Никогда не видела свитки призыва босса в кэш-шопе. Может, вы имеете в виду свитки за мили?
Сброс КД на боссов продавался в магазине в Айоне. Но там нельзя было затариться пачкой и валить боссов постоянно, свиток тоже имел свой достаточно длинный КД. То есть это продажа преимущества, фактически. Но не азартная игра.
Это наибольшая иллюзия из существующих. Законы действуют везде и всегда. В каждый момент нашей жизни после рождения, а иногда и до, мы находимся в сфере деятельности длинного списка законов, и то, что многие об этом не знают или не задумываются, ничего для них не меняет.
Игра не является отдельным пространством. До тех пор, пока ее создают и продают люди, и до тех пор, пока в игру играют люди, каждый из которых попадает в сферу деятельности определенного законодательства. Это происходит прямо сейчас. Просто система реагирования на законы государства — сигнальная: кто-то должен дать знать, что где-то происходит нарушение. Европейских чиновников предупредили. Не о том, что играм нужны дополнительные законы или их нужно дополнительно регулировать, нет. О том, что разработчики игры уже нарушают уже действующий закон, который никто не отменял для компании Близзард (обычного юрлица, зарегистрированного по всем правилам, к слову) только потому, что она, видите ли, делает ММО.
Когда ролл лута или откат КД на боссов станет платным и можно будет закинуть еще чуть-чуть и трайнуть еще разочек — думаю, да, запретят. Запрещают же не факт получения чего-либо случайным образом, а возможность неконтролируемо и бесконечно закидывать деньги в надежде на случайное везение.
Так игроки всегда довольны игрой, иначе они не играли бы. В АА игроки люто негодовали, когда очередной шоповский костюм со статами выходил не на их класс. Прямо потоки недовольства изливали на форумах, потому что костюм очень нужен, а он «опять не на лука». Вопрос в том, насколько нормально это положение вещей.
Азартные игры — это эксплуатация человеческих зависимостей и слабостей. Это не продажа эмоций. Это продажа надежды на «ой, а вдруг в этот раз повезет, давай я закину еще немного… не выпало… ну еще немного… ну теперь-то точно должно!». И игровые автоматы, например, работают по той же схеме.
Поставила плюс, понравилась заметка, но я не совсем понимаю, какого именно прогресса ты ждал за пределами PvP и рытья астероидов, если те самые красивые и правильные слова звучат банально вот так:
Поясню — если человеку интересна эта игра, то он, скорее всего, приведёт в неё своих знакомых. Таких людей я называю «активаторами» или «прогрессорами». Сама по себе война в космосе новичкам абсолютно неинтересна, мы не сможем продать им такой товар. А вот тот парень, который организует движуху и втянет в войну различные ресурсы — продаст. И именно такие люди нам нужны. Поэтому нам надо не упрощать правила ведения войны до уровня детского сада, чтобы каждый нуб сразу же понимал что к чему, а делать так, чтобы игроки стремились сами мотивировать окружающих вести активную деятельность.
С самого начала и до конца тут речь идет о войне, занятии, понятное дело, коллективном. Всё плеймейкерство вокруг нее, всё вовлечение игроков вокруг нее, и групповая игра тоже по замыслу должна быть именно там. А война в EvE, как я понимаю, всегда была делом социальным и плеймейкеров там хватало.
А то, о чем ты мечтаешь — это другой уровень взаимодействия (как мне кажется), вне битья друг другу лиц и титанов. И этого ни CCP, ни Seagull не обещали, если судить по приведенным в заметке цитатам.
Контроль цен и ограничение торговли между игроками — придумка не Геймнета, а разработчиков игры. В Корее очень серьезно относятся к RMT, и BDO еще только первая ласточка, которая полетела в этом направлении.
Экзотический окрас? Что такое экзотический окрас? :))
Мои любимые лошади в игре — зеленые. И желательно, чтобы с гривой-ирокезом, таких у меня в конюшне еще нет, но мы работаем над этим вопросом.
Так ведь я тоже где-то с год назад возвращалась в АА. Тогда я пыталась играть на два мира и думала: вот в АА я буду заниматься строго чем-то определенным, и мне будет не так важно, что там вокруг творится. Есть все же в АА вещи, которые неповторимы и прекрасны, и нигде больше такого не встретишь.
Правда, долго я там не продержалась, все равно ушла, зато успела выполнить несколько своих старых заветных желаний. И не жалею о том, что возвращалась. Какое-то время мне там было очень хорошо :)
Значит, к тебе все сказанное выше не относится никак.
Я вообще и не собиралась, честно говоря, заводить такой разговор. Меня он тоже расстраивает. Давай прекратим, а? Думаю, в других условиях мы сможем выяснить все моменты наших позиций и найти взаимопонимание. Бывает такое, что дискуссия фатально заходит не туда.
