MMO-РАДАР 2020

в поисках лучших MMO

Кто-то считает, что в наше время хороших MMO больше нет. Кто-то — что их слишком много. Я решил помочь вам выбрать интересное или открыть неизвестное в 2020 году.

Как настроен радар

Однозначно сказать, что сегодня входит в категорию MMO, а что — нет, сложно. Формальный подход заведёт нас в глухой лес сухого перечисления всего подряд и оставит в непроходимой чаще. Зачем составлять список, в котором легче потеряться, чем найти нужное?

Мне кажется, мы ищем MMO, чтобы встретить других людей и ощутить взаимное влияние. Этот простой критерий я и использовал в качестве первоначальной калибровки MMO-радара.

Дальше я ввёл 2020 год. В итоге получил новинки и те MMO, с которыми в этом году должно произойти что-то важное. Добавил пару старых, но очень интересных виртуальных миров, которые до сих пор не имеют аналогов. И получил итоговый список из 15 мест, где стоит побывать в 2020 году.

Чтобы помочь вам быстро сориентироваться в причинах моего выбора, я кратко описал их сразу после названия мира. Если мои доводы вас не убеждают, ничего страшного — смело двигайтесь дальше.

Карта

Ориентироваться всегда проще по карте. Поэтому я сделал набросок того, как увидел мой радар субъективную MMO-реальность. Добавил немного топонимов и  разделил виртуальные территории на Туманные Берега (новинки — справа) Старый Свет (уже вышедшие MMO — по центру) и Забытые Земли (уникальная классика — слева).

  NТУМАННЫЕ БЕРЕГА

Может показаться, что в 2020 году наступает полный штиль. Ни одна действительно большая MMO в это время не стартует. Ближайший запуск того, что мы привыкли считать полноценным представителем жанра по старой памяти — Dual Universe — случится во второй половине 2021 года.

Но если присмотреться внимательно, этот год может стать годом MMO-бума, в котором у вас попросту не хватит времени на то, чтобы попробовать каждую интересную многопользовательскую концепцию.

Всё благодаря тому, что дать действительно интересный опыт взаимодействия с множеством живых людей сегодня могут те игровые проекты, которые сосредоточились не на формальной вместительности для галочки, а на том, что именно будут делать люди вместе. 

New World

Самый яркий многопользовательский дебют 2020 года. Интересная механика контроля и развития территорий. PvP-осады и отражение PvE-нашествий. Защита своего дома, исследование мистических руин или тихая жизнь ремесленника. А может, всё это вместе.

Игра о совместной колонизации таинственного острова в альтернативной, но похожей на Землю конца XVI века вселенной. Холодное оружие встречается с огнестрельным. Суеверия — с уверенностью в себе. А желание жить новой жизнью — со старыми привычками людей. Около тысячи человек на одном острове будут разбираться со всем этим сообща.

Это первая заявка на лавры игростроителей от многомиллиардной Amazon. А значит, у проекта есть как достаточные ресурсы, так и избыточное желание перестраховываться. Чем всё закончится — не очень понятно, но жутко интересно.

Хотя New World находится в разработке уже пять лет, ещё несколько месяцев назад мало кто обращал на эту игру внимание. Казалось, она повторит печальную судьбу многих "выживалок": всплеск интереса на старте, затем хаос бесконтрольного PvP и стремительное вымирание специфической экосистемы "ганкбокса". Но осенью прошлого года, после анализа результатов альфа-тестирования, авторы New World решили существенно ограничить PvP-механики. Драться с другими игроками в открытом мире всё ещё можно, но только если обе стороны хотят этого.

PvP, тем не менее, осталось ключевой механикой контроля территорий. Если ваша компания объявила свои права на форт, тут уж не отвертишься от необходимости его защищать. Правда, из-за системы фракций, отобрать у вас территорию могут только официальные противники с двух других сторон. Да, вы верно поняли — здесь трёхсторонняя фракционная система. Вступать во фракции, впрочем, можно по своему желанию, уже освоившись в мире.

PvE здесь тоже может быть интересным. Нашествия на поселения игроков — не потешная атака монстров, которые, фактически, сами несут вам трофеи, а реальная опасность. Не сможете защитить свой форт — один уровень развития поселения будет потерян. Впрочем, не исключено, что будничное PvE будет сравнительно простым, чтобы никто не ушёл обиженным.

Боевая система здесь не предусматривает захвата цели, а значит, понадобится слаженность и хорошая координация действий игроков, как в PvP, так и в PvE.

Забот у владельца территории достаточно.

Дома — важная часть концепции New World. Все поселения здесь созданы заранее дизайнерами, имеют свой дух и атмосферу. Считается, что всё это было построено колонистами первой волны, которые не справились с местным проклятием, поэтому игроки расселяются в их домах, пытаясь не повторить ошибок предшественников и сохранять бдительность. Но всё же, за пределами легенды, жилище здесь — ваше место спокойствия в неспокойном мире. Дома также дают баффы и возможность быстрого возвращения из далёкого путешествия.

Управление и совместное развитие поселений — важная механика объединения локальных сообществ. Гильдии игроков, которые называются в New World компаниями, должны применять не только силу для захвата и удержания территории, но и мудрость в развитии поселения. Для этого у них есть возможность организовать городские проекты, которые будут улучшать определённые свойства поселения. Предполагается, что только при участии в городских проектах достаточного количества населения, их реально воплотить в жизнь.

