Как сказать… Игра действительно начинается после прохождения сюжетки :)
Но да, крафт есть и на более низких уровнях, я даже планировал это включить в статью, но казалось слишком много текста получится. Так что я многое решил не писать.
Рецепты торговцев в PoE
К примеру, хотел еще написать про систему рецептов торговцев. Но и так долго делал статью, решил это упустить.
Погодите, если у меня есть объективные причины назвать дикаря дикарём, корабль кораблём, а ковыль ковылём, я могу это сделать? Для меня это реально важный вопрос. А то, может, ковыль оскорбится, считая себя ромашкой.
Я загуглил сервер, на котором вы играете. Проверял его онлайн около 5 раз. Выше 100 человек не видел ни разу. То есть даже при таком скромном онлайне без твинков и окон захватить замок непросто, то есть даже среди этой сотни есть те, кто использует и окна, и твинков. Чтобы их одолеть, нужно приложить усилия. На заселенном сервере было бы в разы сложнее, а, вероятно, и попросту невозможно захватить замок при сохранении принципов. Потому что подавляющее большинство кланов вашими принципами не руководствуется. Это не хорошо и не плохо. Это просто вот так.
Тут, конечно, диалог перешёл на меня, хотя, опять же, Кио со мной в Lineage 2 не играет, поэтому контекст немного теряется. Но раз уж зашла речь, давай я отвечу.
Выше 100 человек не видел ни разу.
Есть ещё интересные параметры этого сервера: ему пошёл четвёртый год без вайпов. Он на оригинальных рейтах. Он единственный известный мне прогресс-сервер, то есть планомерно обновляющийся до следующих хроник мир реально классической Lineage 2. Сколько фришардов с такими характеристиками ты знаешь? Я понимаю, что ты о другом, ты о массовости, но давай немного подумаем — чего стоит массовость, если она игнорирует любые другие критически важные для MMO характеристики, кроме онлайна? Ты же эту тему знаешь прекрасно: тысячи людей врываются на фришарды, понимая, что этот «мир» не проживёт и полгода. Все знают, что MMO в оригинальном виде из этого не будет, только нелепо растянутая на пару месяцев выматывающая сессия.
То есть это изначально не MMO. Так какой смысл рассуждать о том, как правильно играть в то, во что правильно играть невозможно по определению? :) Тут я с тобой согласен — легче забить и вовсе не рассуждать. Но если представить, что у нас тут действительно MMO…
На заселенном сервере было бы в разы сложнее, а, вероятно, и попросту невозможно захватить замок при сохранении принципов.
Я бы сказал так: чем выше онлайн, тем объективно меньше влияние нашей команды из пятнадцати человек на внутриигровые процессы. Это аксиома. Что из неё следует?
1) мы теоретически могли бы найти при большем онлайне больше единомышленников (в условиях нынешней «игровой культуры» — маловероятно)
2) мы не играли бы роли в противостоянии за замки (в условиях нынешней «игровой культуры» — вариант куда более вероятный)
Надеюсь, мы не будем серьёзно рассматривать вариант «посмотрели по сторонам и тоже врубили окна, наплевав на принципы», тут я, вроде, объяснил про наши принципы всё в соседней заметке.
Итак, что из этого следует? Что наши пятнадцать живых человек в качестве союзников с высокой вероятностью были бы заменены на искусственные окна ради того, чтобы не договариваться с нами и с гордостью сообщить нам же о том, что мы «нонфакторы». И мы снова должны стоически воздержаться от оценки этой модели, как «правильной» или «неправильной»? :)
Все время в процессе чтения статьи не покидало ощущение, что игра начинается сразу на максимальном уровне. «Не максимальные сопротивления — труп», «базу нужно выбивать на высокоуровневых локациях» и так далее. Но игра, ведь, начинается с 1 уровня и крафт вполне себе существует там тоже.
По опыту текущей фришки могу сказать, что умеренный фритуплей — тоже вполне жизнеспособная схема. Когда шоп есть, но он не ломает игру. Когда в сундучках нет топовых ресов и их надо всё равно выбивать в данжах. Правда, для этого разработчики (или организаторы сервиса) должны сами играть и понимать, где пейтувин, а где допустимый фритуплей. Грань тут весьма тонкая и условная.
На официальных серверах такой схемы ни разу не видел, все включают доилку по максимуму.
Я рассматриваю такие модели как «мы даём игру бесплатно и надеемся на донат, если игра нравится». Если разработчик будет придерживаться такого принципа — вполне здоровая модель, просто предполагающая больший уровень доверия и более сложный социальный контракт.
