![Быть Железным Человеком Kerbal Space Program: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/f7e451.png)
Не сбавляя оборотов, переходим к четвертому эпизоду повествования о деятельности Бюро Аэрокосмических Исследований (ARB).
Напомню, что Бюро живет одной жизнью, без сохранений, загрузок, откатов
Следующим в списке на орбитальную прогулку у нас был картографический спутник. Несуразный, простенький… Мелкоразмерных деталей пока еще почти нет, поэтому будем довольствоваться тем, что есть.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/3929d8.png)
Малюсенькая ракета, казалось бы. А стоит 23.600. На две с половиной тысячи больше, чем обошелся Бюро управляемый полет в предыдущей заметке. Сам спутник, что сверху, несет два инструмента для картографии — радар (довольно слабенький), и мультиспектральные сенсоры для разметки биомов и поиска аномалий. Полетели?
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/874cb1.png)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/c02e91.png)
Едва ли. Опять потеря управляемости при взлете. Запуск провален, ракета-носитель упала неподалеку от KSC и разлетелась на куски.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/4af66f.png)
Ладно, попробуем еще раз,
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/f6f881.png)
В этот раз запуск прошел без каких-либо проблем. Взят курс на север, для выхода на полярную орбиту. Высота продиктована оптимальными дальностями работы картографических инструментов — 250 км.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/5f6681.png)
Всяческой информации интерфейс картографического модуля предоставляет навалом. Даже апогей/перигей (включая прогнозируемые после маневра!) и маневровые ноды видны. Интересно. Но, пока что, это все лишнее. Надо начать со сканирования поверхности Кербина радаром.
И тут мы наталкиваемся на очередную проблему. Солнечные панели не могут потянуть запросы всех активных систем, одновременно включенных на полную катушку. Пришлось отключить мультиспектральные сенсоры, и ограничиться работой картографического радара.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/8df60c.png)
Забавно выходит. Если низкое разрешение полученных данных вполне очевидный момент, то цвет… Карта хоть и составляется радаром, но все-равно представлена в черно-белом виде. Ну да ладно.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/4e8329.png)
Аж целые 10 очков науки за составление карты высот Кербина в низком разрешении. Зато, их можно без каких-либо потерь передать по радио. А вот включение модуля с мультиспектральными сенсорами, даже если выключить все остальное, выводит энергосистему спутника в ноль. Так что, увы, карту биомов мы составить не сможем. В другой раз, когда будут солнечные панели помощней.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/8fe784.png)
Отдел R&D смог нас порадовать двумя приятными новинками — мини-двигателем и топливными шлангами. Пораскинув мозгами, ваш непокорный слуга решает следующее: пора завершить выполнение контракта на разведку Муна. И новый мини-двигатель в этом нам поможет. Готовим беспилотный лендер :)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/5bd7aa.png)
Посадочные ноги расставлены достаточно широко, а центр массы посажен низко, что в сумме должно дать хорошую стабильность при посадке. Несмотря на размеры двигателя, TWR лендера довольно высок, что есть тоже плюс — с низким TWR можно «не угадать» с первого раза по темпам снижения скорости, даже при максимальной тяге.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/a0d7d7.png)
А вот и уже привычный дизайн малотоннажной ракеты-носителя с твердотопливными бустерами. Аэродинамические стабилизаторы поставлены поменьше, потому что большие авиационные выглядят как-то ну уж совсем не к месту.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/c4c1ee.png)
Но, вы уже это видели, да. В споре между эстетикой и аэродинамикой безоговорочно побеждает вторая. Обидно. Давайте пытаться выйти из положения! После отстрела бустеров удалось восстановить управление и продолжить полет. А как же дельта? Потрачено впустую на смертельную борьбу было довольно много, и, черт его знает, получится ли до орбиты хотя бы дотянуть.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/4a0500.png)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/94cb18.png)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/702b6d.png)
