В сегодняшнем подведении итогов я не буду многословен, потому что перед нами сухая статистика: номинации, победители, вторые и третьи места, разница в выборе двух наших групп. Все это собрано вместе и представлено вам. А выводы и оценки результатов делать вам.
Но прежде чем вы начнете, еще раз хочу пробежаться по принципам нашего ежегодного выбора лучших, худших, инновационных и перспективных. Голосование за номинации было доступно всем зарегистрированным ММОзговедам. Но авторы, яркость которых на момент начала подведения итогов была равна 25 единица или больше, были выделены в отдельную группу — “Суперммозг”.
Они не только участвовали в собственном голосовании, наши авторы также обсуждали и готовили для вас как номинации, так и их содержимое. Идеально не вышло, потому что идеальным в этом мире ничего не бывает. Но я могу со всей ответственностью сказать, что помощь “Суперммозга” редакции была огромной, за что я еще раз хочу поблагодарить всех авторов.
И, разумеется, я хочу поблагодарить всех тех, кто принял участие в голосовании по нашим номинациям.
28 комментариев
В общем всё понравилось единственное: В справедливой сделке, неужели супермозг Еву считает не честной?
Самое значимое событие: Чистая Подписка на Lineage 2. Здесь мой голос совпал с победителем.
Мы наконец-то поиграли в линейку, в которой не продается ничего — ни объем получения опыта/дропа/спойла, ни заряды души-духа, ни свитки, ни даже шапочки, которые потом можно обменять на что-то функциональное через рынок. И это принесло действительно потрясающие впечатления от экономической части, от достижений, от вызовов. Мы увидели линейку, в которой заряды «души-духа» включаются только в критических ситуациях, а не остаются постоянно включенными. Да и другие механики увидели в их изначальном виде.
Это то, что было приятно видеть изнутри. Снаружи мы увидели не только изначальные установки Инновы «Это не фритуплей, где нужно выкручиваться» и «это проект для лояльной аудитории», что, справедливости ради, было сказано в 2014 году, но четкое следование своим обещаниям на протяжении года. Правда, не без активной помощи в этом процессе аудитории проекта. Прощупывание возможности введения магазина (пускай и косметического) произошло весной 2015 года и встретило очень активное сопротивление со стороны сообщества. Думаю, не в последнюю очередь поэтому вопрос был, как минимум, отложен. Здесь надо заметить, что у Инновы была тысяча и одна причина начать показывать пальцами в сторону Кореи, где с тем же проектом происходит трэш и угар в магазине, в ивентах, в бонусах за подписку. Понимаете, это же так просто сказать «нам присылают вот такие билды, мы пытались, но, в конце концов, мы просто локализаторы», и съехать с темы. Но Иннова продемонстрировала не только принципиальное следование подписочной модели, не только умение чувствовать свою аудиторию, но и умение диктовать свои условия самому крупному издателю MMO в мире. Еще раз хочу передать привет и благодарность за все это продюсеру русской локализации Lineage 2 — Андрею Маякину.
Ну, и, разумеется, все это стало возможно, потому что у нас была, фактически, старая игра, механика которой разрабатывалась для подписки. Будь перед нами механики изначально фритуплейной игры, органично совместить ее с подпиской, наверное, не вышло бы.
Поэтому для меня лично, это не просто история про подписку. Это история про то, как работают механики, как слушают аудиторию, как выполняют обещания, как умеют отстаивать свою позицию и локализировать проект для своей аудитории не только переводом слов, но подбором лучшей модели. У Инновы получилось сделать конфетку из того, что NCSoft у себя через три месяца превратила в говно. С моей точки зрения, разумеется. Да, Иннова не могла заняться еще и развитием проекта. Есть предел возможностей. Но в рамках своих возможностей — это отличная работа и отличный прецедент.
особенно когда ей показали что вот големы, примерно с каждого 200 выпадает охотничий лук который продается за 3000-3500 рублей.
Мне еще про экосистему услышать хочется, как главную инновацию 2015, как сложилось по совокупной т.з. СуперММОзга.
По мне — экосистемы в формировании и изменении мира, это здорово, но скорее — очень маленький и не влияющий на конечный результат (с т.з. игроков) нюанс.
Почему-то вспомнилось:
«У нас тоже будет „песочница“, но для отличия от остальных, „песок“ будет сахарный». Не касательно WA а «инноваций» вообще.
И как так получилось?)
По моей версии: Lineage 2. И не потому что вот я играл в нее, она у меня любимая, вперед. Естественно, я рассматривал все варианты, пытаясь подходить к выбору объективно. Просто игре, которой пошел второй десяток, очень тяжело сохранить атмосферу. Ни текстур навороченных, ни моделей, ни продвинутой системы освещения. Но, черт возьми, атмосферы там все равно через край. Причем все очень аккуратно: звуки, тени, склоны, цветы, подземелья, музыка! Это не ностальгия. Ностальгия проходит очень быстро. Я был в игре намного дольше, чем действует ностальгия. И, учитывая, что вот десятилетняя игра с десятилетней графикой может спокойно позвать к себе в 2015 году и накрыть тебя атмосферой, для меня это означает, что она здесь очень крутая.
Самая инновационная ММО. Здесь, к счастью, мой выбор совпал с выбором большинства в Суперммозге, но дальше я делюсь только своими соображениями.
Ребята из Seatribe на лету выдумывают не только кучу гениальных (и главное — ммошных) механик, но также изобрели совершенно потрясающий формат доступа к своей игре. Я также считаю это частью сервиса, и инновацией. А главное — они создают действительно очень живой и податливый виртуальный мир, который преображается под воздействием игроков. Недавно я показал жене ранний скриншот того места, на котором стоит наш город, и она восхитилась. Это действительно невероятно, когда смотришь, как было, и как стало. И все, что «стало», сделано нами.
Если говорить о других кандидатах, то Black Desert я всегда хвалил за детально проработанный и атмосферный мир, но, по большому счету, не считал механики взаимодействия с NPC и найм работников чем-то ммошным. EVE Online в 2015 рискнула провести очень серьезную реорганизацию фундаментального принципа защиты сооружений и территорий. Я все это очень сильно хвалил. Но я считаю это процессом самолечения, которое давно нужно было сделать EVE, никак не инновацией. В конце концов, не будешь же считать инновацией осознание разработчиками того простого факта, что игроки не могут жить в игре. Skyforge… нет, простите, не вижу инноваций для ММО.
Самое большое разочарование. Для меня — развитие Lineage 2: Classic. И снова не потому, что она ближе. Вот от BDO я ничего особого не ждал, так как NPC, как ключевая механика, и работники с повозками там были изначально. Более или менее хардкорно все это будет происходить, меня лично не слишком сильно беспокоило. Как я уже говорил, каждый раз, когда я приходил на тестирование BDO, я абсолютно ничего от нее не ждал, но меня затягивал мир. Ну, так мир там и остался. SOE и EQ Next после финтов с Landmark и общим молчанием вокруг Некста на протяжении довольно длительного времени ожиданий особых не вызывали. Но вот если бы запустили полноценное альтернативное развитие Lineage 2: Classic — вот это была бы сумасшедшая история. Для этого были все возможности. Можно было действительно двинуть альтернативную линейку в другую сторону. Бездарно профукано, увы.
vk.com/lineage2classicofficial?w=wall-75832960_152887