Я пропускаю всю первую и бОльшую часть комментария, потому что в преамбулой согласна, а что касается хождения по граблям — я негативист по своей природе. То есть уже на старте я стараюсь увидеть все худшие моменты возможных слабостей игры, и удивить меня можно, только если речь идет о чем-то неизведанном и новом. АА была чем-то неизведанным и новым. Все остальное, в принципе, нет.
А я ни разу не был в такой ситуации и не делал такой выбор — не играть вообще. Вот и сейчас я играю в MMO, получая массу удовольствия и не сомневаюсь в своем будущем. Ты делаешь противопоставление, но для кого оно на практике?
Оно для тех, кто решает, что весит больше — магазин в игре или сама игра.
«Линейка» моя первая и одна из самых любимых игр, но для меня в этой игре чудовищно не хватает пространства. Механик, способов времяпровождения, какой-нибудь осмысленной мирной деятельности. Игровой магазин обедняет игру? Да. Но в случае с «линейкой» игра бедна механиками изначально — для меня и для моих друзей. Я не обесцениваю все те яркие эмоции, которые получила, играя в la2 в свое время. Она открыла мне мир ММО. Но для меня выбор между игрой с магазином и «линейкой» — это выбор между двумя играми, которым в какой-то степени чего-то не хватает, и «линейке» не хватает больше.
Противопоставление — для всех, кто считает, что игра, в которой есть аттракционы или магазин, неполноценна, или что игровой процесс и опыт в такой игре обесценен и лишен смысла. Это не так. Неполноценной по тем или иным причинам можно посчитать любую игру. Есть игры, которым магазин сломал хребет, это правда. Есть те, которым нет. Каждая игра разная, и она не становится дохлой рыбой только потому, что там есть туфельки с + к высоте прыжка.
Ну вот то-то и оно, что в той же GW2 можно купить и костюмы, и миниатюры, и краски, и игрушки, и даже бусты заодно с предметами для сбора. Места в инвентаре и на складе. И я ни разу в жизни не почувствовала, что хоть что-то, ну хоть на йоту обесценило мой игровой опыт в GW2. Мне даже сложно себе это представить.
В АА да, заплатил — белый человек, не заплатил — плетись за повозкой, потому что есть вещи, нужные в повседневной жизни, которые без магазина не получить в принципе. Ну, купить на ауке у тех, кто заплатил. От болидов до чертежей фермерских домов.
Да что там, даже в WoW я постоянно ощущаю, как повлияла на экономику свободная продажа жетонов. И совсем не ощущаю этого, например, в BnS или BDO.
Если бы у меня была возможность выбора, конечно, я выбрала бы "%имя игры" без магазинов, чтобы каждая мелочь получалась своими руками. Потому что каждая мелочь в магазине — это минус мелочь в игровом обороте. Но если магазин уже есть, я смогу увидеть разницу между игрой, которая на нем сидит и сделала его своей полноценной механикой, и игрой, которую магазин в какой-то степени обедняет.
И уж определенно я предпочту игру, которую в какой-то степени обеднили ассортиментом магазина — отсутствию игры вообще.
И какие же это достижения? Большинство этих бонусов имеет значение только для манчкинов и прочих эффективных оптимизаторов. Лично я купила себе костюмы, которые нравились мне внешне. Я даже не знаю, какие где бонусы вшиты, вот настолько мне это важно.
Если я захочу бонусов, я буду алчно караулить на ауке заточенный на +4 ремесленный костюм (занимает все слоты брони, не продается в шопе, крафтится в мастерской и может быть продан только другим игроком и заточен им же), который даст мне ощутимый буст. Наверное. Потому что с обычным ремесленным я никакой разницы не почувствовала и большую часть распродала.
В АА — как-то она всегда к слову приходится почему-то — есть костюмы, которые считаются обязательными для определенных ролей. Для саппортов, магов, мили-ДД и так далее. Игроки даже устраивают протесты в комментариях, когда «опять на миликов костюм, а вот когда на лука наконец будет?». То есть они требуют введения платного костюма в шоп, потому что им нужно. А знаешь, почему я об этом вспоминаю — вовсе не потому, чтобы обелить на фоне «плохой» АА «хорошую» БДО. А потому, что я в курсе. Я прекрасно знаю, какие костюмы какие бонусы дают, где, когда и почем продаются в АА. Это довольно-таки важная информация. В БДО я не знаю, какие бонусы у уже купленных мною костюмов. И вовсе не потому, что мало считаю или не стремлюсь взять грандмастера в сборе или в кулинарии.
Пока что в игре есть только один однозначный пейволл и один предмет, который жизненно необходим и бонусы от которого важны. Это петы. Для меня набор петов — это как коробка в ВоВ, стартовая покупка, от которой никуда не деться. Но у них нет игрового аналога. Их можно только купить готовыми в магазине. А потом еще всю жизнь кормить из игрового кармана… но это лирика, конечно.
