Приветствую вас на нашей конференции по вопросам ракетостроения. Сегодня мы поговорим о проектировании ракет-носителей, излюбленной теме для многих. Без особых промедлений, перейду к делу.
Проблема.
Необходимо создание типовой ракеты-носителя, способной поднимать на низкую орбиту Кербина до 60 тонн груза. Основные требования: элементарный дизайн, стабильность, минимум деталей, простота в настройке конфигураций под конкретную весовую категорию.
Решение.
Недавно появилась программа Payloader, способная объединять отдельно созданные корабли (а точнее, их *.craft файлы) в одну ракету. Таким образом, мы можем спокойно проектировать ракету-носитель и груз отдельно. По готовности — объединяем их, и, вуаля, ракета готова к полету. Только одно это дает нам огромное преимущество в создании космических кораблей.
Но нам ведь еще нужен типовый дизайн, правильно? Посылать спутник массой 5 тонн на орбиту с помощью ракеты-носителя, предназначенной для поднятия 60 тонн груза — overkill. И тут мы переходим к дизайну, который я назвал Space Launch System, по аналогии с его реальным прототипом.
Space Launch System.
Ракета-носитель состоит из двух частей: центрального бустера (ядра), и боковых бустеров. Везде используется жидкое ракетное топливо, и первые минуты полета центральная часть питается топливом из боковых баков. Только центральный двигатель использует управляемый вектор тяги, в боковой бустерной части во всех конфигурациях УВТ выключается, а это значительно увеличивает стабильность всей конструкции.
Конструкция центрального бустера, одинаковая для всех конфигураций ракеты: 2х Rockomax Jumbo 64 Fuel Tank, 1х Rockomax «Mainsail» Liquid Engine. Все детали усилены парами струтов во всех точках соединения.
Боковые бустеры в конфигруации 20 тонн: 2x (Jumbo-64 + Mainsail). В конфигурации SLS40 мы увеличиваем топливо в бустерной части на 100% (добавляем по еще одному Jumbo-64). В SLS60 умножаем бустерную часть от SLS40 на 100% (удваиваем кол-во бустеров). Для SLS10 боковые бустеры собираем из 2х (3х FL-T800 + LV-T30). Безопасность отделения боковых бустеров обеспечиваем маленькими ретробустерами.
Итоги.
Вышеуказанное типовое решение ракеты-носителя максимально удовлетворяет всем требованиям, и способно поднимать до 60 тонн груза на орбиту с Ap/Pe = от 70/-100 км до 70/20 км. Дальше груз отвечает за стабилизацию орбиты.
Здесь лежат ссылки на мои *.craft файлы, плюс ссылка на официальный топик Payloader на оффоруме.
Проблема.
Необходимо создание типовой ракеты-носителя, способной поднимать на низкую орбиту Кербина до 60 тонн груза. Основные требования: элементарный дизайн, стабильность, минимум деталей, простота в настройке конфигураций под конкретную весовую категорию.
Решение.
Недавно появилась программа Payloader, способная объединять отдельно созданные корабли (а точнее, их *.craft файлы) в одну ракету. Таким образом, мы можем спокойно проектировать ракету-носитель и груз отдельно. По готовности — объединяем их, и, вуаля, ракета готова к полету. Только одно это дает нам огромное преимущество в создании космических кораблей.
Но нам ведь еще нужен типовый дизайн, правильно? Посылать спутник массой 5 тонн на орбиту с помощью ракеты-носителя, предназначенной для поднятия 60 тонн груза — overkill. И тут мы переходим к дизайну, который я назвал Space Launch System, по аналогии с его реальным прототипом.
Space Launch System.
Ракета-носитель состоит из двух частей: центрального бустера (ядра), и боковых бустеров. Везде используется жидкое ракетное топливо, и первые минуты полета центральная часть питается топливом из боковых баков. Только центральный двигатель использует управляемый вектор тяги, в боковой бустерной части во всех конфигурациях УВТ выключается, а это значительно увеличивает стабильность всей конструкции.
Конструкция центрального бустера, одинаковая для всех конфигураций ракеты: 2х Rockomax Jumbo 64 Fuel Tank, 1х Rockomax «Mainsail» Liquid Engine. Все детали усилены парами струтов во всех точках соединения.
Боковые бустеры в конфигруации 20 тонн: 2x (Jumbo-64 + Mainsail). В конфигурации SLS40 мы увеличиваем топливо в бустерной части на 100% (добавляем по еще одному Jumbo-64). В SLS60 умножаем бустерную часть от SLS40 на 100% (удваиваем кол-во бустеров). Для SLS10 боковые бустеры собираем из 2х (3х FL-T800 + LV-T30). Безопасность отделения боковых бустеров обеспечиваем маленькими ретробустерами.
