Я не считаю, что Шон Мюррей делает сейчас работу над ошибками. Я считаю, что он планомерно продолжает развивать игру силами крохотной команды. Вот что он делает, по-моему. И добивается многого. Вот просто послушай его прямой ответ на вопрос о возможности встретить друзей уже ближе к релизу, в марте 2016 года:
Работу над ошибками нужно делать толпе, которая устроила травлю, а никак не Шону Мюррею. Возможно, ему стоит сделать выводы о том, с кем именно приходится иметь дело разработчикам, и начать соответственно относиться к этим людям, как к детям, независимо от их возраста. А мне хочется, чтобы этого не произошло.
Опять же, ты повторяешь общепринятую мантру, игнорируя факты. Например тот, который привел чуть выше Тис. Там, помимо прямой речи Шона о том, что привычного мультиплеера в игре поначалу не будет, в принципе говорится примерно о том же, о чем говорю я:
Сторонник Шона: Prior to release, the biggest criticism of the game was «what do you do in No Man's Sky?? They haven't explained anything!» This was said so much that it became a meme.
Then after release suddenly there were lists of hundreds of unfilled promoses-- thats a lot for a game that didn't explain anything!
In reality, not enough people were really listening to what Sean was saying and they invented a game in their head that they thought NMS was going to be at launch. When it wasn't that game, they went back and cherry picked quotes from Sean to prove they were innovent victims who'd been duped.
Противник Шона: Uh, no, come on. Sean literally just said «yes» when asked «will you be able to play with your friends». He also said «yes, if you want there to be», when asked if the game would have a competitive element to it. To be clear, he did not say «yes, some time after release» at any point during this particular interview. In fact, he even said «no» when asked if there would be DLC.
Or should I only have selectively been listening to what Sean was saying?
При этом противник дает ссылку на интервью 2014 года, за два года до релиза, где Шон делится своими планами об игре в целом, а никак не перечисляет возможности релизной версии.
Сторонник Шона: And he later said NMS woild not be multiplayer closer to release. Plus all the times he was very iffy on the multiplayer question. Of course you ignore all that and go to the example where he was pressured into a yes/no answer.
I watched all the videos before release and I did not believe it was going to be multiplayer because of all the downplaying he did, i think it was a feature he wanted but was not confident it would be ready.
Противник Шона: He also went on Colbert and talked about how you cant see yourself so you'll have to run into other people to tell you what you look like. And then answered «Can you run into other people in the game?» with «Yes but it would be rare because of the size of the universe».
Сторонник Шона: And that appearance was almost a year before release. He later said it would not be multiplayer.
Противник Шона: It was then uploaded for the internet to see at any point in the future without the context of other contradicting shows, like during pre-order time and just before launch. This was one of the last things I saw to make me order and it wasn't until after the steam refund time of 2 hours of play that it was discovered that 2 people standing at the same point couldn't see each other. And then his tweet about «wow, so many of you playing, servers must be having issues.»
То есть постойте — можно сказать о том, что вот то видео годичной или двухгодичной давности, это последнее, что я смотрел перед покупкой, но виноват в этом Шон Мюррей, а не это я сам придумал факт, будто мультиплеер будет в релизной версии, хотя Шон прямо говорил, что его не будет. Да и не только Шон. Это следовало из всей рекламной компании игры.
И вот теперь Шон честно выполняет сделанные ранее обещания об игре в целом, но мы все равно будем называть его лжецом и не считать это травлей. Хм… я не согласен, извини.
Не, я понимаю. Травля — это плохо, но Шон Мюррей все равно лжец. И высказывание этого — не травля, а просто мнение. Просто миллионы людей в открытых источниках при любом удобном случае пишут, что Шон Мюррей — лжец и мошенник, который всех умышленно обманывал, специально не говорил прямо, что к релизу этого не будет, и всячески манипулировал всеми окружающими. И это решительно не оказывает никакого морального воздействия на Шона Мюррея.
Несколько раз перечитал собственные слова с констатацией общеизвестных фактов — Шон Мюррей был в глубокой депрессии после скандала со стартом NMS, всем было плевать на это — и не понял, в чем состоит ужас предположения о том, что выйди он из этой депрессии в окно, отношение к нему кардинальным образом не изменилось бы.