Крафт в New World будет полезен как для исследования самых опасных частей острова, так и для обустройства домов. К тому же только те поселения, у которых достаточно развиты ремесленные мастерские, смогут поставлять действительно качественные товары.

Когда

Сейчас

Закрытый альфа-тест

14 февраля Amazon Games пригласили всех желающих подать заявку на альфа-тест, который проходит в закрытом режиме. Участников отбирают случайным образом.

Апрель 2020

Закрытый бета-тест

Для тех, кто сделал предзаказ игры, будет доступен бета-тест.

Май 2020

Старт проекта

Пока авторы уверены в сроках и настаивают на том, что New World выйдет в мае 2020.

2020 и дальше

Дальнейшее развитие

Предполагается, что New World будет развивать механики после старта проекта и выпускать дополнения.

Плюсы

Механика развития территории

Для развития территорий нужно привлекать жителей и заниматься городскими проектами сообща. Уровни поселения и их поддержание зависят от активности обычных игроков.

Интересное PvE

Стоит упомянуть не только нашествия монстров на поселения, но и общую организацию острова, больше похожего на организм, который борется за выживание. Пока это теория, но если у авторов получится, мы увидим большой шаг вперёд в PvE-механиках MMO, которые влияют на всех.

Красивый мир

Игра сделана на собственном движке Amazon — Lumberyard, а художники New World действительно постарались выжать из него максимум.

Минусы

Возможный упор на одиночную игру

Есть вероятность, что авторы захотят обеспечить все возможности для одиночек, чем резко сократят количество активностей, в которых вам реально нужна помощь других.

Бизнес-модель B2P + микротранзакции

Единоразовый платёж за многопользовательскую игру подразумевает поддержку серверов через микротранзакции. Пока это исключительно визуальные штуки, но ничего не мешает в будущем расширить микротранзакции и на геймплей.

Требования к качеству соединения

В случае плохого интернет-соединения, боевая система, которая предполагает самостоятельное прицеливание и позиционирование, может преподносить неприятные сюрпризы.

Eco 9.0

Симулятор совместной жизни на тесной и чуткой планете в этом году, благодаря многим переработанным механикам, станет совершенно новой игрой.

Можете мне не верить, но я считаю Eco полноценной MMO, несмотря на то, что серверы этой игры пока вмещают не больше 100 человек. Ведь даже если вы достигнете предела вместимости мира, все эти люди будут взаимодействовать и влиять на жизнь друг друга так, как ни в одной другой MMO.

Новая механика создания и развития государств изменит многие фундаментальные принципы игры, кооперации и взаимодействия. В какой-то степени, в игре появится невиданное нигде до этого социальное PvP. Чем всё это закончится, никто не знает, но точно будет интересно.

Снаружи Eco многим напоминает школьный урок с прописными истинами. Именно этим игра и отпугивает. Что конкретно нам непонятно? Что вырубать деревья плохо и бросать отходы под носом не годится? Не нужно устанавливать игру, чтобы это понять. И вы абсолютно правы. Вот только Eco совсем не об этом.

Экосистема — это куда более сложная вещь, чем заученный перечень элементарных норм.

Десятки экосистем вращаются вокруг нас — социальные, экономические, физические. Eco обо всём этом сразу, причём с такой степенью свободы, интерактивности и наглядных последствий, который не снился ни одной другой компьютерной игре.

Для тех, кто уже знаком с Eco, в 2020 году появится много принципиально новых механик.

Механика государств — теперь все прежние и многие новые возможности по организации сообщества нужно будет получать через строительство специальных зданий-представительств. Чем больше и качественнее здание, тем больше его влияние и зона действия. А первое, с чего начинается любое государство — Конституция, созданная идеями игроков и поддержанная голосами граждан. 

Государство начинается с Конституции.

Конкуренция государств — возможность основывать больше одного государства, у каждого из которых есть своя территория и граждане. Все принятые законы и основы конституции действуют в пределах территории государства.

Конструктор зданий — для тех, кто любит строительство, в Eco 9.0 появится намного больше возможностей, элементов и материалов.

Механика работы — новый подход к созданию предметов. Теперь любой станок запрашивает не только материалы, но и калории того, кто будет за ним работать. Это сильно затруднит создание автоматических линий с бесконечным производством.

Коллективные контракты — новый способ эффективного объединения людей, где каждый специалист может взяться за собственную часть глобального задания. Это огромный шаг вперёд в организации сообщества.

Обработка руды — в Eco 9.0 обработка руды станет намного более интересной и реалистичной. А ведь руда — основа производства в очень многих направлениях.

Новое дерево навыков — новая надежда игроков. Распределение специализаций между игроками — не самая сбалансированная часть Eco. В 9.0 нам обещают показать работу над прежними ошибками.

Опасные животные — в игре появятся волки, леопарды и крокодилы, которые могут на вас напасть. Будьте осторожны.

Авторы Eco не просто так ставят большие порядковые числа в конце новой версии. Со стартом 9.0 мы получим совершенно новую игру на всех уровнях — социальном, экономическом, политическом. Eco снова уйдёт в отрыв от всех остальных многопользовательских игр. А нам достанется уникальный игровой опыт.

Когда

Весна 2020

Старт 9.0

В этот момент мы должны получить большинство новых механик.

Лето 2020

Конкуренция государств

То, чего ждут многие — возможность создавать полноценные конкурирующие государства, появится немного позже.

