Солнце, но по сути это ведь так и есть. И в случае с Евой, и в случае с БДО ты просто не разобралась в том, как работают механики конкретной игры, и помахала им/ей рукой.
Ева — это сложная, многокомпонентная игра, на мой взгляд, это вообще в первую очередь игра про логистику, будь то «мирные» занятия или военные действия. То есть для того, чтобы добиться нужного результата, придется очень, очень вдумчиво подойти к процессу подготовки, а может, и справочной литературой обложиться. Но это природа игры, кмк. Тут лучше скажут те, кто играет в Еву.
Я могу сказать о БДО. БДО — это НЕ крафт-ММО. Это вполне обычная РПГ «про развитие». Я ни в каком месте не говорила, что будет так же легко, удобно и весело играть, если ты полностью игнорируешь один из ключевых элементов РПГ. Да, будет сложно. Суть процесса для человека, который выбрал такой путь — в сложности, в наличии ограничений и в готовности следовать намеченному плану.
В БДО ущербная торговая система. Это тысячу раз правда, и я всегда буду этим недовольна. НО. Строго говоря, твоя личный крафт в этой игре — это только и исключительно кулинария и алхимия. Все остальное ты делаешь не сама и не своими руками. Еду, приготовленную лично тобой, ты можешь передать друзьям. Передаются ли зелья, я не проверяла, но с помощью доп.реагентов ты можешь превратить свои зелья в групповые баффы, став классом, которого изначально технически в игре нет — саппортом.
Рынок в БДО никакой не «безликий». Именно благодаря своей ущербности в торговом плане, игра создает уникальную ситуацию, при которой товары не только востребованы и желанны, они еще и зачастую предмет для долгого ожидания, а иногда и настоящей драки за лот. Как на реальном аукционе. Медийскую кровать нам пришлось отбирать у аукциона недели две. Ее ставили время от времени, но побеждали всякие другие. И поверь, момент, когда появляется нужный тебе лот, а у тебя на него не хватает каких-то пару миллионов… незабываем. Я понимаю, можно говорить о безликости, когда производишь и продаешь какие-то расходники и ресурсы на перекрафт, ну еще стак грубого камня, кто их считает. Но мебель очень нужна, востребованна и продается обычно за считанные минуты. Я прекрасно помню, как торговала в «линейке». Там нас, торгующих гномов, были тысячи. Нас никто не различал и не запоминал. Я продавала соулшоты, кристаллы и кое-какие сборные ресурсы. У меня покупали. У других покупали. Я даже не видела, кто, я почти все торговое время была афк, со мной никто не говорил, никто не писал мне благодарственных писем. С такой позиции я тоже должна считать, что продавала товары «безликому рынку». Но я же знала, что мои шоты пойдут на самое что ни на есть личное дело — на прокачку очередного юного героя. Мне нравилось так думать. И когда я буду продавать на рынке в БДО результаты своего крафта, я буду воспринимать это точно так же. Не говоря уже о том, что в БДО есть категория редких и особо ценных лотов, которые часто продают по личным переговорам. Так Сьютта купила себе лошадку. Так некоторые игроки-стримеры рекламируют скорую продажу своих бригов. И так получилось, что в социальной ла2 мне ни разу не пришлось вести переговоры до сделки, а в БДО почти со старта с продавцом договаривались прямо в группе Вконтакта. Видимо, в этом случае все — в глазах смотрящего, на самом деле.
Дальше по тексту. В принципе и вообще невозможно играть «в крафт» ДО 20 уровня. Технически, механически, тушкой, чучелком, да как угодно. Я тебя об этом, насколько я помню, предупреждала. Во-первых, на стартовых уровнях есть обучение, и тебя обучают именно основам — передвижения, использования ресурсов, навыкам боя. Во-вторых, есть сюжетка, без которой на ранних уровнях ты банально не получишь нормальный инвентарь, а может, и другие вещи, уже не помню. Но самое главное — до 20 уровня ты не можешь пользоваться переключателем квестов. Корейцы считают, что 20 уровень — это реальный уровень «рождения» самостоятельного персонажа.
