Где нет закона, нет и преступлений — Апостол Павел — Послание к римлянам, 4, 15.
Как Вы наверное и догадались в основу для данной заметки положена вышеназванная фраза. Прежде всего, хочется рассмотреть вопрос, существует ли в играх закон и как он выражается?
В реальности правом на создание норм права (закона) обладает суверенный народ, который делегировал полномочия государству, а оно уже и издает нормативно правовые акты. Таким образом, в обычном понимании закона, как такового не существует, но в рамках данной заметки, под законом я буду понимать те правила, которые вводят разработчики для урегулирования жизни в онлайн мирах.
Данные правила являются своеобразной Конституцией в игре, они основа. Часто за их несоблюдения происходит бан. Но «часто» это легко сказано, практически никогда. Например, возьмем EULA «EVE Online»:
Вы можете создать только одну (1) учетную запись для каждой копии лицензированного Программного обеспечения. Если вы хотите создать еще одну yчетную запись, вы должны приобрети еще одну лицензию на программное обеспечение (для этого вы можете приобрести еще одну версию Программного обеспечения в штучной упаковке или приобрести лицензию на сайте игры EVE Online www.eve-online.com).
Соблюдали ли Вы данное правило? Я нет.
Типично, о чем пишут в EUL'е: мультиводство, торговля игровой валютой, игровыми предметами, продажа аккаунтов. Многие разработчики в правилах вводят и нормы поведения (запрет мата и т.д.), запрет на определенные теги кланов и т.д.
В основном все Лицензионные соглашения состоят из норм запретов. Как говорится, все что не запрещено, то дозволено.
Поэтому ушлые игроки начинают пользоваться пробелами в Лицензионных соглашениях. Яркий пример мошенничества в Жите (игра: EVE Online). Если пользоваться нормами Уголовного кодекса, то мошенничество в EVE Online подпадает под преступное деяние, а по правилам данного виртуального мира нет.
А многие просто не обращают внимание на Лицензионные соглашения, какая разница, если возможно купить ещё один Аккаунт. Те же голд селеры, их прибыль в разы перекрывает, забаненный аккаунт.
Вторая составляющая Лицензионного соглашения — оценка его как гражданского договора, по которому одна сторона потребитель, покупает игру и услуги в его обслуживании, а другая сторона — продавец, обязывается исполнить их надлежащим образом. Поэтому, когда вы нажимаете на кнопочку «согласиться с данными правилами», между разработчиком и вами возникают правовые отношения.
Следующим видом законов в онлайн мирах будут законы сообщества (гильдий, корпораций), т.е. те правила по которым существует данная организационная группа. Не соблюдение их, кик из сообщества. В основном их главная идея это упорядочить организационную составляющую сообщества и введение норм общения.
Третий вид законов в играх, это мораль игрока, если он культурен, вежлив и воспитан, то в принципе на Лицензионное соглашение и Правила сообщества ему как говорится «по барабану».
Это заметка путь к размышлению, возможно ли упорядочить жизнь онлайн? Или она уже упорядочена? Или нарушение закона это просто в крови у некоторых людей?
Как Вы наверное и догадались в основу для данной заметки положена вышеназванная фраза. Прежде всего, хочется рассмотреть вопрос, существует ли в играх закон и как он выражается?
В реальности правом на создание норм права (закона) обладает суверенный народ, который делегировал полномочия государству, а оно уже и издает нормативно правовые акты. Таким образом, в обычном понимании закона, как такового не существует, но в рамках данной заметки, под законом я буду понимать те правила, которые вводят разработчики для урегулирования жизни в онлайн мирах.
Данные правила являются своеобразной Конституцией в игре, они основа. Часто за их несоблюдения происходит бан. Но «часто» это легко сказано, практически никогда. Например, возьмем EULA «EVE Online»:
Вы можете создать только одну (1) учетную запись для каждой копии лицензированного Программного обеспечения. Если вы хотите создать еще одну yчетную запись, вы должны приобрети еще одну лицензию на программное обеспечение (для этого вы можете приобрести еще одну версию Программного обеспечения в штучной упаковке или приобрести лицензию на сайте игры EVE Online www.eve-online.com).
Соблюдали ли Вы данное правило? Я нет.
Типично, о чем пишут в EUL'е: мультиводство, торговля игровой валютой, игровыми предметами, продажа аккаунтов. Многие разработчики в правилах вводят и нормы поведения (запрет мата и т.д.), запрет на определенные теги кланов и т.д.
В основном все Лицензионные соглашения состоят из норм запретов. Как говорится, все что не запрещено, то дозволено.
Поэтому ушлые игроки начинают пользоваться пробелами в Лицензионных соглашениях. Яркий пример мошенничества в Жите (игра: EVE Online). Если пользоваться нормами Уголовного кодекса, то мошенничество в EVE Online подпадает под преступное деяние, а по правилам данного виртуального мира нет.
А многие просто не обращают внимание на Лицензионные соглашения, какая разница, если возможно купить ещё один Аккаунт. Те же голд селеры, их прибыль в разы перекрывает, забаненный аккаунт.
Вторая составляющая Лицензионного соглашения — оценка его как гражданского договора, по которому одна сторона потребитель, покупает игру и услуги в его обслуживании, а другая сторона — продавец, обязывается исполнить их надлежащим образом. Поэтому, когда вы нажимаете на кнопочку «согласиться с данными правилами», между разработчиком и вами возникают правовые отношения.
Следующим видом законов в онлайн мирах будут законы сообщества (гильдий, корпораций), т.е. те правила по которым существует данная организационная группа. Не соблюдение их, кик из сообщества. В основном их главная идея это упорядочить организационную составляющую сообщества и введение норм общения.
