avatar
Всё началось вот с этого:
Насколько игра требует залива денег или магазин декоративный?
Не хочется даже регистрироваться, если это очередной pay2win.
На что я в общем-то ответил своими ощущениями и опытом игры. И получил вот это:
Вот тут обсуждение официального видео с обзором магазина образца 2017 года. Не думаю, что с тех пор стало лучше. Вполне допускаю, что стало хуже. LiF MMO — это махровый пейтувин.

Фактически, Атрон, ты одной фразой перечеркнул все мои размышления и игровой опыт. И сказал человеку задавшему вопрос: «Не играй!» Как ты думаешь, что я на это должен был ответить? Ведь мне игра нравится, и я хотел бы, чтобы её хотя бы попробовали. Только поэтому я стал защищать эту самую модель монетизации. Между «не играй вообще» и «попробуй поиграть», я выбираю второе. А ты явно установил свою позицию на первом. Хотя потом было много слов и стало ясно, что твоя позиция не так однозначна. Но прочёл ли всё тобой написанное тот человек, что задал вопрос? Скорее всего нет, ведь он получил от тебя ответ.
Расстроен я, короче.
avatar
Но ведь мы живем в условиях рынка, а это значит, что помимо освещения проблем игровой индустрии, есть верный инструмент влияния в виде: не потреблять товар, если он не устраивает. Вот не устраивает меня наличие магазина в игре — я не буду в нее играть. Да, дело личное, и важно, насколько во многом человек может себе отказать.

Однако, мне кажется, что «Ситуация за это время не изменилась совсем.» — прямое следствие того, что «И многие тут играют. В тот же Блек Десерт играют.». Ну зачем продюссерам делать что-то иное, если текущая схема прекрасно работает (в смысле, приносит стабильный доход, который, скорее всего, только растет)? Может случиться и случается обратное. Когда схемы фритуплея лишь ужесточают и накручивают их на игры за фулл-прайс и п2т, пока игроки окончательно не начинают бунтовать (как в случае с Баттлфронтом). Мне кажется, что именно байкот повлиял на то, что впоследствии мы увидели ААА игру по ЗВ вообще без каких-то доп. плат, кроме изначальной цены.
avatar
Я и не играл в ММО больше трёх лет. Ситуация за это время не изменилась совсем. Ты предлагаешь держать бойкот и дальше. А мне надоело. И многие тут играют. В тот же Блек Десерт играют. И так далее.

В нашем разговоре постоянно перемешиваются две темы: обсуждение магазина LIF и обсуждение глобальной политики по отношению к MMO с плохой бизнес-моделью. Можно ли их не перемешивать, если второе объясняет принятие первого, я не знаю. Но всё же обращаю внимание на то, что это разные темы.

Из-за постоянного смешивания этих двух тем может показаться, что, так как я остаюсь сторонником неприятия плохой монетизации, как единственного рационального способа изменения общей картины в лучшую сторону, моя основная мысль в споре о магазине заключается в том, что ошибкой было просто начинать играть в такие игры. Но это не так. Стал бы я позитивно оценивать материалы и расспрашивать о деталях игры, если бы считал сам факт игры в LIF каким-то проступком и осуждал это? Нет.

Но когда мы начинаем говорить об игровом магазине, давай обсуждать его серьёзно. Понятием «победа» (win) в MMO очень легко манипулировать. В большой игре с массой факторов и поступков причины «победы» (даже формальной) могут быть плохо различимы. Вот только если большая часть магазина — это точно не декоративные штуки, которые игроки тем не менее оплачивают, это означает, что разработчики торгуют явными преимуществами.

Не имеет значения твоё личное отношение к востребованности этих преимуществ, особенно с учётом того, что оно явно делается на основе субъективного анализа необходимости необязательных денежных трат, где, по твоим же словам, выше 300 рублей в месяц ты платить не готов и, образно говоря, «лучше пройдёшь пешком». Но объективно это означает, что ты просто занимаешь какое-то своё место в общем спектре клиентской базы, оставаясь, давай честно, далеко не топовым клиентом разработчиков игры. Другой человек, с другим отношением к тем же суммам, может намного больше влиять на механики игры и добавлять в геймплей намного больше «магазинных примесей», чем ты. При этом делает он это в том же пространстве, где играешь и чего-то добиваешься ты сам. Будет ли это вести к однозначной «победе»? Нет, потому что такая очевидность не выгодна, прежде всего, организаторам сервиса — слишком краткосрочная стратегия.