А где в других сферах ты видел такие модели, чтобы они не просто кого-то держали на плаву, а реально приносили кучу денег и позволяли авторам разбогатеть, чего хочется пожелать любому талантливому человеку?
И качаться там не так уж и просто. Я уж не говорю о том, что если в гости к тебе заглянут противники, то под париком ты проиграешь ПвП, то есть это еще и опасно. Выше сложность, больше риск — больше и награда. По-моему, это нормально.
По-моему, автор говорил вообще о другом, а про Lineage 2 Кио, возможно, вообще не в курсе. То есть важен контекст. :)
Не потому что они плохие и играют неправильно. Я вообще не берусь тут оценивать кого-либо с точки зрения правильно/неправильно.
Ну, ты не берёшься, а кто-то, к счастью, берётся. Потому что если хочется ответить «какого хрена всё пошло не так?», нужно всё же немного диагностикой заняться, по-моему. Если, скажем, кто-то играет на турнире по шашкам в «чапаева», думаю, будет полезным признать, что от участников игра требовала чего-то другого. А если кто-то со стороны игроков после этого начнёт довольно громко рассуждать о том, что, мол, какая-то скучная игра — эти ваши шашки, я из неё вырос. Кто-то из разработчиков вместо турниров по шашкам будет устраивать турниры по «чапаеву», но на афише писать «шашки», а в больших интервью рассказывать, как «изменилась аудитория игроков в шашки», я бы предпочёл услышать какой-то трезвый диагноз.
Возвращаясь от аналогий к нашей проблеме, давай признаем простую штуку — многие игроки хотят обмануть игру, и разработчиков вместе с ней. То есть они не хотят вести диалог, сообща формировать реальность, они хотят получить приз любым способом.
Но вот как-то так сложилось.
Это сложилось не «как-то так». Это «игровая культура». Это «социально приемлемая норма». Именно в этом причина того, что «ТАК играет небольшое число людей». По-моему.
Разработчик выбрал заведомо нездоровую модель, и ничем хорошим для игры это не закончится.
Я рассматриваю такие модели как «мы даём игру бесплатно и надеемся на донат, если игра нравится». Если разработчик будет придерживаться такого принципа — вполне здоровая модель, просто предполагающая больший уровень доверия и более сложный социальный контракт. В PoE у разработчиков есть манифест, который они обещают не нарушать. Чем лучше они делают контент, тем больше получают донатов. На да, им приходится еще и делать красивые микротранзакции для поощрения донатеров.
Но в целом я согласен, что подписочная модель более независимая от нечестных разработчиков, благодаря более простому контракту. Но и его могут нарушить, если прибыли падают. А еще поощряет неизменность мира, что довольно хорошо для правильно спланированной ММО.
К сожалению, я тоже не знаю, что может быть формально лучше подписки. Но я просто стараюсь иногда размышлять на эту тему.
Понимаешь, я ведь в этом смысле нахожусь в особенной роли — я на самом деле кровно заинтересован в том, чтобы поверить в любую альтернативу подписки. Потому что я пишу об MMO, где подписки сейчас крайне мало. И, разумеется, по доброй воле я не буду для себя вычёркивать из списка огромный пласт проектов, которые выбрали другую бизнес модель. Я попытаюсь найти любые хорошие черты других подходов. Я не буду из какого-то иррационального «спортивного интереса» гнуть свою линию, просто соревнуясь в риторике. Я с восторгом приму всё, что хотя бы намекнёт на жизнеспособность. Но без отрыва от реальности.
В общем, я тоже «стараюсь размышлять на эту тему». :)
Пока все упирается в доверие к разработчикам, а подписка все равно не спасет от тех, кто решит выжать из игры максимум.
Тут, мне кажется, есть два состояния:
1) Разработчик выбрал здоровую бизнес-модель, но может психануть и передумать. Фигня случается.
2) Разработчик выбрал заведомо нездоровую модель, и ничем хорошим для игры это не закончится. Либо игра сдохнет, потому что «гусарам деньги не нужны», либо игра сдохнет, потому что «нам же нужны деньги».
Выбор, вроде, очевиден. А гарантий нет, тут ты прав.
Да я бы не сказал, что это упреки. И тем более, что их пачка. Негатива в моем комментарии нет. Это так, обмен мнениями. У вас вот такое, у меня — такое. Но подискутировать же можно?
Однако ваш текст пронизан осуждением тех, кто играет так, как вам не нравится.