Пока игра не заламывает мне руки и не вынуждает покупать то, что я не хочу покупать — нет. Я спокойно относилась к магазинам в WoW или в GW2 и покупала там костюмы и петов. Не менее спокойно покупаю костюмы и петов в БДО.
В АА да, я чувствовала себя неловко и неудобно, понимая, что игра держит нас, как наркоманов, которые мало того, что платят подписку, так еще и должны заплатить за бутылочку. Заплати за бутылочку — или не будешь играть, потому что у тебя закончатся очки работы, муахаха. Все вокруг считалось в очках работы. Вся экономика в игре была насквозь токсичной. А еще были шоповские пугала, трактор, болид… по сути, в том, что мне в игре было дороже всего, я была бы неполноценной, если бы не заносила денег в магазинчик.
В БДО я чувствую неловкость, играя у Глеба Вячеславовича, который полностью изъял печати для смены навыка скакунов и для сброса скрещивания из нормального игрового оборота, оставив их в магазине. Потому что «в русской версии есть p2p». Очень сильную неловкость по этому поводу чувствую я. И когда я заводила новый аккаунт, потому что на старый всем к фамилиям прилепили буквоцифры и предложили изменить это за деньги, я… а нет, тогда не неловкость. Тогда гнев, презрение и желание провалиться на пустом месте. Но призывать людей в евро-версию мне откровенно страшно: не хочу, чтобы кого-то забанили со всем нажитым из-за моей рекомендации. И сама по этой же причине не играю в более адекватную локализацию.
А что касается продажи игровых достижений в БДО — то я не совсем понимаю, честно говоря, о чем именно идет речь. Вроде как все достижения в игре зарабатываются в игре, продающихся напрямую на витрине нет.
Я не понимаю, почему мой довольно нехитрый набор запросов к MMO — как минимум, оставаться все же игрой и работать с социальными механиками, раз уж людей собрали вместе — cчитается крайностью.
Крайность — не запросы к играм, крайность — пропаганда позиции, в рамках которой все эти игры могут быть или считаться неполноценными, ненастоящими ММО или не теми ММО, в которые стоит играть. Я не говорю, что ты высказывал такое мнение. Но общий фон у нас уже давно именно такой. Более того, начну с самой себя: однажды в комментариях речь зашла о какой-то довольно старой уже игре с магазинчиком, и я уже собиралась оставить свой комментарий, полный снобистского «даже не понимаю, что игроки находят в этом», когда увидела комментарий от какого-то игрока, который делился своим опытом так искренне и тепло, что мне да, стало стыдно за свой цинизм. И я сразу поняла, что он находит в своей игре не меньше, чем я нашла бы в любой другой. Окно я закрыла и с тех пор, кажется, не писала никаких высокомерных реплик о том, «что вы там вообще делаете». Я не лучше других. Но я стараюсь учиться на своих ошибках.
Мне не очень приятно видеть эпитеты «мусолить» и «нехитрая мысль», но это тоже свойство свободного пространства — слышать критику своей позиции и воспринимать ее без лишних эмоций.
Это не в адрес лично твоей позиции. Это касается всех — и тебя, и меня, и многих других. Я давно уже заметила, как мало мы пишем об играх, и как много — об их недостатках. Помнишь, еще когда-то давно я пыталась запустить импровизированный флешмоб #CameraLucida? Тогда только ты да я и написали заметки с этим тэгом. И я прекрасно помню, какой головокружительный успех был у моей кратчайшей новости о закрытии Bless. Негативные новости всегда на пике интереса. И для СМИ они на первом социальном месте, так и должно быть. Но в итоге об играх как таковых тут стали писать очень мало. Слишком мало. А в мысли о том, что вокруг все плохо и все сволочи, и впрямь ничего хитрого нет, уж я-то точно знаю.
Ты и сама об этом довольно точно писала — что тебе неловко косвенно помогать таким издателям. И я, согласившись в свое время на «корейский фритуплей» в Archeage, поддерживал эту систему монетизации, включая баночки.
Но я же никогда не поддерживала ничего из вышесказанного. Более того, чем больше я люблю игру, тем громче я ругаю изменения в ней, которые мне не по душе, а вот потеряв к ней интерес — я и ругать ее перестаю. Я не из тех, кто считает, что нужно закрывать глаза на проблемы, если игра нравится. Напротив.
Но в случае с БДО моя неловкость распространяется только на издателя. В остальном мне, конечно, что-то в игре может не нравиться, что-то я мечтаю изменить, на что-то надеюсь — но никакой неловкости по отношению к самой игре, и даже к факту наличия в ней магазина, я не испытываю. В АА испытывала, было дело, была причина, тут — нет. Мое смущение связано только с фактом оплаты личных домов и яхт Глеба Вячеславовича, но это отдельная тема «кириллических» локализаторов, которую нужно отделять от самой игры. В АА проблем хватало и помимо локализатора.
