Хотел бы рассказать о довольно интересной стороне Path of Exile, которую обычно упускают из вида те, кто не играет. Даже те, кто играет, зачастую взаимодействуют с крафтом очень поверхностно, так как нужны приличные вложения, практически недоступные новичку.

И в то же время создание предметов здесь довольно интересно и не так просто, как в других играх такого типа.

К сожалению, я вряд ли охвачу все: простое перечисление возможностей создавать и улучшать предметы уже будет лонгридом! Кроме того, я не могу похвастаться тем, что досконально разбираюсь, да и не хочу писать гайд. Вместо этого я бы хотел показать глубину возможностей, работу со случайностью и разнообразие.

Валюта
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Разнообразие валюты в PoE

Начнем с валюты. Тут неуместны слова «деньги/золото/монеты», так как такого почти нет*. Зато есть огромное разнообразие предметов, которые как-либо взаимодействуют с предметами.

* В игре таки есть золотые монеты: частная валюта семьи Перандусов, которая используется в специфических местах, а не в крафте, так что функции универсальной валюты у нее нет.

Некоторые из них активно используют в торговле, так что цены все равно прикидывают в двух видах валют: сфера хаоса (при применении — случайно изменяет свойства редкого предмета) и сфера возвышения (добавляет на редкий предмет случайное свойство).

Суффиксы и префиксы
Кстати о редкости. Заодно и про аффиксы, которые бывают двух типов: суффиксы и префиксы. Такая система была придумана основоположником жанра и очень полюбилась игрокам. Смысл в том, что каждое свойство имеет название и добавляется перед названием предмета или после него. К примеру, сокрушающая дубина титанов имеет префикс сокрушающий (+урон) и суффикс титанов (+сила). А если свойств будет много, имя предмета будет сгенерированно случайным образом, создавая некоторое подобие уникального названия.

Также предметы могут быть разной редкости: без магических свойств (обычные), магические (максимум один суффикс и один префикс), редкие (максимум три суффикса + три префикса), уникальные (каждый такой предмет имеет свои постоянные свойства).

И вот тут интересно то, что уникальные предметы не самые сильные, хоть и самые редкие! Некоторые из них даже делают хуже! Чаще всего, какие-то «уники» используют до того, как можешь себе позволить хороший предмет (по уровню или по цене). При этом, некоторые уникальные предметы очень важны, потому что являются билдообразующими, но чаще всего это не так.

А вот редкие предметы можно создавать самому. И даже на самом простом уровне доступна небольшая, но кастомизация.

Базы
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Особые базы вещей

Начнём с того, что любой крафт начинается с основы. В PoE мы не создаем сами вещи, а наделяем готовые магическими свойствами. Изначальные предметы называют «базы для крафта».

А эта основа, в которую потом будет вливаться тонна валюты, должна быть качественная!

Многие магические свойства имеют ограничение на уровень, так что базовый предмет должен быть добыт в высокоуровневой локации. Также предметы имеют характеристики, вроде брони или урона, которые важно получить ближе к максимуму. В некоторых предметах есть собственные свойства — встроенные магические характеристики. К примеру, кольцо с рубином дает сопротивление огню. Понятное дело, что собственные свойства желательны на максимум, иначе потом будет обидно (хоть их и можно менять валютой, но это дорого).

Еще есть особые базы: предметы с особым задним фоном, на которые распространено влияние главных боссов игры. Для получения таких, нужно «бегать» за этими боссами, проходя локации под их влиянием. На таких предметах можно получить магические свойства, недоступные для обычных версий, так что, если они вам нужны — придется раскошелиться.

Гадальные карты
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Гадальные карты

Один из способов получать неплохие базы — сбор гадальных карт. Они падают в своем типе локаций, так что тут можно укрощать рандом — бегать в тех локациях, где падает нужная.

Среди них, к примеру, есть базовые предметы сотого уровня, которые не могут выпасть из монстров, так как таких локаций нет.

Крафт валютой
Классический способ, хоть и не очень эффективен в большинстве случаев, но есть пара хороших рецептов.
Смысл прост: применяем сферу, которая делает предмет магическим (два свойства), потом другой сферой, случайным образом меняем магический предмет, пока не получим нужное свойство. Дальше с помощью еще одной сферы делаем предмет редким, добавляя при этом новое свойство, а если оно не нужно — применяем сферу очищения, которая удаляет все и возвращаемся в начало.

В итоге можно получить редкий предмет с тремя наиболее полезными свойствами. В такой предмет можно закинуть сферу возвышения, чтобы добавить новое свойство… но нет! Эта сфера слишком дорога, так просто её не используют!

