avatar
Все дилетанты уверены, что уж они то точно знают, как надо правильно тренировать футбольную сборную, как надо правильно собирать автомобили на автовазе и как надо правильно дизайнить мморпг. Правда странно и даже удивительно, что дилетантов никто не спешит назначить главным тренером сборной, генеральным директором автоваза или геймдизайнером мморпг?
Я, безусловно, дилетант. Тут не с чем спорить. Но дилетант я не в том, чем вы пытаетесь меня задеть, так как я никому не советую, как строить свой бизнес, не выступаю в качестве бизнес-консультанта. Я пишу об играх и о том, как они выглядят с точки зрения игрока. Я игрок, и рассказываю о своем опыте, о своих эмоциях. Я журналист и автор текстов, без всякого образования в этой сфере, но вся моя работа перед вами. Уж какая есть.

А вот о вас мы знаем только то, что вы любите икру на хлеб намазывать. И еще вы все время делаете вид, что принадлежите к игровой индустрии. Несмотря на то, что в интернете можно прикидывать кем угодно, я верю, что вы искренни. Искренни в том, что любите икру. И искренни в том, что вам стыдно рассказать, чем вы занимаетесь, какие игры делаете. Это даже не дилетантизм. Это куда хуже. По понятным, думаю, причинам.

То, что столь милая некоторым «честная абонентка», то есть недифференцированная цена — это путь в никуда и унылый тупик — дилетант осознать не в состоянии, просто потому что эти знания находятся за границами его компетенции.
Я совершенно не против того, чтобы вы дифференцировали свои цены. Проблема пока вот какая: единственное, что вы можете на сегодняшний день предложить за дополнительные деньги игроку, который готов заплатить больше, и о чем идет здесь речь, это не фигурку персонажа из игры, не свитер, не артбук, не диски с саундтреком, вы предлагаете срезание углов и обход вами же установленных правил игры.

Соответственно, игрок, который любит и уважает вашу игру, стремится играть по правилам, в рамках вашей системы дифференциации — последний лох, нищеброд и самый негодный клиент. В лучшем случае он просто приносит меньше всех денег. В худшем — работает на настоящих клиентов, поставляя им игровую валюту и другие игровые блага. Вот это — граница вашей компетенции на сегодня. А моя граница — этот сайт, мои тексты, моя игра в ММО. Хотя я не считаю себя ни в одной из областей профессионалом, но мне хотя бы не стыдно за то, что я делаю. Это уже неплохо. А стремиться есть куда.
avatar
Если таким же образом заглядывать в корень позиции оппонента, с таким же уровнем отбрасывания лишнего и приведения слагаемых, посреднических и прочих этапов, то зарабатывать разработчик на игре вообще не должен. Никак.
Ничего подобного. Разработчик, на мой взгляд, может и должен зарабатывать на предоставлении игрового сервиса и обеспечении контроля за соблюдением правил игры. В рамках которого должен наказывать любых игроков, занимающихся RMT, ботоводством, другими формами получения преимущества в обход логики и философии игры. Что и было основой всех ММО раннего периода. А вот организовывать схемы получения преимущества с явной целью стричь процент с этого, разработчик не должен. На мой взгляд. А если считает это нормальным, то мое мнение о принципах этого разработчика меняется. Чем бы это изменение принципов ни было продиктовано — желанием выжить, заплатить сотрудникам, прокормить детей, намазать икру на хлеб.
avatar
Я правильно понимаю, что вас больше всего раздражает факт «получения своей доли в реальных деньгах»?

Олег, обратите внимание на выбор вами конкретных слов. Не «огорчает», не «расстраивает», но «раздражает». Именно такой глагол вы выбрали, чтобы описать эмоции собеседника, которого знаете не первый день.

Три года на этом ресурсе я писал о CCP и EVE Online (шесть лет, если учитывать тексты в персональном блоге). Любой, кто хоть немного знаком с этими текстами, знает, что CCP мной приводились в пример многим разработчикам, а их работа над игрой и темпы, с которыми они это делали, находили горячую поддержку с моей стороны. В этот момент, думаю, было бы странно заподозрить меня в раздражении от факта получения реальных денег одной из моих любимых компаний за одну из моих любимых ММО.

Все то время, которое я пишу о ММО, я критикую схемы, в которых компании-разработчики пытаются получить деньги от игроков не за игру, а за вещи, предметы, преимущество, используя разные схемы, в том числе и такие изощренные, как та, что мы рассматриваем сегодня.

