Перевод заметки «Why I will never call video games a hobby».
В 50-е и 60-е годы прошлого века была выпущена целая серия фильмов, в которых поднимался вопрос: что же на самом деле происходит с нами, когда мы ходим в кино. “Окно во двор” Альфреда Хичхока, “Подглядывающий” Майкла Пауэлла, “Фотоувеличение” Микеланджело Антониони — все эти фильмы так или иначе о процессе просмотра и осмысления, причем часто с отчетливо вуайеристическим подтекстом. Выглядит так, что у кинотворцов того времени случился своего рода экзистенциальный кризис по поводу собственной профессии и их аудитории. Они как бы спрашивали, что это, черт возьми, за штуки мы делаем, и почему людям интересно на это смотреть?
Мне кажется, сейчас игры проходят через что-то очень похожее. Появление экспериментальных тайтлов наподобие «Gone Home» и «Dear Esther», расцвет экспрессивных и автобиографичных инди-игр (особенно на платформе Twine) и превращение игр класса AAA в голливудские блокбастеры — все это внесло существенную неразбериху в жанр. Разработчики пытаются понять, чем же на самом деле являются компьютерные игры и из каких фундаментальных частей они состоят. В этом поиске к ним присоединяются и игроки.
Это поразительно и, как мне кажется, очень многое говорит о том, насколько в действительности сейчас важны компьютерные игры.
И именно поэтому я не могу называть игры «хобби». Да, я знаю, что многие люди именно так к ним и относятся. В этом нет ничего плохого, это их выбор. Но, мне кажется, они немного неправы. Давайте не будем сейчас перекидываться цитатами из словаря, потому что такого рода аргументы — это как утверждать, что очередная пародия на «Звездный Путь» не особо смешная по той причине, что там используется неправильная модель звездолета «Энтерпрайз». Это мало того что запредельно скучно, так и не приведет диалог ни к чему конструктивному. Для меня хобби — это что-то, что доставляет мне удовольствие, процесс, на который я трачу свое время, но при этом хобби не обязательно как-то связано с другими областями жизни или с “большим” миром вокруг нас.
Но компьютерные игры не до конца подходят под такое определение. Игры — это способ самовыражения и культурная платформа. Также как и в кино и в телевидении, в них заложено некоторое содержание, которое хотел донести до нас автор, и они отлично совмещаются с другими способами, которыми мы как общество взаимодействуем друг с другом и исследуем разные мысли, идеи и концепции.
Процесс игры — это не только получение удовольствия, которое стимулирует ваш мозг и рефлексы. Хотели этого создатели игры или нет, но каждая игра вносит свой вклад в дух нынешней эпохи. Как и любой фильм или телевизионная программа, каждая игра может поведать хотя бы немного о том времени, когда была создана. Игры — это и проявление, и памятник социальных и культурных трендов или одержимостей.
Игры про зомби говорят нам о том, что мы живем в обществе, обеспокоенным болезнями, войнами, проблемами иммиграции. Не обязательно пытаемся понять, что же хотят сказать нам такие игры как DayZ или State of Decay, но стоит воспринимать их как часть неосознанного разговора, который ведется нами как обществом даже тогда, когда мы обсуждаем погоду или нового бойфренда очередной популярной дивы.
Да и далеко не всегда игры доставляют непрерывное удовольствие. Часто они оказываются тяжелым испытанием. Японская компания From Software, создатель серии Dark Souls, делает такие игры, в которых разочарование игрока — ключевой компонент. Этот подход, в частности, является причудливой частью таких игровых жанров как bullet hell и masocore. Большинство таких игр за редким исключением пытаются вас убить. У Дара О'Бриэна, ирландского комика, есть замечательное выступление на тему противоречивости игрового дизайна — о том, что ни одна другая форма искусства не ограничивает доступ, если ты недостаточно хорош. И тем не менее, в игры играют. Конечно, отчасти это заслуга отлаженных механик в хороших играх, тех самых побуждающих петель, стимулирующих непосредственно центры удовольствия. Но ведь люди играют и в ужасающие игры (в том числе и для них самих).
Художественность исполнения, атмосфера, подтекст, драматическое напряжение, социальные связи, порождаемые играми: вот они — жизненно важные кусочки получаемого опыта. Время, проведенное за игрой в Dark Souls, может не быть, по большому счету, приятным, но тем не менее, принесет вам что-то ценное, как и любой другой культурный опыт.