И… получилось. Все оказалось не настолько плохо. Запаса хода (дельты скорости) осталось не так уж и много, но есть смысл попробовать продолжить идти по намеченному маршруту. Ну, с небольшими коррекциями.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/bebcf7.png)
Будем вспоминать на ходу, как учил экономней всего садиться Скотт Мэнли. Не тратим топливо на циркуляризацию орбиты, и понижаем перигей как можно ниже. В нашем случае — 7.5 километров.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/7d064e.png)
Подойдя ближе к поверхности, начинаем тормозить. Чем ниже, тем более эффективно (меньше борьбы с гравитацией + эффект Оберта). Дельты осталось в районе 400, высота 6км, а нам еще тормозить и тормозить.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/5462de.png)
Впереди по курсу — опасность. Кратер. Перелететь его, или сесть ровно в центре (если там вообще ровно) — вряд ли удастся. А садиться на склоне — явный провал, перевернемся. Решение — максимально гасить горизонтальную скорость и садиться чуть не долетая до кратера.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/2dc5e2.png)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/ab2679.png)
Есть посадка! Тяга в ноль, перекрываем подачу топлива в двигатель. Остаток дельты всего 145 м/с. На грани фола, в общем. Время проводить эксперименты и высылать данные домой.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/b4d09d.png)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/25cc97.png)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/9a85fc.png)
И вот, контракт на разведку Муна — выполнен! После многочисленных фейлов, кувыркании при взлете, которое чуть не привело к полному краху. При минимальной дельте, и сумасшедшей траектории посадки. Осознание того, что в случае катастрофы нельзя загрузиться, и повторить заново — добавило массу приятных ощущений. Поэтому, настоятельно рекомендую всем желающим попробовать такой режим.
Напоследок, я обнаружил, что отделу R&D нужно еще немножко очков науки для изучения следующей ноды. Здесь мы возвращаемся к контрактам на тестирование деталей. Некоторые из них могут предложить небольшой, но так приходящийся к стати бонус.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/2d5244.png)
Заодно, я в очередной раз потренировался в управляемой посадке. Даже, без посадочных ног. Успешно :) Чего уж терять, ведь парашюты установить на тестируемый модуль я забыл.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/1208cb.png)
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/ed187f.png)
Да уж, управляемая посадка хорошо помогает в выработке адреналина :) И отдел R&D доволен. На этом все, до встречи!
PS: Как обычно, полная галерея тут.
![Kerbal Space Program: ARB: Быть Железным Человеком](https://mmozg.net/uploads/images/00/00/86/2014/08/01/771eb2.png)
4 комментария
Я в этом плане всегда стараюсь использовать большой пятиугольный стабилизатор, он в плане грузоподъемности имба (0,7), а весит одинаково с собратьями. Единственнный минус (хотя временами плюс) в том, что как контрольная поверхность он достаточно «тугой» в плане скорости реакции. Но это может быть плюсом в ситуациях с небольшими спутниками, т.к. интенсивная работа SAS часто не стабилизирует, а наоборот раскачивает такие кораблики.
Но если ты рано начинаешь гравитационный поворот, или долго идешь в плотной части атмосферы на хорошей скорости, то часть топлива они тебе сэкономят.
Хотя если подумать, я никогда такие тесты не проводил, может и нет никакой экономии.
Что касается использования аэродинамических стабилизаторов, ты ведь видел последние испытания Кузнечика? У него уже есть рули на верхней части корпуса.
У Союза на первой ступени тоже есть маленьке рули, в дополнение к рулевым камерам двигателя.
Другое дело, что рулевые плоскости в КСП не особенно эффективны на малых скоростях и высотах более 40 км, а большинство проблем с кульбитами как раз там и происходят.
К слову, в NEAR рулевые плоскости работают так же, как в ванилле, т.е. увеличивают эффективность с ростом скорости, или как-то иначе?
Что б я так знал %) Вот что написано на форуме: