avatar
Мне не кажется это удачным примером. Не очень понимаю, к чему он. Болезни и стихийные бедствия вообще в большинстве своем сторонние факторы.
Болезни — да, сторонние, пандемии — нет.
Одной из причин пандемий стало компактное проживание людей в крупных поселениях — то самое усложнение прежней системы.
Другая причина — массовая антисанитария в этих поселениях, то есть — полная неподготовленность более сложной системы размещения людей к борьбе с необычными угрозами.

суть проблемы в том, что с ростом сложности системы определить погрешность(то есть последствия небольшой ошибки)невозможно.
Да, так.
Но решать эту проблему средствами развлекательной индустрии — это очень странно.
Это вопросы безопасности, устойчивости и дублирования средств жизнеобеспечения, логистики, контроля и прогнозирования, и тп. — всё это давно и успешно развивается. И говорить, что интерактивность присутствует только в играх — как минимум странно. Есть разнообразные тренажёры, есть системы виртуального моделирования самых разных процессов, системы прогнозирования и сравнения эффективности таких систем.

Что ещё любопытно — как на массовость и популярность игр смотрят спецслужбы и специалисты по пропаганде ;)
Телевидение освоено ими практически полностью, с трудом представляется вариант, когда развитие основного конкурента телевидению не пытаются брать под контроль.
avatar
Сейчас вы перечислили Landmark и Starbound, ни один из которых даже близко не ММО.
Landmark — ММО, но главное, что это пре-альфа для EQN.
Что получится из Starbound пока не понятно, но при возможности делать сервер на 50 человек — с ПвП, при желании с фуллутом и перманентной смертью, — это уже не кооператив.
Вам эта ситуация действительно не напоминает человечество, вернувшееся в каменный век в антураже небоскребов прошлого? :)
Нет. Небоскрёбы — жилые, там работают коммунальные системы.
LA2, EVE и WoW живы и прибыльны, как и LA1.
Как и SWTOR, Tera, Rift и прочие.
Говорят, даже UO и оба EQ :)

Если проводить аналогию с городом (небоскрёбы), то я вижу как вокруг нескольких первых башен (замков?) выросли неловкие их клоны, а снаружи их всё больше облепляют ещё сельские, но пытающиеся брать пример со «старших», мелкие постройки — кооперативы.
Это не конец, это начало :)
avatar
А мне вспомнилась паника при блэкаутах)
Паника это мелочи, людей можно быстро успокоить.
Настаиваю, проблема в канализации! ;)
Насосы без электричества не работают, 4-5 дней в жару и начнётся эпидемия.

И чем сложнее и навороченней система, тем больше различных неприятностей с ней может произойти и тем сложнее ее будет восстанавливать. Скорее всего, в какой-то момент с этой сложностью вообще не получится справиться.
Люди уже проходили это — пандемии.
Делали выводы, принимали меры.
Что интересно, с одной стороны меры выглядят как снижение количества паразитов, о которых тут и говорится, а с другой стороны, фармацевтика одно из наиболее прибыльных видов деятельности, сравнимый с нелегальным оборотом наркотиков.
avatar
Делают столько всего интересного, что считать нынешнюю ситуацию концом света просто не представляю возможным.


Окей. :)

У меня эта фраза не случайно шла не после Landmark-Starbound, а после синглы/кооперативы :)
Имхо, сейчас отрабатывают новые механики взаимодействия с игровым миром.
Плюс, активно идёт движение в сторону user generated content.
В том числе и такого, о котором в обсуждаемом видео говорит Орловский (как раз — Landmark).
Да, массово это ещё не в ММО, пока только отдельные робкие элементы.
Но тем оно и интересней для меня.
avatar
Не понимаю, что тут гадать? :)
Гадать — есть ли у Орловского единомышленники в этом вопросе или он один такой.

И это. Наша. Единственная. Надежда. Сегодня. Кроме Евы и Вова, которым тоже примерно столько же. Не конец света? Нет?
Когда вышла L2 я увлёкся игрой в Сферу, а потом плавно перешёл на WoW, так что L2C для меня вообще интересна только как повод помечтать о ванилла-сервере от Близзарда.
В Еву играть не хочется совсем — не рождён я летать ;)
WoW с выхода Катаклизма огорчает всё больше, видимо отменю подписку сразу после релиза WoD.
Нет у меня надежд.

