2017 год выдался… неоднозначным во многих смыслах, в том числе и в игровом мире. Были свои взлёты, были свои падения. Было много обещаний, часть из которых выполнили, часть пока нет, а часть, судя по всему, выполнять никто не собирается. Попробую подвести его итоги от своего лица в формате интервью с редакцией ММОзга.
Опиши свой игровой опыт в 2017 году.
2017 год для меня оказался довольно занятым в плане работы, поэтому на игры зачастую времени просто не находилось. В первой половине года это были синглы и Final Fantasy XIV, во второй — те же синглы и сервер L2-Firebird. Также были единичные заходы в некоторые другие ММО, но скорее в ознакомительных целях.
Расскажи о самой сильной положительной эмоции от игр в 2017.
Игра на ретро-сервере Lineage 2, который дал мне не только возможность вернуть ушедшие и утерянные воспоминания, но и показал, как и для чего вообще изначально работали механики, утраченные в более поздних хрониках (навскидку — баффы и шоты).
А теперь для баланса — о самой сильной отрицательной эмоции.
Сложно выбрать, их было очень уж много. Навскидку и вслепую выберу две: невероятно бестолковый перезапуск The Secret World и неожиданная смерть Marvel Heroes Omega.
Что в свободное время представляло для тебя основную конкуренцию с MMO в 2017 году?
Синглы, в основном старенькие. Новый сезон “Рика и Морти” с обязательным пересмотром предыдущих. Суматошная личная жизнь. Затяжная депрессия. И, что самое главное, отсутствие ММО, в которые мне хотелось бы играть — вплоть до L2-Firebird.
Назови самую главную или самую интересную мысль по поводу MMO, которая оформилась у тебя именно в 2017 году.
Я слишком беден, чтобы позволить себе играть в бесплатные ММО. Эта мысль зрела уже давно, но окончательно оформилась именно в 2017 году — и в отношении не столько финансов, сколько времени. Чрезвычайно грустно навсегда терять достигнутое из-за того, что очередная витрина обанкротилась. Ещё грустнее уже на старте проекта заниматься прикидкой его финансовых возможностей вместо погружения в мир.
Удалось ли тебе в 2017 году встретить новых людей, благодаря играм?
Да, причём практически исключительно благодаря ММО.
Обрисуй в общих чертах состояние жанра MMO в 2017 году в качестве фона для нашего разговора.
Ожидание окончательного дна. Как только мы его наконец достигнем, можно будет начать медленно всплывать. Главное, чтобы кессонная болезнь не началась.
Какой ты видишь аудиторию MMO в 2017 году при всех тех мультиплеерных альтернативах, которые уже существуют?
Я не вижу альтернативы для аудитории ММО. Нагибаторы и набегаторы изначально не были целевой аудиторией этого жанра. Чем больше их перейдёт в сессионки, тем здоровее будет оставшийся коллектив. Аудитория ММО — это люди, которые заинтересованы в построении сообщества с долгосрочными целями. И, в первую очередь, это некомбатанты, которые обеспечивают жизнь в ММО здорового человека. А ММО курильщика, где “война, война никогда не меняется”, уж очень напоминают о сессионках.
Каким ты видишь обобщенный портрет разработчиков MMO в 2017 году?
Невозможно дать обобщённый портрет, потому что у нас наметилось как минимум три самостоятельные тенденции: делать магазины, делать игры и делать обещания. Хотелось бы, чтобы вторых было больше, а первых и третьих — поменьше.
Какой мультиплеерный жанр, по-твоему, со временем уйдет в историю и станет просто частью археологического слоя? Может, это как раз MMO?
Никакой. У всех мультиплеерных жанров есть своя аудитория, которую другим жанрам не привлечь. Любителей погружаться в долгосрочный мир не заманят сессионки, а любителей сессионок ММО могут завлечь только на недолгий период. Альтернатива и у тех, и у других — либо синглы, либо реал.
В 2017 году есть ли смысл разделять MMO на парки развлечений и песочницы, или возможно, наметились какие-то другие принципиальные различия в организации MMO-пространства?
Я никогда не пользовался этим разделением во внутреннем диалоге. На мой взгляд, нужна золотая середина. Чистые парки скучны и стерильны, а чистые песочницы неизбежно скатываются в вакханалию. Я не считаю, что ММО должны совсем отказываться от квестов и НПС, которые считаются парковыми элементами — напротив, я за развитие искусственного интеллекта и процедурную генерацию квестов, влияющих на мир хотя бы временно — с возможностью реального участия игроков, вплоть до выдачи этих квестов.
Жанр MMO берет свое начало, как пространство осязаемых виртуальных миров, примерно с 1995 года. На твой взгляд, в какой точке находится жанр сегодня в исторической перспективе?
