Оргота, во первых, мы это уже обсуждали 100500 раз. Не нравится, что пишет Атрон — пиши сам, сделай ММОЗГ более ммошным. Или не ходи сюда. Или не ной. А так за всех отдувается в основном один Атрон, причем еще c версии 1.0.
Если вы не заметили, я пишу здесь не так уж и часто. Примерно раз в месяц. По тому, что все остальное время сижу без энергии. Которую у меня в 90% случаев отнимает Атрон и «администрация».
Что касается статей, то вообще-то они просто так не публикуются, а проходят предварительную модерацию. По крайней мере мои — точно.
Последняя моя заметка здесь сопровождалась бесконечными «комментариями» от Атрона о «скомканной салфетке», причитаниями по поводу а вдруг «ЭТО» выйдет на первую полосу и прочими «благими» пожеланиями автору. После чего, у меня как-то так вот пропало желание писать здесь заметки.
Поэтому ваш благой совет «писать чаще» я воспринимаю как издевку.
Конечно у меня нет писательского дара и возможно я далеко не всегда объективен. Но мне вот почему-то кажется, что дело в другом. По тому, что тут и до меня писало много людей, которые тоже под такие вот благие пожелания оказались выпертыми, пардон, с ММОзговеда.
А почему? Все как один оказались бездарями и матерщинниками? Или просто писали против ветра?
Я не думаю, что Мюррей врал о своей игре больше, чем врал о своих играх Мулиньё. Просто «за время пути собака могла подрасти».
Сони это вам не Метелица, которая выпускает игры once it is ready, хотя я уверен, что и у них бывает запихивание в сжатые сраки. А это Сони, гребанная Сони, известная практикой отрубания хвостов, если они не пролезают в обозначенную дату релиза.
Вполне может быть, что Мюррей на этапе предварительного планирования действительно хотел всё это запихнуть в итоговую игру. Но так бывает, что-то оказывается слишком сложным, или дорогим, или не оправданным, или издатель говорит «мне плевать, или MVP к сроку или GTFO!».
Вот мы и получили MVP.
Почему бы тоже самое не сказать по поводу монетизации какой-либо ММОРПГ?
«Ну разработчик хотел как лучше, а вот не вышло, пришлось вводить сундучки. Но он не виноват, нет».
Однако, что меня поражает — по поводу монетизации все встают в жесткую непримиримую позицию. А вот с геймплеем можно делать что угодно.
Я например, по поводу БДО понял, что разработчики жулики еще намного раньше всяких жульничеств с монетизацией игры, когда разработчики обдурили всех с геймплеем, выдав вместо ожидаемого хардкорного сендбокса, что то слащаво аморфное.
Для меня разработчики становятся жуликами при любом виде и способе мухлежа с их стороны.
Ок. NMS, если судить по словам ее разработчиков, обещал стать чем-то похожим на ММО песочницу. Грандиозная по своим масштабам игровая вселенная, безграничная свобода для игроков, мультиплеер с возможностью встретиться, да еще и ПвПешиться и т.д. и т.п. Чем не ММО песочница?
Даже более того, ММО песочница нового поколения, которая даст игрокам то, что не способны дать никакие другие уже существующие игры.
В результате игроков, а в особенности любителей ММО песочниц, разработчики мягко говоря обломали.
Вопрос. Почему тогда игра не в «Холодном кофе»?
Этот Шон Мюррей откровенно врал игрокам о своей будущей игре. И вранье про мультиплеер — не единственное, а просто самое очевидное и не требующее доказательств.
ММОзговед известен своей очень жесткой политикой по отношению к нечестным разработчикам, к манипуляции доверием игроков. Крайне дотошно «под лупой» рассматриваются очевидные, менее очевидные, а также совсем неочевидные (вроде плексов в ЕВЕ) способы «облапошивания» игроков с помощью монетизации игр.
И вдруг бац! Откровенное, чистое и незамутненное вранье разработчиков Но Мэн Скай своим поклонникам. Правда на счет геймплея, возможностей игры, а не ее монетизации.
Как на это реагировать ММОзговеду? Вроде бы очевидно — написать разгромную статью где-нибудь в «Холодном кофе» Проклясть и забыть.
Вместо этого Атрон пишет, как ему нравится Но Мэн Скай, поддерживая тем самым волну позитивного интереса к игре. Статья в итоге становится лидером недели.
Кроме того, мне, как любителю ММОРПГ песочниц, не понятно, почему Но Мэн Скай — не ММО даже по формальным признакам, вызвал такой восторг у администрации ресурса.
Конечно, какие игры любить, личное дело каждого. Но понимаете, ММОзговед, если продолжить сравнение с ресторанном, это сайт, форум, альманах и т.д. ресторанных критиков. Не поваров, по тому, что тут пишут не разработчики игр, а именно ресторанных критиков. Причем посвященный французской кухне.
Критики посещают пользующиеся хорошей репутаций рестораны в меню которых входят блюда французской кухни и пишут тут свои заключения.
Я доверяю вкусу и мнению этих людей. С большинством из их заключений полностью согласен. Пробую сам что писать про любовь к круасанам. На что, правда, главный критик мне постоянно пишет — «Ты ничего не понимаешь во французской кухне. Не знаешь, зачем вообще люди посещают рестораны. Ел в EVE, но не то и не так. И вообще заканчивай тут свои рассуждения о том, что не понимаешь».
Ок. Я не знаток, у меня нет такого утонченного вкуса и мне не сравниться с этим настоящим гурманом.
Но тут главный критик и знаток круасанов пишет как ему понравились беляши.
ЗЫ: Читаю комментарий Орготы. Вроде все нормально пишет (кроме болда), но не могу теперь отделаться от анекдота. А ведь он просто развернул тезис о «преимуществе» ММО
Сама статья, разумеется, никакого отношения к ММО не имеет. Я по крайней мере этого отношения не заметил. В ней рассматриваются типовые синглплеерные механики: сюжет, нарратив, активно воздействующие на игрока нпц персонажи и т.д.