Есть игры, которые интересны.
Landmark и вроде как разрабатываемый EQN (если его не отменят как Титана и WoD от CCP).
Starbound — очень интересно, что получится после релиза на наиболее массовых серверах.
Сейчас планомерно знакомлюсь с играми (синглы/кооперативы), использующими процедурную генерацию и/или имеющими возможности строительства/терраморфинга. Более чем уверен, что всё это будет активно использоваться в ММО.

Делают столько всего интересного, что считать нынешнюю ситуацию концом света просто не представляю возможным.
avatar
Ну и пример с багами в программе мне понравился, действительно самый понятный.
В этом примере цепочка заканчивается заражением новым вирусом — вполне себе апокалипсис в духе Resident Evil :)

Невозможность контролировать ситуацию в условиях мегаполисов — вполне себе конец света. Достаточно перестать контролировать канализацию ;) Это даже не говоря про ядерные технологии, без контроля которых тоже станет печально.
avatar
очень рекомендую найти время и послушать
Послушал.
Теперь интересно, про миссию игропрома — это его очень личное восприятие ситуации или же такое настроение является массовым среди разработчиков?

В целом, выглядит как очередной рассказ про конец света.
Во времена моего детства подобное рассказывалось про ядерное оружие: автоматизированные системы для ответного удара, небольшой сбой в системе и человеческая цивилизация уничтожена.
Потом были астероиды, Biohazard и регулярные религиозные откровения.
Теперь вот сингулярность.

Это я не к тому, что Орловский во всём не прав :)
Когда он рассказывает о тенденциях в индустрии — очень интересно.
А вот в тех местах, где про глобальную миссию — как он сам говорит про неприятие VR-гаджетов «Привыкнут», вот и к рассказам про конец света так — привыкли. Кто впервые вдумывается в подобную глобальную угрозу для человечества в целом — тому, возможно, интересно. Когда с такой страшилкой сталкиваешься не в первый, и даже не во второй или третий раз — уже совсем не тот эффект ;)
avatar
А текстом есть где-нибудь?
avatar
Заменить качественными ММО, а не заменить понятие ММО.
Понятие ММО достаточно широкое, если не вводить кучу дополнительных требований типа той же самой долговременной перспективы. Собственно, о том и пишет Бартл, что сейчас к понятию ММО прилепили кучу ярлыков и оно воспринимается как нечто обязательно масштабное по количеству игроков и по длительности игры. Такое отношение исключает возможность делать много разных ММО, что, собственно и породило кризис.
Это не значит, что игр «с перспективой» делать не надо вообще. Это значит, что в рамках ММО можно и нужно делать не только игры «с перспективой».
avatar
Вместо того, что мы понимаем под ММО сейчас
А сейчас говорят о кризисе, если не об агонии, жанра ММО.
Говорят о засилье ВоВ-клонов.
Вот это — да, это надо заменить.
avatar
Ну, вот получается, что arykalin точно в цель попал:
у меня ассоциируются только однотипные браузерки которые одна компания выпускает по штуке раз в полгода
Так проблема именно в том, что мало кто делает ММО такого масштаба, а те, кто всё же делает, относится к ним как к играм второго сорта.
avatar
получается именно недоММО — поиграли, прошли и ушли, а остаются играть полторы калеки
Это при условии, что игра плохая, не интересная.
Если же люди проходили с удовольствием, получили много положительных эмоций и ушли не потому, что игра надоела, то у такой игры будет огромное количество положительных отзывов, что вполне может обеспечить постоянный приток новых игроков и тех, кто вернётся попробовать пройти не так, как раньше.
«Оставться играть» не надо, эндгейма-то тут нет :)
avatar
Но хотелось бы говорить на основе хотя бы одного конкретного примера такого «промежуточного варианта». :)
У меня такой игрой была травианоподобная Lord of Ultima.
Почти год от старта первого русскоязычного мира до победы в нём.
Очень яркие воспоминания, интересная команда, скандалы, интриги, расследования :)
Это был отличный ММО-опыт при крайне скудном наборе игровых возможностей и небольшом количестве активных игроков в каждом мире.
На новые миры у меня бодрости духа уже не хватило, но прямо как написано у Бартла: я заходил в игру посмотреть, что там нового, пообщаться со знакомыми, немного поиграть — не в клане, но и не в сингл ;) Заодно и денег понемногу платил. Ведь у меня были очень сильные положительные воспоминания об игре.

