avatar
Но тогда мы размываем тот пласт, в котором игрок должен научиться играть самостоятельно. Да, в Аионе тоже были СМы, которые умели фармить элитные локации соло. Но я не была таким СМом. Мне нужен был челлендж моего уровня, чтобы овладеть своим классом в совершенстве.

Кстати, «линейка» предоставляла множество возможностей для соло-игры. В группе играть было эффективнее, но солистов в ла2 было предостаточно. И в катах махать рукой можно разве что из самх дальних комнат, где вешали яд и кровотечение в промежутках между парализом. Вот вообще 90% контента в ла2 — это контент, который могли фармить одиночки, не особо напрягаясь. Разработчики добились от игроков постоянной кооперации другими методами. А тут я пока вижу только обещания поднимать планку сложности, причем так, что новичку, который еще не нашел себе коллектив и который еще не овладел (ну он же новичок) своим классом так, как про-СМы в Аионе и про-дестры в ла2, особо и некуда будет податься.

(Ттак въедливо к игре я отношусь не потому, что не верю в них или плохо отношусь к их начинаю, а ровно по обратной причине. Мне бы не хотелось, чтобы разработчики, которые реализуют эксперимент, объективно нужный не только их аудитории, но и всей отрасли в принципе, на старте выстрелили себе в колено. От их работы сейчас многое зависит. Для меня они что-то вроде священной коровы, как для многих других — Ashes of Creation. Они не должны сфейлить, потому что ошибутся они в одном, а неудачу припишут другому. В общем, это социальный момент не в игре, но вокруг нее, и я — заинтересованная сторона)
avatar
И если вы поднимете те дискуссии, то вы с удивлением узнаете, что я тот самый человек, который утверждает, что даже продажа костюмов может навредить игровой атмосфере. И вредит ей всегда. Я четко и однозначно озвучивала свое мнение на этот счет множество раз. А еще я совершенно случайно была тем человеком, кто — как юрист — поддерживал намерение игроков BDO подать на Геймнет в суд. Но это было до того, как я перешла на темную сторону и начала «намеренно вводить в заблуждение» невинных новичков, конечно же. Вести долгие беседы с переходом на личности и разбором «что говорит автор» я не хочу, спорить с людьми, которые в споре начинают с вопроса «а какой у вас гирскор» — тоже.

Но на основные вопросы я отвечу.

Пейволл — это то, что полностью блокирует доступ к определенным благам в игре, оставляя только одну возможность получить доступ к этому благу — купить его.
Это патенты на двигатели и бумаги домовладельца в АА.
Это петы в BDO.

Есть «мягкий» пейволл — вроде как ты можешь это получить, но без вложения реальных денег нормальная игровая деятельность в этом направлении невозможна.
Пример такого пейволла — это имбирные напитки в АА. Да, можно без них, но механика построена так, что без них нормальной игры не будет.
Это итемы на сброс скрещиваний, навыков и смертей для коневодов. Да, что-то можно купить за мили. Это это ничто для человека, который хочет заниматься выведением рысаков в количестве больше одного.

Я рекомендовала людям покупать набор «Комфорт». Тем, кто собирается заниматься ремеслом и торговлей — особенно.
Я не рекомендовала покупать всякие премиумы и наборы героя, потому что это банальные рейты. Новичкам они не то, что не нужны, они противопоказаны, иначе по цепочке черного духа они будут оттачивать навыки на серых мобах. После 56 уровня они смогут (получив пару наборов в подарок) решить, нужно ли им покупать буст к опыту на 30% или на 100%. И я искренне надеюсь, что они сделают тот же выбор, что и я, потому что все мы евангелисты в своей личной религии.

