Некоторые тексты у меня лежат неделями и вызревают. Этот пишется сразу, на эмоциях. Но не волнуйтесь — это позитивные эмоции. И много откровенных мыслей. Впереди длинные выходные. Все мы успеем подумать, почитать, да и в целом расслабиться.
Точкой отсчета этой эмоции стал начавшийся вчера спор вокруг того, что играть в контексте MMO сейчас не во что. Дико неудобная для организаторов сайта о MMO тема. Вы же понимаете, да?
Сама концепция ММОзговеда замышлялась в виде простой формулы “MMO для взрослых”. Не в том смысле, в котором, возможно, кто-то из вас подумал. Мы хотели рассказывать об этом хобби, как о достойном внимания взрослых людей. То есть чтобы без вот этого смущения, которое я когда-то наблюдал у моих пятидесятилетних партнеров по бизнесу, когда они пробовали MMO и немножко превращались в детей. В хорошем смысле.
Мы готовы были писать обо всем. В 2012 году у нас не стояло никаких фильтров. Мы были открыты к любым MMO, без исключений. Но говорить об этом хотели все же как взрослые люди. И со взрослыми людьми. То есть если где-то мы видим отсутствие логики или подмену понятий, мы это обсуждаем. Невозможно дать себе установку “MMO для взрослых”, но продолжить валять дурака. Да и понятно, что нам этого никогда не хотелось. Мы делали то, чего нам не хватало, чего не было.
И мы, конечно, попали. Как я люблю шутить — если бы мы знали, что будет дальше, мы бы никогда не начали, но мы уже начали. Можете называть это дилеммой казино, когда проигравший кучу денег уговаривает себя — но я же столько уже вложил! Речь, разумеется, не только о деньгах, а о времени, силах, жизни, которая не бесконечна, и карьере, которая как-то должна сопрягаться с небесконечной жизнью. Но вот какая штука — я не считаю, что мы хоть в чем-то проиграли. Мне не стыдно ни за один день ММОзговеда.
Конечно, я люблю помечтать о том, как могло бы быть. В этот момент я представляю себе 2003 год. Старт Star Wars Galaxies, EVE Online, Lineage 2, A Tale in the Desert, Second Life, Shadowbane, совсем скоро — Everquest 2 и World of Warcraft. И все это без намека на магазины, без тени боязни, что карета превратится в тыкву в любой момент, с горящими глазами, новыми механиками, непохожие друг на друга. И я представляю себе, как трещит рейтинг миров, как каждый рассказывает о своем мире. А вот тут посмотрите! А вот у нас тут такое!
Размечтался, одноглазый, да. А о чем таком невероятном я мечтаю? Почему я должен был не предполагать естественного? Всего того, что прямо сейчас происходит в обычной игровой индустрии. Ведь я считал и продолжаю считать MMO — фронтиром компьютерных игр. Здесь возможно все то, что многие игры только симулируют. Возможно по-настоящему. Настоящий выбор. Настоящие поступки. Настоящие последствия. Настоящие сюжеты, о которых вы можете написать и издать книгу. Где я ошибся?
Я ошибся в оценке роли монетизации во всем этом. Я не понял, что многое до сих пор просто едет по инерции из того 2003 года, когда люди верили, и не боялись, и поступали с нами честно, и экспериментировали, и стремились продать игру, настоящую, возможность выбирать, возможность поступать, возможность получить последствия в полной мере. А не купить, срезать, уйти от последствий. В этом была моя ошибка. Я не понял, с кем сажусь играть за стол.
Не хочу грести всех авторов под одну гребенку, конечно же, просто, возможно, за столом оказалось слишком много тех, с принципами “игры” которых я не согласен. А, возможно, просто кто-то начал мухлевать, ему за это ничего не было, и все остальные воскликнули “а что, так можно было?”. И вот уже великий Ричард Гэрриот, сэр Ричард Гэрриот, торгует моделями домов, роялей и кустов. Забыв, как делаются игры, но не забывая настаивать, что это он, именно он тогда, в прошлом веке, сделал Ультиму Онлайн. Мир. А не пространство для роялей и кустов.
