Двадцать лет назад, в осенне-зимний период 97-98 годов, я был увлечен двумя играми на приставке «Sega Mega Drive» – Light Crusader и Land Stalker. Тогда же и началось мое знакомство с ролевыми играми, и они стали моей первой «любовью». Эти игры были на английском языке, что существенно усложняло прохождение, но я не сдавался.
Компьютера, интернета и автопереводчика у меня не было. Книжек с чит-кодами и прохождениями — тоже. Чего только стоила мне в Light Сrusader загадка с фамилией Гэрриота? О да, этот парень знал, как сделать, чтобы его запомнили, и я запомнил, и уже через много лет услышал и узнал и вспомнил ту загадку Ричарда Гэрриота (я её разгадал тогда сам). В Land Stalker тоже были довольно интересные загадки — комната с «тишиной» меня улыбнула. Я тогда стал относиться к играм, как к загадкам от их создателей.
Шло время, Сегу сменила Соня, Соню – Комп, первый Diablo сменился вторым, появилось множество игр самых разнообразных жанров, загадки в них тоже разнообразились невероятными вариациями. Но вот уже в первом Diablo я обнаружил «загадку», которая решалась способом, э…э, как бы так выразиться, о котором я раньше не думал. Цитата не моя: «…геймплей напоминает выбивание ковра… ». Да! В первом диабло была заложена возможность добывать экипировку и оружие всё более и более мощное, при этом надо было просто долго (очень долго) делать одно и то же – перепроходить игру. Если в Light Crusader мечи можно по пальцам пересчитать, то в Diablo их сколько? Я решил, что это не загадка, и всё равно на легком уровне игру прошел, смысла в усложнении не нашел, бросил. Потом, правда, возвращался, не скрою.
В других играх тоже стали применяться подобные приемы. В очень многих JRPG использовался прием: во время прохождения игры, прямолинейно двигаясь по сюжету, упираешься в босса, которого ни при каких обстоятельствах не уничтожишь, пока не прокачаешь персонажей до нужного уровня и не снарядишь подходящей экипировкой. А это означает очередную задержку во времени в игре на «гринд». Так называемая «механика удержания». Предполагаю что этой (загадке) механике лет 25-30 на данный момент.
Задержки, связанные с невозможностью (значительной сложностью) поменять «билд», «спек», «перки», тоже сильно растягивали время, затрачиваемое за игрой. И другие приемы. Я, извините, увлекся. Не надо сейчас классифицировать и обсасывать «механики удержания». Вернемся к Загадке!
Шло время. Появился у меня интернет. Во времена диал-апа в онлайновых играх играл только в БК-подобные и особых каких то эмоций к ним не испытывал. Я смотрел на них, как на какую-то модификацию чата, что ли. Но с появлением локальной сети появилась Линейдж на пиратских серверах. Первое мое знакомство с ней произошло на локальном сервере нашего городского провайдера, где максимальный онлайн составлял 5 человек. А немного позже я уже «полноценно» познакомился с Линейдж на пиратском сервере (game.od.ua кажется), где администратором был Superkent. Там стояли третьи хроники. Средний онлайн там был – 300 игроков. И тут снова, вдруг, я услышал, где-то вдалеке, голос поющей Загадки.
Но прежде чем рассказать о Загадке, я хочу рассказать о людях, с которыми играл. Городок наш небольшой, я работаю на крупном промышленном предприятии, некоторые мои коллеги играли на том сервере и взяли меня в свой клан, который назывался «СССР». Практически все участники клана знали друг друга в лицо, нас было около 15 человек. У нас был клан аутсайдеров. Мы не состояли ни на службе, ни в альянсе с доминантными кланами, а это были такие как: Ultrashcool (Ультраскул, Ультрасы, я могу ошибиться в написании на английском) и лидер – девушка с ником Kelen.
Не помню названия клана, враждовавшего тогда с Ультрасами, но помню ник его лидера – Svara. Этого парня я тоже знаю в лицо, он однажды приходил к нам на сходку клана. Но это было значительно позже. Были кланы «Hooligans», «БТР» и другие, ников их не помню. Но вот пару персонажей с никами Kepka и Beladonna припоминаю. Итак…
Этот случай заставил меня задуматься. Ведь персонажей в игре не так и быстро прокачать. Всех перепробовать нелегко. Узнать о таких возможностях можно быстрее через форумы и базы знаний по игре. Я стал чаще обращаться к базам знаний.