Тем не менее, статья размещена на ресурсе, посвященном ММО. В обычном, а не в специализированном для синглплеерных игр, разделе. Соответственно, я посчитал себя в праве рассмотреть эту статью с точки зрения игрока в ММОРПГ.
Поэтому я просто взял идею о Выборе из этой статьи и постарался показать, что в ММОРПГ с выбором, в том числе с моральным, дело может обстоять гораздо лучше, чем в синглплеерной РПГ.
Это как если бы статья о двигателях внутреннего сгорания у гоночных автомобилей, вдруг оказалась бы на форуме, посвященном космонавтике.
Ну тут летчик космонавт пожал бы плечами. Подумал — Статья вроде о гоночных автомобилях, тем не менее, раз она размещена на форуме космонавтики, может хотят услышать мнение именно летчика-космонавта? И написал бы ответ " Турбодвигатель феррари развивает скорость 350 км/ч, а вот химический ракетный двигатель способен придать ракете скорость 3500 км/ч."
Но вообще я не очень понимаю текущую ситуацию на ММОзговеде.
На ресурсе, посвященном ММО, лидером недели становится игра без мультиплеера.
Представьте, что в ресторане, посвященном французской кухне, главным блюдом недели объявляется беляш.
Сейчас вот дается ссылка на статью, где описываются исключительно синглплеерные механики.
К чему все это? Почему на ММОзговеде стало так популярно синглплеерное направление? Так ли уж нравится ммозговедам тот же Но Мэн Скай? По моему, большинство высказалось об этой игре отрицательно. То, что несколько человек, написали положительные статьи об игре, не сделало ее тут популярной. (Интересно статья «Ребят, вы серьезно?» тоже добавила яркости Но Мэн Скай?))) ).
Я бы не имел никаких претензий к Но Мэн Скай, если бы эту игру потерянных надежд и лгунов разработчиков объявили популярной где-нибудь на фан форуме, но на ММОзговеде…
Есть же хорошее решение как обеспечить игроку максимум вариантов выбора в игре и при этом не вгонять в тяжкий пот сценаристов с актерами — это разработать и выпустить ММОРПГ песочницу.
В ММОРПГ песочнице количество персонажей равно количеству играющих в нее игроков. Причем каждый персонаж не только имеет свою уникальную историю в игровом мире и сложный паттерн поведения, но практически ничего не стоит разработчику! Не нужно писать тонны программного кода, чтоб обеспечить такого персонажа действиями и диалогами.
Вот вам один небольшой пример выбора (не ложного, а самого что ни на есть настоящего) и «сюжетного поворота» в игре. Рассказываю о собственном игровом опыте в ММОРПГ Даркфолл.
Как -то раз я занимался крайне банальным в ММО делом — качался на мобах. Неподалеку от меня этим же страдал другой игрок. Все шло своим чередом — мирно, предсказуемо, достаточно скучно.
Но вдруг тот другой игрок упал. Не знаю, может не рассчитал свои силы или стал жертвой случайного дисконнекта. В итоге мобы его убили. В Даркфолле на месте гибели игрока появляется могилка, в которой лежит все его «движимое» имущество, т.е. все что было при игроке в момент его смерти.
Подбежав к могилке я увидел в ней дивной красоты сет костяной брони. Такую броню скрафтить я пока еще не мог, ровно как и купить у нпц торговца. Поэтому, не долго думая, схватил костяную кирасу, шлем, поножи и — к банку.
Положив броню в надежный банк, возвращаюсь на спот фармить мобов. Вдруг прибегает тот, неудачливый игрок. Смотрит в свою могилку и пишет мне в чат — «Поздравляю, приятель, мой единственный комплект костяной брони». Я отвечаю — «Могу отдать сет». Подошли вместе к банку, я отдал ему сет, услышал в ответ что-то вроде — «Молодец, чувак, что отдаешь не свое добро» Встретимся на дороге."
На другой день вхожу в игру, почти сразу прибегает этот мой вчерашний знакомый и предлагает показать место со спрятанным селентиновым сундучком, хорошими, выгодными мобами.
Мы идем вместе, я и этот игрок, фактически незнакомец. Далеко в глушь, где даже на горизонте не видно защитных башен. Фарми плечом к плечу мобов, достаем по очереди ценные для нас, новичков, вещи из селентинового сундука. С богатой добычей возвращаемся в нпц город.
Чем эта история не сюжет игры? С моральным выбором, диалогами, непредсказуемой концовкой — настоящая жизненная история, хоть и произошедшая в ММОРПГ. Причем заметьте не были задействованы никакие сценаристы и актеры из штата разработчика )))
Я рассказал ее не для того, чтоб высветить себя честным человеком или, наоборот, мерзавцем ( в зависимости от высоты моральной планки читающего этот коммент). Просто задумайтесь о главном — множество вариантов действий, самые различные перипетии игрового «сюжета», уникальные диалоги, с десяток «концовок» только этого игрового «сценария» и еще 100500 таких «сценариев» ждущих вас по ходу игры в эту ММО!
Причем один только моральный выбор, так превозносимый в статье из ссылки, вставал передо мной не менее десятка раз за пять минут игры! Я мог:
— помочь игроку бить мобов, видя как он не справляется;
— помочь мобам добить игрока;
— оживить упавшего;
— добить упавшего;
— не брать ничего из могилки;
— вычистить всю могилку;
— отдать игроку его вещи;
— послать игрока лесом;
— отдать ему вещи потребовав с него деньги;
— отдать игроку вещи и еще подарить какой-нибудь крутой меч в качестве бонуса за волнение.