В итоге, на предмете только три свойства. Неужели это выгодно? Ответ — да.

Во-первых, есть мега-важные свойства, которые вы хотите почти на максимум, все остальное просто небольшой бонус. К примеру, такое делают при создании брони для тех, кто максимизирует энергетический щит: для этого нужно поймать два определенных префикса, один из которых добавляет энергощит на предмет, а второй увеличивает общее количество в процентах. Такие предметы довольно дороги, а цена при приближении к теоретическому максимуму растет как на дрожжах!

Во-вторых такой предмет еще можно улучшить на специальном станке в убежище, который добавляет гарантированные свойства.

Станок для крафта
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Добавление свойств на станке

Это устройство, которое позволяет улучшить предметы, причём с очень маленькой долей случайности! Свойство можно выбрать самому, главное, чтобы был свободный суффикс или префикс, а также не было свойства такого же типа.
Чаще всего станок используют, чтобы улучшить текущую экипировку. Например, добавить недостающее сопротивление элементальному урону (в игре, если у вас не максимум таких сопротивлений, вы почти труп). Но его используют и для «полировки» после других видов крафта, так как дает много контроля над случайностью, хоть и не слишком хорошие числовые значения. В целом, если на предмете есть свободный аффикс и нет крафтового свойства — вы захотите его добавить.

Но каждую возможность станка еще нужно открыть! Часть рецептов находятся во время прохождения сюжета, а за некоторыми приходится лезть в самые сложные локации. Так что довольно частое явление — игроки крафтят за валюту. Кстати, в таком деле важно доверие: вы должны отдать другому человеку предмет и валюту, а он в свою очередь может просто кинуть вас. Обычно этим промышляют только через форум или известных стримеров.

Некоторые из сложных свойств дают еще больше возможностей! К примеру: «префиксы/суффиксы нельзя изменить», «не может содержать свойств для атаки», «можно добавить несколько свойств на станке».
Один из популярных рецептов для создания лука с большим значением "+ к навыкам" содержит шаг, при котором используют свойство на невозможность добавления атакующих модификаций и использование сферы возвышения (добавляет новое свойство), которую я не советовал использовать ранее в силу дороговизны. Однако в этот раз условия таковы, что единственным возможным свойством будет нужное нам.

Также очень популярен «мультикрафт», позволяющий добавлять на станке несколько свойств. Такое работает для оружия ближнего боя — там есть много свойств, которые существенно усилят предмет в комбинации, вроде шанса крита, скорости, точности.

Зверинец
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Изменение и создание предметов на жертвенном алтаре

А еще предмет можно поместить на алтарь, принести в жертву особых редких зверей и тем самым изменить этот предмет. Например, если есть предмет у которого полно «плохих» суффиксов, можно поменять их на случайный префикс. Это не только потенциально усилит предмет, но и откроет слот для суффикса на станке (а необходимые сопротивления элементальному урону именно суффикс).

Для некоторых предметов так можно создавать определенные свойства, вплоть до таких, которые получают только этим способом.

Кстати, все пойманные или купленные звери сидят в особой локации — зоопарке. На них всегда можно сходить посмотреть.

неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Пойманные звери

Эссенции
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Эссенции, добавляющие гарантированные свойства

Еще один способ создания предметов — использование эссенций. Они делают предмет редким, но одно из его свойств будет определено заранее. Правда, обычно используется только при прокачке, но некоторые штуки удобно делать через них. Я, когда играю через билд, где важна высокая скорость атаки, делаю оружие именно через эссенцию, которая позволяет получить максимум, даже если будет низкий урон.

Крафт в лиге
Часто новая лига (раз в четыре месяца) приносит новый способ создавать или улучшать предметы. Все способы, кроме крафта валютой, были внедрены вместе с сюжетом какой-либо лиги. И будут вводиться все новые и новые способы.

Недавняя лига «Скверна» принесла нам масла, которыми можно зачаровать амулет и получить какой-либо навык из дерева прокачки. Это довольно круто.

неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Применение масел на амулет


Ископаемые
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Ископаемые из глубин шахты

Если спуститься поглубже в бесконечную шахту, то можно найти ископаемые и устройства-резонаторы. Это не только больший контроль случайности, чем простой крафт валютой, но еще и возможность получить свойства, недоступные через обычные способы. Именно эти штуки на сегодняшний день самый популярный вид создания экипировки.

