Это должен был быть короткий ответ на простой вопрос… Увы, кратко не получилось.
Мои литературные пристрастия всегда метались между фэнтези и научной фантастикой. Как так получилось?
Первой «толстой» книгой для меня стала трилогия «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Принято считать, что эта трилогия, наряду с Властелином колец и Хрониками Нарнии (вторая «толстая книга») — один из основоположников жанра неверлендов. В детстве книга произвела на меня огромное впечатление. Уже много позже, перечитывая ее в очередной раз, я понял, что в сущности речь идет вовсе не о драконах и не о магии, а о поисках… терпения, смирения, силы, гармонии…
Но это была не единственное, что я читал. Времени у меня было много, а способов занять его — мало. И вот, наряду с литературой детско-художественной мне в руки попала приличных размеров пачка советских журналов — Наука и Жизнь, Техника молодежи и другие. Подборка охватывала период в 20 лет, начиная с семидесятых. Замечательной особенностью этих журналов было обыкновение в конце каждого журнала печатать отрывки из рассказов «молодых авторов». Много позже, читая классику мировой фантастики я с удивлением нет-нет, да обнаруживал уже знакомые эпизоды. Особое впечатление на меня произвел цикл Путь к земле. Для меня это был первый осознанный порыв к вычислительной технике.
Когда в течение одного и того же дня читаешь подряд похождения принца Каспиана, описание АМС Венера-6 и Фонтаны Рая, то взгляды на мир складываются весьма своеобразными.
Такое перетекание между мирами продолжалось и в дальнейшем. Казалось бы, и фантастика, и фэнтези — суть бегство. Бегство от реальности в место, которого нет. Однако, между двумя этими выдуманными мирами есть одно важное отличие.
О чем фэнтази и чем отличается их мир от нашего?
В каноническом случае это мир средневековья, в котором возможна магия и существование удивительных существ, мест и вещей. Более простой и размеренный мир, где чудеса — совершенно обыкновенная вещь. Ближе всего к фэнтези лежит героический эпос… фэнтези очень многое у него позаимствовало.
Считается, что такие миры стали ответом на ужасы второй мировой войны и на страх перед войной третьей, после постройки атомной бомбы имевшей все шансы стать для человечества последней. В такой обстановке хочется забыть о всех технологиях и окунуться в более простой и размеренный мир, где путешествие между соседними городами занимает неделю, а в тяжелую минуту на помощь приходит чудо. Есть Добро, есть Зло, и общего между ними нет ничего.
Технология в таком мире либо отсутствует, либо работает так же, как и магия — совершенно необъяснимым образом. В целом, все это складывается в описание мира, которого нет, но который мог быть когда-то. Пока из него не ушла магия, и он не превратился в тот мир, в котором живем мы.
Чем в этом смысле отличается научная фантастика?
Научная фантастика, как жанр, появилась в оптимистичные времена. Люди верили в силу человеческого разума и человечность его сердца. Мир казался покоренным, а немногие оставшиеся загадки наука грозилась раскрыть в самом скором времени. Искусственный интеллект, человекоподобные роботы, лекарства от всех болезней, колонии на Луне и Марсе, полеты за пределы Солнечной системы — все это казалось делом ближайшего будущего, максимум — следующего поколения.
Как ни крути, но в большинстве случаев мир в НФ — это наш мир. На Луне, Марсе, в поясе астероидов, в Сфере Дайсона возле Тау Кита… Земля всегда остается где-то позади. Ее изменило время, какая-то новая технология на грани возможного, или даже за ней, но люди помнят о ней и решают в сущности те же вопросы, что решаем, или будем решать в недалеком будущем мы.
Человечество вполне может нарвать цветов для элджернона, заполучить матрицу и помечтать об электроовцах. Дайте срок. Даже Тахмасиб, если задуматься, тоже не кажется чем-то, не осуществимым в принципе, в том или ином виде. А если очень повезет, то и вход в червоточины найдется. Встретить братьев по разуму…
К слову, если кто-то встречал это видео в приличном качестве — я был бы крайне признателен за ссылку.
Мы может так никогда и не приблизиться к скорости света и оказаться запертым в десятке-другом световых лет от Солнца. Хватит и этого — нынче почти у каждой «приличной» звезды есть планеты. Расселение хотя бы в пределах нашей Солнечной системы, да что там, системы Земля-Луна — это уже огромный шаг вперед по сравнению с тем, что есть сейчас.
Фэнтази — мир в прошлом, которого никогда не было. Научная фантастика — мир в будущем, который может быть.