Десять вариантов морального выбора за пять минут игры. Десять, Карл! Без помощи актеров и сценаристов.
Лучшие варианты пишет жизнь, а не разработчик.
я сейчас работаю в магазине компьютерной техники, несколько дней назад распиарил парнишке NMS говоря о том, что это будет лучшее вложение денег, чем в The Division, результат меня удивил, вечером он пришёл с братом, купил плазму, 4ую плаху и NMS
Скоро опять придет. С братом, папаней и дядей Витей. Благодарить будут.
18 квинтиллионов планет и на каждой из этих планет делать нечего.
Я как ни старался, так и не смог понять причину всех этих бурных восторгов по Но Мэн Скай. Геймплей скудный и до ужаса однообразный. На каждой новой планете игроку приходится выполнять по-существу один и тот же стандартный набор действий. Отгадайте, как быстро это может надоесть? ))).
Но допустим, игра не про действия, тут нужно созерцать и исследовать. Тогда сразу вопрос — что исследовать? В игре нет физики, нет экосистем, нет цивилизаций для этих самых космических рас. Есть просто некий набор деталей, который на каждой новой планете заново тасуется. В результате меняются: цвет травы; количество рогов, хвостов, ласт у местной живности; форма кустов и деревьев. Причем все это тасуется в случайном порядке, не учитывается давление, температура, длина суток и прочие характеристики планеты. Не понятно как вся эта живность друг с другом взаимодействует, кто кого ест, кто с кем в симбиозе.
Игрокам предлагают исследовать не логически целостные миры, каждый со своей уникальной и неповторимой эволюцией, а один и тот же набор деталей, просто в разной конфигурации.
Комментарий был прежде всего об ответственности за собственные поступки. Да есть разработчики, использующие не совсем честные или уж просто бесчестные методы манипуляции. Есть государство, которое все это должно по идее контролировать и запрещать. Но есть также и мы, простые игроки, которые тоже во всем этом принимаем участие. И нужно отдавать себе отчет в собственных действиях, научиться самостоятельно принимать решения, проявлять собственную волю, а не перекладывать все что только можно на плечи государства или другого внешнего регулятора.
Да, за детей до определенного возраста решение принимают опекуны: родители, государство. За людей со слабой, неустойчивой психикой, попавших в игровую зависимость решение тоже должно принимать государство. Но разве все игроки — безвольные куклы? В ААА ММОРПГ в совокупности играют миллионы игроков. У всех игровая зависимость? У всех атрофировалась воля? Все не отвечают за собственные поступки?
У человека, как биологического вида, существует много степеней воли и зависимости. Нет стопроцентно волевых, полностью лишенных зависимостей людей. Но далеко не при каждой степени зависимости человек превращается в безвольный овощ, за которого нужно принимать решения.
Я не люблю подниматься с постели, особенно рано. У меня зависимость от теплого одеяла. Я люблю покушать перед сном — у меня зависимость от холодильника. Так давайте приставим ко мне специального человека от государства, который будет поднимать меня с кровати утром, тыкая в меня палочкой. Или надзирателя за холодильником.
Я говорю о том, что среди этих миллионов игроков в ММОРПГ далеко не все находятся в такой степени игровой зависимости, что полностью утратили контроль над собой. У подавляющего большинства есть собственная воля, они могут, если захотят, принимать самостоятельные решения и отвечать за собственные поступки. Вот пусть и принимают. Зачем делать из всех поголовно инвалидов? А ведь когда мы говорим «О божечки, какие мы беспомощные! Государство, кто-нибудь, примите за нас решение, оградите нас, мы тут сами ни при чем» Мы поступаем именно как инвалиды.
Я бы посоветовал игрокам научиться принимать самостоятельные решения и понимать степень ответственности собственных поступков.
Делается это очень просто — не нравятся методы монетизации, когда в магазине разработчиков продаются всякие финтифлюшки, нарушающие игровой баланс, делающие игру пей-ту-вин? Не покупайте товары из этого магазина! Вот лично вы!
Не нравится, что с помощью сундучков разрабы вас разводят? Не покупайте сундучков!.
Поймите, если вы купили что-то из таких товаров, то тем самым непосредственно и прямо поддержали разработчика, применяющего методы пей-ту-вина в игре. И дали такому разработчику, а также всем его инвесторам, девелоперам, рекламщикам, геймдизайнерам и прочим собутыльникам уверенность в завтрашнем дне. Показали, что ваши слова расходятся с вашими поступками. И в следующий раз такой разработчик будет, благодаря вам знать, что ваше нытье на форумах не следует принимать во внимание, поскольку оно ни на что не влияет.
По хорошему не нужно вообще играть в игры, монетизация которых вас не устраивает. Даже для того, чтоб «побегать». Даже если вы не собираетесь ничего в данной игре покупать за живые деньги. По тому, что самим своим присутствием вы создаете «массовку» в такой игре. Вы — фон, на котором донатер может выгодно выделиться. А недобросовестный разработчик сказать — «Смотрите в моей игре овердохрена народу. Значит схема действует!»
Я вот никогда не играл в игры, монетизация которых меня не устраивала. А когда становился клиентом какой-либо игры, то брал на себя ответственность и за монетизацию этой игры и за ее геймплей. Поскольку если я что-то оплачиваю или в чем-то участвую, то как дееспособный человек, принимаю ответственность за собственные поступки и решения.
Дело в том, что боевики не очень любят заниматься экономикой, как правило. Поэтому плохо в ней разбираются, а также часто перепоручают эти вопросы другим людям. В результате деньги в конечном итоге перетекают в руки торговцев, спекулянтов и финансистов.
У Императора Священной Римской Империи и короля Испании был практически монопольный доступ к колоссальным ресурсам Америки, но деньги он почему-то занимал у торгового дома Фуггеров (которые на прямую этого доступа не имели).