Далее.
Энергия на ремесло не тратится.
Только на сбор ресурсов.
Кроме отдельных категорий (грубый камень, пиломатериалы, вода) ресурсы выгоднее собирать с помощью рабочих на узлах. В отличие от бутылок с имбирным зельем в АА, в реалиях BDO все эти эллианы и зелья — срезание углов, а не нормальная игра. Тем более что разработчики дали возможность получать энергию и расширять ее пул игровыми методами.
Также срезанием углов являются итемы на повышение грузоподъемности, расширение инвентаря и склада в игре, где геймплей построен на том, что ты можешь: прокачать грузоподъемность самостоятельно, купить доспехи силы (кстати, в них два слота, сойдет для новичков до 56 уровня, а точеные доспехи можно хоть до босс-сета носить), купить верблюда, телегу, играть в развитие цепочек домовладений-складов и повышать количество ячеек на нужном складе игровыми методами. Это красиво, интересно и создает геймплей.

Магазин в BDO паразитирует, к счастью, не на нормальных игроках (которым интересно чего-то добиваться игровыми же методами), а на врывателях, которые хотят срезать углы.

Да, есть пейволлы. Я их перечислила. Возможно, в числе «мягких» пейволлов есть что-то еще, о чем я даже не подозреваю.
Да, у игры есть стартовый чек — то, что нужно купить обязательно и непременно. И об этом я написала.
Да, у игры есть регулярный (ежемесячный или еженедельный) чек, который состоит из дополнительных покупок, как и в подписочной игре. Оптимальный вариант оплатить этот чек на сегодня — купить набор «Комфорт». Но это, в отличие от тех же петов/костюмов, не обязательный чек. Да, можно без него — я сейчас так и играю, гринд, фермы, производственные узлы и аукцион (с большой комиссией, да) приносят мне достаточно денег.

И уж точно обязательным чеком не являются рейты на опыт. Рейты — для тех, кто хочет догнать и перегнать. На 56-58 уровне начинается нормальная игра, в которой никто не обязан бежать в мыле к финишной черте. Если вы хотите купить в шопе х2-рейты — это не пейволл. Это личный выбор. Я вот не хочу. Мне нравится старый добрый гринд и то чувство, когда у тебя на взятии 62 уровня руки дрожат. Когда хочется выпить шампанского в тот день, когда ты наконец можешь надеть свой давно купленный Таллум. Когда 1% — это неплохой результат, 10% — серьезная часть игры, а 100% — это действительно новый уровень. А не так, как в других играх — а, новый уровень.

Да, и еще. Любой магазин в игре — это плохо. Все варианты монетизации, кроме честного, без скрытых транзакций p2p — это плохо. Но когда мы уже влезаем во внутренности f2p-игры — да, тут я могу позволить себе сказать, что это не так плохо/очень плохо, относительно других игр или других механик. Потому что весь этот f2p от лукавого, а дьявол, как мы знаем, в деталях.

Надеюсь, это было достаточно подробно, лично и обстоятельно. И нам с вами больше никогда не придется вести беседу.
avatar
Контент для малых групп будет предполагать участие трех-четырех человек в наземных локациях.
Это то, что на карте называют легендой. Малая группа — это даже не два человека. А три-четыре.

Хорошо экипированная и опытная группа, возможно, сможет пройти контент вдвоем или втроем, но только в случае, если он будет значительно ниже их уровня. Остальная игра для малых групп будет возможна только вблизи городов и форпостов.
Зафиксируем — контент для малых групп будет только вблизи форпостов и городов.

Хотя за стенами есть занятия, которыми можно заняться на протяжении от получаса до полутора часов с двумя или тремя друзьями (охотиться за шкурами или собирать полезные травы
Зафиксируем и это — даже поход за шкурами и травами потребует группы из двух-трех человек.

Суммируем сказанное.
Вокруг форпостов и поселений © сконцентрирован контент для групп от четырех до двух человек (если уровень им позволяет). Где, в таком случае, находится контент для соло-игроков?
Особенно с учетом того, что даже ресурсы тут нужно добывать в группе (кстати, как раз этот момент мне нравится, но. Но).
avatar
Я пока вижу только такой фокус: один человек играть не сможет.
Ну, сможет, но не выходя за пределы замка/города/поселения.

