о том, что новых механик, доступных исключительно посредством предметов, получаемых в магазине роскоши, не будет в течение обозримого времени
Юмор ситуации в том, что эту механику, доступную исключительно посредством предметов, получаемых в магазине роскоши, еще не успели ввести, а мы тут держим пари, когда введут следующую. В pay-to-play игре, ага.
Я не желаю EVE зла и с удовольствием проиграю любое пари о мрачном будущем. Мне только непонятно, что с настоящим делать. О нем вы избегаете говорить в контексте выдвинутых в этом тексте доводов.
У тебя в тексте есть Фаза 7 (гипотетическая). Она просто по определению (ты её сам так назвал, именно гипотетической) не относится к реальным событиям.
Удивительно, как это вы мне еще алфавит не пересказываете. Разумеется, фаза 7 не относится к реальным событиям, так как помечена словом «гипотетическая». Офигеть открытие.
Сколько лет для проверки реализации Фазы 7 назначим? Десяти хватит?
Зачем мне нужна следующая фаза, если уже на этой за отдельную механику берут отдельные деньги? Какая разница, будет один такой финт или два? Если вы читали текст, то понимаете, что седьмая фаза от шестой не отличается ничем, кроме всеобщего признания факта отдельной торговли механикой.
Так что про ответ на мой вопрос, касающийся твоего мнения о текущем положении дел? Надежды нет, повреждение необратимо и обречено к прогрессированию?
Надежда может оставаться всегда. Хотя бы на тот же прецедент с Diablo, на который вы указали. Вот только других примеров куда больше. К тому же Diablo 3 — не самый удачный пример. Это не игровой сервис, а в целом довольно стандартная игра известной серии и известного жанра. Бесконечно далекого от MMO и от усилий, необходимых для ее поддержки и развития. Но как соломинка — подойдет. У меня вот до сих пор теплится надежда, что CCP передумает. Но это наивная такая надежда. Просто защита от кучи негативных эмоций, которые свалились на меня из-за фактической потери надежд на проект и на «тех же людей». О том, с какой силой сработала защитная реакция у вас, и говорить не приходится. Понимаю, что для вас это все еще сложнее, чем для меня.
Вот только этот текст довольно подробно описывает мое видение ситуации конкретно в EVE. И, судя по всему, вы не планируете дискутировать по сути, прячась за шутливым «Что? Все пропало? Тогда почему ты все еще здесь?». Я описал совершенно конкретные модели и объяснил, почему, на мой взгляд, передача SP — это чистая игровая механика, за которую CCP планирует брать деньги отдельно от подписки, а в качестве альтернативы предлагает работать на RMT. И этот акт активно защищается теми, кто прощаться с игрой не готов, при помощи шагов, сделанных в предыдущих фазах: «торговля персонажами все равно УЖЕ БЫЛА», «RMT все равно УЖЕ ЕСТЬ». И плевать, что сейчас происходит заступ на новую территорию. Сейчас вы этого не признаете. Как не признавали RMT в прошлой фазе. Зато потом скажете, что это «все равно УЖЕ ЕСТЬ». Об этом и текст.
За это ловите минус без промедления. Здесь так не принято общаться с собеседником.
В пределах вашей концепции Ева повреждена необратимо?
В пределах моей концепции описаны конкретные фазы. На одних из них можно было сомневаться. На других — надеяться, что этим и ограничится (а уж сколько в этом меня заверяли сторонники плекса, не передать). Но каждая последующая фаза однозначно отдаляла игру от принципов честной игры и была ступенькой для следующей. Об этом мой текст, если вы хотите обсуждать его и доводы в нем, а не потроллить меня примитивным «ну, и все, пурист, значит, не для тебя Ева, можно мне забрать твои вещи?».
Тогда о чём мы вообще спорим?
Понятия не имею. Я грешным делом подумал, что вы пришли в комментарии к этому тексту, чтобы обсудить мысли и доводы, изложенные в нем. Но, видимо, вы пришли спросить, зачем вы пришли.
Но есть нюанс. Ева — это игра вдолгую.
Ещё раз, это игра вдолгую.
Кленси. Я примерно знаю, когда, сколько и как вы играете в Еву. Могу сравнить это со своей игрой. Могу, приблизительно прикинуть, что мы оба видели, в чем участвовали, и насколько придерживались игры вдолгую. Поэтому очень прошу воздержаться от нравоучительных лекций, какая игра Ева.
Поэтому я выражаю глубокое сомнение в том, что какие-то существенные шаги, уменьшающие вовлечённость людей в ход игры, будут предприняты в сколько-нибудь ближайшем будущем. До тех пор, пока в руководстве компании стоят люди, понимающие суть Евы.
Имеете право. Вы можете выражать сомнению любой глубины, игнорируя реальные события. Но мы здесь обсуждаем именно их.
