Я не согласен с тем, что кто-то не знает, как общаться иначе, если от тебя этого ждут и тебе нужно по какой-то причине соответствовать ожиданиям (приём на работу, визит к директору школы, где учатся дети, любой разговор, где от человека что-то нужно тебе). Твои примеры из определённой среды — это примеры локальной нормы в кругу своих же. То есть реакция там либо позитивная, либо нейтральная. И всё.
ИМХО, многие просто не знают, что можно и так общаться.
Все люди, выросшие не на необитаемом острове, знают, как общаться. Почему? Потому что если они не будут общаться нормально, они просто вылетят за пределы конкретного круга общения. Перед ними буквально закроются двери. Поэтому любой человек с детства обладает умением адаптироваться через анализ реакций окружающих людей. Иногда достаточно осуждающего взгляда или демонстративного безразличия. Иногда реакция может быть более жёсткой и болезненной. Но вся наша личность формируется через реакции окружающих людей.
И тут мы плавно приходим к понятию «модель». Разные модели стимулируют разные пути получения максимальной эффективности. Если кто-то думает, что бесконечные интернет-срачи возникают сами собой, это заблуждение — такое поведение минимально затратно по ресурсам (не нужны аргументы, не нужны доказательства, не нужны объяснения, достаточно иметь базовый скилл бытовой перебранки) и максимально эффективно, какой бы глубоко ошибочной точки зрения вы не придерживались. Можно тупо взять напором и выдавить собеседника, либо спровоцировать его на нарушения правил, чтобы он схлопотал бан.
При этом у тебя практически отсутствуют долгосрочные связи с собеседниками, а количество их возможных реакций минимально, потому что в твоих руках нет инструментов модерирования, есть только инструмент повышения градуса противостояния. То есть модель сама, как естественный рельеф, формирует наиболее эффективные пути.
Я написал то, что написал в тексте. Можно цитировать или уточнять после цитаты. Заставлять объяснять с нуля — странно и непродуктивно. Напомню: вы комментируете мой текст, а не я ваш.
Тогда я не понимаю посыл. Какие конкретно направления морального компаса в общей социальной среде кажутся неоднозначными, из-за чего возник твой изначальный выпад?
Вот мне очень не хотелось бы видеть здесь информационный пузырь. Мне нравятся дискуссии. Для них и создавался этот проект. Я много раз говорил, насколько мне симпатична научная среда и очевидное понимание в этой среде возможных ошибок, заблуждений, без которых мало какая теория обходится. Выявление этих ошибок делает всех участников такой среды сильнее. То есть указание на ошибки, недочёты, опровержения делает всех участников счастливее и богаче в плане знаний. Нет ничего хорошего в том, чтобы находиться в пузыре заблуждений, которые разделяют единомышленники.
Спасибо на добром слове по поводу текстов. А вот по поводу свободы, простите, снова буду спорить. Потому что реально не знаю, получится ли нормально поговорить на эту тему в будущем. А тема эта во многом определяющая качество и суть общения.
На мой взгляд, есть огромная, фундаментальная ошибка среди пользователей интернета. Любой сайт (то есть буквально «место») в интернете многими людьми воспринимается как проходной двор с дополнительными средствами анонимизации. Свободой в этом контексте считается возможность творить что угодно без всяких последствий. Ни одно место в реальном мире не работает по таким принципам.
Может показаться, что максимальным ущербом от такого несоответствия станет полный треш и угар в интернет части, но жизнь уже демонстрирует, что тот же интернет-буллинг и интернет-шейминг имеет прямое влияние на реальную жизнь людей.
В контексте механики этого сайта (места), в твоих утверждения есть важная ошибка. Ты можешь создать любой материал, и за него невозможно поставить минус. То есть своё влияние и свой щит ты можешь накапливать как угодно долго. Игнорирование этого факта через утверждение, что для действий в этом месте нужно одобрение других, выглядит явной ошибкой. Она происходит, судя по всему, из установки, что ты никогда и не рассматривал возможность создавать заметки, то есть ты всегда считал себя чистым комментатором, и рассматриваешь вопрос свободы исключительно с этой позиции. Окей.