По крайней мере, в тексте выше именно так и написано.
avatar
С целями в игре все в порядке, но да, слишком жестко взялись нарезать контент порционными кусками. Дело в том, что режим «у ворот разбиваемся минимум по парам» — это как раз для сессионных игр. Этакий командный мультиплеер. ММО должна поддерживать разные режимы взаимодействия. Она должна создавать входной порог для социализации — чтобы люди могли заходить в игру не готовой группой, а по одному, и постепенно обзаводиться знакомствами, связями, друзьями. При всей моей любви к PvE как ключевому узлу для кооперации, даже я не пойду играть туда, где уже для выхода из города нужно искать группу. Сразу. Из абсолютно незнакомых людей. Без входного порога и возможности познакомиться с игрой, ее основными возможностями и боевой механикой самостоятельно, без возможности просто помочь такому же мимопроходящему с мобами, без возможности встретиться и столкнуться с будущим сопартийцем совершенно случайно. Мы, например, сейчас играем соло и вдвоем, потому что хотелось бы сначала изучить игру, понять, чего мы от нее хотим, а потом уже выбирать гильдию для вступления. И если так вышло, что я в 3 часа ночи одна в игре, а моих согильдийцев нет, я хочу иметь возможность что-то сделать. Не зафармить рейдбосса и не вынести замок с элитой. Но просто поиграть. Да, вне стен замка, вот таков мой крамольный замысел.
avatar
Ну, я давно за ними наблюдаю. Кто-то решился сделать игру вокруг PvE, вокруг кооперации, а не подогревания конфликтов и свар. Это уже круто.

Но некоторые нюансы смущают, как и в случае с Ashes.
avatar
Без пояснений эта таблица новичкам не поможет :)
Буква «М» в русской версии — это мили, то же самое, что L — Loyalty — в западной версии. Начисляются за вход в игру.
Вес/инвентарь — итемы для расширения инвентаря и повышения грузоподъемности. Склад — аналогично, расширение склада, причем на конкретной территории.
Со скидками костюмы стоят от 1500 до 1750.
Том войны — итем на бонус к боевому опыту.

Забавно, что нет единственного, что объективно нужно при прокачке — питомцев. При том, что в этом случае как раз важно, где и какие условия для получения: на p2p можно по меньшей мере двух петов получить игровыми способами, на евро, насколько я слышала, тоже. Зато посчитано все то, что можно (и интересно) получать в игре без магазина, и без чего можно обойтись даже в случае, если сейчас этого не хватает. Игровыми методами. Красиво. С созданием дополнительного геймплея.

Такое ощущение, что составлял таблицу опытный достигатель, который четко так «пронзил», что нужно «реальному игроку» в BDO.
avatar
Серверов в BDO нет в принципе, есть каналы :) Осады ведутся на одной группе каналов, насколько я поняла, но я к местному PvP пока подступала только в социальном плане. P2p — отдельно, f2p — отдельно. Еще есть группа каналов для новичков, с бонусами к опыту. На ранних уровнях штука бесполезная и даже вредная, а на больших уровнях — тут нужно очень спешить, чтобы успеть добежать до 50+ за выделенное для бонусных каналов время.

Социальное расслоение на русских серверах (евро не пробовала) работает на уровне «любители мирной жизни — гильдии, которые воюют за ноды — гильдии, которые захватывают замки». Схема чем-то похожа на линеечную, но только эти три «слоя» социально не маркированы :) Мирная жизнь тут очень интересная, энтузиастов торговли, фермерства, рыбалки и коневодства очень много, поэтому тут нет такого, что ты, мол, играешь неполноценно и место твое в пятом углу карты. Постоянно набирают игроков в PvE-гильдии, в рекрут-объявлениях указывают «у нас нет осад и войн». Да, PvP-шники между собой так слегка меряются, те, кто воюет за территории, тот у нас высшая лига. Но все это делается больше для фана, чем для профита, так что нет линеечного снобизма, когда некоторые товарищи вообще не признавали существования миддлвара. Все достаточно мягко.