Только трактуешь это как обвинение, а не предположение, что случись что-то более экстремальное, ничего бы не изменилось.
То, что произошло в отношении Шона, само по себе, неприемлемо.
Общеизвестный факт — без финансирования невозможно создать игру, особенно такую амбициозную. Поэтому поиск издателя неизбежен.
Общеизвестный факт — за сроки выхода игры отвечает издатель, не разработчик.
Общеизвестный факт — у разработчика нет права говорить о готовности или неготовности продукта, если был подписан контракт с издателем.
Общеизвестный факт — после первого переноса сроков случилась целая буря возмущения со стороны игроков. Их не интересовало качество игры, их интересовала дата выхода.
Общеизвестный факт — функция журналистов заключается в том, чтобы информировать читателей, а не раздувать хайп.
Общеизвестный факт — несмотря на все это крайним в ситуации был выбран самый уязвимый. И до сих пор его спокойно называют лжецом. То есть человеком, который намеренно обманывал всех остальных — издателя, журналистов, игроков.
Несколько раз перечитал собственные слова с констатацией общеизвестных фактов — Шон Мюррей был в глубокой депрессии после скандала со стартом NMS, всем было плевать на это — и не понял, в чем состоит ужас предположения о том, что выйди он из этой депрессии в окно, отношение к нему кардинальным образом не изменилось бы. Если ты увидел в этом подстрекательство к самоубийству или нечто подобное, то уверяю тебя, ничего подобного у меня и в мыслях не было.
Вот это очень правильно, что свои мысли вы опубликовали на своей площадке. Нет необходимости отвечать. Да и читать тоже. Потому что после вот этой фразы…
Сейчас на ММОЗГе ввели краудфиндинговую программу на патреоне, собирая ежемесячную подписку, дающую некоторые плюшки в и без того коррумпированной системе голосов, позволяющей «заткнуть недовольных»
… в самом начале текста смысла дальше читать нет никакого. Сам придумал, сам возмутился. Бывает. Добро пожаловать в выездной клуб фантастов-разоблачителей.
При этом разочаровываться игрокам далеко не впервой, и глупо предполагать, что именно Мюррею из всех настолько «не повезло со слушателями». Возможно людям просто надоело, что им по ушам ездят.
No Man's Sky, в отличие от множества других игр, приземленных и ограниченных сеттингом, пространством, естественными механиками, был полигоном для бесконечного хайпа. Ну, как же — если нам предлагают вселенную, значит, в ней будет всё. Иначе для чего еще делать такие огромные пространства? И люди разогнали собственный хайп до космических масштабов. Я не говорю о том, что Шон не был частью этого хайпа. Хотел бы я посмотреть на любого другого разработчика, влюбленного в свой мир, от которого миллионы восторженных глаз ждут новой порции деталей о его давних желаниях реализовать что-то. Знал бы он, чем это обернется, вел бы себя иначе, конечно же. Но тогда это был именно романтический период, который жестко спорил с возможностями небольшой команды, обычным для разработки заваливанием сроков и меняющимися в лице издателями, которые еще вчера их сватали к себе и играли роль старых друзей, а сегодня грозно демонстрировали детали подписанного контракта.
Шон был намного больше похож на одного из нас, чем на опытного разработчика игр. И в том, что он был похож на одного из нас, заключается успех No Man's Sky для меня, сама суть амбициозности этого проекта. А игроки вызверились на него. Он должен был быть взрослым, а мы должны были оставаться детьми. Он не должен был нам говорить ничего такого, чего не появилось бы в релизе, а мы должны были пропускать мимо ушей и глаз все то, что показывали нам в игровых видео-трансляциях No Man's Sky, что читалось в геймплее изначально. Мы не должны были полагаться на собственный опыт.
