Ты же не ребёнок. Тебе никто ничего не может навязать. Это дискуссионная площадка. В рамках дискуссии есть предположение — разработчикам плевать на слова, им не плевать на действия. Если ты всё равно идёшь к ним, это единственный сигнал, который для них важен. И поэтому они будут продолжать делать то, что они делали. Если не хочешь, чтобы так было — не посылай этих сигналов. Если тебе плевать — посылай какие угодно сигналы. Если считаешь, что есть более эффективная стратегия недопущения повторения таких ситуаций, поделись ею. Но да, ты никому ничего не должен. Об этом все знают.
Волшебным образом тема обнуления достижений и транзакций игроков здесь снова выпадает из поля зрения. Нам предлагают выбирать между «сервис/перевод от Геймнета» и «такой же/не такой же сервис/перевод, но от разработчика». Простите, но это не «шило на мыло». Нет никакой замены чего-то на что-то. Есть факт обнуления всего сервиса, всех покупок в магазине, всех многолетних и многоуровневых премиумов, за которые Pearl Abyss получил свою долю. Было: «Три года игры, напрягов, побед, залива бабла». Стало: «ноль, ничего, пустота». Дело именно в этом вопиющем случае.
Это всегда был сервис от Pearl Abyss, просто по факту получения ими денег за него. Именно поэтому существует практика компиляции локализованного клиента на стороне владельца игры — так сервис и его составляющие находятся под контролем владельца. Никто под дулом пистолета не заставлял PA заключать договор с GN. Никто не заставлял их прописывать договор так, что, по факту, они не могут получить базу игроков.
Самое странное — делать вид, что Pearl Abyss появляется на сцене только сейчас. Никто не спорит с тем, что было бы круто не иметь посредников в виде мошенников между авторами игры и игроками. Но.
Во-первых, авторы сами выбрали, как, кому и на каких условиях передать права на управление своим сервисом. Это их осознанное решение, сделанное несколько лет назад. Точно такое же, по сути, какое принял пан Сапковский во времена продажи прав на «Ведьмака», о чём потом множество раз пожалел, но поезд уже ушёл. А тут поезд не совсем ушёл, и можно у игроков отобрать то, что по легкомыслию продали задёшево. Кто крайний? Игроки. Почему? Потому что «право имеет» так сделать.
Во-вторых, их реальные действия по отказу от всех обязательств, за которые они вместе с прежними мошенниками получили деньги, и очень условные пасы руками, которые должны создать вид борьбы за достижения игроков, как минимум, не исключают того факта, что мы имеем дело с куда большими мошенниками. Мошенниками, которые сделали то, что ещё никто в истории жанра не делал — создали ситуацию, при которой игроки потеряли все достижения в популярном игровом сервисе, а теперь собираются перезапустить его снова, чтобы начать стричь всех с нуля.
И да, GameNet могут быть какими угодно подлецами, но время невозможно развернуть — выбор был сделан. Не игроками. Их-то как раз как загнанных зверей обложили смешками от Вячеславовичей и IP-блоком. И нормальный владелец сервиса должен жить с этим выбором, да. Решать вопросы в контексте принятых им же решений по выбору партнёров. Почему? Потому что виноват в этом он, а не игроки. И просто невероятно странно сделать вид, что обнулить все транзакции и достижения игроков — это какая-то такая небольшая неприятность, о которой стоит тут же забыть и двигаться дальше.
О том, каким издателем будет Pearl Abyss можно только гадать. Удобно представлять светлое будущее и надеяться на лучшее. Но ничто из фактов — ни уровень владения словом, ни качество их сайта, ни уровень коммуникации с игроками в сложной ситуации, ни результаты их действий в виде закрытия всего сервиса — не указывают на то, что он может быть хоть сколько-нибудь компетентным издателем. Я лично вижу полный провал по всем направлениям. Но да, если это признать, сложно потом объяснить, зачем к нему идти.
Я с тобой в корне не согласен, но, боюсь, что ещё одна ветка дискуссии здесь будет явно лишней. Можем поговорить об этом в чате «Эргономики» или в «Подсознании» с разбором конкретных примеров.
Но сама угроза вайпом ни в коем случае не должна была стать причиной для того, чтобы ПА отступились и сказали — нет-нет, локализуйте сами, лишь бы не было вайпа, аааа! Это какая-то безумная версия развития событий, ее не могло быть, и пожалуй, в моих интересах — чтобы ее никогда не было.
Не вижу, чтобы кто-то о чём-то подобном говорил. Задача простая — минимизировать ущерб от этой ситуации для игроков, которым плевать на то, с кем Pearl Abyss заключили контракт до этого. Ведь это Pearl Abyss взяли деньги за право локализации у жуткой оффшорной конторы? Ведь это Pearl Abyss спокойно взирали, как, используя их проект, мошенники развели на деньги множество людей обманом с премиум-сервером. Ведь это Pearl Abyss использовали практику IP-блока, не дав людям уйти к альтернативному варианту той же европейской версии даже после скандала, превращая их в заложников ситуации.
GameNet — это подрядчик, которого выбрали не игроки, а Pearl Abyss. GameNet — это недобросовестный подрядчик, за мошенничеством которого спокойно наблюдали в Pearl Abyss. И их это нисколько не смущало, потому что шантажировали открытием фритуплей-сервера и недоступностью премиум-сервера не их, а игроков. Так мы плавно приближаемся к ситуации, когда Pearl Abyss собирается взять управление сервисом на себя.