Но, если честно, меня начинает утомлять положение, в котором в наше время оказались игроки, не желающие своими собственными руками гробить для себя одну ММО за другой, превращая suspension of disbelief в механический процесс «убивания, выбивания, накопления и т. д».
Что мы получим, перенеся в качестве мысленного эксперимента среднего ПвП-нагибатора с его поступками в реальный мир? Да военного преступника мы получим — вот и всё.
Несмотря на в целом негативную коннотацию, могу сказать, что я чувствую себя именно вот так — эдаким белым человеком среди беснующихся толп дикарей, несмотря на то, что раз за разом меня пытаются убедить, что это я и мне подобные — нежизнеспособное отклонение от нормы.
Мне кажется, здорово, когда автор что-то показывает, приводит пример, моделирует ситуацию, но вывод позволяет мне сделать самостоятельно. А когда автор прямо или, прикрывшись кружевами, навязывает мне свое мнение, это вызывает вопросы или вовсе отталкивает. Атрон в статье просто показал, что можно играть вот так. Я прочитал и думаю: «Ёлки-палки, вот ведь действительно — люди умеют наслаждать играми, а не гнаться за уровнями и достижениями». Хотя в самом тексте почти нет оценок того, как играть правильно, а как неправильно.
Если мы всё ещё говорим об MMO, как о пространстве формирования отношений, из-за таких людей процент успеха инвестиций в человеческие связи будет мизерным.
Вот это хороший аргумент. Возможно даже позже пересмотрю свои взгляды, но пока я все же склоняюсь к «ММО для всех».
Это хорошо, когда у тебя есть с кем играть, но многие люди, что могут быть интересны мне, не захотят платить подписку. К сожалению сталкивался. Да и у самого был выбор, проплатить подписку и искать других, или просто уйти. Необходимость подписки сыграла не на ту чашу весов, чтобы я оставался. При том, что если игра нравится — готов дать даже побольше.
Люди разные, каждому интересно разное. Если игра будет давать возможности для разного геймплея, я смогу найти в ней тех, кто мне интересен. Тут миллионы игроков сыграют роль. К сожалению, сейчас в играх вижу просто описание гильдий и их достижения, а этого мало, чтобы сделать нормальный выбор. И если игра дает миллионам больше возможностей мешать, чем играть самому, то это минус игре, а не тому, сколько в нее играет людей.
К сожалению, я тоже не знаю, что может быть формально лучше подписки. Но я просто стараюсь иногда размышлять на эту тему. Пока все упирается в доверие к разработчикам, а подписка все равно не спасет от тех, кто решит выжать из игры максимум.
Мне тоже Атроновская заметка больше нравится. Но насчёт моей — ух, навыдумывали-то, навыдумывали… даже не знаю, что можно ответить на эту пачку упрёков.
Единственное, как ты верно подметил, набрать людей в достаточном количестве будет сложно, тем более на подписке.
Пока я своими глазами не увижу чего-то лучшего, чем подписка, я не смогу с тобой согласиться. :) Это относится не только к бизнес-модели, как методу получения денег и одновременно каких-то вменяемых долгосрочных гарантий для клиентов. Я уверен, что люди, которые не готовы платить за MMO, MMO не нужны. Принципиально. Я понимаю, как и почему та же схема «заплати за другого» может взлететь в камерных сетевых играх. Я понимаю, чем она может быть эффективной в плане быстрого и лёгкого приобщения друзей или членов семьи к небольшой игровой сессии, что, на самом деле, обогатит геймплей того, кто за них заплатил. Но это, по-моему, совершенно не работает в случае с MMO.
Неизбежная текучка тех, кто даже не может ответить на простой вопрос «А достаточно интересна ли мне игра?», работает как жуткий демотиватор. Если мы всё ещё говорим об MMO, как о пространстве формирования отношений, из-за таких людей процент успеха инвестиций в человеческие связи будет мизерным. Человек просто забьёт на это дело и всё. Так можно создать только безликую массовку, да и то, как показывает практика, даже это под сомнением.
Идея создать «игру для миллионов» вообще очень странная. Но это отдельная история.
Ох! Огромное спасибо за разбор этого подкаста. Выглядит пока круто, надеюсь продолжат в том же духе.
Даже не знал, что будет такая гибкая система с правами и собственностью, это реально круто. Вообще, я мечтаю, чтобы ММО стали на путь моделирования возможностей государств, но пока они даже не дотягивают до того, чтобы попытаться. Надеюсь тут получиться, а в будущем, благодаря ММО мы сможем найти лучший устройство, чем демократия.
