Прошедший на днях обыск сеульского офиса Blizzard — уже не первый, но на этот раз очень неприятный звоночек для компании. И дело здесь не в Diablo III, которая может быть для кого-то прекрасной игрой, а для кого-то лишь попыткой сыграть на ностальгии, дело в ставшем уже фирменном специфическом отношении Blizzard к своей аудитории. История стара как мир — успех расслабляет. Слава и лояльность поклонников кажется чем-то вечным. Недовольные возгласы воспринимаются чем-то незначительным. А потом к вам в региональный офис приходят люди с ордером и реальность врывается сквозь открытую дверь.
В наших широтах визит представителей государства в офис частной компании не означает ровным счетом ничего. Конечно, в нем нет ничего хорошего, но, в то же время, все эти разборки и подозрения могут быть обычным шантажом властей. Увы, мы живем в глубоко варварских странах, где самый глупый закон будет важнее понятия «право» и лишь средством «наезда».
Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости.Несмотря на то, что единого и общепринятого определения понятия «право» не существует, я попытался привести одно из таких определений. Суть всех их сводится к тому, что какие бы безумные законы не принимало текущее правительство, какие бы контракты не выписывало мелким шрифтом юридическое лицо, они не должны противоречить базовым установкам о справедливости в современном обществе.
В средние века существовала принятая большинством система общественных взаимоотношений, в которой определенной части людей присваивались особые характеристики и права от рождения. На этой системе базировалась монархия. Сегодня в той же Великобритании монархия — атрибут давних традиций, но никак не система общественных отношений. В наших странах, где монархия, казалось бы, давно забыта, существует как раз философия, очень близкая к средневековой. Почему? Ответ очень простой. Система реальных общественных отношений строится не на лозунгах, а на фактах. Ее определяют практические инструменты, которыми любой гражданин может защитить свое право на справедливость. И, конечно, вера в эффективность этих инструментов.
Когда я в свое время возмущался отношением Blizzard к проблеме очередей и обсуждал эту проблему на официальном форуме World of Warcraft все мы, и сторонники обвинений и противники, соглашались с одним: «В суд с этим не пойдешь». Есть лицензионное соглашение. Я его принял. В нем Blizzard, как и любой разработчик, снимает с себя все обязательства и может делать что хочет. Вот это и есть базовая философия общества, в котором мы живем. И моя философия тоже. Тут уж без исключений. Простой контракт, заключенный со мной, воспринимается высшим документом, регулирующим наши отношения с провайдером услуг. Высшим и окончательным, не подлежащим обсуждению.
Южнокорейские игроки так не считают. Объясню суть проблемы. Diablo III, наверняка, хорошая и качественная игра. Во всяком случае, я не слышал серьезных обвинений в обратном. Но Blizzard решила сделать так, что играть в нее невозможно даже в одиночном режиме, не подключившись к сервису авторизации. Вполне понятное решение правообладателя таким образом воспрепятствовать пиратскому распространению их продукта. Но, как и в случае с активацией Windows, такие меры часто приносят больше проблем обладателям лицензии, чем тем, против кого направлена вся энергия этого технического решения. Blizzard не справились с наплывом игроков и серверы авторизации оказались перегруженными. В результате чего игроки, жаждущие просто провести вечер наедине с игрой, которую ждали больше десяти лет, получали отказ в виде ставшей уже знаменитой «ошибки 37».
И вот те, кто был возмущен подобной ситуацией, потребовали у Blizzard возврата продукта на основании того, что у них нет возможности получить обещанное. Ситуация повторилась как и в нашем случае с полями боя: Blizzard отказался что-либо возмещать или исправлять, ссылаясь на принятое лицензионное соглашение. Тут бы и сказке конец, как это водится — пар должен был быть выпущен в свисток на официальных форумах и ничего не значащих петициях. Но южнокорейские игроки решили организованно обратиться в Федеральную Торговую Комиссию своего государства. Ведь именно государство должно защищать права своих граждан. Не на бумаге, а на деле. И в этом конкретном случае все завертелось. Комиссия подозревает Blizzard в заключении нечестного контракта (unfair contract) с гражданами своей страны, что нарушает местный закон об электронной коммерции и коммерческих контрактах. Ведется расследование, в рамках которых и был осуществлен обыск в региональном представительстве компании.