В играх с более менее развитой экономикой происходит тоже самое. Была же тут на ММОзговеде ссылка на статью про «Пчелиную войну» Там как раз один магнат финансировал войну против самой могущественной группы боевиков Евы. И в конечном итоге именно банкиры Евы победили в войне, уничтожив империю Гуннов в нулях.
Ничего удивительного. Во все времена «люди меча» всегда свысока смотрели на торговцев, ремесленников и прочее «третье сословие». И рыцари Европы и японские самураи торговцев мягко говоря презирали. Это глубоко психологическое.
Но в конечном счете, как видим, именно торговцы стали играть первую роль в мире.
Что касается ММОРПГ. Я считаю, что в них общество тоже развивается, если разработчик, конечно, даст такую возможность.
Первые ММОРПГ были про «первобытный мир», потом произошла развилка. Часть ММО миров попала под полный контроль разработчика и в них наступил Эдем. Никто не может причинить зло другому просто по тому что не имеет физической возможности это сделать (Парки).
Оставшаяся часть ММО (Песочницы) должна или погибнуть, так и не выйдя из «первобытного мира», или развиться, эволюционировать. Причем эволюционировать не за счет того, что разработчик возьмет все под свой контроль (тогда песочницы просто превратятся в парки), а за счет развития социальных взаимоотношений и переход их на другой уровень.
Клаймовые альянсы зарабатывают со сдачи систем в аренду рентерам. И потом, насколько я понимаю, руководство альянса распределяет эти деньги между боевыми пилотами альянса.
Так что тут ПвПшеры живут как раз за счет боевой деятельности (оборона территории альянса), получая за это плату.
В ЕВЕ нет особого разделения между профессиональными военными, которые без денег, и мирными игроками, которые с деньгами. В реальном мире в какой-то степени, да.
В Еве это разделение по крайней мере намечается. Я знал в Еве людей ни разу не занимавшихся ПвП. Рентеры нулевых систем не сильно горят желанием ПвПешиться, ровно как и боевые пилоты — копать или «грызть аномальки».
Если говорить серьезно, то у мирных игроков есть свое мощное оружие. Это деньги. Оружие мирных игроков — это экономика и товарно-денежные отношения. С их помощью можно не только стать равными с вояками, но и подчинить их себе. Сделать своими наемниками, заставить служить своим интересам.
Но для того, чтоб это произошло, чтобы по крайней мере уравнять мирных игроков с военными нужно развивать экономику и социальные отношения в игре.
Посмотрите на реальный мир. На его историю. Только в самых примитивных сообществах все решали дубины и копья. Но как только Социум развивается, на передний план выходят совсем другие люди — обладающие экономической, а не физической силой.
Можно прямо? Если нулевая Империя держится на таких людях, которые спокойно копают на дядю, не задавая вопросов, а потом еще и деньгами им доплачивают, копая вельд в нулях и сдавая его по байордерам, не знают ничего о рефайне и производстве, измеряя все в исках, где то, чем ты занимаешься в игре, значения не имеет, то я не сомневаюсь в том, что у такой Империи все пучком. У жителей, правда, не очень. Но в этом-то и смысл.
Копал я совсем недолго. Никто на мне не нажился при этом, хотя, да по незнанию реалий Евы я потерял достатсчно часо/исков. Потом (почти все свое остальное время в Еве) я фармил на БШ и кариерах, зарабатывал хорошо, не жалуюсь. Так что знания у меня уже были и в том, в чем я занимался я хорошо понимал.
Отношения между мной и нулевой Империей были честными, справедливыми и взаимоответственными. Я был очень доволен.
Все было хорошо. Тогда в чем вопрос?
Я не занимался тем, чем мне было неинтересно заниматься? Я не желал отвоевывать свою собственную системку в нулях, по тому, что мне это неинтересно? Я не занимался ПвП, по тому, что мне это было неинтересно? Я интересовался исками, а нужно было интересоваться чем-то другим?
Что мне нужно было делать, чтоб играть «правильно»?))
Я вообще этого не понимаю.
Я доволен. Играю как хочу. Люди в игре вокруг меня довольны. Никто никого не эксплуатирует, не угнетает. Все хорошо.
Но нет, оказывается что-то не так. Нужно все срочно менять. Кому нужно?
Я только вчера заходил в Еву. онлайн был 16 тысяч. Когда я играл в Еву при Доминионе онлайн был 30 тысяч стабильно. Это было при империях, «застое», рентерах.
Десятки тысяч человек были в нулях рентерами. Десятки тысяч — ПвП пилотами клаймовых альнясов. Все судя по всему были довольны.
По тому, что — кому не нравилось быть рентером, мог спокойно перейти в ПвП корпорацию и воевать себе на здоровье. Мог переселиться в: лоусеки, нпц нули, вормхолы, империю наконец.
Нет, блин. Эксклюзивный контент Евы, то чего нет ни в одной другой ММО даже близко — звездные Империи игроков оказались «неправильными».
Вместо империй, сложной политики, полугодовых войн в реальном времени, грандиозных сражений в каждом из которых участвовало тысячи игроков, нужно было ввести… Чего? Веселые блин осады. Ради чего я пришел в Еву? Разработчики уверены — ради веселых осад! Как же!!!
Вот нигде нет веселых осад, некуда податься! Ни в БДО, ни в ГВ2, ни в ТЕСО.
Хорошо что это казуальная чушь не прокатила. Но после такого шага разработчиков. После того как я понял, как именно разработчики видят свою игру — я не мог там оставаться.
Я был доволен.