После этого тебе откроются крафтовые, собирательские, подай-принеси-поговори квесты, в том числе ежедневные, в мировых столицах и на соседних фермах. Помимо кулинарии и алхимии, также можно фармить опыт влияния на огородах, но крафт, конечно, надежнее. Но в любом случае нужно четко ставить цели, планировать игру и сужать свое окно затрат. Если покупать флейты, а не крепкие заборы для сада, далеко на безубийственной тактике игры ты не уедешь :) Ты выбрала сложный путь, нужно затянуть пояс потуже и считать каждую монетку.
Я 56 уровня, и с момента получения заветной косы (конец года) и до вчерашнего дня я не убила ни одного моба. Все это время я заходила в игру каждый день (кроме 31 декабря, пожалуй) и была плотно в ней занята. Если твоя цель — заниматься мирными ремеслами, торговлей, путешествиями и рыбалкой, я не вижу проблем с тем, чтобы просто развить персонажа до определенного уровня и после этого заниматься всем, чего ты захочешь, с нормальным инвентарем и пулом ОВ. В конце концов, это поможет тебе реально узнать, что происходит в мире вокруг, послушать интересные истории и посмотреть на важные события своими глазами. В крайнем случае, просто докачайся до 20 уровня, а дальше уже можно без боя. Но это «без боя» никогда не будет таким же легким, удобным и доступным, более того, это так и не было задумано.
А если цель не в этом, а именно и строго в том, чтобы не убить ни одного моба никогда и никак — а это абсолютно разные вещи — то да. В БДО так не получится. Можно снова и не пытаться :)
У меня тоже проблемы с поиском гильдии. Но мои запросы куда выше и разнообразнее, поэтому мне трудно найти гильдию в любой игре :( А вот вам, возможно, смогу помочь — на форуме я видела несколько вполне компанейских гильдий для дружеского времяпровождения. Попробуйте беспроигрышный вариант — Сакуру, это казуалы, немножко ролевики, любители делать скрины и купать слонов :) Творческие люди, словом. Они вряд ли заставят вас куда-то бежать, а вот покатать на слоне по океану очень даже могут :)
Поздно, поздно. Позитивного, открытого для общения и взаимодействия сообщества из аудитории WoW уже не склепать. Да, на локации мы перестали так сильно раздражать друг друга, но отсутствие сильного раздражения — еще не повод для дружбы. Такие вещи закладываются сильно заранее и потом цементируются годами, и WoW уже не перешагнет через себя.
Не говоря уже о том, что рейдовая направленность добавляет токсичности. Даже в GW2 появляются свои элитисты и любители потыкать в скилл и циферки носом, что уж говорить о WoW, который построен вокруг этой механики.
WoW по-прежнему работает по принципу «не жили дружно — нечего и начинать».
Вот в игре, о которой я писала — Shadow of Mordor — уже есть очень похожая система. Ее назвали Nemesis, если я не ошибаюсь, и игроки ее хорошо приняли.
Думаю, такие тоже НИПы обязательно должны быть в ММО. Но в рамках заметки я скорее думала о медиароботах, т.е. о тех, которые будут общаться с игроками на основе информации, которую они получают о событиях в игровом мире.
Да, само собой, просто попытка ужать эту главу до вменяемых размеров помешала расписать сам процесс обучения роботов. Некоторые из них обучались прямым воздействиям, некоторые сами собирали информацию из источников, правда, список был определен создателями.
Так что тут суть вопроса именно в том, что роботы учатся у нас, как дети у взрослых. И даже не обязательно «встречать» их с троллями, они могут научиться плохому после настойчивого и неутомимого исследования нашего общения в сети. И тогда проблемой станет не то, что роботам давали неправильную и плохую информацию, а то, что создатели не вполне контролируют глобальный охват информации, которую собирает и анализирует робот. Они могут стать нашим зеркалом, и вопрос в том, понравится ли нам отражение.
… и все равно я считаю, что такие вот «медиароботы» в ММО — это отличная идея :)
Да, ведь ММО в каком-то базовом определении — тоже масс-медиа :) Они связаны не столько через технологии, тут у каждого свое поле, сколько через сферу взаимодействия с сообществом читателей/икроков.