Как это было и в случае с полями боя, речь не идет о том, что плоха игра или геймплейные механизмы. Игроки возмущены качеством сервиса и конкретными организационными решениями вокруг него, которые не позволяют получить обещанное не в номинальном виде «когда-нибудь, если повезет», а в реальном — когда это хочется и нужно игроку. Возможно, в Blizzard так увлеклись сеттингом своих игр, что сами погрузилась в сказочное средневековье, где можно творить что угодно. Но мы, к счастью, живем в другое время и по другим законам. Вернее, не мы, но кто-то другой, что все равно дает надежду.
24 комментария
Кстати, я не уверен на все 100%, но вроде бы в Штатах и Европ(ах) EULA не считается binding, потому что туда можно вписать что угодно, и всё равно люди не читают её — тем более игра в большинстве случаев уже куплена на тот момент, когда пользователю показываются эти десять страниц юридического сленга мелким текстом.
Думаю, проигрыш Близзард в такой ситуации будет выгоден всем — и игроделам (кроме самого Близзарда, конечно — но в долгой перспективе может и им), и игрокам. Честные взаимоотношения лучше.
Не стал об этом писать в тексте, чтобы не загромождать, так что спрошу здесь. Может, я, конечно, не прав, но я вообще не понимаю проблемы с недостатком мощностей в реальности, где уже несколько лет облачные сервисы не то что существуют, а стали стандартом де-факто. Что у них там за проблемы с железом могут быть?!
Там же ещё и взломы были. Т.е. always-online DRM сделали якобы ради безопасности сингл-плеерщиков от читеров, и этим открыли читерам и хакерам (почти) прямую дорогу в записи сингл игроков :)
Про нагрузку — не знаю. Даже в век «облачных сервисов, бороздящих просторы Большого театра» надо всё настраивать, и мощности по-прежнему дорого стоят. Не рассчитали пиковую нагрузку, или где-то узкие места по маршрутизации.
Может не хотят доверять чужим облачным сервисам данные аккаунтов, а главное — серверную часть? Впрочем, я уверен, Близзард бы не разорилась и поднимая собственные дополнительные сервера на время запуска, но зачем тратиться, если и такой сервис терпят. Там же котики командуют.
Не думаю что близард с радостью побежит на амазон арендовать мощности для своих серверов, а создавать собственную инфраструктуру ради месячного наплыва банально невыгодно, легче потерпеть вайн неудачников.
Может, я, конечно, не прав, но я вообще не понимаю проблемы с недостатком мощностей в реальности, где уже несколько лет облачные сервисы не то что существуют, а стали стандартом де-факто. Что у них там за проблемы с железом могут быть?!
***************
Цена вопроса. Скорее всего решали сэкономить. Ну и нарвались.
И кстати ошибка 37 и немного разные вещи. В случае диабло это прямое нарушение контракта.
И хоть я и сторонник близзардов, но тут полностью соласен с Anton Maslo если их штрафанут по самые уши, это в долгосрочной перспективе будет выгодно всем.
С уважением, Шкуурник.
Как-то очень пафосно, хотя _ничего_ ровным счётом не произошло. Да и даже если корейские игроки что-то там выиграют и получат деньги взад (а суды везде работают не быстро) это _никак_ не отразится на всех остальных странах. В смысле, совсем никак. Ну кого волнуют корейские заморочки? ;-)
Параллели с нашими "органами" изрядно повеселили. По той же самой логике и органы всех остальных стран чем-то не тем занимаются. Почесалась-то только Корея ;-)
@Сергей Матвеев
>Параллели с нашими "органами" изрядно повеселили. По той же самой логике и органы всех остальных стран чем-то не тем занимаются. Почесалась-то только Корея ;-)
Вы просто не поняли, как работает нормальное общество. :) Поэтому вы ждете, что некие государственные организации будут что-то делать без обращений самих граждан.