Пишу “я”, а не “мы”, потому что это эмоциональный текст от первого лица. И я бы не хотел говорить от лица всех моих партнеров. Не потому что они не разделяют мою точку зрения, а потому что я не согласовывал с ними этот текст. Да это и не программное выступление.
И вот получается, что, постепенно набивая шишки, мы пришли к какой-то формуле. К какому-то пониманию. Где игра, а где — совсем нет. Где свет, а где — тьма. И я не собирался быть для читателей человеком с факелом, каким-то поводырем. Думаю, вы это прекрасно понимаете по тому, как устроена механика нашего с вами сайта. Но я хотел рассуждать, находить какие-то ответы и делиться ими. В рамках этих ответов мы внутри команды, стоящей за организацией MMOзговеда, пришли к выводу, что не будем освещать free-to-play MMO, потому что это, фактически, усилия, которые погружают нас во тьму и ставят крест на нашем представлении о том, для чего вообще замышлялся ММОзговед.
Вот здесь очень важный момент для взаимопонимания — речь идет о наших долгосрочных целях, но они ни в коем случае не должны подчинять себе ваши цели.
Ваше желание поиграть в то, что есть, я прекрасно понимаю. Чего вам заморачиваться с чужими далекоидущими планами, если вы просто любите MMO и хотите провести время с друзьями, выбирая из того, что есть? В конце концов, ведь так и замышлялось — пишите о том, что вам нравится, что вас радует, чем хочется поделиться, не оглядываясь на других. Ваша позиция нас нисколько не ущемляет. Мы достаточно взрослые, чтобы принимать разные точки зрения и взгляды.
Но есть два момента. Первый — если мы начинаем дискутировать и применяем логические доводы, давайте играть по-взрослому. Ваше понимаемое желание играть в то, что есть, не должно быть причиной оправдывать того, кто не оставляет вам выбора. Если он не прав. Если он прав — доказывайте. Все мы можем ошибаться. Но его неправота не бросает тень на вас. Давайте это разделять. Второй момент — наша критика тех, кто, по нашему мнению, или по мнению другого ММОзговеда, продолжает закат солнца вручную, не должна восприниматься вами, как агрессия в вашу сторону. Иначе это зеркальная ситуация — нам нельзя говорить, чтобы не обидеть вас.
Мы изо всех сил избегаем противопоставления. В частности и поэтому в системе нет минусов за заметки. Вы знаете принцип — рассказывайте хорошее о своем мире и пусть победит сильнейший.
Вы знаете, что мы помогаем оформлять материалы по массе фритуплейных игр. Многие фритуплейные игры становились и становятся обложкой сайта и, фактически, рекламируют их, несмотря на наше к ним отношение. Но если к нам, как к редакции, обращаются с приглашением посетить презентацию или какое-то другое мероприятие, связанное с фритуплей-проектом, мы отказываемся от этого. Что поразительно — в большинстве случаев, честно, но корректно описав причины нашей принципиальной позиции, мы находим понимание у собеседников. Лично для меня это важный и позитивный знак. Почему? Об этом чуть позже.
И вот мы там, где началась моя эмоция — обсуждаем то, что выбирать нам особо не из чего. Я честно хотел сегодня с утра составить список того, во что все же можно играть, на мой взгляд. Черновик так и называется “MMO, в которые не стыдно”. Но потом я одернул себя. Не должен я убеждать вас в формате списка. Должен куда-то идти, делиться эмоциями, доказывать все это на конкретных примерах, а не на абстрактном списке. И да, с этим объективные проблемы.
Проблемы настолько серьезные, что я уже год не решаюсь завести разговор о довольно любопытной монетизации, которую мы придумали. Потому что какой смысл, простите? Любая наша монетизация неизбежно должна быть основана на движняке вокруг ММО. А ложка хороша к обеду. Но время идет, а мы тратим время, деньги, силы, и порождаем тот же страх, который есть у любого пользователя по-настоящему бесплатного проекта — в любой момент это может закончиться.
