avatar
Я рассуждаю со своей позиции и только со своей.
Океееей, пойдем по порядку. Сначала было вот это вот утверждение:
Радостно соврать про «у нас игра бесплатная» настолько дешевле, чем делать игру качественной, что даже говорить об этом странно.
На что я заметила, что это враньё ничего особо не даст, потому что большинство игр сейчас и так это предоставляют. То есть только это никак не привлечет аудиторию. Нужны и другие доводы. В ответ на это я получила:
В моих глазах вот это вообще не довод.
Отлично, только, мне кажется, изначально шел о точки зрения разработчика, что ему проще, а что нет, а не о нашей личной позиции, ваша так вообще очевидна с первого комментария.
С какой стати Вы вдруг мне решили рассказать, о чем я говорю?
Да у меня вообще такое ощущение, что мне в принципе в этом разговоре участвовать не стоит. Со своим-то ущербным мнением.
Ок. Попробуйте перестать платить за антивирус. Или за интернет.
За антивирус я и так не плачу (о ужас!), а вот за домашний интернет да, переплачиваю, и кстати были моменты, когда у меня не было возможности (технической или финансовой) его оплатить — и о чудо — мне помогал отложенный платеж. Без интернета я не сидела, хотя и не платила. А в метро вообще бесплатный wi-fi, совсем распустились.
Не могли бы Вы развернуть вот эту часть? Я раз двадцать ее перечитала, но до сих пор не уверена, что правильно поняла мысль.
Да не вопрос. Тут их сразу две. Первая: кроме того, что лично я могу лишиться доступа к игре из-за «неоплаченного абонемента», точно также его могут лишиться и люди, с которыми я играю. Лишиться танка на пару недель удовольствие то еще. Искать нового — а что делать потом, когда вернется старый? Да и стоит ли ему вообще возвращаться — уже большой вопрос.
Вторая мысль про перерывы. Если мы говорим про ММО как про развивающийся сервис (если нет, то этот довод можно выкинуть, хотя и ММО тогда лучше отправить туда же), то постепенно игровые достижения будут обесцениваться. Это нормально, если процесс плавный, но любой перерыв делает его скачкообразным. Вчера ты мог ходить с командой в любой данж/на PvP на равных, а сегодня бесполезным прицепом за ними болтаешься (если тебе еще замену не нашли). Нет, конечно, через какое-то время всё вернется в прежний ритм, но только стоит ли оно того. За это время можно и нового персонажа прокачать, причем необязательно в этой ММО. ИМХО, удержать таких вот «возвращенцев»\ в игре гораздо сложнее, чем новичков.
avatar
В моих глазах вот это вообще не довод.
Так мы не про вас, про тех, для кого «бесплатная игра» будет являться преимуществом. Так вот, даже для них этого будет недостаточно, потому что таких предложений предостаточно.
И почему-то только в случае с ММО вопрос оплаты вызывает столько споров.
Потому что есть огромное число примеров других систем монетизации игр, например. Потому что ММО гораздо ближе к софту и компьютерным сервисам, чем к салонам красоты и бассейнам. Потому что в ММО гораздо важнее взаимоотношения между игроками, и «перерывы» гораздо ощутимее на общей ценности сервиса.
avatar
Давай представим, что ты делаешь какую-то постоянную работу и несешь постоянные расходы, а кто-то, для кого ты это делаешь, считает необходимость платить тебе за это регулярно — минусом. Ему это удобно делать тогда, когда будет желание и возможность. Но ты, будь добра, все равно делай свою работу непрерывно и неси предсказуемо регулярные расходы. Ты считаешь такие отношения адекватными?
В торгово-рыночных отношениях такое бывает, различные рассрочки, отложенные платежи и всё в таком роде.