К тому же, с учетом того, что в этой игре можно жить достаточно изолированно от остальных, здесь очень сложно воздействовать на твой персональный игровой опыт, насколько я понимаю. Почти так же, как читер в одиночной игре никак не может вмешаться в мой игровой опыт.
Я вспомню о том, что в БДО можно жить изолированно, когда буду пытаться купить изначальный порошок на аукционе. Ах да, я же могу его добыть сама… по одной штук раз в полтора часа, оплачивая очками влияния абсолютно не нужную мне цепочку до Руин Глиши… ну, где-то через полгода, наверное, я одиночно смогу скрафтить себе немного абразива.
Правда, зачем он мне будет нужен, если некому будет продавать золотые чайники и вазы с сапфирами, а мне достаточно и по одной штуке на полку — это еще один большой вопрос. А так — нет-нет, никак не влияют на мой персональный опыт. И на опыт Сьютты совсем не повлиял неадекватный мистик, который почти убил ее лошадей под Трентом, и вынудил увести их в город. Ничуть. И тот блейдер в лесу Манш, который с двух скиллов дал мне понять, что мне лучше поискать себе другое место для фарма, он тоже не мог вмешаться в мой игровой опыт, ведь мы почти как в одиночной игре — никто нам не нужен и никто не способен нам помешать. Всё так.
И сложно спорить с тем, что бойкот был бы более действенным способом донесения своего несогласия.
Никогда и ни при каких обстоятельствах он бы не был. Я именно тогда и пришла в себя — когда этот вопрос начали обсуждать всерьез. Тогда я и поняла, как мы далеко зашли в своей оторванности от реальности. Когда мы начали обсуждать это всерьез и даже как-то выжидательно смотреть на тех, кто не согласен занять Правильную Позицию.
Они — это мы. Как ни парадоксально, но это и я тоже, да. Когда мы становимся в позицию «все вокруг тлен, все игры не те и не такие, везде магазин и все плохо», мы отделяем себя от существующего игропрома, и это на морально-этическом уровне, может, и хорошо. Но кроме гордости за позицию, это не приносит ничего хорошего. Сьютта всегда относилась к этому куда более здраво, чем я сама, так что вполне может позволить себе отстроиться от тех, кому все «не так».
Здравствуйте, меня зовут Кьярра Маджеа и я не зависимая, нет. Вообще меня во все это втянули!
Хотя кто мне поверит после «Горячего чая». Представляю себе, что вы обо мне думаете теперь. Наверное, вам кажется, что я как маньяк подстерегаю Деви возле конюшни и хватаю каждого жеребенка, который рискнет показаться снаружи. На самом деле это все не правда! Ну… не вся правда. Есть и моя сторона в этой истории.
Лошадей в БДО я любила всегда. Все эти разнообразные породы, скиллы, умильные морды и умные глаза. Каждая лошадь по-своему уникальна, у каждой свое неповторимое обаяние, но есть породы, которые нравились мне всегда.
Вот с этого автопортрета — или с какого-то очень похожего — и началось мое падение в мир лошадей. Нет, лошади у меня были и раньше, но последние пару месяцев я передвигалась по миру на рыжей кобылке седьмого ранга — резвой, но не слишком любимой. Но зато седьмого ранга! А конь на портрете… он был четвертого, но это была та самая порода, та самая масть, о которой я мечтала еще на заре своей игры в БДО. Я, конечно, вспомнила, прониклась нежностью и забыла, но тут Деви обмолвилась, что будет продавать своего Уголька.
Тут нужно сделать лирическое отступление и снова напомнить вам о том, что лошади в БДО — явление персонализированное. Если не брать во внимание фантомов 8-го ранга, которые даются на время и без упряжи, каждая лошадка выше 5-го ранга была кем-то выведена. Каждая прошла через руки коневода, заботливые или нет. Мою красногривую кобылку в младенчестве звали КраснаяКурва, и это еще не худший вариант имени, который мне доводилось видеть — а я покупала не так много лошадей на ярмарке.
Я куплю у тебя этого коня, решительно сказала я Девине. Я буду его любить. Мне не нужны кони 7-го ранга, мне нужен он. И купила. И люблю. И как его вообще не любить?
Конь оказался мальчиком с характером: потребовал особого отношения, нового седла, потратить на него бадьяновую краску, которую я вообще-то приберегала для себя (да-да, прожорливое чудо, мне ничего для тебя не жалко) и наотрез отказался фотографироваться.
Даже сейчас снять Уголька в движении по-прежнему невероятно сложно. Но пока я объезжала нового коня, я поняла одну простую вещь: жеребенок из знакомых рук мне куда роднее и ближе, чем самый породистый скакун из чужих. И это не говоря об имени! Свой конезаводчик = всегда прекрасное имя!
А выведи мне еще лошадок, застенчиво попросила я у Деви. Я еще хочу вот такого, бело-рыжего, чтобы запрячь его в канареечно-желтую маленькую тележку…
Но вместо бело-рыжего коня вывелся бело-оранжевый Рен.