Мы многое сделали правильно. Как я уже сказал — мне не стыдно ни за один день жизни ММОзговеда. Мне очень приятно, когда люди говорят об атмосфере, об уровне дискуссии, о площадке для себя лично. Мне особенно приятно, когда люди считают этот сайт своим. Одна из самых светлых эмоций за последнее время — фотография доски на EVE Fanfest, где ddemch написал mmozg.net. И да, получается, там был mmozg.net. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы так было и дальше. Но исключительно потому, что я верю — дальше будет иначе.
Ну, да, я о своей фразе “самая густая тьма перед рассветом”. Я в это действительно верю. “Ваш рассвет все никак не наступает” — это тоже верное замечание. Но правда жизни в том, что метафора про рассвет верна только в отношении густоты тьмы. Нет никакого автоматического наступления рассвета. Ожидание рассвета его не обеспечивает. Работаем над этим. И то, что нашу позицию понимают даже представители фритуплейных игр, дает мне надежду.
73 комментария
И вот от этого надо в первую очередь уходить. Если я играю в донатную доилку, но получаю от геймплея определенное удовольствие, то нет ничего плохого в том, чтобы рассказать, что мне в ней нравится. Во многом просто потому, что интересно анализировать психологию геймеров в различных играх. Но мне никогда в голову не придет оправдывать адовый донат и лохотроны с аргументом «ну все не так плохо, в других ммо еще хуже».
Конечно довольно сложно научиться критиковать любимые игры, ведь при избавлении от розовых очков есть опасность стать циником, который будет искать недостатки во всем и забудет, как наслаждаться играми. Но все же, наслаждаясь ф2п игрой, не стоит забывать, что ты наслаждаешься игрой, цель которой — развести тебя на бабло. Она могла задумываться другой, разрабатываться другой. Но играешь ты в данный момент именно в такую игру. (Ну и здесь какой-нить советский плакат, тыкающий в тебя пальцем =)))
Монетизацию Скайфоржа я не оправдываю, но там всё не так плохо, во многих других играх хуже. Так что этот аргумент тоже подходит для сравнения одного плохого с другим плохим.
В недалёком прошлом человечества помидор был крупной, но в целом достаточно обычной ягодой. Но потом в нём увидели потенциал и начали активно селекционировать. Чтобы томаты вырастали крупнее, чтобы все ягоды на кусте поспевали одновременно (очень удобно для машинной сборки), чтобы сорванные ягоды долго хранились на полках магазинов. Всё для того, чтобы производство давало гарантированный результат, обходилось дешевле и продукцию было легко реализовывать.
В результате получились сотни сортов, с плодами самых разных форм и размеров, начиная крохотными черри и заканчивая огромными салатными. Нет только одного. В процессе селекции помидор перестал быть сладким. Фрукт превратился в овощ.
И получилось то же самое, что получается с MMO. Мог ли я ещё 10 лет назад представить себе, что когда-нибудь начну чистить помидор ножом, подобно яблоку? Потому что эту жёсткую шкурку, похожую на целлофан, есть невозможно. Причём звук при чистке точно такой же, как от яблок, потому что помидор-2017 жёсткий. По нему можно ударить кулаком, а он не даст ни капли сока и даже не промнётся.
Попробовал бы я так долбануть по помидору урожая 2000 года…
Зато попробуешь дома и потом не будешь покупать. Так что нет, не плевать. Магазин — это не передвижной фургончик с едой, на нем нельзя срубить бабла за треш и переехать в другой район. Если все обитатели окрестных домов по разу купят невкусный помидор, то довольно скоро его перестанут покупать.
Ну это так… в качестве придирки к метафоре. =)))
Лично для меня это как сравнивать Титаник и Гинденбург или любую другую катастрофу, аргументируя, что в одном случае погибших на n человек больше. «Все не так плохо» — вообще довольно паршивый аргумент в данном контексте.
Все именно что «очень плохо», а мистического «так», с которым можно было бы сравнить эту «плохизну» просто не существует.
Уууу… то есть постойте. То есть «бездонатно-подписочная MMO» — это утопия? :) То есть мы говорим о том, чего никогда не было и не будет? :)
В некотором смысле донат даже помогает разорвать порочный круг «достигателя» — обратить больше внимания на командную игру, социалку, исследование мира.
