При построении спутниковой сети мы будем придерживаться максимальной простоты и эффективности. Мы никогда не сможем вывести спутники на идеальные расчётные орбиты, получившиеся геометрические фигуры не всегда будут правильными и, из-за несоответствия орбитальных параметров идеалу, со временем они неизбежно будут дрейфовать. Нужно помнить об этом, вводить резервирование, проводить корректировки, когда необходимо, или иногда заменять спутники.
При запуске спутников нужно постараться минимизировать количество оставляемого в космосе мусора, максимально сжигая отработанные ступени в атмосфере, и предусмотреть систему для убирания спутников с орбиты. Это можно реализовать как типовое решение в конструкции спутников, что сделает их более громоздкими, либо разработать специализированный корабль-мусорщик для уборки околокербинского пространства.
Andre , журнал экспедиции.
Эта запись сделана до того, как я смог в полной мере оценить модификации игры, подобранные Локом. С помощью ионных двигателей и солнечных батарей стало возможным сконструировать лёгкие спутники связи, способные сколько угодно корректировать орбиты не боясь, что закончится топливо.
Напомню, что радиосвязь, добавленная в игру модификацией, нужна для удалённого управления беспилотными аппаратами. Пилотируемые корабли в ней не нуждаются и в этом аспекте игры всё по-старому.
Беспилотникам нужно нести на борту антенну и процессор для обработки сигнала. Первичным источником радиосигнала является командный центр KSC, а чтобы его принимать аппарат должен находиться в прямой видимости источника. Получается, что для удалённого управления спутником на противоположной стороне планеты нужен хотя бы один ретранслятор.
Для создания основы сети связи мы выбрали самое простое и красивое решение: размещение трёх спутников на экваториальной кербостационарной орбите на максимальном удалении друг от друга. Какая геометрическая фигура при этом получается получается, предлагаю вам оценить самим.
Запускать спутники по одному не только неэффективно, но и скучно, поэтому все три решили доставить на орбиту за один запуск.
Для выполнения поставленной задачи сконструирован прототип универсального спутника связи массой 4.2 тонны, оснащенный ионной силовой установкой мощностью 15 кН. Он способен нести до 4 спутниковых тарелок (3 ближние — 50 000 км; и 1 межпланетную — 500 млн. км), плюс дипольную антенну ближней связи (5 000 км). Использование спутником функций модуля MechJeb возможно до тех пор, пока не кончится запас RCS топлива (320 л). Ручное управление также доступно в полной мере.
Необходимость доставить сразу три спутника на орбиту на одном корабле-носителе значительно усложняет дело. Первые прототипы оказались слишком громоздкими и нестабильными из-за чрезвычайно большой высоты корабля. Что бы решить эту задачу потребовалось уменьшить его размеры и пересмотреть способ перевозки и отстыковки спутников. В ходе работ два из трех спутников лишились межпланетных тарелок, а двигатель корабля-доставщика был заменен на атомный, как более экономичный.
L0ckAndL0ad , журнал экспедиции.
Результатом стараний Лока стал грузовой корабль “Monstromo-1”. Зажигание! Первый космический полёт в рамках программы “Снежок” стартовал.
Продолжение следует...
35 комментариев
Использовать атомный двигатель с поверхности достаточно расточительно, по двум причинам: повышенный расход горючего в плотной атмосфере (примерно вдвое); низкая грузоподъемность (6).
Вопрос: вы пользуетесь какими-то дополнительными инструментами расчета массы ступеней и выводимой полезной нагрузки?
Лично я считаю массы на глаз или в блокноте, а пользуется ли чем-то более продвинутым Лок, он расскажет сам. :)
Особенность мода в том, что сброшенным с корабля «мусором» можно управлять, если на нём есть аналог командного модуля и антенна для приёма сигнала. В данном случае построили корабль, содержащий однотипные секции-ступени, которые после отстыковки станут спутниками.
