Мы часто говорим, что в MMORPG слабо представлены некоторые темы, обычно упоминая при этом НФ и «чистое» средневековье. Это правда, по сравнению с ненаучной фантастикой (можно, я буду использовать этот термин вместо неуклюжего «фэнтези»?) с эльфами и Древними Богами и Древним же Злом, мало какая тема представлена так же широко. Но есть в фильмах и художественной литературе и чуть менее популярные темы, которые и в одиночных-то играх представлены практически никак, что уж говорить о MMORPG. И все же иногда они пробиваются на поверхность. О таких темах (любителем которых мне не посчастливилось быть) я бы и хотел поговорить сегодня.
В первую очередь, меня интересуют следующие темы: киберпанк, стимпанк, географические экспедиции (особенно XIX-XX вв.) и супергероика. Ещё меня интересует Уся, но любителей этого жанра я здесь найти не особенно рассчитываю, а в играх он в чистом виде представлен крайне слабо (по крайней мере, на доступных мне языках, китайского я пока не знаю).
Стимпанк
Начну с этого жанра, так как он является самым редким. Многие считают, что одно наличие парового двигателя является единственным признаком и требованием к стимпанку, но это совсем не так. Скажем, гоблины и гномы из WoW активно пользуются паровым двигателем, но к стимпанку они ни малейшего отношения не имеют. И те, и другие являются по сути пародией на орковских меков из WH40k: апофеоза безумных изобретателей, собирающих из палок и ржавых болтов разнообразные вундервафли, которые представляют огромную опасность в первую очередь для пользователя и работают исключительно из-за веры их создателя в то, что они могут работать. А ещё красное едет быстрее.Мда. Что-то я отвлёкся. Так вот, требование к сеттингу стимпанка приблизительно то же, что и к киберпанку: High Tech Low Life (то есть «высокий уровень технологий при низком уровне жизни»). Разница в том, что здесь high tech по сравнению с доиндустриальным обществом — то есть промышленная революция и массовое внедрение парового двигателя. Из истории нам известно, к чему это привело в социальном плане, ну а создатели стимпанк-миров всё гипертрофируют и останавливают развитие технологий на паровом двигателе, приводя к использованию пара во всех тех областях жизни, до которых он так и не добрался в реальности по причине изобретения чего-то более совершенного, вроде двигателя внутреннего сгорания и полупроводников.
Итак, как же представлен стимпанк в MMORPG? А никак. За исключением паровых двигателей в том же WoW и многих других играх, цельных стимпанк-миров у нас в общем и нет. Гугл подсказывает мне, что существуют Black Gold Online, Deepworld и браузерка City of Steam (у них на сайте 403, так что, видимо, уже и не существует). Ни в одну из них я не играл, судя по отзывам и роликам — не зря. Может быть, попробую позже. Первая хотя бы на словах имеет стимпанковский конфликт технологии и природы, вторая, судя по всему, отделывается внешней эстетикой.
В синглах ситуация чуть лучше, особенно если относить к стимпанку его ответвления: клокпанк и дизельпанк. У нас есть серия Thief, Rise of Nations: Rise of Legends, недоделанные Clockwork Empires и Windforge, серия Dishonored и, само собой, Arcanum. Туда же технически можно отнести Guns of Icarus. Скорее всего, есть и ещё что-то, особенно если учитывать отдельные элементы.
Киберпанк
Здесь чуть получше. Описывать сам жанр я не буду, так как это тот же стимпанк, но здесь у нас постиндустриальное общество недавно перешло в цифровое с теми же результатами. Элементы киберпанка можно найти практически в любой НФ, так как тема перенаселённости и жизни на дне общества для НФ изначально была одной из основных.Увы, в MMORPG антиутопичные неоновые города не популярны. С натягом к этому сеттингу можно отнести закрывшуюся Matrix Online (хотя Матрица к киберпанку напрямую не относится: снаружи там нет жизни как таковой, а «общество» внутри Матрицы ничем от современного не отличается) и мертворождённую Otherlands. В разработке, вроде бы, находится ещё некая Exile Online — понятия не имею, стоит ли тут на что-то рассчитывать. Некоторые ещё сюда же относят Anarchy Online: не знаю, я в неё играл очень мало и какого-то особенного впечатления составить не успел.
