Как сегодняшняя первая полоса могла обойтись без новости о покупке Oculus Rift компанией Facebook? Да легко могла обойтись. Потому что в самой сделке, на первый взгляд, нет ничего особенного. Одни дяди вложили деньги в других. Все изменилось после практически молниеносной реакции Нотча, заявившего о том, что он немедленно отзывает свое соглашение об адаптации Minecraft под Oculus Rift.
После короткого сообщения в твиттере было опубликовано его развернутое мнение по этому поводу. Оно стоит того, чтобы перевести его для вас полностью:
***
Это офигенно. Вы натягиваете девайс и оказываете внутри любого мира, где хотели бы очутиться. Подобная ситуация была описана в книгах, показана в кино, и все мечтали об этом. Проблема в том, что в реальности все это выходило хреново. Я пробовал когда-то Dactyl Nightmare в парке аттракционов, и это было откровенно хреново. Куча проводов, камера не успевала за движениями головы, ужасная графика. Виртуальная Реальность оставалась на очень плохом уровне очень долгое время. И люди слегка подзабили на все это.
Но потом кое-что случилось. А, нет, оно случилось до того, как мы поняли, что оно случилось. Технологии как раз достигли того уровня, чтобы обеспечить действительно достойную реализацию виртуальной реальности. А команда Oculus Rift просто быстрее других поняла это и создала первый прототип, который был достаточно хорош, чтобы оценить технологию, и с каждым разом он становился все лучше и лучше. Они вышли на кикстартер, чтобы обеспечить материальную поддержку своему энтузиазму, заразив им очень много людей. В итоге получили на кикстартере в десять раз больше денег, чем просили. И я был одним из самых крупных инвесторов в той кампании по сбору средств.
Я получил свой oculus rift dev kit и экспериментировал с ним. Результат вселял надежду. В нем все еще была масса конструктивных проблем. Меня реально укачивало в нем. Но я был очень впечатлен и пробовал затем еще несколько следующих прототипов. Я думал, что, возможно, возьму еще один ближе к моменту коммерческого выпуска этого устройства.
Несколько недель назад они напомнили мне, что я так и не приехал в их офис, несмотря на то, что это было одно из вознаграждений для топ-инвесторов кикстартер-кампании. Джон Кармак должен был быть там. Шанс одновременно увидеть последние наработки Oculus Rift и поговорить о виртуально реальности (и о Doom) с Джоном, развеял все сомнения, и я отправился в более чем двенадцатичасовое путешествие по воздуху. То, что я увидел, побитно совпадает со всем, что вы могли бы вообразить. Они исправили все основные проблемы.
Как тот, кто всегда ощущал себя рожденным на пять-десять лет раньше, чем хотелось бы, сейчас я ощутил, что мы находимся на пороге новой парадигмы. Я ощутил, что могу быть частью начала практических экспериментов с виртуальной реальностью, и хотя я понимал, что через десять лет мы будем смотреть на сегодняшние события так, как мы смотрим сейчас на ранние проблемы с GUI в PC-играх, у меня все равно от этого рвало крышу. Я начал вращать головой, осознавая потенциал и одновременно с этим ставя все новые вопросы (как быть с интерфейсом? как обрабатывать передвижения? чем управлять? что будет, если игрок наклонится достаточно низко, чтобы пробить виртуальную стену?).
Конечно, они хотели Майнкрафт. Я сказал, что, по-моему, он не очень вписывается в их платформу, потому как он очень сильно ориентирован на передвижение, работает на java (и это будет большой проблемой – заставить выдать нужные 90 fps, особенно когда игрок построит что-то монструозное), и вообще завязан на кучу GUI. Но, возможно, сказал я, было бы круто сделать какую-то облегченную версию специально для Oculus. Что-то наподобие Minecraft PI Edition. Так что мы на том и сошлись. Мои люди начали переговоры с их людьми. В общем, вы понимаете.
Не проходит и двух недель с этого момента, как Facebook покупает Oculus.
