оттуда гнать поганой метлой. Разумеется я буду с Атроном спорить. Отстаивая прежде всего свои личные интересы в играх.
.
То есть как, погодите, ганкеры и фуллут не нужен? А кто мне саспенс обеспечивать в игре будет? И что мне тогда вообще в игре делать? Мирно картошку сажать с друзьями и домики строить? Радоваться дружелюбной среде обитания? Так, я не за этим в ММОРПГ пришел.
Уровни набирать и шмот выбивать? Не интересно.
.
Я тут просто говорю о своих интересах в играх. Прямо, без всяких намеков и скрытых смыслов. Все как есть.
.
И нередко в ответ получаю от ММОзговедов в ответ всякие инсинуации. Что я на самом деле жестокий ганкер, например, и мне нравится издеваться над людьми.
Поверьте, если бы я был жестоким ганкером, а не любящим опасный фарм каребиром — я бы так и написал. Я на ММОзговеде и других интернет форумах — для того чтобы высказывать свои мысли. Это — мне доставляет удовольствие.
.
Или читаю — «Мегаальянсы захватили всю карту игры и другим не дают территории». Отвечаю — мне лично эти территории сами по себе нафиг не нужны. И если данные территории разработчики искусственно отберут у мегаальянсов и предложат всем желающим за них побороться в формате 10 на 10. Я радоваться такой возможности получить свой кусок пирога не буду. По тому, что сами эти территории для меня — фикция. Я просто повернусь спиной к таким разработчикам и уйду из игры.
.
Мне нравится само явление грандиозной политики в ММОРПГ. Войны мегаальянсов, длящиеся месяцами. Нравится добывать ресурсы в какой то империи и видеть, как рушится эта империя. Переживать все эти события.
.
Так что услуга разработчиков все отнять и разделить поровну — лично для меня — медвежья услуга. Я не за этим в ММОРПГ пришел, не за территориями, тем более не за возможность их получить по распределению!
.
Или «В игре нужно равенство, РМТ мешает равенству, нужно ликвидировать в ММОРПГ РМТ». Мне лично в ММОРПГ равенство не нужно и РМТ мне не мешает.
.
Я воспринимаю РМТ — как наркотик, драйвер, активизирующий экономические, политические и все остальные социальные взаимоотношения в ММОРПГ. Что с проникновением РМТ в ММОРПГ — повышается стоимость игровых ресурсов, так как за них можно теперь получить реальные деньги. Повышается значимость территорий, так как за их владение теперь можно получить реальные деньги. Соответствен — возрастает конкурентная борьба за рынки, территории и ресурсы. Мир становится жестче, хардкорнее. Это для меня — приятно.
.
А то, что я в результате РМТ отстану от Васи и не получу одновременно с ним уровень или какой-то шмотки. Мне пофиг! Я не ради планомерного процесса получения уровней и полубесплатной раздачи нарисованных шмоток прихожу в ММОРПГ.
.
И не ради равного соревнования прихожу в ММОРПГ. И не ради чего то там получения «по талонам». И не ради набивания уровней и тоски на капе.
.
Я прихожу — ради живого, динамичного, опасного, непредсказуемого, неизведанного, полного опасностей и выживания мира.
.
ВСе вышесказанное — повторяюсь — мои личные хотелки в ММОРПГ.
.
.
Я счас не буду доказывать, что РМТ никак не влияет на равенство возможностей игроков и не способствует монополизации ресурсов.
Просто по тому, что у меня другие приоритеты в игре.
.
Мне равенство в игре — по барабану. Не по тому, что я мечтаю увидеть все ММОРПГ испорченными. А по тому — что для меня испорченное ММОРПГ — другое. Эта та ММОРПГ, вернее псевдомморпг, в которой нет политики, экономики, соревновательной среды, саспенса, выживания.
.
Это дело вкуса. Мне не нужно равенство возможностей всех игроков. И возможность обязательно участвовать в распределении топ контента игры (типа отхватить себе и своему клану куска территории) мне не нужна.Мне не нужно прокачаться до какого то уровня. И шмот обязательный для этого уровня мне не нужен. Ровно как и финансовая возможность его купить.
.
Поэтому у меня в ММОРПГ другие приоритеты. И между ММОРПГ с зашитыми карманцами ради уравнивания возможности игроков и ММОРПГ где правят сверхкорпорации — я выберу последнее.
.
РМТ способствует неравенству игроков? Прекрасно! Это то, что мне нужно.
.
Мне нужен именно такой мир, в котором есть мегакорпорации и суперальянсы, монополизирующие ресурсы и доминирующие в войнах. Мир неравенства.
.
Я не вижу ММОРПГ — как спортивную или игровую площадку. Мне вот все эти спортивные принципы не нужны. С обязательной возможностью для любого игрока достичь 90 уровня, добыть себе сет 90 уровня, иметь на этот сет игровую валюту и бегать потом по каким-нибудь дейликам. Скучно мне от этого! Вот такой я человек.
.
