Тринадцатый подходит к концу, завтра уже не будет времени ни для вдумчивого чтения, ни для вдумчивого написания, так что итоговая годовая редакторская колонка сегодня. Вы, к слову, можете попробовать свою, даже если созреете в начале следующего года. Больше итогов хороших и разных. А я сохраню формат, принятый еще в прошлом году. Хотя мы провели большой раунд голосований «Суперммозг-2013» и обязательно с помпой осветим его результаты, при всем уважении к ним, мой главный критерий, в котором я не разочаровался нисколько – это топ ММОзговеда за год. Ни что не подводит черту лучше нашего фирменного счетчика творческой энергии, которая для меня служит четким индикатором правильной работы активной игровой среды, а не симулятора диванного тиви.
В уходящем году мы жили воспоминаниями о былой славе, восторженными представлениями о будущем и, конечно, реальными игровыми переживаниями, которыми делились.
На десятом месте World of Warcraft. Как и домашние тапочки, похоже, WoW не может не войти в топ-список того, чем мы пользуемся ежедневно. Но, если серьезно, все это произошло, в основном, благодаря двум авторам: hitzu и Kitsune , создавшим достаточно крепких материалов для того, чтобы проект вошел в годовой топ-десять ММОзговеда. Масла в огонь подлил Близзкон, прошедший этой осенью, где было анонсировано новое дополнение к проекту.
За девятое место прочно ухватился WildStar. Безупречный стиль и прекрасный юмор этого проекта покорял весь 2013 год даже тех из нас, кто проект не очень ждет. И хотя разработчики обещали порадовать нас стартом проекта в две тысячи тринадцатом, судя по тому, как активно терзают проект бета-тестеры, ждать осталось недолго. Не дольше, чем зимой ждать весны. Я очень рад тому, что в рамках ММОзговеда шефство над проектом взяли Gefar и TommyGun , за что им большое спасибо. И, конечно, хочется надеяться на то, что 2013-й год ожиданий плавно перейдет в 2014-й год восторгов для тех, кто столько ждал.
Восьмое место у Lineage 2 на ММОзговеде, это как воспоминания из прошлого наяву. Или машина времени. К официальному состоянию проекта наши рассказы, увы, имеют очень малое отношение, но, благодаря все еще оставшемуся эху русских фришардов, мы побывали в этом путешествии, о чем ни разу не пожалели, как, надеюсь, и наши читатели. Все же лишний раз попробовать и убедиться, что есть рабочие игровые механики для действительно интересного ммошного геймплея, дело исключительно полезное.
Счастливое седьмое место у Black Desert. Еще один объект жгучих ожиданий и, благодаря AzZureman , мы узнали много подробностей из первого закрытого бета-теста этого проекта. Фактически, сейчас Black Desert остается одной из MMO, от которой игроки ждут новых и интересных механик.
EverQuest Next стал открытием 2013 года. При всех скептических взглядах, которые мы бросали в адрес громких заявлений и обещаний, анонс проекта в августе стал действительно ярким событием, превратившись в еще одну большую надежду на будущее. Мостиком между совсем уж будущим и недалеким будущим должен стать проект Landmark. Все эти обещания, а также активное участие в освещении проекта таких авторов, как hitzu и Devina , обеспечили шестую позицию в рейтинге ММОзговеда.
Занявшая пятое место Guild Wars 2 не очень развлекала нас творчеством и историями игроков, сосредоточившись, в основном, на собственных историях. Хорошо это или плохо, каждый решает сам, в зависимости от предпочтений, но, судя по голосованию в «Суперммозге-2013», сейчас GW2, фактически, остается фаворитом для многих, с чем мы ее и поздравляем, как и с заслуженным пятым местом в нашем рейтинге.
Star Citizen занимает более чем почетное четвертое место в годовом рейтинге ММОзговеда, поражая каким-то совершенно невероятными рекордами в области сбора средств на разработку, а также, почти с каждым новым полученным миллионом долларов, все более манящими обещаниями. Начав с концепции простого апгрейда знаменитого Privateer, сейчас Star Citizen все больше походит на полноценный, очень глубокий игровой мир с уникальными возможностями. И, конечно же, этот проект не смог бы так сиять без авторского участия Ascend и его прекрасных текстов.