Рен хотел быть рысаком и в тележку он совсем не хотел.
Но ты же мой конь для упряжки, обижалась я.
Сама ты… кобылка еще та, отвечал мне Рен. Смотри, как я хорош и прекрасен на воле!
Крыть мне было нечем, и я пошла закладывать последние фамильные драгоценности, чтобы выкупить на ауке редкие материалы, чтобы однажды скрафтить привередливому красавцу седло Игнис, которое уже обошлось мне как крыло самолета. Красавец угрызений совести не испытывал. Ну я же тебе нравлюсь, говорил мне он и кокетливо помахивал длинной гривой. Крыть было все еще нечем: он действительно мне нравился.
Но был еще и третий конь. Да, был, признаюсь. Вообще-то он был запланирован изначально, мы с Деви уже договорились на черного коня с длинными чулками и пышной гривой. Или на белую «восьмерку» когда-нибудь очень потом. Словом, планы на третьего скакуна у меня, конечно, возникли сразу, ведь если рядом есть свой проверенный конезаводчик, как же этим не пользоваться? Но они были где-то там, впереди, пока Девина однажды не вывела из конюшни вот это.
Это был просто нокаут.
Второй — после Уголька — конь, о котором я мечтала в моем игровом детстве! Вот именно о таком, с чулками, с тонкой светлой гривой, со светлым крупом и симпатичными пятнышками то там, то тут. Мечтала, зная, что ранг у этого чуда немаленький, в отличие от тогдашней меня, что стоит он дорого, а звать его будут в лучшем случае «шпрлдцм», как одного из моих неудачно приобретенных жеребят.
Знаете, тогда я поняла, что кони в БДО точно живые. Они просто берут и приходят без спроса, не спрашивая, ждешь ты их или нет.
Его зовут Самайн. Он быстрый, легкий и пока еще юный. Неизвестно, сколько скиллов он возьмет — конечно, мы с ним мечтаем о будущем рысака, но я буду любить его и не-рысаком. Главный для себя скилл — «Взять пассажира» — он взял на первом уровне. И нужно сказать, что если окрас Самайна — это окрас моей мечты, то способность возить еще одного седока — это уже скилл моей мечты, который мне дороже дрифта, напора и карьера. Ну вот скажите, как после этого не верить, что этот конь был предназначен мне судьбой?
Дальше должен был быть рассказ, как после всего этого я перекрасила свой костюм (последними оставшимися красками) в костюм жокея. Или как я решила качать маленьких лошадок 4-5 ранга, чтобы выводить для Сьютты жеребят 6-го. Но, во-первых, это рассказ о прекрасных скакунах из конюшни Лиссандреи, а во-вторых, вы же помните: я не конезависимая. Определенно нет. Я всегда могу отказаться, как только захочу… когда захочу… если захочу…
Сброс КД на боссов продавался в магазине в Айоне. Но там нельзя было затариться пачкой и валить боссов постоянно, свиток тоже имел свой достаточно длинный КД. То есть это продажа преимущества, фактически. Но не азартная игра.
Игра не является отдельным пространством. До тех пор, пока ее создают и продают люди, и до тех пор, пока в игру играют люди, каждый из которых попадает в сферу деятельности определенного законодательства. Это происходит прямо сейчас. Просто система реагирования на законы государства — сигнальная: кто-то должен дать знать, что где-то происходит нарушение. Европейских чиновников предупредили. Не о том, что играм нужны дополнительные законы или их нужно дополнительно регулировать, нет. О том, что разработчики игры уже нарушают уже действующий закон, который никто не отменял для компании Близзард (обычного юрлица, зарегистрированного по всем правилам, к слову) только потому, что она, видите ли, делает ММО.
Азартные игры — это эксплуатация человеческих зависимостей и слабостей. Это не продажа эмоций. Это продажа надежды на «ой, а вдруг в этот раз повезет, давай я закину еще немного… не выпало… ну еще немного… ну теперь-то точно должно!». И игровые автоматы, например, работают по той же схеме.
Поясню — если человеку интересна эта игра, то он, скорее всего, приведёт в неё своих знакомых. Таких людей я называю «активаторами» или «прогрессорами». Сама по себе война в космосе новичкам абсолютно неинтересна, мы не сможем продать им такой товар. А вот тот парень, который организует движуху и втянет в войну различные ресурсы — продаст. И именно такие люди нам нужны. Поэтому нам надо не упрощать правила ведения войны до уровня детского сада, чтобы каждый нуб сразу же понимал что к чему, а делать так, чтобы игроки стремились сами мотивировать окружающих вести активную деятельность.
С самого начала и до конца тут речь идет о войне, занятии, понятное дело, коллективном. Всё плеймейкерство вокруг нее, всё вовлечение игроков вокруг нее, и групповая игра тоже по замыслу должна быть именно там. А война в EvE, как я понимаю, всегда была делом социальным и плеймейкеров там хватало.