А у Вас в игре возможно другие приоритеты. Это само по себе ни хорошо, ни плохо. Что у нас приоритеты в ММОРПГ разные.
.
Я считаю псевдомморпг, ту ММОРПГ в которой нет политики и экономики на том основании — что политика и экономика — столпы социализации. ММОРПГ должно быть с социализацией, иначе какое оно ММО? И ММОРПГ должно быть РПГ, то есть давать человеку возможность отыгрыша, возможность ощущения нахождения себя в сложном мире, а не на площадке игровой.Это мое личное мнение.
.
Вы можете от этого мнения плеваться, но от этого ведь оно у меня не изменится. Поэтому — реальные деньги вливаются в игру? Да это хорошо же! Больше в игре будет драйва! Больше будет торговых войн и просто войн! Накала страстей будет больше! Выживания будет больше и саспенса.
.
Теперь, чтобы добыть какую нибудь охотничью куртку — мне нужно будет реально постараться. Я не получу эту куртку автоматом. Прекрасно! Ресурсы с трудом добываются? Прекрасно! Территории простому смертному не получить, по тому, что за них идет титаническая грызня топкланов — Прекрасно! Вот! То что мне нужно! Дайте две!
.
А вот это все «равенство возможностей», защита от ганкеров со стороны дяди разработчика, возможность не позже Васи достичь какого-то там уровня и получить по распределению какой то там шмот — ну мне все это не интересно от слова совсем.
.
Мне нужны: феодалы в замках, бароны-разбойники, странствующие торговцы, воры на улочках тесных городов, войны, голод и чума! Это если речь идет про средневековый сеттинг. И нужны мегакорпорации калдари, альянсы, делящие галактику, наемники, космические пираты, страх, предательство, политические интриги, экономических войны — если речь идет про сеттинг будущего.
.
А на ММОЗговеде я постоянно читаю, что игрокам нужно оказывается совсем другое. Ну согласен, игрокам нужно. А мне не нужно.
Если у игрока в такой ММОРПГ нет иной возможности, кроме как стрелять первым, по тому, что иначе его застрелят — это ошибка геймдизайна! И искоренять нужно не ММОРПГ с Пк и фуллутом, а искоренять нужно геймдизайнерские ошибки в таких ММОРПГ!
.
Ведь в нормальной ММОРПГ — ПК и фуллут — это лишь незначительные, крошечные части их контента! И я обращаю внимание на эти специфические частицы ММОРПГ только по тому, что на них заострено внимание ММОзговедов.
.
Нормальная ММОРПГ не должна специализироваться на ПК, фуллуте, воровстве и прочем! В нормальной ММОРПГ во главе угла должен быть крафт, торговля, политика, совместное ПвЕ. Так, чтобы дать игрокам возможность проявить все разнообразие социальных взаимоотношений!
.
Если в ММОРПГ будет разнообразный и разносторонний контент, то у игроков будет возможность выбора. В том числе и морального. Не должна быть единственная возможность — отыгрывать морального урода. Пожалуйста выбирай — торговец, воин, земледелец, рыцарь или разбойник. И тогда, при возможности выбора большинство игроков совсем не обязательно выберут разбойника. И не обязательно разбойника — морального урода.
.
Не должно быть в ММОРПГ такого наклона, чтоб весь контент в ней ссыпался в один угол. Угол ПК и фуллута. Это не правильно, это ошибка геймдизайна!
ММОРПГ не должны быть аренами, по которым носятся только ганкеры. Но одним из палитры цветов ММОРПГ должен быть черный. Для чего — я написал выше.
.
Моральный выбор дает возможность игроку проявить себя, вывести вовне внутренние качества своей натуры. Да, при таком выборе игрок может проявить себя по настоящему злым. Но ведь он может и проявить себя по настоящему добрым!.
.
Только возможность морального выбора делает человека по настоящему добрым.
.
Игрок может как ганкать всех подряд, в том числе новичков, так и защищать новичков от тех же самых ганкеров. Показать себя чудовищем или стать рыцарем. И он может стать рыцарем именно по тому, что он, почти как Нео в Матрице, из двух таблеток — «Добро» и «Зло» — выбрал таблетку «Добро». По тому, что у него была такая возможность выбора и он сознательно, проявив свою добрую волю стал хорошим, имея при этом возможность стать плохим! По тому, что разработчик на ладони протянул ему эти таблетки!
.
Чего мы добиваемся, когда лишаем игрока возможности морального выбора? Что если мы не даем ему право взять одну из «таблеток?» Мы делаем игрока таким образом добрым? Сильно сомневаюсь!
.
Лишать игрока возможности морального выбора, это все равно, что страусу прятать голову в песок. Создается иллюзия того, что мы окружены прекраснодушными, добрыми людьми, что мы — в идеальном обществе. Но это — именно иллюзия! Мы не уходим таким образом от проблемы, мы от нее прячемся!
.