А касательно инструментов расчета массы ступеней… Когда я начал играть в KSP, то проводил все расчеты вручную, на бумаге. Считал массу всех деталей, мощность движков, и потом даже рассчитывал TWR для разных уровней притяжения. Потом, когда открыл для себя MechJeb, перестал считать вручную, т.к. пропала необходимость — в MechJeb масса и TWR всей ракеты указываются на отдельной вкладке. А в последней версии эта информация теперь указывается по каждой конкретной ступени, и даже прямо на экране конструктора (VAB).
Поясню свое недоумение: LV-N имеет max thrust 60 и поднимает аж 6 «попугаев». В атмосфере расход топлива увеличивается в 3+ раза. Отрицательные эффекты атмосферы начинают существенно уменьшаться только после 8к, постепенно сходя на нет к 20к. Получается, что одной стороны, LV-N до этой границы буквально «изрыгает» топливо, а с другой — дает практически нулевой вклад в общую грузоподъемность. В то же время, есть три Mainsail с их суммарным титаническим 450 «попугаев». Зачем нужен осевой работающий двигатель на взлете?
В общем, да, на момент старта работа атомного двигателя практически несущественна, но всего через полторы-две минуты после — вполне себе.
Я увидел кое-что, что не заметил сразу: топливопроводы от боковых носителей к центру. Это сразу снимает вопрос о мало полезном расходовании топлива из бака разгонного блока (как это принято называть в российской космонавтике).
Кстати, вопрос к оформлению: хотелось бы кликабельных full-res скриншотов. Этому препятствуют технические причины, или организационные?
А по поводу топлива, да, питание к этому центральному атомному двигателю на этапе подъема шло из разгонных блоков, оставляя собственный бак грузового модуля полным.
Я беру эти слова в кавычки потому, что в конструкторе есть топливопроводы (жёлтые шланги), которые могут менять ток топлива. Бак, к которому подсоединен такой шланг, становится «верхним», и топливо забирается из него в первую очередь. Топливопроводы имеют приоритет над баками, то есть в первую очередь топливо старается утекать по ним.
P.S. Похоже, мы добрались до потолка вложенности комментариев. Давайте с новыми вопросами начнём новую веточку? :)
В ракетах топливо убывает сверху вниз, если не вмешиваться в этот порядок трубопроводами. И тут на самом деле не важно, где расположен бак на линейке ступеней. Конструктор часто расставляет их «от балды», особенно если ракета имеет боковые двигатели. Важно то, как и с каким двигателем он соединен.
Т.е. если у вас есть три последовательно соединенных бака и двигатель, то первым израсходуется самый верхний, и не важно, в какую «ступень» его поместил конструктор.
В самолетах сложнее. Там горючее расходуется так, чтобы в полете центр тяжести по возможности не смещался, так что предсказать это можно только после некоторой тренировки.
Как показала практика (см. прошлую заметку Ranger , можно вставлять картинки как ссылки со сторонних ресурсов. Однако при этом они всё равно не открываются по клику, хотя из можно развернуть принудительно через правокнопочное меню.
Я подумаю, что тут можно сделать своими силами.
Такой формат подходит больше, как считаете?
Вопросов много, извиняюсь.
Время прохождения сигнала какое? Если например дюноход посадить а на орбите оставить тормозной модуль с солнечными батареями и антенной. Можно поконкретнее ткнуть носом в манул по конструированию спутников связи, нацеливанием узконаправленных антенн и ТД. Какие компоненты нужно поставить на спутник связи допустим если это тормозной модуль привезший луно муно джуло или тд ход. Пусть связь будет только когда совпадут орбиты но это несколько часов в день.
Значит отдельно:
1. Какие компоненты надо поставить на тормозную ступень выведшую на орбиту целевой планеты автоматический зонд? Ну и на спутники связи у планет?
2. Как обеспечить связь автоматической станции ведущей Дюноход на посадку? По пути следования сели ей необходимо множество переориентирований и маневров?
3. Как нацеливать направленные антенны на расстоянии в 60млнкм?
4. После провала в связи или полного разряда батарей в тени плетены востановится ли связь и сориентируется ли спутник?
5. Какова задержка связи при общении допустим с Дюной. По схеме, 1-2 спутника у Кирбина 1-2 на солярной орбите, тормозной модуль на орбите Дюны — Дюноход? Реально им будет управлять на поверхности?