От 2020 и до бесконечности

Дальнейшее развите Eco

Авторы называют Eco "Forever Game" и планируют развивать проект многие годы. Среди прочего рассматривается возможность запуска полномасштабной, долгосрочной MMO.

Плюсы

Социальные механики

Больше нигде вы не найдёте таких возможностей в организации локального сообщества и его участия в жизни мира. Ваши законы. Ваша экономика. Ваши задания. Ваши цели.

Разнообразие мирной деятельности

Возможность исследовать и изменять мир, строить дома, фермы, шахты, дороги и города. Развивать целые отрасли, торговать нужным, создавать контракты для других игроков.

Необычное PvP

PvP — это необязательно про "убил". В Eco 9.0 появится возможность сражаться за умы жителей игрового мира. Привлекать их в своё государство и быть лучше конкурентов.

Минусы

Ограниченная сессия

Из-за технологического прогресса, который заложен в идею развития мира, игроки здесь рано или поздно добираются до последней точки развития. Многими это воспринимается как конец игры.

Нестабильное сообщество

У игроков есть возможность запускать собственные серверы, и их сотни. Каждый пытается привлечь к себе игроков, а игроки больше всего любят начинать сначала.

Проблемы с производительностью

Из-за множества возможностей и полной видоизменяемости мира у Eco есть проблемы с производительностью, которые пока не решены.

Book of Travels

Камерная MMO про расслабленное путешествие и созерцание потаённых уголков красивого мира с перерывами на дневной сон и коллективное чаепитие.

Жанр постепенно взрослеет. И вот уже появляются идеи, которые обыгрывают не привычную героическую сагу, но что-то куда более камерное. А значит, настоящее.

Книга Странствий сосредоточена на вашем собственном путешествии в удивительном мире, где старые технологии перемешаны с чем-то загадочным. Старые железные дороги и пароходы перемещают людей из пункта А в пункт Б сравнительно быстро, хотя и шумно. Тем временем магия пытается укрыться в неприметных местах. Её придётся отыскать. А может, скрытая магия обнаружится внутри вас в момент, когда вы встретитесь с новым открытием. Или с новым попутчиком.

С помощью специального художественного стиля авторы хотят погрузить нас внутрь книжных иллюстраций, где каждая деталь создана с любовью и вниманием. Но это внешняя сторона. Внутри авторского замысла находится желание передать саму суть путешествий, которая не только в созерцании красот, но и во встречах с новыми людьми.

Для того, чтобы каждая встреча с живым человеком была здесь значимой, создатели Book of Travels намеренно ограничивают количество путешественников в конкретном мире до пары десятков. При этом предлагают большое разнообразие в выборе внешнего вида вашего аватара, чтобы образ каждого путешественника хорошо откладывался в памяти других.

В Книге Странствий нет чата. Вместо слов путешественники будут применять образы для коммуникации. Чем больше мест, людей и событий игрок встречает на своём пути, тем больше его "словарный запас".

Может показаться, что в этом мире не предусмотрены сражения. Но это не так. Опасностей в Книге Странствий хватает. Чтобы справиться с ними, вам понадобится как поддержка других игроков, так и особая магия. 

Этот корабль не поплывёт без одновременных действий трёх путешественников.

Ещё один необычный элемент игры — магические умения. Они сплетаются из узелков различной формы и предназначения. То есть буквально — узел, завязанный определённым образом, даёт конкретный эффект. Например, "свет", "дым" или "лагерь". Далеко не все "заклинания" будут нести вред или обеспечивать защиту, но они точно будут по-своему полезны в путешествии.

Важное место в Книге Странствий занимает... отдых. Да-да: коллективные чайные церемонии или даже размеренный дневной сон, внутри которого вы можете отправиться в особенное путешествие, здесь в порядке вещей.

И, наконец, намеренно коллективные механики — действия, в которых вам не обойтись без помощи других. Их будет довольно много, и они условно разделены на "магические", "физические", "социальные" и "механические".

Перед нами ещё один пример формального непопадания в жанр "массового онлайна", но при этом такого внимания к мелочам именно в вопросах взаимодействия между людьми, что пропустить подобное событие настоящим любителям необычных MMO было бы странно.

Когда

Май 2020

Первый бета-тест

В этот период все те, кто поддержал Book of Travels на кикстартере, смогут принять участие в первом бета-тестировании.

Июнь 2020

Второй бета-тест

По результатам майского бета-теста в игру планируют внести изменения и исправления, после чего запустят повторное бета-тестирование.

Октябрь 2020

Старт "раннего доступа" в Steam

В октябре 2020 года игра должна стартовать в Steam в режие "раннего доступа".

Следующие пять лет

Развитие проекта

Авторы предполагают не менее пяти лет поддерживать развитие Book of Travels.

Плюсы

Новый подход к взаимодействию

Не всегда авторы MMO задумываются, зачем собирают людей вместе. Ещё реже они отходят от шаблонов. В Book of Travels есть и понимание предназначения, и своя свежая идея.

Ставка на неспешность

Возможно, впервые нам прямо говорят, что в игре важно расслабиться и никуда не спешить. Сделано это не только на словах, но и поддержано механиками: чаепития, сон, собирательство.

Качественное взаимодействие

Игру легко обвинить в том, что она не MMO, но редко в какой онлайновой игре уделяется столько внимания качеству и атмосфере взаимодействия между живыми участниками.