Итоги.
Вышеуказанное типовое решение ракеты-носителя максимально удовлетворяет всем требованиям, и способно поднимать до 60 тонн груза на орбиту с Ap/Pe = от 70/-100 км до 70/20 км. Дальше груз отвечает за стабилизацию орбиты.
Здесь лежат ссылки на мои *.craft файлы, плюс ссылка на официальный топик Payloader на оффоруме.
22 комментария
Теперь по сути. Считаю, что функциональность Payloader, это одна из первых вещей, на ряду со стыковкой, которую Squad следовало бы позаимствовать у сообщества.
Носители выглядят прикольно и «по взрослому». На сколько я понимаю, на скринах все, что выше второго бака в центральной части — полезная нагрузка.
С нестабильностью Mainsail не сталкивался? В некоторых случаях он начинает быстро перегреваться уже на 80% от мощности, чего с ним раньше не бывало.
Можешь поделиться методикой расчета того, какой груз и на какую орбиту может вывести сконструированная ракета? Мне этот момент не ясен даже с mechjeb.
Кстати, я обратил внимание на большое количество дополнительных деталей в структурной вкладке. Часть кожухи, на сколько я понимаю, а вот что за конусовидные объекты с желтыми полосками?
Ванильные кожухи в этом плане немного разочаровали — они скрывают только двигатели, и только для атомного двигателя кожух информативен — на нем указан тип двигателя. В остальных случаях приходится вспоминать\гадать. Тоже самое касается и ферм. Реальные фермы раскладываются непосредственно в космосе. Здесь же приходится запускать нечто паукообразное.
К слову, удивило то, что у баков, трубопроводов и рулей\элеронов пуст список actions. Возможность продвинутого управления направлением тока топлива и блокирования авиационных рулей казалась лежащей на поверхности. Разумеется, без это можно прожить, но многие решения были бы проще и изящнее.
Все в пределах нормы. Отключение УВТ у бустерной части решает все проблемы.
Это не MainSail, это эффект от Jumbo 64. Это баг вроде как, но в описании разработчики удачливо отметили, что Jumbo покрыт теплоизоляцией ;)
К счастью, с его мощностью, лететь на 100% тяги не надо, хватает и той, на которой нет перегрева.
Тут все упирается в Delta-V. Обрати внимание, что все конфигурации SLS имеют почти одинаковый атмосферный Delta-V при полной нагрузке — 3200-3300м/с (3600 в случае с SLS10, т.к. 10 тонн для такой ракеты это довольно мало). Это универсальный параметр, который стоит брать во внимание здесь. В данном случае — мы сравниваем его с Kerbin's Escape velocity = 3431.03 m/s. Т.е. мы чуть-чуть не дотягиваем до нужной цифры, отделяемся (ракета-носитель уходит обратно в атмосферу), а грузовая часть дожигает недостающие м/с и стабилизирует орбиту.
Это детали из MMI Payload pack.
Да.
Мне носители, увы, не подошли — моя нагрузка обычно выше предельного веса, в добавок причудливой формы, из-за которой приходится ракету строить «вокруг» нагрузки.
я выворачивался одной высокой ногой за время падения с которой надо было успеть врубить движки и жмакнуть пробел (т и р по желанию) :)
а потом был новапанч с его 5 метровыми баками и матриархом и прочими движками выдерживающими такой вес…
Правда, это не SLS, а Delta IV Heavy. Но внешне — весьма похожа.
Еще кстати нашел одну интересную картинку, со всей линейкой семейства Delta IV. Несмотря на несоответствие показателей деталей из реала с игровыми, на картинке есть аналог каждой из моих: Medium 5.2 (10 mT), Heavy (25 mT), Heavy Baseline +2 MB (42 mT), Heavy 5 CBCs (55 mT). Но, по понятным причинам, у них помимо этих версий есть куча других конфигураций. Тем не менее, крайне интересно :)
Меня все же не покидает ощущение, что такая компоновка — черта ракет, для которых сверхтяжелая модификация — одна из возможных, но не основная.
Если совсем уж в двух словах — ставится в корень ksp, требует java. И носитель, и нагрузка требуют установки большого decoupler в последнюю очередь, с той лишь разницей, что у носителя игнорируется все, что выше него, а у нагрузки — все, что ниже. После этого открывается собственно само приложение, нужно указать путь к папке с нужным сейвом, после чего выбрать носитель, нагрузку, ввести имя объединенного корабля и нажать на жирную пиктограммку ракеты.
Если с первого раза не получится — тогда уже смотреть видео и читать мануал.