В прошлом году я довольно активно рассказывал об изменениях в игре, позволяющих игрокам наконец-то выдохнуть и быть спокойными по поводу своих сооружений в периоды, лежащие за пределами окон уязвимости. На мой взгляд, это нужно было сделать шесть лет назад, о чем я и писал шесть лет назад. Как и о необходимости избавления от культа причинения боли, который процветал и процветает в игре. Уверен, своевременные действия в этом направлении могли бы помочь онлайну и количеству подписчиков. Не сразу, не мгновенно, но они начали бы излечивать игру от фундаментальных пороков, из-за которых многие, включая меня, ее покинули, не собираясь в эту реку входить надолго повторно, пока вода в ней пахнет все так же. И меня бы нисколько не «раздражал», даже не огорчал и не расстраивал факт получения реальных денег за такую работу, за такие исправления игрового процесса, атмосферы, фундаментальных принципов. Как меня не раздражали, не огорчали и не расстраивали любые успехи проекта EVE Online, пока я считал, что их основные реальные деньги приходят компании за предоставление игрового сервиса, а не за посредничество в RMT или в продаже бустов. Что, собственно, и происходило. На почве чего мы, собственно, и сошлись.

Но стоило мне выступить с критикой того, что я критиковал ровно столько, сколько вы меня знаете, правда, в этот раз в отношении компании и людей, которые вам не безразличны, как все кардинально изменилось.

Судя по всему, вам кажется, что меня неожиданно стал раздражать факт получения реальных денег этой компанией, а не сильно огорчать способ их получения. Судя по всему, вам кажется, что я питаю к компании личную неприязнь и желаю финансового краха, не принимая любые схемы монетизации, которые позволят ее сотрудникам получать деньги. Судя по всему, вам вдруг перестало быть интересно копаться в сути вещей и процессов, но куда удобнее настаивать на формальной стороне трактовки какого-то события. А мои попытки докопаться до сути вы воспринимаете, как «умозрительные схемы, не имеющие никакого отношения к реальному положению вещей», хотя вы игнорируете ответ на довольно простой вопрос: «Можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них?». Потому что если на этот вопрос все же ответить односложно (утвердительно или отрицательно, но ответить, а не парировать очередным формальным заклинанием «CCP не торгует SP»), дискуссия может быть продолжена.

Но все, что изменилось, по сути, это объект критики, а не суть критики. Что и кого в этом случае раздражает — вопрос, как минимум, открытый.
avatar


Картина: «grehosh не может вести диалог на ММОзговеде». Автопортрет. Пиксели. Третий год подряд.
avatar
Факт продажи СП-экстракторов в магазине оспаривать было бы глупо, но вот во фразе «и как бы CCP ничего [читай — «бусты»] не продает» слова «как бы» являются лишними — CCP действительно не торгует скиллпойнтами.
CCP создала новую механику, благодаря которой появилась новая возможность: покупать/продавать бусты SP. CCP завязала создание этого буста на обязательный предмет, который продает игрокам за реальные деньги. Соответственно, каждый буст должен быть снабжен этим предметом. Без него буста просто не будет. Соответственно, за каждый проданный буст CCP получают свою долю в реальных деньгах. Этот предмет не может быть использован для чего-то еще, кроме упомянутого буста. Можно сказать, что CCP изобрели и организовали саму механику бустов, изначально понимая, что будут получать реальные деньги от продажи каждого из них?
avatar
(скучающим голосом) Купить СП у разработчика за доллары, евро, рубли или монгольские тугрики вы не можете. Точка.
(зевая (просто поздно очень)) Да, разработчик всего-то придумал механику, заточенную под предмет в магазине. Он совершенно ни при чем. Просто чуть-чуть, слегка, подтолкнули. С невинной улыбкой и непременной заботой о благе игрока. Реализуемой через магазин, разумеется. Боже… я описываю Еву. :)

Это я к тому, что у термина RMT вообще-то есть общепринятое определение.
Да, вы абсолютно правы. Уверен, что когда CCP хватает за руку игроков, продающих игровую валюту за деньги мимо плексо-кассы, они называют их правонарушение иначе. Ради взаимопонимания и выработки общих терминов, вы не могли бы подсказать, за какое нарушение их банят? Какая формулировка у этого недопустимого и глубоко незаконного процесса?
avatar
А дальше первого абзаца вы цитируем текст читали? :) Например, вот это:

Но мы можем хотя бы не путать возможность бесплатно попробовать игру, что приближает нас к идеальной ситуации, с возможностью бесплатно в нее играть, что, как нам хорошо известно, утопия, потому что так или иначе вы за игру заплатите. Чудес не бывает. И значит, это мутная вода — что-то ровно противоположное той прозрачности, которую обеспечивает первоначальный свободный доступ к игре.
avatar
Плексы оформили эту игру так, как они её оформили.
Именно. В результате чего здесь поклонники говорят о ней, как об игре, в основе которой лежит RMT. Это ли не признание?

