Да простят меня поклонники мира Star Wars и творчества канадских докторов, но терпение мое подошло к концу после того, как Bioware обнародовала систему «крафта» в своем проекте SW:TOR. На фоне такого подхода теперь самая изоляционистская онлайн-игра кажется раем коллективного взаимодействия. Причина, по которой Bioware решила назвать свою работу ММО, мне хорошо понятна. Причина, по которой журналисты это терпят — не очень.
Итак, в крафте вам будут помогать… нет, зачеркиваем. Собирательством и созданием вещей вместо вас будут заниматься… ваши искусственные помощники. Пока в далекой Южной Корее всякие mmo-фанатики выдумывают новые механизмы социализации, воссоздавая в том числе и элементы Star Wars Galaxies, Bioware загоняет игроков в свой персональный корабль играться с NPC, но упорно рассказывает нам, что это MMO.
Причиной такого хода называют довод, звучащий примерно так: «Дарт Вейдер не будет собирать цветочки». Ну, вроде, несолидно выглядит. Поэтому он будет раздавать приказы, уходить спать, а на утро спрашивать со всей строгостью. То есть ему все равно придется разбираться в том, какие цветочки и где собирать, разжевывать все это несмышленым куклам и проверять, правильно ли они сделали то, что он им вчера разложил по полочкам. Но сказать в порыве бешенства сакраментальное «Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам» и пойти за нужными цветочками — ни-ни.
Иногда мне кажется, что Bioware не только проектирует уютные кабинки изолированных космолайнеров, где любой желающий за $15 в месяц будет Дартом Вейдером, но и сами не вылазят из такой кабинки. Так вот, для тех, кто в запертой каюте, сообщаем: в космической игре, вышедшей в 2003-м году и пользующейся популярностью по сей день, давно есть свои Дарт Вейдеры, которые «никогда не собирают цветочки». И даже не знают, как они называются. К ним просто стекаются огромные ресурсы. За них добывают, перерабатывают, исследуют и создают. Имя этой игре — EVE-online, где у настоящих лидеров флотов и хозяев Звезд Смерти есть ресурсы, соответствующие их реальному статусу, а не темному костюму, выбранному при генерации персонажа.
Я понимаю, что Bioware рубит капусту, но настолько открытой попытки выдать сугубо одиночный геймплей за mmo-механику я что-то не припомню.
12 комментариев
Повторюсь. Что умеют - то и делают. Сетевые игры Bioware делать не умеют, не говоря уж о MMO. Я к этому проекту не то чтобы потерял интерес, он у меня, признаться, никогда и не возникал.
Обратите внимание: все большие MMO проекты которые вызывают наше искренне любопытство, делают люди с 10+ лет опыта именно в этом жанре. И это неспроста.
Но игровой элемент ведь сохранён? Так ты направлял бы куклу своего персонажа, и грайндил бы дроп до (или после?) умопомрачения, а так будешь выбирать, куда и зачем послать своих неписей, чтобы они пилили-шура-пилили, пока ты занимаешься чем-то более игроподобным.
И это не отменяет взаимодействия в команде, если разные люди разные компоненты добывают. В EVE не отменяло :)
Этот комментарий был удален автором.
Разные люди в EVE добывали разные вещи, если убрать вопросы альтоводства, потому что EVE соблюдала базовый принцип: "один игрок - один пилот - один корабль". SWTOR предлагает какое количество искусственных компаньонов одновременно, в качестве базовой схемы? Пять? Десять? Пятнадцать? Я не знаю, но понятно, что не один. То есть у тебя будет команда искусственных людей, выполняющих различные действия.
Я понимаю, что не всем нравится собирательство и крафт. И многие, кому как раз не нравится это, довольны таким нововведением, судя по комментариям в разных местах. Хотя мне почему-то кажется, что они в глубине души были бы еще довольнее, если бы крафт отменили совсем. Но в этом-то и залог хорошей MMO, предполагающей, что в нее будут играть разные люди - дать возможность играть разные роли в живом социуме. Не "все Дарт Вейдеры, которым стыдно цветочки собирать" и не "все фермеры-заготовители сена", а "все разные, объединяющиеся по общим интересам или потому, что нужны друг другу".
Ат, а POS-ы разве не собирали материалы? Какое-то ограничение на собирающих неписей будет, не волнуйся, так что если один собирает материал 1, а второй - материал 2, можно объединиться и сделать что-то в два раза быстрее. Если найти того, кому интересен крафт, конечно же ;)
Дык, получается, что у нас все же есть те, кому интересен крафт, кому интересна торговля на аукционе и кому интересно темное властелинство. Понимаешь? Значит, изначальный посыл "мы сделаем крафт таким, потому что темный властелин не должен крафтить" неверен.
У нас снова повторится тот же бред с галактикой, населенной исключительно джедаями и ситхами, которые из-за своей массовости размывают понятие уникальности, исключительности и избранности. В игре неизбежно будет огромный зазор между лучшими и худшими игроками. Кто-то будет по-настоящему джедаем, благодаря мастерству, а кто-то будет просто в костюме, как на хэллуин.