Приходя в комментарии, ты обсуждаешь заметку, то есть чью-то работу. Ты высказываешь замечания или дополнения, но в любом случае ты действуешь в рамках чьих-то куда более существенных усилий, потраченных на донесение мысли в заметке. И здесь действительно логично включать механизмы социальной адаптации, как ты это делаешь в реальной жизни, приходя на чью-то лекцию или в чей-то дом не вечеринку. Проявление уважения — это то, что ждут от тебя люди по умолчанию. Не согласия (в дискуссии как раз согласие не слишком интересно), а поиск контакта с собеседником.
Если воспринимать комментарии, как надпись на стене любого содержания, тогда полной свободы без всяких последствий тут не будет, это правда. И шаг это сознательный. Потому что нужна дискуссия, а не обмен мнениями на заборе. И в любом реальном обществе требования такие же. Если ты не можешь установить контакт с собеседниками, в лучшем случае тебя просто не пригласят в следующий раз на вечеринку или в любой другой формат общения, потому что ты не захотел реально общаться с этими людьми.
Нео выбирал между двумя пилюлями, а не между добром и злом. Красная пилюля показывала реальность. Синяя — оставляла в рамках собственных иллюзий. Реальность — это то, что на самом деле пишет собеседник. Реальность — это то, что на самом деле содержится внутри конкретной социальной модели. Дело не в наличии или отсутствии выбора, а в эффективных стратегиях. Ты снова разговариваешь сам с собой, придя в комментарии к моему тексту, приписывая мне утверждения из собственной головы, которых я никогда не делал. Спор с человеком под синей пилюлей лишён всякого смысла.
Разве что денежный стимул, но тут будет риск скатиться.
Нет никакой опасности скатиться, если за твой конкретный материал дают импульсы конкретные эрги. Значит, им понравился этот конкретный материал. В этом-то и красота.
Так ведь про функции для авторов — это и был аргумент.
Не вижу аргументов, извини. Особенно тех, что доказывают твой посыл о движении в сторону «личного блога Атрона». Во-первых, меньше функций точно не стало. Стало больше, особенно для сторонников конкретного мира. Во-вторых, деньги от патреона любой автор может класть в свой карман с совершенно прозрачной бухгалтерией, где конкретные эрги передают свои деньги за конкретный материал. Не говоря уже о полноценном партнёрстве, к которому я всегда открыт. В-третьих, изначально в рамках проекта остаётся соревнование миров и тот же параллакс.
Можно сравнивать с любыми другими площадками и конкретно говорить — вот там есть инструменты для авторов, которые стимулируют писать, а тут такого нет. Но, опять же, этот разговор был бы полезен несколько лет тому назад.
Писать заметки я перестал, когда решил, что результат не оправдывает потраченные усилия.
Дело хозяйское. Но тогда каких инструментов ты ждёшь, если всё упёрлось в отсутствие желания?
Для игры это нормально, потому что ничего более интересного в глобальном плане так и не реализовали. Если к большой войне и победе, то к чему ещё стремиться в ММО?
Делать MMO в формате «просто игры», опять же, крайне сомнительная затея. «Просто игра» имеет свойство надоедать. Тратить значительно большие усилия по созданию MMO-мира, чтобы на выходе получилась «просто игра», а потом эту игру «просто растягивать во времени» — очередной тупиковый марафон. Без продуманной социальной модели ещё одно «ой, что-то не получилось», которое мы наблюдаем раз за разом. Делать социальную модель, в которой процветает подлость, жестокость, страх, приспособленчество перед страхом, значит, в моём представлении, заниматься социальным вредительством. И совсем не виртуальным.
