avatar
Свобода одного может обернуться произволом в отношении другого. Здесь мне бы хотелось поставить отсылку к Марку Розуотеру.

Обратная связь от игроков нужна, но ее тяжело интерпретировать, так как зачастую игроки не могут качественно выразить свои мысли. Прямое следование словам игроков или инвесторов зачастую вредит многократно больше чем эффективные менеджеры со своими краткосрочными инновациями.

Инвестор очень легко превращается в самодура, которого невозможно удовлетворить просто потому что он платит деньги. Инвестор очень часто хочет чтобы в твоей игре было как в Crysis/Far Cray/Assassin's Creed/Battlefield/Call of Duty/… где-либо еще, во что он вчера перед сном поиграл, скачав пиратку.
Самодура не волнует что у тебя игра о другом, что он лезет без малейшего понимания, что разработкой проекта занимается не он. Такого инвестора волнует чтобы: «Мое имя было на первой строчке в титрах к игре как та, что я вчера играл». А завтра он сядет играть в Bioshock.

Тысяча задонативших безусловно заинтересованы в хорошей игре. Иначе они бы и не вложились бы в ее работу. Только из этой заинтересованности еще не следует того, что они смогут слаженно и грамотно направлять разработку проекта в направлении устраивающем как разработчиков, так и друг друга.
avatar
Вот только разница в том, что «тысяча задонативших» заинтересованы именно в хорошей игре, а не в финансовых показателях — поэтому грабли, по меньшей мере, другие.
avatar
Опять теже грабли. Инвестор должен заткнуться, иначе это уже не игра которую делает команда а хотелки инвесторов. Не важно кто инвестор, пару богатых чудиков из штатов, гинеколог из индии или тысяча задонатящих геймеров.
avatar
Нет, в том и смысл, продолжаем на 2D.
Там дальше
Взлетело? Делаем {GameName} 2 с вокселями
но скобочки были html-ные, так что тег потерялся.
avatar
П — прозрачность. Как только разработчики начнут в реальном времени транслировать аудитории, кто проинвестировал в их игру, сколько и на каких условиях, а потом — предпосылки и фамилии настаивающих на, как ты выразился, пивотах, естественным образом возникнет своеобразный институт репутации, а следовательно — каждому следующему коллективу с кикстартера придётся трижды подумать, прежде, чем брать деньги у таких вот, склонных к пивотам товарищей :)

upd. ещё неплохо было бы реализовать в каком-то виде «коллективную золотую голосующую акцию бэкеров», с помощью которой они путём голосования внутри себя смогли бы заблокировать любое решение, связанное с реализацией игры. Это тем более логично, так как именно бэкеры являются наиболее ранними инвесторами в проект.
avatar
«Берём 2D графику или простую изометрию»… и потом три раза за время разработки меняем движок :)
avatar
Я вот уже 15 лет варюсь в разработке софта и мне он не сильно далеко отходит от разработки игр как проекта. И я за это время уяснил, что любая инвестиция предусматривает под собой довольно конкретные ожидания. И чем выше сума инвестиции тем глубже к тебе в голову залезет инвестор. Если ты сегодня хочешь получить 3-5 миллионов, то либо это должны быть тесные контакты у борда, либо инвестор интегрирует в твой бизнес своего человека который будет убеждаться что проект разрабатывается в рамках договорённостей а деньги тратятся куда надо.

А инвестор как устроен — он не хочет рисковать, он хочет зарабатывать. А что бы риск был минимальный, инвестор должен повторять то что уже работает и это приводит к тому, что рынок переполняется одинаковыми проектами которые зарабатывают деньги за счёт маркетинга и юзер аквизишена. У кого опытнее команда UA у того и аудитория.

К чему я это описал.

К тому, что по моему мнению, если ты стартуешь с кикстартера то ты идёшь в разработку со своими идеями, и эти идеи они видны юзерам. А наш юзер уже настолько наелся однотипных игр, что абсолютно органично будет вкладывать туда деньги где геймплей интересней и новее. Но вот незадача, интересы юзера не находятся в одной плоскости с интересами инвестора. И если компания планирует после кикстартера найти инвесторов и двигаться дальше, то по моему мнению, 8/10 что проект сделает несколько радикальных пивотов и уйдёт не туда куда изначально декларировался при сборе юзерских денег.

Я всю эту ситуацию постоянно вижу в разработке софта и сам участвую в этой кухне, вхожу в круг стейкхолдеров которые обдумывают стратегии по заработку на этом софте и привлечению юзеров. И вот я вижу что геймдев работает по той же схеме.