Зато в синглах эта тема представлена довольно богато. Тут нам и все части Deus Ex (кроме Invisible War — там киберпанка мало, да и в целом игра так себе), и Blade Runner, и все части Shadowrun (включая весию для SEGA от других разработчиков), и System Shock, а также игры поменьше, вроде DEX, Gemini Rue, Technobabylon, VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action, AdvertCity, E.Y.E: Divine Cybermancy, Invisible, Inc., Syndicate 1-2 и Satellite Reign. Само собой, это только часть — на деле их куда больше. Плюс ещё CDProject делают Cyberpunk 2077. Вообще, эта тема очень любима японскими разработчиками, так что мы вправе ждать от них чего-то нового. Может быть, и MMORPG у нас появится, если Cyberpunk 2077 и римейк фильма Blade Runner «выстрелят».
Географические экспедиции
Сюда я отношу игры про исследование новых земель. Можно и на кораблях (но это должно быть большой частью геймплея). Честно говоря, не знаю, насколько такой сеттинг может заинтересовать других, но не я же один читал в детстве книги Даррелла, Дарвина, Хаггарда и так далее. Увы, игр на эту тему немного.Из MMORPG у нас есть Uncharted Waters Online (не знаю, что там сейчас творится, но вряд ли что-то хорошее), Voyage Century Online, которая окончательно превратилась в вывеску игрового шопа, да Granado Espada, где тема колонизации Нового света в основном ограничивалась внешней частью. Всяких Корсаров Онлайн я не учитываю: в отличие от Voyage Century, они в первую очередь про бои, а тема исследования там примерно так же раскрыта, как в любой другой MMORPG с возможностью плавать. Но с очень большим натягом сюда можно вписать WildStar, так как там вся НФ носит преимущественно внешний характер, в то время как общество и исследования находятся на уровне викторианской эпохи (та же ситуация, что и в WH40k, где научная фантастика чисто внешняя, а общество находится на уровне Тёмных Веков и ничем не отличается от WHFB). Хотя за стилистикой и пробковыми шлемами сюда, само собой, ходить бессмысленно.
В синглах на эту тему есть в первую очередь два великолепных рогалика Renowned Explorers и The Curious Expeditions (в общем-то они меня отчасти и сподвигли на написание этой заметки). Старые Корсары и первая часть Port Royale тоже великолепно передавали дух исследователя Карибского бассейна помимо своей основной задачи. Ещё где-то очень глубоко в разработке находится Meriwether: An American Epic, на которую я в своё время скидывался на KS, но от них давно ничего не было слышно. Сюда же хочу отнести Expeditions: Conquistador (возможно, и новую Vikings — пока не играл), серию ANNO и первую Colonization. Ну и практически неизвестный дьяблоклон Dark Secrets of Africa — чисто за возможность играть архелологом и нанимать туземцев чуть ли не за сигареты.
Супергероика
Ну, вот я и добрался до главной темы. Изначально эта заметка должна была быть именно про неё. Тема супергероев очень распространена в США. У нас ей уделяется куда меньше внимания, хотя комиксы у нас в последнее время переводятся и издаются вполне официально, что не может не радовать. Но у этой темы есть один крупный недостаток. Практически вся супергероика поделена между крупными издательствами DC и Marvel. В их тени мало кому удаётся стать сколько-либо заметным.Здесь я начну с синглов, потому что нужно сделать одно отступление. Если я скажу, что игр на эту тему не так уж и много, практически любой читатель удивится и спросит: «Минами, у тебя крыша поехала? Ведь есть такая куча игр про Бэтмена, Человека-Паука и так далее. На всех платформах, начиная со Спектрума и NES!»