Третий вид законов в играх, это мораль игрока, если он культурен, вежлив и воспитан, то в принципе на Лицензионное соглашение и Правила сообщества ему как говорится «по барабану».
Это заметка путь к размышлению, возможно ли упорядочить жизнь онлайн? Или она уже упорядочена? Или нарушение закона это просто в крови у некоторых людей?
12 комментариев
Любое подобное соглашение (начиная, например, с оглашения Windows) делает пользователя, фактически, абсолютно бесправным в реальном правовом поле. И построено соглашение таким образом, чтобы издатель не мог пострадать, какой бы крамолой не занимался его софт.
Как следствие, все такие документ избыточны и всегда содержат тоны одиозных пунктов (вроде этого пункта из EULA про копии программы и лицензии из которого следует масса глупости). Это форма зашиты, не более.
И всегда, всё построено так что вы не сможете воспользоваться программой пока не согласитесь с соглашением, в если согласились — не обессудьте. :)
Т.е. я к чему — лицензионное соглашение имеет мало общего с законами виртуального мира, если имеет вообще. Для другого это.
Закон внутри игровой — это реальные действия людей поддерживающих сервис, а не соглашение. И это далеко не одно и то же.
Но это так, лирика.
В действительности, ЕУЛА действительно в-основном защищает издателя от претензий пользователей, но с другой стороны, актуальные законы не менее эффективно защищают пользователей от ЕУЛА — статус кво.
Нажатие на кнопку «согласен» не имеет (в Европе во всяком случае) никакой юридической силы. Равно как и наличие установленного продукта на жестком диске, кстати — лицензия имеет значение только при действительном использовании продукта. Но тут опять-таки статус кво — все, что делается в частных целях, включая (само)обучение и хобби, хотя формально нелегально, на практике не преследуется — во многом именно за невозможностью доказать факт использования.
Интересно становится, когда речь заходит об онлайн-играх и прочих сервисах, потому что в руках правообладателя вдруг оказывается волшеный краник, закрутив который, можно полностью обессмыслить копию продукта на компьютере неугодного пользователя.
Большим шагом в направлении «упорядочивания» была бы техническая реализация концепции «один человек — один персонаж», но такой нет и в глобальном масштабе в обозримом будущем точно не будет. Значит — последовательно элиминировать аспекты игры, в которых альтоводтво дает какие-то преимущества, и в то же время создавать дополнительные, сильнее привязывающие игрока к одному персонажу.
Но увы, на этих граблях стоят сейчас все.
Как эта концепция может что-то упорядочить? А так, что появится если не ответственность, то хотя бы страх негативных последствий.
С другой стороны, в той же Еве сознательно поддерживают «криминальный» геймплей, причем не только в плане убийств, но и в плане мошенничества, воровства итп. — до тех пор пока это не переходит во взломы аккаунтов, угрозы переломать ноги в реале и прочие прелести.
А еще есть Dennou Coil, про соединение интернета с реальностью через очки, дыры в виртуальной интернет-реальности, создаваемые вирусами.
Хорошо бы все же автору расшифровать свое понимание процитированного пункта EULA. Мне кажется по тексту, что автор считает, что этот пункт запрещает альтов.
Автор заметки выделил три вида законов в виртуальном мире – Лицензионное Соглашение, Правила Сообщества (Гильдии) и Мораль индивидуального игрока. Я не согласен с подобной классификацией. Аргументы против EULA уже расписали до меня, я с ними согласен, и хочу лишь добавить еще то, что оно не является частью виртуального мира как такого. Если хотите, можете рассматривать EULA как аналог 10 Заповедей — нечто, данное свыше, не имеющее прямого влияния на мир.
В виртуальном мире среди игроков не может существовать законов, потому что нет аппарата принуждения, который бы обеспечивал данные законы, так же как нет и государства, которое обладало бы власть и возможностью принуждения. Даже определенные сообщества, как например хардкорные гильдии с жесткой иерархией и правилами имеют влияние лишь в очень ограниченном смысле, и построены на добровольном согласии игроков следовать данным правилам, и поэтому выделять их в отдельную категорию тоже неправильно. С моей точки зрения, единственным источником общественных правил и норм в игре является только Мораль. Причем весьма характерной особенностью является то, что эти нормы морали в большинстве своем сформированы в реальном мире, и в связи с этим могут вступать в конфликт с нормами, успевшими сформироваться в игровом сообществе.
Этот конфликт является весьма обширной темой для обсуждения, и в ближайшее время, я надеюсь посветить ему свою первую статью на ММОзговеде.
Отвечая на вопрос автора: Я считаю, что в игре обязаны быть правила поведения, единые для всех, но их невозможно сформировать и обеспечить на приемлемом уровне на данном этапе развития ММО. Какие-то миры ближе к этому (EVE), другие наоборот (WoW), но в значительной степени возможность достижения подобной упорядоченности зависит не столько от технического развития виртуальных миров, но от развития игрового общества в целом, готовности игроков принять правила.
Мораль это когда ты делаешь то, что правильно независимо от того, что тебе говорят.
Религия — это когда ты делаешь то, что тебе говорят, независимо от того, правильно это или нет.
Замени религию на закон — смысл не изменится. Из этого же, правда, следует, что мораль весьма субъективна. К примеру, я считаю что в Еве нужно постоянно «пробовать на прочность» других игроков — при этом я, естетсвенно, не имею никаких проблем, когда кто-то так же «пробует на прочность» меня. Это моральный принцип, который не зависит от дыр в дизайне игры и воли разработчиков.
При этом я придерживаюсь убеждения «один игрок — один персонаж», из которого следует полная внутриигровая ответственность за последствия своих действий, но это одностороннее решение — я не имею никакой возможности заставить других игроков поступать так же, и не имею права осуждать. Поэтому и не парюсь :)