Такое вот негласное соглашение существует, судя по всему. Мы можем хайповать, а разработчик должен быть усталым продюсером порно-фильмов, который каждый раз смотрит на вас мутными глазами, немножко подвисает, а потом так торопливо кивает в ответ: «Да-да, наш фильм будет о любви», прекрасно понимая, что за такие деньги и за такие сроки у него получится только то, что всегда получалось. И каждый раз этот безумный цикл будет повторяться.
Если нас действительно устраивают отношения, в которых нам отведена роль явных инфантилов, а разработчикам — роль взрослых поводырей, тогда почему мы удивляемся манипулированию, в том числе и монетизационному? Тогда каких равных отношений мы хотим?
Ты продолжаешь обвинять Шона Мюррея во вранье, то есть намеренном искажении своих планов, даже спустя два года после релиза, когда выяснилось, что эти люди продолжают бесплатно пилить игру. Ты хочешь, чтобы все вокруг сказали «да, я был не прав», извинились, но ты сам не хочешь даже на миллиметр изменить свои очень жесткие обвинения в адрес конкретного человека, не пытаясь вникать в то, какое давление на него оказывалось по поводу сроков выхода с обеих сторон, не пытаясь признавать, что желающий соврать не будет два года дорабатывать игру, а просто апеллируя к мнению толпы. Мол, столько людей не могут ошибаться.
Именно этим вся история вокруг No Man's Sky напоминает сжигание ведьм. Вот вы ее сожгли, окей, наверное, не сильно переживали бы, если бы этот человек выбросился из окна. Пожали бы плечами и сказали, что он сам виноват, ведь был лжецом и мошенником, хотя вы и не желали ему такого (но незаслуженно называя человека лжецом и мошенником, не пытаясь вникать в то, кто был виноват, вы участвуете в общей травле). А кто остался рядом с вами? Те, кто говорит «если хотите мечтать, вам не стоит заниматься созданием компьютерных игр»? Те, кто в тайне очень рад тому, что игроки проявили максимальную инфантильность в этой истории, дав им в руки дополнительные аргументы и тему для самоуспокоения по поводу собственных методов работы с нами?
Вот журналисты, которые сами раздували хайп, вместо того, чтобы трезво информировать, те, кто работал в качестве тупого рупора хайпа, теперь используют No Man's Sky для своих шуточек, напрочь забыв о собственной роли в этой истории и никогда не задумываясь о ее последствиях для всего жанра. Они так и будут жить одним днем, искренне удивляясь тому, что происходит, но совершенно не влияя на процессы, не выполняя свою основную роль.
Все эти люди останутся. Жители успокоятся и довольные разойдутся по домам, потому что восстановлен прежний порядок вещей. Ведьма сожжена и теперь никто не побеспокоит уютное средневековье.
Потому что после выхода игры эти интервью стали вируситься со страшной силой. Интересно, почему это?
Потому что масса игроков обнаружила, что во всей этой огромной вселенной внезапно «не во что играть». То есть когда нам на голову спускают очередной шутер, мобу или ганкбокс — ни у кого вопросов нет, тут «геймплея» залейся. Все по канонам. Когда нам дают восемнадцать квинтиллионов звездных систем для путешествий и созерцаний — «здесь не во что играть».
Я не в курсе, что там была за охота на ведьм, угрозы смертью и прочее, не следил плотно за NMS. Да и я уверен, что многие разочарованные игроки тоже.
Но при этом знали досконально все детали его интервью? Звучит не слишком реалистично. Вот реклама игры до выхода, которая шла под слоганом из четырех слов: «Explore, Fight, Trade, Survive».
Что в этой рекламе неправдиво? Были превью IGN, там можно было понаблюдать за тем, как выглядит игра за пару недель до релиза. Но на это тоже как-то ждунов не хватило. Зато упомнить все, что когда-то в процессе обсуждения игры говорил Шон Мюррей — легко. А почему? Потому что так можно было сохранить собственное лицо при ответе на вопрос «Чего же я так ждал и почему не могу получить от игры то, что вообразил?».
А фишка в том, что люди столкнулись с бесконечностью. С невообразимым количеством путей, которые им нужно выбрать самим. С отсутствием проторенных дорожек или заданных финалов. И да — с эксплорингом в чистом виде. С этого слова и начинается реклама No Man's Sky — Explore. Об этом постоянно говорил Шон. Но у него были слишком внимательные слушатели, чтобы это расслышать.