Единственное, как ты верно подметил, набрать людей в достаточном количестве будет сложно, тем более на подписке. Надеюсь тут они придумают хорошее решение, которое не убьет игру. А мы же можем только рассказывать про новые возможности.
Пожалуй, ты написал заключение лучше чем я :) Примерно тоже самое отел написать но уже меня не хватило.
Да, вывода в экономике нет, поэтому все играют на лиге :), каждый раз свежая экономика.
А так, экономика веселая. К примеру, создатель самого популярного лут фильтра рассказывал, что как то раз взвинтил цену некоторой валюты более чем в десять раз, так как не включил ее в стандартный фильтр, так как посчитал сильно дешевой.
В ПОЕ пожалуй одна из лучших систем крафта из встреченных мною.
И уж точно лучшая система «денег».
Тут валюта это твои реальные возможности влиять на характеристики веши.
Однако экономика в ПОЕ крайне неустойчива. Хотя бы по той причине что нет вывода вещей из нее. (но поскольку это именно hack&slash перед разработчиками никогда и не стояла задача обеспечить стабильности экономики)
Но я думаю если такую систему из ПОЕ адаптировать именно под ММОРПГ — то можно получить одну из интереснейших крафтово/экономических систем в ММОРПГ.
Да у меня, в общем-то, нет вопросов. Вернее, только один — зачем кого-то в чём-то переубеждать? Зачем называть кого-то дикарями? Зачем говорить, что вот так играть правильно, а вот так — неправильно? Заметка «Геймплей домашнего приготовления» в этом плане гораздо сильнее той, где мы с вами беседуем. Она не говорит: «вот так плохо, атата». Она не решает ничего за меня. Она просто демонстрирует: «Гляди, а можно и вот так!». И это круто!
Заметка «Геймплей домашнего приготовления» вообще великолепная. Я её прочитал перед этой статьей. Я ей восхищен, я с ней солидарен. Но не нашел слов, чтобы свою солидарность выразить. Что-то типа «поддерживаю» или «ставлю плюс» мне показалось слишком вульгарным :)
Я искренне восхищаюсь тем, как костяк этого сайта, относится к играм. Как он в игры играет. К сожалению, я не самодостаточный человек, поэтому без друзей играть не могу. А друзья мои вот так играть не хотят/не могут. Поэтому мы просто вечерами строим башни в GemTD, отбиваемся от волков в Northgard, строим чудеса света в Цивилизации 6 (я в ней, кстати, почти не побеждаю, потому что играем мы по сети) или фармим крипов в League of Legends :)
Не очень понимаю, почему АоЕ-кач вдруг стал прямой асфальтированной дорогой куда-то. Чтобы качаться на АоЕ, обычно нужно приложить немало усилий. Нужен или какой-никакой, а скилл, если ты этим занимаешься соло. Или нужна слаженная группа людей.
Никаким боком АоЕ кач нельзя назвать «срезанием углов». А как ещё, если не на АоЕ, качаться в таких локациях Lineage 2, как Forge of Gods, Дино-остров или «круг» в LoA (актуально для HF)? Ну, сами локации сделаны так, что предполагают только АоЕ-кач. Их вот так задизайнили. Это локации для магических групп, которые качаются и фармят на АоЕ.
И качаться там не так уж и просто. Я уж не говорю о том, что если в гости к тебе заглянут противники, то под париком ты проиграешь ПвП, то есть это еще и опасно. Выше сложность, больше риск — больше и награда. По-моему, это нормально.
Ну да, вы играете честно. Молодцы, но таких, как вы — пренебрежимо малый процент среди комьюнити. Продолжайте есть кактус.
Немного не так. Я бы не назвал это кактусом. Вы играете так, как вам нравится. Как вы считаете правильным. Это явно не кактус. Но вас мало. Я, конечно, не ФОМ и не ВЦИОМ, но все-таки здравый смысл и личный опыт подсказывают, что ТАК играет небольшое число людей. Не потому что они плохие и играют неправильно. Я вообще не берусь тут оценивать кого-либо с точки зрения правильно/неправильно. Но вот как-то так сложилось.
Возьмем одну из заметок Атрона о Lineage 2, где он упоминал, что ваш альянс наконец захватил Орен, а поскольку вы играете без окон и твинков, сделать это было сложно.
Да, мы проявляли достаточно упорства в затяжном PvP-противостоянии, но ни одного своего принципа не поменяли. Включая тот, что относится к игре одним персонажем без всяких альтов, твинков или дополнительных окон. А в линеечном PvP это, поверьте, существенный фактор.