Я мог бы, конечно, сейчас в эмоциональной форме потребовать показать, где я говорю «монетизация — это дорога в одну сторону» (что вообще значит эта фраза?!), но просто скажу — нет, вы меня неверно поняли, Кленси. Pay-to-play — это монетизация. Buy-to-play — это монетизация. Free-to-play — тоже монетизация. PLEX — это монетизация. Отдельная цена за пользование отдельной механикой при подписке в EVE — это монетизация. Фримиум Archeage с премиум-подпиской, которой не хватает даже на пару часов интенсивной игры в день, а дальше беги в магазин за баночками или неси валюту на аукцион — это тоже монетизация. И даже «pay-to-play-сервер» Black Desert, где подписку нужно платить за право(!) иметь возможность купить в игре то, что есть в игровом магазине — это тоже монетизация. Все это разные формы монетизации.
В одну сторону ведет не монетизация, а размен честной игры на желание получить деньги. То есть отказ от базовых обязательств перед игроками. Само желание получить деньги со стороны разработчиков не только не критиковалось, но всячески поддерживалось мной все время. И как только ты допускаешь маленький компромисс именно в этом обмене справедливой игры на желание разработчика получить больше денег, ты просто переходишь в следующую фазу, где желание получить больше денег никуда не денется (оно естественное и понятное), а игра будет уже не только скомпрометирована, но и сама компрометация в предыдущей фазе будет использована в качестве аргумента дальнейшей деградации честной игры до состояния, когда «вся игра базируется на RMT». И никто, включая вас, с этим утверждением уже даже не спорит.
Суть не в «дать больше SP», а дать возможность развивать персонажа в процессе игры: самому влиять на процесс развития.
Я вижу здесь логическую нестыковку, потому что если в изначальном вашем предложении говорилось о том, что игрок может «осилить» определенную сумму, то в следующем вы пишете, что ему «нечего делать с этими деньгами». Но дело тут еще и в том, что выходит, первое, что должен делать игрок, придя в EVE, сходу, не разминаясь, начать зарабатывать валюту для дяди, осиливать нужную сумму, чтобы дяде, зашедшему на секунду в магазин и купившему баночку, хватало игровой валюты на безбедную жизнь и нагиб этого самого новичка. Ну, потому что все равно ведь новичку некуда девать свои первые 400 миллионов в Еве, правда? :) «Мальчик, иди сюда, тебе все равно не нужны были эти деньги, давай сюда. Либо за баночку. Либо так отберем. Либо и так, и так.» :) Как там было? «Еве — это игра про боль»? :)
Новичок на плекс не заработает, но миллионов 400 за месяц проб и ошибок осилит, к концу триала он сможет хорошо прокачать нужные навыки и с большим удовольствием проплатит аккаунт.
А в чем проблема выдавать при старте новичкам с каждым годом все больше SP, к примеру, м? Ну, то есть если мысль в том, что новичкам не хватает SP (я с этим спорить не хочу, просто принимаю как ваш основной аргумент), то, может, не бабки с них трусить нужно, реальные или виртуальные, а SP дать и пусть себе «с удовольствием проплатят аккаунт»?
Во-первых, у вас есть возможность просто не пользоваться этой опцией. Вообще не пользоваться. СП не настолько важны в этой игре, что отлично было показано пилотом под ником Forsaken здесь
Отличное предложение для клиента, оплачивающего подписку на игровой сервис, не пользоваться одной из игровых механик. Просто отличное.
Во-вторых, в любом случае (что бы вы ни делали в игре и в каких транзакциях посредством общедоступной торговой системы ни участвовали) так или иначе в какой-то момент ваше участие и отправленные вами в систему ISK достанутся «такому человеку».
Но ведь это означает, что вы мне говорите: «игра вас все равно испачкает, мы сделали такую систему, в которой вы все равно будете участвовать в нашей RMT-схеме». Другими словами, прав был собеседник, который говорил «Ева давно основывается на RMT»? Тогда уж в слоган выносите. Мы как раз с вам вместе недавно хорошую формулировку для перевода слогана искали. Помните? Кажется, про свободу, звезды и так далее. Теперь можно «Вы в любом случае участвуете в RMT» и «Вы можете не пользоваться частью наших платных механик». :)
Видите ли, АТ. В том случае люди приходили из Perfect World и Ragnarok Online.
Они знают на своём опыте, что такое реальное воздействие «доната».
Они не пришли бы в (очередной) фритуплей-проект.
Тем не менее они остаются в Еве.
Кленси, я не знаю людей, о которых вы пишете. Они не участвуют в этой дискуссии. Но мне кажется, что если эти люди действительно играли существенное время в Perfect World и Ragnarok Online, то им наверняка среда EVE Online покажется более комфортной и справедливой по сравнению с суммой фритуплейных махинаций, которые допускали проекты, из которых они пришли. Для них это объективное повышение качества геймплея и справедливости игровой среды. Их, как мне кажется, невозможно напугать экстракторами в игровом магазине. Они такое видели, до чего EVE еще много световых лет.