В деньгах (исках) я проигрывал только в самом начале своей игры, когда был шахтером. И то сильно сомневаюсь, чтоб кто-то на мне серьезно при этом нажился. Люди в корпе, насколько я понимал, были честными. Налог с рядовых членов корпы был всего 90 миллионов иск. Дешевле — только бесплатное проживание. При том лидер корпы говорил, что большую часть аренды он выплачивает из своего кармана. И смотря на рваный онлайн нашей корпы и отсутствии многих по месяцу в игре, я ему верил.
Потом, в другой корпорации я платил уже вполне серьезные полмиллиарда. Но тогда у меня уже был кариер и я зарабатывал по 100 миллионов в час. Так что тоже вполне нормально.
Что на счет этой несчастной арендной платы в казну пауэрблока…
Понимаешь, люди сражались за эту систему, люди защищают эту систему в режиме реального времени, фактически. Ходят на КТА, может быть не спят ночами, теряют дорогие корабли.
Так почему я должен жалеть эти несчастные 500 миллионов, которые я плачу пауэрблоку через корпу? Зачем я должен стремиться надорма жить в чужой системе?!
Я понимаю, конечно, что халява во всех ММО процветает. И мне, такому красивому, должны все только за факт моего присутствия в игре. Но у меня есть как-то чувство справедливости.
Понимаешь, нет никаких карабасов-барабасов ни в Еве ни в других играх. Я по крайней мере таких не встречал. Есть обычные деловые отношения. Справедливые! Честные!
Мы за тебя сражаемся — ты платишь. Я за вас сражаюсь — вы платите. Я вам то, вы мне другое. Так все и должно работать в здоровом социуме.
То есть в твоем варианте социализации ты пришел к отказу от социализации. :)
.
Я играл без близкого круга друзей. Но в составе ПвЕ корпорации (и не одной). Был прекрасно встроен в структуру социума, поскольку платил налоги корпе, которая платила налоги пауэрблоку. И на таких вот винтиках как я держалась вся грандиозная государственная структура нулевой Империи игроков.
Но я вот только не понял, кому и за что ты лично в этом случае платил налоги, если отдавал всю руду в корпу?
А я вот сам этого понять не мог. Вроде копаю руду и должен поиметь с этого иски, но всю руду и у меня и у других шахтеров увозят скопом грузовики. И что то сомнительно, чтоб велась какая-то четкая бухгалтерия. кто сколько выкопал и кому что причитается.
А платить за аренду нужно в твердых исках. Правда вначале плата была небольшой.
Но вобщем надоел мне этот космический коммунизм и я перешел на хозрасчет. Сколько заработаю — все мое минус налог.
Почти так. Неточность только в том, что не всё меряется деньгами. Поэтому шахтёрством занимаются или боты, или те, кому это нравится. С первыми как-то борются, вторые будут всегда и именно для них и есть шахтёрство. :)
В игре есть всего два формальных показателя прогресса. Это очки навыков твоего персонажа и иски в твоем кошельке. Причем через геймплей получаются только иски, а навыки можно качать и офлайн.
Если у тебя много исок ты можешь: купить дорогие фракционные корабли и модули; заплатить аренду за хорошую систему; меньше боятся сливов; получить доступ к большему количеству контента; наконец заплатить за саму игру.
И если у тебя мало исок То ты ничего такого не можешь. Соответственно.
Что касается статей, то вообще-то они просто так не публикуются, а проходят предварительную модерацию. По крайней мере мои — точно.
Последняя моя заметка здесь сопровождалась бесконечными «комментариями» от Атрона о «скомканной салфетке», причитаниями по поводу а вдруг «ЭТО» выйдет на первую полосу и прочими «благими» пожеланиями автору. После чего, у меня как-то так вот пропало желание писать здесь заметки.
Поэтому ваш благой совет «писать чаще» я воспринимаю как издевку.
Конечно у меня нет писательского дара и возможно я далеко не всегда объективен. Но мне вот почему-то кажется, что дело в другом. По тому, что тут и до меня писало много людей, которые тоже под такие вот благие пожелания оказались выпертыми, пардон, с ММОзговеда.
А почему? Все как один оказались бездарями и матерщинниками? Или просто писали против ветра?
Почему бы тоже самое не сказать по поводу монетизации какой-либо ММОРПГ?
«Ну разработчик хотел как лучше, а вот не вышло, пришлось вводить сундучки. Но он не виноват, нет».
Однако, что меня поражает — по поводу монетизации все встают в жесткую непримиримую позицию. А вот с геймплеем можно делать что угодно.
Я например, по поводу БДО понял, что разработчики жулики еще намного раньше всяких жульничеств с монетизацией игры, когда разработчики обдурили всех с геймплеем, выдав вместо ожидаемого хардкорного сендбокса, что то слащаво аморфное.
Для меня разработчики становятся жуликами при любом виде и способе мухлежа с их стороны.
Даже более того, ММО песочница нового поколения, которая даст игрокам то, что не способны дать никакие другие уже существующие игры.
В результате игроков, а в особенности любителей ММО песочниц, разработчики мягко говоря обломали.
Вопрос. Почему тогда игра не в «Холодном кофе»?
Этот Шон Мюррей откровенно врал игрокам о своей будущей игре. И вранье про мультиплеер — не единственное, а просто самое очевидное и не требующее доказательств.
ММОзговед известен своей очень жесткой политикой по отношению к нечестным разработчикам, к манипуляции доверием игроков. Крайне дотошно «под лупой» рассматриваются очевидные, менее очевидные, а также совсем неочевидные (вроде плексов в ЕВЕ) способы «облапошивания» игроков с помощью монетизации игр.
И вдруг бац! Откровенное, чистое и незамутненное вранье разработчиков Но Мэн Скай своим поклонникам. Правда на счет геймплея, возможностей игры, а не ее монетизации.
Как на это реагировать ММОзговеду? Вроде бы очевидно — написать разгромную статью где-нибудь в «Холодном кофе» Проклясть и забыть.
