Раньше было просто: есть у тебя мультиплеерный режим и единый мир — ты MMO. Таких было, скажем, несколько десятков. Известных и красивых вообще в районе десяти. И миллионы клиентов, голодных до новых сетевых впечатлений. А сейчас любой, буквально — любой, может составить вам конкуренцию. Взять хотя бы Microsoft Flight Simulator. Мало того, что в новой версии будет актуальная погода и реальный авиационный трафик, так там ещё будет видно и других пилотов-игроков.
Да, авторы MFS идут на некоторые условности, разделяя игроков на кластеры и отображая только 50 ближайших пилотов, чтобы никто не умер от лагов в крупных авиационных хабах. Но в остальном мы получаем открытый и невероятно проработанный мир, где вместе с друзьями можно путешествовать среди облаков и разглядывать реальные места на Земле.
Здесь самое время воскликнуть «Ага! Так а мы о чём говорили?! Сейчас конкуренцию в MMO способен составить даже какой-нибудь Майкрософт Утюг. Поэтому и нужен фритуплей, магазины, лутбоксы. Исключительно, чтобы выжить». Не вопрос — давайте разберёмся на конкретном примере.
Что делают игроки в Microsoft Flight Simulator в рамках «мультиплеера» в видео выше? Находятся рядом. На этом всё взаимодействие заканчивается. И если эта мультиплеерная механика способна реально составить конкуренцию тем, кто профессионально проектирует многопользовательские миры, вопросы здесь могут быть исключительно к таким профессионалам.
У специализирующихся на многопользовательских мирах было два десятка лет для развития способов и глубины взаимодействия людей в многопользовательских играх. Я не хочу сказать, что не было сделано ничего, но если схема «увидеть рядом другого живого игрока» в 2020 году может составить конкуренцию, возможно, сделано было недостаточно?
То есть сзади незамысловатым мультиплеером уже сигналят даже те, о ком раньше в этом контексте сложно было подумать. Только это не признак нарастающей конкуренции. Это отличный повод задуматься о реальных конкурентных преимуществах, которые точно не должны заканчиваться на техническом обеспечении сетевой игры.
8 комментариев
И тут сюда добавляют возможность «побыть с друзьями рядом»! Это вишенка на основательном, многослойном, высококалорийном торте. Сама вишенка не может конкурировать с играми, где весь геймплей построен на взаимодействии (в идеале :)). Но если сравнивать только остальной торт, то ММО-шное «выбери праздно стоячую цель и по кулдауну нажимай функциональные клавиши» не может увлечь. Может и должно увлечь другое, макро-игра, — но это другой жанр, другой тип удовольствия, подразумевающий других игроков с другими ожиданиями, и две эти вещи немножко несправедливо сравнивать. Как торт с ведром вишен.
Неизбежный успех MSFS-ного мультиплеера, что я хочу сказать, вовсе не означает провал ММО жанра. Но и не отрицает его :)
Ну, на мой взгляд, это не баг, а фича. Геймплей MMO в чистом виде — это взаимодействие человека и человека, а не человека и игры. Как та же Eco, в которую в одиночном режиме играть просто бессмысленно, потому что львиная доля заложенного мультиплеерного геймплея останется просто невостребованной без других людей.
Понятно, что MFS о другом. И, наверное, E:D — тоже. Что и делает мультиплеерное взаимодействие в них именно вишенкой на торте, которую при желании можно сковырнуть и отложить в сторону, и которой, как ты верно заметил, одной не наесться. Да, это яблоки и апельсины. В том смысле, что разные фрукты. И разного в них намного больше, чем общего.
Я ничуть не хотел обидеть MFS. Это потрясающая игра с невероятными возможностями. Но ведь она и не прикидывается MMO. И если кто-то из «MMO» от этого дёргается, это говорит, скорее, о качествах тех, кто дёргается от подобной «конкуренции».
PS E:D не «наверное» о другом, он 100% о другом. Если человеку в E:D не нравится элементарный процесс полёта — то ничто другое не сможет (и не особо пытается) его в игре удержать. Все эти «цели», «инженеры», «экспедиции», «бой», «шахтёрство» — только повод сердцем почувствовать вибрацию двигателей.
Да, я часто общаюсь с голосами в голове. Не обращай внимания. :)
С моей точки зрения, это не MSFX смотрит в спину, а скорее — наоборот. Обычным ММО до ММО-симов еще тянуться и тянутся… Но это настолько две разные сущности, что они скорее рядом.