После случая с Белладонной, шерстя базы знаний, я припомнил того NPC и нашел информацию об этом кланхолле, а также о способе его получения. Вернувшись в то место, я был удивлен, что он никому не принадлежит. Я рассказал все это в клане и в ближайшее время мы этот холл захватили. С боссом проблем не возникло. Мне было приятно осознать, что я разгадал такую загадку. Конечно, у меня была мысль, что сильным кланам не нужен был этот кланхолл, и они просто не стали тратить на него время, но для нашего клана это было не лишним. Мы обладали этим кланхоллом довольно долго, и пока мы были представлены на сервере многочисленной командой, нам не приходилось оборонять его, вроде как никто и не пытался его у нас забрать. Уже значительно позже, когда наш клан ушел с сервера, а я еще оставался и видел, как другой небольшой клан отбил этот холл без сопротивления с нашей стороны. Все же значит какая-то ценность у него была.
Несмотря на то, что то был пиратский сервер, на нем происходили обновления, и даже была попытка перейти на четвертые хроники. В какой-то момент в мире появились рейд боссы, но все они были 80 уровня и многие были неубиваемые во всех смыслах. В поисках приключений, исследуя мир, где-то в глуши, традиционно на непопулярных спотах я нашел рейд босса в виде дерева. И черт меня дернул попробовать его атаковать в одиночку. Ну я же знал, что он все равно меня убьет. Но я рассчитывал убежать, и у меня были для этого способности и возможности. Он меня таки убил. Вернее, не сам босс, а его охрана. Охрану я не заметил — босс как-то так стоял отдельно, а охрана то ли в текстурах, то ли за деревьями скрывалась. Но, я увидел что полоска жизни босса немного дернулась. Действительно на чуток, ну точно на пол процента просела.
В базе данных сервера, а у нашего сервера был свой сайт с форумом и базой данных, я нашел этого босса и увидел, что с него с очень большим шансом выпадает оружие В-грейда. Я рассказал об этом в клане, и было принято решение убить этого босса. Собрались мы группой из 7–10 соклановцев и без особых сложностей убили этого босса. Вуаля! Сразу выпал щит В-грейда. Очень хороший результат, так как на сервере это был топ грейд, А-грейд был только у единиц. Было обнаружено, что босс очень слабый и убивается в одиночку, пусть и не быстро, но тем самым пресловутым саммонером с белым конем. Чем наш клан лидер и занялся.
Спустя несколько дней его персонажа администратор сервера забанил, и понизил уровень нашего клана с пятого на третий. Мы узнали, что это «багоюз» называется! Вот какую загадку разгадал, а! Наш клан лидер (Vaha) в чате или даже по телефону имел довольно длительную беседу с админом. Я на форуме игры создал специально тему, в которой описал этот случай и указал на то, что в базе данных игры все прописано, и какой же это багоюз, если все было вроде как по правилам, им же самим установленным. Ну, там, конечно, должно было быть, наверное, ограничение на частоту респа босса, но он респился один или два раза в сутки, что, наверное, нормально. Возможно, мощность босса должна была быть больше, или шанс лута меньше. В результате уровень клану вернули, но кланлидера не разбанили.
После этого случая, не сразу конечно, но в течение месяца–двух, клан с сервера ушел. Этот сервер впоследствии закрылся, но многие, кто там играли, очень хорошо отзывались о нем.
Вы, наверное, будете смеяться над нашим невежеством в то время? Ну не была для меня игра каким-то основным занятием. Некоторые соклановцы проводили время там, просто сидя вечерами на спотах, делая одни и те же действия, просто чтобы расслабиться после работы. Эта игровая активность напоминает рыбалку, сидишь себе у пруда и ждешь, когда клюнет. Я тоже так поступал.
Но я хочу, приходя в игру, знать, что меня там ждет загадка! Не «багованная», не затасканная, не «бородатая»! И она там есть! И она зависит от меня самого, от моей фантазии, от моих желаний, от угла моего взгляда. Она зависит от тех целей, которые я преследую, которые я сам себе ставлю, приходя в игру! От разработчиков? Обязательно! От других игроков? Несомненно!