В этой ситуации интересы сервиса и игроков, на мой взгляд, превыше всего. Но это потому что я по привычке продолжаю рассуждать общими категориями. Это «по идее», «в теории» качество сервиса и интересы игроков — первоочередная цель любого представителя жанра. Но Black Desert — это игра, которая никогда не получала свой основной доход за качество сервиса. Качество картинки влияло на получение денег во сто крат больше. А сами деньги шли от продажи разнообразных преимуществ. И здесь волшебным образом качество картинки никуда не пропадает, при этом деньги можно брать снова. Люди уже сейчас говорят: «Ну, а что делать? Деваться-то некуда». Прямо макет состояния жанра в отдельно взятой игре — что бы вы ни сделали с игроками, в какие бы условия ни поставили, люди скажут, что деваться некуда, играть-то хочется.
Впрочем, допустим, что я не прав. Давайте исходить из того, что Pearl Abyss очень важны интересы их игроков. Эти игроки были их и три года назад тоже, не стоит забывать. Ведь Pearl Abyss получали деньги от всех ваших прежних транзакций. Так вот, если вся база игроков по контракту принадлежит Pearl Abyss, с этим, как мне кажется, нужно идти в суд. А пока идёт суд — продлить контракт с GameNet, чтобы обеспечить работу сервиса. Можно и нужно, наверное, при этом обозначить вынужденность такого шага. Можно сказать публично, что нас вынудили, мы пошли в суд, но пока мы, Pearl Abyss, делаем всё, чтобы вы могли играть в нашу игру и не потеряли своих достижений. И пускай каждый игрок в этой ситуации сам решает, нужно ли ему оставаться с террористами, которые так подставили хороших ребят из Pearl Abyss. У людей будет время и возможность сделать собственные выводы.
То же самое касается локализации. Если не удалось её получить (а гарантий этого не было, вторая сторона обижена и может выставлять за свою работу любую цену), нужно было сначала подготовить свою локализацию, а потом отзывать лицензию. И об этом тоже можно было сказать публично. Они, мол, козлы, но вы-то, игроки, в этом не виноваты. Это же мы, Pearl Abyss, выбрали этих козлов в подрядчики. Мы и несём за своё решение ответственность. Это если бы мы имело дело с действительно крутой командой.
И даже если бы через суд не удалось получить базу достижений игроков, PA бы сделали всё, что могли, игроки были бы готовы к ситуации, а локализация к тому времени тоже была бы готова. Да, с жуткими потерями, но игроки получили бы любимый мир на следующий день. Это какой-то жутко сложный и нереалистичный сценарий?
Если бы даже GameNet вставляли бы палки в колёса и включили бы дурачков, тут было бы понятно, кто есть кто. Вот публично PA говорит, что не хочет жертвовать интересами игроков и готова на, скажем, помесячную пролонгацию договора, пока идёт юридическое разрешение конфликта, в котором игроки совершенно не виноваты. Простой сценарий, которого нет. Почему? Потому что виноваты GameNet? Точно? Уверены?
И, наконец, совсем простая штука — IP-блок. Он снят? Это чудовищное изобретение корейского маркетинга призвано защитить интересы локальных издателей. Но нет уже никакого локального издателя. Так скажите, IP-блок снят? Насколько мне известно, нет. И это тоже сделано из большой заботы об игроках?
Аргумент в духе «я знаю ситуацию изнутри, я могу о ней судить лучше» мог бы быть действительно сильным. Но для этого стоило быть объективными на протяжении всех предыдущих событий. То есть буквально взвешенно и аргументированно рассказывать как о плюсах, так и о минусах проекта BDO. Вместо этого я лично наблюдал непримиримую позицию, где о вашем любимом проекте можно хорошее рассказывать в любом формате, а плохое — только по каким-то недостижимым стандартам, которые за многие месяцы так никто из тех, кто знает, как надо им соответствовать, не продемонстрировал. В итоге ситуация под давление увесистых минусов и громких переходов на личности тяготела к «Хорошо или ничего».
Эта явная однобокость заставляет меня, как стороннего наблюдателя, сомневаться в том, что сейчас ты или те, кто вёл себя подобным образом в прошлом, вдруг станут объективными. Я видел всю эту эволюцию оправдания всего любого, что относится к BDO, и не удивлён тому, что будет оправдываться даже нынешний вайп сервиса, уничтоживший все достижения и денежные траты игроков. Нисколько не оправдывая мошенников из GameNet, я в очередной раз хочу обратить внимание на то, что Pearl Abyss точно так же использует игроков и их эмоции в своих целях. Это отчётливо видно по публичным обращениям.
Что до качественной локализации, которая пока существует исключительно в фантазиях, есть пример безграмотных и просто плохо написанных писем от Pearl Abyss, которые качественный локализатор, желающий себя как-то зарекомендовать, думаю, не допустил бы. И есть сайт, сделанный на коленке. Это то, что есть фактически. И это то, на что никакой GameNet своим терроризмом (здесь я говорю без сарказма) никак повлиять не мог. А ведь это буквально «первые ноты» в общей мелодии, которые критически важны.