Ну, то есть, если я позволяю себе думать в таком ключе, что мне было бы лучше платить, когда удобно, а не регулярно, тогда я должен согласиться на то, что вторая сторона тоже может включать серверы, когда удобно, когда есть желание и возможность. Логично? :)
ИМХО, пример с обновлениями и исправлениями багов был бы лучше:)
И точно так же это происходит с любым другим сервисом, от которого мы ждем безотказности и постоянной работы.
Ну лично я пользуюсь многими бесплатными сервисами, при этом регулярность их работы не отличается от платных.
avatar
Общее количество всё равно будет ниже, хотя тут, конечно, только гипотетические предположения.
avatar
я бы хотела интересное, челленджевое PvE с адреналином и спортивным азартом, но это потребует введения данжей, а мир BDO хорош своей песочной открытостью
Когда-нибудь (в ближайшем будущем) я залезу в руины Гистрии, и наделю кучу скриншотов! Ну или умру)
avatar
Как думаете, она много потеряет от введения подписки? И много ли приобретет?
В БДО, кстати, есть подписка, убитая в хлам еще на этапе появления, но есть.
Если ввести подписку и убрать шоп, то издатель очень много потеряет в деньгах (если только ценник не будет в районе где-нибудь пары тысяч), сама игра незначительно, но потеряет в игроках, ну и кое-что в игре придется доделывать, либо окончательно от части контента отказываться. На премиум-сервере кое-что в достижения запихали, но это, имхо, редкостные костыли.
avatar
Радостно соврать про «у нас игра бесплатная» настолько дешевле, чем делать игру качественной, что даже говорить об этом странно.
Ставить всё только на довод про бесплатную игру бессмысленно, сейчас большинство игр «такие».
Какие минусы подписки, кроме возможного сокращения массовости, Вы имеете в виду? Минусов фри-ту-плея я могу назвать много, а у подписки только этот, и тот потенциальный.
Если бы у подписки не было минусов, ею бы все и пользовались. Естественно, большая часть из них — минусы для издателя. Для игроков это, например, наличие регулярных обязательных платежей. Пропустил дату оплаты — игра окончена. Игру в принципе гораздо проще бросить, и это может быть даже плюсом, но в ММО это еще и на всех сопартийцев/согильдийцев распространяется.
avatar
У меня их два, так что он и там, и там есть:)
avatar
Так тогда это подписка модель (как ФФ). Фритуплеем-то уже называться это не сможет (ну то есть сможет, кто ж запретит, но в глазах игроков это будет именно подписка).
avatar
Нет только одной особенности — массовости.
Которая является основной и тащит за собой очень много чего еще. Ту же «живую экономику», которую на пять человек не устроишь.
У нас на одной чаше весов оказывается улучшение сервиса всеми доступными способами, чтобы привлечь аудиторию, а на другой — просто бесплатный доступ. Что Вы выберете?
На чаше весов чего? Как наличие бесплатного доступа отменяет всё остальное (привет, Блесс)?
знаю множество сервисов, которые живут за счет рекламы. Так вот, их клиенты — рекламодатели. А прямые пользователи — кормовая база. Звучит грубо, понимаю. Такие сервисы — посредники между рекламодателями и потенциальными клиентами.
Ок, я в целом в курсе, однако это опять частные примеры. И по большому счету, даже в такой ситуации, качество сервиса может и не страдать. Если бы ММО жили за счет рекламы, которую органично смогли бы включить в игровой мир, то почему бы и нет. Если бы доходы издатель получал бы с мерча и ивентов от особо рьяных фанатов, то я только за. Если он собирает деньги с помощью краудфандинга или какой-то другой системы пожертвований, то да пожалуйста. Не один из этих способов (если их не выводить в абсолют) не мешает продолжать делать хорошую игру. Которой будут довольны конечные пользователи. А вслед за ними и клиенты — кем бы они в каждом отдельном случае не были.
Мой пример: во времена ЛА2 руоффа можно было сносно играть без ПА и товаров из шопика. Но попытка скушать верхние слои натыкалась на «лфп РБ 40+, ПА обязателен». Или «набор в клан „нейм“, только с ПА».