Корея почесалась, потому что там нашлось достаточно людей, которые организованно и грамотно решили отстоять свои права. На очереди Евросоюз:
"This is a petition to protest that fact and ask that the European Consumer Organisation BEUC (Bureau Européen des Unions de Consommateurs) and other national and international consumer organizations located in the EU investigate the situation and determine whether Blizzard acted responsibly, upholding the obligations arising from selling the game, or not. If not, then the BEUC should seek censure for the company by European authorities and arrange recompense for its customers."
На данную минуту: Collected: 22,078 Signatures. Вчера было 15 000.
http://www.petitionbuzz.com/petitions/diablo3complaint
Но я понимаю, "_ничего_ ровным счётом не произошло". :) Как "не происходило" с полями боя в свое время.
Параллели с нашими "органами" изрядно повеселили. По той же самой логике и органы всех остальных стран чем-то не тем занимаются. Почесалась-то только Корея ;-)
*********************
Это начало. если корейцы доведут хотя бы до суда, то это повод начать чесаться аналогичным органам в Европе и Америке.
Да и скандал такого уровня это в любом случае репутационные и денежные потери.
С уважением Шкуурник.
2Atron: Я ожидаю? А что тысячи наших пользователей обратились в наши органы и/или там в общество по защите прав потребителей с запросами, а их послали? :-) А то знаете ли, иногда и одного обращения достаточно, но что-то мне подсказывает, что и даже его не было :-) Что касается всех этих онлайновых петиций, то это фигня полная. Я видел петиции и под сотню тысяч голосов, на которые был дан "вежливый отмаз" (для СМИ, исключительно)
"корейцы доведут хотя бы до суда, то это повод начать чесаться аналогичным органам в Европе и Америке" - это ерунда. Просто потому, что судебные прецеденты одной страны никак не волнуют другие страны. Корейцы молодцы, но и только.
@Сергей Матвеев
Тогда я запутался. Вот корейцы молодцы. Окей. У нас тоже можно обращаться, но никто не обращается. Окей. Ну, так я об этом и писал. В той истории с очередями на поля боя я наслушался столько всего про "нытье", про "ничего не докажешь", причем говорилось это через губу не представителями компании, а игроками, которые все то же самое испытывали на своей шкуре. Очень символично, что мне тогда говорили "тут ничего не докажешь, иди на европейские серверы". Сейчас, но уже в контексте Дьябло, говорят "на европейский серверах делать нечего, идите на американские". Если продолжить этот вектор, логично предположить, что дальше будут посылать на корейские. :) Так, наверное, и будут ходить вокруг света по сетевой инфраструктуре, пока не поймут, что корень в не самом лучшем отношении к своим клиентам. А различные условия зависят не от доброй воли компании, а от сопротивления, которое оказывают те или иные клиенты.
2Atron: Да вопрос-то не в этом. Вы думаете можно заставить судом улучшить качество игры, что ли? Ну вернут Вам деньги за игру, и что? Вам это надо? На фоне общих продаж в мире Близзард даже не заметит этой суммы.
Что касается именно Diablo, я не фанат и играть в неё даже не планирую, но уверен, что большинству недовольных "ошибкой 37" никак не денег хочется, а нормальной игры :-) А рассуждать о "не самом лучшем отношении к своим клиентам" в отношении признанного _мирового_ лидера в области ММО просто смешно. Может и не лучшее, но... кого волнует? :-)
P.S. Кстати, что касается именно России, то у Близзов _лучшее_ отношение к клиентам из тех нескольких онлайновых игр, что я пробовал.
