Похоже, пророчества из свежей редакторской колонки на massively.com сбываются с неимоверной скоростью — MMO стало настолько популярным явлением, что все хотят быть «эмэмом», не особо задумываясь, соответствует ли их задумка модному термину. Манифест от разработчиков студии Undead Labs хотя и начинается со слов «Я не люблю MMO», делает это исключительно в качестве литературного хода, чтобы потом рассказать нам, почему именно эти ребята сделают именно такую ММО, которую никто раньше не делал.
Автор этого манифеста — Richard Foge — совсем не новичок в геймдеве, хотя молодецкая прыть и перехлестывающее через край отрицание многих достижений окружающего мира чувствуется в каждом абзаце его горячего текста. Тем не менее, он приложил руку к настоящему консольному хиту God of War, будучи дизайнером боевой системы. Эта игра, по мнению очень многих игроков и критиков, является лучшим представителем PS2-игр.
Затем Ричард перешел в ArenaNet, где на должности systems designer (что бы это ни значило) создавал Guild Wars, набираясь mmo-опыта. Хотя, как вы знаете из недавнего рассказа Гму, GW едва ли могла называться MMO, будучи игрой, построенной на персональных инстансах и сражениях на арене.
Вообще, с Ричардом происходит странная история. Его уже объявляют «столпом Undead Lab», а в фейсбук-статусе все еще «ArenaNet — Апрель 2007 г. по настоящее время - Game Designer». В манифесте Ричард не столь осторожен, он стреляет направо и налево упреками, не оставляя камня на камне от того, что есть сейчас в MMO, заодно и в той самой, над которой он трудился с 2007-го.
MMO совершили прорыв благодаря своей социальной природе, но если вы посмотрите на них поближе, то поймете, что они даже не дотягивают до звания «игра». Mario 64 (которому уже 15 лет) даже сейчас выглядит лучше, чем любая MMO, в которую я играл.
Кому и кобыла невеста, как говаривал один известный литературных персонаж. Но вот такой у человека взгляд на вещи. Ричард любит экшн. Он сам себя называет «console guy» и активно противопоставляет себя миру PC-игроков.
Так что насчет MMO? Что если заменить все эти математические расчеты отборным экшеном? Что если сделать так, чтобы MMO воспринималась как зубодробильная консольная игра?
Моя левая бровь неудержимо ползет вверх. Ведь экшн, он на то и экшен, что, подобно магазину скорострельного автомата, вылетает пачкой за секунды. Ну, хорошо, вы можете при помощи игры, вставок, роликов, переходов растянуть его на 20 часов. А MMO она на то и MMO, если в нее действительно играть, а не пробовать, что может длиться годами.
Конечно, это мое субъективное восприятие MMO. В расшифровке этого сокращения ничего нет о долгих сеансах игры. Но социальная природа, о которой упоминал Ричард, не возникает за 20 часов угарного экшена, в котором ты только и думаешь, как сделать хеадшот или раздавить зомби. Мы можем туда прийти со старыми друзьями, но мы не можем оттуда уйти с новыми.
Ричард также поднимает вопросы, которые мы обсуждали в узком кругу. Правда, если мы говорили о необходимости применения таких персональных качеств игрока (а не персонажа), как фантазия, ум, социальные навыки, то console guy, понятное дело, говорит о реакции и точности.
Что если мы вам дадим биту, и когда вы будете жать на кнопку, вы будете ею махать попадая по каким-то штукам. То есть вот буквально — что она встретит на пути своей траектории, то и снесет. Без всяких чисел и таблиц расчетов, а просто основываясь на том, куда вы ею махнули.
Что если вы увернетесь от врага, повинуясь инстинктам. Не на основе прокачанного умения вашего персонажа, повышающего шанс уклонения, а благодаря вашей реакции.
Автор манифеста только что изобрел заново бестаргетовую систему, делает вид, что ничего не знает о TERA, и что не понимает, зачем в мире ММО, еще до недавнего времени учитывавшего игру через dial-up модемы, нужны были расчеты на стороне сервера в целях компенсации лагов и уравнивания в шансах людей с разным качеством связи.
Ричард рисует прекрасные картины, как вы с друзьями подваливаете к супермаркету для пополнения запасов на специально оборудованной машине с бульдозерным лезвием впереди для расчистки от зомби. Чистая картина из «Зомбиленда», кстати. Как эффектно запрыгиваете в окно. Как направляете машину, начиненную взрывчаткой, в центр толпы зомби.
Все это прекрасные зарисовки на уровне воспоминаний о похождениях Теллахасси, которые нам в «Зомбиленде» были показаны за… несколько десятков секунд. Жизнь в ММО, как мне видится, это долгая езда по пустым дорогам. Это тишина и странные шорохи в темноте заброшенного магазина, который исследовать надо долго и тщательно. Это бесконечное укрепление своего жилища. Словом, нравится это кому-то или нет, но ММО — это жизнь без монтажа. Понимает ли это Ричард, пытаясь рассуждать исключительно в контексте ярких экшн-вспышек, мы узнаем, когда они хотя бы дадут название своему проекту. Постапокалиптическому, конечно. Попались?
5 комментариев
Ах, какая шикарная картинка из супермаркета! Крутотенюшка!
Ну а что до Ричарда... "Консольщики в корень охренели!". Вот...
Я прекрасно понимаю все прелести консольных игр и супер-мега-интернета в США или где-нибудь в продвинутой части Европы, я прекрасно понимаю все эти радости, но Ричард после такого спича точно не наш парень, а просто еще один из толпы тех самых зомби, которые сидят за этими самыми приставками. Вот..
Ну, ниша skill-based MMO явно пустует (да?). И можно же сделать боёвку зависящей от навыков игрока (а не персонажа), а остальной тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым оставить примерно стандартным. Чем не идея? :)
Правда, про тыгыдым он как раз и молчит, и это действительно звучит слишком мечтательски. Но так и надо делать рекламу! :D
skill-based MMO? Это типа та, где рулят руки, а не шмот и уровень? Не пустует. GW PvP - велкам. EVE тоже в приличной степени.
Про GW не знаю, а EVE не то - речь не выборе радиуса вращения вокруг цели, и правильности порядка нажатия клавиш, активирующих навыки, а о шутере, слешере, платформере :) Тут я понимаю Ричарда, он игрой называет то, где интересен сам процесс, а не только мета-надстройки над ним. И в ММО эта тема развита слабо.
Может, Виндиктус будет чем-то похожим. Я не пробовал его, там с прокси надо было мучаться :)
Это... вы, как всегда забыли darkfall. :) Там именно так,как описано. Ну и что нового? :)