Вместо этого Атрон пишет, как ему нравится Но Мэн Скай, поддерживая тем самым волну позитивного интереса к игре. Статья в итоге становится лидером недели.
Кроме того, мне, как любителю ММОРПГ песочниц, не понятно, почему Но Мэн Скай — не ММО даже по формальным признакам, вызвал такой восторг у администрации ресурса.
Конечно, какие игры любить, личное дело каждого. Но понимаете, ММОзговед, если продолжить сравнение с ресторанном, это сайт, форум, альманах и т.д. ресторанных критиков. Не поваров, по тому, что тут пишут не разработчики игр, а именно ресторанных критиков. Причем посвященный французской кухне.
Критики посещают пользующиеся хорошей репутаций рестораны в меню которых входят блюда французской кухни и пишут тут свои заключения.
Я доверяю вкусу и мнению этих людей. С большинством из их заключений полностью согласен. Пробую сам что писать про любовь к круасанам. На что, правда, главный критик мне постоянно пишет — «Ты ничего не понимаешь во французской кухне. Не знаешь, зачем вообще люди посещают рестораны. Ел в EVE, но не то и не так. И вообще заканчивай тут свои рассуждения о том, что не понимаешь».
Ок. Я не знаток, у меня нет такого утонченного вкуса и мне не сравниться с этим настоящим гурманом.
Но тут главный критик и знаток круасанов пишет как ему понравились беляши.
Тем не менее, статья размещена на ресурсе, посвященном ММО. В обычном, а не в специализированном для синглплеерных игр, разделе. Соответственно, я посчитал себя в праве рассмотреть эту статью с точки зрения игрока в ММОРПГ.
Поэтому я просто взял идею о Выборе из этой статьи и постарался показать, что в ММОРПГ с выбором, в том числе с моральным, дело может обстоять гораздо лучше, чем в синглплеерной РПГ.
Это как если бы статья о двигателях внутреннего сгорания у гоночных автомобилей, вдруг оказалась бы на форуме, посвященном космонавтике.
Ну тут летчик космонавт пожал бы плечами. Подумал — Статья вроде о гоночных автомобилях, тем не менее, раз она размещена на форуме космонавтики, может хотят услышать мнение именно летчика-космонавта? И написал бы ответ " Турбодвигатель феррари развивает скорость 350 км/ч, а вот химический ракетный двигатель способен придать ракете скорость 3500 км/ч."
Но вообще я не очень понимаю текущую ситуацию на ММОзговеде.
На ресурсе, посвященном ММО, лидером недели становится игра без мультиплеера.
Представьте, что в ресторане, посвященном французской кухне, главным блюдом недели объявляется беляш.
Сейчас вот дается ссылка на статью, где описываются исключительно синглплеерные механики.
К чему все это? Почему на ММОзговеде стало так популярно синглплеерное направление? Так ли уж нравится ммозговедам тот же Но Мэн Скай? По моему, большинство высказалось об этой игре отрицательно. То, что несколько человек, написали положительные статьи об игре, не сделало ее тут популярной. (Интересно статья «Ребят, вы серьезно?» тоже добавила яркости Но Мэн Скай?))) ).
Я бы не имел никаких претензий к Но Мэн Скай, если бы эту игру потерянных надежд и лгунов разработчиков объявили популярной где-нибудь на фан форуме, но на ММОзговеде…
В ММОРПГ песочнице количество персонажей равно количеству играющих в нее игроков. Причем каждый персонаж не только имеет свою уникальную историю в игровом мире и сложный паттерн поведения, но практически ничего не стоит разработчику! Не нужно писать тонны программного кода, чтоб обеспечить такого персонажа действиями и диалогами.
Вот вам один небольшой пример выбора (не ложного, а самого что ни на есть настоящего) и «сюжетного поворота» в игре. Рассказываю о собственном игровом опыте в ММОРПГ Даркфолл.
Как -то раз я занимался крайне банальным в ММО делом — качался на мобах. Неподалеку от меня этим же страдал другой игрок. Все шло своим чередом — мирно, предсказуемо, достаточно скучно.
Но вдруг тот другой игрок упал. Не знаю, может не рассчитал свои силы или стал жертвой случайного дисконнекта. В итоге мобы его убили. В Даркфолле на месте гибели игрока появляется могилка, в которой лежит все его «движимое» имущество, т.е. все что было при игроке в момент его смерти.
Подбежав к могилке я увидел в ней дивной красоты сет костяной брони. Такую броню скрафтить я пока еще не мог, ровно как и купить у нпц торговца. Поэтому, не долго думая, схватил костяную кирасу, шлем, поножи и — к банку.
Положив броню в надежный банк, возвращаюсь на спот фармить мобов. Вдруг прибегает тот, неудачливый игрок. Смотрит в свою могилку и пишет мне в чат — «Поздравляю, приятель, мой единственный комплект костяной брони». Я отвечаю — «Могу отдать сет». Подошли вместе к банку, я отдал ему сет, услышал в ответ что-то вроде — «Молодец, чувак, что отдаешь не свое добро» Встретимся на дороге."
На другой день вхожу в игру, почти сразу прибегает этот мой вчерашний знакомый и предлагает показать место со спрятанным селентиновым сундучком, хорошими, выгодными мобами.
Мы идем вместе, я и этот игрок, фактически незнакомец. Далеко в глушь, где даже на горизонте не видно защитных башен. Фарми плечом к плечу мобов, достаем по очереди ценные для нас, новичков, вещи из селентинового сундука. С богатой добычей возвращаемся в нпц город.