Если кто-то хотел зайти на рынок и сменить прежнего локализатора, ему явно стоило готовиться лучше. Скажем, идея «собственной русскоязычной локализации» появилась исключительно после отказа GameNet передать, видимо, некачественную (тут тем, кто внутри, действительно виднее). И сейчас эти работы начинаются с нуля. Судя по языку, на котором с нами общаются Pearl Abyss в своих письмах, и спешке в ситуации, когда каждый день простоя даже обнулённого сервиса приводит к потерям, я бы не на шутку переживал о качестве. Но, как и в предыдущих случаях, вместо объективной критики я лично вижу талантливую «танковку» ситуации в пользу проекта. Я читаю о какой-то волшебной локализации, о каком-то качественно новом уровне обслуживания клиентов, имея перед собой реальность, в которой Pearl Abyss ведут себя как маленькие дети, которых обидели, и которые никак не могли просчитать ситуацию заранее. Хотя кому в этой истории отведена роль маленьких детей, вопрос спорный.
Кьярра, я действительно вообще не разбираюсь в юриспруденции. Я простой любитель, который высказывает свои, возможно, иногда слишком эмоциональные мысли, с точки зрения игрока. Как любитель, я не умею десять раз переобуваться на лету, поэтому пишу одно и то же годами. При этом обладаю одним серьезным изъяном — я пишу о том, во что верю, и сравнительно долгое время не меняю своих взглядов. Из-за этого приходится повторяться.
Я продолжаю верить в то, что всем плевать на наши слова и возмущения, а важны только действия, отражённые в метриках издателей и разработчиков. Важно то, что мы делаем. Как поступаем. Отсюда моя мысль про «должны». Мне кажется она логичной. Потому что я не хочу повторения этой истории. А если все после этого побегут к PA, как побежали до этого к GameNet, который теперь вот неожиданно оказался в опале, будет именно то, что происходит.
Но куда мне тягаться с профессионалами, которые способны объяснить, чем хорош и справедлив IP-блок, почему BDO не продаёт преимуществ и как про продажу этих несуществующих преимуществ нужно рассказывать, чтобы не задеть чувства верующих.
Я действительно идеалист, о чём ничуть не жалею. Но мой плащ не такой уж белый — слишком много и часто в него прицельно сплёвывали. Впрочем, ты мой образ так быстро переодеваешь, то в судейскую мантию, то в плащ, и это только вершина айсберга, представляю, что творится в тёмной воде, которая мне недоступна, что как-то оно само отполощется, я уверен. Сейчас мне просто безумно обидно за людей и за этот чёртов жанр, на который я поставил всё, что у меня было. У меня произошедшее не укладывается в голове. И никакие забитые аналогии про пробитое дно здесь не помогут. Я просто не знаю, что делать, если можно вот так — вайпать не серверы ради открытия новых, а уже сами сервисы. Это новая реальность. Но она — продолжение предыдущей. Той, в которой было сделано так много компромиссов. Впрочем, опять повторяюсь. Хотя, скорее, история повторяется, на следующем витке.
Вряд ли моё субъективное мнение о том, как стоит поступать, чтобы добиться хоть какого-то эффекта, будет воспринято кем-то, как руководство к действию. Не было такого раньше, так что едва ли будет сейчас. Мне кажется, ты переоцениваешь важность моих слов и моего мнения.
Но я знаю, придут профессионалы и всё объяснят. Почему это не вина тех, кто инициировал процесс. Почему всё будет хорошо. И почему не нужно ничего делать.
Твоя реплика: А сказать, что «кина не будет» тебе могут в любой момент в любой игре.
Я пытаюсь сказать, что такого опыта у игроков не было. До этого игровые сервисы закрывались только из-за сильного падения их популярности. И, насколько мне известно, нет примеров, которые могли бы игроков морально подготовить к ситуации с BDO.
Но просто прочитать-то можно? Там и про сроки действия сказано, и про сроки предупреждения об изменениях… И не страшными формулировками юристов.
Хорошо, если не ошибаюсь, практически в любой EULA игрового сервиса написано, что владелец сервиса может закрыть его в любой момент. Делается это, насколько я понимаю, ради того, чтобы обезопасить себя от вечных обязательств в случае, если проект не взлетел и его выгоднее закрыть, чем поддерживать. Но по факту это означает, что сервис можно закрыть в любой момент вообще по любой причине. Так было и двадцать, и десять лет назад. Единственное, на чём всё держится, это элементарное человеческое доверие. Доверие, что в здравом уме ни один владелец игрового сервиса не будет этот самый сервис «перезагружать», обнуляя достижения и платежи клиентов. Теперь нет и этого доверия. Так что даст чтение EULA и в частности пункта о том, что в любой момент времени вашей игре может наступить конец. И случится это не потому, что вас на сервере осталось десять человек, а потому, что просто кто-то так решил. Кто-то, кто, безусловно, имеет на это право. Но мне, как игроку, что даст эта информация?
Меня это лишний раз утвердило в необходимости с осторожностью относиться к играм, которые локализует не разработчик, а издатель. О, и не верить издателям тоже.
И в чём это проявилось на практике? Ты не играла в BDO? Не передавала свои деньги GameNet? Не строила планы? Не развивала своих персонажей на сервере от GameNet? Предупреждала других о том, что не надо связываться с местными локализаторами?
С каких пор лицензионные договора заключаются с намерением перезаключать их до бесконечности?
