Мне этот минисериал очень не понравился. Если не повторять то, что пишут в разных отзывах, и попытаться выделить что-то принципиальное и своё, то вот:
Сериал об обществе (совестко-социалистическом) и о его поведении/реакции в ситуации катастрофы, так? Но!
Все события и персонажи (достоверные, выдуманные, мифические) не образуют целостную систему, модель общества (советского)! Они существуют в сценарии (параллельно или последовательно) и иногда даже взаимодействуют, связаны друг с другом. Но по факту получаются огромные провалы, разрывы в модели РЕАЛЬНЫХ социальных связей. И если для фантастики/фэнтези это приемлемо (хотя в хорошей фантастике этого как раз и не будет).
Поясню мысль на примере.
1. На станции в ночь аварии показывают всего несколько человек, управляющих непосредственно реактором. И над ними стоит главное руководство в лице Брюханова и Фомина. Всё. А где остальные (более сотни!) человек — вся ночная смена, которая работала на станции и устраняла последствия взрыва непосредственно внутри станции? Их нет, как не показан и героизм их действий в ночь аварии.
2. То же самое — пожарные. Василий Игнатенко? Но тут ситуация такая же как с фильмом «Офицеры» — то фильм не про офицеров, а про офицерских жён. Так и здесь, показана любовь/преданность Людмилы Игнатенко, но подвиг именно пожарных (разного уровня, и рядового, и офицерского состава) в сериале совершенно не показан.
3. Шахтёры. Они выглядят как какая-то самоуправляемая артель. Все решения принимает начальник смены — такой же немытый шахтёр, как и остальные. А где все остальные уровни управления/организации? На шахтах такого уровня должны быть как минимум директор, куча замов, начальники участков. И это только по вертикали «производственного менеджмента». А в советском обществе там была ещё и партийная вертикаль, и комсомольская, и профсоюзная. Где это всё?
4. Армия(?). Бог с ней, с водкой. Но ведь в сериале показывают какой-то сброд опять таки без руководства, без офицеров, без организации. И где, опять-таки, параллельная партийно-комсомольское вертикаль? Где та идеология, тот стержень, который не позволил развалиться СССР ещё в 80-х годах?
5. И в целом — в сериале всего два главнейших ответственных лица (Легасов и Щербина) и огромное количество рядовых подчинённых. То есть, проводя аналогию, в сериале есть генералы и солдаты. Всё. Нет ни младших командиров, ни офицеров.
Да и в целом — модель общества пустая. Про компартию и комсомол (на низовом уровне) я уже сказал. Где агитаторы/журналисты/корреспонденты? Где жены (кроме Игнатенко) и дети (кроме массовки)?
Поэтому даже если сделать скидку на непонимание советского образа жизни, социалистического строя, специфического мировоззрения (которое также неоднородно), то всё равно эта «модель» — недостоверна для реального общества.
Для фэнтези — пойдёт. Но не для реального мира.
Такие дела.
Сериал об обществе (совестко-социалистическом) и о его поведении/реакции в ситуации катастрофы, так? Но!
Все события и персонажи (достоверные, выдуманные, мифические) не образуют целостную систему, модель общества (советского)! Они существуют в сценарии (параллельно или последовательно) и иногда даже взаимодействуют, связаны друг с другом. Но по факту получаются огромные провалы, разрывы в модели РЕАЛЬНЫХ социальных связей. И если для фантастики/фэнтези это приемлемо (хотя в хорошей фантастике этого как раз и не будет).
Поясню мысль на примере.
1. На станции в ночь аварии показывают всего несколько человек, управляющих непосредственно реактором. И над ними стоит главное руководство в лице Брюханова и Фомина. Всё. А где остальные (более сотни!) человек — вся ночная смена, которая работала на станции и устраняла последствия взрыва непосредственно внутри станции? Их нет, как не показан и героизм их действий в ночь аварии.
2. То же самое — пожарные. Василий Игнатенко? Но тут ситуация такая же как с фильмом «Офицеры» — то фильм не про офицеров, а про офицерских жён. Так и здесь, показана любовь/преданность Людмилы Игнатенко, но подвиг именно пожарных (разного уровня, и рядового, и офицерского состава) в сериале совершенно не показан.
3. Шахтёры. Они выглядят как какая-то самоуправляемая артель. Все решения принимает начальник смены — такой же немытый шахтёр, как и остальные. А где все остальные уровни управления/организации? На шахтах такого уровня должны быть как минимум директор, куча замов, начальники участков. И это только по вертикали «производственного менеджмента». А в советском обществе там была ещё и партийная вертикаль, и комсомольская, и профсоюзная. Где это всё?