Кроме того в слове “хобби” содержится и доля пренебрежения или даже осуждения. Оно как бы выделяет данную активность за рамки остальной, настоящей нашей жизни. Но играм больше не место в этом выделенном под хобби загончике. Общество вообще склонно принижать новые возникающие формы искусства, выделяя ее поклонников в отдельную маргинальную группу и осуждая их. Так было с новеллами в ранне Викторианскую эру, с рок-н-роллом в 50-е, жанровым кино в 60-е и 70-е. В то же время, в фан-клубах образовывались собственные ритуалы, призванные ревностно охранять доступ внутрь, и игры тоже прошли этот “элитарный” этап. Слово “хобби” применительно к Cart Life, Consensual Torture Simulator, Don't Look Back, Prom Week или любой проект Джэйсона Рохрера звучит крайне странно, тем не менее, все это безусловно игры.
Если честно, то я очень рад тому, что мы живем спустя 40 лет после момента зарождения индустрии компьютерных игр в коммерческом плане, когда перед нами стоит вопрос того, чем же игры являются, чем могут стать, что может или не может считаться игрой.
И, конечно, ни Хичкок, ни Антониони не рассматривали фильмы как чье-то хобби. Эти парни, как и любой творец в новой области, понимали важную мысль. Она была очень хорошо сформулирована той знаменитой фразой из Техасской резни бензопилой, фильма, который многие так легко проигнорировали как полный трэш: “все в этом мире что-то значит, я полагаю”.
Поэтому я никогда не буду называть игры хобби. Ведь в этом слове есть что-то, что в контексте игр ограничивает и сдерживает. А отвергать или изолировать что-то, что дает нашей жизни смысл и содержание — не самая лучшая идея, скажем прямо.
83 комментария
Т. е. «основное занятие» самореализации способствовать в принципе не может — так, что ли, получается?
Это не отменяет того, что хобби: 1. не основное занятие, и 2. деятельность «для души». Ключевой пункт — первый, второй может относиться и к основному занятию, что бы под этим ни понималось.
Судя по всему, автор заметки понимает под хобби что-то другое. Что-то… даже не знаю… недостаточно для него серьезное. В конце концов, его дело.
И, конечно же, игры — это хобби. Либо, при чуть меньшем к ним интересе — просто развлечение, до хобби не дотягивающее. Как, собственно, и кино (если говорить о зрителях), и рок-н-ролл, и все остальное, упомянутое в заметке.
Все это совершенно не отменяет того, что игры — это искусство (как и кино и т.п.). И, как в любом искусстве, в играх есть мэйнстрим, есть кич, наконец, есть псевдоэлитарные эстетские выверты, в своем роде тот же кич, только на другом конце шкалы. Но это уже совсем другая тема…
Конечно же, нет. Что автор заметки очень четко и подробно объяснил. Но никто не заставляет уходить со своей волны:
К всему посылу статьи как нельзя лучше подходит мем: why so serious? Впрочем, и его можно понимать по-разному :)
Вот на этом я и хотел сделать акцент. :) Продолжать твердить что-то, особенно сдабривая собственное мнение безапелляционным «конечно же», занятие бессмысленное. Для меня доводы автора заметки выглядят убедительными. Для тебя убедительными выглядят доводы Romulas . Каждому свое. Без всяких «конечно же». :)
Слова имеют значение. Эта статья — атака на конкретное слово, имеющее совершенно не тот смысл, который пытается вложить в него автор. Не буду кидать тут ссылки на толковые словари и т.п. — каждый может сделать это упражнение самостоятельно.
В том, что поддается фактчекингу, нет и не может быть субъективных мнений. То есть быть-то они могут… :)
Я ждал этой фразы. :) Впрочем, как и автор.
— Лошадь — это такое полосатое животное с рогами.
— Вы ошибаетесь, вот ссылка на учебник по зоологии.
— Я ждал этой фразы...
Как минимум, это свидетельствует о том, что ты невнимательно читал текст. Тогда бы, возможно, ты бы спорил с тем, что там сказано, а не с фантомами. :)
Кину сюда более уместную ссылку: www.etiket.ru/contact/dispute.html
Вообще, есть же цитирование. И если ты споришь с какими-то доводами в комментариях к заметке, было бы неплохо цитировать то, с чем ты споришь. А не писать абстрактное «автор заметки понимает под хобби что-то другое». Ведь автор прямо объясняет свою трактовку:
Для меня хобби — это что-то, что доставляет мне удовольствие, процесс, на который я трачу свое время, но при этом хобби не обязательно как-то связано с другими областями жизни или с “большим” миром вокруг нас.
Что конкретно в этом утверждении тебе кажется ошибочным?
Это какая-то бессмысленная и надуманная фраза. Либо она имеет отношение к играм тоже, либо ни к чему вообще.