Ну это ты за них решил, что они хотели, не находишь?
Нет, не нахожу, прости, потому что вижу претензии. И они все были высказаны именно в августе 2016. То есть у человека спрашивают: «А в вашей игре это будет?», он отвечает — «Будет». Потому что искренне считает, что это возможно и что он может это сделать. Время показывает — он это делает. Причем делает бесплатно. Но вообще-то крохотная команда (сколько там в Hello Games, человек пятнадцать, да?) занимается тем, что не делал вообще никто (а из-за вашего сжигания ведьм, думаю, и не будет делать в обозримом будущем), и вообще-то они сделали невероятных размеров вселенную, и, собственно, реализовали главный, корневой геймплейный функционал сразу.
Я-то сам от игры ничего не ждал, поэтому не могу себя к ним причислять, но я вполне допускаю, что они хотели получить не «все и сразу», а то, что им обещали.
Ага, выходит, они хотели получить не «все и сразу», а «все, что им обещали, сразу в первой версии игры». Это, конечно, все меняет.
С чего бы мне относится с пониманием к лжецам? У них было предостаточно времени до релиза, чтобы сказать «мы не смогли, не успели, будем заниматься этим после релиза». Но почему, как ты думаешь, люди до самого выхода игры были уверены, что там будет мультиплеер, детальная симуляция и все остальное?
Потому что люди были захайпованы по самые уши. Они хайповали друг друга, их хайповали многие журналисты. Все эти хайпующие журналисты получили доступ к игре до релиза. И что, к ним у кого-то есть претензии? Кого-то из обзорщиков, тот же IGN, сжигают на костре? А кто вообще отвечает за издание игры? Разве не издатель? Где персональные претензии в адрес президента Sony? М? Не, проще всего выбрать самую слабую жертву. Именно того, кто реально верил в то, что говорит, кому сами игроки угрожали смертью за перенос сроков, кто все эти годы продолжает развивать игру, хотя всем возмущенным давно уже пофиг. Так ответь мне на простые вопросы — имеет ли право студия-разработчик делать заявления о неготовности игры при подписанном контракте с издателями? И кто в конечном итоге отвечает за выпуск продукта, если не издатель?
Нам, игрокам, неизвестно, кто там был виноват Hello Games, Sony или еще кто.
Ага, это точно. Вам неизвестно. Да и не очень интересно. Но ведьму вы нашли и сожгли, вогнав человека на два года в глубочайшую депрессию только за то, что он сделал мир, который никто до него не делал.
Кайз, давай более конструктивно, что ли. В том, что ты процитировал, написано буквально «хотели получить всё и сразу». Скажем, если бы тебе авторы Lineage 2 говорили, что да — в нашей игре будут замки, кланхоллы, манор, питомцы, олимпиада, смена профессии и многое другое, увидев Lineage 2: Prelude, ты тоже кричал бы, что тебя обманули? Или все же отнесся бы с пониманием к тому, что это непростой и не мгновенный процесс разработки?
Реальность на сегодняшний день такова, что игру продолжают развивать два года. Но при этом суть геймплея не меняется. И сколько бы новых возможностей здесь не появилось, как по мне, это не изменит отношения разочарованных. Потому что, по сути, игра предложила уникальный геймплей, аналогов которому я лично не знаю. И за два года с момента скандала их не появилось. Тебя он либо цепляет, либо нет. Все остальное увидеть в игре здорово, но «геймченджеров» здесь не ожидается, по-моему.
Я не понимаю, как можно продолжать говорить о «вранье» и персонализировать свой гнев, если сегодня уже понятны многие детали. И то, что Hello Games честно продолжили разработку. А врут не для того, чтобы потом бесплатно годами допиливать игру. И то, насколько эта персонализированная (несправедливая во многом именно из-за своей персонализации) травля задела Шона. И то, какая роль во всем этом принадлежала как издателям, так и игрокам. Я верю в то, что это письмо настоящее:
No Man’s Sky была ошибкой.