Без плексов у меня в этой игре было бы меньше друзей (ряд моих хороших знакомых, позднее ставших друзьями именно благодаря игре, активно пользуется плексми).
А если бы подписки не было вообще, и не было бы необходимости платить, то еще больше друзей смогло бы прийти. Верно?

Просто задумайтесь, что и зачем вы сейчас рекламируете.

Я практически уверен, что без плексов сама игра была бы куда как меньше и камернее.
То есть, разменяв онлайн на принципы честной игры, вы считаете, что достигли успеха?

Знаете, мне ведь ничего не стоит сказать, что используя джинсу, методы недобросовестной рекламы, структуры текстов в стиле «десять самых привлекательных мест в ММО» (в лучшем случае), и другие заигрывания с «доступностью», ММОзговед был бы куда богаче и онлайн был выше. Но у нас немного другие принципы. Принципы, понимаете? Именно из-за принципов мы делаем свою работу так, как делаем. До совершенства еще далеко, но нам хотя бы не стыдно. Мы не оправдываем свои действия онлайном или выживанием.
avatar
Я может что-то не понимаю? Это же фактически бусты.
Определенная «элегантность», которой так гордятся в CCP, заключается в том, что бустом это становится тогда, когда «банка», продающаяся в игровом магазине, заполняется скиллпоинтами игрока. И как бы CCP ничего не продает. Просто организовала новую механику, завязала на нее свой товар в магазине, но нет-нет — бусты не продает. А попробуй докажи формально, да? И точно так же ССP, насколько я понимаю, объясняет, что RMT занимается не она, а игроки. То, что CCP ввела плексы, легализовала этот процесс, сделала его максимально удобным и безопасным, вплоть до продажи прямо в игре, вместо того, чтобы бороться и карать за получение игрового преимущества, к делу как бы не относится. Не CCP такая, это все игроки.
avatar
я пытаюсь довести до него, что ВЛИЯНИЕ (например, попробуйте проследить судьбу ISK, ушедших на приобретение «золотого яйца» в игровой торговой системе) на игровую экономику и на игровой процесс участвующих лиц оказывает любой, подчёркиваю, ЛЮБОЙ товар магазина роскоши

А какой вывод из этого? Смиритесь? Все и так уже давно влияет на игровой процесс?

Например, я потратил свои ISK на покупку декоративного костюма. Я НЕ потрачу эти ISK на покупку корабля, который НЕ будет убит «суицидником». Игровой процесс УЖЕ изменился. Да, это так просто.

Мне кажется, здесь путаница в терминах. С моей точки зрения, в описанной выше ситуации изменился не игровой процесс (не его принципы), а события, сюжет.

Игровой процесс предполагает, что новичку нужно учить умения для того, чтобы сесть на линкор. Эти умения учатся определенное количество времени. Игровой процесс. На скорость обучения могут повлиять характеристики персонажа. Игровой процесс. И импланты. Игровой процесс. Но теперь еще и экстрактор, при помощи которого можно впрыснуть в нужную ветку SP. Я неправ?
avatar
Как при помощи скинов можно быстрее сесть на равен?
avatar


Даа… очень атмосферно. :)
avatar
Если у вас за пазухой ещё что-нибудь припасено, вытаскивайте, разберёмся.

Извините, я не видел этого вашего сообщения, когда публиковал дополнение к информации. Если вы предполагаете, что я что-то держу за пазухой и так представляете наше общение, с моей стороны было бы странно его продолжать в этой ветке.

Я считаю, что причиной большинства изменений в политике CCP было давление на них со стороны игроков. Я считаю, что CCP не раз преследовали скандалы, и через эти скандалы выкристализовывался баланс. Я считаю эту ситуацию нормальной и не считаю, что люди должны при этом друг другу грызть горло и считать врагами, что-то держащими за пазухой. Мне очень жаль, что вы так реагируете.