Обрати внимание на то, что мой текст, на который я дал ссылку, называется «Почему магазин и геймплей несовместимы». Он не оценивает субъективную степень влияния (тут многое зависит от твоей личной чувствительности, финансовых возможностей, отсутствия альтернатив для тебя лично и прочих факторов), он оценивает факт подмены механики, игрового вызова, услугой в игровом магазине. Мало того — ни одна бизнес-модель, завязанная на продажу преимуществ, не может быть неизменной. Она постоянно в движении в строго определённом направлении: смена или расширение ассортимента, постепенное увеличение влияния магазина на геймплей.

Какой из всего этого выход? Мне кажется, что на вопросы о магазине стоит отвечать строго и по делу, в духе «в магазине можно купить это, это и вот это». Если хочется рассказать о степени влияния на геймплей, лучше применять числа и проценты, а не субъективные оценки «не очень» или «подумаешь». Не уговаривать собеседника (а заодно и самого себя) согласиться на предложенные условия, а просто информировать. В таком случае, даже играя, тебе не придётся капитулировать, принимать новую норму и невольно становиться адвокатом того, что тебе и самому не нравится.

Напомню в очередной раз, что я играл в EVE, когда там были PLEX, а позже и торговля очками умений. И это мне не мешало каждый раз жёстко критиковать авторов за такие решения. Точно так же было в отношении авторов Haven and Hearth. И других MMO. Так что нет никакой дихотомии «не играть или принимать», на мой взгляд. И эти темы, даже если ты не готов кого-то бойкотировать, можно не смешивать.
avatar
Интересно, что вы переводите LiF как «Жизнь феодала», хотя фактически — это «Жизнь феодальная», где феодалы-то явно не (по крайней мере не все подряд) игроки.
avatar
Я и не играл в ММО больше трёх лет. Ситуация за это время не изменилась совсем. Ты предлагаешь держать бойкот и дальше. А мне надоело. И многие тут играют. В тот же Блек Десерт играют. И так далее.
Я не верю, что игра может существовать вообще без денег от игроков. И я платил бы за Феодалов рублей триста в месяц. А вот семьсот это уже на мой взгляд много. Премиум у них как раз семьсот.
Но вообще, Феодалы на западную аудиторию рассчитывают. Вот сейчас идёт стрим, он полностью на английском. Игру для нас перевели и то хлеб. А так много иностранцев играет. Очень много.
Может изменения и наступят лет через десять или двадцать и появится хоть что-то интересное с честной подпиской, но этого слишком долго ждать. А может этого и не будет вообще.
avatar
Эх… Проблема в том, что только услышав слово «пейтувин» народ сейчас начинает плеваться и топать ногами. И в игру не идёт. Совсем. Я и сам такой в общем-то.

И, если хочешь знать моё субъективное мнение — правильно. Потому что только так можно менять реальность. Если ты видишь другие методы, поделись.

Проблема в том, что при этом в случае с Жизнью Феодала мы фактически с водой выплёскиваем и ребёнка.

А ребёнок не заигрался? Выше ты признаешь, что тебя взяли измором, фактически, шантажом: «Но другой нет. Альтернатива — вообще не играть в ММО». Ты, когда на этот шантаж соглашаешься, какой план в голове держишь? Что дальше будет лучше? Что дальше будет хуже? Или «да пофиг, не хочется об этом думать»? Реально считаешь, что если ты согласился на все их условия «кривой монетизации», через месяц будет лучше, или через год появится MMO, которая тебе предложит условия получше? Ну, вот с какой стати? Ты же уже согласился. Это же уже стало нормой. Всё, что нужно дальше — ещё чуть-чуть подкрутить температуру.

Ты вот прямо сейчас впрягся за разработчика и оправдываешь его за то, что тот не дал тебе альтернативы. Не дал нормального игрового сервиса. А кто-то запрещал? Или в интервью с Владимиром Пискуновым за много лет до этого момента мы не видели всей этой лояльности продажи внутриигровых преимуществ? Вот выдержка из нашего с ним разговора четырёхлетней давности:

Понимаешь, меня удивляет то, что разработчики готовы экспериментировать с разными типами серверов в геймплейной или организационной части (разные правила, выделение ролеплейного сервера), а вот в плане монетизации с разными серверами я могу только вспомнить Аллоды Онлайн. Да и то через много лет после старта проекта. Ну, и в какой-то степени Black Desert, хотя там мутная история.