Я ничего не говорил о бесконечности. Я говорил о том, что, как мне кажется, когда заключался договор, он не предполагал разрыва через три года. Он предполагал пролонгацию.
Судя по словам ПА (а ничего, кроме слов у нас нет, потому что кто ж юзерам договора показывать будет?), база достижений игроков по договору принадлежит ПА.
Это типичное бла-бла-бла. Права, согласно официальному документу, принадлежат PA? Тогда о каком «нам не удалось» может идти речь? Единственный вариант: «Мы идём в суд и намерены через него получить доступ к тому, что по договору принадлежит нам». Но ничего подобного нет. Это игра двух лицемеров. PA кровно заинтересованы в обнулении всех плюшек, полученных через прежние платежи, они кровно заинтересованы в обнулении всего достигнутого прогресса, чтобы теперь продать то же самое без посредников. В этой ситуации можно тупить, терять документы, делать ошибки, играть в испорченный телефон. Всё, чтобы не сделать то, что нужно игрокам.
И, да, убить сервис — это слишком нарочито-пафосно сказано.
В данный конкретный момент игрового сервиса BDO в нашем регионе не существует. Это не пафос. Это факт. Наиболее вероятный и фактически подтвержденный сценарий дальнейшего развития ситуации — все достижения игроков, всё потраченное время и все потраченные деньги множества игроков помножены на ноль. Это не пафос. Это факт.
Игра — собственность ПА.
Я говорил не об игре. Я говорил об игровом сервисе. Игра — это набор механик, который лежит в коробке. Сервис — это игровые миры со всеми достижениями игроков, которые существуют в рамках созданных механик.
Да? Если есть право на совершение некоего действия, откуда вдруг возникает вина за его совершение?
Эта вина перед игроками за беспрецедентное событие в истории жанра в целом. Никто никогда за двадцать лет такой подлости с игроками не совершал. Хотя каждый имел право. Ну, имеет право закрыть свои серверы и снова открыть любой разработчик игр. И в любой EULA любой MMO об этом написано.
Вина́ — это важнейшая составляющая субъективной стороны состава проступка или деликта, внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причинённым вследствие этого последствиям.
Внутреннее отношение лица к совершенному в адрес этого лица действия. Игроки имеют не только право испытывать определенное отношение к тем, кто устроил этот беспредел, но и должны это делать, если им небезразлично, как с ними будут поступать дальше. И не только PA.
Vebanaul используют наших пользователей как свое оружие.
Это делают обе стороны. Потому что весь конфликт связан с переносом данных. Посмотри, что делает PA. Первое письмо:
Мы пытались получить право собственности на оперирование игры Black Desert Russia и перенести все игровые данные законным путем, но эти попытки не увенчались успехом. В связи с этим,мы вынуждены сообщить вам печальную новость о невозможности переноса игровых данных.
Второе письмо:
Мы прекрасно понимаем насколько важны записи игры и воспоминания, связанные с игрой, с которой вы провели все эти 3 года. Если было бы возможным получить базу данных хотя бы сейчас, мы хотели бы спасти все записи и продолжить сервис игры. Но если этого не произойдет (примечание: что? вы два дня назад сообщили, что этого уже не произошло, а теперь дарите новую надежду, чтобы усилить давление со стороны игроков?), мы будем полностью готовы к любой ситуации.
В сухом остатке — PA не собирались три года назад самостоятельно издавать BDO. Мне кажется, это очевидно. Они взяли деньги у GN за право издавать их игру в нашем регионе. Да, там был контракт на три года, но, думаю, это обычная перестраховка. И, думаю, там сто процентов было про пролонгацию. Нет никаких формальных причин, по которым можно указать, что на сегодняшний день GN не справлялись с поставленной задачей по локализации (да, они мошенники, да, они делают не очень хорошую локализацию, но когда это останавливало PA и посмотрите на сайт PA, на количество элементарных ошибок в их официальных обращениях, которые будут читать и цитировать тысячи людей).
PA захотели больше денег. Это причина. Они захотели устранить посредника, которому приходилось платить. В этом причина. Не в заботе об игроках, не в желании поднять качество сервиса (снова посмотрите на новый сайт BDO от PA). Им на это плевать. И я понимаю, что всех, кто не расстался с мыслью об игре в BDO, больше устраивает GN на роль плохиша, а PA на роль жертвы обстоятельств и шантажа. Но точно так же в своё время многим хотелось забыть то, что творили GN со своими клиентами. И да, тут я согласен с прогнозами Девины — думаю, что ситуация повторится с европейским локализатором.
Прекращение передачи обновлений и работ по техническому обслуживанию, по-моему, связаны именно с отзывом лицензии. Так что если не отзывать лицензию до того, как утрясёшь все детали безболезненного переноса сервиса, то игроки продолжат нормально играть.
Договор обычно заключается с прицелом на пролонгацию. Никто, ни GN, ни PA, не предупреждали игроков о том, что, мол, вы учтите, всё это только на три года, а дальше — не знаем, как оно получится. Так игровой сервис не взлетит. И то, что там в подводной части внутренних документов, клиентов не интересует. Клиентов интересует сервис. У PA действительно было право убить этот сервис и все достижения игроков. PA этим правом воспользовались. Отказались от пролонгации они, не имея никаких договорённостей о сохранении того, что интересует игроков. Есть ли их вина в этом? Мне кажется, абсолютная. Так что право не исключает вину.