Чтобы понять о каких проектах идет речь, я дам вам всего одну ссылку, благодаря которой вы можете провести интересный эксперимент. Объект обсуждения (инфографика) уже удален авторами официального сервера RO, зато внизу идут комментарии ММОзговедов. Вы можете оценить их. Я не думаю, что EVE пойдут на пользу сравнения с подобными представителями MMO-жанра, даже если рядом с ними она выглядит лучше.
Потому что Ева предлагает ДРУГОЙ концепт. В ней принципиально невозможно (ок, до тех пор, пока руководство компании не сменилось или не сошло с ума, и не начало кардинально перерабатывать ключевые механики игры) добиться сколько-нибудь существенного преимущества в конкретном боестолкновении за счёт вложения реальных денег.
До недавних пор при всей противоречивости этого утверждения, на стороне вашей позиции был тот факт, что даже приобретаемые при помощи легализованной RMT-схемы преимущества пилотов (корабли, оборудование, структуры) могут быть уничтожены, умножены на ноль, и ситуация будет приведена к равновесию за счет того, что против RMT-шников играют более опытные игроки (хотя что мешает более опытному игроку быть RMT-шником и спокойно восстанавливать любые потери плексами, мне не очень понятно). Сейчас мы говорим о несгораемых очках умений, которые можно купить. Да, как и в случае с плексами, одни игроки передают SP другим, но только благодаря новой механике, специально разработанной CCP с прицелом на то, что они будут получать реальные деньги не опосредованно в виде абонплаты, благодаря повышению качества геймплея после этого обновления, а напрямую за использование механики передачи SP.
Та самая дифференциация цены повышает стоимость игры для тех, кто не хочет зарабатывать на экстрактор в игре. То есть избегает базового геймплея. То есть не хочет играть. А тот, кто хочет зарабатывать на экстрактор в игре, хочет играть, обязан отдать свои деньги не мифическому NPC, он не выводит свои иски в воздух, а передает тому, кому и экстатор-то для своих нужд не требуется. Тот его продает на рынке с единственой целью — получить от вас игровую валюту взамен реальных денег, потраченных на экстрактор. Обо всем этом CCP знает, именно так CCP и хочет, чтобы работала схема. Чтобы вы или срезали собственный геймплей, собственные игровые вызовы через магазин, или становились поставщиком такого человека. Третьего не дано. Вот суть моей претензии. Понимаете?
Я даже не буду говорить, как в таком случае должно называться ваше поведение. Если вы рассказ о личном опыте и личном восприятии называете рекламой.
Я прошу прощения, если слово «реклама» вас задело. Я хотел сказать, что факт прихода ваших друзей, которые, будь перед ними необходимость за игру платить, с вами бы не играли, это в чистом виде аргументы в пользу фритуплея. И в этом смысле, если бы вашим друзьям не пришлось платить исками за подписку, барьер присоединения был бы еще ниже.
Никто не спорит с тем, что свободный доступ в игру — это благо. В этом смысле любая фритуплей игра лучше Евы с плексами. Вопрос в том, чем за это приходится платить.
Отвечая на ваш вопрос: да, ССP изобрели и организовали все механики, в совокупности образующие хорошо знакомую нам игру.
Вы не отвечаете на мой вопрос, Олег. Вы от него в очередной раз уходите, парируете, растворяете ответ в абстрактном «все механики», тогда как я спрашивал об одной конкретной. Ваши ответы могли бы звучать как:
1. Да, можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них.
2. Нет, нельзя сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них.
И тогда мы смогли бы вести дискуссия не о мире во всем мире, не обо всех механиках сразу, не о «тех же людях», а о конкретном решении CCP, которое и рассматривает мой текст. Но вы уходите от конкретного ответа. Я могу только догадываться, почему. Лично мне ответ на этот вопрос неприятен. И мне не хотелось писать этот текст. Он меня огорчает и расстраивает. Мне было физически неприятно писать этот текст. Потому что я думаю, что да, можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них. И, на мой взгляд, такое происходит впервые в истории EVE. Все же PLEX'ы касались не игровой механики напрямую. И ни одна механика в игре конкртено под плексы не затачивалась, на мой взгляд.
Сошлись мы с вами, кстати, на почве вашего желания объективно освещать новости игропрома. Сейчас вам, кажется, стал ближе жанр публицистических заметок эсхатологического толка.