Понял. :) Закончил дискуссию.
И если интерес остается — мы находим себе другие игровые занятия.
Отрезать пациенту ноги, чтоб он руками лучше начал орудовать.
Нет конечно, там вроде даже многоуровневого премиума нет. На мобилках полно более донатных игр.
Оскорбление чувств верующих же!
Элей:
Без комментариев )
а потом появились соцсети и куча разных игр. хочешь гриндить — вот тебе пое и диабло, в них это гораздо веселее чем в лодве. пвпшер? лол, дота, ксго, батлфилд — имя им миллион, казуал? игры в соцсетях и планшетные кликеры. нет плохих игр, как и плохих фильмов или книг. если тебе не нравится книга или фильм — значит их писали не для тебя. так же и с играми, специализация победила все, с развитием интернета.
Реконструкции — это несоизмеримо более трудоемкое занятие, нежели гейминг, так что не подходит каждому.
Ролевки, подходят каждому!
В любом случае, это совсем не то, что «пару часиков побегать после работы».
Или давайте лучше вы. Расскажите о своем изучении предмета разговора, и поделитесь «итогами распространения». А то я вас слушаю и не понимаю, вы сейчас всерьез говорите о том, что полигонные ролевые игры — это так, тьфу, каждый может «после работы пару часов», или мне это послышалось?
Это такое принижение увлечения других людей.
Ролевиков настолько же много, как и любителей погонять после работы. Особенно в США и Европе! И не надо мне говорить что только палки и занавески считаются. Есть настольщики, Джей-рпгшники, форумные, очень много по Warhammer и DnD! Особенно в этот наш век Geek-стайл.
Кайзер определенно не имел в виду организованную деятельность ролевиков, тем более — полигонщиков. Я люблю ММО, но постоянное участие в полигонных играх (не кабинетках) и вечерок, проведенный в ММОРПГ — это разные по уровню затрат, требований и степени вовлеченности процессы. Вот совсем разные. И очевидно, что РИ никаким боком тут не привязаны.
конь,эльф,орк, тролль скажу я вам, любезный Аркадий, что с удовольствием и навсегда оставлю «Сильмариллион-Экстрим» единственным, уникальным в своем роде опытом вот ровно такой полигонной ролевки, которой он был. А вот в компьютерную игру с удовольствием буду заходить каждый день.Понимаете, о чем я?
Я аж прослезился на этом моменте…
Поэтому я не вижу ни малейших предпосылок к «рассвету», даже напротив, со временем все MMO неизбежно подтянутся к уровню отечественной локализации BLESS'а. То, что раньше было не так — это артефакт, любопытная флуктуация, связанная в том числе с тем, что в те времена ещё было слишком мало народу, потенциально готового играть в онлайне, и конкуренция за игрока была гораздо выше. Т.е. народ надо было как-то заманивать в онлайн, сейчас же такой проблемы не стоит в принципе.
WoW и EVE Online, последние реликты той эпохи, тоже неизбежно придут к тому же самому сценарию, с регулярными переоткрытиями новых серверов, наборами раннего доступа и покупкой уровней.
Ситуация может улучшиться разве только путём госрегулирования, когда на рынок MMO зайдёт государство и всё тут зарегулирует. Но это очень долгий и трудный процесс, полезный выхлоп от которого увидят в лучшем случае наши внуки. А нам в хорошие MMO уже никогда не доведётся сыграть.
Да получится ровно то же самое, что с MMO. В реальном мире мы можем себе позволить покупать продукты с хоть какими-то гарантиями лишь потому, что нам в этом помогает государство. В противном случае рынок издевался бы над потребителем как ему заблагорассудится. И в мире MMO всё так плохо лишь потому, что издателей и разработчиков невозможно привлечь к ответственности, даже если они продадут наборы раннего доступа, а потом сразу же закроют проект не дожидаясь запуска серверов.
Даже просто закон о запрете всяких «колёс фортуны» и лотерейных сундучков с 0.00000001% шансом эпик-предметов уже бы несколько улучшил ситуацию, а ведь это между прочим чистейшей воды азартная игра, которая от казино отличается разве только невозможностью легального вывода денег.
