Анонс узаконенного ввода реальных денег в проект World of Warcraft не обсуждал только ленивый. То есть я не обсуждал, да. Потому что вокруг меня эти процессы существовали ровно столько, сколько я себя помню в ММО. Наличие или отсутствие официальной позиции на этот счет на сам факт присутствия «обменников» в любом популярном онлайновом проекте никак не влиял. Вопрос неравных возможностей среди игроков существовал всегда, вот только каждый его трактовал по-своему. И от людей, покупающих валюту или вещи за реальные деньги, я слышал аргументы не менее убедительные, чем от тех, кто никогда подобным не занимался. Другой вопрос, какие из этих аргументов подходили мне лично.
Поводом для написания этой заметки стала фраза beshere в егосвежей заметке:
Вообще говоря, я, конечно, против доната в любом его виде. Но… Время идет. Индустрия, да и вся наша цивилизация, стремится куда-то к черту на рога. И, чтоб не прослыть старым пнем и ретроградом, приходится, кряхтя, сдавать морально-этические позиции.Конечно, говорилось это в контексте смены неприятия официального ввода денег на более лояльную позицию, но я все же не согласен с тем, что речь может идти о сдаче морально-этических позиций. Автор цитаты давно играет в WoW, где торговля золотом, мягко говоря, цветет пышным цветом, а доходы от этих процессов получают совсем не разработчики.
То, что сделала Blizzard, другие узаконили давно. Например та же CCP предлагает игрокам не полумеры в виде не очень понятных питомцев, а возможность за реальные деньги покупать внутиигровой объект «Лицензия Пилота» (PLEX) и выставлять его на продажу. Его приобретение внутри игры обеспечивает покупателю подписку на месяц. То есть сформировано естественное предложение внутриигровой валюты, гарантирующее, что люди с избытком игровых денег и желанием их использовать для оплаты своей подписки, выйдут на тех, кто желает им передать реальные деньги для приобретения игровых. В итоге CCP тем или иным способом получает реальные деньги за любую подписку, хотя большое количество игроков считает, что они за нее «не платят». Все счастливы. CCP контролирует рынок обмена валюты и внутриигровую экономику.
Но я не вижу во всем этом причин сдавать личные морально-этические позиции. Ведь это наше с вами дело, покупать или не покупать внутриигровую валюту. Это наша с вами игра, наша матрица отношения к ней. Мы ничего не сможем сделать с другими людьми и их взглядами на реальную и виртуальную жизнь. Мне кажется, это стоит принять еще на пороге входа в многопользовательский мир. Вы не можете это изменить, вы лишь можете настраивать субъективную систему «свой-чужой». Для меня человек, покупающий внутриигровую валюту и генерирующий игровые ценности из воздуха — «чужой». Его не будет в моей команде, как минимум. Потому что мы, играя в одну игру, как ни странно, играем в разные.
И тем не менее, реализованная CCP система позволяет, к примеру, мне взаимодействовать с «чужими», не принимая их систему ценностей, но используя их желание себе во благо. Я могу спокойно оплатить игровой валютой свою подписку, к примеру. Почему нет? Как только я приму как факт то, что это другие люди, чуждые моей морально-этической позиции, а проще говоря — взглядам на то, каким должен быть мой игровой процесс, я смогу жить с ними в мире и даже симбиозе.
9 комментариев
Сложный вопрос. С одной стороны продавать эпики за реал - значит разделиь игроков по уровню достатка. С другой стороны за золото в вове невозможно так просто и легко одется, топы всегда будут за скилом. Поэтому я не понимаю, почему близы до сих пор не ввели торговлю золотом за реал. Могли бы плату за подписку уменьшить :)
Любой разработчик ММО стремится сделать свой проект популярным. Соответственно, он изначально должен предусмотреть простую вещь: если его проект станет популярным, в него потекут реальные деньги. Всё. Нет никаких реальных способов запретить этот процесс. Его можно лишь усложнить. Часть людей, желающих осуществить ввод реальных денег, может испугаться наказания, часть осознанно станут преступниками, изменив модель поведения, приняв для себя возможность нарушать установленные правила. Все как всегда.
