Игры Разума: MMO: Я больше не погружаюсь
Один из моих любимых англоязычных блоггеров  —  Keen  —  опубликовал цикл чисто ммозговедческих заметок, перевод которых я с удовольствием постепенно буду представлять вашему вниманию.

Мне хотелось бы отмотать время назад, во времена запуска Star Wars Galaxies. Вы спросите меня: почему SWG? Думаю, потому что к тому моменту я уже был эдаким ветераном MMO, за плечами которого был опыт The Realms, EverQuest и Dark Age of Camelot. Но при этом я все еще ощущал себя чайником с широко открытыми глазами, который способен на глубокое погружение. Честно говоря, я мог бы с легкостью отправиться во времена запуска EQ или DAoC и испытать те же чувства. Игры были такими большими, такими массивными, такими незнакомыми для меня. Каждый шаг, который я делал в игре, ощущался как что-то важное и мое будущее было скрыто в тумане: куда мне нужно идти, как мне попасть туда и что там меня ждет.

Я помню, как я строил свой дом в SWG, переживая, смогу ли превратить его в свою лавку и привлечь людей, чтобы они посещали ее и покупали мои товары. Я помню свои первые два дня в EverQuest, когда мой друг из реальной жизни представлял меня группе других игроков   —  мы встретились в темном закоулке Фрипорта и заговорщицким тоном они спросили меня, готов ли я присоединиться к… их гильдии. Это не было ролеплеем, по моей спине пробежали реальные мурашки и я ощутил реальное волнение от мысли, что свяжу себя в игре с другими людьми, и что мы сможем сделать сообща в этом совершенно новом, неизвестном, нетронутом мире.

Все эти ощущения потеряны для меня. У меня не получается нащупать их снова. Я задумался, почему так вышло, и у меня есть несколько гипотез. Возможно, я повзрослел. Возможно, со временем я лишился всех этих шор неведения и слишком преуспел в обучении магии MMO. Настолько, что с легкостью могу разгадать любой фокус, который только готовят для меня разработчики. Возможно, изменились сами игры. Вообще-то я знаю, что они действительно изменились. Может, проблема именно в играх, и нет ничего такого, что существенно изменилось бы во мне. Может, игры настолько ушли в сторону парков развлечений, что даже EQ после этого воспринимается песочницей.

Я загружаюсь в Guild Wars 2, SWTOR, Rift, или [впишите сюда любое название современной MMO] и я прекрасно знаю, что от меня требуется, где именно я буду в ближайшие двадцать минут, и что именно ждет меня после этого. Здесь нет места тайне, нет места трепету, нет места чуду, нет места погружению, в котором я забуду о реальном себе, сидящем перед компьютером. Я могу получать фан, но я неспособен ощутить, что игра значительно больше меня и всех остальных. И меня не покидает чувство, что люди вокруг меня точно так же все это понимают.

Я собираюсь детально изучить некоторые из этих ощущений. У меня уже заготовлено две или три записи для блога, в которых я пытаюсь разобраться в том, утратил ли именно я способность погружаться или в этом виновато современное игровое окружение, но хотелось бы услышать ваше мнение.

От переводчика: в комментариях к оригиналу этой заметки развернулась довольно интересная дискуссия, не уступающая авторскому тексту. Чем мы хуже?

Автор: Keen
Перевод: Atron
Оригинал: http://www.keenandgraev.com/2012/06/27/not-immersed-mmorpgs/

19 комментариев

avatar
Andre комментирует:

Мой ответ - "повзрослели" в том смысле, что нельзя второй раз получить первые впечатления :) Первые шаги в мирах многопользовательских игр навсегда останутся замечательными воспоминаниями, но пытаться снова получить точно такие же ощущения бессмысленно. Будут новые яркие впечатления от новых, принципиально новых игр. :)
  • 0
avatar
Moderix комментирует:

Увы, да. Пусть на РП-сервере, пусть в РП-гильдии, в любой ММО любого формата, начиная играть лично я уже сразу прикидываю, а что будет дальше, какие перспективы развития, какой билд будет востребован, что ждёт в энд-гейме, какой потенциал у игры и прочее-прочее. Это меня очень печалит, но ничего не могу с собой поделать.
  • 0
avatar
Vrangelbaron комментирует:

У меня та же история с WoW, нельзя войти в одну реку дважды.
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@Andre

>Мой ответ - "повзрослели" в том смысле, что нельзя второй раз получить первые впечатления :) Первые шаги в мирах многопользовательских игр навсегда останутся замечательными воспоминаниями, но пытаться снова получить точно такие же ощущения бессмысленно.