Чем эта история не сюжет игры? С моральным выбором, диалогами, непредсказуемой концовкой — настоящая жизненная история, хоть и произошедшая в ММОРПГ. Причем заметьте не были задействованы никакие сценаристы и актеры из штата разработчика )))
Я рассказал ее не для того, чтоб высветить себя честным человеком или, наоборот, мерзавцем ( в зависимости от высоты моральной планки читающего этот коммент). Просто задумайтесь о главном — множество вариантов действий, самые различные перипетии игрового «сюжета», уникальные диалоги, с десяток «концовок» только этого игрового «сценария» и еще 100500 таких «сценариев» ждущих вас по ходу игры в эту ММО!
Причем один только моральный выбор, так превозносимый в статье из ссылки, вставал передо мной не менее десятка раз за пять минут игры! Я мог:
— помочь игроку бить мобов, видя как он не справляется;
— помочь мобам добить игрока;
— оживить упавшего;
— добить упавшего;
— не брать ничего из могилки;
— вычистить всю могилку;
— отдать игроку его вещи;
— послать игрока лесом;
— отдать ему вещи потребовав с него деньги;
— отдать игроку вещи и еще подарить какой-нибудь крутой меч в качестве бонуса за волнение.
Десять вариантов морального выбора за пять минут игры. Десять, Карл! Без помощи актеров и сценаристов.
Лучшие варианты пишет жизнь, а не разработчик.
Я как ни старался, так и не смог понять причину всех этих бурных восторгов по Но Мэн Скай. Геймплей скудный и до ужаса однообразный. На каждой новой планете игроку приходится выполнять по-существу один и тот же стандартный набор действий. Отгадайте, как быстро это может надоесть? ))).
Но допустим, игра не про действия, тут нужно созерцать и исследовать. Тогда сразу вопрос — что исследовать? В игре нет физики, нет экосистем, нет цивилизаций для этих самых космических рас. Есть просто некий набор деталей, который на каждой новой планете заново тасуется. В результате меняются: цвет травы; количество рогов, хвостов, ласт у местной живности; форма кустов и деревьев. Причем все это тасуется в случайном порядке, не учитывается давление, температура, длина суток и прочие характеристики планеты. Не понятно как вся эта живность друг с другом взаимодействует, кто кого ест, кто с кем в симбиозе.
Игрокам предлагают исследовать не логически целостные миры, каждый со своей уникальной и неповторимой эволюцией, а один и тот же набор деталей, просто в разной конфигурации.
Да, за детей до определенного возраста решение принимают опекуны: родители, государство. За людей со слабой, неустойчивой психикой, попавших в игровую зависимость решение тоже должно принимать государство. Но разве все игроки — безвольные куклы? В ААА ММОРПГ в совокупности играют миллионы игроков. У всех игровая зависимость? У всех атрофировалась воля? Все не отвечают за собственные поступки?
У человека, как биологического вида, существует много степеней воли и зависимости. Нет стопроцентно волевых, полностью лишенных зависимостей людей. Но далеко не при каждой степени зависимости человек превращается в безвольный овощ, за которого нужно принимать решения.
Я не люблю подниматься с постели, особенно рано. У меня зависимость от теплого одеяла. Я люблю покушать перед сном — у меня зависимость от холодильника. Так давайте приставим ко мне специального человека от государства, который будет поднимать меня с кровати утром, тыкая в меня палочкой. Или надзирателя за холодильником.
Я говорю о том, что среди этих миллионов игроков в ММОРПГ далеко не все находятся в такой степени игровой зависимости, что полностью утратили контроль над собой. У подавляющего большинства есть собственная воля, они могут, если захотят, принимать самостоятельные решения и отвечать за собственные поступки. Вот пусть и принимают. Зачем делать из всех поголовно инвалидов? А ведь когда мы говорим «О божечки, какие мы беспомощные! Государство, кто-нибудь, примите за нас решение, оградите нас, мы тут сами ни при чем» Мы поступаем именно как инвалиды.
Делается это очень просто — не нравятся методы монетизации, когда в магазине разработчиков продаются всякие финтифлюшки, нарушающие игровой баланс, делающие игру пей-ту-вин? Не покупайте товары из этого магазина! Вот лично вы!
Не нравится, что с помощью сундучков разрабы вас разводят? Не покупайте сундучков!.
Поймите, если вы купили что-то из таких товаров, то тем самым непосредственно и прямо поддержали разработчика, применяющего методы пей-ту-вина в игре. И дали такому разработчику, а также всем его инвесторам, девелоперам, рекламщикам, геймдизайнерам и прочим собутыльникам уверенность в завтрашнем дне. Показали, что ваши слова расходятся с вашими поступками. И в следующий раз такой разработчик будет, благодаря вам знать, что ваше нытье на форумах не следует принимать во внимание, поскольку оно ни на что не влияет.
По хорошему не нужно вообще играть в игры, монетизация которых вас не устраивает. Даже для того, чтоб «побегать». Даже если вы не собираетесь ничего в данной игре покупать за живые деньги. По тому, что самим своим присутствием вы создаете «массовку» в такой игре. Вы — фон, на котором донатер может выгодно выделиться. А недобросовестный разработчик сказать — «Смотрите в моей игре овердохрена народу. Значит схема действует!»
Я вот никогда не играл в игры, монетизация которых меня не устраивала. А когда становился клиентом какой-либо игры, то брал на себя ответственность и за монетизацию этой игры и за ее геймплей. Поскольку если я что-то оплачиваю или в чем-то участвую, то как дееспособный человек, принимаю ответственность за собственные поступки и решения.
У Императора Священной Римской Империи и короля Испании был практически монопольный доступ к колоссальным ресурсам Америки, но деньги он почему-то занимал у торгового дома Фуггеров (которые на прямую этого доступа не имели).
В играх с более менее развитой экономикой происходит тоже самое. Была же тут на ММОзговеде ссылка на статью про «Пчелиную войну» Там как раз один магнат финансировал войну против самой могущественной группы боевиков Евы. И в конечном итоге именно банкиры Евы победили в войне, уничтожив империю Гуннов в нулях.