Я ищу загадку!
Компьютера, интернета и автопереводчика у меня не было. Книжек с чит-кодами и прохождениями — тоже. Чего только стоила мне в Light Сrusader загадка с фамилией Гэрриота? О да, этот парень знал, как сделать, чтобы его запомнили, и я запомнил, и уже через много лет услышал и узнал и вспомнил ту загадку Ричарда Гэрриота (я её разгадал тогда сам). В Land Stalker тоже были довольно интересные загадки — комната с «тишиной» меня улыбнула. Я тогда стал относиться к играм, как к загадкам от их создателей.
Шло время, Сегу сменила Соня, Соню – Комп, первый Diablo сменился вторым, появилось множество игр самых разнообразных жанров, загадки в них тоже разнообразились невероятными вариациями. Но вот уже в первом Diablo я обнаружил «загадку», которая решалась способом, э…э, как бы так выразиться, о котором я раньше не думал. Цитата не моя: «…геймплей напоминает выбивание ковра… ». Да! В первом диабло была заложена возможность добывать экипировку и оружие всё более и более мощное, при этом надо было просто долго (очень долго) делать одно и то же – перепроходить игру. Если в Light Crusader мечи можно по пальцам пересчитать, то в Diablo их сколько? Я решил, что это не загадка, и всё равно на легком уровне игру прошел, смысла в усложнении не нашел, бросил. Потом, правда, возвращался, не скрою.
В других играх тоже стали применяться подобные приемы. В очень многих JRPG использовался прием: во время прохождения игры, прямолинейно двигаясь по сюжету, упираешься в босса, которого ни при каких обстоятельствах не уничтожишь, пока не прокачаешь персонажей до нужного уровня и не снарядишь подходящей экипировкой. А это означает очередную задержку во времени в игре на «гринд». Так называемая «механика удержания». Предполагаю что этой (загадке) механике лет 25-30 на данный момент.
Задержки, связанные с невозможностью (значительной сложностью) поменять «билд», «спек», «перки», тоже сильно растягивали время, затрачиваемое за игрой. И другие приемы. Я, извините, увлекся. Не надо сейчас классифицировать и обсасывать «механики удержания». Вернемся к Загадке!
Шло время. Появился у меня интернет. Во времена диал-апа в онлайновых играх играл только в БК-подобные и особых каких то эмоций к ним не испытывал. Я смотрел на них, как на какую-то модификацию чата, что ли. Но с появлением локальной сети появилась Линейдж на пиратских серверах. Первое мое знакомство с ней произошло на локальном сервере нашего городского провайдера, где максимальный онлайн составлял 5 человек. А немного позже я уже «полноценно» познакомился с Линейдж на пиратском сервере (game.od.ua кажется), где администратором был Superkent. Там стояли третьи хроники. Средний онлайн там был – 300 игроков. И тут снова, вдруг, я услышал, где-то вдалеке, голос поющей Загадки.
Но прежде чем рассказать о Загадке, я хочу рассказать о людях, с которыми играл. Городок наш небольшой, я работаю на крупном промышленном предприятии, некоторые мои коллеги играли на том сервере и взяли меня в свой клан, который назывался «СССР». Практически все участники клана знали друг друга в лицо, нас было около 15 человек. У нас был клан аутсайдеров. Мы не состояли ни на службе, ни в альянсе с доминантными кланами, а это были такие как: Ultrashcool (Ультраскул, Ультрасы, я могу ошибиться в написании на английском) и лидер – девушка с ником Kelen.