Я не пытался скрывать, стесняться или умышленно избегать указания источников. Я открыл первую ссылку, которую выдает гугл по запросу «eve ccp t20». Выделил информацию в ней, скопировал сюда и спросил у вас, верна ли она. Эта информация совпадала с тем, что помнил я лично: баны, отказ увольнять или даже отстранять t20, длинное и затяжное противостояние игроков и CCP. Я считаю эту историю — темным пятном на репутации компании. То, что компания в итоге нашла в себе силы все это исправить, я ценю и уважаю. О чем говорил не раз. Но в вашем варианте трактовки событий все выглядело так, как если бы CCP обнаружили и сами все сделали без противостояния с игроками. Я был свидетелем этих событий, со своей субъективной трактовкой, конечно же.
avatar
И вот еще описание ситуации: www.escapistmagazine.com/articles/view/video-games/editorials/op-ed/847-Jumpgate-EVE-s-Devs-and-the-Friends-They-Keep

Еще одна деталь, описывающая изначальную реакцию CCP, причем реакцию не на нарушение, не на рисование предметов, а на разгорающийся скандал:

Which boils down to: «We couldn't prove it using our logging programs, but we deleted the characters we loved so much anyway. Hope you're happy.» Understandably, a lot of players were still livid, and were expecting at least one head to roll, but their dissent has been heavily moderated. A popular signature image has been censored, and if you compare the edited thread with the archived original, it's easy to see CCP is still trying to keep a lid on things.
avatar
«Очень неприятная»? Правда? Мне почему-то всегда казалось, что реакция была более чем адекватной.

Насколько мне известно, все перечисленные действия были сделаны не после обнаружения ситуации с t20, а после того, как CCP пыталась скрыть всю эту информацию и отказалась увольнять t20, что, собственно, и вызвало скандал.

CCP has/had a program where developers run unaffiliated alts playing through the game like a normal person would, ostensibly to get a «man on the street» viewpoint. t20's man on the street worked his way up, eventually becoming a director and head of the capital fleet in the Band of Brothers alliance. Breaking the neutrality clause the program runs upon, he revealed his identity as a CCP employee to BoB high command. Of course, this lead to nothing but trouble — he spawned T2 BPOs, at that time massively rare and expensive, and fed them information on upcoming gameplay changes, known exploits, events and so on. Everyone who wasn't in the very upper echelons of BoB directorship was unaware of this.

Enter Anthonyz, commonly known as Kugutsumen, an EVE player who happened to be an experienced hacker. Lotka Volterra director Lallente took advantage of this, hiring him to crack into our directors-only forum for a Wyvern mothership. When Lallente stiffed him on the deal he promptly went fuck LV and decided to work for their enemies (us, although we never actually hired him to do work). He stumbled on the goldmine — the smoking gun of t20's involvement in aiding the Band of Brothers alliance, posting it on the official forums. His five accounts were banned, all threads distributing this information was deleted and CCP refused to acknowledge this entire event occurred. One threadnought, a Washington Post article and a wave of cancellations later: myeve.eve-online.com/devblog.asp?a=blog&bid=424 (не работает, как и все ссылки на старые девблоги).

As it stands today (прим: очевидно, что сегодня это уже не так, но не менее очевидно, что описываемая ситуация происходит уже ПОСЛЕ случившегося): t20 was ostracized and CCP forced him to leave BoB, but CCP refused to fire him from the company.

Эта информация не соответствует действительности?
avatar
Ах да, и я лично согласен с KaDoy по поводу того, что найм любого «тренера», повышающего ваши знания, умение играть, объясняющего вам азы или глубины определенной сферы деятельности — это ситуации, которые не вызывают у меня дискомфорта, а наоборот — находят поддержку. И ставить их на один уровень с покупкой игровой валюты ради того, чтобы не разбираться, не вникать в тонкости и глубины игры, не заморачиваться с внутриигровыми схемами, у меня лично не получается никак. Но это субъективное мнение, конечно же.
avatar
Интересно, если крупный альянс скинется и наймет экономиста для оптимизации внутренней экономики это будет черный донат или белый?

Это вообще не будет «донатом», потому что это неподходящий термин, трактующийся разными людьми по-разному. Вчера в одном приватном разговоре мне пришлось настоять на исключении из употребления термина «донат», потому что когда я попросил объяснить этот термин другими словами, неожиданно всплыло слово «пожертвование». Пришлось долго спорить по этому поводу, доходить до выявления корня этого слова, и все же добиться определения «покупка игрового преимущества за деньги».

Пожертвование выглядит, к примеру, так:

The Bronze-Silver-Gold levels are mostly there to allow you to throw more money at us if you feel like it, but we have also thrown in some special Subscription Hats with the offers to give you some sense of value, should you be so generous.


Это когда за 10, 20 или 50 долларов ты получаешь все те же 30 дней подписки. Это — пожертвование.