Витруальные посиделки в кафе — уже неплохо. Всё же лучше соло-посиделок.
Довод о том, что это хуже соло-посиделок, сомнительный. Прежде всего, в общей среде посторонним людям очень просто испортить тебе игровой опыт. Читами, другим темпом игры, да просто даже подарками.
Например, в No Man's Sky есть одна неочевидная «дыра» взаимодействия на Нексусе — любой посторонний игрок по доброте душевной может напихать тебе в инвентарь подарков без твоего согласия. Для него это пустяки, а для тебя — убитая часть собственных достижений. И это только крохотный, почти безобидный пример. Просто так огульно заявлять, что виртуальные посиделки с посторонними людьми однозначно лучше выверенного баланса одиночной игры, по-моему, слишком смело.
Но даже если признать на минуту, что виртуальные коллективные посиделки лучше соло-посиделок, стоит также признать, что они хуже реальных посиделок в кафе и живого общения. Тогда не нужно удивляться, что такой вид досуга маргинализируется, так как может предложить только суррогат вполне доступного в современном мире и более качественного взаимодействия.
Да ладно. Я считаю, что последние несколько лет (со ввода Патреона) ММОзг явно шёл в сторону личного блога Атрона. Я надеялся, что появятся новые функции для авторов, но до финансирования разработки уровень Патреона не дошёл. Или хотя бы видеть, кто играет в ту же игру, что и я.
С момента ввода Патреона появилась, как минимум, функция кураторов миров с крутыми возможностями, а также новый тип заметки «Вопрос-Ответ». И приоритет у этих работ был выше новой системы монетизации. Мини-заметки не появились быстро из-за того, что это большая работа по ребалансу энергии-яркости. Зато у авторов появилась возможность получать деньги. Там была проблема для россиян в том, что можно было на пустом месте превратиться в «иностранного агента» из-за зарубежного платежа, но тут уж, извините, сложно что-то придумывать для дурдома.
Какой смысл говорить «да ладно» и «я считаю, что...», если можно использовать аргументы. Тебе ничего не мешало писать кучу заметок до ввода Патреона, а после неожиданно стало мало возможностей для авторов? Звучит неубедительно.
Если бы немецкая интеллигенция, если бы все люди с именами и мировыми именами — врачи, музыканты, педагоги, писатели, художники — единодушно выступили тогда против этого позора, если бы они объявили всеобщую забастовку, многое произошло бы не так, как произошло.
(…) Непозволительно, невозможно было заниматься «культурой» в Германии, покуда кругом творилось то, о чем мы знаем. Это означало прикрашивать деградацию, украшать преступление.
Что существовали занятия более почетные, чем писать вагнеровские декорации для гитлеровского Байрейта, — этого, как ни странно, никто, кажется, не чувствует. Ездить по путевке Геббельса в Венгрию или какую-нибудь другую немецко-европейскую страну и, выступая с умными докладами, вести культурную пропаганду в пользу Третьей империи — не скажу, что это было гнусно, а скажу только, что я этого не понимаю и что со многими мне страшно увидеться вновь.
Дирижер, который, будучи послан Гитлером, исполнял Бетховена в Цюрихе, Париже или Будапеште, становился виновным в непристойнейшей лжи — под предлогом, что он музыкант и занимается музыкой и больше ничем.
Прежде всего, я согласен с доводом «как нельзя каждый день есть одно и то же, так же невозможно постоянно думать об одном». Отвлекаться можно и нужно: читать, смотреть, играть, если у вас или у меня выдаётся такая счастливая возможность, которую теперь можно оценить по-новому. Вполне возможно, сюда входит и «писать об играх», но, увы, не для меня, потому что в этом действии я вижу вред.
