avatar
Привет, привет.

Как свидетель развития ММОзговеда с момента, когда Атрон писал на нем один до момента, когда он превратился в сообщество, да еще и с монетизацией, могу сказать, что писательский талант Атрона заметно улучшился.

И по большинству пунктов, касательно отсутствия достойных проектов, наши взгляды совпадают.
Про PvP и «злодей в игре» значит и в реале «злодей» по прежнему категорически не согласен.

На протяжении 15 лет в играх, никогда не разделял Россию и Украину, и никогда не был свидетелем какой-либо национальной розни. Игроки в целом довольно аполитичны.

Про перегорание и RSS ленту, забитую шумом согласен, есть такое, я на Siddgames тоже подзабил по причине «не о чем писать». Поначалу я думал, что дело во мне, в пресыщении, в возрасте, но даже когда углублялся в тот или иной проект понимал, что нет, он просто не интересный.

Однако стоит заметить, что виртуальные миры не пустуют, в них кто-то играет, и кто-то даже по 10 лет. Отсюда напрашивается вывод, что есть игроки, для которых текущие проекты нормальные.
Так и пишут: «Lost Ark лучшая игра всей жизни» — я не знаю, как можно такое написать, разве что человек больше ни во что не играл. И ведь действительно не играли! С каждым годом игроков, которые помнят нормальные ММО становится все меньше, и слово «нормальный» меняет смысл.

Стоит так же сказать, что на увядание интернет ресурсов влияет еще и их техническая непопулярность. Все сидят в мессенджерах, сайты и форумы не интересны, даже игровые проекты отказываются от форумов в пользу канала в дискорде.
— И думаю стоит дополнить, раз уж тут все пишут про войну и завуалированно пытаются навязать чувство вины «композиторам», которые при нацизме давали концерты.
Почитайте книгу «Сага об ИКЕА», в которой Ингвар Кампрад наглядно описывает процессы того времени, и объясняет, почему не мог быть против ужасного режима.
А знаете на что похожа такая логика? Как раз на то, чтобы говорить «Если в игре ганкер — значит в реале убийца».
Очевидно, что в мире происходят процессы, на которые рядовой народ повлиять никак не может, и многочисленные вариации упреков в стиле «тебе хорошо, ты дома сидишь в тепле в светле, и ракеты над головой не летают», пусть даже и по факту справедливые, но все же являются манипуляцией «позиции жертвы» с целью вызвать у меня чувство вины и сделать соучастником неприятных событий. А я себя, очевидно, таковым не считаю.

Насчет обвинения разработчиков в том, что они не делают социальных взаимодействий, справедливо, но то, что они все мол маньяки, создающие «миры смерти», в которых игроки высвобождают свои самые темные пороки — это уже честно говоря звучит бредово, как и то, что «они не видели ужасов войны», а значит и не вправе воспроизводить ее в играх.
А что вы скажете на то, что большинство писателей фантастов — бывшие военные? Многие из них прошли войны, и после написали множество великих книг, в которых были и военные конфликты. Для меня подобные натягивания совы на глобус звучат дико, все равно как если бы во время шахматной игры противник, у которого съели фигуру кричал бы — «злодей!» в адрес оппонента.

Атрону желаю успехов переосмыслить жизнь и заново собрать себя в работоспособную машину, пишущую тонны текстов, не важно в ммозговеде или где-то еще, навык думаю не пропадет.

P.S. Ставящих минусы моему комментарию считаю агрессорами, и вообще недостойными людьми. Это же явно акт неприкрытой агрессии, направленный на уменьшение моей энергии и скорую «смерть» — блеклые комментарии, а затем и вовсе невозможность писать.

P.P.S. Шучу конечно, реагируйте как хотите, я принимаю механику площадки такой, какой ее задумал создатель, не обвинять же его в таком «злодеянии», как создание инструмента понижения репутации?)
avatar
Буду ли я сожалеть о кончине ммозга?! Нет. Потому как не кому сожалеть, старый я, умер 24 февраля в 4 утра. Всего через пару часов как отметил свой 33-й день рождения.