@Сергей Матвеев
>Вы думаете можно заставить судом улучшить качество игры, что ли?
Близзард сейчас расплачивается прежде всего репутационными потерями. Я не понимаю суть вашего возражения. В чем оно заключается? "Ну и что?" В этом как бы основной ваш посыл? :)
>А рассуждать о "не самом лучшем отношении к своим клиентам" в отношении признанного _мирового_ лидера в области ММО просто смешно. Может и не лучшее, но... кого волнует? :-)
Еще раз пытаюсь пробиться к сути. "Ну и что?". "Кого это волнует?". Вы это хотите сказать? :)
Я хочу сказать, что лидера по количеству клиентов могут не волновать такие мелочи. Клиентов-то всё-равно больше всех :-) То же самое относится и к пресловутым "репутационным потерям". С чего бы это вдруг? Первый раз у них что-то тормозило? ;-)
Компания Нокия тоже так думала. Когда-то.
И правильно, так их. Зачем проводили открытый бета тест? Непонятно.
Кинули с ачивой. Зачем вводить ачивку, если что бы ее получить НИЧЕГО не требовалось сделать.
11 сезон арены длится уже больше полугода. Ну разве так можно? Похерили планы на разработку подводного рейда, вместо этого выдали унылый копипаст, под названием Душа Дракона.
Если Пандария будет иметь такой же "успех" у комьюнити, следующий аддон точно будет ф2п. Что конечно пичально.
2Anton Maslo
> я не уверен на все 100%, но вроде бы в Штатах и Европ(ах) EULA не считается binding
Она и в России не считается. Всё упирается в умение "расшевелить органы".
111
Если я не ошибаюсь, в Корее добытая игроком виртуальная собственность принадлежит игроку, а не компании производителю. поскольку на её получение затрачено время и деньги. Возможно это тоже оказывает влияние.
Коммерчески крайне маловероятно, что Близзард так поступит - но мне очень, очень хотелось бы, чтобы в ответ они просто свернули свой сервис в Корее - или, как минимум, навсегда заблокировали для инициаторов этой истории возможность играть в игры Близзард. Чтобы игроки раз и навсегда уразумели - вайнить вредно.
Патамушта я глубоко убежден, что бессмысленный и непрерывный вайн геймеров по любому поводу - очень-очень плохо отражается на геймдеве. Забавно, что там, где игроков не приходится облизывать "по коммерческим соображениям", например в некоторых инди-проектах, ситуация с гейм-комьюнити куда более здоровая.
Уважаемый Алгори. С каких пор требовать назад деньги за игру, в которую нельзя поиграть по вине разработчика, называется "вайнить"? :)
1. С мощностями Близзы явно забили. я 2 года наблюдаю как растёт и растёт задержка на их линиях. Именно их - имени глубоко ненавистной мне теперича Телии. Особенно это стало заметно с вводом Дьяблы. Шлюзы явно не справляются с нагрузкой и допускают изрядную потерю пакетов, чего не наблюдалось раньше. Не спасает даже проксирование.
2. А к чему может привести такое отношение? - просто казуальный игрок отвернётся от игры в пользу какого-то приличного на его взгляд проекта, и это будет начало конца, ибо модель игры как раз заточена на таких игроков.
>Уважаемый Алгори. С каких пор требовать назад деньги за игру, в которую нельзя поиграть по вине разработчика, называется "вайнить"? :)
Если речь идет исключительно о возврате денег - ни с каких. Вообще-то на игры действует ровно то же самое законодательство, что и на возврат других товаров, оно локально и зависит от страны. Например, в моей стране любой (почти) товар можно вернуть продавцу в течение 2 недель вообще без всяких обьяснений. И этот закон выполняется.
Вот это и есть единственное право недовольного потребителя. Не потреблять. То, что называют "голосование ногами". Встал и вышел. Точка. Все.