Этот вред может не произойти в девяти случаях из десяти, учитывая качество нашей аудитории, хотя, судя по оценкам заметки «Остановите войну», статистически это ближе к соотношению 4/1. Но, в любом случае, этот вред для меня очевиден. Если на четвёртом месяце войны здесь появляются персонажи с доводами про «восемь лет», всё, мягко говоря, не очень хорошо. И я всё же настаиваю на том, что это не «политика». Это смерть. Это хладнокровное убийство, поставленное на поток. Это бесцеремонное стирание с лица земли городов в попытке стереть целую страну. Пока первую на очереди. Если мы продолжим называть такое «политикой», мы попытаемся отбелить самые страшные преступления. Тогда убийство станет хулиганством. А изнасилование — знаком внимания. Слова материальны, они меняют сознание и восприятие.
Со своей стороны я чувствую, что любая попытка писать об играх, обсуждать MMO, параллельно читая о новых массовых жертвах, новых убийствах, новых пытках, изнасилованиях, физических и психологических, постепенно делает всё перечисленное фоном. Здесь мы читаем про обновление No Man's Sky, а через минуту — про очередной расстрел жилых кварталов Харькова, четвёртый месяц подряд, и считаем очередных мёртвых людей, как пункты в патчноутсах.
Но, пожалуй, страшнее даже не это. Страшнее то, что всё это не очередная война, и уж тем более не «конфликт». Это оживший у всех на глазах нацизм, лишение права других людей на жизнь под предлогом «Вы нам не нравитесь, и вообще вас, вашей страны, вашей жизни не должно быть». Это совершенно дикий захват территорий и публичное обсуждение судьбы захваченных заложников, их родной земли, домов. Это буквально фильтрационные лагеря.
Всё это выглядит более дико по сравнению с гитлеровским нацизмом не только потому, что мы живём в двадцать первом веке, но и потому, что ядерное оружие у нацистов не позволяет никому вмешаться. Весь цивилизованный мир против, но ничего напрямую поделать не может. Все боятся катастрофы целого человечества, и под видом «только не нас» происходит чудовищного масштаба цинизм.
Убийца, расстреливающий четыре месяца все города моей страны из ракет высокой дальности, публично диктует, какой дальности оружие можно передавать Украине, и что удары по его территории приведут к ядерной войне. Публично заставляет его уверять в чём-то, утешать. Сказав это, он продолжает наносить удары по самым дальним уголкам моей страны, указывая пальцем на любого. Возможно, через час, на меня лично. Тут убьём, и тут, где захотим, здесь захватим, здесь расстреляем, здесь сотрём с лица земли, здесь украдём, здесь присоединим к своей территории и будем говорить, что удары по ней — это удары по России. Потому что «нам так хочется, потому что мы так чувствуем себя хорошо, потому что мы лучше вас, мы право имеем, с нами бог, а иначе всем вообще конец».
Вот что, с моей точки зрения происходит. Это не совсем судьба стран и народов. В моём понимании, это судьба цивилизации.
У Филипа К. Дика есть роман «Человек в Высоком Замке», по нему также сняли сериал. Можно почитать и посмотреть. Но, увы, не чтобы отвлечься, а чтобы проникнуться. Там рассматривается альтернативная история, в которой нацисты победили во второй мировой войне и распространили свои взгляды, свою власть, свою жестокость на весь мир. Это всё ещё мир, в котором можно жить, он не превращён нацистами двадцать первого века в планету после ядерной катастрофы, но это жизнь по правилам и законам нацизма, потому что цивилизация не смогла ему противостоять.
Кому-то, кого прямо сейчас не бомбят, на захватывают, не убивают, не раздевают, чтобы осмотреть тело по своим критериям «чистоты», не допрашивают, может показаться, что он в безопасности, что ему ничего не угрожает, что он просто зритель, и можно переключить канал, внимание, настроение. Для кого-то это правда. А кто-то может задуматься и понять, что уже живёт внутри антиутопии Филипа К. Дика, и не только его.