А то, о чем ты мечтаешь — это другой уровень взаимодействия (как мне кажется), вне битья друг другу лиц и титанов. И этого ни CCP, ни Seagull не обещали, если судить по приведенным в заметке цитатам.
Экзотический окрас? Что такое экзотический окрас? :))
Мои любимые лошади в игре — зеленые. И желательно, чтобы с гривой-ирокезом, таких у меня в конюшне еще нет, но мы работаем над этим вопросом.
Правда, долго я там не продержалась, все равно ушла, зато успела выполнить несколько своих старых заветных желаний. И не жалею о том, что возвращалась. Какое-то время мне там было очень хорошо :)
Я вообще и не собиралась, честно говоря, заводить такой разговор. Меня он тоже расстраивает. Давай прекратим, а? Думаю, в других условиях мы сможем выяснить все моменты наших позиций и найти взаимопонимание. Бывает такое, что дискуссия фатально заходит не туда.
Оно для тех, кто решает, что весит больше — магазин в игре или сама игра.
«Линейка» моя первая и одна из самых любимых игр, но для меня в этой игре чудовищно не хватает пространства. Механик, способов времяпровождения, какой-нибудь осмысленной мирной деятельности. Игровой магазин обедняет игру? Да. Но в случае с «линейкой» игра бедна механиками изначально — для меня и для моих друзей. Я не обесцениваю все те яркие эмоции, которые получила, играя в la2 в свое время. Она открыла мне мир ММО. Но для меня выбор между игрой с магазином и «линейкой» — это выбор между двумя играми, которым в какой-то степени чего-то не хватает, и «линейке» не хватает больше.
Противопоставление — для всех, кто считает, что игра, в которой есть аттракционы или магазин, неполноценна, или что игровой процесс и опыт в такой игре обесценен и лишен смысла. Это не так. Неполноценной по тем или иным причинам можно посчитать любую игру. Есть игры, которым магазин сломал хребет, это правда. Есть те, которым нет. Каждая игра разная, и она не становится дохлой рыбой только потому, что там есть туфельки с + к высоте прыжка.
В АА да, заплатил — белый человек, не заплатил — плетись за повозкой, потому что есть вещи, нужные в повседневной жизни, которые без магазина не получить в принципе. Ну, купить на ауке у тех, кто заплатил. От болидов до чертежей фермерских домов.
Да что там, даже в WoW я постоянно ощущаю, как повлияла на экономику свободная продажа жетонов. И совсем не ощущаю этого, например, в BnS или BDO.
Если бы у меня была возможность выбора, конечно, я выбрала бы "%имя игры" без магазинов, чтобы каждая мелочь получалась своими руками. Потому что каждая мелочь в магазине — это минус мелочь в игровом обороте. Но если магазин уже есть, я смогу увидеть разницу между игрой, которая на нем сидит и сделала его своей полноценной механикой, и игрой, которую магазин в какой-то степени обедняет.
И уж определенно я предпочту игру, которую в какой-то степени обеднили ассортиментом магазина — отсутствию игры вообще.
Если я захочу бонусов, я буду алчно караулить на ауке заточенный на +4 ремесленный костюм (занимает все слоты брони, не продается в шопе, крафтится в мастерской и может быть продан только другим игроком и заточен им же), который даст мне ощутимый буст. Наверное. Потому что с обычным ремесленным я никакой разницы не почувствовала и большую часть распродала.
В АА — как-то она всегда к слову приходится почему-то — есть костюмы, которые считаются обязательными для определенных ролей. Для саппортов, магов, мили-ДД и так далее. Игроки даже устраивают протесты в комментариях, когда «опять на миликов костюм, а вот когда на лука наконец будет?». То есть они требуют введения платного костюма в шоп, потому что им нужно. А знаешь, почему я об этом вспоминаю — вовсе не потому, чтобы обелить на фоне «плохой» АА «хорошую» БДО. А потому, что я в курсе. Я прекрасно знаю, какие костюмы какие бонусы дают, где, когда и почем продаются в АА. Это довольно-таки важная информация. В БДО я не знаю, какие бонусы у уже купленных мною костюмов. И вовсе не потому, что мало считаю или не стремлюсь взять грандмастера в сборе или в кулинарии.
Пока что в игре есть только один однозначный пейволл и один предмет, который жизненно необходим и бонусы от которого важны. Это петы. Для меня набор петов — это как коробка в ВоВ, стартовая покупка, от которой никуда не деться. Но у них нет игрового аналога. Их можно только купить готовыми в магазине. А потом еще всю жизнь кормить из игрового кармана… но это лирика, конечно.
