2017 год не особенно радовал нас в плане ММО, так что я поддержала идею отказа от стандартного голосования. Высасывать из пальца номинантов — не самое благодарное и интересное занятие, а вот в формате интервью познакомиться с самыми яркими ммозговедами и узнать, чем они жили в 2017 году, очень познавательно, на мой взгляд. Мое же участие участие в интервью позволило структурировать собственные мысли и впечатления, выделив, наконец, две тысячи семнадцатый в отдельный кластер, который сохранится в памяти.
Опиши свой игровой опыт в 2017 году.
2017 я встретила в Revelation, начав играть со старта ОБТ в конце 2016. В конце весны ушла играть в TESO на несколько месяцев, затем No Man Sky, перерыв и… уже в ноябре я вернулась после двухгодичного перерыва в Black Desert, где и остаюсь по сей день.
Расскажи о самой сильной положительной эмоции от игр в 2017.
Наверное, больше всего положительных эмоций у меня было в Revelation. Я очень много ждала от этой игры, ну и настрой был соответствующий. Мне повезло встретиться с отличными ребятами, мы снова стали играть в компании с waskon . Это были отличные деньки! Данжи, рейды, осады, куча смеха…
А теперь для баланса — о самой сильной отрицательной эмоции.
И для баланса — самые отрицательные эмоции тоже принесла Revelation. Даже если самая сильная эмоция — это разочарование… нет, скорей, печаль. От того, что ожидания не сбылись. Я честно повторяла рутину в течение трех месяцев, ожидая обещанного развития игры. А оно все не наступало. Решив сделать перерыв до введения домов, я, когда их все-таки ввели, вернулась на пару часов. Потому что это было совсем не то, что я ожидала, не большая механика, а декоративная нашлепка на бок. Дальше моя душа не вынесла. Ну и новые серверы, конечно, эта новомодная тема «а теперь ворвись на следующий сервер, нагни всех, повтори 100-500 раз».
Что в свободное время представляло для тебя основную конкуренцию с MMO в 2017 году?
Книги! В теплые месяцы — мой сад, он всегда на первом месте, в две тысячи семнадцатом я много путешествовала, не до игр было. Ну и … No Man Sky же мы ММО все-таки не назовем? С Andre мы там так и не встретились. :(
Назови самую главную или самую интересную мысль по поводу MMO, которая оформилась у тебя именно в 2017 году.
Я поняла, что игра обязательно должна развиваться. Если в нее постоянно что-то добавляется — мне интересно. Если месяцами ничего не происходит — создается ощущение, что она не нужна разработчикам. А если она не нужна им, то зачем она мне?
Удалось ли тебе в 2017 году встретить новых людей, благодаря играм?
Да, удалось, но как встретить, так и потерять. Когда я ухожу из проекта — я ухожу и от людей, которые там остаются. Впрочем, есть waskon . Мы играли вместе в Skyforge, снова встретились в Revelation и, мне кажется, я умею приводить правильные аргументы, если сейчас мы вместе охотимся в Black Desert. :)
Обрисуй в общих чертах состояние жанра MMO в 2017 году в качестве фона для нашего разговора.
Мне кажется, в мире MMO сейчас ничего не происходит. Люди в основном играют в проекты, созданные ранее, пробуя что-то псевдо-новое, возвращаются к проверенному старому (тот же WOW, ГВ2, Black Desert уже тоже несколько лет…). На горизонте заманчиво сверкают несколько звездочек, но до них еще надо дожить… Вот тихо, спокойно доживаем и ждем, осторожно ждем, боясь ошибиться в надеждах. И да, в этот момент я думаю об Ashes of Creation. :)
Какой ты видишь аудиторию MMO в 2017 году при всех тех мультиплеерных альтернативах, которые уже существуют?
Лично я вижу всю ту же аудиторию, ничего в ней не поменялось. Просто параллельно некоторые еще играют в другие игры. Такое ощущение, что у них в сутках намного больше, чем 24 часа. Расскажите секрет! Возможно, люди стали меньше работать, ну, или меньше уделять внимание остальной жизни?
Каким ты видишь обобщенный портрет разработчиков MMO в 2017 году?
Разработчики для меня — загадочные люди, их портрет покрыт мраком. Как всегда — мечтатели. Но эй, кто этот человек, который отвечает за монетизацию? Кто-нибудь, скажите ему, что он портит всю картину!
Какой мультиплеерный жанр, по-твоему, со временем уйдет в историю и станет просто частью археологического слоя? Может, это как раз MMO?
Я верю в MMORPG (мы же о них говорим?), но совершенно не верю в выживалки. Нынче мода на них, и они расплодились, однако все являются однотипными, и люди быстро теряют к ним интерес. Думаю, эта мода как пришла, так и уйдет.