Не помню названия клана, враждовавшего тогда с Ультрасами, но помню ник его лидера – Svara. Этого парня я тоже знаю в лицо, он однажды приходил к нам на сходку клана. Но это было значительно позже. Были кланы «Hooligans», «БТР» и другие, ников их не помню. Но вот пару персонажей с никами Kepka и Beladonna припоминаю. Итак…
Загадка Белладонны
Однажды наш клан решил испытать свои силы в захвате замка Дион. Захват организовывался в союзе с еще одним кланом (к сожалению, я не помню, каким). Все шло как положено — флаг установили, голема собрали, ворота ломали. Немного редких пвп-троллей пощипывали нас сзади, но особо не отвлекали. Неожиданно появилась Белладонна на страйдере с призванным белым единорогом и мощными ударами столбов воды стала разносить весь наш клан и союзников в пух и прах. Клаймовые флаги были разбиты, штурм провалился. Белладонна преподнесла нам урок — мало кто на сервере знал, что прокачанный светлый суммонер с единорогом обладает таким уроном. Страйдер позволял уклоняться от получения ответного урона. После этого, весь сервер стал прокачивать этих персонажей, и уже через пару недель светлых суммонеров с единорогами было полно. Белладонна или знал или разгадал эту загадку (недочет, кривизну механики) разработчиков и успешно её использовал для своего удовольствия. Интересно, что он чувствовал, вырезая два клана (пусть и слабеньких) используя эту возможность?Этот случай заставил меня задуматься. Ведь персонажей в игре не так и быстро прокачать. Всех перепробовать нелегко. Узнать о таких возможностях можно быстрее через форумы и базы знаний по игре. Я стал чаще обращаться к базам знаний.
Загадка партизанского лагеря
Еще будучи зелёным новичком, я качал своего персонажа (по незнанию) в непопулярных и пустых спотах. Однажды я увидел в чате сообщения от NPC. Вначале не придал этому значения, но потом присмотрелся, перевел и запомнил. Он говорил что-то вроде: приходи, мол, сюда в среду в 20.00. Это было рядом с захватываемым кланхоллом Partisan's Hideaway.После случая с Белладонной, шерстя базы знаний, я припомнил того NPC и нашел информацию об этом кланхолле, а также о способе его получения. Вернувшись в то место, я был удивлен, что он никому не принадлежит. Я рассказал все это в клане и в ближайшее время мы этот холл захватили. С боссом проблем не возникло. Мне было приятно осознать, что я разгадал такую загадку. Конечно, у меня была мысль, что сильным кланам не нужен был этот кланхолл, и они просто не стали тратить на него время, но для нашего клана это было не лишним. Мы обладали этим кланхоллом довольно долго, и пока мы были представлены на сервере многочисленной командой, нам не приходилось оборонять его, вроде как никто и не пытался его у нас забрать. Уже значительно позже, когда наш клан ушел с сервера, а я еще оставался и видел, как другой небольшой клан отбил этот холл без сопротивления с нашей стороны. Все же значит какая-то ценность у него была.
Загадка Древесного рейд-босса
Настало время интереснейших историй, садитесь поудобнее, я расскажу вам о самой трагической загадке, с которой мне пришлось столкнуться в «кривых» онлайновых мирах.Несмотря на то, что то был пиратский сервер, на нем происходили обновления, и даже была попытка перейти на четвертые хроники. В какой-то момент в мире появились рейд боссы, но все они были 80 уровня и многие были неубиваемые во всех смыслах. В поисках приключений, исследуя мир, где-то в глуши, традиционно на непопулярных спотах я нашел рейд босса в виде дерева. И черт меня дернул попробовать его атаковать в одиночку. Ну я же знал, что он все равно меня убьет. Но я рассчитывал убежать, и у меня были для этого способности и возможности. Он меня таки убил. Вернее, не сам босс, а его охрана. Охрану я не заметил — босс как-то так стоял отдельно, а охрана то ли в текстурах, то ли за деревьями скрывалась. Но, я увидел что полоска жизни босса немного дернулась. Действительно на чуток, ну точно на пол процента просела.
В базе данных сервера, а у нашего сервера был свой сайт с форумом и базой данных, я нашел этого босса и увидел, что с него с очень большим шансом выпадает оружие В-грейда. Я рассказал об этом в клане, и было принято решение убить этого босса. Собрались мы группой из 7–10 соклановцев и без особых сложностей убили этого босса. Вуаля! Сразу выпал щит В-грейда. Очень хороший результат, так как на сервере это был топ грейд, А-грейд был только у единиц. Было обнаружено, что босс очень слабый и убивается в одиночку, пусть и не быстро, но тем самым пресловутым саммонером с белым конем. Чем наш клан лидер и занялся.