Может быть потому, что кто-то себя жертвой считает, а кто-то нет?
Ты можешь считать себя лично жертвой или не считать, это действительно твоё право, но ты написала «не припомню жертв». То есть буквально сказала, что не помнишь, чтобы кто-то стал жертвой махинации GameNet, как мне показалось.
Не припомню жертв, птп сервер же есть, точнее теперь уже был, как и фтп. Или нет?
Вот так всё это и работает, похоже. Уже даже жертв одной из самых скандальных афёр в истории MMO не помнят. Вот описание ситуации от лица жертвы этого мошенничества:
Но если придерживать твоей точки зрения, то Геймнету, как и любому другому локализатору, нужно до старта сервера вообще молчать о чем-либо.
Геймнету, как и любому другому локализатору, нужно предлагать клиентам заплатить деньги за то, что у них есть. Можно рекламировать концепцию, можно рассказывать о планах, но в момент, когда пошёл сбор денег, нужно иметь на руках то, за что берешь деньги. Если даже случается форс-мажор, Геймнету, как и любому другому локализатору, нужно действовать в интересах всех клиентов, а не только их части. И даже если одних клиентов принесли в жертву другим, тем, кого принесли в жертву, нужно немедленно возвращать взятые деньги. Потому что обязательства не выполнены. ГеймНет повели себя в той ситуации, как мошенники. И действовали как мошенники, не имея на руках товара, до «форс-мажора». Кавычки специально поставлены. У меня нет доказательств, но я не верю в то, что ГеймНет «не смогли» запустить премиум-сервер.
Во-первых, речь идет о работе с комьюнити до старта игры, а она велась и велась очень хорошо.
Не может раздача невыполнимых обещаний быть хорошей работой с комьюнити. Невозможно говорить о запуске премиум-сервера, рекламировать и собирать деньги, не имея этого сервера на руках.
P.S. И это я сейчас смотрю на ситуацию с точки зрения официального объяснения «не смогли», а не того, что я всегда подозревал — «не захотели».
Вообще, в рамках этой беседы множество раз звучит термин «равновесие». Это и есть тот самый компромисс. Учитывая, что это ответ на этот диалог:
— Бескомпромиссная ММО это что, какой-то «Сферический конь в вакууме»? :)
— Не, любая MMO на чистой подписке, которых было пруд пруди раньше.
Хочется понять, как же я так выкручиваю руки разработчику, если хочу ежемесячно платить за его игровой сервис. Причём раньше этот формат не только всех разработчиков устраивал, но и позволял им зарабатывать много денег.
Это был один из вариантов, причем во многом именно так подавали идею разработчики — мол, манора нет, потому что хотим переделать. Катакомб нет по той же причине. И так далее. Между прогресс-сервером и неким концептуальным переосмыслением, я бы, конечно, выбрал второе. Но в итоге ни о каком переосмыслении речи не шло, это стало понятно после нескольких месяцев игры. И тогда мы начали сравнивать набор механик, который продолжал быть доступен на любом фришарде, скажем, четвёртых хроник, и тем набором механик, которые были на «классике». В этот момент уже даже просто чистый прогресс-сервер был бы за счастье.
Это всегда был сервис от Pearl Abyss, просто по факту получения ими денег за него. Именно поэтому существует практика компиляции локализованного клиента на стороне владельца игры — так сервис и его составляющие находятся под контролем владельца. Никто под дулом пистолета не заставлял PA заключать договор с GN. Никто не заставлял их прописывать договор так, что, по факту, они не могут получить базу игроков.
Самое странное — делать вид, что Pearl Abyss появляется на сцене только сейчас. Никто не спорит с тем, что было бы круто не иметь посредников в виде мошенников между авторами игры и игроками. Но.
Во-первых, авторы сами выбрали, как, кому и на каких условиях передать права на управление своим сервисом. Это их осознанное решение, сделанное несколько лет назад. Точно такое же, по сути, какое принял пан Сапковский во времена продажи прав на «Ведьмака», о чём потом множество раз пожалел, но поезд уже ушёл. А тут поезд не совсем ушёл, и можно у игроков отобрать то, что по легкомыслию продали задёшево. Кто крайний? Игроки. Почему? Потому что «право имеет» так сделать.
Во-вторых, их реальные действия по отказу от всех обязательств, за которые они вместе с прежними мошенниками получили деньги, и очень условные пасы руками, которые должны создать вид борьбы за достижения игроков, как минимум, не исключают того факта, что мы имеем дело с куда большими мошенниками. Мошенниками, которые сделали то, что ещё никто в истории жанра не делал — создали ситуацию, при которой игроки потеряли все достижения в популярном игровом сервисе, а теперь собираются перезапустить его снова, чтобы начать стричь всех с нуля.
И да, GameNet могут быть какими угодно подлецами, но время невозможно развернуть — выбор был сделан. Не игроками. Их-то как раз как загнанных зверей обложили смешками от Вячеславовичей и IP-блоком. И нормальный владелец сервиса должен жить с этим выбором, да. Решать вопросы в контексте принятых им же решений по выбору партнёров. Почему? Потому что виноват в этом он, а не игроки. И просто невероятно странно сделать вид, что обнулить все транзакции и достижения игроков — это какая-то такая небольшая неприятность, о которой стоит тут же забыть и двигаться дальше.