27 комментариев
У меня абсолютно тоже самое. Я всю жизнь пытался ответить на вопрос, что же мне больше нравится, фэнтези или фантастика. И так и не решил. Были времена, когда я нереально тащился от киберпанка (т.е. и сейчас тащусь, но мания прошла). Игры, литература, фильмы, перебирал все, что можно. Потом экранизировали Властелина колец, я прочитал книгу, затем еще десятка 2 фентезийной литературы. Потом подсел на Доктора Кто и понеслось время увлечения фантастикой (которое вновь разгорелось с выходом Масс Эффекта).
Я честно говоря никогда не думал о литературе, а точнее литературных (да и не только) сеттингах, с точки зрения разграничивания «это сказка», а вот это «возможное будущее». Да, приключенческий жанр (а именно к нему принадлежит большинство фантастики и фэнтези) сам по себе располагает к бегству от повседневной реальной жизни. Но какая разница, несуществующее это прошлое или возможное будущее? Было время, когда вестерны Майн Рида и карибская тематика Сабатини увлекли меня гораздо сильнее, чем фэнтези и фантастика. Что там? Прошлое, которое в принципе было, но сильно приукрашено и романтизировано автором?)
Поэтому я и понял, что метаться нет смысла. Поэтому я избавился от всяких жанровых предпочтений. Я люблю все, что сможет завлечь меня с головой и покорить своей атмосферой. А что из этого выдумка, а что предреченное будущее, да какая разница? Главное — эмоции =)))
Впрочем, литература, хорошая литература, это всегда о нас. В будущем, которое, может быть, мы смотрим на себя. В прошлом, которого никогда не было, мы тоже смотрим на себя. Мне кажется, что в фентези, в среднем, больше инфантильности и розовых пони (даже если они сделаны в мрачных тонах), из-за которых сложно говорить о настоящем человеке. Но и в условной НФ этого полно. И еще в НФ есть очень серьезная болезнь, когда автор начинает играть в футуролога, пытаясь угадать технологии, а не то, как они по-новому могут проявить нас живых (неважен век, в котором мы жили или будем жить).
Это просто поток мыслей. Я ни к чему не веду. Мне интересно поучаствовать в этом разговоре и я благодарен за то, что ты его начал.
Опять же, возвращаясь к ММО в контексте НФ, я помню, сколько удовольствия ощутил в EVE именно из-за того, что это проекция в будущее. Ни одна из тем не казалась мне здесь неуместной. Ни одна из манер говорить. Вместе с тем, специфические для игры термины, непременно проникающие в наши разговоры, наполняли все это особой атмосферой. Правильной атмосферой, которую практически невозможно было разрушить, даже если сказать «ой, сейчас по телевизору видел такое...». Это вам не «собираю пати на треню» в Легендах Кунг-Фу. :) «Патя на треню» — и прощай вся тщательно создающаяся атмосфера, музыка, шелест листвы и та прекрасная скала для медитации, которую я выбирал. «Патя на трееееню!!!». Чтоб вы сдохли. Я хочу плазмоган.
Ээээх… =)))
Отвечая на заглавный вопрос — определенно НФ. Но, с оговоркой — не все поджанры НФ мне интересны. Самые любимые: 1) т.н. «твердая НФ», на космическую тематику, тесно переплетенная с футурологией, 2) постапокалиптика, 3) более-менее «твердые» космооперы и НФ милитаристика, обычно идут вместе в одном флаконе.
Из твердой НФ невероятно тащусь от Кларка и Лема. Спасибо Ату и Андре, к слову, за то, что с ними познакомили. Из постапока — вселенные Fallout, некоторые книги по Метро 2033 и Сталкеру, Безумные Максы, Иеремия, в таком духе. Из космоопер/НФ милитаристики — вселенная Star Wars для меня на первом месте. В детстве когда-то читал Звездных Королей, и еще что-то, но уже давно не возвращался к этому жанру. Разве что играя/читая Mass Effect :).
Как я писал в конце 2012-го в своей итоговой заметке — KSP очень сильно изменило мое восприятие НФ, добавило дополнительную глубину. Отныне пытаюсь искать книги на тему реалистичных космических экспедиций и приключений — читать их стало чрезвычайно приятно.
Забыл упомянуть еще вот о чем. В аниме тоже есть более-менее интересные НФ истории. Из космоопер/милитаристики — вселенные Macross и Gundam, Fairy Yukikaze, если можно… Из приключений — Cowboy Bebop, а из крайне реалистичных — Planetes (про уборщиков орбитального мусора). Я почти перестал смотреть аниме, может еще что-то упустил.