Или представьте, насколько улучшится ситуация, если обязать всех издателей заранее объявлять все предметы, которые могут появиться в шопе в течение года, причём с подробнейшими описаниями, причём до первой финансовой транзакции. Продаёте кота в мешке в виде наборов раннего доступа, а сами скрываете шоп? Получите штрафы и отъём лицензии на запуск MMO.
Конечно, всякие либертарианцы с рэндистами будут выть белугой, зато рынок хоть немного цивилизуется. А то там сейчас свободы столько, что уже анархией попахивает.
И нет, государство всё сделает неправильно, особенно поначалу. Что-то приличное у него начнёт получаться в лучшем случае лет через 10 после начала процесса. Причём принесут отнюдь не на блюдечке, за свои права ещё побороться придётся, просто государство даст саму возможность такой борьбы. Сейчас-то шансов выиграть суд против MMO-издателя ровно ноль при любом раскладе.
Альтернативу вы видите. Конечно, вы можете дальше верить, что рынок чего-то там сам расставит и отрегулирует, но реальность пока что показывает, что результат 100% рыночной свободы в мире MMO подавляющему большинству игроков не по нраву. А вот разработчиков и особенно издателей всё устраивает более чем, они-то как раз чувствуют себя великолепно.
Именно поэтому выбор у нас простой: либо всячески привлекать внимание госчиновников к сфере MMO, чтобы они наконец всерьёз за неё взялись, либо лопать что дают и мечтать о «рассвете MMO», а издатели тем временем будут плевать нам в лицо да посмеиваться.
Или вы видите какой-то другой способ повлиять на издателей, помимо госмашины? Как видим, голосование рублём не работает, а какие ещё есть варианты помимо пассивного многолетнего ожидания?
В свободное от работы время всевозможные инспектора проводят «частные тренинги» о прохождении комиссий. Плавали — знаем. )
Разумеется, здесь важен фактор насыщенности рынка, когда не получится легко разбрасываться имеющимися клиентами, рассчитывая привлечь новых со стороны
Один отравившийся клиент — и ты в долговой яме (я тут преувеличиваю, конечно, для ясности). По-моему, это намного более эффективный инструмент, чем тетенька из СЭС, которую можно задобрить взяткой.
А поскольку в индустрии цифровых развлечений массовое отравление некачественным продуктом маловероятно, а практически всё остальное (если уж идти по нижнему краю допустимого) можно списать на «с ЕУЛА согласился», остаётся надеяться лишь на саморегуляцию индустрии (что нормально работает, когда у потребителя есть желание и возможность переметнуться к конкуренту, если в конкретном месте качество никакое. В общем, на индустрию надейся, да и сам кактус не жуй)
Может пора сделать следующий шаг? Дать часть инструментов пользователям. Ту же локализацию, те же квесты, предметы? Задать основное направление и позволить привнести каждому свой кирпичик.
Необязательно это должен быть редактор. Брать эскизы, тексты, утверждать и вводить в игру. Выделить открытые файлы для локализации.
Эдакий аутсорсинг, за который тебе еще и доплачивают.
Кончилось время, когда можно делать что попало, как попало, не считать клиентов за людей, ещё и зарабатывать.
Больше НРД и меньше ценник на игру. Зачем например хайлевельный контент делать качественно, если большая часть игроков перестанет играть задолго до его достижения?
Но по факту, с каждым разом игроки смотрят на такое все более и более подозрительно на подобные проекты, а значит все менее охотно платят за пару месяцев низкосортного геймплея втридорого.
Да, очевидно, что мы все еще находимся внутри болезни. И это очень неприятное состояние. Но странно было бы говорить, что «организму» это нравится. Нет никаких объективных признаков для такого утверждения. Даже те, кто соглашается, выбирают «меньшее зло» и аргументируют все это доводом «ну, а что делать?». Так и организм вынужден жить и даже предпринимать какие-то усилия в условиях болезни. Но очевидно, что, во-первых, ни на что особо заметное он в таком состоянии не способен, а, во-вторых, силы в таком состоянии будут объективно заканчиваться, а не накапливаться.