Дело в том, что, вставляя определенные ископаемые в резонатор, мы влияем на то, как он сработает. К примеру, можно вставить ископаемое, дающее больше свойств жизни, которая нужна почти на всех топ предметах. Но еще лучше то, что есть возможность вообще заблокировать определенные типы свойств. А это значит, что вероятность получить нужное многократно возрастает.

Сами резонаторы могут иметь до четырех слотов под ископаемые, что позволяет их комбинировать.

Ресурсы для такого крафта выбиваются только в шахте, притом еще нужно искать скрытые ответвления, которые не пройти без динамита и факелов. Да и для самого спуска в шахту нужен особый ресурс — сульфит. Так что, «бегать шахту» — отдельный вид экономической деятельности.

И еще...
В PoE есть довольно интересная механика — Бессмертный синдикат. Вы ищите местонахождение главаря, убивая, допрашивая и торгуясь с его членами. В результате, мы можем контролировать то, кто в каком подразделении окажется.

неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Бессмертный синдикат. При правильном подходе можно открыть особые станки для крафта.

Так вот, в некоторых случаях, можно получить необычные возможности для улучшения вещей! Но один из моих любимых станков — это тот, где тебе дают около 30 секунд и большое количество валюты, которую ты можешь применить на обычный предмет. Жаль, но мне ни разу не удалось там сделать что-то ценное. Зато всегда весело!

А если и этого мало — можно осквернить предмет! После этого на него нельзя применять валюту, так что штука опасная. Можно получить как бесполезную болванку, так и супер предмет. Причем, такое можно сделать и с уникальными предметами, которые невозможно изменять другими способами.

Торговля
неММО: Крафт и экономика в Path of Exile
Торговое окно в PoE

Главная тема местных холиваров! Дело в том, что у разработчиков принципиальная позиция — при торговле два персонажа должны встретиться и передавать предметы. Никаких автоматических магазинов.
А ведь без торговли большая часть того, что я описал, будет очень долгим процессом. Нужны базы, нужна валюта, ископаемые. Но кто-то это всё добывает, почти на всё есть свои способы эффективного получения, несмотря на рандом. Так что торговля кипит, а с учетом некоторой сложности процесса, бывает так, что оптом купить дороже, но быстрее.

Есть люди, которые скупают что-то вроде ископаемых и продают дороже оптом. Есть люди, которые не совсем люди и занимаются обменом валюты (очень часто, на этой позиции можно встретить ботов, но с ними борятся). Есть даже те, кто выпрашивает скидку и продает дороже!

Экономика
В Path of Exile очень много случайности. Она прямо вся пропитана вероятностями. И внезапно из-за этой случайности заниматься всем подряд не выгодно. Это потому, что почти каждую деятельность можно оптимизировать, но если заниматься сразу всем — эффективность по времени будет слишком низкая.

Очень часто новички не понимают, как люди зарабатывают такое количество валюты, хотя делают то же, что и они. Но они просто эффективнее. Быстрее пройти более сложную локацию — больше шансов получить что-то ценное. А каждый раз тратить портал, чтобы продать мусор который «тоже деньги» — совершенно не выгодно на длительном отрезке времени.

Как результат — экономика работает. Каждую вещь, которую ты продаешь другим людям будут использовать, хотя бы временно. Иногда даже жаба душит, когда продаёшь человеку какое-то ископаемое, а через минуту от тебе сбрасывает то, что у него вышло. Вроде кажется, что мог бы и сам, но нет, он же, кроме этого, купил большой резонатор и еще пару ископаемых, выбил хорошую базу, сделал много попыток. Получить хороший результат можно если знаешь, что делаешь или сверхслучайно. И на все нужно время и эффективные процессы, которые не всегда можешь или хочешь построить сам.

Так и выходит, кто-то, бегает шахту, кто-то собирает базы, кто-то торгует, кто-то крафтит, кто-то покупает топ предметы и бегает на боссов.

Заключение
Конечно, PoE не ММО, но я даже хотел эту статью поместить в теорию ММО. Уж больно хорошо тут поставлены случайные процессы и экономика на базе них. На мой взгляд, такой крафт необычен и интересен, а я, в свою очередь, просто расписал основные принципы, для расширения кругозора.

Автор: Эрг

В ММО мы заводим не просто знакомства, мы познаем людей через их действия, где истинные мотивы скрыть сложно.

19
  • Спасибо за вашу оценку!
    Узнайте, на что она влияет.

Поддержите ММОзговед через Patreon

Поддержать

$231 из $250 в месяц

Это работает! Вы доказали базовую жизнеспособность добровольной финансовой поддержки нашего проекта. Пришло время строить планы — раз в месяц мы собираемся с вами на закрытое редакционное заседание, отчитываемся о проделанной работе и утверждаем дальнейшие действия.