И, если помнишь, в средине нашего разговора ты понял, что мне хочется абсолютно чистой игры, а ты и твои друзья готовы идти в этом вопросе на компромиссы. То есть, фактически, мы принадлежим к аудиториям с разным порогом чувствительности к элементам монетизации и срезания углов. И почему бы не предлагать разную монетизацию при уже фактическом разделении структуры ММО на шарды, сняв тем самым все точки напряжения, предложив выбор и честно замерив интерес к разным подходам? Сейчас мы говорили, фактически, о трети проголосовавших, сходу несогласных с предложенной системой. Это, возможно, аудитория целого сервера.


Владимир Пискунов сделал свой выбор: он продаёт скины к лопатам и всяческие срезания углов за деньги. И я не буду больше задавать наивных вопросов «почему бы вам не запустить два варианта монетизации?». Потому что знаю ответ. И все остальные его тоже знают. Включая тебя: «Альтернатива — вообще не играть в ММО». Только такая альтернатива и нужна. Потому что дай людям чистый игровой сервис, и они будут смеяться над всякими «это не очень влияет» или «подумаешь +2». У нас бы просто не было сейчас предмета спора.

А так, ура, ты сравниваешь полноценную MMO — барабанная дробь — с упоротыми браузерками. Вот где, мол, жесть. Ну, то есть это же в чистом виде «дотрахались до мышей». Я в таком участвовать отказываюсь. И не очень понимаю, зачем тебе это.

Да, конечно, Феодалы не идеал. Монетизация кривая, на боёвку народ ругается и так далее. Но всё же, надо признать, что никакого жёсткого Пейтувина в ней нет. А вообще без доната игра бы померла давно.

А вот и следующая логическая ступень: ты просто не веришь, что без продажи преимуществ сама игра жизнеспособна. Ты бы не платил за эту игру (в чистом виде игру) 10-15 долларов в месяц? Тогда о чём мы говорим?
avatar
VATSIM
С моей точки зрения, это не MSFX смотрит в спину, а скорее — наоборот. Обычным ММО до ММО-симов еще тянуться и тянутся… Но это настолько две разные сущности, что они скорее рядом.
avatar
Эх… Проблема в том, что только услышав слово «пейтувин» народ сейчас начинает плеваться и топать ногами. И в игру не идёт. Совсем. Я и сам такой в общем-то.
Проблема в том, что при этом в случае с Жизнью Феодала мы фактически с водой выплёскиваем и ребёнка. Игру в которой реально существует кооперация между людьми, которая правилами игры задана и поддерживается на очень высоком уровне. Где сейчас что-то подобное можно найти, я просто не знаю. Тот же No Man`s Sky это чистое соло. Да интересное, да увлекательное. Но это не ММО ни разу. С Элитой Данжерос та же история. На 90% соло игра. В общем, не вижу я ничего по уровню ММО хоть немного дотягивающего до Феодалов.
Да, конечно, Феодалы не идеал. Монетизация кривая, на боёвку народ ругается и так далее. Но всё же, надо признать, что никакого жёсткого Пейтувина в ней нет. А вообще без доната игра бы померла давно. Она и так не особо хорошо себя чувствует. От трёх серверов остался один всего лишь. Мне будет очень жаль, если она загнётся совсем. Потому что игра очень интересная и многогранная.
avatar
Я понимаю, что модель монетизации у игры кривая. Но другой нет. Альтернатива — вообще не играть в ММО.

Прекрасно тебя понимаю, и ничуть не настаиваю на том, чтобы ты не играл. Вот только это не отменяет того факта, что модель монетизации у LIF кривая, как ты верно заметил. Обрати внимание, что наш спор начался с твоего утверждения «Магазин, можно сказать декоративный». Я не согласен именно с этим, потому что большинство монетизационных позиций там — это не декоративные штуки. И когда ты сравниваешь большую MMO с браузеркой, утверждая, что тут ещё по-божески, это само по себе звучит диковато.