Я решил написать вам, потому что в сложившихся обстоятельствах молчание со стороны Hello Games необоснованно и непрофессионально. Люди просят меня высказаться, и я должен сделать признание. Игра была попросту не готова к моменту запуска. Нас вынудили это сделать не только представители Sony, но и сами игроки. Постоянное давление со стороны игроков, которые настаивали на выпуске игры в обещанный срок, не позволяло нам реализовать наш творческий замысел, так же, как требования со стороны Sony выпустить игру как можно быстрее заставили нас отказаться от части ключевых возможностей проекта. Я хотел бы извиниться за то, что мы не сделали многое из задуманного. Игра не соответствует нашему творческому замыслу.
И все же мы хотели бы, чтобы игровое сообщество проявило больше понимания. Многие игроки требовали возврата средств, несмотря на наши заверения постоянно улучшать и развивать No Man’s Sky. Мы просто маленькая игровая студия, которая потратила огромное количество собственных сил на этот проект. Полное отсутствие уважения, когда речь заходила о проделанной нами работе, выбила из колеи не только меня, но и всю команду. Мы хотим развивать игру до того состояния, о котором мечтали, и даже дальше.
Надеюсь на понимание.
Вся эти история, по-моему, пробудила в людях худшее. Это такая современная версия охоты на ведьм, где люди в большей степени злятся на себя, но вымещают эту злость на «ведьме». И да, я не устану повторять, как за год до выхода игры говорил о том, что здесь можно будет только гулять и созерцать. И что нужно это понимать, определиться — нужно оно тебе или нет.
Глядя на то, чего по-своему добиваются художники в MMO, я каждый раз думаю, что они, возможно, единственные, кто реально ни разу не сбавлял темп и все эти годы работал на полную катушку.
Именно так. Можно что-то еще пробовать с разработчиками, если они того же искренне и сильно хотят, но вопреки или при безразличном отношении, нет — это бессмысленно. Как бессмысленно сегодня, к примеру, в мирах с открытым PvP искать поступки. Вероятность их найти все еще существует, но она мизерная на фоне зашкаливающей вероятности встретить обычных козлов, которые в реальном мире либо сидят по темным углам, либо свою сущность прячут в темные углы. Потому что «правила игры» другие.
Да, мне тоже далеко не все до конца понятно. Но какие-то ответы у меня есть.
Не очень понятно, зачем был построен Камелот, если у каждого была своя земля?
Сам Камелот был построен вокруг Наковальни Эмиссаров, из которой предстояло вытянуть мечи избранным:
Чем этот город был и почему вдруг пал?
Был символом цивилизации, мечтой (как и в других аллюзиях вокруг Камелота). Пал из-за отказа неких «стабилизаторов» — переносные монтируемые устройства, которые также будут применять в игре для соединения осколков земли и притягивания их друг к другу. Видимо, тоже технология Эмиссаров. Но точно пока не знаю.
И зачем королевства друг с другом сражаются, если цель одна — восстановить?
Потому что у каждой стороны своя идеология. Мало того, у каждой стороны даже свое представление о том, как должна выглядеть окружающая их среда (когда одно из трех королевств захватывает новый кусок территории, он внешне автоматически преображается, согласно предпочтениям королевства). Ну, и так как идеологии трех королевств, по замыслу, настолько несовместимы, что те ведут открытую войну между собой, вряд ли у них получится совместно отстроить Камелот.
www.youtube.com/watch?v=1ORFgfhj_hM&t=3m55s
Работу над ошибками нужно делать толпе, которая устроила травлю, а никак не Шону Мюррею. Возможно, ему стоит сделать выводы о том, с кем именно приходится иметь дело разработчикам, и начать соответственно относиться к этим людям, как к детям, независимо от их возраста. А мне хочется, чтобы этого не произошло.
При этом противник дает ссылку на интервью 2014 года, за два года до релиза, где Шон делится своими планами об игре в целом, а никак не перечисляет возможности релизной версии.
Снова ссылка на видео за год до релиза.