Но в конечном счете, как видим, именно торговцы стали играть первую роль в мире.
Что касается ММОРПГ. Я считаю, что в них общество тоже развивается, если разработчик, конечно, даст такую возможность.
Первые ММОРПГ были про «первобытный мир», потом произошла развилка. Часть ММО миров попала под полный контроль разработчика и в них наступил Эдем. Никто не может причинить зло другому просто по тому что не имеет физической возможности это сделать (Парки).
Оставшаяся часть ММО (Песочницы) должна или погибнуть, так и не выйдя из «первобытного мира», или развиться, эволюционировать. Причем эволюционировать не за счет того, что разработчик возьмет все под свой контроль (тогда песочницы просто превратятся в парки), а за счет развития социальных взаимоотношений и переход их на другой уровень.
Так что тут ПвПшеры живут как раз за счет боевой деятельности (оборона территории альянса), получая за это плату.
Но для того, чтоб это произошло, чтобы по крайней мере уравнять мирных игроков с военными нужно развивать экономику и социальные отношения в игре.
Посмотрите на реальный мир. На его историю. Только в самых примитивных сообществах все решали дубины и копья. Но как только Социум развивается, на передний план выходят совсем другие люди — обладающие экономической, а не физической силой.
Копал я совсем недолго. Никто на мне не нажился при этом, хотя, да по незнанию реалий Евы я потерял достатсчно часо/исков. Потом (почти все свое остальное время в Еве) я фармил на БШ и кариерах, зарабатывал хорошо, не жалуюсь. Так что знания у меня уже были и в том, в чем я занимался я хорошо понимал.
Отношения между мной и нулевой Империей были честными, справедливыми и взаимоответственными. Я был очень доволен.
Все было хорошо. Тогда в чем вопрос?
Я не занимался тем, чем мне было неинтересно заниматься? Я не желал отвоевывать свою собственную системку в нулях, по тому, что мне это неинтересно? Я не занимался ПвП, по тому, что мне это было неинтересно? Я интересовался исками, а нужно было интересоваться чем-то другим?
Что мне нужно было делать, чтоб играть «правильно»?))
Я вообще этого не понимаю.
Я доволен. Играю как хочу. Люди в игре вокруг меня довольны. Никто никого не эксплуатирует, не угнетает. Все хорошо.
Но нет, оказывается что-то не так. Нужно все срочно менять. Кому нужно?
Я только вчера заходил в Еву. онлайн был 16 тысяч. Когда я играл в Еву при Доминионе онлайн был 30 тысяч стабильно. Это было при империях, «застое», рентерах.
Десятки тысяч человек были в нулях рентерами. Десятки тысяч — ПвП пилотами клаймовых альнясов. Все судя по всему были довольны.
По тому, что — кому не нравилось быть рентером, мог спокойно перейти в ПвП корпорацию и воевать себе на здоровье. Мог переселиться в: лоусеки, нпц нули, вормхолы, империю наконец.
Нет, блин. Эксклюзивный контент Евы, то чего нет ни в одной другой ММО даже близко — звездные Империи игроков оказались «неправильными».
Вместо империй, сложной политики, полугодовых войн в реальном времени, грандиозных сражений в каждом из которых участвовало тысячи игроков, нужно было ввести… Чего?
Веселые блин осады. Ради чего я пришел в Еву? Разработчики уверены — ради веселых осад! Как же!!!
Вот нигде нет веселых осад, некуда податься! Ни в БДО, ни в ГВ2, ни в ТЕСО.
Хорошо что это казуальная чушь не прокатила. Но после такого шага разработчиков. После того как я понял, как именно разработчики видят свою игру — я не мог там оставаться.
В деньгах (исках) я проигрывал только в самом начале своей игры, когда был шахтером. И то сильно сомневаюсь, чтоб кто-то на мне серьезно при этом нажился. Люди в корпе, насколько я понимал, были честными. Налог с рядовых членов корпы был всего 90 миллионов иск. Дешевле — только бесплатное проживание. При том лидер корпы говорил, что большую часть аренды он выплачивает из своего кармана. И смотря на рваный онлайн нашей корпы и отсутствии многих по месяцу в игре, я ему верил.
Потом, в другой корпорации я платил уже вполне серьезные полмиллиарда. Но тогда у меня уже был кариер и я зарабатывал по 100 миллионов в час. Так что тоже вполне нормально.
Что на счет этой несчастной арендной платы в казну пауэрблока…
Понимаешь, люди сражались за эту систему, люди защищают эту систему в режиме реального времени, фактически. Ходят на КТА, может быть не спят ночами, теряют дорогие корабли.
Так почему я должен жалеть эти несчастные 500 миллионов, которые я плачу пауэрблоку через корпу? Зачем я должен стремиться надорма жить в чужой системе?!
Я понимаю, конечно, что халява во всех ММО процветает. И мне, такому красивому, должны все только за факт моего присутствия в игре. Но у меня есть как-то чувство справедливости.
Понимаешь, нет никаких карабасов-барабасов ни в Еве ни в других играх. Я по крайней мере таких не встречал. Есть обычные деловые отношения. Справедливые! Честные!
Мы за тебя сражаемся — ты платишь. Я за вас сражаюсь — вы платите. Я вам то, вы мне другое. Так все и должно работать в здоровом социуме.
А платить за аренду нужно в твердых исках. Правда вначале плата была небольшой.
Но вобщем надоел мне этот космический коммунизм и я перешел на хозрасчет. Сколько заработаю — все мое минус налог.
Если у тебя много исок ты можешь: купить дорогие фракционные корабли и модули; заплатить аренду за хорошую систему; меньше боятся сливов; получить доступ к большему количеству контента; наконец заплатить за саму игру.
И если у тебя мало исок То ты ничего такого не можешь. Соответственно.