Проблема в том, Олег, что для человека, стремящегося к жанру публицистических заметок эсхатологического толка, с моей стороны было странно так переживать из-за этого текста, обратиться к вам для того, чтобы выслушать другую сторону, потратить перед публикацией этого текста несколько часов на консультации с вами, по результату ваших замечаний переписать текст полностью, от начала и до конца. Возможно, я ошибаюсь в своих выводах. Так бывает. Но то, что в пределах этой дискуссии вы предпочитаете максимально обходить суть вопроса, и мы все больше говорим обо мне (о том, какой я автор, какой неигрок в Еву, как люблю о чем-то напоминать «каждый божий день»), по моему опыту дает мне основания полагать, что суть вопроса передана верно.
Все дилетанты уверены, что уж они то точно знают, как надо правильно тренировать футбольную сборную, как надо правильно собирать автомобили на автовазе и как надо правильно дизайнить мморпг. Правда странно и даже удивительно, что дилетантов никто не спешит назначить главным тренером сборной, генеральным директором автоваза или геймдизайнером мморпг?
Я, безусловно, дилетант. Тут не с чем спорить. Но дилетант я не в том, чем вы пытаетесь меня задеть, так как я никому не советую, как строить свой бизнес, не выступаю в качестве бизнес-консультанта. Я пишу об играх и о том, как они выглядят с точки зрения игрока. Я игрок, и рассказываю о своем опыте, о своих эмоциях. Я журналист и автор текстов, без всякого образования в этой сфере, но вся моя работа перед вами. Уж какая есть.
А вот о вас мы знаем только то, что вы любите икру на хлеб намазывать. И еще вы все время делаете вид, что принадлежите к игровой индустрии. Несмотря на то, что в интернете можно прикидывать кем угодно, я верю, что вы искренни. Искренни в том, что любите икру. И искренни в том, что вам стыдно рассказать, чем вы занимаетесь, какие игры делаете. Это даже не дилетантизм. Это куда хуже. По понятным, думаю, причинам.
То, что столь милая некоторым «честная абонентка», то есть недифференцированная цена — это путь в никуда и унылый тупик — дилетант осознать не в состоянии, просто потому что эти знания находятся за границами его компетенции.
Я совершенно не против того, чтобы вы дифференцировали свои цены. Проблема пока вот какая: единственное, что вы можете на сегодняшний день предложить за дополнительные деньги игроку, который готов заплатить больше, и о чем идет здесь речь, это не фигурку персонажа из игры, не свитер, не артбук, не диски с саундтреком, вы предлагаете срезание углов и обход вами же установленных правил игры.
Соответственно, игрок, который любит и уважает вашу игру, стремится играть по правилам, в рамках вашей системы дифференциации — последний лох, нищеброд и самый негодный клиент. В лучшем случае он просто приносит меньше всех денег. В худшем — работает на настоящих клиентов, поставляя им игровую валюту и другие игровые блага. Вот это — граница вашей компетенции на сегодня. А моя граница — этот сайт, мои тексты, моя игра в ММО. Хотя я не считаю себя ни в одной из областей профессионалом, но мне хотя бы не стыдно за то, что я делаю. Это уже неплохо. А стремиться есть куда.
Если таким же образом заглядывать в корень позиции оппонента, с таким же уровнем отбрасывания лишнего и приведения слагаемых, посреднических и прочих этапов, то зарабатывать разработчик на игре вообще не должен. Никак.
Ничего подобного. Разработчик, на мой взгляд, может и должен зарабатывать на предоставлении игрового сервиса и обеспечении контроля за соблюдением правил игры. В рамках которого должен наказывать любых игроков, занимающихся RMT, ботоводством, другими формами получения преимущества в обход логики и философии игры. Что и было основой всех ММО раннего периода. А вот организовывать схемы получения преимущества с явной целью стричь процент с этого, разработчик не должен. На мой взгляд. А если считает это нормальным, то мое мнение о принципах этого разработчика меняется. Чем бы это изменение принципов ни было продиктовано — желанием выжить, заплатить сотрудникам, прокормить детей, намазать икру на хлеб.
Я правильно понимаю, что вас больше всего раздражает факт «получения своей доли в реальных деньгах»?
Олег, обратите внимание на выбор вами конкретных слов. Не «огорчает», не «расстраивает», но «раздражает». Именно такой глагол вы выбрали, чтобы описать эмоции собеседника, которого знаете не первый день.
Три года на этом ресурсе я писал о CCP и EVE Online (шесть лет, если учитывать тексты в персональном блоге). Любой, кто хоть немного знаком с этими текстами, знает, что CCP мной приводились в пример многим разработчикам, а их работа над игрой и темпы, с которыми они это делали, находили горячую поддержку с моей стороны. В этот момент, думаю, было бы странно заподозрить меня в раздражении от факта получения реальных денег одной из моих любимых компаний за одну из моих любимых ММО.
Все то время, которое я пишу о ММО, я критикую схемы, в которых компании-разработчики пытаются получить деньги от игроков не за игру, а за вещи, предметы, преимущество, используя разные схемы, в том числе и такие изощренные, как та, что мы рассматриваем сегодня.
