EVE-online: DUST 514: Весеннее Опыление

Гребенщиков как-то спел:
Мне снилось, что я ткачиха
Которая часто бывает мною во сне
Я долго не мог понять — то ли я снюсь ей
То ли это она снится мне

Используя этот замечательный образ, мы сегодня поговорим о все еще загадочном эксперименте от CCP, сутью которого является объединение консольной игры и ММО. Хотя детали взаимодействия, несмотря на тысячекратное описание самого факта его наличия, остаются не до конца понятными, еще большей загадкой остается мотивация консольных игроков. Зато нам уже известно, что DUST  514 будет эксклюзивом для приставки PS3 и выйдет весной 2012 года.

Когда я впервые услышал об этой идее, я как раз был активным участником тех самых межзвездных разборок в EVE-online. Мысль о том, что внизу на планетах кто-то будет что-то захватывать и мне нужно будет думать еще и об их мотивации, признаюсь, несколько огорчила. А должна же была наоборот. Но! Сейчас, сойдя с научно-фантастических небес на фентезийную землю, я неожиданно взглянул на эту затею иначе. Сквозь призму так понравившихся мне бэттлграундов.

Что если кто-то где-то ведет войну за что-то абстрактное (это абсолютно точное определение внутренних процессов в EVE-online, на мой взгляд) и я могу выбрать ту сторону, которая более задорно рассказывает о том, как она кому-то делает больно. Это, опять же, по-моему, основное отличие между сторонами конфликтов в EVE-online.

EVE-online: DUST 514: Весеннее Опыление

Чего стоят все эти абстрактные «За орду!» или «За альянс!», едва сдерживая зевоту, по сравнению с бурными форумными баталиями в попытке доказать, чей альянс (или чья орда) в EVE круче? Работают целые пропагандистские машины, причем абсолютно без участия авторов самого MMO-проекта, создавая тем не менее вполне качественный агитационный материал — плакаты, ролики, аудио-обращения, целые сайты.

Если представить это все как некий информационно-развлекательный фон для человека на диване c PS3, который никуда не спешит, ничем особо не озабочен, а только думает, за какую бы команду сыграть сегодня, может получиться довольно любопытно. Но CCP вместо игры на контрасте между двумя аудиториями заводит привычную шарманку: песочница, CTA, вы можете изменить мир одним выстрелом.


Пилоты в EVE могут вам рассказать, что мир вы не можете изменить даже парой десятков кораблей класса «Титан», нещадно стреляющих из думсдеев во все, что движется. Зато с их помощью вполне можете потешить свое эго путем трепки противника. И, хоть я не очень знаком с микроклиматом консольных игр, что-то мне подсказывает, что консольщик не будет заморачиваться идеями изменения мира в ммо-песочнице. Тут как раз все может быть совсем иначе. Когда я говорю «иначе», я не имею в виду «хуже».

Одним из самых интересных изобретений в истории компьютерных игр я считаю так называемое «Непрямое Управление» или звучащее более привычно на английском — Indirect Control. Первой реализацией этой идеи была игра Majesty. Затем появилась моя любимая Tropico. В сути обеих этих игр лежит принцип, запрещающий вам воздействовать на внутриигровых персонажей путем прямого принуждения. Никаких «выделил рамкой» и кликнул куда идти. Вместо этого вы должны создать условия и мотивы, которые опосредованно вынудят всех этих людишек сделать то, что вам нужно, будучи в полной уверенности, что это их решение и их основное желание.

Кажется, что это очень близко к ММО-песочнице и работе с людьми в них. Но из своего опыта жизни в мире EVE-online я могу сказать, что непрямым управлением там, увы, не пахнет. Лучшее, чего вы можете добиться — правильной иерархии, при которой не вы один будете всех упрашивать, грозить, вдохновлять прийти на каждый конкретный бой, а будете доносить мысль до ближайшего круга офицеров, и те, в свою очередь, будут передавать по цепочке своим подчиненным. Причем без всяких выделений рамкой и кликов курсоров. То есть худший из вариантов — и прямое управление только на уровне вдохновенных речей с броневика с непредсказуемой реакцией внизустоящих, и инструментов для непрямого управления тоже нет.

EVE-online: DUST 514: Весеннее Опыление

Революционность идеи DUST 514, скорее внешняя, техническая. Я не хочу этими словами принизить экспериментаторский дух CCP, они показали задачу максимально контрастно. Но даже в их оригинальной игре, к которой теперь они хотят подключить приставки, им не удалось убедить две трети собственных подписчиков в том, что топ-контент их проекта действительно интересен. Эти две трети предпочитают всю свою виртуальную жизнь среди звезд провести в уютной и защищенной Империи, поглядывая на сводки новостей из диких регионов и чувствуя свою причастность одним лишь фактом пребывания в той же игре. Им этого действительно достаточно. Это само по себе очень интересно и пора бы уже начать делать выводы.