Нельзя, конечно, всех под одну гребёнку. Есть инвестора профильные, которые инвестируют только в ту нишу в которую лучше всего шарят, но их очень мало и они подхватят только самые лучшие проекты а сколько таких на кикстартере? Пускай из 100 подхватят 3-5 проектов, а в остальные 95 будут вкладываться не профильные инвестора которые просто хотят заработать денег и диверсифицируют свои портфели раскладывая бабки везде по всем прибыльным нишам.

Мораль о том, что я поверю в кикстартер только если разработчик будет идти до конца и не брать бабки бросая все свои идеи на алтарь. Если проект можно вывести в MVP и дальше зарабатывать на подписке или микро-транзакциях, то это достойно вклада. Если это будет гаражная разработка где за год потратят все деньги и будут стоять в очереди на инвестицию, то скорее всего ничего дельного не получится. Получится очередной фортнайт)
avatar
Может быть, разработчики MMO адаптируют концепцию MVP (minimum viable product) к разработке MMO, тогда с этим будет проще.

Сейчас в MMO жанре, выпуск игры это либо выпуск чего-то цельного, либо альфа версия в духе «мы сначала сделаем, а потом посмотрим». В первом случае разработка очень долгая, во втором всё сделанное ломается игроками сразу после запуска.

Конечно, делить сложно, ведь если сразу делать всё так, как хочется, но в этом вся суть MVP. Если хочется сделать MMO с крутым социальным взаимодействием, значит нужно выкинуть всё, что не касается социального взаимодействия, но сказывается на бюджете. Из технологий нужен единый сервер и производительность с большим количеством персонажей. Берём 2D графику или простую изометрию. Концентрируем усилия на социальных механиках. Взлетело? Делаем 2 с вокселями, полной разрушаемостью и продвинутым ИИ.
avatar
если мы не финансируем реальную разработку, тогда во что же мы инвестировали свои кровные деньги?
В покупку наборов раннего доступа, разумеется. Только на Кикстартере это называется умным словом «краудфандинг», что впрочем не меняет сути.
Или кто-то и правда верит, что традиционные издатели могут вложиться в проект, где не будет традиционных же моделей монетизации? С чего вдруг? Только потому, что тут им потребуется вложить не 100% стоимости, а к примеру всего 90%?
Совершенно очевидно, что с каждым новым проектом игроки всё лучше это понимают, а потому те, кто вкладывается именно в мечту, а не в возможность ворваться раньше других, рано или поздно с Кикстартера уйдут. Это очень ограниченный ресурс, который сейчас хищнически эксплуатируется, а потому быстро иссякает.
Затянутые сроки. Обещанные, но не сделанные механики.
Действительно честный разработчик с Кикстартера может выполнить любые свои обещания… кроме монетизационных. Всё, что обещают на счёт «не влияющих на баланс» и «совершенно справедливых» схем можно даже не читать, оно гарантированно выполнено не будет, причину см. выше.
avatar
Основная проблема из-за которой я с тобой не согласен, в том, что ты не поиграв в игру делаешь жёсткий вывод о том, что в неё играть не надо. Что там всё плохо и иначе быть не может.

Ну, если ты такой взрослый, давай-ка по-взрослому, Оллор. Я освещал этот проект, брал интервью, писал заметки, спорил о монетизации с идеологом LIF пять лет. Когда ты, возможно, слыхом не слыхивал об этой MMO. Я видел всю эту «эволюцию». И мне не нужно идти пробовать конкретный игровой магазин на вкус, чтобы понять суть предложений в нём. Я все эти аргументы, всю эту историю вижу не первый раз. Всё скатывается к одну и тому же: «ты к этому не принюхался, ты не можешь судить, у тебя нет практики». А ты, уговоривший себя играть с магазином, по какой-то причине вдруг обладаешь независимым экспертным мнением. Ну, как так-то? Есть больше практических знаний — демонстрируй. Потому что аргументы в духе «а мне норм», «подумаешь — 30%» и «это лучше, чем в браузерке», на мой взгляд, критики не выдерживают.

Разумеется, в эту игру сейчас играют те, кто принял нынешний игровой магазин. Разумеется, им норм. Могло быть иначе? «Удивительное дело: 100% людей, опрошенных за сайте zzz.com, ответили, что пользуются интернетом».

Всё то же самое мы проходили в случае с BDO. Все твои аргументы в этом споре на поверхности. Каждый их может прочитать. Ты хотел закончить? Давай заканчивать. Потому что сейчас ты перешёл на дискредитацию собеседника. Верный признак того, что новых аргументов не появится. И очень чёткий индикатор того, насколько ты действительно обладаешь большими знаниями, чем тот, кто не играл.