И, да, еще из космоопер — Battlestar Galactica, а нф/постапок — первые две части (оригинальные) Планеты обезьян.
Я например Звездные войны (оригинальную трилогию) всегда считал не научной фантастикой, а очень даже фентази. Фабула очень похожа. Только вместо магии — Сила, а меч — световой. Даже принцесса есть. Это уже позже (и другие люди) подвели под все происходящее какой-никакой «научный» базис.
Аналогично и warhammer 40k. Какая это научная фантастика? Это фентази, причем очень темная.
Конечно, на определенном этапе развития технологии для стороннего наблюдателя ее проявления становятся неотличимыми от магии. И мы от этого уровня еще очень далеко.
Т.е. совершенно очевидно, что я не смогу читать мысли, поднимать силой мысли предметы, растворяться в космосе.
Зато запустить ракету, смастерить лазерный пистолет, или рельсотрон — пожалуйста. Было бы желание, средства и руки из правильного места. Да, конечно, это не Космический корабль, Фазер или Рейлган. Но они реальные и работающие уже здесь и сейчас.
Когда автор хочет подчеркнуть какое-то явление в нашем обществе, он заменяет все окружение на явно выдуманные объекты, свойства которых читателю до конца не ясны. Таким образом, нашему мозгу не за что зацепиться и мы перестаём мыслить шаблонно. Автор заставляет нас задуматься и проанализировать описанную им ситуацию. А потом мы уже понимаем аналогию и переносим это на реальный мир.
Это намного эффективнее, чем выдумывать какие-то ситуации в реальном мире, в которые мы не поверим, или просто не обратим внимание, следуя привычным стереотипам.
Фраза звучит уж очень категорично, в духе «ATI лучше» ;)
Просто в фентези мир выдуман полностью, и там автор сосредотачивается на раскрытии проблем человеческого поведения. Отсюда и:
В современных ММО поведение людей и их отношения в небольших группах, это единственное, на чём имеет смысл сосредотачивать внимание, потому сеттинг фентези и подходит для этого лучше всего.
А вот в фантастике, используя то, что этого якобы наше возможное будущее, есть возможность переносить проблемы общества в целом, показывая во что они могут развиться. Главный герой является уже не столько средоточием проблемы, сколько проводником, раскрывающим нам авторскую идею от первого лица.
Если ещё в одиночных играх можно повторить этот приём, то с переносом на ММО начинаются проблемы. Многопользовательские миры слишком примитивны, чтобы наполнить их какими-нибудь социальными проблемами.
Но в целях самосовершенствования, полезны оба жанра. Один делает лучше нас индивидуально, другой делает лучше общество.
Скорее просто фантастику стали использовать не по назначению. Доводя её до полного отрыва от реальности и сосредотачиваясь на проблемах человека. Но смысл от этого немного теряется.
Даже более того, сейчас полно фентези и фантастики, где автор вообще не вкладывает никакого смысла в происходящее.
И да, я согласен с вами в том, что фэнтези и научная фантастика не так уж и сильно отличаются, особенно если постараться отбросить декорации и взглянуть вглубь конфликта. Если взять приключенческую литературу, то она вообще отличается только ими, а по сути — одно и тоже. Лишь главному герою под силу выполнить миссию. В этом смысле Гарри Поттер не особенно отличается от астронавта Джонса.
Возможно, все дело в том, что в какой-то момент жизни я перестал верить в чудеса. И по этому образ мага, кастующего фаербол, меня в трепет более не приводит. Равно как и бравого космодесантника в силовой броне с блазменной пушкой наперевес.
А вот в светлое будущее Полдня поверить очень хотелось бы. В то, что в конечном итоге разум победит инстинкты и человечество не скатится в последнюю мировую войну за остатки минеральных ресурсов и не истребит в процессе самое себя.
А фентези подготовит нас самих, чтобы мы смогли справится с растущими возможностями.
Так что лучше всего они действуют вместе.
Сейчас, к сожалению, более популярно фентези. Потому что это отображает общие тенденции в обществе — сделать жизнь лучше, стать цивилизованнее, но никуда не идти.
— Они мясные.
— Мясные?
— Да. Они сделаны из мяса.
— Из мяса?!
— Ошибка исключена. Мы подобрали несколько экземпляров с разных частей планеты, доставили на борт нашего корабля-разведчика и как следует протестировали. Они полностью из мяса.
— Но это невероятно! А как же радиосигналы? А послания к звездам?
— Для общения они используют радиоволны, но сигналы посылают не сами. Сигналы исходят от машин.
— Но кто строит эти машины? Вот с кем нужен контакт!