Минусы

Ограничение онлайна

Кого-то может закономерно отпугнуть выбранное авторами ограничение количества игроков на один игровой мир: несколько десятков человек.

Исследовательский контент не для всех

Некоторые люди отказываются считать геймплеем саму возможность созерцать и выискивать детали в потаённых уголках игровых иллюстраций. А здесь этого будет довольно много.

Невнятная бизнес-модель

Даже если вы влюбитесь в этот мир и вдохновитесь желанием авторов развивать его многие годы, пока непонятно, как они собираются это делать, взяв у нас деньги всего один раз, причём деньги небольшие.

Starbase

Космический мир роботов, которым нечего терять, кроме своих болтов. Если делать настоящую PvP-MMO, то делать её весёлой и полностью разрушаемой. Но до этого игрокам придётся почти всё создать с нуля.

Со времён Team Fortress 2 меня не покидает мысль о том, что хорошее PvP должно быть весёлым. Именно поэтому мне нравится концепция Starbase. Главные действующие лица здесь — человекообразные роботы, которым нипочём безвоздушное пространство, оторванные манипуляторы и разлетающиеся части космической станции.

Шведская компания FrozenByte, известная прекрасной серией игр Trine, пять лет втайне разрабатывала собственный движок для Starbase, чтобы воплотить в жизнь мир, в котором возможно самое безбашенное PvP. До атомов.

С высокой вероятностью Starbase будет тем, что называют "ганкбокс" — местом вечной войны и охоты за всем, что движется. В крайнем случае — дрейфует. Но сам процесс вырисовывается настолько захватывающим, что именно он, а не банальное издевательство над слабыми или зазевавшимися, может стать главной фишкой проекта. Поэтому потенциально акценты могут сместиться. Но это не точно.

Впрочем, мир Starbase не так жесток, как может показаться на первый взгляд. Игра ничинается в безопасной зоне Mega Station, где игроки могут освоиться, взять начальные задания и даже арендовать пространство для развития собственной части станции по своему конструкторскому вкусу.

В игре также будет страховка имущества, которая, по слухам, может вернуть даже потерянную конструкцию.

Хотя в Starbase будут две NPC-фракции, в которые могут вступать игроки, фракционная система очень гибкая и ориентирована, прежде всего, на пользовательские сообщества. Они состоят из корпораций — аналогов привычных гильдий. В будущем пользовательские фракции смогут создавать свои собственные безопасные зоны.

Боевая система предусматривает разрушение чего угодно при наличии достаточной огневой мощи. Панели простреливаются, конструкции разлетаются на куски, двигатели уходят в отрыв. В игре есть большое количество очень интересного оружия.

Конструирование и ремонт в Starbase заслуживают отдельного внимания. Создание любой конструкции — это тщательная комбинация элементов и даже их скрепление при помощи болтов.

Вся игра разворачивется на едином сервере под контролем разработчиков.

Когда

Весна 2020

Альфа-тест

Выход игры в "ранний доступ" напрямую зависит от результатов альфа-теста. Поэтому разработчики не решаются назвать дату старта "раннего доступа". Впрочем, дату альфа-теста они тоже пока не называют. Я привожу очень приблизительные сроки.

Осень 2020

Запуск "раннего доступа" в Steam

Ещё более приблизительная дата. Но с учётом того, что во FrozenByte изначально планировали запуск "раннего доступа" осенью 2019 года, дальше отступать некуда.

2021-2022

Доведение игры до готовности

Авторы отводят два года после старта "раннего доступа" на добавление тех возможностей, которые они задумали. После этого будет окончательный запуск проекта и дальнейшее его развитие.

Плюсы

Массовое PvP с юмором

Преображение игроков в забавных роботов превращает смерть в простую поломку. А сквозящий во всём юмор подсказывает, что роботы не столько воюют, сколько экспериментируют с подручными средствами посреди космоса. Кажется, будет весело.

Впечатляющее конструирование

Возможностями конструирования сегодня никого не удивить. Но Starbase попытается. И у неё действительно может получиться.

Крутая команда и собственный движок

Пять лет разработки втайне. Шестьдесят человек, занятых исключительно работой над Starbase. Из них 14 дизайнеров, 19 программистов и 10 художников. Должно получиться.

Минусы

Риски ганкбокса

Пока я смотрю ролики от разработчиков, меня покоряет их по-хорошему легкомысленное отношение к происходящему. Но реальную атмосферу в игре создают игроки. Проникнется большинство настроем авторов или нет, неизвестно.

Отсутствие долгосрочных целей

У легкомысленного отношения к происходящему есть и обратная сторона. Как долго будет интересно проводить боевые эксперименты без глобальных целей? И не станет ли заменой им простая человеческая ненависть, неведомая роботам?

Last Oasis

Верблюды больше не "корабли пустыни". Теперь их место заняли шагающие машины, предназначенные для кочевой жизни в поисках последнего оазиса на планете, у которой только небольшая часть поверхности пригодна для жизни.

По всем внешним характеристикам Last Oasis подходит под определение "выживача". Но авторы буквально несколькими штрихами в основании игровой концепции сделали важные изменения, которые привлекают к себе внимание. Речь о необходимости крупным боевым сообществам периодически мигрировать и при этом обеспечивать на территории временной стоянки защиту всем жителям оазиса.