Этот проект никогда не был «про игры». Он был про MMO, про социальные модели внутри них, про человеческие взаимоотношения. Если аудитория этого проекта даже сейчас не понимает, что происходит и будет происходить ещё долго, потому что люди не видят в себе сил этому возмутиться в адекватной степени, чтобы прекратить, значит, я со своей стороны чего-то не донёс. Я никогда не считал себя просветителем, мне хотелось бы видеть себя равным в дискуссии, но в такие моменты мне не хочется дискуссии. Потому что о чём она будет?
Если это разрушит взаимоотношения, то в чём смысл таких взаимоотношений? Если это приведёт к минусовым войнам, то в чём смысл этого проекта? Значит, он станет тупой PvP-ареной, грош ему цена в таком случае.
Когда у меня появляются душевные силы и возможность, я пишу лонгрид. Не знаю, закончу ли я его, потому что я не знаю, что будет дальше. Да он, собственно, так и называется: «Я не знаю, что будет дальше». В нём уже написано много чего на разные темы. Об этом проекте. О состоянии жанра. Об аудитории, с которой мы обсуждали насилие при отсутствии сдерживающих факторов, а потом увидели его прямо за окном. О потакании этому насилию со стороны безответственных авторов, которые и сейчас ничего не поймут. «Ачотакова, это же игра».
Нет, не игра. Это наш мозг. Это наши мысли. Это наша модель поведения. Это живые люди в игре и за её пределами. Это реальность. Это наша жизнь.
Очень дешёвый выпад. Можно было выковырять из носа за три месяца что-нибудь посвежее. Банить тут никого нельзя, но если ты свалишь навсегда, буду благодарен. Хочешь реально о чём-то меня спросить, добро пожаловать в дискорд.
В целом же речь о том, что а) проект абсолютно жив, с технической точки зрения, и б) странно во время войны ожидать активности от меня.
Так-то пользователи и сами могут себя развлекать, публикуя блоги.
Именно. Сайт ни на секунду не прекратил своей работы. Все функции доступны. Все кнопки работают, включая большую зелёную «Создать». Все счета по поддержанию сайта оплачиваются.
И тут мы плавно приходим к понятию «модель». Разные модели стимулируют разные пути получения максимальной эффективности. Если кто-то думает, что бесконечные интернет-срачи возникают сами собой, это заблуждение — такое поведение минимально затратно по ресурсам (не нужны аргументы, не нужны доказательства, не нужны объяснения, достаточно иметь базовый скилл бытовой перебранки) и максимально эффективно, какой бы глубоко ошибочной точки зрения вы не придерживались. Можно тупо взять напором и выдавить собеседника, либо спровоцировать его на нарушения правил, чтобы он схлопотал бан.
При этом у тебя практически отсутствуют долгосрочные связи с собеседниками, а количество их возможных реакций минимально, потому что в твоих руках нет инструментов модерирования, есть только инструмент повышения градуса противостояния. То есть модель сама, как естественный рельеф, формирует наиболее эффективные пути.
На мой взгляд, есть огромная, фундаментальная ошибка среди пользователей интернета. Любой сайт (то есть буквально «место») в интернете многими людьми воспринимается как проходной двор с дополнительными средствами анонимизации. Свободой в этом контексте считается возможность творить что угодно без всяких последствий. Ни одно место в реальном мире не работает по таким принципам.
Может показаться, что максимальным ущербом от такого несоответствия станет полный треш и угар в интернет части, но жизнь уже демонстрирует, что тот же интернет-буллинг и интернет-шейминг имеет прямое влияние на реальную жизнь людей.
В контексте механики этого сайта (места), в твоих утверждения есть важная ошибка. Ты можешь создать любой материал, и за него невозможно поставить минус. То есть своё влияние и свой щит ты можешь накапливать как угодно долго. Игнорирование этого факта через утверждение, что для действий в этом месте нужно одобрение других, выглядит явной ошибкой. Она происходит, судя по всему, из установки, что ты никогда и не рассматривал возможность создавать заметки, то есть ты всегда считал себя чистым комментатором, и рассматриваешь вопрос свободы исключительно с этой позиции. Окей.