Спустя несколько дней его персонажа администратор сервера забанил, и понизил уровень нашего клана с пятого на третий. Мы узнали, что это «багоюз» называется! Вот какую загадку разгадал, а! Наш клан лидер (Vaha) в чате или даже по телефону имел довольно длительную беседу с админом. Я на форуме игры создал специально тему, в которой описал этот случай и указал на то, что в базе данных игры все прописано, и какой же это багоюз, если все было вроде как по правилам, им же самим установленным. Ну, там, конечно, должно было быть, наверное, ограничение на частоту респа босса, но он респился один или два раза в сутки, что, наверное, нормально. Возможно, мощность босса должна была быть больше, или шанс лута меньше. В результате уровень клану вернули, но кланлидера не разбанили.
После этого случая, не сразу конечно, но в течение месяца–двух, клан с сервера ушел. Этот сервер впоследствии закрылся, но многие, кто там играли, очень хорошо отзывались о нем.
Вы, наверное, будете смеяться над нашим невежеством в то время? Ну не была для меня игра каким-то основным занятием. Некоторые соклановцы проводили время там, просто сидя вечерами на спотах, делая одни и те же действия, просто чтобы расслабиться после работы. Эта игровая активность напоминает рыбалку, сидишь себе у пруда и ждешь, когда клюнет. Я тоже так поступал.
Но я хочу, приходя в игру, знать, что меня там ждет загадка! Не «багованная», не затасканная, не «бородатая»! И она там есть! И она зависит от меня самого, от моей фантазии, от моих желаний, от угла моего взгляда. Она зависит от тех целей, которые я преследую, которые я сам себе ставлю, приходя в игру! От разработчиков? Обязательно! От других игроков? Несомненно!
Я ищу загадку!
21 комментарий
Есть такая поговорка, что самое плохое — ждать, терпеть и догонять. Так вот, в современных ММО, если внимательнейшим образом не штудировать информационные источники, то как минимум терпеть и догонять придется.
А Shining Force играл?
А как саммонер или его единорог танковали босса? Эту загадку ты нам не открыл. ;)
Он на страйдере его кайтил наверное. Я не видел.
А хочешь мой вариант разгадки? У захватываемых кланхоллов есть как минимум одно неоспоримое преимущество перед городскими — невероятно крутая логистика. Любой городской кланхолл имеет телепорты исключительно в окрестности конкретного города, в котором он расположен. В захватываемом есть телепорты в три города, помимо телепортов в окрестности. В Partisan's Hideaway у вас были телепорты в Глудио, Дион и Гиран (а также в Круму, в Death Pass и другие окрестности). То есть это лучше, чем любой кланхолл в Глудио, Дионе и Гиране. Набор баффов, как минимум, не хуже. Я уж не говорю о том, что каждый захватываемый кланхолл — это уникальное место в игровом мире со своей собственной архитектурой и окружением. Ничем таким двери в городской застройке, которые представляют из себя городские кланхоллы, похвастаться не могут. Но есть одно «но» — захватываемые кланхоллы можно легко потерять. А покупные — нет.
Любая команда, заточенная на эффективность, стремится, кроме всего прочего, сократить риски. И отказ от захватываемого кланхолла — это именно сокращение рисков. А также необходимости приходить на его защиту каждые две недели, разумеется. Добавляет ли это интересности игре? Нет. Делает ли это возможности кланхолла хуже? Нет. Уменьшает ли восторг от обладания уникальной локацией? Нет. Поэтому, мне кажется, ты просто недооцениваешь ваше достижение, по какой-то причине считая Partisan's Hideaway хуже лишь на том основании, что он «никого не заинтересовал». :)
Ну а потом появилась сонька и 8-я финалка, которая порвала мне напрочь мозг, так что так до них и не добрался.
Потому что игра ещё и выйти не успела, а на youtube уже лежит полный набор гайдов, где обсосана буквально каждая деталь. Разобраны в подробностях все загадки, все классы, все билды, все тактики убийства боссов и прохождения данжей.
И даже боты с читами уже готовые валяются в ассортименте — не надо самому потрошить клиент в поисках дыр, просто нажми на кнопку «скачать» и ботоводь.
Можно конечно не пользоваться всем выложенным, разгадывая загадки самостоятельно, но тогда отстанешь от основной массы игроков быстро и навсегда.