И сейчас их дорожки проходят почти параллельно — запрос на качество и подписку на фоне расцвета неблагонадежных источников, кризис жанра, новые инициативы правительства по регулированию деятельности таких медиа-монстров, как Google и Facebook. Наконец, есть и околоигровая медиа-среда, которая и вовсе идет шаг в шаг с прочими медиа-ресурсами: тут и мода на подкксты, и кризис доверия к проплаченным СМИ, и явный запрос на «журналистику действия», который есть и в игровом сегменте, и давно.
Хочу сразу же извиниться перед прочими участниками «Итогов 2017», и перед читателями заодно, за то, что все люди как люди, а я как всегда. У меня действительно не было другой возможности ответить на некоторые вопросы. Несмотря на такую размашистую серийность ответов, так или иначе я отвечу на все вопросы интервью.
P.S. И Атрон не догадался вовремя это безобразие запретить :)
Ну видимо, это какой-то специфический билд из старых хроник, потому как ФС, обогнавший котовода, с учетом того, что лучники вполне себе в топе востребованных классов — это уже странно. А там и дальше таких нюансов предостаточно. Или на «классике» фулбафф в лукопати уже не в моде?
Поэтому каковы будут ваши действия в подобной ситуации? Которую вы уже к тому же описали. Как вы определите, на кого можно положиться, а на кого нет?
Я в такой ситуации не окажусь :) Предпочитаю примитивную, но цивилизацию, игра в бессмысленный хаос и сталкеров, которые охотятся за чужими сапогами, мне совершенно не интересна. Поэтому я не играю в FFA PvP. Только в игры с ограничением PvP — от прямого запрета до карма-системой, причем реальной, а не в стиле АА.
Существует огромное количество причин, по которым мне не симпатично утверждение о том, что человека можно понять и как-то определить по этому критерию. Но основная — то, что этот критерий на самом деле ни разу ничего не говорит о человеке. Вернее, не так: он говорит, что человек готов совершить поступок, который я лично считаю неблаговидным, и расплатиться за это перед системой, потому что понижение кармы в «линейке» и БДО — это не бесплатное удовольствие. И это не худший вариант из спектра возможных осмысленных поступков.
Мне случалось подружиться с человеком, который дважды убил меня на пиратке, и разорвать все связи и прекратить какие-либо отношения с парой милых девушек из США на оффе, которые в жизни своей, наверное, не покраснели на споте. Потому что первый оказался добродушным тюфяком с пиратки х1000, и искренне считал «линейку» каким-то аналогом шутера — выскочил на полянку и убивай, а те двое оказались лицемерными, подлыми и жестокими интриганками, которые жизнь подпортили хорошим людям, не подняв на них руку и не потеряв карму.
Единственная игра, в которой реально есть моральный комплекс — это АА. И после АА говорить о том, что в нормальных карма-системах можно выявить в человеке какую-то гнильцу… Да ладно, мы же уже все знаем, что угонять трактора и ломать тримараны нужно в мирной зоне, чтобы тебе ничего не сделали, что воткнуть малое пугало рядом с чужими постройками и не убирать даже за деньги — это тоже весело, потому что за деньги ты не смог бы так классно сломать планы целому коллективу игроков. И так далее, и тому подобное. В АА можно красть, разрушать, вредить, портить жизнь, и при этом не выходить из мирной зоны, а то ведь в немирной зоне тебе и по шее могут дать. Вот там люди определялись просто слету, а в «линейке» сам факт убийства другого человека не дает повода сделать какие-то выводы об убившем. Он может быть очередным мудаком с мантрой «я тебя жизни учил» или, например «крабы должны страдать». А может и не быть мудаком. Он тебя убил, и есть немаленькая вероятность, что система достаточно строго накажет его за это; значит, он готов не только совершить спорный поступок, но и нести за него ответственность в форме недешевых вещей и/или заточки. Поэтому я играю в «линейку» и БДО, иногда даже общаюсь с людьми, которые на меня нападают, и порой не обнаруживаю в них ничего такого уж скверного. А вот в АА подолгу играть я просто не могу. Наедаюсь «возможностей осуществлять осмысленный выбор поступков», которая там действительно есть, досыта, спасибо, на эту тарелку добавки не нужно.