Разве ты не получал впечатления примерно одинаковой силы от LA2 и EVE, хотя EVE была после LA2?

Да, ты пишешь: "Будут новые яркие впечатления от новых, принципиально новых игр." Но разве это не противоречит первому заявлению?
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@Moderix

>а что будет дальше, какие перспективы развития, какой билд будет востребован, что ждёт в энд-гейме, какой потенциал у игры и прочее-прочее. Это меня очень печалит, но ничего не могу с собой поделать.

Вот, кстати, у Домоседки ты спрашивал, чем хороша EVE и что никто не может объяснить нормально ее преимущества. Игре (хотя лучше сказать "миру") уже много-много лет, но, боюсь, никто не может сказать сейчас, какие у тебя перспективы развития, потому что дорожек десятки и многие из них вообще не пересекаются. С одной стороны, ты можешь быть всем сразу (сканером, исследователем, производственником, торговцем, шахтером, и, конечно же, бойцом (здесь необходимо вписать еще полтора десятка ролей внутри боевой деятельности)), с другой -- на практике ты, скорее всего, выберешь только одну дорогу. Какой билд будет востребован? Ну, видишь ли, ты -- это капсула, которую можно засунуть в центр управления любым кораблем. Навыки, находящиеся в голове твоего персонажа, передаются кораблю через центр управления и сказываются в итоге на его характеристиках. Но и сам корабль представляет собой конструктор из разнообразнейшего оборудования. Поэтому над "билдами" ломают голову бесконечно. И еще это всегда персонализировано по отношению к узору твоего личного развития. Эндгейм? Понятие весьма условное. Эндгейм может быть для тебя в нулях, может быть в пространстве червоточин, а может в центральном торговом хабе. В этом мире нет такого понятия, как единый для всей Эндгейм, как и нет понятия капа.

Есть такой персонаж в EVE: http://wiki.eveonline.com/en/wiki/Chribba_(Character). Абсолютный одиночка. Абсолютно мирный персонаж, прославившийся тем, что может бесконечно копать вельдспар (одна из простейших руд, астероиды с которой встречаются в самых безопасных уголках Империи). Глава и единственный член корпорации и альянса, который недавно выкупил целый аутпост: огромная космическая станция, построенная игроками в нулевых секторах. Естественно, выкупил он его по договоренности, которая предусматривала и защиту его владений боевыми формированиями других альянсов. Такой вот эндгейм, к примеру.

Я не говорю о том, что эта игра единственная и неповторимая, нет. Но с твоей точки зрения она может таить в себе слишком много сюрпризов, неожиданностей и достаточное количество разнообразия, чтобы можно было утверждать, будто все предсказуемо. Конечно, рано или поздно, ты устанешь и от этой игровой схемы тоже, поймешь ее, увидишь разные стороны, но сейчас я тебе по-доброму завидую. :)
  • 0
avatar
Andre комментирует:

Сходных с первыми впечатлениями от первой социализации в LA2 больше у меня не было. :) Были другие - радость открытия новых миров, восторги от их исследования, восхищения масштабами (это про EVE).

Не могу сказать, что "знаю что от меня требуется, где именно я буду в ближайшие двадцать минут, и что именно ждет меня после этого", до такого состояния я ещё не дожил. Предпочитаю по-прежнему погружаться в миры как можно глубже, только часто дно оказывается ближе, чем надеешься.