Так-то оно так, да только практически во всех этих лицензированных играх вся супергероика является чисто внешним атрибутом, что неоднократно доказывали тайваньские пираты. Замени в первом Бэтмене на NES главного героя на какую-нибудь Самус — игрок вообще ничего не заметит. Замени Супермена 64 на бревно с крыльями — точно так же — никакой разницы никто не увидит. По сути, первой лицензированной игрой про супергероев, где персонаж имел значение, стал Spider Man 2. А уже потом появилась серия Arkham Asylum. Но здесь меня в первую очередь интересуют две части Freedom Force и две части Marvel Ultimate Alliance. Первая серия — как пример того, что в этом жанре можно работать без лицензии, вторая нам потребуется для сравнений позднее. Есть в этом жанре и ещё игры, спорить не буду. Но больше ни одна меня так не зацепила.
Итак, переходим к MMORPG.
В первую очередь, это закрытая City of Heroes/City of Villains: по сути, первооткрыватель жанра в MMORPG. Я в неё поиграть не успел, поэтому мало что могу сказать. Есть хорошее видео на этот счёт.
Первоначальные разработчики City of Heroes примерно в то же время выпустили Champions Online. Этой игре повезло чуть больше: она жива и по сей день. Монетизация — фримиум, продажа внешки и фриформ-слотов (главная «фича» игры: можно собрать своего персонажа из огромного набора сил и характеристик). Халявщикам доступен только выбор «архетипа» из представленных, где настроить почти ничего нельзя.
Из плюсов: богатейшие возможности кастомизации одежды персонажа. Равных этой игре просто нет. Настроить можно абсолютно всё: от одежды до цвета используемых сил. Отдельно стоит упомянуть, что реализована даже система асимметричной одежды. Есть куча способов передвижения, включая телепортацию (реализована почти как полёт, но механика интересней: персонаж уходит в варп и может быстро летать, а потом выныривает из него и получает замедленное падение). Из минусов: ужасающий объём гринда. По сути, ничего кроме него там и нет. Почти нулевая поддержка игры разработчиками: как и в DDO, всё, по сути, ограничивается работой с шопом. Ну и графика на любителя. Зато на удивление много игроков.
DC тоже не захотела оставаться в стороне и в 2011 году выпустила DC Universe Online. Кастомизация здесь хуже, чем в Champions Online, сил и способов передвижения меньше на порядок (акробатика, полёт, супер-скорость и полёт на дисках, отличающийся только анимацией). Однако графика существенно лучше, а атмосфера очень и очень недурна. Монетизация: фримиум с жесточайшими ограничениями, но при оплате подписки снимаются все ограничения вплоть до самых свежих эпизодов включительно. В шопе остаётся в основном внешка. Правда, подписка стоит 15 долларов. Я пока подписываться не пробовал, но думаю сделать это. Всё-таки на данный момент это одна из лучших MMORPG про супергероев (угу, из двух кандидатов, как бы это ни было грустно).
Marvel сделала самый неожиданный ход. Вместо полноценной MMORPG они выпустили дьяблоклон в открытом мире. Я не зря упоминал об Ultimate Alliance: Marvel Heroes похожа на них до степени смешения. Изначально игра вышла настолько ужасной, что отголоски от этого на форумах слышны до сих пор. Но после крупной переработки, Marvel Heroes 2016, как она стала называться, стала совсем другой игрой: с монетизацией от продажи внешки и открытия героев (причём это можно было сделать и игровыми средствами). На старте можно было выбрать любого из героев (за исключением самого свежего) и открыть его совершенно бесплатно, после чего пройти им хоть всю игру (это дьяблоклон, так что там есть сюжетка). Всех остальных героев разрешалось качать до 10 уровня (это мало).
В этой игре практически нет кастомизации, да и вообще каких-либо настроек персонажа. После недавнего обновления, которое снова вернуло игре статус «Mixed» в Стиме, кастомизацию порезали ещё сильнее, приведя всех персонажей к единому знаменателю. Разумеется, эта игра является MMORPG не больше, чем Path of Exile, но в данной вселенной лучше у нас нет.