В самом начале пути. На каждый шаг вперёд, сделанный в прошлом, нашлось по два шага назад. И теперь нам предлагают всё то, что предлагали разработчики Ultima Online, причём чуть ли не как революционную концепцию. Мы до сих пор не избавились от игр-магазинов, до сих пор не упразднили разделение на песочницы и парки, до сих пор не придумали вменяемого мирного геймплея, который может быть основой игры, до сих пор не исследовали возможностей PvE за пределами простого истребления мобов и собирания цветочков. Это чертовски грустно.
У Фукуямы есть философская концепция “Конец Истории”, в рамках которой история любого сообщества при достижении самых высоких целей остановится, потому что больше не к чему будет стремиться. Все цели будут достигнуты. На твой взгляд, как выглядит конец истории для жанра MMO?
Как окончательный переход человека в виртуальное пространство. Других вариантов конца истории для этого жанра я не вижу: в обществе полно людей, которых не устраивает объективная реальность. Можно жить в синглах, но именно ММО являлись, являются и будут являться полноценной альтернативной реальностью.
На что ты возлагаешь надежды в ближайшем будущем?
На появление полноценного мирного геймплея. Парадоксально, что на данный момент главным источником этой надежды для меня является насквозь боевая Camelot Unchained (и, в меньшей мере, Pantheon). В Ashes of Creation я пока ничего такого не вижу.
А на что возлагаешь надежды в отдаленном будущем?
На развитие искусственного интеллекта и появление виртуальных личностей. На развитие геймплея в противостоянии агрессивной среде, дающей свои вызовы. В более глобальном плане — на развитие VR/AR, а то и вообще возможность оцифровки человека в игру. Только этого никогда не случится в нашей реальности.
У тебя есть уникальная возможность — придумать свои номинации и тут же выдать за них главный приз в рамках 2017 года.
К сожалению, номинации у меня получаются исключительно саркастические, так как чем-то реальным нас в этом году не особенно баловали.
Лавровый венок Питера Мулинье: SEED, за обещание перевернуть мир ММО вверх ногами.
А сбоку бантик: The Secret World Legends: за невероятно талантливый и совершенно необходимый ремейк.
Столп сообщества: Final Fantasy XIV: за великолепную работу с сообществом.
В ту же реку: L2Revolution: за исключительную фантазию и новизну.
Что бы ты хотел пожелать игрокам в 2018 году?
Меньше магазинов и больше миров. И пусть никто не уйдёт обиженным.
Опиши свой игровой опыт в 2017 году.
2017 год для меня оказался довольно занятым в плане работы, поэтому на игры зачастую времени просто не находилось. В первой половине года это были синглы и Final Fantasy XIV, во второй — те же синглы и сервер L2-Firebird. Также были единичные заходы в некоторые другие ММО, но скорее в ознакомительных целях.
Расскажи о самой сильной положительной эмоции от игр в 2017.
Игра на ретро-сервере Lineage 2, который дал мне не только возможность вернуть ушедшие и утерянные воспоминания, но и показал, как и для чего вообще изначально работали механики, утраченные в более поздних хрониках (навскидку — баффы и шоты).
А теперь для баланса — о самой сильной отрицательной эмоции.
Сложно выбрать, их было очень уж много. Навскидку и вслепую выберу две: невероятно бестолковый перезапуск The Secret World и неожиданная смерть Marvel Heroes Omega.
Что в свободное время представляло для тебя основную конкуренцию с MMO в 2017 году?
Синглы, в основном старенькие. Новый сезон “Рика и Морти” с обязательным пересмотром предыдущих. Суматошная личная жизнь. Затяжная депрессия. И, что самое главное, отсутствие ММО, в которые мне хотелось бы играть — вплоть до L2-Firebird.
Назови самую главную или самую интересную мысль по поводу MMO, которая оформилась у тебя именно в 2017 году.
Я слишком беден, чтобы позволить себе играть в бесплатные ММО. Эта мысль зрела уже давно, но окончательно оформилась именно в 2017 году — и в отношении не столько финансов, сколько времени. Чрезвычайно грустно навсегда терять достигнутое из-за того, что очередная витрина обанкротилась. Ещё грустнее уже на старте проекта заниматься прикидкой его финансовых возможностей вместо погружения в мир.
Удалось ли тебе в 2017 году встретить новых людей, благодаря играм?
Да, причём практически исключительно благодаря ММО.
Обрисуй в общих чертах состояние жанра MMO в 2017 году в качестве фона для нашего разговора.
Ожидание окончательного дна. Как только мы его наконец достигнем, можно будет начать медленно всплывать. Главное, чтобы кессонная болезнь не началась.
Какой ты видишь аудиторию MMO в 2017 году при всех тех мультиплеерных альтернативах, которые уже существуют?
