Любите ли вы играть так, как люблю я? Ведь не все приходят в онлайн-миры за легкими впечатлениями и быстрыми эмоциями. Многие, как и я, ищут в онлайн-мирах возможность вести вторую, виртуальную жизнь, некоторые ищут осознанности, серьезных занятий, планирования, контроля, большего, чем в реальности, а кое-кто рассматривает виртуальный мир как арену для настоящих завоеваний и достижений. Игра как развлечение — сейчас это уже не модно.
Нет, я не думаю, что игра должна развлекать, если под этим подразумевается, что игра превратится в раскрашенного скомороха с писклявым голосом и разноцветными рукавами-фонарями. Или, что того хуже, в турецкого аниматора, который начнет за руку таскать нас по каруселям и водным горкам. С другой стороны, другая крайность — превращение игры в поле для зверски серьезной деятельности, для работы, для рутины, для достигательства — ничуть не лучше.
Игра хороша, пока она остается игрой, где серьезное с несерьезным перемешаны, как в хорошем молочном коктейле, и именно в этой смеси можно распробовать ее вкус.
И где, если не в виртуальном мире, свободном и открытом для любых приключений, можно найти настоящие приключения, совершенно не похожие на ряд одинаковых каруселей из парка аттракционов, где по билету можно получить свою фиксированную долю удовольствия? В виртуальных мирах мы ищем свободы. Каждый понимает эту свободу по-разному, и спорить об этом сейчас мы не будем; из всех видов свободы мы перейдем сразу же к свободе развлечь себя самостоятельно, и придумать себе приключения по своему вкусу.
Но есть и другой подход к ролевой игре — со сценариями, ролями, распределенными задачами, официальными квентами. Истории ролевых гильдий порой вдохновляют и радуют своей театральной красотой, и мне не чуждо это восхищение отлично сыгранным сценарием, но зачастую от RPG я жду не этого.
Для большинства RP — это игра в игре, странное времяпровождение, забава для чудаков, которым мало действий, предписанных самой игрой. Ведь там можно бить и не бить, копать и не копать, лутать и не лутать. Ах да, еще можно Взаимодействовать С Другими Людьми, но обязательно на предмет копания, потому что другие виды активности, вестимо, так же будут отнесены к странным.
Помню, когда я написала первую заметку о ролевой игре на ММОзговед, меня… даже не поняли. Это я узнала из подкаста «Горячего чая», где заметку прокомментировали в стиле «нуу, это такое… не очень понимаю это занятие, строем в игре ходить». Наверняка за столько месяцев я подзабыла точную формулировку, но звучало это примерно так. И это не первый раз, когда я слышу подобное в адрес ролевой игры. Помнится, один мой знакомый назвал нашу игру прыжками в ластах на батуте. Странная она, в общем, эта ролевая игра в RPG.
Ведь это так дико и безумно: «ходить строем», или же просто делать какие-то согласованные вещи вместе, по договоренности, но не потому, что это предписывает нам сама игра.
Впрочем, сегодня о хождении строем говорить мы не будем, да и без прыжков на батуте в ластах придется обойтись. Только скучные, непубличные развлечения и забавы. Только личное восприятие и игры отдельно взятого разума.
А что, если мир по атмосфере, по духу, по напеву историй подходит тебе целиком и полностью? Что, если его механики так ложатся на душу, что вроде как и нет нужды придумывать какие-то свои, и что, если занятия, которые раньше приходилось сочинять для себя и для других, предустановлены игрой по умолчанию?
Поначалу ты просто наслаждаешься тем, что и для тебя нашлась игра, которая, конечно, не претендует на звание идеала — идеальных игр вообще не существует — но в которой тебе никогда не будет пусто и скучно.
А с другой стороны, отсутствие пустоты — это отсутствие места для чего-то своего, личного, додуманного.
Как будто вместо детской книжки с пустыми листами для упражнений тебе выдали томик иллюстрированной энциклопедии, и ты листаешь ее, немея от красоты этих мелованных страниц, день, второй, пятый… а потом понимаешь, что места, куда ты мог бы вписать что-то свое, в этом шедевре и не осталось.