Послесловие
Я попытался рассказать об интересных темах в многопользовательских мирах. Всё я, само собой, не мог упомянуть, поэтому что-то осталось за кадром. Где-то в районе середины лета я планировал снова поиграть в каждую из упомянутых мной MMORPG плюс Marvel Heroes, после чего мог бы написать более подробный отчёт: стоит ли уделять им внимание или это совсем дохлый номер. Так что если такая заинтересованность будет, то эта заметка получит новые части.Также можно будет расписать и другие темы (например, уся) или раскрыть имеющееся подробнее. Надеюсь, что кому-то представленные мной игры покажутся интересными и кто-то для себя откроет что-то новое. В общем, жду предложений и замечаний.
37 комментариев
это чистый Sci-Fi.
а вот наваляшку забыл) хотя я про неё и писал. Хотя конкретно открытий там и нет.
Опять-таки, многие относят её к киберпанку. Так что упомянуть нужно было.
Я больше скажу — если бы я не указал Dishonored и AO, то первый же комментатор вполне мог мне о них напомнить :)
Вот именно, что открытий там нет как части геймплея. По своему почину я могу и моря АА, и даже моря WoW и Rift исследовать, и даже что-нибудь интересное там могу найти. Упоминать все морские игры смысла нет — придётся и про какую-нибудь Florensia писать. А Voyage Century Online и Uncharted Waters (насколько я помню — в неё я играл куда меньше) предлагали исследования именно в виде нормальной такой части геймплея. Там можно было плыть вдоль берегов и искать достопримечательности, а какие-то достопримечательности были в городах. Сдача отчётов о них приносила деньги и ранги — примерно как в Sunless Sea. Были квесты и даже рейды на берегу, всякие там пещеры и древние храмы.
Но работает с плагином Unity Web Player, от которого уже поотказывались почти все браузеры, кроме IE да оперы.
Последняя новость на сайте с конца лета прошлого года, так что и в России она похоже отживает свои последние дни.
А ещё, судя по всему, там очень здорово всё с атмосферой было.
Вообще, игру делали по недописанной настолке The New Epoch yadi.sk/d/SiKowtAz0i3pJ, но переврали в итоге почти все. В альфе была кучка характеристик, связанных с лором игры, но к бете решили не возиться, и повыпиливали их нафик, вместе с частью лора.
А оригинальная игра, впрочем, действительно закрылась www.mechanist.co/index.php/Article/detail/id/163
Назвать сеттинг этой игры стимпанком можно с очень большой натяжкой — да и вообще игра, в общем, весьма низкого качества. Вы ничего не потеряли.
store.steampowered.com/app/454540/LuckCatchers/
А ещё вот — store.steampowered.com/app/530560/STEAM_HAMMER/
Упомянутая Luck Catchers всё-таки про полёты на кораблях (среди которых не только пароходы, но и парусники, судя по всему) по миру, отдалённо напоминающему стимпанковый (От Пехова у меня несварение желудка, поэтому книгу не читал и бэкграунд дать не могу).
Собственно, в ММО вообще не принято показывать грязь и безысходность (если это не самоцель, как в какой-нибудь Requiem Online), поэтому вряд ли в ближайшее время стоит ожидать игр в любом панковом сеттинге за исключением киберпанка (там как раз можно сделать всё очень красиво, если не пускать игрока на самое дно).
козурубль — на тебе сапоги-скороходы +5 =))А куда бы по твоему ты отнес Blade&Soul? Как раз ММО про боевые искусства.
Наверно, просто как ты и написал — ММО про боевые искусства. И этот жанр даже трудно назвать редким, он сейчас вполне развивается. Особенно, если его расширить до игр типа For Honor: если под восточные единоборства не подведена какая-то идея (или идея есть, но поверхностная — как монахи в DnD), то использование в бою кулаков принципиально не отличается от фехтования.