Поддержать

18 комментариев

avatar
В ПОЕ пожалуй одна из лучших систем крафта из встреченных мною.
И уж точно лучшая система «денег».
Тут валюта это твои реальные возможности влиять на характеристики веши.
Однако экономика в ПОЕ крайне неустойчива. Хотя бы по той причине что нет вывода вещей из нее. (но поскольку это именно hack&slash перед разработчиками никогда и не стояла задача обеспечить стабильности экономики)

Но я думаю если такую систему из ПОЕ адаптировать именно под ММОРПГ — то можно получить одну из интереснейших крафтово/экономических систем в ММОРПГ.
  • +1
avatar
Пожалуй, ты написал заключение лучше чем я :) Примерно тоже самое отел написать но уже меня не хватило.

Да, вывода в экономике нет, поэтому все играют на лиге :), каждый раз свежая экономика.
А так, экономика веселая. К примеру, создатель самого популярного лут фильтра рассказывал, что как то раз взвинтил цену некоторой валюты более чем в десять раз, так как не включил ее в стандартный фильтр, так как посчитал сильно дешевой.
Комментарий отредактирован 2019-12-10 18:34:09 пользователем ADireWolf
  • 0
avatar
Альтернативное мнение:
— В ПОЕ одна из худших систем «денег»
— И худшая система аукциона (т.е. экономики)
Этой замороченной системой тупо выкинули немалую часть игроков из всей этой «экономики».

Если сравнивать с реальностью, это что то далекое доисторическое, где ещё не придумали денеХ и есть только тупо натуральный обмен, да ещё через объявления «я те меч-кладинец, ты мне стадо овец, встретимся в полночь у серого камня».
  • 0
avatar
Ну, это ж не совсем натуральный обмен. Точнее сравнить с использованием драг металлов в качестве денег. Единственное, на что это накладывает ограничение, так это на невозможность создания финансовых рынков, но мало в какой игре есть для этого механизмы.

Да, торговля это вопрос холивара, я сам не знаю как было бы лучше, но меня не отталкивает. Я так знакомился с людьми, оценивал их убежища, общался, торговался. Пока для меня это важнее. Но если бы я не понимал ценообразования и каждый раз пытался бы покупать по экстремально низким «прайсфиксерским» ценам — я бы страдал побольше.
Да, спорный момент, но назвать систему худшей — врядли. Скорее она просто такая, особенная.
  • +2
avatar
Почему худшая экономика для меня?! Потому что я из-за её «особенности» ей не пользуюсь. Т.е. её для меня тупо нет. Для тех кто ей пользуется, да она особенная.
  • 0
avatar
Все время в процессе чтения статьи не покидало ощущение, что игра начинается сразу на максимальном уровне. «Не максимальные сопротивления — труп», «базу нужно выбивать на высокоуровневых локациях» и так далее. Но игра, ведь, начинается с 1 уровня и крафт вполне себе существует там тоже.
Комментарий отредактирован 2019-12-10 21:12:21 пользователем Ingodwetrust
  • 0
avatar
Как сказать… Игра действительно начинается после прохождения сюжетки :)
Но да, крафт есть и на более низких уровнях, я даже планировал это включить в статью, но казалось слишком много текста получится. Так что я многое решил не писать.
Рецепты торговцев в PoE

К примеру, хотел еще написать про систему рецептов торговцев. Но и так долго делал статью, решил это упустить.
  • +1
avatar
Ну даже не знаю… Весь мой крафт в пое был тупым и безрезультатным сливом валюты. «Долбиться об рандом» самое точное его определение. Если стоит выбор крафтить шмотку или купить через поетрейд — по затраченной валюте разница на порядок, а иногда и на пару.

Причём «держался» я очень долго. Но когда несколько раз подряд безрезультатно сливаешь в ноль накопленное за пару недель — увольте. Хотя она ж гриндилка, круглосуточным фармерам должно быть нормально :).
  • 0
avatar
Некоторые этим даже зарабатывают. Я регулярно промышляю джевелами — дешево и сердито. Проходные вещи крафчу через эссенции. Как-то делал себе лук +3, что оказалось дешевле покупки. Ну и если валюты много — можно и шмотки с энергощитом на продаже делать.
Но в любом случае это дорого и нужен большой запас, иначе сольешь валюту. Так что обычно я так и делаю — покупаю на трейде.
  • 0
avatar
Это вопрос настройки «количественных и качественных» показателей в каждой конкретной игре. Но мы тут больше рассуждаем о самой концепции.
Просто в ПОЕ столько целых вещей сыпется, что найти в них что-то хорошее обычно не представляет никакой сложности. И это проще чем крафтить.