У нас есть возможность выявить лучшие или худшие качества в человеке, и для этого дать ему возможность свободы воли в поступках, поведении. Дать ему выразить себя и раскрыть свое внутреннее истинное Я. Но мы боимся этого! Мы говорим «Я не хочу знать, какой ты на самом деле». «Я не доверяю тебе». «Я тебе поверю, а ты меня предашь» «Нет, давайте будем считать друг друга хорошим приятелями, вести светские беседы, но руки я тебе не развяжу, извини, а то вдруг ты мне ножик в горло воткнешь».
.
Мы боимся дать человеку раскрыть свое внутреннее нутро.По тому, что подозреваем, что это нутро гнилое. И если мы даже уверенны, что вот у нашего старинного друга с нутром все в порядке, то вот у 90% процентов окружающих нас игроков — оно точно гнилое. А по этому мы свяжем им с помощью разработчика руки.
.
А что если большинство людей все же приличные не только в связанном состоянии? И если дать им моральный выбор, они не обязательно проявят себя поганцами? Что если в ММОРПГ с ПК и фуллутом, но в то же время с возможностью помогать другим игрокам большинство будет все же помогать?
Суммируя, нужно сказать, что ММОРПГ с ПК и фуллутом (но не только сними, а со всеми остальными возможностями вроде крафта, структурного ПвП, ПвЕ, торговли идр!)дает игрокам возможность морального выбора. Дает возможность проявить. Дает возможность стать рыцарем или чудовищем.
.
А что дает стандартное ММОРПГ типа Варкрафта, где у игроков возможность морального выбора отняли? Те самые посиделки в кафе. «Ты меня не знаешь, я тебя не знаю, и знать не хочу. Мы просто проведем очередную скучную светскую беседу и разойдемся, по английски, не прощаясь.»
Не вижу аргументов, извини. Особенно тех, что доказывают твой посыл о движении в сторону «личного блога Атрона». Во-первых, меньше функций точно не стало. Стало больше, особенно для сторонников конкретного мира. Во-вторых, деньги от патреона любой автор может класть в свой карман с совершенно прозрачной бухгалтерией, где конкретные эрги передают свои деньги за конкретный материал. Не говоря уже о полноценном партнёрстве, к которому я всегда открыт. В-третьих, изначально в рамках проекта остаётся соревнование миров и тот же параллакс.
Можно сравнивать с любыми другими площадками и конкретно говорить — вот там есть инструменты для авторов, которые стимулируют писать, а тут такого нет. Но, опять же, этот разговор был бы полезен несколько лет тому назад.
Дело хозяйское. Но тогда каких инструментов ты ждёшь, если всё упёрлось в отсутствие желания?
Писать заметки я перестал, когда решил, что результат не оправдывает потраченные усилия. Казалось, что чем больше опыта, тем быстрее и проще будет писать — но нет, всё равно три часа на заметку.
Делать MMO в формате «просто игры», опять же, крайне сомнительная затея. «Просто игра» имеет свойство надоедать. Тратить значительно большие усилия по созданию MMO-мира, чтобы на выходе получилась «просто игра», а потом эту игру «просто растягивать во времени» — очередной тупиковый марафон. Без продуманной социальной модели ещё одно «ой, что-то не получилось», которое мы наблюдаем раз за разом. Делать социальную модель, в которой процветает подлость, жестокость, страх, приспособленчество перед страхом, значит, в моём представлении, заниматься социальным вредительством. И совсем не виртуальным.
Довод о том, что это хуже соло-посиделок, сомнительный. Прежде всего, в общей среде посторонним людям очень просто испортить тебе игровой опыт. Читами, другим темпом игры, да просто даже подарками.
Например, в No Man's Sky есть одна неочевидная «дыра» взаимодействия на Нексусе — любой посторонний игрок по доброте душевной может напихать тебе в инвентарь подарков без твоего согласия. Для него это пустяки, а для тебя — убитая часть собственных достижений. И это только крохотный, почти безобидный пример. Просто так огульно заявлять, что виртуальные посиделки с посторонними людьми однозначно лучше выверенного баланса одиночной игры, по-моему, слишком смело.
Но даже если признать на минуту, что виртуальные коллективные посиделки лучше соло-посиделок, стоит также признать, что они хуже реальных посиделок в кафе и живого общения. Тогда не нужно удивляться, что такой вид досуга маргинализируется, так как может предложить только суррогат вполне доступного в современном мире и более качественного взаимодействия.
С момента ввода Патреона появилась, как минимум, функция кураторов миров с крутыми возможностями, а также новый тип заметки «Вопрос-Ответ». И приоритет у этих работ был выше новой системы монетизации. Мини-заметки не появились быстро из-за того, что это большая работа по ребалансу энергии-яркости. Зато у авторов появилась возможность получать деньги. Там была проблема для россиян в том, что можно было на пустом месте превратиться в «иностранного агента» из-за зарубежного платежа, но тут уж, извините, сложно что-то придумывать для дурдома.
Какой смысл говорить «да ладно» и «я считаю, что...», если можно использовать аргументы. Тебе ничего не мешало писать кучу заметок до ввода Патреона, а после неожиданно стало мало возможностей для авторов? Звучит неубедительно.