В прошлом году я довольно активно рассказывал об изменениях в игре, позволяющих игрокам наконец-то выдохнуть и быть спокойными по поводу своих сооружений в периоды, лежащие за пределами окон уязвимости. На мой взгляд, это нужно было сделать шесть лет назад, о чем я и писал шесть лет назад. Как и о необходимости избавления от культа причинения боли, который процветал и процветает в игре. Уверен, своевременные действия в этом направлении могли бы помочь онлайну и количеству подписчиков. Не сразу, не мгновенно, но они начали бы излечивать игру от фундаментальных пороков, из-за которых многие, включая меня, ее покинули, не собираясь в эту реку входить надолго повторно, пока вода в ней пахнет все так же. И меня бы нисколько не «раздражал», даже не огорчал и не расстраивал факт получения реальных денег за такую работу, за такие исправления игрового процесса, атмосферы, фундаментальных принципов. Как меня не раздражали, не огорчали и не расстраивали любые успехи проекта EVE Online, пока я считал, что их основные реальные деньги приходят компании за предоставление игрового сервиса, а не за посредничество в RMT или в продаже бустов. Что, собственно, и происходило. На почве чего мы, собственно, и сошлись.
Но стоило мне выступить с критикой того, что я критиковал ровно столько, сколько вы меня знаете, правда, в этот раз в отношении компании и людей, которые вам не безразличны, как все кардинально изменилось.
Судя по всему, вам кажется, что меня неожиданно стал раздражать факт получения реальных денег этой компанией, а не сильно огорчать способ их получения. Судя по всему, вам кажется, что я питаю к компании личную неприязнь и желаю финансового краха, не принимая любые схемы монетизации, которые позволят ее сотрудникам получать деньги. Судя по всему, вам вдруг перестало быть интересно копаться в сути вещей и процессов, но куда удобнее настаивать на формальной стороне трактовки какого-то события. А мои попытки докопаться до сути вы воспринимаете, как «умозрительные схемы, не имеющие никакого отношения к реальному положению вещей», хотя вы игнорируете ответ на довольно простой вопрос: «Можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них?». Потому что если на этот вопрос все же ответить односложно (утвердительно или отрицательно, но ответить, а не парировать очередным формальным заклинанием «CCP не торгует SP»), дискуссия может быть продолжена.
Но все, что изменилось, по сути, это объект критики, а не суть критики. Что и кого в этом случае раздражает — вопрос, как минимум, открытый.
Факт продажи СП-экстракторов в магазине оспаривать было бы глупо, но вот во фразе «и как бы CCP ничего [читай — «бусты»] не продает» слова «как бы» являются лишними — CCP действительно не торгует скиллпойнтами.
CCP создала новую механику, благодаря которой появилась новая возможность: покупать/продавать бусты SP. CCP завязала создание этого буста на обязательный предмет, который продает игрокам за реальные деньги. Соответственно, каждый буст должен быть снабжен этим предметом. Без него буста просто не будет. Соответственно, за каждый проданный буст CCP получают свою долю в реальных деньгах. Этот предмет не может быть использован для чего-то еще, кроме упомянутого буста. Можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них?
Юмор ситуации в том, что эту механику, доступную исключительно посредством предметов, получаемых в магазине роскоши, еще не успели ввести, а мы тут держим пари, когда введут следующую. В pay-to-play игре, ага.
Я не желаю EVE зла и с удовольствием проиграю любое пари о мрачном будущем. Мне только непонятно, что с настоящим делать. О нем вы избегаете говорить в контексте выдвинутых в этом тексте доводов.
Удивительно, как это вы мне еще алфавит не пересказываете. Разумеется, фаза 7 не относится к реальным событиям, так как помечена словом «гипотетическая». Офигеть открытие.
Зачем мне нужна следующая фаза, если уже на этой за отдельную механику берут отдельные деньги? Какая разница, будет один такой финт или два? Если вы читали текст, то понимаете, что седьмая фаза от шестой не отличается ничем, кроме всеобщего признания факта отдельной торговли механикой.
Вот только этот текст довольно подробно описывает мое видение ситуации конкретно в EVE. И, судя по всему, вы не планируете дискутировать по сути, прячась за шутливым «Что? Все пропало? Тогда почему ты все еще здесь?». Я описал совершенно конкретные модели и объяснил, почему, на мой взгляд, передача SP — это чистая игровая механика, за которую CCP планирует брать деньги отдельно от подписки, а в качестве альтернативы предлагает работать на RMT. И этот акт активно защищается теми, кто прощаться с игрой не готов, при помощи шагов, сделанных в предыдущих фазах: «торговля персонажами все равно УЖЕ БЫЛА», «RMT все равно УЖЕ ЕСТЬ». И плевать, что сейчас происходит заступ на новую территорию. Сейчас вы этого не признаете. Как не признавали RMT в прошлой фазе. Зато потом скажете, что это «все равно УЖЕ ЕСТЬ». Об этом и текст.