О том, каким издателем будет Pearl Abyss можно только гадать. Удобно представлять светлое будущее и надеяться на лучшее. Но ничто из фактов — ни уровень владения словом, ни качество их сайта, ни уровень коммуникации с игроками в сложной ситуации, ни результаты их действий в виде закрытия всего сервиса — не указывают на то, что он может быть хоть сколько-нибудь компетентным издателем. Я лично вижу полный провал по всем направлениям. Но да, если это признать, сложно потом объяснить, зачем к нему идти.
Я с тобой в корне не согласен, но, боюсь, что ещё одна ветка дискуссии здесь будет явно лишней. Можем поговорить об этом в чате «Эргономики» или в «Подсознании» с разбором конкретных примеров.
GameNet — это подрядчик, которого выбрали не игроки, а Pearl Abyss. GameNet — это недобросовестный подрядчик, за мошенничеством которого спокойно наблюдали в Pearl Abyss. И их это нисколько не смущало, потому что шантажировали открытием фритуплей-сервера и недоступностью премиум-сервера не их, а игроков. Так мы плавно приближаемся к ситуации, когда Pearl Abyss собирается взять управление сервисом на себя.
В этой ситуации интересы сервиса и игроков, на мой взгляд, превыше всего. Но это потому что я по привычке продолжаю рассуждать общими категориями. Это «по идее», «в теории» качество сервиса и интересы игроков — первоочередная цель любого представителя жанра. Но Black Desert — это игра, которая никогда не получала свой основной доход за качество сервиса. Качество картинки влияло на получение денег во сто крат больше. А сами деньги шли от продажи разнообразных преимуществ. И здесь волшебным образом качество картинки никуда не пропадает, при этом деньги можно брать снова. Люди уже сейчас говорят: «Ну, а что делать? Деваться-то некуда». Прямо макет состояния жанра в отдельно взятой игре — что бы вы ни сделали с игроками, в какие бы условия ни поставили, люди скажут, что деваться некуда, играть-то хочется.
Впрочем, допустим, что я не прав. Давайте исходить из того, что Pearl Abyss очень важны интересы их игроков. Эти игроки были их и три года назад тоже, не стоит забывать. Ведь Pearl Abyss получали деньги от всех ваших прежних транзакций. Так вот, если вся база игроков по контракту принадлежит Pearl Abyss, с этим, как мне кажется, нужно идти в суд. А пока идёт суд — продлить контракт с GameNet, чтобы обеспечить работу сервиса. Можно и нужно, наверное, при этом обозначить вынужденность такого шага. Можно сказать публично, что нас вынудили, мы пошли в суд, но пока мы, Pearl Abyss, делаем всё, чтобы вы могли играть в нашу игру и не потеряли своих достижений. И пускай каждый игрок в этой ситуации сам решает, нужно ли ему оставаться с террористами, которые так подставили хороших ребят из Pearl Abyss. У людей будет время и возможность сделать собственные выводы.
То же самое касается локализации. Если не удалось её получить (а гарантий этого не было, вторая сторона обижена и может выставлять за свою работу любую цену), нужно было сначала подготовить свою локализацию, а потом отзывать лицензию. И об этом тоже можно было сказать публично. Они, мол, козлы, но вы-то, игроки, в этом не виноваты. Это же мы, Pearl Abyss, выбрали этих козлов в подрядчики. Мы и несём за своё решение ответственность. Это если бы мы имело дело с действительно крутой командой.
И даже если бы через суд не удалось получить базу достижений игроков, PA бы сделали всё, что могли, игроки были бы готовы к ситуации, а локализация к тому времени тоже была бы готова. Да, с жуткими потерями, но игроки получили бы любимый мир на следующий день. Это какой-то жутко сложный и нереалистичный сценарий?
Если бы даже GameNet вставляли бы палки в колёса и включили бы дурачков, тут было бы понятно, кто есть кто. Вот публично PA говорит, что не хочет жертвовать интересами игроков и готова на, скажем, помесячную пролонгацию договора, пока идёт юридическое разрешение конфликта, в котором игроки совершенно не виноваты. Простой сценарий, которого нет. Почему? Потому что виноваты GameNet? Точно? Уверены?
И, наконец, совсем простая штука — IP-блок. Он снят? Это чудовищное изобретение корейского маркетинга призвано защитить интересы локальных издателей. Но нет уже никакого локального издателя. Так скажите, IP-блок снят? Насколько мне известно, нет. И это тоже сделано из большой заботы об игроках?
Эта явная однобокость заставляет меня, как стороннего наблюдателя, сомневаться в том, что сейчас ты или те, кто вёл себя подобным образом в прошлом, вдруг станут объективными. Я видел всю эту эволюцию оправдания всего любого, что относится к BDO, и не удивлён тому, что будет оправдываться даже нынешний вайп сервиса, уничтоживший все достижения и денежные траты игроков. Нисколько не оправдывая мошенников из GameNet, я в очередной раз хочу обратить внимание на то, что Pearl Abyss точно так же использует игроков и их эмоции в своих целях. Это отчётливо видно по публичным обращениям.
Что до качественной локализации, которая пока существует исключительно в фантазиях, есть пример безграмотных и просто плохо написанных писем от Pearl Abyss, которые качественный локализатор, желающий себя как-то зарекомендовать, думаю, не допустил бы. И есть сайт, сделанный на коленке. Это то, что есть фактически. И это то, на что никакой GameNet своим терроризмом (здесь я говорю без сарказма) никак повлиять не мог. А ведь это буквально «первые ноты» в общей мелодии, которые критически важны.