Но пусть вас не обманывает описание внешних стимулов: в сути игровой задумки лежит эстетика раскачивающихся на деревянных ногах кораблей, никогда не видевших большую воду. Если совместное путешествие на их палубе, вглядывание в горизонт в ожидании опасности и напряжённые бои вас не привлекают, просто проходите мимо. Но если что-то внутри вас при виде странных шагоходов колыхнулось, Last Oasis может стать интересным опытом.

Ещё один потенциальный претендент на звание "ганкбокс-2020" действительно старается избежать попадания в эту номинацию. Не факт, что получится, но их домашняя работа над распространёнными ошибками игр со свободным PvP вызывает уважение.

У местной планеты особые природные условия: суточный цикл (оборот вокруг собственной оси) здесь равен годичному (оборот вокруг звезды), из-за чего на поверхности происходит экстремальное. Часть планеты, обращённая к солнцу, выгорает до состояния безжизненной пустыни, а та, что находится в тени, успевает сильно замёрзнуть. Поэтому жизнь возможна только в небольших секторах на границе света и тени. Проблема, как вы понимаете, в том, что такой сектор постоянно движется по поверхности.

Предлагаю не вдаваться в вопросы реалистичности существования жизни в таких странных условиях. Примем эти законы как данность, тем более, что они создают интересную игровую атмосферу и объясняют широкое применение в этом мире "шагающих домов" — необходимость совмещать жизнь с постоянным движением.

Клан, который контролирует территорию оазиса, не может на ней закрепиться и заскучать, после чего обычно начинается самая неприятная часть подобных игр в виде издевательств над случайными обитателями. Любой оазис здесь относительно быстро придёт в упадок из-за движения терминатора, и хозяевам придётся переезжать в новое место. С прежней репутацией.

Тот, кто контролирует оазис, автоматически получает ресурсы в своё хранилище, когда любой игрок на территории оазиса занимается добычей. Важно то, что это работает не как налог для собирателя, а как бонус для владельца. То есть игрок не сможет получать больше ресурсов, если у территории нет хозяев. Но хозяева, благодаря такому бонусу, должны быть заинтересованы в привлечении игроков и создании для них комфортных условий.

И тут снова стоит вспомнить, что главное в этой игре — не сбор ресурсов и не бегство от движущегося природного катаклизма, а шагающие штуковины, стрельба бортовыми орудиями, скрип шпангоутов и абордажные крюки. Всё остальное — как повезёт.

Когда

Весна 2020

Тестирование

Тестирование в разных формах проходит с января и продлится всю весну.

Лето 2020

Выход в режиме "раннего доступа"

Несмотря на то, что авторы всё ещё планируют запустить "ранний доступ" весной, лето выглядит более реалистичным сроком.

Плюсы

Неповторимые шагоходы

Эстетика местных шагоходов действительно впечатляет. От очень интересных форм до раскачивания и стабилизации при помощи небольших парусиновых крыльев. Атмосфера мира прекрасно подчёркивает их необходимость.

Контроль и защита территории

Важные стимулы по привлечению игроков на свою территорию и необходимость их защищать. Здесь может появиться экономический смысл сражаться против ганкеров и патрулировать территорию.

Корабельная романтика без моря

Любопытное совмещение романтики совместного или одиночного путешествия и боёв на палубе корабля с детализированной окружающей природой вместо абстрактных волн или облаков. Даже просто перемещаться в таких условиях интересно.

Минусы

Ещё одна "игра про пиратов"?

Некоторые из нас помнят, во что превратилось "Море Воров", только потому, что геймплей там был сосредоточен на пиратской тематике, которая во многом определила модель поведения большинства игроков.

Слишком близко к "выживалке"

Рассмотреть в Last Oasis MMO, благодаря контролю территорий, социальным отношениям и кластерной системе миров, конечно, хочется. Но необязательно у игры это получится на деле.

Crowfall

Игра, которая испугалась быть MMO, но не захотела быть MOBA, зависнув где-то посередине. Интересные игровые находки и стильная графика сочетаются здесь с ужасной бизнес-моделью.

Идея Crowfall состоит в том, чтобы организовать PvP-сессии разной длины, но сделать это под куполом общего мира, куда можно выносить трофеи и расставлять их на всеобщее обозрение. Проблема Crowfall заключается в том, что все эти трофеи можно было купить в игровом магазине за много лет до выхода игры. Да и после выхода тоже можно будет. В чём смысл? Я не знаю. Но обойти вниманием намеченный на 2020 год запуск проекта было бы необъективно.

Главная особенность Crowfall — это миры-кампании. Эдакая "сессия на стероидах", в которой и карта такая, что на ней поместится три цитадели, двенадцать фортов, а также несколько сотен небольших стратегических точек, и времени бои на ней займут несколько месяцев. То есть спать пойти всё же придётся.

В момент, когда стартовала разработка Crowfall, фраза "Зима близко" была очень популярной, а параллели с Игрой Престолов — логичным эмоциональным зарядом. Но вот сериал постепенно растворяется в памяти людей, а Зима и Голод в мирах-кампаниях Crowfall всё ещё ждут своего часа.

Главная игровая кампания в Crowfall постепенно меняет условия окружающей среды. Начинается всё с нежной весны, благосклонной к новичкам, а закачивается суровой зимой, к которой местные монстры становятся совсем уж дикими и необузданными.