То есть постойте — можно сказать о том, что вот то видео годичной или двухгодичной давности, это последнее, что я смотрел перед покупкой, но виноват в этом Шон Мюррей, а не это я сам придумал факт, будто мультиплеер будет в релизной версии, хотя Шон прямо говорил, что его не будет. Да и не только Шон. Это следовало из всей рекламной компании игры.
И вот теперь Шон честно выполняет сделанные ранее обещания об игре в целом, но мы все равно будем называть его лжецом и не считать это травлей. Хм… я не согласен, извини.
Несколько раз перечитал собственные слова с констатацией общеизвестных фактов — Шон Мюррей был в глубокой депрессии после скандала со стартом NMS, всем было плевать на это — и не понял, в чем состоит ужас предположения о том, что выйди он из этой депрессии в окно, отношение к нему кардинальным образом не изменилось бы.
Только трактуешь это как обвинение, а не предположение, что случись что-то более экстремальное, ничего бы не изменилось.
То, что произошло в отношении Шона, само по себе, неприемлемо.
Общеизвестный факт — без финансирования невозможно создать игру, особенно такую амбициозную. Поэтому поиск издателя неизбежен.
Общеизвестный факт — за сроки выхода игры отвечает издатель, не разработчик.
Общеизвестный факт — у разработчика нет права говорить о готовности или неготовности продукта, если был подписан контракт с издателем.
Общеизвестный факт — после первого переноса сроков случилась целая буря возмущения со стороны игроков. Их не интересовало качество игры, их интересовала дата выхода.
Общеизвестный факт — функция журналистов заключается в том, чтобы информировать читателей, а не раздувать хайп.
Общеизвестный факт — несмотря на все это крайним в ситуации был выбран самый уязвимый. И до сих пор его спокойно называют лжецом. То есть человеком, который намеренно обманывал всех остальных — издателя, журналистов, игроков.
Сейчас на ММОЗГе ввели краудфиндинговую программу на патреоне, собирая ежемесячную подписку, дающую некоторые плюшки в и без того коррумпированной системе голосов, позволяющей «заткнуть недовольных»
… в самом начале текста смысла дальше читать нет никакого. Сам придумал, сам возмутился. Бывает. Добро пожаловать в выездной клуб фантастов-разоблачителей.
Шон был намного больше похож на одного из нас, чем на опытного разработчика игр. И в том, что он был похож на одного из нас, заключается успех No Man's Sky для меня, сама суть амбициозности этого проекта. А игроки вызверились на него. Он должен был быть взрослым, а мы должны были оставаться детьми. Он не должен был нам говорить ничего такого, чего не появилось бы в релизе, а мы должны были пропускать мимо ушей и глаз все то, что показывали нам в игровых видео-трансляциях No Man's Sky, что читалось в геймплее изначально. Мы не должны были полагаться на собственный опыт.
Такое вот негласное соглашение существует, судя по всему. Мы можем хайповать, а разработчик должен быть усталым продюсером порно-фильмов, который каждый раз смотрит на вас мутными глазами, немножко подвисает, а потом так торопливо кивает в ответ: «Да-да, наш фильм будет о любви», прекрасно понимая, что за такие деньги и за такие сроки у него получится только то, что всегда получалось. И каждый раз этот безумный цикл будет повторяться.
Если нас действительно устраивают отношения, в которых нам отведена роль явных инфантилов, а разработчикам — роль взрослых поводырей, тогда почему мы удивляемся манипулированию, в том числе и монетизационному? Тогда каких равных отношений мы хотим?
Ты продолжаешь обвинять Шона Мюррея во вранье, то есть намеренном искажении своих планов, даже спустя два года после релиза, когда выяснилось, что эти люди продолжают бесплатно пилить игру. Ты хочешь, чтобы все вокруг сказали «да, я был не прав», извинились, но ты сам не хочешь даже на миллиметр изменить свои очень жесткие обвинения в адрес конкретного человека, не пытаясь вникать в то, какое давление на него оказывалось по поводу сроков выхода с обеих сторон, не пытаясь признавать, что желающий соврать не будет два года дорабатывать игру, а просто апеллируя к мнению толпы. Мол, столько людей не могут ошибаться.