Меня будто бы переселили в другой экземпляр мультивселенной. Тот же я но другой — с другими взглядами на жизнь, моралью, ценностями, вкусами.

Любые приятные слова поддержки от тех кто не прятался от ракет и не пережил эти страдания, теперь не более чем спам в давно заброшенном ящике гугл. Мне даже не хочется вчитываться в этот мусор или искать в нем кнопку «Отписаться».

С начала войны меня не покидает мысль, что мне не хватает своего «Максима Каца», который для меня, почему то так похож на Атрона в своей манере интеллектуально и обдуманно выстраивать повествование.

Если бы Атрон обзавелся своим микро-блогом на ютюбе где как Максим, за 10-15 минут излагал бы что то про ММО, то я бы слушал в захлеб.

В целом, не хочу ни с кем спорить или общаться. Эта функция временно недоступна так же как и отбитый интерес играть во что угодно где есть живые люди. Поэтому, я играюсь в Rimworld и жду новостей как ребенок, по которым скажут что мы победили и окончена война.

Соотечественникам — удачи и терпения. Не игнорируйте тревоги. Злопыхателям — искренне жду дня когда вы это же переживете. (А они тут есть, я более чем уверен. Они просто хорошо маскируются под нормальных людей)
avatar
Классная структурированная статья, спасибо.

Некоторые моменты, наконец, уложил у себя в голове.
avatar
Я на истину не претендую, и ответа стопроцентного у меня нет. Замечу, что упомянутые исследования, к которым я отношусь достаточно осторожно, в любом случае рассматривают сравнительно кратковременные развлечения. Я точно не из тех, кто утверждает, что фильм или игра с насилием — причина насилия. Почему это так объяснял в том числе лет двадцать назад на страницах «Компьютерры». В частности там говорится:

Для этого на уровне тезиса заявляю: в компьютерных играх отсутствует насилие.

Ничего с тех пор не изменилось. Проблема в том, что MMO — это не игра. Вот что говорит Раф Костер по этому поводу:

Когда разработчик начинает заниматься MMO, он больше не делает игру, он создает сообщество. Этого можно добиться осмысленно или случайно, но результат будет один — в итоге возникает сообщество.

Я уточню: авторы MMO создают не просто сообщество, а социальную модель со своей социальной пирамидой. В рамках этой модели человек экспериментирует, добиваясь успеха или сталкиваясь с неудачами внутри модели. Учитывая, что это многолетний личный опыт на основе собственных решений, сформированных в среде отчётливо живых, настоящих людей, здесь уже сложно увидеть только выплёскивание эмоций, здесь можно увидеть формирующуюся и влияющую на человека модель поведения, стратегии, приводящие к успеху или неудачам при взаимодействии с другими людьми.
avatar
По Поводу pvp и жестокости я с радостью подискутирую.

Не делаешь ли ты классической «причинно-следственной» ошибки? Дело-то вот в чем. Согласно исследованиям, игры и фильмы позволяющие выплеснуть эмоции — снижают агрессивность особей в жизни. Не получается ли так, что зло исходит не из «злых игр» (возможности убивать безнаказанно), а из травмированных в детстве детей, из необразованности, из неокрепшей психики, из вседозволенности, из отсутствия моральных ориентиров и образования?

Почему, даже имея возможность убивать безнаказанно, этим все равно не будут занимаются абсолютно все? (Потому что будущие поведенческие базисы закладываются ещё в утробе, Сапольски «биология поведения человека»)

Почему в русско-говорящем комьюнити так плохо развиты role-play составляющие? (Потому что в школе не учат рефлексии и ставить себя на место других ?)

Я скромно считаю, что это все — стороны одной монеты (многовато сторон у монеты).
avatar
Ты часто ссылаешься на Фукуяму.

Я, скорее, ссылаюсь на крылатую фразу, которая явно оказалась результатом ошибочного вывода. Никакого «конца» у истории нет, и как показывают ситуации даже в развитых социумах, с трудом добытые предыдущими поколениями общественные ценности (и производные блага от них) новыми сначала воспринимаются как должное, а затем ими с невероятной легкомысленностью пренебрегают.