На фоне растущей недружелюбности окружения, игроки и сами обмениваются недобрыми намерениями в желании выйти из затянувшейся сессии победителями. Хотя авторы настаивают на том, что структура такой сессии может быть свободной, судя по трём основным укреплениям в основе игровой карты, они хотят любое противостояние привести к более-менее сбалансированному трёхстороннему PvP.

Учитывая, что титульная игровая сессия будет занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, для фортификационных укреплений там ввели "окна уязвимости", которые будут приходиться на удобное для игроков время. Смешно, но в итоге мы получим сессию внутри сессии. И всё же это лучше, чем осознание того факта, что как только ты пойдёшь спать, твои сооружения может атаковать противник.

Итогом всего этого противостояния, помимо предположительного удовольствия от процесса, станет возможность вынести часть накопленных ресурсов, потратив их на расширение и улучшение своего королевства. Звучит как неплохая долгосрочная цель. Если не заглядывать в игровой магазин, где всё это можно просто купить за деньги.

Когда

Весна 2020

Закрытый бета-тест

Закрытый бета-тест обещан в первом квартале 2020 года, но может несколько задержаться.

Конец 2020

Запуск проекта

Авторы в специальном пресс-релизе взяли на себя обязательства запустить Crowfall в этом году, а я взял на себя смелость поверить им. Но раньше конца года чуда не ожидаю.

Плюсы

Динамичное и разнообразное PvP

В Crowfall бестаргетная боевая система, которая даёт очень интересный эффект в массовых баталиях. Она заставляет всех участников постоянно двигаться и не даёт возможности сфокусировать огонь на конкретной цели.

Сессионный Эксперимент

При всех вопросах к эксперименту с сессиями, должен признать, что посмотреть на него интересно. Любой подход имеет свои сильные и слабые стороны. В Crowfall действительно пытаются придумать, как обеспечить долгосрочный интерес при сессионной игровой структуре.

Красота

Мир Crowfall получился буквально генератором скриншотов. Разработчики ещё два года назад без труда снимали отличное видео и делали массу красивых снимков.

Минусы

Совершенно безумная бизнес-модель

Дело не только в том, что вам пытаются продать любые достижения, которые предполагается зарабатывать игровым путём. За игру придётся сначала разово заплатить, затем оплачивать VIP-статус, затем платить за расширение инвентаря и подобные "удобства", и, наконец, косметические предметы тоже нужно будет покупать в игровом магазине. Crowfall — это памятник монетизационному безумию.

Демотивирующая сессионность

Во время тестирования обнаружилась закономерная проблема — игроки не хотят присоединяться к сессионной кампании на средних и поздних этапах. И это на фоне того, что проигрывающая сторона тоже предпочитает закончить бой до завершения таймера сессии. При всей механике времён года, это может привести к тому, что исход противостояния будет решаться в первые дни, максимум — недели.

СТАРЫЙ СВЕТ

Дальше речь пойдёт об известных вам MMO-территориях, к которым есть явный повод вернуться в 2020 году. Поэтому обойдёмся без подробного знакомства, скриншотов и плюсов с минусами. Вы их знаете.

The Elder Scrolls Online

Русская локализация и выход Dark Heart of Skyrim.

В 2020 году в ESO должна появиться официальная русская локализация. В проекте, который ориентирован на сюжет, сложно переоценить значение качественного перевода. К тому же на весь 2020 год запланировно большое обновление "Dark Heart of Skyrim", которое будет выходить по частям. Пролог в виде набора подземелий "Harrowstorm" вышло 24 февраля. Большое дополнение "Greymoor" выйдет 15 мая.

Mobirise
Mobirise

Archeage: Unchained

Возможность окунуться в Archeage без навязчивой монетизации.

Запуск Archeage: Unchained состоялся осенью 2019 года. Но во многом потому, что это было полной неожиданностью, когда никто уже не надеялся увидеть эту MMO без ужасного игрового магазина, мне кажется важным обратить ваше внимание на этот проект в 2020 году. Кто знает, как долго будет доступна такая возможность?

Black Desert Online

Развитие классов, свободное музицирование Шайи и расширение мира.

Авторы Black Desert продолжат делать то, что у них хорошо получается — дополнять мир великолепными локациями, вводить новые игровые активности, занимать игроков новыми классами и развитием старых. У Шайи появится возможность исполнять собственную музыку. В игру добавят локацию Одиллита и остров Пафуакриния, где игроки смогут буквально влезть в шкуру героев, противостоящих друг другу в локальном конфликте.

Mobirise
Mobirise

World of Warcraft

Выход дополнения Shadowlands и возможное развитие WoW:Classic сохранит интерес к этой MMO.

После анонса Shadowlands мнения игроков разделились, но выход обновления, как обычно, хотя бы немного объединит их при помощи здорового любопытства. Уютный загробный мир с ковенантами и переполовиниванием счётчика уровней будет ждать всех летом этого года. А эльфы восьмидесятого уровня снова станут легендой. Параллельно продолжается развитие WoW: Classic.

Albion Online

Вышло обновление "Queen" — крупнейшее за всю историю этой MMO.

Можно соглашаться или не соглашаться с бизнес-моделью и акцентами в геймплее Albion Online, но нельзя не признать, что Sandbox Interactive всё это время ведёт большую работу по развитию своей MMO. Дополнение, которое вышло в феврале 2020, во-первых, полностью изменило большую часть игровой карты и принципы контроля территорий, во-вторых, в игре появились гильдейские убежища с интересной механикой их развития.