В игру играют тысячи разных людей с разными интересами и стремлениями. Пора научиться это использовать.

Идея с игрой через приставку — наиболее «выпуклый» пример такого разделения. Оно здесь возведено в максимум — разные не только изначальные стремления, мотивы, игровая культура, но даже техническая и визуальная части. То есть общим останутся логотипы, сюжетный бэкграунд и… и все. Зачем же этим людям в первом же девблоге предлагать такой знакомый сюжет? Всем этим вы уже опыляете текущих и потенциальных игроков в другом вашем проекте, дорогие и действительно любимые мои исландские ребята. Пора признать, что подобные амбиции, подобные обязательства способны взвалить на себя далеко не все. А тем, кто на себя это взваливает, вы не даете никаких инструментов.

Альянс, как организационная и управленческая структура в EVE-online за многие годы так и находится в виде эмбриона и должен существовать на искусственной внешней системе жизнеобеспечения при помощи фиктивных персонажей, самодельных веб-инструментов и прочих сторонних средств. Игрокам, не имеющим прямой мотивации и должной доли «патриотизма», абстрактного игрового патриотизма, прошу заметить, нельзя предложить ничего, кроме упреков и жестов в сторону выхода. То есть или ты вовлечен полностью, или являешься мясом, которое виновато только потому, что не вовлечено так же.

EVE-online: DUST 514: Весеннее Опыление

Упомянутый Indirect Control хорош тем, что в распоряжении игрока находится тысячи ниточек, рычажочков, шестереночек при помощи которых он создает условия, центры интереса, мотиваторы для других. В любом социуме есть лидеры, энергия которых может быть вознаграждена дополнительными инструментами, новым уровнем игры, а не оштрафована бесконечными дополнительными жертвами своего личного времени. И есть люди, которые пришли после работы, плюхнулись на диван и… хотят просто пострелять. Их и в самой EVE огромное количество.

Наличие действительно интересных инструментов, повышающих эффективность взаимодействия между этими двумя полюсами, информированность, каналы пропаганды или донесения боевых задач разного масштаба в виде миссий (квестов), например, как это сделано уже давно в той же Majesty, вот что было бы по-настоящему эволюционным витком развития ММО. То, что приставки технически могут играть с PC, используя общий рынок и микротранзакции, это, конечно, интересно, но опять, в большей степени, разработчикам, а не игрокам.

22 комментария

avatar
Anonymous комментирует:

Тут новость проскочила - создатели World Of Tanks делают World Of WapPlanes. И один из альфа-тестеров намекнул, что миры будут как-то опосредованно друг на друга влиять.
  • 0
avatar
Avicorn комментирует:

Третий сверху скрин, это видео? Почему-то отображается просто черный квадрат (winXP, Chrome 11.0.696.71).
По теме - всегда удивлялся, как в многопользовательской игре на каждого игрока навешивают ярмо "спасителя цивилизации".
  • 0
avatar
Atron комментирует:

Третий сверху скрин - это видео, да. Вот прямая ссылка на него: https://www.youtube.com/watch?v=JKVqQs_jVhA&feature=player_embedded

Может, с флеш-плеером что-то у вас?
  • 0
avatar
Avicorn комментирует:

Не знаю, может youtube нездоровится в степях украины. Сейчас все ок, а полчаса назад страница открывалась с черным прямоугольником.
Момент, который упустил при первом прочтении - т.е. получается, что теперь на планетах в EVE будут копошиться игроки в DUST 514 с PS3? И какой в этом смысл, и тем и другим? Разве пилотам из космоса не абсолютно по барабану на то, что творится на планетах, или игроки на планете как-то могут повлиять на ее статус?
  • 0
avatar
Atron комментирует:

> т.е. получается, что теперь на планетах в EVE будут копошиться игроки в DUST 514 с PS3?

Угумс. В этом и соль Ыксперимента.

> И какой в этом смысл, и тем и другим? Разве пилотам из космоса не абсолютно по барабану на то, что творится на планетах, или игроки на планете как-то могут повлиять на ее статус?

Введение Освоения Планет, которое случилось уже после моего ухода, добавило еще одну часть геймплея в крайне зачаточном состоянии. Собственно, на планетах добываются материалы, необходимые в качестве расходных материалов Орбитальных Станций (POS), на которых держится оборона и логистика нулевых секторов. Если эту часть разовьют и при этом приставочников смогут подряжать на захват планет, может что-то получиться. Правда, тут много всяких "если".

