Мы настолько привыкли к существованию внутриигровой валюты, что сложно представляем себе жизнь без нее в ММО. Центробанком виртуального мира иногда выступает Мать Природа, зачем-то снабжающая своих детей заботливо отчеканенными монетами, превращая их в пиньят разного номинала. Или NPC, имеющие бездонный кошелек, из которого они с радостью достают монеты по первому же клику на восклицательный знак над ними. Последний, кому игра даст в руки чеканный станок — игрок. Оно и понятно: ведь нельзя давать генератор призов в руки того, для кого эти призы существуют. Или можно?
Для нас игровая валюта, сама по себе, имеет совершенно определенную ценность, установленную игрой. Иногда игра может сказать “оп-па!”, и из мобов начнет выпадать намного больше валюты, чем секунду назад. Мы это видели своими глазами в летнем обновлении Lineage 2: Classic. Очень не понравилось. И все же большинство из нас знает, что деньги — это абстракция, при помощи которой человечество ушло от тупиковых ситуаций в бартерной системе. Ценность представляет не монета и не банкнота, а то, что именно можно за нее купить.
Впрочем, существует зазор между моментом, когда за единицу валюты уже не готовы дать столько, сколько вчера, и моментом, когда участник сделки об этом узнает. В пределах этого незнания, меняя товар на валюту, вы можете сильно проиграть. Именно эта боязнь висит над всеми теми, кто пытается в Haven and Hearth обменять товар на отчеканенные игроками монеты.
Да, сделать свою собственную валюту в этой игре может любой. Из любого металла. Назвать ее может как угодно. В общем, все будет очень красиво до тех пор, пока вы не попробуете обменять свою монету на чей-то товар. Вот тут вы и поймете один из базовых экономических законов — создать валюту несложно, сложно убедить ею пользоваться других. Для этого нужно, чтобы люди поверили, что вы не будете ее рисовать по первой же прихоти, забирая у них тяжело добытые предметы отчеканенными за минуту кусочками металла.
Это значит, что помимо валюты вам самим нужно много и активно предлагать за нее товар, при этом обеспечивая честные и безопасные сделки. Так и поступили организаторы первой торговой площадки в Haven and Hearth, введя свою собственную валюту: CROWN. Интересно поговорить о том, что для этого понадобилось.
Первое: новая механика, накладывающая гостевой бафф на всех посетителей деревни, прошедших в нее через ворота или телепорт, описанная в заметке “Широко открытые ворота”. Так появилась возможность обеспечить безопасность сделки.
Второе: механика телепортов между деревнями. Механика пока сырая, потому что она лишена важного ограничения, существовавшего раньше — зависимости дальности возможного телепорта от одной из характеристик персонажа и проверка этих расчетов перед прыжком. Сейчас, когда этого ограничения нет (по словам Лофтара — “пока нет”), фактически, достаточно одного такого центра для всех. Но и его возникновение — результат большой, кропотливой работы. Сначала над пространством, затем над репутацией, чтобы раскрутить маховик и запустить собственную валюту. По сложности и по творческим подходам, эта задача дает фору многому из того, что мы встречали в большинстве ММО, где абсолютно серьезно предлагают тысячам взрослых людей “убить десять белочек”. Но герои моего сегодняшнего рассказа не только люди, создавшие первый общественный рынок в игре, при всем моем к ним искреннем уважении. Моя история о тех, кто придумал FishCoin.
Видите ли, чтобы запустить маховик денежного оборота, нужно каким-то образом сделать так, чтобы эта валюта оказалась у людей. В случае с общественным рынком, людей нужно туда привлечь, дать им возможность сделать несколько продаж и практически мгновенно дать избавиться от валюты за соседним торговым стендом через покупку чего-то нужного им. На третий или четвертый раз, возможно, люди начнут не спешить избавляться от валюты, накапливая нужное для следующей сделки. То есть постепенно начнут ей доверять.
А теперь представьте, что вы изобрели способ, при помощи которого вы можете распространить свою валюту по всему огромному миру Haven and Hearth. Донести ее в каждый уголок. Но неспешно. Пусть она остается редкостью, как жемчуг или крупицы золота. Пусть она будет как раз прототипом тех настоящих валют, о которых мы знаем, и который основывались на редких металлах. И пусть Мать Природа вам поможет в этом.
Я не знаю, как зовут человека, который придумал FishCoin, но это гениально! Помните обновление, о котором я рассказывал в заметке “Мясебо”? Напомню его основные принципы. Все вещи, брошенные в воду, после этого обновления не пропадают бесследно, а сохраняются в пучинах общего океана сообщающихся водоемов. Затем, с небольшой вероятностью, эти выброшенные в воду вещи может вынести на берег в любом уголке мира. Или вы можете подцепить их на крючок во время рыбной ловли, где бы ни находились. Нет никакой взаимосвязи между тем, где брошен предмет, и где он будет найден или выловлен рыбаком.
Большинству из нас, конечно, пришла идея запуска посланий в бутылке (не могу понять, как до сих пор не появилось этого предмета в крафте), но вот распространять свою валюту таким образом — это действительно гениальная находка.
Кто-то просто чеканит монеты и бросает их в воду. С определенной, но не слишком высокой, вероятностью их находят по всему миру. И так как никто ничего не просит за них отдавать, вы с некоторой вероятностью оставляете их у себя. Или выбрасываете назад — в воду — запуская монету в новое путешествие.
Мы можем жить на другой стороне мира и никогда не встретить человека или группу людей, которые чеканят эти монеты. Но если мы с вами соседи, и если мы занимаемся рыбалкой или просто гуляем по берегам, у нас могут накапливаться эти монеты. Они не свалятся на нас горой. То есть их ценность для нас будет определяться вероятностью нахождения, и в любом случае быстро меняться не будет.
Как я узнал о FishCoin? Нет, я не заходил на форум, не читал объявления о вводе новой валюты. Просто Ксю сегодня отправилась на рыбалку и выловила эту монету. По ее названию нам стало все понятно. И вся схема мгновенно всплыла перед глазами. Спасибо незнакомцу, который это все придумал. Спасибо всем людям, которые приходят в игры, чтобы сделать их интереснее. Чтобы что-то дать, а не просто взять.
Кстати, у вас есть FishCoin? Готов менять на них товары.
18 комментариев
Но я тут задумался о том что будет, если фишкоин станет популярным и его начнут чеканить в других местах? Если пул оригинальных фишкоинов станет сравним или даже меньше пула поддельных, то определить подделку станет сложно.