Если кто-то хотел зайти на рынок и сменить прежнего локализатора, ему явно стоило готовиться лучше. Скажем, идея «собственной русскоязычной локализации» появилась исключительно после отказа GameNet передать, видимо, некачественную (тут тем, кто внутри, действительно виднее). И сейчас эти работы начинаются с нуля. Судя по языку, на котором с нами общаются Pearl Abyss в своих письмах, и спешке в ситуации, когда каждый день простоя даже обнулённого сервиса приводит к потерям, я бы не на шутку переживал о качестве. Но, как и в предыдущих случаях, вместо объективной критики я лично вижу талантливую «танковку» ситуации в пользу проекта. Я читаю о какой-то волшебной локализации, о каком-то качественно новом уровне обслуживания клиентов, имея перед собой реальность, в которой Pearl Abyss ведут себя как маленькие дети, которых обидели, и которые никак не могли просчитать ситуацию заранее. Хотя кому в этой истории отведена роль маленьких детей, вопрос спорный.
Я продолжаю верить в то, что всем плевать на наши слова и возмущения, а важны только действия, отражённые в метриках издателей и разработчиков. Важно то, что мы делаем. Как поступаем. Отсюда моя мысль про «должны». Мне кажется она логичной. Потому что я не хочу повторения этой истории. А если все после этого побегут к PA, как побежали до этого к GameNet, который теперь вот неожиданно оказался в опале, будет именно то, что происходит.
Но куда мне тягаться с профессионалами, которые способны объяснить, чем хорош и справедлив IP-блок, почему BDO не продаёт преимуществ и как про продажу этих несуществующих преимуществ нужно рассказывать, чтобы не задеть чувства верующих.
Я действительно идеалист, о чём ничуть не жалею. Но мой плащ не такой уж белый — слишком много и часто в него прицельно сплёвывали. Впрочем, ты мой образ так быстро переодеваешь, то в судейскую мантию, то в плащ, и это только вершина айсберга, представляю, что творится в тёмной воде, которая мне недоступна, что как-то оно само отполощется, я уверен. Сейчас мне просто безумно обидно за людей и за этот чёртов жанр, на который я поставил всё, что у меня было. У меня произошедшее не укладывается в голове. И никакие забитые аналогии про пробитое дно здесь не помогут. Я просто не знаю, что делать, если можно вот так — вайпать не серверы ради открытия новых, а уже сами сервисы. Это новая реальность. Но она — продолжение предыдущей. Той, в которой было сделано так много компромиссов. Впрочем, опять повторяюсь. Хотя, скорее, история повторяется, на следующем витке.
Вряд ли моё субъективное мнение о том, как стоит поступать, чтобы добиться хоть какого-то эффекта, будет воспринято кем-то, как руководство к действию. Не было такого раньше, так что едва ли будет сейчас. Мне кажется, ты переоцениваешь важность моих слов и моего мнения.
Но я знаю, придут профессионалы и всё объяснят. Почему это не вина тех, кто инициировал процесс. Почему всё будет хорошо. И почему не нужно ничего делать.
Смотри, вот наш диалог:
Твоя реплика: А сказать, что «кина не будет» тебе могут в любой момент в любой игре.
Я пытаюсь сказать, что такого опыта у игроков не было. До этого игровые сервисы закрывались только из-за сильного падения их популярности. И, насколько мне известно, нет примеров, которые могли бы игроков морально подготовить к ситуации с BDO.
Хорошо, если не ошибаюсь, практически в любой EULA игрового сервиса написано, что владелец сервиса может закрыть его в любой момент. Делается это, насколько я понимаю, ради того, чтобы обезопасить себя от вечных обязательств в случае, если проект не взлетел и его выгоднее закрыть, чем поддерживать. Но по факту это означает, что сервис можно закрыть в любой момент вообще по любой причине. Так было и двадцать, и десять лет назад. Единственное, на чём всё держится, это элементарное человеческое доверие. Доверие, что в здравом уме ни один владелец игрового сервиса не будет этот самый сервис «перезагружать», обнуляя достижения и платежи клиентов. Теперь нет и этого доверия. Так что даст чтение EULA и в частности пункта о том, что в любой момент времени вашей игре может наступить конец. И случится это не потому, что вас на сервере осталось десять человек, а потому, что просто кто-то так решил. Кто-то, кто, безусловно, имеет на это право. Но мне, как игроку, что даст эта информация?
И в чём это проявилось на практике? Ты не играла в BDO? Не передавала свои деньги GameNet? Не строила планы? Не развивала своих персонажей на сервере от GameNet? Предупреждала других о том, что не надо связываться с местными локализаторами?
Только в игре, к которой игроки потеряли интерес. Если у тебя есть другие примеры, приведи их, пожалуйста.
Я ничего не говорил о бесконечности. Я говорил о том, что, как мне кажется, когда заключался договор, он не предполагал разрыва через три года. Он предполагал пролонгацию.