Эта мягкость, равно как и отсутствие шумных нагибаторов, связано с тем, что в мире BDO очень мало PvP вне еженедельных осад. За PK на спотах штрафуют кармой. Ресурсов много. Способов обогатиться — тоже много. Так что жесткой конкуренции, как в EvE, например, нет. Есть конкуренция, которая, опять же, в ла2-стиле. Я бы сказала, 1/2 ла2 — за самые популярные споты, наиболее эффективные для прокачки. Поэтому все конфликты вынесены на осады выходного дня, благодаря чему игра стала более спортивной, а конкуренция топовых тагов — более социальной (за игроков, например, есть нехватка кадров на осады, тех же пушкарей, я вижу, часто ищут и зовут). Политика есть, состав топ-тагов практически не меняется, кстати, с последними достижениями техники у нас теперь и политические программы на ютубе имеются :) После каждой осады подкаст с участникам, обсуждение, кто на ком стоял, почему победили, почему проиграли. Послушать забавно, но лексика временами прорывается, как и эмоции, кхм… мальчики есть мальчики.
avatar
Здесь я представлял не только работу с налогами и грамотный манор, но и какие-то ивенты, вроде ежесубботней ярмарки на главной площади города, что-то такое.
Именно об этом обычно и говорят, до того, как пожать плечами. То есть это все к вопросу о том, что «мне и в игре хватает ролевых механик». Я вот долго пыталась понять, почему люди, которые вроде бы любят социализацию, так пренебрежительно относятся к социализации на чистом энтузиазме, на желании общаться, контактировать друг с другом вне голых механик, а просто потому, что в этом мире хочется жить.

Да, представление о ролевой игре у многих сведено до уровня «ходить шагом по городу». Но как по мне, то десяток людей в костюмах, которые «шагом ходят по городу», весят в контексте социализации не меньше, чем те же десять человек, которые убивают мобов. Или даже убивают друг друга ради мобов. И на моей практике любители ходить шагом в хорошей компании завязывали социальные связи куда более прочные и основательные, чем любители подраться на споте.

Прости, это не совсем к тебе, похоже, ты скорее разделяешь мои взгляды, чем нет. Но вот накипело, правда. Меньше всего на ММОзговеде мне хотелось слышать, что «зачем вам этот дополнительный уровень, вам что, реальных механик мало». Потому что механик всегда мало. Потому что механики никогда — никогда вообще и в принципе — не станут реальной основой для отношений. Механики нарожали нам тысячи игроков-любителей эффективности, но механики не способны родить на свет второй Провиблок. Это могут делать только люди с идеей, которые хотят пойти не прямо, а поперек самой простой и эффективной дороги.
avatar
Европейский локализатор «менее чудовищный». Он вообще не чудовищный, ну, разве что в рамках того факта, что любой f2p — чудище обло, озорно и лаяй.

Вообще «донат» в BDO, при всей шумихе вокруг него, на самом деле меньше влияет на итоговый геймплей, чем, например, монетизация АА до недавнего времени. Понятно, что в любой f2p-игре есть определенный обязательный ценник, и этот платеж так же обязателен, как и в случае с подписочной моделью. Так что вопрос только в размере этого обязательного платежа (при дроблении затрат на месяц) и в наличии в игре шкалы прогресса-через-шоп. Т.е. работает ли формула «чем больше ты платишь, тем ты круче» как основной способ достижения успеха.

Что сейчас есть в BDO? Четыре варианта местной «подписки» на месяц — комфорт, премиум и набор героя, благословение Эллиан. Покупать их не обязательно (я не купила пока ни одного, хотя вообще я люблю такие пакеты на месяц), играть без них мне нравится даже больше, чем с ними. Серьезных преимуществ они не дают. На европейских серверах часть бонусов включены по умолчанию, часть входит в единый пакет, по сути, это уже и есть подписка. Что обязательно к покупке на ру и на евро: петы, которые собирают лут. Их дают и в игре, например, за недавние эвенты на ру-серверах дали двух петов. Максимально на евро можно призвать 4 петов, на ру-сервере — 5 петов, для нормальной жизни 3-х хватает с головой. Скорее всего, хотя бы одного купить придется. Для ровного счета стоит добавить сюда еще и один костюм (1500 рублей — он дает небольшие бонусы к опыту, удаче, репутации). И все. Нет, то есть совсем ВСЁ. Стартовый чек (костюм + петы) и ежемесячная оплата подписки в удобном формате (для ремесла и торговли «комфорт», для активной прокачки набор героя или премиум).