Я загуглил сервер, на котором вы играете. Проверял его онлайн около 5 раз. Выше 100 человек не видел ни разу. То есть даже при таком скромном онлайне без твинков и окон захватить замок непросто, то есть даже среди этой сотни есть те, кто использует и окна, и твинков. Чтобы их одолеть, нужно приложить усилия. На заселенном сервере было бы в разы сложнее, а, вероятно, и попросту невозможно захватить замок при сохранении принципов. Потому что подавляющее большинство кланов вашими принципами не руководствуется. Это не хорошо и не плохо. Это просто вот так.
Ни в коем случае не призываю вас «играть как все».
Ну да, большинство игроков срезают углы, но аудитория ММО — это по определению тупая толпа и ничего с ней не поделаешь.
Тоже странное заявление.
А почему люди калькулятор используют вместо вычислений в уме? А зачем большие массивы данных обрабатывают в Экселе? Потому что они «тупая толпа»? По-моему, человечество и в жизни, и в игре стремится к эффективности и, э-кхм, оптимизации.
Для вас ваши принципы не являются кандалами, то есть вы, играя так, как играете, не идете на жертвы, не загоняете себя в сковывающие рамки. Потому что вот так смотрите на жизнь, на игры. Ну а других людей другое мироощущение. Для них ваши принципы обременительны. Почему их нужно осуждать? Почему их надо переделывать?
Я вот люблю джаз и прогрессив-рок, и не понимаю, как можно слушать российскую «попсу». Ну, это же прям отстой. Примитивная и низкосортная дрянь без вкуса. Но что прикажете, устроить крестовый поход против тех, кто слушает Бузову, Сергея Лазарева, Руки вверх и бог знает кого еще? А может, у них вот так организм устроен, что вибрации от примитивной музыки доставляют им удовольствие. Пусть наслаждаются.
Что мы получим, перенеся в качестве мысленного эксперимента среднего ПвП-нагибатора с его поступками в реальный мир? Да военного преступника мы получим — вот и всё.
Поясните, пожалуйста, а что такое «ПвП-нагибатор»? Я просто плохо понимаю. У меня ощущение, что вы подразумеваете какого-то беспринципного типа, который каким-то образом заабузил уровень и эквип, а потом пошел устраивать геноцид в стартовой локации.
ММО все очень разные, нормальных ПвП-систем среди них не так много. В той же Lineage 2 подобное хоть и возможно, но на практике почти не встречается. Игроки, которые срезают углы, рвутся к капу, силе и нагибу, обычно сражаются с точно такими же игроками, а не идут убивать нубов в начальной деревне.
Возьмем в пример маг-пачку в Lineage 2, которая качается на АоЕ в FoG'е, заводит окном коневода, чтобы получать бафф на откат скиллов. В общем, типичных таких срезателей углов. Вот этим игрокам нет никакого смысла идти куда-то и демонстрировать свою силушку, самоутверждаться на нубах, высекать поляны новичков и так далее. К ним, скорее всего, заглянут в гости конкуренты, которые качаются на том же споте, с точно таким же оконным коневодом, и попробуют их со спота вышибить.
Не знаю, военные преступники они или нет, но дерутся они хотя бы в своей песочнице.
Несмотря на в целом негативную коннотацию, могу сказать, что я чувствую себя именно вот так — эдаким белым человеком среди беснующихся толп дикарей, несмотря на то, что раз за разом меня пытаются убедить, что это я и мне подобные — нежизнеспособное отклонение от нормы.
«Норма» — дурацкое слово. Вы отличаетесь от большинства. Это так. Но норма вполне может включать в себя диапазон значений или характеристик, то есть не только большинство относится к норме. Уж нежизнеспособными я бы вас точно не назвал. Вы же самим фактом своего существования опровергаете этот тезис :)
И я вас очень прошу, не вешайте на меня снова пачку ярлыков. Этот комментарий не обо мне, и не о моих игровых принципах (которых, как вы считаете, нет). Это абстрактное рассуждение по теме.
Но да, крафт есть и на более низких уровнях, я даже планировал это включить в статью, но казалось слишком много текста получится. Так что я многое решил не писать.
К примеру, хотел еще написать про систему рецептов торговцев. Но и так долго делал статью, решил это упустить.
Погодите, если у меня есть объективные причины назвать дикаря дикарём, корабль кораблём, а ковыль ковылём, я могу это сделать? Для меня это реально важный вопрос. А то, может, ковыль оскорбится, считая себя ромашкой.
Тут, конечно, диалог перешёл на меня, хотя, опять же, Кио со мной в Lineage 2 не играет, поэтому контекст немного теряется. Но раз уж зашла речь, давай я отвечу.