В 2017 году есть ли смысл разделять MMO на парки развлечений и песочницы, или, возможно, наметились какие-то другие принципиальные различия в организации MMO-пространства?
Я старалась никогда не делить игры, вообще не люблю классификации. Мне нравятся гибриды. Мне нравится, когда игра дает выбор игроку, чем ему заниматься. Кажется, разработчики тоже сторонники такого объединения, так что поживем — увидим.
Жанр MMO берет свое начало, как пространство осязаемых виртуальных миров, примерно с 1995 года. На твой взгляд, в какой точке находится жанр сегодня в исторической перспективе?
Я считаю, что сейчас мы находимся в экстремуме. Да-да — в самом низу нашего графика колебаний. Впрочем, не только мы с MMORPG, но, кажется, и большинство игр. Акула монетизации беспощадно глотает все… Лутбоксы — проклятие современного игрового мира… Я думаю, что за спадом обязательно начнется подъем. А вот насколько высоким он будет — покажет время. Хочется верить, что мы взлетим, и каждый из нас получит самый лучший игровой опыт в своей жизни, что все еще впереди. Я оптимист. Предпосылки к этому есть, но как будет разворачиваться история… Впрочем, скоро, я надеюсь, мы все это увидим, прямо в 2018-м, ага.
У Фукуямы есть философская концепция “Конец Истории”, в рамках которой история любого сообщества при достижении самых высоких целей остановится, потому что больше не к чему будет стремиться. Все цели будут достигнуты. На твой взгляд, как выглядит конец истории для жанра MMO?
Наверное, конец истории для жанра ММО — это игра мечты Orgota , когда игра заменяет реальную жизнь. Дальше уже некуда. Пожалуй, я не хотела бы жить в таком мире.
На что ты возлагаешь надежды в ближайшем будущем?
На Ashes of Creation. Пусть она не подведет!
А на что возлагаешь надежды в отдаленном будущем?
До 2018-го бы дожить, далеко я стараюсь не заглядывать.
У тебя есть уникальная возможность — придумать свои номинации и тут же выдать за них главный приз в рамках 2017 года.
Нет-нет, награды на халяву — это не мой путь, хотя, кажется, где-то у меня завалялся кубок для Final Fantasy 14 — за самое лучшее развитие игры в две тысячи семнадцатом.
Что бы ты хотела пожелать игрокам в 2018 году?
Вернуться в ММО! Я знаю, многие, разочаровавшись в жанре, переключились на другое. Я надеюсь, в следующем году будет что-то, что заставит вас вернуться, ребята!
Опиши свой игровой опыт в 2017 году.
2017 я встретила в Revelation, начав играть со старта ОБТ в конце 2016. В конце весны ушла играть в TESO на несколько месяцев, затем No Man Sky, перерыв и… уже в ноябре я вернулась после двухгодичного перерыва в Black Desert, где и остаюсь по сей день.
Расскажи о самой сильной положительной эмоции от игр в 2017.
Наверное, больше всего положительных эмоций у меня было в Revelation. Я очень много ждала от этой игры, ну и настрой был соответствующий. Мне повезло встретиться с отличными ребятами, мы снова стали играть в компании с waskon . Это были отличные деньки! Данжи, рейды, осады, куча смеха…
А теперь для баланса — о самой сильной отрицательной эмоции.
И для баланса — самые отрицательные эмоции тоже принесла Revelation. Даже если самая сильная эмоция — это разочарование… нет, скорей, печаль. От того, что ожидания не сбылись. Я честно повторяла рутину в течение трех месяцев, ожидая обещанного развития игры. А оно все не наступало. Решив сделать перерыв до введения домов, я, когда их все-таки ввели, вернулась на пару часов. Потому что это было совсем не то, что я ожидала, не большая механика, а декоративная нашлепка на бок. Дальше моя душа не вынесла. Ну и новые серверы, конечно, эта новомодная тема «а теперь ворвись на следующий сервер, нагни всех, повтори 100-500 раз».
Что в свободное время представляло для тебя основную конкуренцию с MMO в 2017 году?
Книги! В теплые месяцы — мой сад, он всегда на первом месте, в две тысячи семнадцатом я много путешествовала, не до игр было. Ну и … No Man Sky же мы ММО все-таки не назовем? С Andre мы там так и не встретились. :(
Назови самую главную или самую интересную мысль по поводу MMO, которая оформилась у тебя именно в 2017 году.
Я поняла, что игра обязательно должна развиваться. Если в нее постоянно что-то добавляется — мне интересно. Если месяцами ничего не происходит — создается ощущение, что она не нужна разработчикам. А если она не нужна им, то зачем она мне?
Удалось ли тебе в 2017 году встретить новых людей, благодаря играм?