Мне кажется, человеческий мозг для того и нужен, чтобы к чему-то приходить без необходимости каждый раз, грубо говоря, совать пальцы в розетку, отлетать к противоположной стене и задумываться над смыслом электричества.

Опасность прихода того беспросветного мРака, который накрыл сейчас Россию и пускает метастазы по соседству, есть везде, в любом обществе. Это культ силы, культ лжи и превосходства через унижение, оклеветание других. Это всё то, что всегда было в избытке в MMO с высокой ролью PvP. И я продолжаю считать, что это не шутки.

Беларусь, например, не имеет.

Если это излишне самокритичный взгляд на собственную страну, я могу понять такую эмоцию. Если же это отказ другой стране в её естественных правах — нет. Всё, что не получилось у Беларуси, на мой взгляд, не получилось именно из-за поддержки мРака по соседству. Если уж и говорить о том, кто провалил экзамен на общество, как основу государства, то это точно не Беларусь.
avatar
Ты часто ссылаешься на Фукуяму.
Если позволишь, есть несколько другой взгляд, Шпенглера, «культура и цивилизация».

У Украины идёт становление культуры и государственности, как и у поляков. Это очень молодые и динамичные нации, в этом их сила. Текущая война показала, что Украина имеет право на существование на карте.
Беларусь, например, не имеет.
avatar
Хорошая попытка, но нет. Жители благополучных европейских стран не только режутся в ммо, но и с удовольствием берут в руки крупнокалиберный пулемет. Не у себя дома конечно, а где-нибудь подальше от дома, да. А потом так: «А нас то за шо?»

Опс.)
avatar
Неумение различать каждую конкретную войну, её причины, масштаб, цели сторон — естественное следствие позиции «все политики одинаковые», да и смешивание политики с войной — тоже. И то и другое, и третье происходит от инфантильности, лени и самоустранения себя, как активной единицы общества. А потом оказывается, что и общества никакого нет. Всё это происходит, на мой взгляд, из нежелания слушать других на фоне жгучего желания делиться своим мнением. Вот и сейчас вы явно продемонстрировали, что уцепились за фразу собеседника, просто проигнорировав все его остальные доводы.

Можно считать моё отвращение временным состоянием. А можно считать предыдущее состояние в попытках притереться, сжиться с тем, к чему не стоит привыкать, заблуждением. Я никому не навязываю выводов. Но могу повторить свои слова, сказанные ещё до войны: человек, живущий в благополучной европейской стране, может делать социальную модель, в основе которой лежат бесконтрольный грабёж и убийства, только потому, что, выйдя поздним вечером на улицу за пивом или молоком, он не боится вообще ничего и никого. Ему кажется, что своей виртуальной альтернативой он щекочет себе и другим нервы, полностью уверенный в том, что в реальности наступил тот самый «конец истории», и что за углом его не разорвёт в клочья выстрелом из крупнокалиберного пулемёта тот, кто тоже захотел пощекотать себе нервы и навязать свою волю любому, кто слабее его. Потому что может.

Опс?
avatar
Так то из «этой части земли» военное насилие успешно импортируется в ту часть мира, где не делают таких замечательных компьютерных игр. Прямо сейчас, например, Франция успешно делает это в Мали. Вообще делить мир на безопасный и цивилизованный и остальной грязный мордор, как минимум не разумно. За это можно поплатиться. И я считаю то, что сейчас происходит, закономерным «концом истории» общества, где права и безопасность существуют только для «той части Земли».

Какбэ если описать все одним словом, то: «Опс...»
avatar
слушай, ну даже я уже не сдержался.
«геноцид», «военная аннексия», 3я мировая… у тебя там разжижение мозга?
avatar
Я говорил о той части Земли, где, на мой взгляд, цивилизация достигла того уровня обеспечения прав и относительной безопасности
, когда основная опасность находится в твоем собственном смартфоне, читая и отправляя все необходимое куда и кому надо. А все свободы твои прекрасно разбиваются о цензуру разной степени упоротости, от самых разных организаций.