У него нет ни морального, ни юридического права указывать через губу, что и как должен делать разработчик для него, любимого. Снисходительное и излишне доброжелательное отношение к чудовищному информационному давлению, которое оказывает геймерская масса на геймдевов - отчасти и привело к нынешней печальной ситуации на рынке игр. Впрочем, это не только к играм относится...
>Если речь идет исключительно о возврате денег - ни с каких.
Ну так вот речь в этой заметке именно об этом и шла. Попросили вернуть деньги, а их послали. Сказали - в Еула все прописано, сами себе буратины. Чао! Пока! До свидания!
Именно с жалобой на такой подход игроки и обратились в гос. органы. Резонно? Вполне. Где тут вайн? Приведу цитату из этой заметки: "Как это было и в случае с полями боя, речь не идет о том, что плоха игра или геймплейные механизмы. Игроки возмущены качеством сервиса и конкретными организационными решениями вокруг него, которые не позволяют получить обещанное".
Речь НЕ идет о геймплейных механизмах. Нет!
>У него нет ни морального, ни юридического права указывать через губу, что и как должен делать разработчик для него, любимого.
С этим я не спорю. Разработчик сам волен решать, что ему делать и как. Я волен решать, нравятся ли его решения или нет. Голосовать ногами, как вы выразились. Согласен. До тех пор, пока разработчик делает КАЧЕСТВЕННО то, что пообещал. Он сказал, что будет пир на весь мир, продавая мне игру? Пускай изволит этот пир организовать. И нет ничего плохого в том, чтобы требовать этого пира. Потому что тебе это обещали, продавая товар. Или верните мне деньги, да. За все то время, которое было потрачено, чтобы понять, что этого пира в игре нет. Нет? Тогда добро пожаловать в суд. Статья ведь именно про это.
>Снисходительное и излишне доброжелательное отношение к чудовищному информационному давлению, которое оказывает геймерская масса на геймдевов - отчасти и привело к нынешней печальной ситуации на рынке игр.
Я люблю Еву. Мне не кажется, что ей повредило то, что они прислушиваются к игрокам. Я не люблю ВоВ и мне не кажется, что он выиграл от того, что близзард плюют на игроков. Я субъективен, знаю, но тем не менее.
Если бы только техническая честь была проблемой, она, конечно, сделана по-свински, но понять и простить можно. Однако наряду с этой проблемой существует проблема безопасности учетных записей, взгляните на форумы, кучу народа взломали и обобрали. Близы конечно все восстановят, но доступ к pmax теряешь, пока не прикрепишь аутентификатор. Тут либо близы таким радикальным способом заставляют нас защитить записи, либо у них дырища в защите, я склоняюсь ко второму варианту.
Не знаю Atron играешь ли ты, но если не трудно выскажись на тему грядущего Pmax и Инферно. Поскольку я играю монком на выше упомянутом уровне сложности, пришел к выводу, что либо нужно быть корейцем фармером либо бошлять на ауке. Пока аук за голд жить можно, но после 14 весь более или менее приличный шмот уйдет в Pmax. Сложилось ощущение, что игра сама подталкивает меня бежать на аук тратить голд/баксы.
Ну и по самой игре, на мой вкус это не хит. Игра средней руки. Спасает бренд и имя разработчика. Тут все тоже, что и со старкрафтом = 0 новых идей, вот только старик выезжал на шикарном мультиплеере и балансе. В Дииабло нет баланса, инферно никто не тестировал, ибо боссы/ эвенты/квесты на много легче элитных паков. Пробежались по ключевым событиям, а остальное оставила как было. Нет в диабло и мультиплеера, кооператив конечно хорошо , но нужны арены и пвп, которые хз когда выйдут.
P.s. Постепенно Blizzard выходят из круга элитарных издателей, у которых в каждый проект конфетка. Похоже, что в тандеме Activison-Blizzard все меньше Blizzard.