Именно этим вся история вокруг No Man's Sky напоминает сжигание ведьм. Вот вы ее сожгли, окей, наверное, не сильно переживали бы, если бы этот человек выбросился из окна. Пожали бы плечами и сказали, что он сам виноват, ведь был лжецом и мошенником, хотя вы и не желали ему такого (но незаслуженно называя человека лжецом и мошенником, не пытаясь вникать в то, кто был виноват, вы участвуете в общей травле). А кто остался рядом с вами? Те, кто говорит «если хотите мечтать, вам не стоит заниматься созданием компьютерных игр»? Те, кто в тайне очень рад тому, что игроки проявили максимальную инфантильность в этой истории, дав им в руки дополнительные аргументы и тему для самоуспокоения по поводу собственных методов работы с нами?
Вот журналисты, которые сами раздували хайп, вместо того, чтобы трезво информировать, те, кто работал в качестве тупого рупора хайпа, теперь используют No Man's Sky для своих шуточек, напрочь забыв о собственной роли в этой истории и никогда не задумываясь о ее последствиях для всего жанра. Они так и будут жить одним днем, искренне удивляясь тому, что происходит, но совершенно не влияя на процессы, не выполняя свою основную роль.
Все эти люди останутся. Жители успокоятся и довольные разойдутся по домам, потому что восстановлен прежний порядок вещей. Ведьма сожжена и теперь никто не побеспокоит уютное средневековье.
Потому что масса игроков обнаружила, что во всей этой огромной вселенной внезапно «не во что играть». То есть когда нам на голову спускают очередной шутер, мобу или ганкбокс — ни у кого вопросов нет, тут «геймплея» залейся. Все по канонам. Когда нам дают восемнадцать квинтиллионов звездных систем для путешествий и созерцаний — «здесь не во что играть».
Но при этом знали досконально все детали его интервью? Звучит не слишком реалистично. Вот реклама игры до выхода, которая шла под слоганом из четырех слов: «Explore, Fight, Trade, Survive».
Что в этой рекламе неправдиво? Были превью IGN, там можно было понаблюдать за тем, как выглядит игра за пару недель до релиза. Но на это тоже как-то ждунов не хватило. Зато упомнить все, что когда-то в процессе обсуждения игры говорил Шон Мюррей — легко. А почему? Потому что так можно было сохранить собственное лицо при ответе на вопрос «Чего же я так ждал и почему не могу получить от игры то, что вообразил?».
А фишка в том, что люди столкнулись с бесконечностью. С невообразимым количеством путей, которые им нужно выбрать самим. С отсутствием проторенных дорожек или заданных финалов. И да — с эксплорингом в чистом виде. С этого слова и начинается реклама No Man's Sky — Explore. Об этом постоянно говорил Шон. Но у него были слишком внимательные слушатели, чтобы это расслышать.
Нет, не нахожу, прости, потому что вижу претензии. И они все были высказаны именно в августе 2016. То есть у человека спрашивают: «А в вашей игре это будет?», он отвечает — «Будет». Потому что искренне считает, что это возможно и что он может это сделать. Время показывает — он это делает. Причем делает бесплатно. Но вообще-то крохотная команда (сколько там в Hello Games, человек пятнадцать, да?) занимается тем, что не делал вообще никто (а из-за вашего сжигания ведьм, думаю, и не будет делать в обозримом будущем), и вообще-то они сделали невероятных размеров вселенную, и, собственно, реализовали главный, корневой геймплейный функционал сразу.
Ага, выходит, они хотели получить не «все и сразу», а «все, что им обещали, сразу в первой версии игры». Это, конечно, все меняет.
Потому что люди были захайпованы по самые уши. Они хайповали друг друга, их хайповали многие журналисты. Все эти хайпующие журналисты получили доступ к игре до релиза. И что, к ним у кого-то есть претензии? Кого-то из обзорщиков, тот же IGN, сжигают на костре? А кто вообще отвечает за издание игры? Разве не издатель? Где персональные претензии в адрес президента Sony? М? Не, проще всего выбрать самую слабую жертву. Именно того, кто реально верил в то, что говорит, кому сами игроки угрожали смертью за перенос сроков, кто все эти годы продолжает развивать игру, хотя всем возмущенным давно уже пофиг. Так ответь мне на простые вопросы — имеет ли право студия-разработчик делать заявления о неготовности игры при подписанном контракте с издателями? И кто в конечном итоге отвечает за выпуск продукта, если не издатель?