В АА да, я чувствовала себя неловко и неудобно, понимая, что игра держит нас, как наркоманов, которые мало того, что платят подписку, так еще и должны заплатить за бутылочку. Заплати за бутылочку — или не будешь играть, потому что у тебя закончатся очки работы, муахаха. Все вокруг считалось в очках работы. Вся экономика в игре была насквозь токсичной. А еще были шоповские пугала, трактор, болид… по сути, в том, что мне в игре было дороже всего, я была бы неполноценной, если бы не заносила денег в магазинчик.
В БДО я чувствую неловкость, играя у Глеба Вячеславовича, который полностью изъял печати для смены навыка скакунов и для сброса скрещивания из нормального игрового оборота, оставив их в магазине. Потому что «в русской версии есть p2p». Очень сильную неловкость по этому поводу чувствую я. И когда я заводила новый аккаунт, потому что на старый всем к фамилиям прилепили буквоцифры и предложили изменить это за деньги, я… а нет, тогда не неловкость. Тогда гнев, презрение и желание провалиться на пустом месте. Но призывать людей в евро-версию мне откровенно страшно: не хочу, чтобы кого-то забанили со всем нажитым из-за моей рекомендации. И сама по этой же причине не играю в более адекватную локализацию.
А что касается продажи игровых достижений в БДО — то я не совсем понимаю, честно говоря, о чем именно идет речь. Вроде как все достижения в игре зарабатываются в игре, продающихся напрямую на витрине нет.
Это не в адрес лично твоей позиции. Это касается всех — и тебя, и меня, и многих других. Я давно уже заметила, как мало мы пишем об играх, и как много — об их недостатках. Помнишь, еще когда-то давно я пыталась запустить импровизированный флешмоб #CameraLucida? Тогда только ты да я и написали заметки с этим тэгом. И я прекрасно помню, какой головокружительный успех был у моей кратчайшей новости о закрытии Bless. Негативные новости всегда на пике интереса. И для СМИ они на первом социальном месте, так и должно быть. Но в итоге об играх как таковых тут стали писать очень мало. Слишком мало. А в мысли о том, что вокруг все плохо и все сволочи, и впрямь ничего хитрого нет, уж я-то точно знаю.
Но я же никогда не поддерживала ничего из вышесказанного. Более того, чем больше я люблю игру, тем громче я ругаю изменения в ней, которые мне не по душе, а вот потеряв к ней интерес — я и ругать ее перестаю. Я не из тех, кто считает, что нужно закрывать глаза на проблемы, если игра нравится. Напротив.
Но в случае с БДО моя неловкость распространяется только на издателя. В остальном мне, конечно, что-то в игре может не нравиться, что-то я мечтаю изменить, на что-то надеюсь — но никакой неловкости по отношению к самой игре, и даже к факту наличия в ней магазина, я не испытываю. В АА испытывала, было дело, была причина, тут — нет. Мое смущение связано только с фактом оплаты личных домов и яхт Глеба Вячеславовича, но это отдельная тема «кириллических» локализаторов, которую нужно отделять от самой игры. В АА проблем хватало и помимо локализатора.
Я вспомню о том, что в БДО можно жить изолированно, когда буду пытаться купить изначальный порошок на аукционе. Ах да, я же могу его добыть сама… по одной штук раз в полтора часа, оплачивая очками влияния абсолютно не нужную мне цепочку до Руин Глиши… ну, где-то через полгода, наверное, я одиночно смогу скрафтить себе немного абразива.
Правда, зачем он мне будет нужен, если некому будет продавать золотые чайники и вазы с сапфирами, а мне достаточно и по одной штуке на полку — это еще один большой вопрос. А так — нет-нет, никак не влияют на мой персональный опыт. И на опыт Сьютты совсем не повлиял неадекватный мистик, который почти убил ее лошадей под Трентом, и вынудил увести их в город. Ничуть. И тот блейдер в лесу Манш, который с двух скиллов дал мне понять, что мне лучше поискать себе другое место для фарма, он тоже не мог вмешаться в мой игровой опыт, ведь мы почти как в одиночной игре — никто нам не нужен и никто не способен нам помешать. Всё так.
Никогда и ни при каких обстоятельствах он бы не был. Я именно тогда и пришла в себя — когда этот вопрос начали обсуждать всерьез. Тогда я и поняла, как мы далеко зашли в своей оторванности от реальности. Когда мы начали обсуждать это всерьез и даже как-то выжидательно смотреть на тех, кто не согласен занять Правильную Позицию.
КьярраМаджеа и я не зависимая, нет. Вообще меня во все это втянули!Хотя кто мне поверит после «Горячего чая». Представляю себе, что вы обо мне думаете теперь. Наверное, вам кажется, что я как маньяк подстерегаю Деви возле конюшни и хватаю каждого жеребенка, который рискнет показаться снаружи. На самом деле это все не правда! Ну… не вся правда. Есть и моя сторона в этой истории.
Лошадей в БДО я любила всегда. Все эти разнообразные породы, скиллы, умильные морды и умные глаза. Каждая лошадь по-своему уникальна, у каждой свое неповторимое обаяние, но есть породы, которые нравились мне всегда.