4. Армия(?). Бог с ней, с водкой. Но ведь в сериале показывают какой-то сброд опять таки без руководства, без офицеров, без организации. И где, опять-таки, параллельная партийно-комсомольское вертикаль? Где та идеология, тот стержень, который не позволил развалиться СССР ещё в 80-х годах?
5. И в целом — в сериале всего два главнейших ответственных лица (Легасов и Щербина) и огромное количество рядовых подчинённых. То есть, проводя аналогию, в сериале есть генералы и солдаты. Всё. Нет ни младших командиров, ни офицеров.
Да и в целом — модель общества пустая. Про компартию и комсомол (на низовом уровне) я уже сказал. Где агитаторы/журналисты/корреспонденты? Где жены (кроме Игнатенко) и дети (кроме массовки)?
Поэтому даже если сделать скидку на непонимание советского образа жизни, социалистического строя, специфического мировоззрения (которое также неоднородно), то всё равно эта «модель» — недостоверна для реального общества.
Для фэнтези — пойдёт. Но не для реального мира.
Такие дела.
11 комментариев
топорнаяпрямая пропаганда в стиле «сейчас мы вам покажем кровавые ужасы ужасного Мордора». Так что это не баг это фича у фильма такая — чтобы зрители не отвлекались от месседжа.Это вопрос к админам, если что.
А если по существу вообще то это был комментарий про структуру всех пропагандистких материалов. От советских романов (так и хочется написать рОманов) про западные ужасы и до современных агиток про сталинизм. Начиная с «я, собака, Калин царь» еще времен грозного.
Сериал про который заметка просто один из примеров в этом ряду. Так что недоумение ТС вполне объяснимо в том числе и с помощью моей гипотезы.
Так что нефиг тут либерасню всякую разводить.
Дело не в «клюкве» и не в «пропаганде».
И то, и другое можно простить, если у произведения есть художественная ценность.
В данном сериале художественная ценность сведена к нулю (ИМХО!) тем, что между отдельными элементами сюжета и персонажами огромные, просто космические «провалы» и «разрывы» в логике поступков, мотивации решений, социальных связях и т.д.
И их нельзя оправдать тем, что СССР для «западного обывателя» — это что-то загадочное. Нет, это просто (ИМХО!) халтура. Причём в той же степени, в какой можно восхищаться реальностью антуража, отдавая должное соответствующим членам команды создателей.
Художественная ценность определяется (слава богу) немного другими способами. Можно быть с ними несогласным, но тогда стоит предложить какую-то другую систему оценки, способную заменить текущую.
Все лишнее (что вам было необходимо для восприятия) как раз и отбрасывалось чтобы показать главную мысль и оставить время для нужных эмоций.
А лишняя сложность всегда заставляет задуматься, что
1. Не прибавляет зрителей — думать тяжело неприятно и сахар дорог. Так что произведение зайдет малому количеству которые
2. Могут еще и сделать не к те выводы, что нужно.
Это не халтура это такое произведение. И требовать от него связности все равно что требовать например от современного ВоВ песочности, и правильной организации взаимоотношений игроков. В принципе сложные вещи про такие события тоже есть, даже от американцев. Но это сейчас уже гуглить надо.
Но в целом сериал я бы выделил из числа многих других именно скрупулезной реконструкцией быта и костюмов. Очки у Легасова — «те самые», пепельница на столе, свитер, галстук, часы на стене — все аутентично эпохе. Для условного голливуда это прорыв в деле изображения «кровавых Советов». Спасибо за то, что нет балалаек, бабУшек и пьяных медведей =)
А я попытался лично для себя понять, «что не так» с точки зрения реконструкции общества и связей между людьми и социальными группами. Ведь именно это является одной интереснейших тем обсуждения ММО. :)
Мы выросли в определённой среде и воспитаны определённым образом. У каждого из нас — свои знания, свой опыт, свои связи между нейронами. И именно поэтому у каждого из нас свой собственно восприятие окружающего.
Посмотрите, ведь даже при обсуждении сухих объективных фактов многие руководствуются в первую очередь текущим ощущением достоверности и личного понимания, и только потом (в лучшем случае) обращаются к другим источникам, сравнивают разные мнения, составляют новую целостную картину.
Что уж говорить об обсуждении произведений искусства (к которым мы относим, конечно, и сериалы)? Каждый видит в книге, картине, видеоклипе, песне на первом плане то, что увидеть легче. Так устроен мозг. Он по умолчанию «ленивый» и не хочет просто так раскладывать картину мира по слоям и элементам.
Поэтому мораль такая: не стоит удивляться тому, что другие люди видят не то, что видите вы. Это норма. Просто каждый смотрит на объект через «очки» собственной нейронной сети, один Бог знает на чём и как обученной в процессе взросления.
Давайте относиться друг к другу с пониманием! :)