Есть ещё интересные параметры этого сервера: ему пошёл четвёртый год без вайпов. Он на оригинальных рейтах. Он единственный известный мне прогресс-сервер, то есть планомерно обновляющийся до следующих хроник мир реально классической Lineage 2. Сколько фришардов с такими характеристиками ты знаешь? Я понимаю, что ты о другом, ты о массовости, но давай немного подумаем — чего стоит массовость, если она игнорирует любые другие критически важные для MMO характеристики, кроме онлайна? Ты же эту тему знаешь прекрасно: тысячи людей врываются на фришарды, понимая, что этот «мир» не проживёт и полгода. Все знают, что MMO в оригинальном виде из этого не будет, только нелепо растянутая на пару месяцев выматывающая сессия.
То есть это изначально не MMO. Так какой смысл рассуждать о том, как правильно играть в то, во что правильно играть невозможно по определению? :) Тут я с тобой согласен — легче забить и вовсе не рассуждать. Но если представить, что у нас тут действительно MMO…
Я бы сказал так: чем выше онлайн, тем объективно меньше влияние нашей команды из пятнадцати человек на внутриигровые процессы. Это аксиома. Что из неё следует?
1) мы теоретически могли бы найти при большем онлайне больше единомышленников (в условиях нынешней «игровой культуры» — маловероятно)
2) мы не играли бы роли в противостоянии за замки (в условиях нынешней «игровой культуры» — вариант куда более вероятный)
Надеюсь, мы не будем серьёзно рассматривать вариант «посмотрели по сторонам и тоже врубили окна, наплевав на принципы», тут я, вроде, объяснил про наши принципы всё в соседней заметке.
Итак, что из этого следует? Что наши пятнадцать живых человек в качестве союзников с высокой вероятностью были бы заменены на искусственные окна ради того, чтобы не договариваться с нами и с гордостью сообщить нам же о том, что мы «нонфакторы». И мы снова должны стоически воздержаться от оценки этой модели, как «правильной» или «неправильной»? :)
На официальных серверах такой схемы ни разу не видел, все включают доилку по максимуму.
А где в других сферах ты видел такие модели, чтобы они не просто кого-то держали на плаву, а реально приносили кучу денег и позволяли авторам разбогатеть, чего хочется пожелать любому талантливому человеку?
Ну, ты не берёшься, а кто-то, к счастью, берётся. Потому что если хочется ответить «какого хрена всё пошло не так?», нужно всё же немного диагностикой заняться, по-моему. Если, скажем, кто-то играет на турнире по шашкам в «чапаева», думаю, будет полезным признать, что от участников игра требовала чего-то другого. А если кто-то со стороны игроков после этого начнёт довольно громко рассуждать о том, что, мол, какая-то скучная игра — эти ваши шашки, я из неё вырос. Кто-то из разработчиков вместо турниров по шашкам будет устраивать турниры по «чапаеву», но на афише писать «шашки», а в больших интервью рассказывать, как «изменилась аудитория игроков в шашки», я бы предпочёл услышать какой-то трезвый диагноз.
Возвращаясь от аналогий к нашей проблеме, давай признаем простую штуку — многие игроки хотят обмануть игру, и разработчиков вместе с ней. То есть они не хотят вести диалог, сообща формировать реальность, они хотят получить приз любым способом.
Это сложилось не «как-то так». Это «игровая культура». Это «социально приемлемая норма». Именно в этом причина того, что «ТАК играет небольшое число людей». По-моему.
Но в целом я согласен, что подписочная модель более независимая от нечестных разработчиков, благодаря более простому контракту. Но и его могут нарушить, если прибыли падают. А еще поощряет неизменность мира, что довольно хорошо для правильно спланированной ММО.
В общем, я тоже «стараюсь размышлять на эту тему». :)
Тут, мне кажется, есть два состояния:
1) Разработчик выбрал здоровую бизнес-модель, но может психануть и передумать. Фигня случается.
2) Разработчик выбрал заведомо нездоровую модель, и ничем хорошим для игры это не закончится. Либо игра сдохнет, потому что «гусарам деньги не нужны», либо игра сдохнет, потому что «нам же нужны деньги».
Выбор, вроде, очевиден. А гарантий нет, тут ты прав.
Однако ваш текст пронизан осуждением тех, кто играет так, как вам не нравится.