Заметки твои по LiF я плюсую и начал рисовать параллакс, когда эта MMO чуть не стала лидером прошлой недели. Так что, надеюсь, никакого давления с моей стороны ты в этом смысле не ощущаешь. Но если мы начинаем говорить по поводу магазина, давай стараться говорить о нём объективно, не сравнивая с браузерками, которые разрабатывались зачастую откровенными мошенниками, а сравнивая с нормальными условиями, которые мы хотели бы получить, как игроки.
avatar
Атрон, я на своей шкуре ощутил что такое Пейтувин в одной браузерке. Вот там мне даже премиума не хватало на то, чтобы идти с донатерами вровень. Вот там да, там был реальный пейтувин — или ты платишь, или проигрываешь. Всегда.
Тут я этого не ощущаю. И это тоже меня настораживает немного, потому что я понимаю, что разработчикам на что-то надо жить. Насколько я понимаю, они живут за счёт премиумов игроков живущих в ПвЕ зонах. Потому что там без премиума участок реально в два раза меньше. А это может быть критично.
Но вот когда ты сражаешься с кем-то, донат роли не играет. Играет роль твоя экипировка, которую придётся делать самому, и умение сражаться. Я проигрывал не потому что денег в игру занёс меньше, а потому что играть особо не умею. Никто из моих согильдицев не сказал: «Вот пришли донатеры — нам конец!»
Я понимаю, что модель монетизации у игры кривая. Но другой нет. Альтернатива — вообще не играть в ММО. Я так и делал последние несколько лет, после того как Классику Линейки бросил. А тут, надо сказать, всё же игра действительно многопользовательская. Игроки друг другу нужны. Одному очень сложно (но можно). Идеала же, к сожалению нет.
avatar
Основной смысл написанного там в том, что игровые механики перестают быть игровыми, и становятся просто приглашением в магазин. Ты уже второй раз начинаешь говорить «Магазин, можно сказать, декоративный», после чего много абзацев перечисляешь отнюдь не декоративные штуки, которым даёшь субъективную оценку востребованности. Я не спорю с тем, что всё субъективно. Но тогда давай примем как факт и ещё одну субъективную штуку: человек, находящийся внутри игры, часто хочет примириться с игровым магазином и его ассортиментом. Иначе играть ему будет сложно. А дальше возникает второй субъективный момент:

Я за месяц не ощутил потребности во вливании денег в игру почти совсем.

Ты говоришь об этом, как о благе, а я вижу в этом проблему. Потому что речь идёт об игровом сервисе, о работе множества людей, о поддержке серверов и дальнейшем развитии механик. И если необходимости платить ты не ощущаешь, значит, тут одно из двух: или авторы не получают денег за свою работу, или получают, потому что предложенные услуги всё-тики вполне востребованы другими игроками. «Пейтувин» — это не про «платить» или «не платить», это про «платить не за игру, а за преимущества». И в этом смысле вся модель LiF — это оплата разного рода игровых преимуществ. Такой вот платный сервис.
avatar
Нуу… Я как человек поигравший в игру скажу, что всё написанное там спорно.
Страховку от смерти я не упомянул вообще, потому что она не нужна. За неделю я поднял в игре карму до 50 единиц и при смерти стал терять максимум 100 000 опыта ремесленного и боевого. Опыт этот набивается за полчаса. Возможно те, кто умирают на осадах по несколько раз подряд и ощущают неудобство, а я вот нет совершенно.
Часовой бустер получения опыта вообще ненужная вещь, даже с премиумом когда можно качать сразу два навыка. Я опыт постоянно сливал как подношение богам, он прёт и прёт и перерабатываться в скилы просто не успевает.
Покупка инструментов… Нужна будет только после вайпа и пока кузню не построим. Пара кузнецов обеспечивает инструментом всю гильдию. Хорошим инструментом! Инструмент из магазина становится просто не нужен. Только если одному играть, тогда может быть.
Покупка внешек для оружия… нуу… да, если бы их можно было делать в игре, это было бы круто. Но на характеристики оно не влияет совсем. Я вот вообще не пользуюсь.
Про увеличение клайма на премиуме я говорил. Но это для мирной зоны, где я вот так ни разу и не был.