Mobirise
Mobirise

No Man's Sky

Hello Games продолжает взрывать мозг поклонникам и обещает активное развитие вселенной в 2020 году.

Тот случай, когда мы понятия не имеем, что будет дальше, и это прекрасно. Ведь как можно было предугадать появление 19 февраля живых космических кораблей, которые нужно выращивать из яйца и продолжать растить, снабжая новыми био-находками? Как такое вообще можно было представить?

Добавление в 2019 году полноценного мультиплеера также позволит в 2020 исследовать и обживать эту развивающуюся вселенную сообща.

Elite: Dangerous

Появление кораблей класса Fleet Carrier может сделать вашу игру действительно коллективной.

Геймплей Elite: Dangerous так устроен, что многое в нём крутится вокруг конкретного пилота. Личный прогресс, личный парк кораблей, личные задания. И хотя в игре уже появились корабли для экипажа, а некоторые новые механики явно учитывают возможность заниматься ими вместе, именно корабли-носители могут стать критической точкой появления в игре долгосрочного коллективного геймплея. Fleet Carrier делает прыжки на 500 световых лет, имеет восемь полноценных доков и при помощи дополнительных модулей может специализироваться на исследовании космоса, добыче руды или боевых заданиях.

Mobirise

ЗАБЫТЫЕ ЗЕМЛИ

Если ничего из перечисленного вас не заинтересовало или пока не вышло, есть ещё одна категория миров, к которым стоит присмотреться внимательно. Это MMO с уникальными механиками, которые так и не получили развития где-нибудь ещё, а иногда были даже попросту убиты самими создателями. Некоторые из них бережно поддерживаются энтузиастами. Другие — усердно реанимируются. Но главное — там вы можете найти то, что не найдёте сегодня нигде больше. Именно поэтому я хотел бы рассказать о них подробнее.

Ryzom

Уникальная вселенная, от которой отказались авторы, но энтузиасты получили официальное право её поддерживать и развивать. Устаревшая графика компенсируется вниманием к мелочам, интересными игровыми механиками и физической необходимостью играть вместе.

О Ryzom сложно рассказывать, но его легко почувствовать, стоит вам туда только попасть. Локации полностью преображаются в зависимости от времени года, живность ведёт себя вполне реалистично — хищники охотятся на травоядных, травоядные мигрируют стадами, небольшие любопытные зверьки могут подбежать к вам и начать рассматривать. Многие животные обладают особыми свойствами и умениями, а охота на них — дело хотя и непростое, но приносящее множество полезных ресурсов. Впрочем, кроме зимы, весны, лета и осени, здесь больше нет ничего привычного.

Одна только технология поиска и добычи полезных ископаемых со множеством параметров, на которые можно влиять, сведёт с ума среднестатистического современного игрока в MMO. А ведь в Ryzom можно детально настраивать любое умение: боевое, крафтовое, магическое, добывающее. И это не говоря о том, что залежи полезных материалов меняются в зависимости от времени года, погоды и даже дневного цикла.

Вся экипировка в игре создаётся исключительно ремесленниками. При этом детальная комбинация материалов  влияет на различные характеристики. Крафт здесь — огромный полигон для исследования. Не меньше, чем добыча материалов.

Примерно на четвёртом обучающем задании, независимо от выбранной специализации, NPC сообщит вам, что вам понадобятся другие живые игроки. В одиночку, мол, не справиться. Вы можете проигнорировать этот совет. Но после одного-двух возрождений в лагере поймёте, что NPC был прав. Другие живые игроки здесь не просто полезны. Они необходимы.

Живая планета Атис

Если вы спросите, о чём Ryzom, самым точным ответом будет, наверное: "О познании мира". Весь сбор материалов, создание экипировки, развитие умений и объединение с другими игроками нужно для того, чтобы открыть для себя тайны живой планеты.

Главной тайной здесь остаётся подземная часть — Prime Roots. Это самые тяжёлые, но и самые интересные локации в игре, для исследования которых вам нужна надёжная команда соратников и самая лучшая экипировка.

Mobirise

Атис — планета-растение. Есть здесь и обычная растительность, но именно исполинская флора сформировала всю структуру мира. Огромные ветви уходят далеко в небо, а корни создали особые подземные пространства.

В Ryzom нет множества привычных способов самоутверждения в MMO. А PvP здесь исключительно по желанию обеих сторон. Главное, чего вы можете достичь здесь — узнать мир лучше и стать в какой-то степени его частью.

Хотя я совсем не специалист в Ryzom, мне показалось, что комфортным режимом игры здесь могут быть совместные действия в паре или небольшой компанией. К слову, нигде я не встречал настолько дружелюбного игрового сообщества, готового прийти на помощь в любой момент.

Ryzom продолжает развиваться, пускай и неспешно. Так что не стоит воспринимать эту MMO, как исключительно археологическую находку. Но печать времени на ней всё же чувствуется. И это нужно учитывать.

Ради чего играть?

Исследование мира

Необычный мир заслуживает того, чтобы его изучать. Вы не найдёте здесь практически ничего из того, что видели в других MMO. Каждый монстр, каждое растение, каждая локация заставляет восхищаться фантазией художников.  

Конструирование

Любое умение в игре можно усилить и наделить его дополнительными свойствами. Характеристики изделий, которые вы создаёте, напрямую зависят от материлов, которые вы или ваши друзья добыли.