Я просто дал небольшое уточнение про «вырезание корабликов». Сточки зрения именно культуры и развития ее базиса, «вырезание корабликов» на протяжении всего развития европейской цивилизации, значит столько же, сколько и сцены охоты, выбитые и нарисованные древними людьми ради развлечения (т.е. хобби), на стенах их пещер… А потом, вдруг, обнаруживается, что это — совсем уже не просто хобби, в целом. ИП тут я с автором стетьи, перенося это на компьютерные игры, согласен на 100%. Для отдельного человека это может быть и хобби, но вот в целом, игры — это дано уже вышло за границы этого понятия.
И линию между «хобби» и «не хобби» я провожу там, где само занятие не является целью. К примеру, перелистывание каналов телевизора, поход в магазин за покупками (где цель ограничивается задачей купить что-то, а не сам поход), поездки на дачу и т.д. В этом контексте слово «хобби» приобретает скорее положительную коннотацию, показывая целеустремленность в отношении конкретного занятия.
Кто любит определения — вот из википедии:
Хо́бби (от англ. hobby) или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым регулярно занимаются на досуге, для души. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время.
Я из этого беру короткую фразу: любит заниматься в свободное от работы время. Игры под это подходят однозначно. Надо ли говорить, что хобби может быть все, что угодно, включая, к примеру, живопись — тот еще серьезный пласт. А уж какой культурный!
Как игры можно вывести из хобби? Сделав своей работой (убирая часть про свободное время), либо, если они не приносят играющему удовольствия — тогда это уже либо обязанность(не знаю, правда, зачем), либо обучение.
То есть как бы все понимали, что компьютерные игры это не только хобби, но и культурный феномен, но пришел человек и сказал, что хобби — это нечто пренебрежительное и несерьезное, при этом построив на этом свою позицию. Молодец. Хвалю.
p.s.
Если бы этот человек не писал в духе «я знаю правильное определение слова хобби», то все было бы нормально.
Можешь процитировать, где автор говорит «я знаю правильное определение слова хобби»?
Вот тебе пример. Скорее всего, ты не будешь говорить на работе сотрудникам, о хобби которых мало что известно: «А видели, какую новую сборную модель самолета выпустили?», даже если увлекаешься сборкой моделей в свободное время. Зато спокойно спросишь: «вы уже смотрели Исчезнувшую?». Или можешь поделиться впечатлениями о книге, написанной сто лет назад, но прочитанной тобой только сейчас. Конечно, ты смотрела фильм и читала книгу в свободное от работы время, но само явление, которому ты посвятила свое свободное время, давно вышло за пределы ниши. С играми немного не так пока, как мне кажется. Есть вероятность, что ты все еще будешь осторожно прощупывать интересы собеседника, прежде чем начнешь говорить «А ты в Ведьмака третьего уже играл?».
Распространенность хобби эне делает его чем то большим. За футбол болеют миллионы и коллегу скорее всего спросишь «как там наши недавно сыграли» (и по счету можно будет понять кто для коллеги наши). Боление за футбол это не хобби а что то большее?
Если честно, я немного устал пояснять то, что написано и переведено в виде совершенно конкретных абзацев и предложений. Поэтому могу только предлагать избранные цитаты из текста:
Но компьютерные игры не до конца подходят под такое определение. Игры — это способ самовыражения и культурная платформа. Также как и в кино и в телевидении, в них заложено некоторое содержание, которое хотел донести до нас автор, и они отлично совмещаются с другими способами, которыми мы как общество взаимодействуем друг с другом и исследуем разные мысли, идеи и концепции.
Процесс игры — это не только получение удовольствия, которое стимулирует ваш мозг и рефлексы. Хотели этого создатели игры или нет, но каждая игра вносит свой вклад в дух нынешней эпохи. Как и любой фильм или телевизионная программа, каждая игра может поведать хотя бы немного о том времени, когда была создана. Игры — это и проявление, и памятник социальных и культурных трендов или одержимостей.
sapienti satВсе же немного расшифрую поскольку коментарий из дискурса другого хобби.
Статья написана
и переведенасоврешеннейшим фанатиком. Причем даже не фанатом а именно фанатиком.Собственно такие бывают для любых хоббей начиная со сбора марок и заканчивая туристическими походами («парня в горы тяни- рискни» это же то же самое из альпинизма).В общем даже нет смысла спорить. Автор так видит, что не делает его хоть сколько нибудь правым. Просмотр кино — хобби, игра в игры (спортивные или компьютерные) — хобби. Чтение книг — тоже хобби. Если это конечно не становится работой в которой все эти вещи рассматриваются совсем по другому и с другими целями. При этом книгам фильмам или компьютерным (а то и настольным/кабинетным/полигонным) играм ничего не мешает быть произведениями искусства. Зачем противопоставлять Давайте жить дружно да.