Ага, это точно. Вам неизвестно. Да и не очень интересно. Но ведьму вы нашли и сожгли, вогнав человека на два года в глубочайшую депрессию только за то, что он сделал мир, который никто до него не делал.
Реальность на сегодняшний день такова, что игру продолжают развивать два года. Но при этом суть геймплея не меняется. И сколько бы новых возможностей здесь не появилось, как по мне, это не изменит отношения разочарованных. Потому что, по сути, игра предложила уникальный геймплей, аналогов которому я лично не знаю. И за два года с момента скандала их не появилось. Тебя он либо цепляет, либо нет. Все остальное увидеть в игре здорово, но «геймченджеров» здесь не ожидается, по-моему.
Я не понимаю, как можно продолжать говорить о «вранье» и персонализировать свой гнев, если сегодня уже понятны многие детали. И то, что Hello Games честно продолжили разработку. А врут не для того, чтобы потом бесплатно годами допиливать игру. И то, насколько эта персонализированная (несправедливая во многом именно из-за своей персонализации) травля задела Шона. И то, какая роль во всем этом принадлежала как издателям, так и игрокам. Я верю в то, что это письмо настоящее:
No Man’s Sky была ошибкой.
Я решил написать вам, потому что в сложившихся обстоятельствах молчание со стороны Hello Games необоснованно и непрофессионально. Люди просят меня высказаться, и я должен сделать признание. Игра была попросту не готова к моменту запуска. Нас вынудили это сделать не только представители Sony, но и сами игроки. Постоянное давление со стороны игроков, которые настаивали на выпуске игры в обещанный срок, не позволяло нам реализовать наш творческий замысел, так же, как требования со стороны Sony выпустить игру как можно быстрее заставили нас отказаться от части ключевых возможностей проекта. Я хотел бы извиниться за то, что мы не сделали многое из задуманного. Игра не соответствует нашему творческому замыслу.
И все же мы хотели бы, чтобы игровое сообщество проявило больше понимания. Многие игроки требовали возврата средств, несмотря на наши заверения постоянно улучшать и развивать No Man’s Sky. Мы просто маленькая игровая студия, которая потратила огромное количество собственных сил на этот проект. Полное отсутствие уважения, когда речь заходила о проделанной нами работе, выбила из колеи не только меня, но и всю команду. Мы хотим развивать игру до того состояния, о котором мечтали, и даже дальше.
Надеюсь на понимание.
Вся эти история, по-моему, пробудила в людях худшее. Это такая современная версия охоты на ведьм, где люди в большей степени злятся на себя, но вымещают эту злость на «ведьме». И да, я не устану повторять, как за год до выхода игры говорил о том, что здесь можно будет только гулять и созерцать. И что нужно это понимать, определиться — нужно оно тебе или нет.
Уже не помню, если честно. Но мог быть не прав, если что. Я вообще от многих иллюзий со временем отказался. Можно целую заметку написать. :)
Сам Камелот был построен вокруг Наковальни Эмиссаров, из которой предстояло вытянуть мечи избранным:
Был символом цивилизации, мечтой (как и в других аллюзиях вокруг Камелота). Пал из-за отказа неких «стабилизаторов» — переносные монтируемые устройства, которые также будут применять в игре для соединения осколков земли и притягивания их друг к другу. Видимо, тоже технология Эмиссаров. Но точно пока не знаю.
Потому что у каждой стороны своя идеология. Мало того, у каждой стороны даже свое представление о том, как должна выглядеть окружающая их среда (когда одно из трех королевств захватывает новый кусок территории, он внешне автоматически преображается, согласно предпочтениям королевства). Ну, и так как идеологии трех королевств, по замыслу, настолько несовместимы, что те ведут открытую войну между собой, вряд ли у них получится совместно отстроить Камелот.