Мы с вами ходим по кругу :) В условиях первобытно-общинного строя нет самоопределения как такового, нет свободных охотников и самостоятельной жизни. Там все люди по умолчанию уже входят в определенный коллектив, несут перед ним ответственность и защищены им же. И от внутриплеменных конфликтов, и от агрессии со стороны другого племенного союза.
В ММО-песочницах люди пришельцы, которые со старта лишены всего, особенно — социальных связей, и вынуждены строить их в атмосфере конкуренции, вражды и общего недоверия друг к другу. Родоплеменной строй — это нечто абсолютно противоположное нынешним песочницам.
Напоминают, да. И я сама использую все эти научно-популярные метафоры. Но вы предложили мне представить, что я нахожусь «не в современном мире, а в условиях первобытно-общинного общества», и спросили, как бы я стала распознавать людей. На этот вопрос я могу ответить только так, как ответила выше.
А я ничего не говорила о выборе системы допустимого PvP, о спектре возможностей и т.д. Мне, например, в играх с PvP и карма-системой жилось (и живется) не так уж плохо. Я говорила лишь о самой концепции: что это важно для того, чтобы что-то узнать о людях, как-то их для себя определить. Вот это я да, считаю вздором. А вот кто на самом деле придерживается таких взглядов, а кто нет — я точно сказать не могу.
Это внутри племени. А между племенами бытовали сложные отношения.
В которых не было места волюнтаризму, самоопределению и мирному существованию. Вас, как самостоятельной игровой единицы с выбором бить/не бить, стрелять/не стрелять, просто не существовало бы в ту эпоху.
Еще раз — наши определения эпох, цивилизаций и формаций, которые мы даем современным ММО, просто красивые слова. И когда мы/вы углубляемся в суть, выясняется, что ни на одну формацию ни одна ММО просто не наскребет «контента» именно в контексте социальных отношений. Да, даже на родоплеменной строй. Не получится. Саспенс, простите, не тот.
Насчет клайма звездных систем в нулях я сильно не уверена, так же, как и насчет вассалитета/пауэрблоков. Насколько мне известно, там мировой порядок находится в стадии хаоса с викингами — кто набежал и захватил, того и тапки. Кроме того, основа власти — это власть не над финансовыми выжимками, а над людьми непосредственно, просто по факту их проживания на определенной территории. Когда я пыталась прояснить вопрос, выяснилось, что нечто смутно похожее предлагает только нерожденная AoC.
Возможно, специалисты по Еве меня опровергнут и реальные инструменты и атрибуты власти над другими людьми в этой игре таки есть. Но пока все это звучит очень плакатно.
Ева — это сложная, многокомпонентная игра, на мой взгляд, это вообще в первую очередь игра про логистику, будь то «мирные» занятия или военные действия. То есть для того, чтобы добиться нужного результата, придется очень, очень вдумчиво подойти к процессу подготовки, а может, и справочной литературой обложиться. Но это природа игры, кмк. Тут лучше скажут те, кто играет в Еву.
Я могу сказать о БДО. БДО — это НЕ крафт-ММО. Это вполне обычная РПГ «про развитие». Я ни в каком месте не говорила, что будет так же легко, удобно и весело играть, если ты полностью игнорируешь один из ключевых элементов РПГ. Да, будет сложно. Суть процесса для человека, который выбрал такой путь — в сложности, в наличии ограничений и в готовности следовать намеченному плану.
В БДО ущербная торговая система. Это тысячу раз правда, и я всегда буду этим недовольна. НО. Строго говоря, твоя личный крафт в этой игре — это только и исключительно кулинария и алхимия. Все остальное ты делаешь не сама и не своими руками. Еду, приготовленную лично тобой, ты можешь передать друзьям. Передаются ли зелья, я не проверяла, но с помощью доп.реагентов ты можешь превратить свои зелья в групповые баффы, став классом, которого изначально технически в игре нет — саппортом.