Старых впечатлений не будет, и не стоит ждать волшебных переживаний "как раньше". Будут новые, по-моему тут нет противоречия. В этом году я получил мощный позитивный заряд от KSP. Если мы когда-нибудь соберемся вместе в DayZ, уверен, нас ждут новые классные впечатления.
  • 0
avatar
Moderix комментирует:

@Atron
Знаю я EvE, играл достаточно долго. Просто я не сверкаю этим налево и направо :) Я знаю, что это уникальная игра со множеством возможностей, а у Домоседки я писал то, что многие играют в неё чтобы "быть не таким как все", чтобы лишний раз подчеркнуть свою "илитарность". А вдвойне смешнее от того, что многие даже если и играли в EvE, то кроме как спамить в mozg/help "падскажите фит для пвп шобы ногебать" ничего не умеют. Банальный скан пробками вызовет у них перелом межушного ганглия. К сожалению Ева закончилась для меня, так как я не смог найти подходящую для себя корпорацию, а соло стало скучно играть. Так что пока пытаюсь получить фан от TSW, но не слишком удачно.
  • 0
avatar
Moderix комментирует:

Вот, кстати, последний раз я получил хотя бы тень былого удовольствия от DayZ. Отличная вышла штуковина.
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@Moderix

>Знаю я EvE, играл достаточно долго.

А, черт, прости. :)
  • 0
avatar
Netzari комментирует:

А вот у меня в последнее время складывается ощущение того самого фальстарта, о котором здесь писали месяц назад. Мой первоначальный интерес к WoW "выгорел" за полгода до выхода БК, тогда я ушел в Еву, которая тоже весьма далека от совершенства. Потом болтало из одного в другое. Ну а сейчас... никого из них видеть не хочу :)
При том, что оба проекта - явно не венец творения и далеко не лучшее, что жанр может предложить. Это просто первое, что оказалось более-менее играбельным. Собственно, фальстарт оказался с жанром ММОРПГ - я начал раньше чем появилось что-то, что мне действительно подходит.
  • 0
avatar
jaXes комментирует:

Мне кажется, причина "потери свежести впечатлений" во многом в том, что ММО предлагает большой объем поверхностного, случайного общения, с большим количеством однотипных ситуаций. Даже конфликты внутри ММО, как правило, однотипны. Поэтому такой быстрый переход от детского восторга к апатии и формальному восприятию игры.
  • 0
avatar
Netzari комментирует:

Не только общения, но и всех других интеракций. И таки да, однотипны. К примеру, кому сейчас интересна политика в Eve? Только новичкам, которые такого еще не видели. Но одна, другая, третья война, и понимаешь, что это не конфликты, а просто бесконечная игра в "царя горы" - сколько можно?
  • 0
avatar
Anonymous комментирует:

Мне кажется автор зря считает ГВ2 линейной или даже предопределённой игрой. По мне так разработчики постарались добавить в игру как можно больше духа исследования, а также элемента внезапности, присущего сендбоксам, хотя сама ГВ2 не сендбокс ни разу.
  • 0
avatar
Moderix комментирует:

jaXes на мой взгляд очень точно и красиво сформулировал.
  • 0
avatar
arykalin комментирует:

Честно говоря статья напоминает стандартный диагноз любителя парков. Это естественно, парки это почти что одиночки, когда то я был в восторге от второго фоллаута или первой дьяблы. Но время идет, все приедается, и ни скайрим, ни нью вегас не вызвали у меня никакого интереса. Хотя, объективно говоря, они не хуже своих предшественников. Парк это почти одиночка, там нет жизни, если не считать за жизнь какую то невнятную борьбу за топ шмот. Если бы автор попробовал включить еву или даркфол или еще какую нибудь приличную песочницу, думаю этой статьи бы не было.
  • 0
avatar
beshere комментирует:

Страсть погасла вот и все. Осталась вредная привычка.

Лично меня до сих пор трясет при мыслях о СВТОРе, ВоВе, Диабло, Старике, Ил-2, МСФС, Тоталворах и Арме. Так что для меня такой проблемы нету.
  • 0
avatar
Moderix комментирует:

Синхронно повылазили как, а. То меня и Домоседку в упоротые воверы записывают, то вот Мозговеду(-ам) советуют даже не в песочницу, в Еву поиграть. Выброс что-ли где-то был?

@beshere Фэнтезийная лодка разбилась о гринд? ММО-лодка разбилась о фарм? Кукла Маша, кукла Даша, просто дети стали раньше :( Завидую тебе.
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@Moderix

>то вот Мозговеду(-ам) советуют даже не в песочницу, в Еву поиграть.

Спокойно. :) arykalin знает прекрасно, что мы играли в Еву и под автором справедливо подразумевает Keen'а, автора оригинальной заметки. Я в данном случае выступаю в качестве переводчика. :)
  • 0
avatar
Moderix комментирует:

Okay :(
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.