На что именно в этой истории вы предлагаете обратить внимание?
За это ловите минус без промедления. Здесь так не принято общаться с собеседником.
В пределах моей концепции описаны конкретные фазы. На одних из них можно было сомневаться. На других — надеяться, что этим и ограничится (а уж сколько в этом меня заверяли сторонники плекса, не передать). Но каждая последующая фаза однозначно отдаляла игру от принципов честной игры и была ступенькой для следующей. Об этом мой текст, если вы хотите обсуждать его и доводы в нем, а не потроллить меня примитивным «ну, и все, пурист, значит, не для тебя Ева, можно мне забрать твои вещи?».
Понятия не имею. Я грешным делом подумал, что вы пришли в комментарии к этому тексту, чтобы обсудить мысли и доводы, изложенные в нем. Но, видимо, вы пришли спросить, зачем вы пришли.
Кленси. Я примерно знаю, когда, сколько и как вы играете в Еву. Могу сравнить это со своей игрой. Могу, приблизительно прикинуть, что мы оба видели, в чем участвовали, и насколько придерживались игры вдолгую. Поэтому очень прошу воздержаться от нравоучительных лекций, какая игра Ева.
Имеете право. Вы можете выражать сомнению любой глубины, игнорируя реальные события. Но мы здесь обсуждаем именно их.
Учитывая, что вы не смогли не обратить внимание на несуществующую фразу собеседника, понять, что означают ваши слова, довольно затруднительно.
Я мог бы, конечно, сейчас в эмоциональной форме потребовать показать, где я говорю «монетизация — это дорога в одну сторону» (что вообще значит эта фраза?!), но просто скажу — нет, вы меня неверно поняли, Кленси. Pay-to-play — это монетизация. Buy-to-play — это монетизация. Free-to-play — тоже монетизация. PLEX — это монетизация. Отдельная цена за пользование отдельной механикой при подписке в EVE — это монетизация. Фримиум Archeage с премиум-подпиской, которой не хватает даже на пару часов интенсивной игры в день, а дальше беги в магазин за баночками или неси валюту на аукцион — это тоже монетизация. И даже «pay-to-play-сервер» Black Desert, где подписку нужно платить за право(!) иметь возможность купить в игре то, что есть в игровом магазине — это тоже монетизация. Все это разные формы монетизации.
В одну сторону ведет не монетизация, а размен честной игры на желание получить деньги. То есть отказ от базовых обязательств перед игроками. Само желание получить деньги со стороны разработчиков не только не критиковалось, но всячески поддерживалось мной все время. И как только ты допускаешь маленький компромисс именно в этом обмене справедливой игры на желание разработчика получить больше денег, ты просто переходишь в следующую фазу, где желание получить больше денег никуда не денется (оно естественное и понятное), а игра будет уже не только скомпрометирована, но и сама компрометация в предыдущей фазе будет использована в качестве аргумента дальнейшей деградации честной игры до состояния, когда «вся игра базируется на RMT». И никто, включая вас, с этим утверждением уже даже не спорит.
Я вижу здесь логическую нестыковку, потому что если в изначальном вашем предложении говорилось о том, что игрок может «осилить» определенную сумму, то в следующем вы пишете, что ему «нечего делать с этими деньгами». Но дело тут еще и в том, что выходит, первое, что должен делать игрок, придя в EVE, сходу, не разминаясь, начать зарабатывать валюту для дяди, осиливать нужную сумму, чтобы дяде, зашедшему на секунду в магазин и купившему баночку, хватало игровой валюты на безбедную жизнь и нагиб этого самого новичка. Ну, потому что все равно ведь новичку некуда девать свои первые 400 миллионов в Еве, правда? :) «Мальчик, иди сюда, тебе все равно не нужны были эти деньги, давай сюда. Либо за баночку. Либо так отберем. Либо и так, и так.» :) Как там было? «Еве — это игра про боль»? :)
А в чем проблема выдавать при старте новичкам с каждым годом все больше SP, к примеру, м? Ну, то есть если мысль в том, что новичкам не хватает SP (я с этим спорить не хочу, просто принимаю как ваш основной аргумент), то, может, не бабки с них трусить нужно, реальные или виртуальные, а SP дать и пусть себе «с удовольствием проплатят аккаунт»?
Отличное предложение для клиента, оплачивающего подписку на игровой сервис, не пользоваться одной из игровых механик. Просто отличное.