Приходя в комментарии, ты обсуждаешь заметку, то есть чью-то работу. Ты высказываешь замечания или дополнения, но в любом случае ты действуешь в рамках чьих-то куда более существенных усилий, потраченных на донесение мысли в заметке. И здесь действительно логично включать механизмы социальной адаптации, как ты это делаешь в реальной жизни, приходя на чью-то лекцию или в чей-то дом не вечеринку. Проявление уважения — это то, что ждут от тебя люди по умолчанию. Не согласия (в дискуссии как раз согласие не слишком интересно), а поиск контакта с собеседником.
Если воспринимать комментарии, как надпись на стене любого содержания, тогда полной свободы без всяких последствий тут не будет, это правда. И шаг это сознательный. Потому что нужна дискуссия, а не обмен мнениями на заборе. И в любом реальном обществе требования такие же. Если ты не можешь установить контакт с собеседниками, в лучшем случае тебя просто не пригласят в следующий раз на вечеринку или в любой другой формат общения, потому что ты не захотел реально общаться с этими людьми.
Нет никакой опасности скатиться, если за твой конкретный материал дают импульсы конкретные эрги. Значит, им понравился этот конкретный материал. В этом-то и красота.
Не вижу аргументов, извини. Особенно тех, что доказывают твой посыл о движении в сторону «личного блога Атрона». Во-первых, меньше функций точно не стало. Стало больше, особенно для сторонников конкретного мира. Во-вторых, деньги от патреона любой автор может класть в свой карман с совершенно прозрачной бухгалтерией, где конкретные эрги передают свои деньги за конкретный материал. Не говоря уже о полноценном партнёрстве, к которому я всегда открыт. В-третьих, изначально в рамках проекта остаётся соревнование миров и тот же параллакс.
Можно сравнивать с любыми другими площадками и конкретно говорить — вот там есть инструменты для авторов, которые стимулируют писать, а тут такого нет. Но, опять же, этот разговор был бы полезен несколько лет тому назад.
Дело хозяйское. Но тогда каких инструментов ты ждёшь, если всё упёрлось в отсутствие желания?
Делать MMO в формате «просто игры», опять же, крайне сомнительная затея. «Просто игра» имеет свойство надоедать. Тратить значительно большие усилия по созданию MMO-мира, чтобы на выходе получилась «просто игра», а потом эту игру «просто растягивать во времени» — очередной тупиковый марафон. Без продуманной социальной модели ещё одно «ой, что-то не получилось», которое мы наблюдаем раз за разом. Делать социальную модель, в которой процветает подлость, жестокость, страх, приспособленчество перед страхом, значит, в моём представлении, заниматься социальным вредительством. И совсем не виртуальным.
Довод о том, что это хуже соло-посиделок, сомнительный. Прежде всего, в общей среде посторонним людям очень просто испортить тебе игровой опыт. Читами, другим темпом игры, да просто даже подарками.
Например, в No Man's Sky есть одна неочевидная «дыра» взаимодействия на Нексусе — любой посторонний игрок по доброте душевной может напихать тебе в инвентарь подарков без твоего согласия. Для него это пустяки, а для тебя — убитая часть собственных достижений. И это только крохотный, почти безобидный пример. Просто так огульно заявлять, что виртуальные посиделки с посторонними людьми однозначно лучше выверенного баланса одиночной игры, по-моему, слишком смело.
Но даже если признать на минуту, что виртуальные коллективные посиделки лучше соло-посиделок, стоит также признать, что они хуже реальных посиделок в кафе и живого общения. Тогда не нужно удивляться, что такой вид досуга маргинализируется, так как может предложить только суррогат вполне доступного в современном мире и более качественного взаимодействия.