Очень жаль, что в EA не относились к игре серьёзно, видимо их интересовала только эксплуатация известного имени :(
avatar
Я не понимаю, почему вы ММО для небольшой аудитории отказываете в перспективах на годы вперед?
А я не отказываю.
Пишу про то, что такие перспективы — один из вариантов, далеко не единственный.
Монструозные сверхзадачи ставят чрезмерно завышенные требования перед разработчиками.
Делать масштабные игры — как по деньгам, так и по перспективам, — способны очень немногие.
А для массовой индустрии нужно массовое производство.

И если она таких перспектив не содержит, тогда какая же она ММО?
Ваше требование обеспечивать перспективы сужает рамки определения ММО до очень узенькой полоски, практически до игольного ушка :) Это годится для описания личной мечты, но совершенно непригодно для описания жанра, имеющего в своём названии слово «массовые». Имхо, конечно :)
avatar
Потому что «игровые интересы» — это ничтожная часть интересов реальных.
Но разве в игре надо собираться не для того, чтобы играть?
avatar
Как много небольших недоММО игр возродит веру в жанр в целом?
Про «недоММО» я ничего не знаю, пишу про полноценные.
avatar
Когда был только WoW, было реально собрать там всех своих друзей из реала, кому вообще интересны компьютерные игры. В много небольших ММО ты никого не соберешь, все расползутся как тараканы.
А зачем собирать в одной игре людей у которых разные игровые интересы? Имхо, собирать надо единомышленников, а игра «для всех» — это игра ни для кого.
avatar
Но одно я могу сказать точно — меня он этой позицией не представляет. Мне ММО нравится именно тем, что это большой мир с длительными связями и игрой на годы.
Так он пишет не о том, как порадовать каждого игрока, а о том, как возродить массовый интерес и массовое доверие к ммо. Собственно, он настойчиво напоминает, что между сессионками и кооперативами с одной стороны и огромными ммо с миллионами игроков и перспективами на годы вперёд с другой есть ещё и огромные возможности делать много небольших, но очень интересных ммо. Интересных не для миллионов, нет. Но этих игр может быть много.
avatar
Лично меня прет когда я захожу в еву и вижу свой первый кораблик купленный пять лет назад.
Лично меня радует, когда я захожу в WoW, вижу чара, которым играл на старте евро, могу посмотреть шмот, выбитый в рейдовом UBRS и тд. Но какое это имеет отношение к нынешним проблемам ммо? ;)

Тут речь о том, что хватит пытаться из каждой новой ммо делать монстра на десятки тысяч людей, играющих на одном сервере годами. Достаточно 250 человек на шарде и возможности пройти игру вместе с ними. Такие игры дают свободу разработчикам и разнообразие игрокам. Мало кто хочет рисковать миллионными вложениями, а небольшие игры можно финансировать пачками, почти не глядя, и уж точно не диктуя каждому разработчику как и что делать.
avatar
Никто и никогда не рассматривает одиночную игру, как единственную. Тогда как настоящей ММО нужно добиться от игрока именно этого состояния.

Или не нужно ;)

Remove the Elder Game

Retention.
Players currently leave an MMO because they become frustrated it just drags on and on without giving them release. It becomes boring – more like work than play. If you acknowledge that they’ve won, they have nothing to prove: some will indeed drift away after a month or two, but many will continue to play just for the sheer fun of it. This may seem unlikely, but experience from text MUDs shows that it actually works: there are people who are still playing MUD2 over 20 years after they “beat” it.

Marketing.
If your players leave when they like you, they’ll come back for your next MMO. They won’t think, “oh, yes, their games are OK but eventually I got bored”, they’ll think “oh, I remember – what an incredible experience! I’m going to try their games again!”.
The Decline of MMOs
Richard A. Bartle
May 2013