Мне кажется, здорово, когда автор что-то показывает, приводит пример, моделирует ситуацию, но вывод позволяет мне сделать самостоятельно. А когда автор прямо или, прикрывшись кружевами, навязывает мне свое мнение, это вызывает вопросы или вовсе отталкивает. Атрон в статье просто показал, что можно играть вот так. Я прочитал и думаю: «Ёлки-палки, вот ведь действительно — люди умеют наслаждать играми, а не гнаться за уровнями и достижениями». Хотя в самом тексте почти нет оценок того, как играть правильно, а как неправильно.
Это хорошо, когда у тебя есть с кем играть, но многие люди, что могут быть интересны мне, не захотят платить подписку. К сожалению сталкивался. Да и у самого был выбор, проплатить подписку и искать других, или просто уйти. Необходимость подписки сыграла не на ту чашу весов, чтобы я оставался. При том, что если игра нравится — готов дать даже побольше.
Люди разные, каждому интересно разное. Если игра будет давать возможности для разного геймплея, я смогу найти в ней тех, кто мне интересен. Тут миллионы игроков сыграют роль. К сожалению, сейчас в играх вижу просто описание гильдий и их достижения, а этого мало, чтобы сделать нормальный выбор. И если игра дает миллионам больше возможностей мешать, чем играть самому, то это минус игре, а не тому, сколько в нее играет людей.
К сожалению, я тоже не знаю, что может быть формально лучше подписки. Но я просто стараюсь иногда размышлять на эту тему. Пока все упирается в доверие к разработчикам, а подписка все равно не спасет от тех, кто решит выжать из игры максимум.
Неизбежная текучка тех, кто даже не может ответить на простой вопрос «А достаточно интересна ли мне игра?», работает как жуткий демотиватор. Если мы всё ещё говорим об MMO, как о пространстве формирования отношений, из-за таких людей процент успеха инвестиций в человеческие связи будет мизерным. Человек просто забьёт на это дело и всё. Так можно создать только безликую массовку, да и то, как показывает практика, даже это под сомнением.
Идея создать «игру для миллионов» вообще очень странная. Но это отдельная история.
Даже не знал, что будет такая гибкая система с правами и собственностью, это реально круто. Вообще, я мечтаю, чтобы ММО стали на путь моделирования возможностей государств, но пока они даже не дотягивают до того, чтобы попытаться. Надеюсь тут получиться, а в будущем, благодаря ММО мы сможем найти лучший устройство, чем демократия.
Единственное, как ты верно подметил, набрать людей в достаточном количестве будет сложно, тем более на подписке. Надеюсь тут они придумают хорошее решение, которое не убьет игру. А мы же можем только рассказывать про новые возможности.
Да, вывода в экономике нет, поэтому все играют на лиге :), каждый раз свежая экономика.
А так, экономика веселая. К примеру, создатель самого популярного лут фильтра рассказывал, что как то раз взвинтил цену некоторой валюты более чем в десять раз, так как не включил ее в стандартный фильтр, так как посчитал сильно дешевой.
И уж точно лучшая система «денег».
Тут валюта это твои реальные возможности влиять на характеристики веши.
Однако экономика в ПОЕ крайне неустойчива. Хотя бы по той причине что нет вывода вещей из нее. (но поскольку это именно hack&slash перед разработчиками никогда и не стояла задача обеспечить стабильности экономики)
Но я думаю если такую систему из ПОЕ адаптировать именно под ММОРПГ — то можно получить одну из интереснейших крафтово/экономических систем в ММОРПГ.
Заметка «Геймплей домашнего приготовления» вообще великолепная. Я её прочитал перед этой статьей. Я ей восхищен, я с ней солидарен. Но не нашел слов, чтобы свою солидарность выразить. Что-то типа «поддерживаю» или «ставлю плюс» мне показалось слишком вульгарным :)
Я искренне восхищаюсь тем, как костяк этого сайта, относится к играм. Как он в игры играет. К сожалению, я не самодостаточный человек, поэтому без друзей играть не могу. А друзья мои вот так играть не хотят/не могут. Поэтому мы просто вечерами строим башни в GemTD, отбиваемся от волков в Northgard, строим чудеса света в Цивилизации 6 (я в ней, кстати, почти не побеждаю, потому что играем мы по сети) или фармим крипов в League of Legends :)
Либо самому садиться и делать игру, такую как считаешь нужную. Есть примеры ММОРПГ сделанные одним человеком. Так что такое возможно.
Либо брать готовую игру и в ней играть так как хочется. Создавать комфортный индивидуальный или/и коллективный геймплей.