Вот с этого автопортрета — или с какого-то очень похожего — и началось мое падение в мир лошадей. Нет, лошади у меня были и раньше, но последние пару месяцев я передвигалась по миру на рыжей кобылке седьмого ранга — резвой, но не слишком любимой. Но зато седьмого ранга! А конь на портрете… он был четвертого, но это была та самая порода, та самая масть, о которой я мечтала еще на заре своей игры в БДО. Я, конечно, вспомнила, прониклась нежностью и забыла, но тут Деви обмолвилась, что будет продавать своего Уголька.
Тут нужно сделать лирическое отступление и снова напомнить вам о том, что лошади в БДО — явление персонализированное. Если не брать во внимание фантомов 8-го ранга, которые даются на время и без упряжи, каждая лошадка выше 5-го ранга была кем-то выведена. Каждая прошла через руки коневода, заботливые или нет. Мою красногривую кобылку в младенчестве звали КраснаяКурва, и это еще не худший вариант имени, который мне доводилось видеть — а я покупала не так много лошадей на ярмарке.
Я куплю у тебя этого коня, решительно сказала я Девине. Я буду его любить. Мне не нужны кони 7-го ранга, мне нужен он. И купила. И люблю. И как его вообще не любить?
Конь оказался мальчиком с характером: потребовал особого отношения, нового седла, потратить на него бадьяновую краску, которую я вообще-то приберегала для себя (да-да, прожорливое чудо, мне ничего для тебя не жалко) и наотрез отказался фотографироваться.
Даже сейчас снять Уголька в движении по-прежнему невероятно сложно. Но пока я объезжала нового коня, я поняла одну простую вещь: жеребенок из знакомых рук мне куда роднее и ближе, чем самый породистый скакун из чужих. И это не говоря об имени! Свой конезаводчик = всегда прекрасное имя!
А выведи мне еще лошадок, застенчиво попросила я у Деви. Я еще хочу вот такого, бело-рыжего, чтобы запрячь его в канареечно-желтую маленькую тележку…
Но вместо бело-рыжего коня вывелся бело-оранжевый Рен.
Рен хотел быть рысаком и в тележку он совсем не хотел.
Но ты же мой конь для упряжки, обижалась я.
Сама ты… кобылка еще та, отвечал мне Рен. Смотри, как я хорош и прекрасен на воле!
Крыть мне было нечем, и я пошла закладывать последние фамильные драгоценности, чтобы выкупить на ауке редкие материалы, чтобы однажды скрафтить привередливому красавцу седло Игнис, которое уже обошлось мне как крыло самолета. Красавец угрызений совести не испытывал. Ну я же тебе нравлюсь, говорил мне он и кокетливо помахивал длинной гривой. Крыть было все еще нечем: он действительно мне нравился.
Но был еще и третий конь. Да, был, признаюсь. Вообще-то он был запланирован изначально, мы с Деви уже договорились на черного коня с длинными чулками и пышной гривой. Или на белую «восьмерку» когда-нибудь очень потом. Словом, планы на третьего скакуна у меня, конечно, возникли сразу, ведь если рядом есть свой проверенный конезаводчик, как же этим не пользоваться? Но они были где-то там, впереди, пока Девина однажды не вывела из конюшни вот это.
Это был просто нокаут.
Второй — после Уголька — конь, о котором я мечтала в моем игровом детстве! Вот именно о таком, с чулками, с тонкой светлой гривой, со светлым крупом и симпатичными пятнышками то там, то тут. Мечтала, зная, что ранг у этого чуда немаленький, в отличие от тогдашней меня, что стоит он дорого, а звать его будут в лучшем случае «шпрлдцм», как одного из моих неудачно приобретенных жеребят.
Знаете, тогда я поняла, что кони в БДО точно живые. Они просто берут и приходят без спроса, не спрашивая, ждешь ты их или нет.
Его зовут Самайн. Он быстрый, легкий и пока еще юный. Неизвестно, сколько скиллов он возьмет — конечно, мы с ним мечтаем о будущем рысака, но я буду любить его и не-рысаком. Главный для себя скилл — «Взять пассажира» — он взял на первом уровне. И нужно сказать, что если окрас Самайна — это окрас моей мечты, то способность возить еще одного седока — это уже скилл моей мечты, который мне дороже дрифта, напора и карьера. Ну вот скажите, как после этого не верить, что этот конь был предназначен мне судьбой?
Дальше должен был быть рассказ, как после всего этого я перекрасила свой костюм (последними оставшимися красками) в костюм жокея. Или как я решила качать маленьких лошадок 4-5 ранга, чтобы выводить для Сьютты жеребят 6-го. Но, во-первых, это рассказ о прекрасных скакунах из конюшни Лиссандреи, а во-вторых, вы же помните: я не конезависимая. Определенно нет. Я всегда могу отказаться, как только захочу… когда захочу… если захочу…
Наверное.