Рынок в БДО никакой не «безликий». Именно благодаря своей ущербности в торговом плане, игра создает уникальную ситуацию, при которой товары не только востребованы и желанны, они еще и зачастую предмет для долгого ожидания, а иногда и настоящей драки за лот. Как на реальном аукционе. Медийскую кровать нам пришлось отбирать у аукциона недели две. Ее ставили время от времени, но побеждали всякие другие. И поверь, момент, когда появляется нужный тебе лот, а у тебя на него не хватает каких-то пару миллионов… незабываем. Я понимаю, можно говорить о безликости, когда производишь и продаешь какие-то расходники и ресурсы на перекрафт, ну еще стак грубого камня, кто их считает. Но мебель очень нужна, востребованна и продается обычно за считанные минуты. Я прекрасно помню, как торговала в «линейке». Там нас, торгующих гномов, были тысячи. Нас никто не различал и не запоминал. Я продавала соулшоты, кристаллы и кое-какие сборные ресурсы. У меня покупали. У других покупали. Я даже не видела, кто, я почти все торговое время была афк, со мной никто не говорил, никто не писал мне благодарственных писем. С такой позиции я тоже должна считать, что продавала товары «безликому рынку». Но я же знала, что мои шоты пойдут на самое что ни на есть личное дело — на прокачку очередного юного героя. Мне нравилось так думать. И когда я буду продавать на рынке в БДО результаты своего крафта, я буду воспринимать это точно так же. Не говоря уже о том, что в БДО есть категория редких и особо ценных лотов, которые часто продают по личным переговорам. Так Сьютта купила себе лошадку. Так некоторые игроки-стримеры рекламируют скорую продажу своих бригов. И так получилось, что в социальной ла2 мне ни разу не пришлось вести переговоры до сделки, а в БДО почти со старта с продавцом договаривались прямо в группе Вконтакта. Видимо, в этом случае все — в глазах смотрящего, на самом деле.
Дальше по тексту. В принципе и вообще невозможно играть «в крафт» ДО 20 уровня. Технически, механически, тушкой, чучелком, да как угодно. Я тебя об этом, насколько я помню, предупреждала. Во-первых, на стартовых уровнях есть обучение, и тебя обучают именно основам — передвижения, использования ресурсов, навыкам боя. Во-вторых, есть сюжетка, без которой на ранних уровнях ты банально не получишь нормальный инвентарь, а может, и другие вещи, уже не помню. Но самое главное — до 20 уровня ты не можешь пользоваться переключателем квестов. Корейцы считают, что 20 уровень — это реальный уровень «рождения» самостоятельного персонажа.
После этого тебе откроются крафтовые, собирательские, подай-принеси-поговори квесты, в том числе ежедневные, в мировых столицах и на соседних фермах. Помимо кулинарии и алхимии, также можно фармить опыт влияния на огородах, но крафт, конечно, надежнее. Но в любом случае нужно четко ставить цели, планировать игру и сужать свое окно затрат. Если покупать флейты, а не крепкие заборы для сада, далеко на безубийственной тактике игры ты не уедешь :) Ты выбрала сложный путь, нужно затянуть пояс потуже и считать каждую монетку.
Я 56 уровня, и с момента получения заветной косы (конец года) и до вчерашнего дня я не убила ни одного моба. Все это время я заходила в игру каждый день (кроме 31 декабря, пожалуй) и была плотно в ней занята. Если твоя цель — заниматься мирными ремеслами, торговлей, путешествиями и рыбалкой, я не вижу проблем с тем, чтобы просто развить персонажа до определенного уровня и после этого заниматься всем, чего ты захочешь, с нормальным инвентарем и пулом ОВ. В конце концов, это поможет тебе реально узнать, что происходит в мире вокруг, послушать интересные истории и посмотреть на важные события своими глазами. В крайнем случае, просто докачайся до 20 уровня, а дальше уже можно без боя. Но это «без боя» никогда не будет таким же легким, удобным и доступным, более того, это так и не было задумано.
А если цель не в этом, а именно и строго в том, чтобы не убить ни одного моба никогда и никак — а это абсолютно разные вещи — то да. В БДО так не получится. Можно снова и не пытаться :)
на слонепо океану очень даже могут :)Не говоря уже о том, что рейдовая направленность добавляет токсичности. Даже в GW2 появляются свои элитисты и любители потыкать в скилл и циферки носом, что уж говорить о WoW, который построен вокруг этой механики.
WoW по-прежнему работает по принципу «не жили дружно — нечего и начинать».
Думаю, такие тоже НИПы обязательно должны быть в ММО. Но в рамках заметки я скорее думала о медиароботах, т.е. о тех, которые будут общаться с игроками на основе информации, которую они получают о событиях в игровом мире.