Ниже могут содержаться ошибки, так я не пользовался этой модификацией в 0.18.
Вкратце: переориентирования антенн аппаратов не требуется, главное, чтобы сохранялась прямая видимость.
Антенны работают независимо от того, куда смотрит моделька, если есть прямой, не перекрытый планетой или луной, путь для сигнала.
Направление направленных антенн задаётся в меню — там можно выбрать, куда «направить» тарелку. Можно направлять на планеты, луны или другие аппараты.
После «затенения» связь восстанавливается сама.
Задержка межпланетной связи будет существенная (секунды).
Большой пилотируемый командный модуль может служить первичным источником радиосигнала, то есть являться центром управления.
Надеюсь практики 0.18 исправят возможные ошибки в моём ответе. :)
Задержка будет влиять и при маневрировании? С задержкой даже в 2 сек оно будет невозможно. Только автопилот?
Как поведут себя старые беспилотники 0.18 я не знаю, но раз на них нет деталей из мода, связи, по идее, не будет.
по паре спутников на орбитах планет и пяток станций контроля на солярной орбите и получится избежать серьезных провалов связи? и больших пингов?
Какова скорость света в этой вселенной?
Остается пилотируемое летание. Не вариант. Хотя идеи есть.
Орбитальный модуль с пассажиром, садиться беспилотный аппарат пассажир летит домой. Нет затрат на взлет посадку.
И не придется таскать сверх далеко Кербонавтов.
Ведь кербонавтам связь с домом не нужна))) А аппаратам почти бесполезна при таких расстояниях.
Интересно будет даже играть при скорости света 100-200 млн км сек. Потому что пилотаж будет еще возможен, а спутники связи будут иметь смысл. Для поддержания связи с зондами. Пошел думать реально ли ломануть патч и скинуть скорость света к величинам безконечно большим.
В реальном мире прямое управление аппаратами дальше орбиты Луны лишено практического смысла. Даже для Луны задержка в 2 с уже великовата. Причем, речь идет о двух световых секундах, так что радиосигнал, учитывая его меньшую скорость (по сравнению со скоростью света в вакууме) и задержки в приемо-передающей аппаратуре будет проходить еще медленнее. Т.е. это подходит уже исключительно для черепашьих скоростей на поверхности. Ни о какой телеуправляемой посадке, например, речи уже не идет.
Так что использование автоматических и пилотируемых аппаратов в KSP вполне оправдано реалиями нашего мира, и без радиосвязи.
В реальном мире радиоканал используется для получения данных с аппарата и обновления управляющего софта, но не для прямого маневрирования.
И по этому, если в новостях говорят что-то типа «аппарат Новые горизонты направили к %название небесного тела%», это значит, что ему уже загрузили весь пакет необходимых маневров для этой процедуры, которые он отработает в нужный момент и в режиме реального времени.
Сама суть спутников связи в реальном мире мне ясна. И пинг до спутника Войджер на границе солнечной системы идет пару суток.
Но в реальном мире автопилоты программируют сотни людей месяцами.
А в игре необходимость в спутниках связи добавит интереса, но хочется самому его пилотировать.
И жертвовать пилотами по приколу не хочется.
Или нужен идеальный автопилот. Которому только укажи куда лететь. И где садиться.
Нужен корректор скорости света. И будет намного интереснее.
А вообще, этот плагин отлично отображает ситуацию «луноход управляется с Земли» (кстати, из-за несовершенства аппаратуры, задержка при управлении реальным Луноходом составляла все 20 секунд), но марсоходами так уже не поуправляешь (как в анекдоте: В чём главная проблема жизни на Марсе? Пинг полчаса!).
В общем, для полётов к далёким планетам самый близкий к реальному способ управления — это запланировать манёвр и сказать автопилоту выполнить его.
А в плане ручного дистанционного управления космическим кораблём в реальном времени слышал только о Прогрессе — его стыковкой можно управлять со станции. И один раз так на Мире промахнулись, разгерметизировав модуль и сломав солнечную батарею.
Только осторожно — аппарат без антенн/с нераскрытой антенной/с недостатком мощности может просто лишиться управления.