Это типичное бла-бла-бла. Права, согласно официальному документу, принадлежат PA? Тогда о каком «нам не удалось» может идти речь? Единственный вариант: «Мы идём в суд и намерены через него получить доступ к тому, что по договору принадлежит нам». Но ничего подобного нет. Это игра двух лицемеров. PA кровно заинтересованы в обнулении всех плюшек, полученных через прежние платежи, они кровно заинтересованы в обнулении всего достигнутого прогресса, чтобы теперь продать то же самое без посредников. В этой ситуации можно тупить, терять документы, делать ошибки, играть в испорченный телефон. Всё, чтобы не сделать то, что нужно игрокам.
В данный конкретный момент игрового сервиса BDO в нашем регионе не существует. Это не пафос. Это факт. Наиболее вероятный и фактически подтвержденный сценарий дальнейшего развития ситуации — все достижения игроков, всё потраченное время и все потраченные деньги множества игроков помножены на ноль. Это не пафос. Это факт.
Я говорил не об игре. Я говорил об игровом сервисе. Игра — это набор механик, который лежит в коробке. Сервис — это игровые миры со всеми достижениями игроков, которые существуют в рамках созданных механик.
Эта вина перед игроками за беспрецедентное событие в истории жанра в целом. Никто никогда за двадцать лет такой подлости с игроками не совершал. Хотя каждый имел право. Ну, имеет право закрыть свои серверы и снова открыть любой разработчик игр. И в любой EULA любой MMO об этом написано.
Вина́ — это важнейшая составляющая субъективной стороны состава проступка или деликта, внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причинённым вследствие этого последствиям.
Внутреннее отношение лица к совершенному в адрес этого лица действия. Игроки имеют не только право испытывать определенное отношение к тем, кто устроил этот беспредел, но и должны это делать, если им небезразлично, как с ними будут поступать дальше. И не только PA.
Это делают обе стороны. Потому что весь конфликт связан с переносом данных. Посмотри, что делает PA. Первое письмо:
Мы пытались получить право собственности на оперирование игры Black Desert Russia и перенести все игровые данные законным путем, но эти попытки не увенчались успехом. В связи с этим,мы вынуждены сообщить вам печальную новость о невозможности переноса игровых данных.
Второе письмо:
Мы прекрасно понимаем насколько важны записи игры и воспоминания, связанные с игрой, с которой вы провели все эти 3 года. Если было бы возможным получить базу данных хотя бы сейчас, мы хотели бы спасти все записи и продолжить сервис игры. Но если этого не произойдет (примечание: что? вы два дня назад сообщили, что этого уже не произошло, а теперь дарите новую надежду, чтобы усилить давление со стороны игроков?), мы будем полностью готовы к любой ситуации.
В сухом остатке — PA не собирались три года назад самостоятельно издавать BDO. Мне кажется, это очевидно. Они взяли деньги у GN за право издавать их игру в нашем регионе. Да, там был контракт на три года, но, думаю, это обычная перестраховка. И, думаю, там сто процентов было про пролонгацию. Нет никаких формальных причин, по которым можно указать, что на сегодняшний день GN не справлялись с поставленной задачей по локализации (да, они мошенники, да, они делают не очень хорошую локализацию, но когда это останавливало PA и посмотрите на сайт PA, на количество элементарных ошибок в их официальных обращениях, которые будут читать и цитировать тысячи людей).
PA захотели больше денег. Это причина. Они захотели устранить посредника, которому приходилось платить. В этом причина. Не в заботе об игроках, не в желании поднять качество сервиса (снова посмотрите на новый сайт BDO от PA). Им на это плевать. И я понимаю, что всех, кто не расстался с мыслью об игре в BDO, больше устраивает GN на роль плохиша, а PA на роль жертвы обстоятельств и шантажа. Но точно так же в своё время многим хотелось забыть то, что творили GN со своими клиентами. И да, тут я согласен с прогнозами Девины — думаю, что ситуация повторится с европейским локализатором.
Ты можешь считать себя лично жертвой или не считать, это действительно твоё право, но ты написала «не припомню жертв». То есть буквально сказала, что не помнишь, чтобы кто-то стал жертвой махинации GameNet, как мне показалось.
mmozg.net/bd/2015/10/24/haos-v-chernoy-pustyne-chast-1.html
Геймнету, как и любому другому локализатору, нужно предлагать клиентам заплатить деньги за то, что у них есть. Можно рекламировать концепцию, можно рассказывать о планах, но в момент, когда пошёл сбор денег, нужно иметь на руках то, за что берешь деньги. Если даже случается форс-мажор, Геймнету, как и любому другому локализатору, нужно действовать в интересах всех клиентов, а не только их части. И даже если одних клиентов принесли в жертву другим, тем, кого принесли в жертву, нужно немедленно возвращать взятые деньги. Потому что обязательства не выполнены. ГеймНет повели себя в той ситуации, как мошенники. И действовали как мошенники, не имея на руках товара, до «форс-мажора». Кавычки специально поставлены. У меня нет доказательств, но я не верю в то, что ГеймНет «не смогли» запустить премиум-сервер.
P.S. И это я сейчас смотрю на ситуацию с точки зрения официального объяснения «не смогли», а не того, что я всегда подозревал — «не захотели».
— Бескомпромиссная ММО это что, какой-то «Сферический конь в вакууме»? :)
— Не, любая MMO на чистой подписке, которых было пруд пруди раньше.
Хочется понять, как же я так выкручиваю руки разработчику, если хочу ежемесячно платить за его игровой сервис. Причём раньше этот формат не только всех разработчиков устраивал, но и позволял им зарабатывать много денег.