ЛА2, как игра мутировавшая из подписки во фритуплэй, пример очень сомнительный. Хотя да, нужно, наверное, признать, что есть еще третий вариант (про весь спектр всё же нужны другие примеры), когда игра в качестве фритуплэя выдает хорошо замаскированную подписку. Тут АА с его фермами/семьями будет даже получше примером, потому что целый пласт механик доступен только за премиум. Но у такого подхода чаще всего тащится куча минусов от обеих схем монетизации, и в таком виде он на перспективу плохо работает.
avatar
Если вдруг так, то что эти люди делают в игре много часов в день с гирями на ногах, тратя на те же достижения больше времени, что «премиум»-игроки?
Правильно, зачем играть — пусть идут работать:) Я сталкивалась с разными причинами, почему люди не готовы платить за игры, иногда действительно, нет такой финансовой возможности, тем более, что подписочная ММО это автоматом гарантия платить ежемесячно, а стабильности у нас маловато, иногда это чисто технические трудности с оплатой. У меня, например, проблемы с играми по подписке сейчас исключительно потому, что в моём окружении есть люди, для которых эти проблемы существенны, а идти в одиночку в игру, искать новых друзей… ну такое.
avatar
ММО самой по себе не нужен никто. Вот вообще. ММО не личность, у программы нет потребностей. Ей безразлично даже собственное существование. ММО — продукт.
Тем не менее, ММО, как продукт (или всё же сервис), представляет ценность для клиентов/покупателей/потребителей только в том случае, если в нём есть люди — и часто очень много людей. Нет их — и ключевых особенностей продукта, за которые его, собственно, и покупают, уже нет.
И мы, как игроки, можем быть его потребителями, если платим, либо его составляющей, если делаем игру другим. Так бывает не только в ММО: у меня огромный опыт участия в фестивалях исторической реконструкции, где я и моя команда — приглашенные актеры, обеспечивающие фан туристам.
Отличный пример, только одного его как-то маловато, для того, чтобы делать выводы обо всей ММО-индустрии, тем более, что в других отраслях есть огромное количество примеров, когда человек, пользуясь сервисами бесплатно, не становится автоматически аниматором для всех остальных. Да те же MOBA, например.
Опять же, я знаю множество игроков, которых никак не беспокоит их роль во free-to-play ММО.
Ну отлично, а теперь давайте поговорим о том, как отличается роль платящих людей в этих же самых играх. А она или вообще ничем не будет отличаться, кроме того, что вот это вот массовка в серых платьицах, а это вот такая же массовка, только в красных, либо из толпы будут выделяться отдельные личности с очень большим чеком, а все остальные будут для них бегающим мяском, неважно, платили они там что-то или нет. В БДО я играла в гильдии, в которой все по-разному тратили реальные деньги на игру, от тех, кто не платил не копейки, до тех, кто по несколько тысяч ежемесячно мог платить. И пока разговор об этом напрямую не заходил, я понятия не имела о том, кто как платит. Вот вообще. Никаких идей. Как там кого по ролям нужно было делить — не знаю.
avatar
Не утверждала, что этим занимались только мы, лишь привела, как пример, т.к. вступающие на этом делали акцент.
Ну да, спрос на это у многих ребят был (хотя некоторых туда палками не загнать было, ну да мы такой цели и не ставили:). Лично мне в плане тренировок мне всего понравились «строевая подготовка», когда уже в совсем другой гильдии нас учили в рейде правильно работать, бегали толпой по Медии, прохожих пугали:)
А мы не тратили, мы копили, чтобы первыми взять слоновьи, что и сделали, но это уже тема другой заметки.
Это я к тому, что мы были довольно таки небольшой гильдией (в плане осад ходили только на узлы и то не особо успешно), но при этом с казной проблем не было. Хотя на момент ввода гильдейных домов нам там ничего не светило, это да)
avatar
Ну знаете ли, с таким же успехом можно спросить, зачем на ммозге нужны люди, которые не пишут заметок.