Facebook – это не компания инженеров- энтузиастов. Facebook – это не игровая компания. Facebook – это история о накоплении пользователей, и ничего кроме увеличения числа этих пользователей. Люди делали игры для Facebook, и хотя они пытались делать что-то интересное, каждый раз эти разработчики оказывались в очень неприятной ситуации, когда Facebook менял свою платформу, чтобы улучшить социализацию своих пользователей.
Не поймите меня неправильно, виртуальная реальность – хорошая штука для социальных сетей. На самом деле, я думаю, это будет ее одной из главных областей применения. Почему бы не сидеть у себя в гостиной и общаться с другом так, будто бы он сидит рядом? Почему бы не устроить виртуальное совещание на работе? Или почему бы вместе не посмотреть кино с приятелем, который живет на другом краю земли?
Но я не хочу работать с социальными сетями, я хочу делать игры.
К счастью, успех Oculus родил конкурентов. Никто из них не идеален, но конкуренция сама по себе штука прекрасная. Если это означает, что соревнование приведет к более быстрому и успешному развитию виртуальной реальности, я стану очень счастливым мальчиком. Я по-настоящему хочу быть частью этого процесса, но я не буду работать с Facebook. Их мотивы слишком неочевидны и постоянно меняются, и они на протяжении всей своей истории никогда не были стабильной платформой. В их истории нет ничего, что заставляло бы меня верить им, и меня это реально отпугивает.
К тому же, я не выделял свои деньги в первом раунде кикстартер-инвестиций, чтобы создать компанию, увеличивающую капитализацию Facebook.
У меня остается огромное уважение к инженерам и разработчикам в Oculus. Давно я не встречал таких целеустремленных и талантливых людей. Я прекрасно понимаю, что это чистый бизнес, и я хочу поздравить, как владельцев Oculus, так и владельцев Facebook. Но в этом месте наши пути расходятся.
***
Фейсбук этот удар переживет, конечно же. Но мне кажется, что Нотч прав. С этой минуты Oculus будет находиться под давлением, стремящимся его накренить в сторону социальных сервисов. Я не Нотч, но мне тоже кажется, что эта идея не очень хорошая. И вот почему. Виртуальная реальность – это передний край игровой индустрии. Именно в игровой среде находятся энтузиасты виртуальной реальности, потому что мыслями, предпочтениями они уже там.
Схема очень простая. Даже социальные игры, не говоря уже о социальных сетях в целом, — это довольно консервативный и очень урезанный вид настоящих игр. Далеко не все те, кто играет в социальные игры, готов играть в настоящие КИ. А ведь далеко не все те, кто играет в настоящие КИ, готовы быть энтузиастами устройств виртуальной реальности. И здесь мы получаем огромный лаг восприятия. Я не знаю, чем и как будут привлекать в Facebook людей, чтобы заставить натянуть на голову шлем. Хотя посмотреть на это будет интересно. Но то, что это будет другой, не слишком игровой путь, очевидно.
Это не значит, что Oculus Rift перестанет быть игровой платформой. Это просто может означать, что именно игровую составляющую эта платформа будет развивать не так быстро, как хотелось бы. Шанс для конкурентов, в том числе и потенциальных? Возможно. Воспользуются? Посмотрим.
23 комментария
Эта же сделка снова подпортила репутацию Кикстартеру. Люди возмущены, что их вложения идут прямиком в капитализацию ИТ гигантов. Вот это и беспокоит больше всего.
иконуфутболку и флешку.Если же делать из каждой кампаний ОАО, то сразу же закроется вход обычным людям, которых быстро займут профессиональные инвесторы, что губит на корню идею Кикстартера.
Тут я людей не очень понимаю. Кикстартер-кампании делаются под определенные цели. Например, выпустить прототип. Также в кикстартер-кампании совершенно определенные награды за участие. Люди ведь не заморачиваются по поводу того, что разработчикам кушать после того, как те выпустят прототип, верно?