Я очень рад тому факту, что Kerbal Space Program занимает третье место в нашем рейтинге, даже не являясь MMO. Для меня этот проект — воплощение идеальной игры, идеального виртуального мира, в котором могут родиться и дойти до нас любые истории. Я могу поверить практически всему, хотя многое, и в особенности – фантазия игроков, кажется мне невероятными. Это один из тех проектов, который совершенно справедливо занимает свое место в разделе Мир, тогда как многим его участникам этот титул мы выдаем, скорее, кредитом, и его еще нужно отдавать настоящими возможностями и эмоциями. У KSP с этим полный порядок.
Второе место у великолепной и вечно молодой EVE Online. Не в последнюю очередь это произошло благодаря визиту ММОзговеда в Исландию на EVE-fanfest 2013. Самый смелый из нас – Andre – отправился покорять северные просторы и докладывать о происходящем на празднике фактически в режиме реального времени. Это было круто. Как и круто было услышать обнадеживающий анонс о том, куда в будущем десятилетии будет развиваться проект. Увидеть в этом развитии свое место и поверить в то, что этот мир всегда будет твоим, и всегда будет, с одной стороны, ждать, а с другой – развиваться. Этот проект не занимал бы в рейтинге второго места, если бы не авторы arykalin и Lavayar .
И сейчас мы переходим к самому яркому проекту в рейтинге ММОзговеда, делающему наступающий Новый Год светлым во всех отношениях. Наверное, вы заметили, что большинство MMO в нашем рейтинге – это такие гости из будущего, в которые мы просто верим. И это очень показательная характеристика 2013 года, в котором не вышло ни одной MMO, за исключением Archeage. Да и тот до нас добрался только-только. Но добрался. И вся эта история была какой-то глубоко драматичной.
Несколько раз я каким-то краешком сознания ощущал, что проект, в освещение которого я вложил столько энергии и на который возложил столько надежд, скорее всего, мертв. Странная история его развития на корейских серверах в 2013 году, уже признанная самым большим разочарованием года в открытом голосовании «Суперммозг-2013», а также история с арками для русской версии, в которой мы дрались до конца, но не всегда верили в то, что это закончится хоть чем-то позитивным, превратили простую историю выхода и жизни проекта в невероятную драму. И это тоже отчасти характеристика 2013 года – странное время, в котором мы не столько играем, сколько ждем, а за то, что ждем, еще и вынуждены сражаться. Эта ситуация сумасшедшая даже не слегка, но уж какая есть.
Хотя случившееся и частично удачно завершившееся для нас – история, повлиявшая на нас намного больше, чем простой выход проекта, где наша роль свелась бы к бурным и продолжительным аплодисментам. Нет, поймите меня правильно, я бы хотел оказаться именно в такой ситуации, когда хорошую игру не придется защищать с боями. Но останется ли у нас в таких случаях иммунитет к злоупотреблениям? Сейчас он у нас явно есть. И есть понимание, вера в собственные силы.
С одной стороны, в позитивном разрешении возникшего кризиса нет никакой особой заслуги mail.ru, так как выполнение своей работы не может отмечаться в каких-то восторженных тонах, а разрешение кризиса было единственным вменяемым выходом из ситуации. Но с другой стороны, мы тут все живем в таких условиях, когда не замечать, игнорировать, принуждать – является каким-то странным ритуалом для людей с властью. Ребята из mail.ru, спасибо, что вы приличные люди и хорошо делаете свою работу. По нынешним временам это большая заслуга. И, без шуток, вы подарили всем нам надежду, веру в какой-то нормальный мир и новогоднее настроение задолго до нового года.
Сам выход русского Archeage в канун нового года, пускай пока в формате закрытой беты, стал самым большим подарком большинству любителей MMO. Я не буду здесь начинать перечислять все свои эмоции и впечатления от проекта, этому место в отдельной заметке, но могу сказать, что нахожусь сейчас в полном восторге от того, что вижу, что пробую и что узнаю на практике. Совсем недавно мы что-то обсуждали с женой, и она чем-то восторгалась тоже, а я сказал что-то в духе «Но я же об этом писал, а ты точно об этом читала». На что она мне ответила со всей искренностью: «Ну да, но сейчас-то это по-настоящему». Ее ответ очень метко описывает состояние случившегося праздника и тех самых настоящих елочных игрушек, которые приносят радость.
Всех с наступающим Новым Годом. Я желаю вам самых яркий впечатлений, самых лучших поводов для того, чтобы проявить себя в творчестве здесь, на ММОзговеде, новых друзей, поводов оставаться вместе со старыми, любить, жить и играть красиво. По обе стороны монитора, конечно же. И сейчас это все не теория, это по-настоящему. Хочу надеяться, что и другие проекты, а также события в вашей жизни в 2014 году зажгут по-настоящему.
7 комментариев