Безопасность — это только иллюзия.

p.s. простите, без мата, только так. На самом деле все еще хуже, даже если вы не параноик.
avatar
Для тех, кому не удаётся внимательно читать даже после трёх раз. Я говорил о той части Земли, где, на мой взгляд, цивилизация достигла того уровня обеспечения прав и относительной безопасности, когда казалось, что в той или иной степени наступил «конец истории». Для той цивилизации, которая создаёт компьютерные игры и играет в них массово. Живёт жизнью западноевропейской цивилизации двадцать первого века, если обобщённо. Все MMO созданы именно этой культурой, если что.

Абсолютно непродуктивно делать вид, что твой собеседник инфантил, незамечающий войны в других частях земли.
avatar
Но пвп и враги там были. И, наверное, какие-то ресурсы с них добывали. Так что без драки врятли было совсем обойтись. Разве что разрешить воевать за вас другим… Но это во многих ммо есть.
avatar
Отчего невероятным-то? Война не прекращалась, просто была достаточно далеко. Где-то там в других странах какое-то сшп кого-то гоняло бомбами с самолетов. А тут вдруг «а нас-то за что?». И это зрело довольно долго.

Ещё один чревовещатель. «А нас-то за что»? Серьёзно?! Это я такое говорю? «Зрело довольно долго»? Я не знаю, что в твоей голове зрело довольно долго, если ты не можешь отличить военные конфликты от геноцида и попытки военной аннексии другой страны. Если ты не можешь разглядеть войну, аналогов которой не было со второй мировой.
avatar
Подождал ответа больше суток. Ничего удивительного — как и в прошлой беседе в этой теме, при сближении с конкретикой, при просьбе привести цитаты, отказ подтвердить свои слова реальными аргументами. Но если в случае целой книги, которую написал другой человек, у меня ещё могут быть сомнения, что я чего-то не разглядел или забыл, то уж собственные слова и мысли я понимаю прекрасно. И ничего даже близкого по смыслу к фразе «Потом, там же, он же приходит к мысли, что ему ненавистна мысль, что его статью может прочитать человек из России и этим как-то «развлечься»» я не писал. Это легко проверить, прочитав то самое «там же».

В частности:

Со своей стороны я чувствую, что любая попытка писать об играх, обсуждать MMO, параллельно читая о новых массовых жертвах, новых убийствах, новых пытках, изнасилованиях, физических и психологических, постепенно делает всё перечисленное фоном. Здесь мы читаем про обновление No Man's Sky, а через минуту — про очередной расстрел жилых кварталов Харькова, четвёртый месяц подряд, и считаем очередных мёртвых людей, как пункты в патчноутсах.

Но, пожалуй, страшнее даже не это. Страшнее то, что всё это не очередная война, и уж тем более не «конфликт». Это оживший у всех на глазах нацизм, лишение права других людей на жизнь под предлогом «Вы нам не нравитесь, и вообще вас, вашей страны, вашей жизни не должно быть». Это совершенно дикий захват территорий и публичное обсуждение судьбы захваченных заложников, их родной земли, домов. Это буквально фильтрационные лагеря.


Мне кажется, здесь сказано всё чётко, и усмотреть в моих словах то, что моя голова забита тем, как бы не развлечь ненароком россиян, человек в здравом уме и с нормальным отношением к собеседнику не может. Так у кого здесь в итоге язык ненависти и подлости? Язык перекручивания фактов и намерений.

Жизнь так или иначе продолжается даже в такой чудовищной ситуации. Мы шутим, мы отвлекаемся, мы обсуждаем игры, фильмы, книги. Мы обсуждаем тенденции MMO прямо в комментариях по соседству. Но работа с развлекательным контентом на системном уровне — это совершенно другое, как бы мне ни хотелось внутренне вернуться к такой работе.