Да, удалось, но как встретить, так и потерять. Когда я ухожу из проекта — я ухожу и от людей, которые там остаются. Впрочем, есть waskon . Мы играли вместе в Skyforge, снова встретились в Revelation и, мне кажется, я умею приводить правильные аргументы, если сейчас мы вместе охотимся в Black Desert. :)
Обрисуй в общих чертах состояние жанра MMO в 2017 году в качестве фона для нашего разговора.
Мне кажется, в мире MMO сейчас ничего не происходит. Люди в основном играют в проекты, созданные ранее, пробуя что-то псевдо-новое, возвращаются к проверенному старому (тот же WOW, ГВ2, Black Desert уже тоже несколько лет…). На горизонте заманчиво сверкают несколько звездочек, но до них еще надо дожить… Вот тихо, спокойно доживаем и ждем, осторожно ждем, боясь ошибиться в надеждах. И да, в этот момент я думаю об Ashes of Creation. :)
Какой ты видишь аудиторию MMO в 2017 году при всех тех мультиплеерных альтернативах, которые уже существуют?
Лично я вижу всю ту же аудиторию, ничего в ней не поменялось. Просто параллельно некоторые еще играют в другие игры. Такое ощущение, что у них в сутках намного больше, чем 24 часа. Расскажите секрет! Возможно, люди стали меньше работать, ну, или меньше уделять внимание остальной жизни?
Каким ты видишь обобщенный портрет разработчиков MMO в 2017 году?
Разработчики для меня — загадочные люди, их портрет покрыт мраком. Как всегда — мечтатели. Но эй, кто этот человек, который отвечает за монетизацию? Кто-нибудь, скажите ему, что он портит всю картину!
Какой мультиплеерный жанр, по-твоему, со временем уйдет в историю и станет просто частью археологического слоя? Может, это как раз MMO?
Я верю в MMORPG (мы же о них говорим?), но совершенно не верю в выживалки. Нынче мода на них, и они расплодились, однако все являются однотипными, и люди быстро теряют к ним интерес. Думаю, эта мода как пришла, так и уйдет.
В 2017 году есть ли смысл разделять MMO на парки развлечений и песочницы, или, возможно, наметились какие-то другие принципиальные различия в организации MMO-пространства?
Я старалась никогда не делить игры, вообще не люблю классификации. Мне нравятся гибриды. Мне нравится, когда игра дает выбор игроку, чем ему заниматься. Кажется, разработчики тоже сторонники такого объединения, так что поживем — увидим.
Жанр MMO берет свое начало, как пространство осязаемых виртуальных миров, примерно с 1995 года. На твой взгляд, в какой точке находится жанр сегодня в исторической перспективе?
Я считаю, что сейчас мы находимся в экстремуме. Да-да — в самом низу нашего графика колебаний. Впрочем, не только мы с MMORPG, но, кажется, и большинство игр. Акула монетизации беспощадно глотает все… Лутбоксы — проклятие современного игрового мира… Я думаю, что за спадом обязательно начнется подъем. А вот насколько высоким он будет — покажет время. Хочется верить, что мы взлетим, и каждый из нас получит самый лучший игровой опыт в своей жизни, что все еще впереди. Я оптимист. Предпосылки к этому есть, но как будет разворачиваться история… Впрочем, скоро, я надеюсь, мы все это увидим, прямо в 2018-м, ага.
У Фукуямы есть философская концепция “Конец Истории”, в рамках которой история любого сообщества при достижении самых высоких целей остановится, потому что больше не к чему будет стремиться. Все цели будут достигнуты. На твой взгляд, как выглядит конец истории для жанра MMO?
Наверное, конец истории для жанра ММО — это игра мечты Orgota , когда игра заменяет реальную жизнь. Дальше уже некуда. Пожалуй, я не хотела бы жить в таком мире.
На что ты возлагаешь надежды в ближайшем будущем?
На Ashes of Creation. Пусть она не подведет!
А на что возлагаешь надежды в отдаленном будущем?
До 2018-го бы дожить, далеко я стараюсь не заглядывать.
У тебя есть уникальная возможность — придумать свои номинации и тут же выдать за них главный приз в рамках 2017 года.
Нет-нет, награды на халяву — это не мой путь, хотя, кажется, где-то у меня завалялся кубок для Final Fantasy 14 — за самое лучшее развитие игры в две тысячи семнадцатом.
Что бы ты хотела пожелать игрокам в 2018 году?
Вернуться в ММО! Я знаю, многие, разочаровавшись в жанре, переключились на другое. Я надеюсь, в следующем году будет что-то, что заставит вас вернуться, ребята!
7 комментариев
Странно, что только мы с тобой пока хвалим Ashes of Creation. Я думал, её ждут и хотят практически все.