Вот сравните скажем шанс выбить целую вещь в POE (с одного уникального монстра их падает очень много) и получить целую вещь скажем в Lineage 2 (на то чтобы получить одну вешь, нужно потратить несколько дней или месяцев). А можно взять «усредненное значение».

Если говорить об адаптации системы к ММО, то нужно сбалансировать вопросы получения «базы» и «валют». Исходя именно из конкретной игры.
  • 0
avatar
Просто в ПОЕ столько целых вещей сыпется, что найти в них что-то хорошее обычно не представляет никакой сложности.
Неееееее… совсем не так. Да, выбить хорошее можно, но если ты будешь все подбирать и опознавать — потеряешь много времени и валюты. И даже если найдешь, все равно какой-то вид крафта для полировки может сильно увеличить стоимость предмета.
В большинстве случаев, топ вещи это крафт. Вот к примеру мечи: http://poe.trade/search/azunabanonimos. Практически каждый экземпляр — мультикрафт. Почти все имеют белые слоты и качество больше 20, которые крафтят через синдикат. А еще это на стандарте, есть крафченные уже удаленными механиками: предметы с синим ореолом — это вообще синтезированный предмет.
  • +1
avatar
Эх… вот еще подтверждение, из последнего патча:
Было изменено свойство «Может иметь несколько ремесленных свойств”, теперь оно звучит как „Может иметь до 3 ремесленных свойств“. Создание предметов с несколькими ремесленными свойствами показало себя слишком эффективным за относительно небольшую плату по сравнению с использованием различных сфер на предмете для достижения схожей мощности. Мы будем следить за этим свойством, чтобы определить, нуждается ли оно в каких-либо еще изменениях.
Настолько сильный крафт, что его понерфили, теперь можно только 3 свойства накрафтить на станке, а мультикрафт это тоже свойство, так что только 2.
  • 0
avatar
ГГГ как бы намекают что вышки надо не в крафт кидать а а поетрейд :).
  • 0
avatar
Какие-то у меня другие впечатления от пое :) (про линейку не знаю, не играл). Вещи «с земли», в которые кинул пару-тройку сфер, использовал только на каче. На картах — даже не представляю что такое полезное для крафта может выпасть, чтобы стоило это искать в куче лута.

Ну я в целом бухтел даже не на крафт а на рандом. Окончательно меня добили выпавшие на треш-карте какие-то уникальные перчи, в которые я удачно кинул осквернялку и продал их за сумму раза в два больше чем я заработал вообще за всю игру, со старта беты :). Причём сама продажа выглядела так: выставил на аукцион, через секунду альт-таб в игру, а чат с предложениями уже перематывается как конвеерная лента. Бот на боте и ботом погоняет. Можно сказать что с этого момента я пое и забросил. Сам ничего внятного и нужного на мой билд выбить не могу, а очередного героя полностью одевать через аукцион мне не интересно.
  • +2
avatar
А я-то ломал голову почему оптовые цены выше розничных :D
Крафтовая система в ПОЕ чрезвычайно обширна и сложна, и обычно крафтеры специализируются в каких-то определенных областях, следят за последними веяниями меты, исследуют новые способы получения лучших вещей. Яркий пример системы, где не нужны искусственные ограничения, типа если ты взял ремесло оружейника то уже не можешь быть бронником — да нет, пожалуйста, занимайся хоть всем сразу, но тебе не хватит часов в сутках и места в голове под знание всех тонкостей, которые превращают крафт из напрасной потери ресурсов в архиприбыльный бизнес.
А слоупоки вроде меня узнают о новых эффективных способах крафта уже по окончании лиги :) Поэтому тихонько копаю шахту (ага, спустя несколько лиг после «Спуска» я понял, как в ней зарабатываются деньги) и имею свою копеечку на продаже ресурсов
  • +2
avatar
Да, самому это нравится. Правда последнее время перестал активно играть, так что валюты мало. А раньше в конце лиги экспериментировал и сливал валюту. с многим так и не разобрался. В этой лиге хочу активно поработать с бестиарием, вдруг что выйдет.
  • 0
avatar
Похоже в новой лиге будет чем заняться и без ковыряния в старых механиках :)
  • +1
avatar
Не факт что я буду играть там, где будет самое вкусное. Хочется новый баланс пощупать, а не заморачиваться. Но под конец лиги если валюта будет — почему бы не слить на эксперименты с крафтом?
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.