Никаким боком АоЕ кач нельзя назвать «срезанием углов». А как ещё, если не на АоЕ, качаться в таких локациях Lineage 2, как Forge of Gods, Дино-остров или «круг» в LoA (актуально для HF)? Ну, сами локации сделаны так, что предполагают только АоЕ-кач. Их вот так задизайнили. Это локации для магических групп, которые качаются и фармят на АоЕ.
И качаться там не так уж и просто. Я уж не говорю о том, что если в гости к тебе заглянут противники, то под париком ты проиграешь ПвП, то есть это еще и опасно. Выше сложность, больше риск — больше и награда. По-моему, это нормально.
Немного не так. Я бы не назвал это кактусом. Вы играете так, как вам нравится. Как вы считаете правильным. Это явно не кактус. Но вас мало. Я, конечно, не ФОМ и не ВЦИОМ, но все-таки здравый смысл и личный опыт подсказывают, что ТАК играет небольшое число людей. Не потому что они плохие и играют неправильно. Я вообще не берусь тут оценивать кого-либо с точки зрения правильно/неправильно. Но вот как-то так сложилось.
Возьмем одну из заметок Атрона о Lineage 2, где он упоминал, что ваш альянс наконец захватил Орен, а поскольку вы играете без окон и твинков, сделать это было сложно.
Я загуглил сервер, на котором вы играете. Проверял его онлайн около 5 раз. Выше 100 человек не видел ни разу. То есть даже при таком скромном онлайне без твинков и окон захватить замок непросто, то есть даже среди этой сотни есть те, кто использует и окна, и твинков. Чтобы их одолеть, нужно приложить усилия. На заселенном сервере было бы в разы сложнее, а, вероятно, и попросту невозможно захватить замок при сохранении принципов. Потому что подавляющее большинство кланов вашими принципами не руководствуется. Это не хорошо и не плохо. Это просто вот так.
Ни в коем случае не призываю вас «играть как все».
Тоже странное заявление.
А почему люди калькулятор используют вместо вычислений в уме? А зачем большие массивы данных обрабатывают в Экселе? Потому что они «тупая толпа»? По-моему, человечество и в жизни, и в игре стремится к эффективности и, э-кхм, оптимизации.
Для вас ваши принципы не являются кандалами, то есть вы, играя так, как играете, не идете на жертвы, не загоняете себя в сковывающие рамки. Потому что вот так смотрите на жизнь, на игры. Ну а других людей другое мироощущение. Для них ваши принципы обременительны. Почему их нужно осуждать? Почему их надо переделывать?
Я вот люблю джаз и прогрессив-рок, и не понимаю, как можно слушать российскую «попсу». Ну, это же прям отстой. Примитивная и низкосортная дрянь без вкуса. Но что прикажете, устроить крестовый поход против тех, кто слушает Бузову, Сергея Лазарева, Руки вверх и бог знает кого еще? А может, у них вот так организм устроен, что вибрации от примитивной музыки доставляют им удовольствие. Пусть наслаждаются.
Поясните, пожалуйста, а что такое «ПвП-нагибатор»? Я просто плохо понимаю. У меня ощущение, что вы подразумеваете какого-то беспринципного типа, который каким-то образом заабузил уровень и эквип, а потом пошел устраивать геноцид в стартовой локации.
ММО все очень разные, нормальных ПвП-систем среди них не так много. В той же Lineage 2 подобное хоть и возможно, но на практике почти не встречается. Игроки, которые срезают углы, рвутся к капу, силе и нагибу, обычно сражаются с точно такими же игроками, а не идут убивать нубов в начальной деревне.
Возьмем в пример маг-пачку в Lineage 2, которая качается на АоЕ в FoG'е, заводит окном коневода, чтобы получать бафф на откат скиллов. В общем, типичных таких срезателей углов. Вот этим игрокам нет никакого смысла идти куда-то и демонстрировать свою силушку, самоутверждаться на нубах, высекать поляны новичков и так далее. К ним, скорее всего, заглянут в гости конкуренты, которые качаются на том же споте, с точно таким же оконным коневодом, и попробуют их со спота вышибить.
Не знаю, военные преступники они или нет, но дерутся они хотя бы в своей песочнице.
«Норма» — дурацкое слово. Вы отличаетесь от большинства. Это так. Но норма вполне может включать в себя диапазон значений или характеристик, то есть не только большинство относится к норме. Уж нежизнеспособными я бы вас точно не назвал. Вы же самим фактом своего существования опровергаете этот тезис :)
И я вас очень прошу, не вешайте на меня снова пачку ярлыков. Этот комментарий не обо мне, и не о моих игровых принципах (которых, как вы считаете, нет). Это абстрактное рассуждение по теме.