Какой смысл приставочникам? Как я написал, это может быть действительно интересным дополнительным мотивом участия на какой-то живой стороне. Взять тот же WoW. Вам не хотелось бы, чтобы победа на BG приносила вам не только очки чести, но и чууууть-чуть сдвигала гирьки весов в сторону какой-то фракции, основанной живыми людьми, которые вам симпатичны? Это, собственно, то, куда намного более целенаправленно движется ArcheAge. С приставочниками тут другое немного. У них вообще кроме BG ничего не будет. Тут бы я слегка завыл через месяц, конечно.
  • 0
avatar
Gmugra комментирует:

Я нежно люблю CCP за то, что они не боятся экспериментировать и плюют с высокой колокольни на мейнстрим. Они очень много раз доказали жизнеспособность нестандартных идей. Весь игрострой должен быть им за это благодарен. И DUST видеться мне примерно в том же ключе. Черт его знает, что из этого получится, но совершенно точно это будет чем-то не обычным.
  • 0
avatar
HolyPriest комментирует:

"Я нежно люблю CCP за то, что они не боятся экспериментировать и плюют с высокой колокольни на мейнстрим" - Чувство ваше разделяю полностью. Мне кажется соединение нестандартных идей и идеологического подхода к своему творчеству сделали их теми, кто они есть и принесли им всенародную любовь. На самом деле сложно представить их крупной кампанией класса Близзард - как только над творцом встает менеджер и маркетолог как у Близзов, начинается погоня за прибылью, отход от основ и Игра превращается в программный продукт, предмет активного торга. Ребятам из ССР удалось найти неплохой баланс интересов и продолжать дуть в свою дуду дальше.
  • 0
avatar
Swix комментирует:

Как же вы недолюбливаете WoW :) Даже в этом нейтральном посте вам удалось вставить едкое словцо, обличающее лидера mmorpg ;)
  • 0
avatar
Anton комментирует:

Судя по ролику, в космических боях можно будет задействовать наземные силы. А игроки к полям боя будут подключаться по мере того, сколько их корпы могут себе позволить. Стоишь ты в очереди таких наёмников, у тебя есть свой обвес, свой опыт, и когда кто-то проплатил тебя, по твоему резюме, ты вбрасываешься на планету. И может быть тебе даже технику подбросят, если им денег хватит.

Неплохо. Для generic шутера в generic sci-fi окружении даже такой минимальный контекст может вызвать какой-никакой, а интерес. И это же индирект и есть - если мне выгодно, я иду и делаю. Если нет, то не иду. Никто меня рамочкой не обводит. Большее взаимодействие, как мне кажется, было бы только сковывающим для обеих сторон. Ну или можно что-то придумать, но даже с такого начинать - интересно.

Не всё же ради шапок перестреливаться ;)
  • 0
avatar
Anton комментирует:

Даже не "их корпы" было бы интересно, а любая корпа, готовая платить. Так ещё ближе к духу EVE.
  • 0
avatar
Anton комментирует:

...и (жаль, редактировать нельзя) с логистикой можно ухищряться. Но для тех, кто играет в шутер, будет неинтересно, если из-за какого-то балбеса их сбили до того, как высадили на планету. Так что тут важно угодить и тем и тем, не слишком заигрываясь в "симулятор" (который, как водится, готов убить любую игру).
  • 0
avatar
Atron комментирует:

Не, ради шапок - боже упаси, это Valve, конечно, маху дали. :) Просто я-то как раз, Антон, и говорил о той схеме, которую описываешь ты. Это и есть желанный Indirect Control. А что говорят в девблоге и ролике?

One of your corporation’s planetary assets is under attack. The battle starts in less than 20 minutes and the corporation chat channel is abuzz with discussions of the best fits and strategy to deploy. Losing will be devastating; the surface infrastructure constitutes a fairly significant percentage of the corporation’s bottom-line.

Какого черта мне предлагают снова Еву без сна и отдыха, с будильниками, смсками и "если вы не поднимите свой зад прямо сейчас, мы все потеряем!!!"?
  • 0
avatar
Anton комментирует:

Ну в ролике ещё показывают цену брони наёмника, и прочих всяких махин... И он говорит что-то вроде - я тут, если вы меня можете позволить... и потом шандарахает из мега-BFG-9000 по какому-то кораблику в космосе. Я поэтому и подумал, что вот так вот.

Ну и им обязательно надо будет позаботиться, чтобы поля боя были доступны ВСЕГДА, когда я хочу поиграть в сетевой шутер - я не буду ждать 20 минут, и посреди ночи не буду вставать (об этом ты и говоришь).