БнС — это классический восточный боевик. Не как For Honor или сражение на танках. Она начинается с абсолютно классического «враги сожгли родную боевую школу, и мы должны им отомстить». По мере развития персонажа нас обучает тонкостям боевого искусства последний выживший учитель (но потом, конечно, умирает и он), мы имеем дело в основном с пиратами, разбойниками, государственными чиновниками, солдатами, которые должны все это усмирять. В игре есть две враждующие фракции, которые, опять же, вышли из школ боевых искусств, и старый, расследуемый игроками лор о том, как первые Четыре Учителя спасали мир от большого зла. Ну там демоны, разрушение, тьма и т.д. В плане боевки понятно — побеждай врагов силой своего кунг-фу, тут все РПГ одинаковы, в мирной жизни мы вступаем в различные гильдии (рыбаков, гончаров, астрологов) и «заказываем» им разные ресурсы и готовые вещи. В плане развития эквипа — «пробуждаем» оружие, скармливая ему оружие попроще. Брони нет, есть только костюм (добок), есть фракционный добок, который открывает доступ к пвп. Да, есть специальная сфера-мозаика со статами, которая заменяет статы одежды. Это если вкратце.
Да, в эндгейме у нас есть какие-то боссы, но это скорее эрзац для одевания и сбора костюмов. Основной соревновательный контент игры — это различные арены. Там даже в пве есть арены с поэтапным прохождением, а пвп-арена присутствует почти на всех уровнях, есть лиги, есть официальные турниры с призами и так далее. Это все-таки больше киберспорт, хоть и в РПГ-оболочке.
<...> Следовательно, и «государство против разбойников», и идея в порядке, зачем же такой обвинительный тон в первых предложениях? :)
Ну и уся изначально является очень и очень узким жанром, никто этого не отрицает. Собственно, поэтому я даже в статью его не добавил: если в книгах и фильмах этот жанр представлен, то игр с его преобладающим влиянием я знаю ровно 4 штуки.
Потому что для ММО сводить к схеме «государство против разбойников» — это вообще нежизнеспособно. Кстати, те же китайцы сделали игру, которую сами они называют «уся» (и они так должны что-то в этом смыслить), и там вообще разбойники на десятом плане, а на первом — разборки школ боевых единоборств.
А я и не сводил. Просто этот конфликт должен быть, но никто ж не говорит, что он должен быть единственным? Эти самые разборки школ единоборств обычно из-за него и возникают: где-то государство плохое, а разбойники/повстанцы хорошие, где-то наоборот. А если разборки школ ничем не мотивированы кроме желания показать, кто круче — вот это уже и есть слишком узкий сеттинг, место которому только в сессионках. Или файтингах, так даже точнее будет :)
Когда Age of Wushu запускали, рассказывали об уся и о том, как они строят свой сюжет и концепцию мира — о том, что это такой китайский тип рассказов о похождениях героя/рыцаря в несовершенном мире, в котором также раскрывается тема восточных единоборств, боевых школ, кланов и т.д. Все это есть в обеих играх. Вообще кланам, обладающим властью и влиянием, для разветвленного политического конфликта, который захватит весь мир, разбойники точно не нужны.
А их антиподами являются те же самые нищие.
И вообще, как я уже сказал, не надо воспринимать мои слова так буквально. В сеттинге уся обязан присутствовать конфликт между властью и теми, кого власть считает преступниками. Иногда это хорошая власть и плохие бандиты, иногда это коррумпированная власть и благородные бандиты, иногда это коррумпированная власть и плохие же бандиты, между которыми оказался герой и его друзья. В Легендах Кунг Фу у нас как раз последний случай, где к власти по факту пришли бандиты, а практически все остальные пытаются их опрокинуть (или присоединиться, если это выгодней). Но это не значит, что игра (да и сеттинг в целом) целиком и полностью ограничивается этим конфликтом. Тем более, что война ведётся не только на полях боя — в ЛКФ была прекрасная система крафта. И не стоит забывать, что это исконно китайский жанр, а они вообще мастера недомолвок и большие нелюбители выбирать сторону окончательно.
Плюс мне не очень понятно, почему сеттинг вообще не может быть посвящён противостоянию кого-то условно хорошего и кого-то условно плохого. У нас 7 фильмов Звёздных войн и бесчисленное множество игр на этом построено: в приквелах «доброе» государство противостоит «злым» бандитам-ворам-убийцам, а в последующих частях «злое» государство противостоит «добрым» повстанцам. Собственно это и есть несовершенный мир: в нём есть противостояние.
В статью такое вписывать будет уже некорректно, поэтому пусть будет отдельным комментарием.