С момента ввода Патреона появилась, как минимум, функция кураторов миров с крутыми возможностями, а также новый тип заметки «Вопрос-Ответ». И приоритет у этих работ был выше новой системы монетизации. Мини-заметки не появились быстро из-за того, что это большая работа по ребалансу энергии-яркости. Зато у авторов появилась возможность получать деньги. Там была проблема для россиян в том, что можно было на пустом месте превратиться в «иностранного агента» из-за зарубежного платежа, но тут уж, извините, сложно что-то придумывать для дурдома.
Какой смысл говорить «да ладно» и «я считаю, что...», если можно использовать аргументы. Тебе ничего не мешало писать кучу заметок до ввода Патреона, а после неожиданно стало мало возможностей для авторов? Звучит неубедительно.
Если бы немецкая интеллигенция, если бы все люди с именами и мировыми именами — врачи, музыканты, педагоги, писатели, художники — единодушно выступили тогда против этого позора, если бы они объявили всеобщую забастовку, многое произошло бы не так, как произошло.
(…) Непозволительно, невозможно было заниматься «культурой» в Германии, покуда кругом творилось то, о чем мы знаем. Это означало прикрашивать деградацию, украшать преступление.
Что существовали занятия более почетные, чем писать вагнеровские декорации для гитлеровского Байрейта, — этого, как ни странно, никто, кажется, не чувствует. Ездить по путевке Геббельса в Венгрию или какую-нибудь другую немецко-европейскую страну и, выступая с умными докладами, вести культурную пропаганду в пользу Третьей империи — не скажу, что это было гнусно, а скажу только, что я этого не понимаю и что со многими мне страшно увидеться вновь.
Дирижер, который, будучи послан Гитлером, исполнял Бетховена в Цюрихе, Париже или Будапеште, становился виновным в непристойнейшей лжи — под предлогом, что он музыкант и занимается музыкой и больше ничем.
Этот вред может не произойти в девяти случаях из десяти, учитывая качество нашей аудитории, хотя, судя по оценкам заметки «Остановите войну», статистически это ближе к соотношению 4/1. Но, в любом случае, этот вред для меня очевиден. Если на четвёртом месяце войны здесь появляются персонажи с доводами про «восемь лет», всё, мягко говоря, не очень хорошо. И я всё же настаиваю на том, что это не «политика». Это смерть. Это хладнокровное убийство, поставленное на поток. Это бесцеремонное стирание с лица земли городов в попытке стереть целую страну. Пока первую на очереди. Если мы продолжим называть такое «политикой», мы попытаемся отбелить самые страшные преступления. Тогда убийство станет хулиганством. А изнасилование — знаком внимания. Слова материальны, они меняют сознание и восприятие.
Со своей стороны я чувствую, что любая попытка писать об играх, обсуждать MMO, параллельно читая о новых массовых жертвах, новых убийствах, новых пытках, изнасилованиях, физических и психологических, постепенно делает всё перечисленное фоном. Здесь мы читаем про обновление No Man's Sky, а через минуту — про очередной расстрел жилых кварталов Харькова, четвёртый месяц подряд, и считаем очередных мёртвых людей, как пункты в патчноутсах.
Но, пожалуй, страшнее даже не это. Страшнее то, что всё это не очередная война, и уж тем более не «конфликт». Это оживший у всех на глазах нацизм, лишение права других людей на жизнь под предлогом «Вы нам не нравитесь, и вообще вас, вашей страны, вашей жизни не должно быть». Это совершенно дикий захват территорий и публичное обсуждение судьбы захваченных заложников, их родной земли, домов. Это буквально фильтрационные лагеря.
Всё это выглядит более дико по сравнению с гитлеровским нацизмом не только потому, что мы живём в двадцать первом веке, но и потому, что ядерное оружие у нацистов не позволяет никому вмешаться. Весь цивилизованный мир против, но ничего напрямую поделать не может. Все боятся катастрофы целого человечества, и под видом «только не нас» происходит чудовищного масштаба цинизм.