Так что тут суть вопроса именно в том, что роботы учатся у нас, как дети у взрослых. И даже не обязательно «встречать» их с троллями, они могут научиться плохому после настойчивого и неутомимого исследования нашего общения в сети. И тогда проблемой станет не то, что роботам давали неправильную и плохую информацию, а то, что создатели не вполне контролируют глобальный охват информации, которую собирает и анализирует робот. Они могут стать нашим зеркалом, и вопрос в том, понравится ли нам отражение.
… и все равно я считаю, что такие вот «медиароботы» в ММО — это отличная идея :)
И сейчас их дорожки проходят почти параллельно — запрос на качество и подписку на фоне расцвета неблагонадежных источников, кризис жанра, новые инициативы правительства по регулированию деятельности таких медиа-монстров, как Google и Facebook. Наконец, есть и околоигровая медиа-среда, которая и вовсе идет шаг в шаг с прочими медиа-ресурсами: тут и мода на подкксты, и кризис доверия к проплаченным СМИ, и явный запрос на «журналистику действия», который есть и в игровом сегменте, и давно.
P.S. И Атрон не догадался вовремя это безобразие запретить :)
Шляпу можете не снимать, право же, она вам к лицу.
Но если не очень понятно, зачем вести разговор — лучше его не вести.
Мне случалось подружиться с человеком, который дважды убил меня на пиратке, и разорвать все связи и прекратить какие-либо отношения с парой милых девушек из США на оффе, которые в жизни своей, наверное, не покраснели на споте. Потому что первый оказался добродушным тюфяком с пиратки х1000, и искренне считал «линейку» каким-то аналогом шутера — выскочил на полянку и убивай, а те двое оказались лицемерными, подлыми и жестокими интриганками, которые жизнь подпортили хорошим людям, не подняв на них руку и не потеряв карму.
Единственная игра, в которой реально есть моральный комплекс — это АА. И после АА говорить о том, что в нормальных карма-системах можно выявить в человеке какую-то гнильцу… Да ладно, мы же уже все знаем, что угонять трактора и ломать тримараны нужно в мирной зоне, чтобы тебе ничего не сделали, что воткнуть малое пугало рядом с чужими постройками и не убирать даже за деньги — это тоже весело, потому что за деньги ты не смог бы так классно сломать планы целому коллективу игроков. И так далее, и тому подобное. В АА можно красть, разрушать, вредить, портить жизнь, и при этом не выходить из мирной зоны, а то ведь в немирной зоне тебе и по шее могут дать. Вот там люди определялись просто слету, а в «линейке» сам факт убийства другого человека не дает повода сделать какие-то выводы об убившем. Он может быть очередным мудаком с мантрой «я тебя жизни учил» или, например «крабы должны страдать». А может и не быть мудаком. Он тебя убил, и есть немаленькая вероятность, что система достаточно строго накажет его за это; значит, он готов не только совершить спорный поступок, но и нести за него ответственность в форме недешевых вещей и/или заточки. Поэтому я играю в «линейку» и БДО, иногда даже общаюсь с людьми, которые на меня нападают, и порой не обнаруживаю в них ничего такого уж скверного. А вот в АА подолгу играть я просто не могу. Наедаюсь «возможностей осуществлять осмысленный выбор поступков», которая там действительно есть, досыта, спасибо, на эту тарелку добавки не нужно.
В ММО-песочницах люди пришельцы, которые со старта лишены всего, особенно — социальных связей, и вынуждены строить их в атмосфере конкуренции, вражды и общего недоверия друг к другу. Родоплеменной строй — это нечто абсолютно противоположное нынешним песочницам.
Еще раз — наши определения эпох, цивилизаций и формаций, которые мы даем современным ММО, просто красивые слова. И когда мы/вы углубляемся в суть, выясняется, что ни на одну формацию ни одна ММО просто не наскребет «контента» именно в контексте социальных отношений. Да, даже на родоплеменной строй. Не получится. Саспенс, простите, не тот.
Возможно, специалисты по Еве меня опровергнут и реальные инструменты и атрибуты власти над другими людьми в этой игре таки есть. Но пока все это звучит очень плакатно.