Но ведь это означает, что вы мне говорите: «игра вас все равно испачкает, мы сделали такую систему, в которой вы все равно будете участвовать в нашей RMT-схеме». Другими словами, прав был собеседник, который говорил «Ева давно основывается на RMT»? Тогда уж в слоган выносите. Мы как раз с вам вместе недавно хорошую формулировку для перевода слогана искали. Помните? Кажется, про свободу, звезды и так далее. Теперь можно «Вы в любом случае участвуете в RMT» и «Вы можете не пользоваться частью наших платных механик». :)
Чтобы понять о каких проектах идет речь, я дам вам всего одну ссылку, благодаря которой вы можете провести интересный эксперимент. Объект обсуждения (инфографика) уже удален авторами официального сервера RO, зато внизу идут комментарии ММОзговедов. Вы можете оценить их. Я не думаю, что EVE пойдут на пользу сравнения с подобными представителями MMO-жанра, даже если рядом с ними она выглядит лучше.
До недавних пор при всей противоречивости этого утверждения, на стороне вашей позиции был тот факт, что даже приобретаемые при помощи легализованной RMT-схемы преимущества пилотов (корабли, оборудование, структуры) могут быть уничтожены, умножены на ноль, и ситуация будет приведена к равновесию за счет того, что против RMT-шников играют более опытные игроки (хотя что мешает более опытному игроку быть RMT-шником и спокойно восстанавливать любые потери плексами, мне не очень понятно). Сейчас мы говорим о несгораемых очках умений, которые можно купить. Да, как и в случае с плексами, одни игроки передают SP другим, но только благодаря новой механике, специально разработанной CCP с прицелом на то, что они будут получать реальные деньги не опосредованно в виде абонплаты, благодаря повышению качества геймплея после этого обновления, а напрямую за использование механики передачи SP.
Та самая дифференциация цены повышает стоимость игры для тех, кто не хочет зарабатывать на экстрактор в игре. То есть избегает базового геймплея. То есть не хочет играть. А тот, кто хочет зарабатывать на экстрактор в игре, хочет играть, обязан отдать свои деньги не мифическому NPC, он не выводит свои иски в воздух, а передает тому, кому и экстатор-то для своих нужд не требуется. Тот его продает на рынке с единственой целью — получить от вас игровую валюту взамен реальных денег, потраченных на экстрактор. Обо всем этом CCP знает, именно так CCP и хочет, чтобы работала схема. Чтобы вы или срезали собственный геймплей, собственные игровые вызовы через магазин, или становились поставщиком такого человека. Третьего не дано. Вот суть моей претензии. Понимаете?
Я прошу прощения, если слово «реклама» вас задело. Я хотел сказать, что факт прихода ваших друзей, которые, будь перед ними необходимость за игру платить, с вами бы не играли, это в чистом виде аргументы в пользу фритуплея. И в этом смысле, если бы вашим друзьям не пришлось платить исками за подписку, барьер присоединения был бы еще ниже.
Никто не спорит с тем, что свободный доступ в игру — это благо. В этом смысле любая фритуплей игра лучше Евы с плексами. Вопрос в том, чем за это приходится платить.
Вы не отвечаете на мой вопрос, Олег. Вы от него в очередной раз уходите, парируете, растворяете ответ в абстрактном «все механики», тогда как я спрашивал об одной конкретной. Ваши ответы могли бы звучать как:
1. Да, можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них.
2. Нет, нельзя сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них.
И тогда мы смогли бы вести дискуссия не о мире во всем мире, не обо всех механиках сразу, не о «тех же людях», а о конкретном решении CCP, которое и рассматривает мой текст. Но вы уходите от конкретного ответа. Я могу только догадываться, почему. Лично мне ответ на этот вопрос неприятен. И мне не хотелось писать этот текст. Он меня огорчает и расстраивает. Мне было физически неприятно писать этот текст. Потому что я думаю, что да, можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них. И, на мой взгляд, такое происходит впервые в истории EVE. Все же PLEX'ы касались не игровой механики напрямую. И ни одна механика в игре конкртено под плексы не затачивалась, на мой взгляд.
Проблема в том, Олег, что для человека, стремящегося к жанру публицистических заметок эсхатологического толка, с моей стороны было странно так переживать из-за этого текста, обратиться к вам для того, чтобы выслушать другую сторону, потратить перед публикацией этого текста несколько часов на консультации с вами, по результату ваших замечаний переписать текст полностью, от начала и до конца. Возможно, я ошибаюсь в своих выводах. Так бывает. Но то, что в пределах этой дискуссии вы предпочитаете максимально обходить суть вопроса, и мы все больше говорим обо мне (о том, какой я автор, какой неигрок в Еву, как люблю о чем-то напоминать «каждый божий день»), по моему опыту дает мне основания полагать, что суть вопроса передана верно.