Лично я покупать все эти наборы героя и премиумы не рекомендую. Если идти в BDO — нужно быть готовым к адовому гринду. Но все это с выгодой для себя и в очень атмосферных локациях (см. ролики выше). По эвентам дают периодически эти наборы на день/неделю/две, если вдруг нарисовалась пара дней на активную игру и хочется поставить рекорд по вкачанным %% — этого хватит, ИМХО. А вот комфорт (-комиссия на аукционе, + 8 слотов в инвентарь и на любом складе, возможность вкладывать ОВ дистанционно и салон красоты на месяц) — вещь приятная и полезная. Если ты играешь в экономику прежде всего.

Как итог: шоп в BDO не особо страшен, пейволлов там нет (кроме коневодства, пожалуй), расширяется и пополняется с каждым месяцем, т-т-т, только декоративная часть. В игре есть скрытый стартовый чек (строго обязательный — это петы, для энтузиастов сбора всех возможных бонусов — один костюм). Игра, соответственно, b2p в обязательном порядке. Есть нескрытая ежемесячная подписка, она опциональна. В магазине естт бонус-итемы, в основном на получение опыта (игра с бесконечной прокачкой). Они, опять же ИМХО, нужны разве что желающим очень быстро догнать товарищей. Если вы готовы к неспешной прокачке, вам они не понадобятся. На евро ситуация лучше с точки зрения репутации, качества локализации (перевод на ру-версии писали энтузиасты, а не профессионалы) и нормального, человеческого подхода к магазину (подписка у них реально как подписка, а не «у нас три наборчика и один дополнительный». Надежность евро-версии на порядок выше. Скандалов вокруг евро-версии нет.

Минусы евро — IP-блок, что в случае с такой игрой, как BDO, очень болезненно. Если вдруг забанят за второсортное происхождение, потеря будет огромной. Просто перейти на другой сервер и «наверстать», как в играх вроде WoW, не получится. Ну и то, что активным игрокам с ориентацией на PvP понадобится войс, а не все готовы к голосовой связи на английском языке.
avatar
А я все еще гадаю, эвент с цветниками все-таки поставят, или скоро осень и потому это будет уже не актуально? Пожалуй, единственное, что меня расстраивает в игре — это наш локализатор.
avatar
Меня вот что поражает — как они так долго держат марку. Ни одного перегиба, ни одной «фэнтезийной» локации с нереалистичными пейзажами Все четко, строго, как в аптеке. Все по биомам. При этом цели такой разработчики не ставят, стоит только вспомнить ольху, единую в трех ликах, или местные сосны, тонкие белые деревца. Допуск на реалистичность тут широкий. Но сеттинг всегда максимально приближен к реальности.
И я смутно подозреваю, что это одна из причин для не-популярности игры на ее исторической родине. Там в ходу совершенно другие шаблоны.

Кстати, эльфийский город, который показывают в трейлере второй части, примерно с 7 минуты — это город для игроков. Там будут арендуемые дома, производственные цепочки и все прочее. Эта красота — она не для любования, она для жизни :)
avatar
Так я как раз хорошо знаю, что такое PvE в «линейке». Я же каребир со стажем :) Но PvE — это второстепенный контент, все-таки это взаимодействие игроков и окружения, и многие тут негативно отзывались об «игре с манекенами», мол, это не самостоятельный геймплей, а лишь промежуточная стадия, своего рода сбор ресурса для грядущей войны.