Поэтому цитата из девблога может быть просто антуражной болтовнёй, а получиться может то, что мы хотели бы увидеть (на ближайших консолях, которые, на самом деле, неблизко :)).
  • 0
avatar
Atron комментирует:

Дык! О чем же я и говорю. Было бы здорово устроить вот это принципиальное разделение на одних и других. Есть пилоты и они какой-то своей общей агитацией, деньгами, бровадами убеждают записаться именно на их поля сражений. Вот человек заходит (когда хочет) и есть у него выбор текущих боевых точек с участием сторон. Он записывается за определенную сторону и попадает в бой с минимальным ожиданием. Только без всяких "Oй! Там мои асcетсы, картины, корзины, картонки! Вы, маленькие собачонки!!!". Вот это было бы как раз в духе Majesty, где нанимали героев для выполнения нужных задач.

А из описания мне все время кажется, что CCP пытается продать EVE тем же игрокам еще и на консолях. Так и слышу голос в ТС: "Логофф-логофф-логофф, все на консоли быстро!". :)
  • 0
avatar
Anton комментирует:

Ну вот я и думаю, что НЕ МОЖЕТ ТАКОГО БЫТЬ, потому что заставлять человека в шутере ждать больше минуты с момента, когда он выбрал поле боя - это смерть игре. ИМО.
  • 0
avatar
Gmugra комментирует:

Anton, ты жертва стереотипов!! :D
  • 0
avatar
Anton комментирует:

Гму, возможно :)

Но если игра не соответствует требованиям нескольких сотен тысяч игроков (или больше - я не знаю, какой порог окупаемости на PS3, всё же входная мзда у них неслабая) - а они, в среднем, все жертвы стереотипов, - то она провалится. Шутер - это шутер. Особенно такой невзрачный, как этот.
  • 0
avatar
rigeborod комментирует:

Они прямым текстом говорят, что шутеров получше Даста и так хватает. Они будут концентрироваться на социализации и элементах ММО для консолей.

Насколько я смог понять, сопоставляя информацию (очень скудную), у игрока даста будет большой материальный ситмул быть в Ева-корпорации. Быть в ней и защищать ее ассеты в режиме КТА. Ибо развитие персонажа - типы брони и прочее - дело дорогое.

Для тех, кто хочет боя здесь и сейчас будут конфликты на НПЦ планетах, которых хватает в империи. Так что тут своеобразный баланс.

Ату. Тезис про то, что игроки на консолях не захотят потреблять КТА контент очень спорен - никто не пробовал им это предложить. За плюшки конечно.
  • 0
avatar
Anonymous комментирует:

"Несмотря на то, что здесь идет борьба за поверхность планет, а вместо кораблей народ покупает броню, оружие и технику, DUST 514 живет по тем же суровым правилам, что и EVE. Погибший боец возвращается к жизни в виде идентичного клона, но вся его экипировка пропадает — ее придется заказывать заново по чертежам. Подбили крейсер — прощайте, миллионы кредитов.

Такой подход к онлайновому шутеру может показаться невероятно жестоким, если бы не связка с EVE. Альянсы, кровно заинтересованные в успехе боевой операции на какой-либо планете, вольны перекачивать деньги из одной игры в другую и обратно, спонсируя нужных им наемников. Владельцы зажиточных EVE-пилотов могут подкармливать своего пехотинца средствами" (АГ)
  • 0
avatar
Atron комментирует:

> если бы не связка с EVE

Ну, в том-то и дело, что связка с EVE сама по себе ничего не гарантирует. Две трети нынешних подписчиков EVE избегают ситуации "Погибший боец возвращается к жизни в виде идентичного клона, но вся его экипировка пропадает". То есть вообще избегает, принципиально, будучи в самой EVE. Но у них есть другие занятия. Те, которые шутер предложить не может.
  • 0
avatar
Avicorn комментирует:

Кстати, на Гохе недавно проскочила информация с Е3 по поводу интеграции EVE и DUST: http://forums.goha.ru/showthread.php?t=607886
Пехотинцы на планетах смогут грабить реально влиять на бои на орбите, атакуя противников с помощью планитарных батарей
  • 0
avatar
Atron комментирует:

> Пехотинцы на планетах смогут грабить реально влиять на бои на орбите, атакуя противников с помощью планитарных батарей

И это возвращает нас к мысли о том, что речь идет о той же прослойке игроков, которая уже играет в EVE. То есть люди, готовые к CTA, подъемам по будильнику, крикам в ТС и прочему. Да, там будет шутер, и это может привлечь еще кого-то, но, как я уже говорил, из-за скудности возможных действий такая игра, требующая, с одной стороны, довольно серьезного погружения в режим 24/7, а с другой -- не обладающая разнообразием занятий, свойственным ММО, выглядит весьма спорно. Это, безусловно, субъективное мнение.
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.