Причем я сейчас не выгораживаю Haven and Hearth, в которой есть абсолютный аналог PLEX. Я демонстрирую пример того, как можно организовать «пожертвование» и поддержать желание игрока заплатить за игру больше базового ценника, если он руководствуется именно желанием заплатить больше за любимую игру, а не проводить меньше времени в ней, купив валюту.

Так вот, в EVE я не вижу «пожертвований», зато вижу хорошо организованную самой компанией схему получения игрового преимущества за деньги.

Возвращаясь к примеру с наймом экономиста группой игроков в EVE — игроки в EVE могут использовать различные методы получения преимущества. Относиться к этому можно по-разному. Разные группы людей следуют разному кодексу и пониманию допустимого. Напомню историю о получении нарисованных (искусственно добавленных в базу данных работником CCP) оригинальных t2-чертежей альянсом Band of Brothers. О чем все руководство альянса, а затем и все члены альянса, прекрасно знали, и их это устраивало. Момент истины наступил, когда об этом стало известно всем, включая руководство компании CCP, в задачи которой входило не допускать рисования вещей в игре. А уж тем более t2-чертежей. Вот с этого момента мы говорим о действиях компании. Их можно и нужно обсуждать. И история там очень неприятная для CCP.

То, что делает CCP, касается всех, кто играет в их игру, кто платит им деньги. А то, что делает Band of Brothers, касается только представителей этой группы игроков, с которой мне никогда не хотелось иметь ничего общего, и я никогда ничего общего с ними не имел.

В задачи CCP, как организатора и владельца игровой площадки, входит контроль за соблюдением правил и, как мне кажется, равных для всех условий. Но могут быть и другие мнения, разумеется. Может быть такая позиция, при которой владелец сервиса говорит, что он готов продавать преимущества или обеспечивать легальное RMT между игроками. В конце концов, даже в этом разговоре вполне себе сторонники EVE Online совершенно спокойно говорили о своей любимой игре, как о проекте, механика которого «базируется на RMT».

Компания CCP — это тоже группа людей. Но в отличие от даже «крупного альянса», их действия и их идеология распространяется на всех игроков их игрового сервиса. В этом принципиальное различие.
avatar
Я считаю, что вы пришли и начали нападать, незамедлительно перейдя на личность собеседника, продолжив в течение этого разговора игнорировать аргументы и прямы вопросы. Например, этот:

Прежде всего, давай разделим этот спор на две части. Есть механика, которая предполагает, что вот сейчас новые игроки смогут догонять старых персонажей, и что это им поможет влиться в процесс. Здесь у меня есть сомнения, но я не хочу их озвучивать, потому что они не принципиальные. Я уже много раз сказал — если бы это была еще одна внутриигровая механика, я бы просто ее принял, как данность. Механики приходят и уходят, а вот то, что меня напрягло — это билет в один конец.

Напрягло меня то, что это неприкрытый канал для ввода реальных денег. И если ты считаешь, что этот канал нужен, то объясни для чего. Кроме дополнительно притока денег CCP. Потому что я не понимаю, как критический элемент новой механики, приобретаемый только в игровом магазине за реальные деньги, нас «приближает к равенству».

Нет ответа, но продолжен переход на личности:

Не существует фактов, которые могли бы, в теории, привести Атрона к пониманию того, что он ошибся»

Грубо. Некрасиво. Не ожидал такого от вас.
avatar
И сколько побед в итоге было оплачено плексами?

А как вы предлагаете это подсчитать? Как можно проследить, как и у кого оказались какие-то деньги, на которые были куплены корабли или оборудование?

Сколько я ни хожу по форумам, ни разу не встречал в БРах упоминаний о том, что, дескать, победа была у нас в кармане, но тут супостат задонатил на плекс и поставил тем самым нас на колени.

А плексами стреляют? На них летают? Какое-то очень странное ожидание от БР.
avatar
Я рассуждал с точки зрения человека, который оплачивал подписку ежемесячно в течение года. Я так делал в течение четырех лет. Я плачу за игру, в которую играю. Мне интересно — я оплачиваю дальше. А что будет через год, мне неизвестно. Поэтому я и исходил из ценника за месяц. Если мы не поняли друг друга, по-моему, это не повод говорить, что я чего-то не улавливаю.

Не существует фактов, которые могли бы, в теории, привести Атрона к пониманию того, что он ошибся»

Крутой переход на личности от человека, который в этом споре не привел ни одного аргумента и ни одного факта. :)

ОК, какие конкретно факты могут вас убедить, что так бывает?

А вы попробуйте привести хотя бы один.