Это не времена Dial-up'а, когда видео и скачать-то нельзя, не то что застримить, а картинки пропадают с хостингов и файлопомоек через два дня, так что кто опоздал — остался без информации.
Чтобы отстать от кого-то навсегда, надо чтобы эти кто-то навсегда оставались в игре. Убивать собственную игру подсказками, да и еще абсолютно серьезно рассматривать читы и ботов, аргументируя их использование нежеланием отстать от посторонних людей, какая-то очень запущенная стадия конформизма. Мои соболезнования. Разбудите меня, когда в вас проснется настоящий игрок, а не достигатель любыми средствами непонятно чего.
Потому что неприятно, когда ты — последний в гильдии по очкам, шмоту и прокачке, и над тобой уже висит угроза кика, потому что твой уровень вот-вот перестанет соответствовать постоянно растущей нижней планке для той самой гильдии.
Потому что неприятно, когда в ПвП против даже средненького игрока ты уже ноль и падаешь с плевка.
Потому что не очень приятно слышать насмешки в ТС по поводу изобретения велосипеда, когда он давно изобретён, и создания себе дополнительных сложностей…
А вы никогда не пробовали себя воспринимать именно частью этого социума? Той частью, которая формирует правила, а не «оправдывает чьи-то ожидания»?
Все это, описанное вами, для меня глубокая дикость. Вы просто выбрали такой круг общения и такой формат… мнэ… «отношений».
А чего стоит ваша победа, заработанная прямыми читами или накоплением преимуществ при помощи бота?
Раньше в ВоВ успех гильдии в ПвЕ (в частности в рейдах) зависел не только от способности правильно исполнять тактику на босса, но от того, как быстро вы эту тактику могли понять и разгадать исходя из событий во время боя. Сейчас, когда тактики на боссов пишутся ещё до их появления в мире, на основе данных с ПТР, тебе приходится делать выбор — либо ты игнорируешь всю предварительную информацию что бы разгадать босса самостоятельно, но тем самым сильно замедляешь свой прогресс, либо отказываешься от удовольствия от разгадывания тактик в пользу удовлетворения от высоких показателей в гонке прогресса. Да, у тебя всё ещё есть выбор, но вот совмещать эти два источника удовольствия от ПвЕ, как раньше, ты уже никак не сможешь.
Я честно пытаюсь это понять. В чем смысл соревнования, в котором ты подсмотрел единственно верную тактику, если оно заключалось в том, кто быстрее самостоятельно разгадает загадку? В чем смысл игры, если она заключалась в разгадывании загадки (как бы я ни относился к такому геймдизайну), если ты просто подсмотрел ответ? Про выкладывание боссов на ПТР я вообще молчу. По-моему, это жуткий зашквар. Но даже если организатор сервиса это сделал, зачем мне разрушать собственную игру, то небольшое удовольствие, которое мне осталось, и зачем мне считать такое «соревнование» достойным своего участия?
Конечно, это не относится к тем группам, которые как раз и составляют гайды и тактики. Они действительно занимаются решением подброшенных разрабами загадок. На ПТС. Из-за доступного абсолютно всем тестового сервера для них процесс решения задачи (и получение удовольствия соответственно) просто-напросто начинается не в момент выхода обновления на лайв, а в момент его появления на ПТС.
Так и совмещают: относительно неспешное решение загадки и тренировка на тестовом варианте, гонка за ворлд- и сервер-фёрстами после релиза.
Как пример иной ситуации: в фф14 ПТС нет, поэтому освоение начинается в момент релиза. Там гайды тоже появляются быстро, но нет такого, что еще патч не установлен, а тактики уже выложены. Но, по-моему, Финалка вообще более мирная игра. Не помню там вечного ВоВовского ачивкомерства.
Более того, говоря в контексте ММО в целом, основной функцией загадки далеко не всегда может являться разгадывание. Она может быть именно стимулом, подталкивающим игроков к социальному взаимодействию через обсуждение и поиск советов, и в таком случае «подслушать» разгадку становится не нарушением правил игры, а наоборот — наиболее правильным действием. Увы, здесь мы уже не можем контролировать где именно игрок будет искать помощи — в чате игры, или на внешних ресурсах.