Идея «объединения» всех людей в двух странах в момент, когда одна страна буквально уничтожает другую, звучит так же ужасно, как идея «пускай наступит мир». И реальный мир и реальное объединение могут наступить только после признания совершённого чудовищного преступления, его завершения и наказания виновных, никак не во время совершения этого преступления. Иначе участие в «объединении» на фоне буквального геноцида, на фоне подготовки к «аннексии», то есть «объединению» через оккупацию моей страны, может быть только соучастием. В моём представлении. Если это непонятно, значит, придётся снова и снова объяснять, но уж точно не подыгрывать усыплению эмоций некоторых россиян, «уставших от войны» в своих летних кафе.

У меня прекрасные отношения со множеством россиян, которые осознают ужас происходящего. Нас «объединять» не нужно.
avatar
А вообще можете игру без атаки врага представить?
да, в Haven & Hearth было, чем заняться и без пвп. С учетом того, что я даже кабанов избегала, вполне можно представить совсем без атак.
avatar
Отчего невероятным-то? Война не прекращалась, просто была достаточно далеко. Где-то там в других странах какое-то сшп кого-то гоняло бомбами с самолетов. А тут вдруг «а нас-то за что?». И это зрело довольно долго.

Но вообще вопросом «почему игр с насилием больше и они более популярны» я задавался еще гм… в школе. А потом стал задаваться, почему именно мне больше нравятся игры с насилием (я не про пк — убийство мобов — тоже насилие в моем контексте). Притом что человек я мирный, в пк не лезу и вообще. Но если в игре нет мобов (игра про строительство), нет врагов, то мне неинтересно.

Достаточно глянуть на игровые жанры, чтобы увидеть, что игр без агрессии и насилия раз два и обчелся. Какие-нибудь барби-одевалки и квесты. Да и в квестах случается пострелять. А если брать игры многопользовательские (как ММО, так и неММО формата) — так там я даже не упомню ничего мирного. Видали градостроительные симуляторы в формате ММО (справедливости ради я об одном таком слышал и в один не ММО даже играл)? А вообще можете игру без атаки врага представить?
avatar
Дык от ММО ждут продолжительности во времени, а для этого нужен баланс и сложность. Игра не может быть далека от реальности, так как в неё играют реальные люди. Бог с ней с физикой, с графикой, вообще со всей внешней мишурой, пусть там будет магия и звезда смерти и что угодно вообще. Если не будет баланса, не будет интереса. А баланс, это социальная составляющая, то что мы тащим в игру из реальности. В любой сказочный и выдуманный мир.

Я упомянул ИИ только лишь в разрезе больших и гибких вычислительных мощностей способных предсказывать и регулировать искусственный мир игры. Иначе нет смысла задавать вопрос: «Какой мир ММО выбрать?» Ответ — никакой или любой. Потому что любая игра в таком случае это на поиграться пока есть интерес. Вообще проще играть в однопользовательские игры или в сессионные зарубы типа контры. В первом варианте социалка строго уложена в сюжет, во втором отсутствует как таковая.

Баланс, однако.
avatar
Любая игра — это упрощение, срез реальности.

Делать игру реальной нет не просто физической возможности, но и такого запроса. Это одна из фундаментальных особенностей «игры» как социального феномена. Несколько правил, несколько табу, механика.

Имея неограниченный бюджет и мощности мы уже сварили NewWorld. Из этого же гроба сейчас начнут продавать сериал по Властелину Колец. Я исключительно считаю, что произведение — это всегда предельное состояние автора. Можно в автора, как в чёрный ящик, забросить любое количество денег, но напрямую повлиять и улучшить произведение — не выйдет.

Не согласны? Книга «мифический человекомесяц». 50 лет в обед. Объяснит почему удвоив коллектив сроки могут вырасти вдвое. Регулярно такое встречаю на практике.

К тому же, я очень скептичен по поводу ИИ. Не потому что он невозможен, отнюдь! Я считаю что ещё как возможен, мозг, в алгоритмической основе, неплохо изучен, появляются все новые алгоритмы обучения с учителем и без. Я считаю, что создание ИИ может стать роковой ошибкой для человечества. Хочешь стать параноиком как я? Почитай ушедших за последний год из гугла людей и их заявления о том как сильно продвинулся Гугл в этом направлении (коротко — уже есть и уже осознаёт себя). Гугл уже в суд подал за разглашение коммерческой тайны…