Все остальное — это скорее дополнительное взаимодействие, и, честно говоря, классическое РП, о котором, опять же, любители «чистых» песочниц отзываются негативно. То есть я согласна с тем, что почему бы не придумать эвенты, какие-то другие форматы осады, свои интересные правила игры. Но это я. По мнению многих любителей песочной игры, зачем все это вообще, «нам РП хватает и в обычных механиках». Да, я слушаю все подкасты ММОзговеда :)
avatar
А если на сервере не сложится ни миддлвара, ни бигвара? Я так понимаю, что на лакрафтере политики как таковой нет?
avatar
«Классика» — это, увы, вообще не вариант :( Классический пример с поддельными елочными игрушками.
Просто так уж вышло, что все механики ла2 — это околовоенные механики. Они все заточены под PvP, причем не ситуативное на спотах, а полноценное политическое. У вас есть какие-то планы на этот счет? Вы собираетесь участвовать в миддл/бигваре? И будет ли он на сервере вообще? Потому что даже с рейтами x1 — вы все неизбежно вырастете, оденетесь и даже проточитесь. Мне интересно, как вы видите себе будущее сервера и вашей команды в таких условиях.

Да, я все еще решаю этот PvP/PvE ребус с постоянными переменными :)
avatar
Судя по двум «слоям» архитектуры, я бы предположила, что храм и верхний уровень строили в эльфийские времена. А нижний уровень с базарчиком и бедными с виду домами, похоже, достроили позже, для местных жителей, которым не повезло с деньгами и происхождением.
avatar
Только тут вот такой момент. У меня большой опыт игры на малонаселенных серверах, я начинала играть на сервере с онлайном около 100 человек. Было весело. Но там сообщество состояло из нескольких небольших кланов, которые активно сражались друг с другом, рейты были х10, то есть новые игроки могли достаточно быстро нагнать старожилов. При желании и наличии энтузиазма. По сути, все эти 100 человек активно участвовали в военных действиях. Играть там было интересно.

Но если сообщество не состоит из активных и вовлеченных в биг/миддлвар старых знакомых, в «линейке» остается не так много от ММО. Ведь по сути, социальный геймплей там вертится или вокруг войны, или вокруг обслуживания военной машины. Это объективно так. Разработчики были очень лаконичны в том, что касается других игровых механик. Это не значит, что нельзя играть без PvP, можно, я играла. Но связку, действительно настоящую, между игроками en masse, образует именно наличие полноценного и долгоиграющего военного конфликта.
avatar
Между прочим, ретро не выходит из моды уже который год :) Играют же сейчас пусть и в странно-вывернутую, но «классику», и Носталриус не был обделен вниманием общественности. Нет, старые игры сейчас на марше.

Нашим любимым городом была Руна. Она — именно как город — была невероятно живой, интересной и сама по себе рассказывала историю. Кланхолл в Руне был мечтой… а какого там можно было вырастить волка!
avatar
Глудин, еще одна приморская жемчужина la2. Наряду с портом Гирана, Руной и Иннадрилом. Какое памятное место. И да, не самое популярное и населенное. Для нас это было временным домом даже в те времена, когда мы уже достигли уровня Диона и Гирана — там все же было слишком много людей. Потом мы перебирались в Иннадрил. А после 60 уровня — в Руну. Своего кланхолла у нашей маленькой компании, по понятным причинам, не было. Хорошо, что мы ролевики и нам достаточно было своих неписанных правил, традиций и общего чувства дома. Глудин — город, ничем по развитию не уступающий Гирану, разве что в мои времена там не было торговца, продающего всякие полезные вещи для питомцев. Большие открытые площади, башни, кварталы, магазины. И паром до Говорящего острова. Кстати, никто не задумывался о том, что общественный транспорт — мерило уровня развития цивилизации? Вот в Глудине есть паром, в Руне есть, в Иннадриле есть туристический маршрут для романтических поездок.
avatar
В нашей стране почти все используют те или иные способы обхода блокировки в сети :) Но тут дело личного выбора — связываться или нет. Мы в итоге играем у отечественного локализатора, по сумме прии=чин. Хотя меня это и печалит.