В общем, Пейтувин в игре так себе. Я за месяц не ощутил потребности во вливании денег в игру почти совсем. Хотя и забросил туда 700 рублей. Половина ушла на твинка. Немного потратил на божественные монеты, которые так и валяются в инвентаре бестолку. Остальное так и лежит неиспользованым. По идее мне там на ещё один билет для твинка хватит. Но мне он пока не нужен, и понадобится ли не знаю.
avatar
спасибо, вроде нашёл где смотреть. Буду изучать потихоньку.
avatar
Мы играем на Белстроме, там народу чуть поменьше. Насчет билдов — у самой вечная головная боль. Нормальных гайдов, особенно по новым веткам. не найти. Впрочем, здесь можно спокойно экспериментировать, ветки выкачиваются очень быстро, меняются у Нуи. Лично я могу только за хила рассказать)

Одежда до 50 уровня меняется тоже легко, а вот при прохождении сюжетной ветки на севере уже неплохо бы определиться, что подходит больше: легкая, кожаная или средняя броня. Маги, насколько я знаю, одеваются чаще в легкую (сопротивляемость магии), реже в тяжелую (сопротивляемость физатакам) броню и в кожу (сопротивляемость поровну), но тоже бывает. В качестве оружия берут одноручный жезл, дополняют кинжалом. Вообще, лучший способ узнать, что стоит одевать и какие статы ролить — посмотреть экипировку игроков в топе рейтинга)
avatar
Вот тут обсуждение официального видео с обзором магазина образца 2017 года. Не думаю, что с тех пор стало лучше. Вполне допускаю, что стало хуже. LiF MMO — это махровый пейтувин.
avatar
Привет! Мы тут из-за того, что new world отложили, а в AAU бесплатная неделя решили посмотреть и остались играть на сервер Alexander. Вы не там обитаете? Но ключевой вопрос, а не знаешь, где билды можно посмотреть и гайды какие? А то я вот ведьмака (волшебство, скрытность, гнев) себе взял, а что им делать и как одевать не представляю. Страдания сплошные.
avatar
Магазин, можно сказать декоративный. Деньги строго нужны на то, чтобы отправить персонажа с нубоострова (и то, первый персонаж на свежесозданном аккаунте отправляется бесплатно) на основной сервер. Ещё, есть премиум-подписка которая даёт некоторые плюшки, но лично для меня совершенно не нужные. Ну там, например, возможность качать сразу, и ремесленные, и боевые навыки. Что в общем-то вроде бы позволяет тебе раскачаться в два раза быстрее, но лично я в этом смысла не вижу, проще один раз заплатить за твинка и уже ему качать чистую боёвку.
Ещё премиум позволяет на мирной зоне иметь клайм в два раза больше. Но это для тех кто хочет один кучу всего построить. То же самое можно делать на гильдейском клайме с друзьями и не заводя полдюжины твинков.
Ещё можно покупать божественные монеты и оплачивать ими клаймы. Но это уж для совсем ленивых, потому что деньги можно и так заработать сдавая посохи или кирки короне (НПС).
В общем, один из моих согильдийцев тут сказал, что он за год на игру потратил 700 рублей. И нормально играл.
avatar
Нет
avatar
Вот да. В ГВ2 у меня зависла на середине сюжетная линия по двум причинам, первая — не разобралась в системе скилов в новых ветках дополнений и главная — у меня много сумок. и сумки большие. и… едрить вашу налево, они все забиты неведомой фигней. Какие-то фрагменты, которые система отмечает как «ура, у нас отличный лут», какие-то ключи, какая-то валюта, и «боги, что это вообще такое, но вдруг оно ценное», и что-то можно запихнуть в банк материалов, но он тоже не безразмерный, а что-то зависло с прокачки профы, но выкинуть жалко и… епрст.
Все доступные ячейки заняты сумками, в которых море мусора неизвестной ценности, свободны для игровых действий 3-5 ячеек максимум. И хомяк, который не дает выкинуть весь этот мусор…
avatar
Интересное совпадение — я тоже буквально на днях решила заглянуть в Теру, посмотреть, что новенького) До разбора склада дело не дошло — открыла, ужаснулась и закрыла от греха подальше))
По теме: очень часто начинаю игру «заново», создавая новых твинов, а иногда даже новые аккаунты. Происходит это по разным причинам, чаще всего, от неудовлетворенности результатом и нежелания что-то исправлять в уже сложившейся ситуации и в надежде, что уж на этот раз я сделаю все как надо. Ну и естественно, опять последовательно наступаю на те же самые грабли, утешая себя мыслью: «Ну вот такой вот у меня гейм-плей»…