Если разработчик подходит к вопросу толково, нет никакого значения, есть в проекте система BoP или нет. В EVE-online не привязывается ни одна вещь. Любой корабль, девайс или материал можно использовать как угодно и в любой момент продать/передать любому игроку. В проект вводятся тонны реальных денег. Но при этом любую вещь, которую игрок хочет купить за непонятно откуда взявшиеся у него деньги, должен кто-то произвести и предложить. Получив эту вещь и не имея достаточного игрового опыта, ее можно очень легко потерять. Навсегда.
Да, Ева и в этом вопросе "впереди планеты всей". Для меня до сих пор не понятна пассивность издателей: чего уж может быть проще - перенаправьте эти денежные ручьи (а то и реки) в свой карман и стригите купоны. Тем более, что сохранение баланса в ММО - это прямая функция девелоперов, и решение этой задачи в части балансировки экономики - именно их работа.
В Айоне Иннова обещала сделать такое же, давно уже обещает :)
В 4game уже давно существуют подарочные сертификаты, и ими давно торгуют, но неофициально.
В том и дело - когда это против правил игры, то можно с чистой совестью жить хоть в симбиозе с донатерами, хоть бороться с ними, хоть вообще их не замечать - как угодно. Но когда донат - политика разработчика, это становится уже вопросом глобальным, всепроникающим.
Я донат на дух не переношу - но. Что делать, если скоро не останется игр без его элементов вообще? Продавать компьютер и идти на завалинку жаловаться на жисть?
Мир меняется, и надо себя в нем переосмысливать регулярно.
Близзард радует своим нетривиальным подходом к вопросу: а вот вам аукцион между собой, а вот вам средство ввести денег, не затронув рынок. Это придает несколько надежд и немного гибкости.
Снимите розовые очки :) MMO без доната не было нигде и никогда. Вопрос был иесть лишь в легальности процесса с точки зрения разработчиков/издателей. В любую MMO желающие могли вложить реальные деньги. И вкладывали.
Тут два отдельных вопроса: механизмы (и легальность) вложения реальных денег в игру и баланс геймплея, не позволяющий "раскачивать лодку" с помощью вливания реала.
Еве, на мой взгляд, и в одном, и в другом аспектах удалось приблизиться к идеалу настолько, насколько возможно. ВоВ только начинает идти по этому пути и ему еще работать и работать. Я уже писал в одном и комментариев, но повторюсь: я искренне надеюсь, что с введением официальных продаж за реал Близзы наконец-то "распробуют вкус денег" и всерьез начнут бороться с голдселлерами. Хотя бы потому, что они (внезапно!) станут их прямыми конкурентами.
Мне почему-то кажется, что следующим шагом станет продажа тайм-карт за голд, вариант т.н. плекса. Случится это, конечно не сегодня и не завтра. Будет выпущено еще с десяток всяких там БОЕ питомцев и маунтов. А затем, когда весь этот голд уже некуда будет девать, как мне кажется, Близзард запустит свою вариацию F2P и даст возможность оплачивать подписку игровой валютой. Почему бы и нет?
Прямая продажа Близзами таймкарт за игровое золото навряд ли когда-либо состоится. Просто потому, что каждая карта, проданная ими за золото - это минус триста настоящих рублей дохода. В Еве каждая таймкарта, продающаяся на рынке, вначале была кем-то куплена у ССР за реальные деньги. То есть разработчики только заинтересованы в развитии этого рынка: чем больше плексов вращается на рынке, тем больше их было когда-то куплено "за настоящие баксы", тем выше доходы фирмы.
Более того, в последнее время начали делаться шаги по аккуратному выводу этих плексов (например, дали возможность перевозить их с места на место, что приводит к неизбежным потерям; или обмен плексов на "свистелки-блестелки").