Для ММО самой по себе люди в любом случае нужны, и ей — игре — абсолютно без разницы, платят они там или нет. А если вопрос заключается в том, зачем они нужны издателям — то тут вопрос вообще не про игры, а про деньги, и способов коммерциализировать продукт вагон и маленькая тележка, вопросы только к самому продукту. Я бы посмотрела, что будет с компанией, предоставляющей какой-нибудь бесплатный сервис, которая прямым текстом заявит «не платишь — не клиент». Если разработчик неплатящих клиентов за клиентов не считает, то, извините, он и к остальным с вероятностью 95% будет также относиться.
avatar
А если не платишь? Тогда ты товар. Кормовая база для клиентов, призванная обеспечивать ресурсы и развлечение для клиентов.
Откуда такая категоричность-то? Нет, ну то есть понятно, что есть куча плохих примеров, но вообще как-то чересчур. Так в принципе ко всем игрокам как к кошелькам с деньгами относиться можно, премиум это или подписка, какая разница.
avatar
Ох, сколько сразу воспоминаний нахлынуло. Первые пару недель для меня были адом. Качаться, изучать мир? Да щас. Просто огромная куча офицерских дел, с набором в гильдию, квестами, и прочими радостями жизни. 50 я апнула, наверное, позже всех, зато активки дофига было.
Не многие использовали такую механику, как арены. Собственно она и не была клановой, но те, кто делал ставку на развитие клана не только по очкам, беспокоились о боеспособности своих составов.
На арены мы с самого начала тоже ходили, даже вроде как расписание для классов по дням было, и еженедельная общая тренировка, хотя кое-что приходилось узнавать самим на опыте — на Корее/Японии у нас только пара человек играли.
Чего не скажешь о клановых РБ. Позволить их, конечно, могли себе не все кланы, ведь клановой РБ — это не просто задание, а большая трата денег из казны, от 3 до 5 млн. серебра.
Кхм, основная проблема как бы не в деньгах была (на тот момент их особо и не на что тратить было кроме боссов и зп), а в количестве этих квестов, которые были общими на все гильдии — кто успел, тот и взял. Унс был один специальный офицер, у которого чертовски здорово получалось «ловить» такие квесты (опыт игры на ауке, видимо), но даже при всем его таланте, некоторые квесты он не успевал поймать — они моментально исчезали. Ходили слухи (ну, довольно таки достоверные), что некоторые гильдии пользовались специальными «кликерами» для ловли таких квестов. В общем, мы свою казну доооолго тратили, а наш максимум в топе был что-то около 40 места.
avatar
Вот ровно по поводу этой заметки (и других, похожих) я и писала:
Быть адвокатом дьявола тут, скорее, придется мне, и я в невыгодном положении, потому что про обязанности разработчика как представителя игрового сервиса уже было довольно подробно написано, и не один раз (и я, по большому счету, с этими всеми доводами согласна)
Но я всё равно не считаю, что подписка это единственный допустимый вариант, а понятие РМТ можно размыть настолько сильно, что практически всё, что угодно, будет под него попадать (от премиума и шапочек до «меча тысячи истин» и прямой продажи игровой валюты). Поэтому, как по мне, каждая игра (и её разработчик) заслуживает отдельного внимания, а не способ монетизации в принципе. Даже подписка может оказаться такой себе идеей (про что и было в статье:).
avatar
Ну так основная мысль «К моменту, как кошелек вышел в зеленую зону, окончательно понял – RMT это плохо и вредно для вашей игровой жизни!» Остальное уже вроде как где-то за пределами истории произошло, так что смыслу заметки очень косвенно относится.
avatar
Ну да, это ж вроде очевидно.
avatar
А как быть с осадами? Это тоже, получается, арена?