Убийца, расстреливающий четыре месяца все города моей страны из ракет высокой дальности, публично диктует, какой дальности оружие можно передавать Украине, и что удары по его территории приведут к ядерной войне. Публично заставляет его уверять в чём-то, утешать. Сказав это, он продолжает наносить удары по самым дальним уголкам моей страны, указывая пальцем на любого. Возможно, через час, на меня лично. Тут убьём, и тут, где захотим, здесь захватим, здесь расстреляем, здесь сотрём с лица земли, здесь украдём, здесь присоединим к своей территории и будем говорить, что удары по ней — это удары по России. Потому что «нам так хочется, потому что мы так чувствуем себя хорошо, потому что мы лучше вас, мы право имеем, с нами бог, а иначе всем вообще конец».
Вот что, с моей точки зрения происходит. Это не совсем судьба стран и народов. В моём понимании, это судьба цивилизации.
У Филипа К. Дика есть роман «Человек в Высоком Замке», по нему также сняли сериал. Можно почитать и посмотреть. Но, увы, не чтобы отвлечься, а чтобы проникнуться. Там рассматривается альтернативная история, в которой нацисты победили во второй мировой войне и распространили свои взгляды, свою власть, свою жестокость на весь мир. Это всё ещё мир, в котором можно жить, он не превращён нацистами двадцать первого века в планету после ядерной катастрофы, но это жизнь по правилам и законам нацизма, потому что цивилизация не смогла ему противостоять.
Кому-то, кого прямо сейчас не бомбят, на захватывают, не убивают, не раздевают, чтобы осмотреть тело по своим критериям «чистоты», не допрашивают, может показаться, что он в безопасности, что ему ничего не угрожает, что он просто зритель, и можно переключить канал, внимание, настроение. Для кого-то это правда. А кто-то может задуматься и понять, что уже живёт внутри антиутопии Филипа К. Дика, и не только его.
Этот проект никогда не был «про игры». Он был про MMO, про социальные модели внутри них, про человеческие взаимоотношения. Если аудитория этого проекта даже сейчас не понимает, что происходит и будет происходить ещё долго, потому что люди не видят в себе сил этому возмутиться в адекватной степени, чтобы прекратить, значит, я со своей стороны чего-то не донёс. Я никогда не считал себя просветителем, мне хотелось бы видеть себя равным в дискуссии, но в такие моменты мне не хочется дискуссии. Потому что о чём она будет?
Если это разрушит взаимоотношения, то в чём смысл таких взаимоотношений? Если это приведёт к минусовым войнам, то в чём смысл этого проекта? Значит, он станет тупой PvP-ареной, грош ему цена в таком случае.
Когда у меня появляются душевные силы и возможность, я пишу лонгрид. Не знаю, закончу ли я его, потому что я не знаю, что будет дальше. Да он, собственно, так и называется: «Я не знаю, что будет дальше». В нём уже написано много чего на разные темы. Об этом проекте. О состоянии жанра. Об аудитории, с которой мы обсуждали насилие при отсутствии сдерживающих факторов, а потом увидели его прямо за окном. О потакании этому насилию со стороны безответственных авторов, которые и сейчас ничего не поймут. «Ачотакова, это же игра».
Нет, не игра. Это наш мозг. Это наши мысли. Это наша модель поведения. Это живые люди в игре и за её пределами. Это реальность. Это наша жизнь.
В целом же речь о том, что а) проект абсолютно жив, с технической точки зрения, и б) странно во время войны ожидать активности от меня.
Именно. Сайт ни на секунду не прекратил своей работы. Все функции доступны. Все кнопки работают, включая большую зелёную «Создать». Все счета по поддержанию сайта оплачиваются.