— Они и строят. О чем я тебе и толкую. Мясо делает машины.
— Что за чушь! Как может мясо изготовить машину? Ты хочешь, чтобы я поверил в мясо с памятью и чувствами?
— Да ничего я не хочу. Просто рассказываю, что есть. Это — единственные разумные существа в целом секторе, и при этом состоят из мяса.
— Может, они похожи на орфолеев? Ну знаешь, этот карбоновый интеллект, который в процессе развития проходит мясную фазу?
— Да нет. Они рождаются мясом и умирают мясом. Мы изучали их в ходе нескольких жизненных циклов — которые у них, кстати, совсем коротенькие. Ты, вообще, представляешь, сколько живет мясо?
— Ох, пощади меня… Ладно. Может, они все-таки не полностью мясные? Ну, помнишь, как эти… веддилеи. Мясная голова с электронно-плазменным мозгом внутри.
— Да нет же! Сперва мы тоже так подумали. Раз у них голова из мяса. Но потом, как я и сказал, каждого протестировали. Сверху до низу. Везде сплошное мясо. Что снаружи, что внутри.
— А как же мозг?
— А, мозг есть, всё в порядке. Но тоже из мяса.
— Откуда же берутся мысли?!
— Не понимаешь, да? Мысли производит мозг. Мясо.
— Мысли у мяса? Ты хочешь, чтобы я поверил в разумное мясо?
— Да, черт возьми! Разумное мясо. Мясо с чувствами. С совестью. Мясо, которое видит сны. Всё — сплошное мясо. Соображаешь?
— О господи… Ты что, серьезно?
— Абсолютно. Они на полном серьезе сделаны из мяса, и последние сто своих лет пытаются выйти на связь.
— Чего же они хотят?
— Для начала — поговорить… Потом, видимо, пошарить по Вселенной, выйти на ученых других миров и воровать у них идеи с данными. Всё как всегда.
— Значит, нам придется разговаривать с мясом?
— В том-то и дело. Так они и твердят в посланиях: «Алло! Есть кто живой? Кто-нибудь дома?» — и прочую дребедень.
— То есть, действительно разговаривают? При помощи слов, идей и концепций?
— Еще как. Особенно с окружающим мясом…
— Но ты же сказал, что они используют радио!
— Да, но… Чем, по-твоему, они забивают эфир? Мясными звуками. Знаешь это плямканье, когда шлепают мясом по мясу? Вот так они перешлепываются друг с дружкой. И даже поют, пропуская сквозь мясо струйки сжатого воздуха.
— С ума сойти. Поющее мясо! Это уж слишком… И что ты посоветуешь?
— Официально или между нами?
— И так, и эдак.
— Официально нам полагается выйти на контакт, приветствовать их и открыть доступ к Полному реестру мыслящих существ и многосущностных разумов в этом секторе — без предубеждений, опасений и поблажек с нашей стороны. Но если между нами — я стер бы к чертовой матери все их данные и забыл о них навсегда.
— Я надеялся, что ты это скажешь.
— Мера, конечно, вынужденная. Но всему есть предел! Разве нам так уж хочется знакомиться с мясом?
— Согласен на все сто! Ну, скажем мы им: «Привет, мясо! Как дела?» А дальше что? И сколько планет они уже заселили?
— Только одну. Они могут путешествовать в специальных металлических контейнерах, но постоянно жить в пути не способны. Кроме того, будучи мясом, они могут передвигаться только в пространстве С. Это не дает им развить скорость света — а значит, вероятность выхода на контакт у них просто ничтожна. Точнее, бесконечна мала.
— Выходит, нам лучше сделать вид, что во Вселенной никого нет?
— Вот именно.
— Жестоко… С другой стороны, ты прав: кому охота встречаться с мясом? А те, кого брали на борт для тестирования, — ты уверен, что они ничего не помнят?
— Если кто и помнит — все равно его примут за психа. Мы проникли к ним в головы и разгладили мясо таким образом, чтобы они воспринимали нас как сновидения.
— Сны у мяса… Подумать только — мы снимся мясу!
— И тогда весь этот сектор на карте можно отметить как необитаемый.
— Отлично! Полностью согласен. Как официально, так и между нами. Дело закрыто. Других нет? Что там еще забавного, на той стороне Галактики?
— Да так… Одна робкая, но симпатичная водородная особь в созвездии Девятого класса, зона 445. Входила в контакт пару галактических циклов назад, теперь снова хочет дружить.
— Ох. Похоже, никуда от них не денешься.
— Да ладно тебе! Только представь, как неописуемо холодна была бы Вселенная, населяй мы ее в одиночку…