Я не вижу альтернативы для аудитории ММО. Нагибаторы и набегаторы изначально не были целевой аудиторией этого жанра. Чем больше их перейдёт в сессионки, тем здоровее будет оставшийся коллектив. Аудитория ММО — это люди, которые заинтересованы в построении сообщества с долгосрочными целями. И, в первую очередь, это некомбатанты, которые обеспечивают жизнь в ММО здорового человека. А ММО курильщика, где “война, война никогда не меняется”, уж очень напоминают о сессионках.
Каким ты видишь обобщенный портрет разработчиков MMO в 2017 году?
Невозможно дать обобщённый портрет, потому что у нас наметилось как минимум три самостоятельные тенденции: делать магазины, делать игры и делать обещания. Хотелось бы, чтобы вторых было больше, а первых и третьих — поменьше.
Какой мультиплеерный жанр, по-твоему, со временем уйдет в историю и станет просто частью археологического слоя? Может, это как раз MMO?
Никакой. У всех мультиплеерных жанров есть своя аудитория, которую другим жанрам не привлечь. Любителей погружаться в долгосрочный мир не заманят сессионки, а любителей сессионок ММО могут завлечь только на недолгий период. Альтернатива и у тех, и у других — либо синглы, либо реал.
В 2017 году есть ли смысл разделять MMO на парки развлечений и песочницы, или возможно, наметились какие-то другие принципиальные различия в организации MMO-пространства?
Я никогда не пользовался этим разделением во внутреннем диалоге. На мой взгляд, нужна золотая середина. Чистые парки скучны и стерильны, а чистые песочницы неизбежно скатываются в вакханалию. Я не считаю, что ММО должны совсем отказываться от квестов и НПС, которые считаются парковыми элементами — напротив, я за развитие искусственного интеллекта и процедурную генерацию квестов, влияющих на мир хотя бы временно — с возможностью реального участия игроков, вплоть до выдачи этих квестов.
Жанр MMO берет свое начало, как пространство осязаемых виртуальных миров, примерно с 1995 года. На твой взгляд, в какой точке находится жанр сегодня в исторической перспективе?
В самом начале пути. На каждый шаг вперёд, сделанный в прошлом, нашлось по два шага назад. И теперь нам предлагают всё то, что предлагали разработчики Ultima Online, причём чуть ли не как революционную концепцию. Мы до сих пор не избавились от игр-магазинов, до сих пор не упразднили разделение на песочницы и парки, до сих пор не придумали вменяемого мирного геймплея, который может быть основой игры, до сих пор не исследовали возможностей PvE за пределами простого истребления мобов и собирания цветочков. Это чертовски грустно.
У Фукуямы есть философская концепция “Конец Истории”, в рамках которой история любого сообщества при достижении самых высоких целей остановится, потому что больше не к чему будет стремиться. Все цели будут достигнуты. На твой взгляд, как выглядит конец истории для жанра MMO?
Как окончательный переход человека в виртуальное пространство. Других вариантов конца истории для этого жанра я не вижу: в обществе полно людей, которых не устраивает объективная реальность. Можно жить в синглах, но именно ММО являлись, являются и будут являться полноценной альтернативной реальностью.
На что ты возлагаешь надежды в ближайшем будущем?
На появление полноценного мирного геймплея. Парадоксально, что на данный момент главным источником этой надежды для меня является насквозь боевая Camelot Unchained (и, в меньшей мере, Pantheon). В Ashes of Creation я пока ничего такого не вижу.
А на что возлагаешь надежды в отдаленном будущем?
На развитие искусственного интеллекта и появление виртуальных личностей. На развитие геймплея в противостоянии агрессивной среде, дающей свои вызовы. В более глобальном плане — на развитие VR/AR, а то и вообще возможность оцифровки человека в игру. Только этого никогда не случится в нашей реальности.
У тебя есть уникальная возможность — придумать свои номинации и тут же выдать за них главный приз в рамках 2017 года.
К сожалению, номинации у меня получаются исключительно саркастические, так как чем-то реальным нас в этом году не особенно баловали.
Лавровый венок Питера Мулинье: SEED, за обещание перевернуть мир ММО вверх ногами.
А сбоку бантик: The Secret World Legends: за невероятно талантливый и совершенно необходимый ремейк.
Столп сообщества: Final Fantasy XIV: за великолепную работу с сообществом.
В ту же реку: L2Revolution: за исключительную фантазию и новизну.
Что бы ты хотел пожелать игрокам в 2018 году?
Меньше магазинов и больше миров. И пусть никто не уйдёт обиженным.
3 комментария
Minamikaze — не затруднит чуток раскрыть тезис «Столп сообщества: Final Fantasy XIV: за великолепную работу с сообществом.» — в чем проявляется эта работе?