А вот о вас мы знаем только то, что вы любите икру на хлеб намазывать. И еще вы все время делаете вид, что принадлежите к игровой индустрии. Несмотря на то, что в интернете можно прикидывать кем угодно, я верю, что вы искренни. Искренни в том, что любите икру. И искренни в том, что вам стыдно рассказать, чем вы занимаетесь, какие игры делаете. Это даже не дилетантизм. Это куда хуже. По понятным, думаю, причинам.
Я совершенно не против того, чтобы вы дифференцировали свои цены. Проблема пока вот какая: единственное, что вы можете на сегодняшний день предложить за дополнительные деньги игроку, который готов заплатить больше, и о чем идет здесь речь, это не фигурку персонажа из игры, не свитер, не артбук, не диски с саундтреком, вы предлагаете срезание углов и обход вами же установленных правил игры.
Соответственно, игрок, который любит и уважает вашу игру, стремится играть по правилам, в рамках вашей системы дифференциации — последний лох, нищеброд и самый негодный клиент. В лучшем случае он просто приносит меньше всех денег. В худшем — работает на настоящих клиентов, поставляя им игровую валюту и другие игровые блага. Вот это — граница вашей компетенции на сегодня. А моя граница — этот сайт, мои тексты, моя игра в ММО. Хотя я не считаю себя ни в одной из областей профессионалом, но мне хотя бы не стыдно за то, что я делаю. Это уже неплохо. А стремиться есть куда.
Олег, обратите внимание на выбор вами конкретных слов. Не «огорчает», не «расстраивает», но «раздражает». Именно такой глагол вы выбрали, чтобы описать эмоции собеседника, которого знаете не первый день.
Три года на этом ресурсе я писал о CCP и EVE Online (шесть лет, если учитывать тексты в персональном блоге). Любой, кто хоть немного знаком с этими текстами, знает, что CCP мной приводились в пример многим разработчикам, а их работа над игрой и темпы, с которыми они это делали, находили горячую поддержку с моей стороны. В этот момент, думаю, было бы странно заподозрить меня в раздражении от факта получения реальных денег одной из моих любимых компаний за одну из моих любимых ММО.
Все то время, которое я пишу о ММО, я критикую схемы, в которых компании-разработчики пытаются получить деньги от игроков не за игру, а за вещи, предметы, преимущество, используя разные схемы, в том числе и такие изощренные, как та, что мы рассматриваем сегодня.
В прошлом году я довольно активно рассказывал об изменениях в игре, позволяющих игрокам наконец-то выдохнуть и быть спокойными по поводу своих сооружений в периоды, лежащие за пределами окон уязвимости. На мой взгляд, это нужно было сделать шесть лет назад, о чем я и писал шесть лет назад. Как и о необходимости избавления от культа причинения боли, который процветал и процветает в игре. Уверен, своевременные действия в этом направлении могли бы помочь онлайну и количеству подписчиков. Не сразу, не мгновенно, но они начали бы излечивать игру от фундаментальных пороков, из-за которых многие, включая меня, ее покинули, не собираясь в эту реку входить надолго повторно, пока вода в ней пахнет все так же. И меня бы нисколько не «раздражал», даже не огорчал и не расстраивал факт получения реальных денег за такую работу, за такие исправления игрового процесса, атмосферы, фундаментальных принципов. Как меня не раздражали, не огорчали и не расстраивали любые успехи проекта EVE Online, пока я считал, что их основные реальные деньги приходят компании за предоставление игрового сервиса, а не за посредничество в RMT или в продаже бустов. Что, собственно, и происходило. На почве чего мы, собственно, и сошлись.
Но стоило мне выступить с критикой того, что я критиковал ровно столько, сколько вы меня знаете, правда, в этот раз в отношении компании и людей, которые вам не безразличны, как все кардинально изменилось.
Судя по всему, вам кажется, что меня неожиданно стал раздражать факт получения реальных денег этой компанией, а не сильно огорчать способ их получения. Судя по всему, вам кажется, что я питаю к компании личную неприязнь и желаю финансового краха, не принимая любые схемы монетизации, которые позволят ее сотрудникам получать деньги. Судя по всему, вам вдруг перестало быть интересно копаться в сути вещей и процессов, но куда удобнее настаивать на формальной стороне трактовки какого-то события. А мои попытки докопаться до сути вы воспринимаете, как «умозрительные схемы, не имеющие никакого отношения к реальному положению вещей», хотя вы игнорируете ответ на довольно простой вопрос: «Можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них?». Потому что если на этот вопрос все же ответить односложно (утвердительно или отрицательно, но ответить, а не парировать очередным формальным заклинанием «CCP не торгует SP»), дискуссия может быть продолжена.
Но все, что изменилось, по сути, это объект критики, а не суть критики. Что и кого в этом случае раздражает — вопрос, как минимум, открытый.
Картина: «grehosh не может вести диалог на ММОзговеде». Автопортрет. Пиксели. Третий год подряд.