Достаточно представить сегодня человека, не зараженного прежней любовью к MMO, выбирающего объективно среди разных видов игровых развлечений. Зачем ему выбирать эту лихорадочную оболочку? Ради чего? Ради долгосрочного геймплея? Нет его. Ради новых механик? Нет их. Ощущение игры, настоящего виртуального мира, намного реальнее получить в одиночной или кооперативной игре на собственном сервере. Этот организм попросту ничем не может привлечь. Массовость условна, а встреча с незнакомцами, если она что-то значит — развод на заведомое получение преимуществ, чтобы компенсировать потенциальные купленные преимущества незнакомца. Вот и получается, что эксплуатировать приходится тех, кто был уже внутри этого организма. Их инерцию, воспоминания о прошлом, надежды на повторение прежних эмоций.
Понятно, что у любого жанра будет своя аудитория. Просто потому, что людей на земном шаре довольно много. Но именно для MMO критически важно — какая она, эта аудитория. Дело не только в массовости, которая неизбежно падает из-за отсутствия конкурентных преимуществ. Дело в том, что за люди там. Кого потенциально ты там можешь встретить. Надеяться на что-то интересное в игре, которая превратилась в магазин, точно не стоит. Если что-то и возникнет здесь, то исключительно вопреки.
И, конечно, можно говорить друг другу, как это делают сейчас многие игроки EVE Online — «это просто игра», но именно Ева всегда нажимала на то, что это «не просто игра». Потому она стала особенной и даже, как это сейчас модно говорить — «феноменом». И если сказать, что это «просто игра», давайте заодно признаем, что это просто таблицы в космосе. Потому что тот, кто видел интерфейс Евы, может многое рассказать о том, когда он последний раз видел «звездное небо» за нагромождением открытых окон интерфейса.
Так вот. По этой дорожке нужно было пойти. Как бы ни было хреново внутри болезненного тельца, которое скукожилось до бледного, непривлекательного, высохшего комка прежних восторгов. Этому комку самому лучше других понятно, насколько большой контраст между «было» и «стало». Если описание две тысячи третьего года может вызвать у вас прилив восторга, значит, в две тысячи семнадцатом перед нами совсем не прогресс. И тело это ощущает всеми своими органами. Даже если убеждает себя перед зеркалом с клоком волос в расческе «Все не так и плохо, зато сейчас научились делать отличный макияж».
И никакое государство этого никогда в жизни не прочувствует. Никто и никогда из-под палки не станет выздоравливать и становиться лучше. Это нужно осознать и захотеть. А для этого нужно пережить тот этап, в котором мы находимся. Избавиться от иллюзий. И от неисправимых паразитов.
Где гарантия, что всё это в конечном итоге не закончится уничтожением всего жанра MMORPG? Вот есть сессионки, есть Dota-подобные игры, есть Starcraft, есть онлайн-шутеры. И мы прямо сейчас наблюдаем, как именно туда уходят те, кто раньше играл в MMORPG. А потом, когда потенциальная аудитория ещё уменьшится, жанр объявят официально мёртвым.
В конце концов, в сингловых играх тоже хватает умерших жанров. Куда, например, делись сингловые адвенчуры?
Я больше всего боюсь того, что жанр выжмут досуха и похоронят останки.
Гарантия в твоем и моем интересе к жанру. В достаточном количестве нас.
Кем? Жанр нельзя объявить мертвым. Можно не делать игр в этом жанре. Или делать их такими, что лучше бы не делали.
Ну, так государство в этом вопросе может только организовать похороны и помочь прикопать покойника.
Эта аудитория может стать полноценной кор аудиторией для жанра FreeMMO, который будет и дальше поразитировать на ней, мутируя и адаптируясь, но практически не уменьшая своего присутствие на рынке и не желая уходить.
Я считаю, что MMO, как игровой процесс, как хобби, намного более требователен к человеку, чем одиночные или сессионные игры. Он может дать больше эмоциональной отдачи, но для этого он должен и забрать больше. И чтобы забрать больше, он должен, как минимум, соответствовать по комфорту клиента конкурентам. Чего и близко сейчас нет в MMO.