Взаимодействие

Другие люди вам здесь действительно нужны. Прежде всего, в путешествиях и исследовании пространства. Но также в добыче материалов и создании экипировки. Верно и обратное — вы тоже нужны людям.

Star Wars Galaxies

Пока о реконструкции закрытых MMO в специальных музеях только мечтают, энтузиасты предлагают тем, кто не успел на ушедший поезд, окунуться в легендарную MMO, у которой до сих пор нет аналогов.

У серверных эмуляторов есть одна особенность — они развиваются медленно. Проект swgemu.com был создан практически сразу после того, как в официальной Star Wars Galaxies произошли изменения, которые привели к глобальному исходу игроков. Люди были шокированы тем, что их любимые игровые механики удалены или сильно упрощены. Именно тогда, в 2005 году, группа людей решила не унывать и воссоздать любимую MMO.

1 февраля 2020 года, после почти пятнадцати лет работы, коллектив проекта заявил, что они достигли намеченной цели — завершили этап разработки preNGE-SWG и переходят к этапу тестирования. Вот почему 2020 год неожиданно может стать временем второго расцвета Star Wars Galaxies. Ведь команда собирается наконец-то запустить полноценный игровой мир SWG с нуля.

Чудес не бывает — перед нами игра с устаревшей графикой, поэтому не стоит ждать от неё визуального наслаждения. Но, как утверждают все те, кто играл и продолжает играть в эту MMO, до сегодняшнего дня так и не появилось настолько же интересного и по-хорошему сложного виртуального мира, изучению которого можно посвятить многие годы.

Дерево специализаций

Я уверен в том, что ключом к действительно качественному взаимодействию в любой MMO становится специализация. Ведь если ваш персонаж умеет всё, вы просто не будете нуждаться в других игроках.

Star Wars Galaxies представляет большое количество профессий, многие из которых до сих пор не имеют аналогов во всём жанре. Например, Entertainer — абсолютно мирная профессия, представители которой четырьмя доступными специализациями и их сочетанием могут быть незаменимыми для других игроков.

Более классическая ремесленная деятельность здесь имеет, к примеру, восемь специализаций.

Mobirise

Я не гожусь в проводники мира Star Wars Galaxies. Для этого мне катастрофически не хватает знаний изнутри. Я всё ещё смотрю на этот проект как сторонний, но очень заинтересованный наблюдатель. В своё время мне не повезло — я прошёл мимо настоящей SWG. И в какой-то степени повезло, потому что я не стал живым свидетелем разрушения этой MMO руками самих владельцев.

Но теперь перед нами уникальная ситуация — пятнадцать лет труда энтузиастов по созданию полноценного сервера оригинальной Star Wars Galaxies вот-вот должны принести плоды. Собственно, играть и познавать механики практически законченной версии этой замечательной MMO можно прямо сейчас. Просто нужно понимать, что многие ждут запуска живого мира SWG с нуля.

Авторы готовы развивать игру и идеи оригинальной версии дальше. А игроки готовы погрузиться в этот странный, но в чём-то прекрасный пространственно-временной эксперимент.

Ради чего играть?

Жизнь в мире Star Wars

Уникальная возможность не промчаться по декорациям, а именно пожить в знаменитой вселенной. Ощутить себя её частью. Написать собственную историю. Вырастить питомца. Построить дом со своей лавкой. Организовать новый город.

Лучший крафт в MMO

Всё, что связано с созданием экипировки, различных устройств и даже домов в Star Wars Galaxies до сих пор считается недостижимой для других MMO вершиной. Так почему бы не попробовать туда вскарабкаться?

Коллективное PvE

Снова сужу с чужих слов, но, похоже, у SWG есть ещё одна скрытая сила — здесь важно заниматься PvE. Причём часто для этого нужно много людей. Дело не только в целенаправленной охоте, но и охране старательских экспедиций, а также других активностях.

В итоге в зоне действия моего MMO-радара оказались пятнадцать MMO-миров. Большое спасибо ky0uraku за помощь в редактуре и идеи с топонимами для карты. Я прошу прощения у тех, чьи любимые MMO не попали в этот список. Возможно, сроки выхода каких-то новых MMO будут перенесены, а информация о каких-то деталях с момента публикации этого текста может измениться. Но что поделать — это просто сумма сигналов, которые я получил здесь и сейчас. Я хотел собрать то, что мне известно, узнать побольше о том, о чём известно мало, и дать вам повод смотреть в 2020 год с оптимизмом, чтобы продолжать верить в MMO. Оно того стоит.

Всё благодаря вам!

Этот материал вышел исключительно благодаря достижению финансовой цели нашей ежемесячной Patreon-кампании. Спасибо всем тем замечательным людям, которые поддерживают наш проект.

Пожалуйста, оцените и прокомментируйте текст

Текст специально создан на отдельной странице для удобства чтения и эффекта погружения. Будет здорово, если вы оцените его в рамках нашего проекта и поучаствуете там в обсуждении.

mmozg.net

Все об онлайновых виртуальных мирах для тех, кто не боится размышлять.

Мы ориентируемся на взрослую аудиторию любителей MMO. Здесь каждый может поделиться своими впечатлениями о любимом мире, мыслями о тенденциях в жанре, идеями о том, как сделать лучше, и рассуждениями о нас - игроках.