А то некоторые совсем заэлитизировались.
Нам только еще в CRPG появления артхауса не хватало.Поздно уже появились всякие Тургоры…А как вообще мнение может делать человека «правым»? Твое воспевание посредственности — точно такая же субъективная точка зрения.
Остальная часть говорит о том, что игры могут чем-то большим, чем просто хобби, с чем никому не пришло бы в голову спорить. Но откуда автор выдумал негативный контекст к совершенно безобидному слову?
Да и даже если принять это странное пренебрежительное восприятие хобби за точку отсчёта, от того, что игры являются чем-то большим, чем хобби, они не перестают быть хобби. От того, что балет является искусством, он не перестанет быть хобби для огромного количества любителей, которые занимаются им непрофессионально. И балет это никоим образом не принижает и не оскорбляет, он является одновременно и хобби, и искусством. Противопоставление тут просто неуместно.
Есть хорошая фраза про то, что «здорово, когда работа и хобби — совпадают».
К примеру — есть у меня знакомый — обожает танцевать — со школы занимается бальными танцами, сейчас ему за 40 — он ими продолжает заниматься, но, одновременно еще и ведет по ним занятия. Т.е. у него хобби перетекает в работу и наоборот.
И никакого негативного оттенка в этом слове нет, не было и быть не может.
Кстати, а что такое — «настоящая жизнь?».
А воспитание детей — эмоциональная потребность, которая, как и размножение, заложена природой. Ну т.е. млекопитающим вообще свойственно заботиться о потомстве.
Все это из той же оперы, что и общение с людьми (Том Хэнкс и мяч подтвердят), еда и поход в туалет. Короче Cимсы какие-то получились :D
Безотносимо к этому комментарию, а вообще — хобби, это круто! Больше хобби, хороших и разных, давайте быть разносторонними людьми! Никто из тех, кого я знаю, не придает хобби уничижительного значения, наоборот, хобби делает человека более интересным.
А с твоим утверждением согласна.
Ну и помимо всего прочего автор слегка вытер ноги обо всех, у кого есть хобби, отличное от компьютерных игр, углядев в самом этом понятии пренебрежение и осуждение. Преодолевание трудностей, как физических, так и психологических, самосовершенствование, выражение себя и своего ощущения мира — это свойственно практически для любого хобби. В общем, автор сперва сам построил у себя в голове загончик, куда выселил все хобби, а потом, попав туда сам, остальных обвинил в узости мысли.
В целом, с идеями автора я во многом согласна, но общий тон статьи оставляет мерзкое ощущение. Возможно, потому что помимо компьютерных игр у меня есть и другие хобби, которым я хоть и не уделяю столько времени, но все равно ценю, и доводы по поводу особенности именно компьютерных игр меня не убедили.
Но обрати внимание, Кайзер правильно вспомнил расхожую фразу «это просто хобби». Есть в этом слове такой подтекст, тут сложно спорить. И то, что игры получают последнее время распространение наравне с кино, тоже сложно оспорить. Ходить в кино — это обычное занятие людей, уже давно не хобби. Так и с играми. Вот второй кусочек утверждения автора.
А я буду. :) Если бы большинство текущих участников дискуссии писали бы комментарии (я уж про тексты не говорю) так, как автор, тут бы фиалки цвели повсюду. Вообще не понял про «мерзкое ощущение», если честно. :)
Ходить в кино — не хобби. Это времяпрепровождение. А серьезное увлечение, попытки разобраться, анализировать поведение актеров на площадке, режиссуру, освещение, любительские съемки, смотреть много и вдумчиво — хобби. Вообще, единственное что можно было сделать, чтобы статья не вошла подавляющему большинству людей, автор сделал. Это просто как пять копеек: взять расхожее определение, рассказать про свое особенное к нему отношение и все. Вместо конструктивного диалога открываются словари и обсуждение захлебывается. Что-то типа слова «спорт» в киберспорте — море негатива и «0» пользы.
А «это просто хобби» обыкновенно говорят люди в контексте того, что оно не приносит человеку денег. Стоит ли это упоминать вообще?
Сам же текст расхотелось читать сразу после крайне неудачной подмены со словарем и сериалом. Более деревянной аналогии придумать сложно. В общем, крайне трудно работать с мыслью, когда она спрятана за ширмой рассуждения об определении.
А вообще такое отношение говорит лишь об узости восприятия, имхо