Я помню о том, что бэкграунд Евы описывает нам примерно то же самое - все капсулиры отборные пилоты, на которых угрохали кучу денег и обучили чему-то невероятному. Но никто и никогда этого в игре не вспоминает, общаясь с каким-нибудь Васей, который даже из дока выйти не может. К счастью, за EVE не стоит такой культовой IP, как за Star Wars. Поэтому байку про избранность капсулиров игровое сообщество пропускает мимо ушей, разделяя всех внутри на тысячи полочек, от полных нубов до опытных флиткомов.
Ну и джедаи с ситхами бывают разными по навыку. Они ж там рубают друг друга. При чём тут крафт вообще?
А идея сделать "обычных" людей неписями - очень хорошая, по-моему, для этого и схожих сеттингов, где обычные люди просто живут суровой пасторальной жизнью, и у них ничегошеньки не происходит. Если Звезда Смерти к планете не подлетит.
>>При чём тут крафт вообще?
Так и я об этом. При чем тут крафт? :) Сделайте бэттлграунд и вперед. Но тогда это будет не совсем MMO, потому что крафт - часть привычных опций онлайновых миров, которые собирают разных людей с разными интересами и разной вовлеченностью в игровой процесс.
> Так и я об этом. При чем тут крафт? :)
Не не не. Ты ругаешь на игру за то, что у неё крафтом занимаются управляемые тобой неписи, а не управляемая тобой кукла, а потом соскакиваешь наездом на то, что джедаи бывают разными, от сильных до слабых. При чём тут крафт?! Какая-то ассоциативная связь недоозвучена, имхо.
Ну и если World of Tanks называют ММО, то пришло тебе время смириться с широтой этого термина. Или использовать ММОКМН (ММО-Которые-Мне-Нравятся) или СММО (Субъективно ММО).
Я ругаюсь на игру за изоляционизм, чуждый MMO. За сторилайн, за "да, эту игру можно пройти одному", за корабль-отдельную нору, за искусственных компаньонов вместо реальных. За крафт, который такой, потому что аватару игрока им стыдно заниматься, поэтому игрок будет сам заниматься им посредством других аватаров.
Может, не прав. Но я не считаю, что если завтра кто-то закричит "я тоже MMO", вроде все тех же WOT или SWTOR, нужно говорить "ну, вот такой это теперь широкий термин". Или да, нужно тогда вводить какой-то новый термин, если этот затаскают. А то что-то чем дальше, тем даже WoW все больше выглядит хардкорной и действительно коллективной MMO. Почему TF2 - не MMO, а WOT MMO? В чем их принципиальное различие? Если завтра и ArcheAge, и TF2 будут называться MMO, придется придумывать новую классификацию, ты прав. Которую, собственно, и придумали для MMO в рамках КИ.
Паразитирование на термине может дать только краткосрочную выгоду. Это попытка взять заслуги предыдущих проектов, сформировавших образ и популярность MMO, приписав их себе автоматически через термин. Разве мы не наблюдали того же в рамках термина RPG?
Ну так это давно было известно, и крафт ни при чём (в котором я так и не вижу больших отличий, всё равно ж мы не собственными руками выковываем все эти "лазерная броня праведности +5" и т.п.). Они сразу сказали, что будет мощный сторилайн, и в роликах показали инстансы на пару-тройку человек, где они ещё и диалоги могут друг у друга перехватывать.
Но ты также и на Dungeons & Dragons Online мог бы ругаться, и на GW1 (а может и 2, какой им смысл далеко уходить от успешной ниши?). Что ты, я так подозреваю, и делаешь. Но, как есть люди, которым нравится крафт, так есть и люди, которым нравятся камерные онлайновые игры с налётом многопользовательской персистентности. КОИСНМП.
И "это шаг назад" не получится говорить тоже, других игр с многопользовательским сюжетом нет (насколько я знаю), так что это тоже шаг вперёд, просто в другом направлении. При определении направления шага надо учитывать направление лица шагающего (с) ;)
PS WoT от TF2 не отличается, пока там боёв за земли не ввели. Но всё время планируют и обещают. А сейчас - да, форменный ТФ2, в другом скине.
Уже надо придумывать новую классификацию. Я для себя разделяю на MMO и MMOPRG. где второе - подмножество первого. И таки да TF2 - MMO, но не MMORPG. Но даже так не помогает. Четкого описания жанра MMORPG нету. Вон в GW вообще нету крафта игроками, но при этом она безусловно RPG...
Lars Buttler попытался выкрутится их этих граблей введя термин "качественное MMO AAA класса" и далее перечислив все что, по его мнению, должна такая игра включать: PvP, RvE, крафт, рейды и т.д и т.п. - длинный список, но это довольно субъективный подход.
Короче, путаница полнейшая.