В общем, предлагаю тебе найти свои доводы на пирамиде Грэма:

avatar
Атрон, вот как ты можешь портить мне игру? Мне не десять лет давным давно, у меня уже внуки скоро будут. Ты вообще не можешь повлиять на меня словами. Я, или буду играть, или не буду. Это мой выбор.
Основная проблема из-за которой я с тобой не согласен, в том, что ты не поиграв в игру делаешь жёсткий вывод о том, что в неё играть не надо. Что там всё плохо и иначе быть не может. И это входит в полный диссонанс с моим игровым опытом. Отсюда растёт наш спор: из твоей внутренней убеждённости в том, что магазин в этой игре что-то ужасное и неприемлемое. Причём убеждённости чисто теоретической, без какой либо практики. Потому что я вижу, что вовсе не всё так однозначно, как ты говоришь. Игра испорчена, но вовсе не так сильно как тебе кажется.
avatar
Вы сами играли, так как я?
avatar
А вот Атрон утверждает обратное.

Я понял уже, что наличие магазина в игре это уже для Вас и Атрона = махровый пейтувин (который, либо есть, либо его нет).
Так Атрон «утверждает обратное» или полностью согласен с собеседником? И это, блин, в рамках одной реплики. :(

Для меня разница магазинов заключается в сумме предлагаемых преимуществ. Вот что писал когда-то Владимир Пискунов:

mmozg.net: Основой магазина при этом все еще будет аренда земли сверх игрового минимума?

Владимир: Не знаю, как оно пойдет. Потому что, на мой взгляд, это на грани с “пейтувином”. В принципе, это не “пейтувин”, потому что наличие десяти соток по сравнению с четырьмя сотками не дает какого-то серьезного преимущества, да и хозяин территории в любой момент может прогнать такого собственника, если они не договорятся, и тут магазин не поможет, но посмотрим, как на это отреагируют игроки.

А так все же мы ориентируемся на продажу персонажей и косметические украшения в магазине. К тому же у нас концепция такая: можно любое умение развить до девяностого уровня, и это уровень раскроет 99% потенциала этого умения. А вот на то, чтобы достигнуть сотого уровня, понадобится полгода, но, достигнув его, игрок сможет повыпендриваться: мечом, к примеру, покрутить очень эффектно. У нас специалист по фехтованию все эти движения делал при помощи Motion Capture. И вот эти анимации будут продаваться в магазине. Причем они ограничены по времени использования. Так персонаж с тридцатым уровнем развития оружия сможет прикинуться персонажем сотого уровня в течение одного дня.


А теперь посмотри на магазин MMO спустя четыре года после этого разговора. На количество закладок там. На Божьи Монеты, Божью Милость, Бустеры, Страховки, Расходники, Премиум. Но я понимаю, что это я гад тебе игру порчу, а не Владимир и его команда.
avatar
Про которые можно говорить с кем-то, кроме голосов в собственной голове? Безусловно — называются объе-ктив-ны-е, то есть одинаково ценные и для других людей, даже не разделяющих вашу точку зрения.

Мне вот момент, когда Жизнь Феодальная превращается в ужасную браузерку из вашего рассказа — неочевиден. А вам?
avatar
Ловите некропостера! :)
avatar
Нет в Жизни Феодала никакой «донатной» брони. Она там одинаковая, только выглядеть может по разному.
avatar
А есть какие-то другие критерии кроме чисто субъективных?
avatar
Так вот, как сказал глава, проблема там была не в том, что к ним пришли донатеры с премиумами, а в том, что к ним пришло сразу двести человек. А от союзников к ним пришло семеро. И было совершенно неважно у кого там был премиум, а у кого не было.
Поговорим, когда к вашим двумстам придут двести противников в донатной броне — а этот момент, вопреки ожиданиям, можешь наступить совсем скоро :)
avatar
А для вас, насколько я понял из предыдущей переписки — нет какой-то чёткой границы между «махровым» и «немахровым», кроме субьективного ощущения, наложенного на конкретную ситуацию («начал с гильдией», «неизвестно, что будет после вайпа» и т. д.)?

20-30% — это вот ещё «немахровый». А 40? А 50? Когда начнётся «браузерка»-то?
avatar
Что гарантировать, возврат в любой момент? Ну так да — в случае чего брать кредит, раз ты творишь нечто и вопреки реакции фаундеров считаешь, что всё делаешь так, как надо и в результате получится успешный продукт.