Отличие книги от игры в том, что атмосферная, полновесная игра почти всегда оставляет тебе место для творческого осмысления. Хотя не всем это осмысление нужно в мире, который и без того полон, как стакан у оптимиста.
Но даже если вы не хотите видеть в игре настоящую историю, в ней всегда можно найти сказку. Все эти RPG с эльфами и орками, заклинаниями и амулетами, разве это не она? Наша повзрослевшая, возмужавшая сказка? Увы, большинство игр нагнетает эту сказочность, делает ее обыденной и порой постылой частью игрового мира. Избушка на курьих ножках перестанет быть сказочным элементом, если станет типовым зданием. Единороги и драконы поражают воображение, если на них не летает половина сервера. Джунгли с фиолетовыми деревьями и болота с исполинскими грибами в некоторых играх — просто биом.
И вот тут у реалистичных игр есть преимущество: в них сказка остается сказкой, а волшебство мира состоит из множества деталей, и мы вольны выбрать свои. И со временем становится ясно, что и насыщенный повседневный геймплей можно настроить на свой личный вкус, подняться над рутиной со своей личной историей.
Или со своей сказкой?
Может быть, в вашей игре сказки и приключений уже перебор? Как в современном WoW, где игроки не ищут волшебства и экзотики, зато проявляют большой интерес к хардкорным челленджам вроде «Железного человека», где игроки вынуждены обходиться без всех упрощений геймплея, и каждая смерть означала, что путь пришлось бы начинать сначала.
Когда я играла в WoW, моими правилами были — не забывать завтракать, обедать и ужинать, всегда оставлять персонажа на ночь под крышей хотя бы палатки, а лучше постоялого двора. Мы пытались путешествовать по миру пешком или на наземном транспорте, подбирать костюм под особенности местности, словом, в гротескно-ярком и нарочито нереалистичном (в плане основных механик) мире Азерота мы искали приземленности, реализма, преодоления обычных жизненных трудностей.
В мире Черной пустыни с приземленностью и бытовой рутиной все в порядке. И трудностями житейскими игра не обделяет. И даже магия здесь кажется вписанной в плотную ткань реальности, настоящей до скрипа зубов — ну вот есть техники фехтования, а есть умение сплетать заклинания. И потому именно проблески иррациональной магии, тонкого флера поверх этой плотной ткани здесь кажутся чем-то прекрасным.
В мире, который осязаем и реален, от переноски тяжестей на спине до путешествий по пустыне на верблюдах, от многочасовой рубки бревен до сюжета, пронизанного бытовыми страстями и корыстными мотивами, я ищу… сказку.
Она может быть везде, стоит только присмотреться: на кадре столько волшебных мест, столько потерянных диковин, столько возможностей придумать свою историю и рассказать ее миру. Ведь мир большой. Занятий, локаций, героев, механик и просто, банально — вещей здесь неисчислимо много.
Перефразирую: в этой иллюстрированной книге так много строк, что при желании между ними можно написать целую историю. Свою историю. Собственную сказку.
Уверена, у многих из вас есть такая. Или только вертится где-то там, на горизонте осознанного и непознанного в самом себе. И может быть, однажды вы еще расскажете ее своим слушателям… а пока этой заметкой я хочу открыть свою большую новую галерею, посвященную всему волшебному, диковинному и сказочному в мире Черной пустыни.
Просто… следуйте за белым кроликом.
Нет, я не думаю, что игра должна развлекать, если под этим подразумевается, что игра превратится в раскрашенного скомороха с писклявым голосом и разноцветными рукавами-фонарями. Или, что того хуже, в турецкого аниматора, который начнет за руку таскать нас по каруселям и водным горкам. С другой стороны, другая крайность — превращение игры в поле для зверски серьезной деятельности, для работы, для рутины, для достигательства — ничуть не лучше.
Игра хороша, пока она остается игрой, где серьезное с несерьезным перемешаны, как в хорошем молочном коктейле, и именно в этой смеси можно распробовать ее вкус.
И где, если не в виртуальном мире, свободном и открытом для любых приключений, можно найти настоящие приключения, совершенно не похожие на ряд одинаковых каруселей из парка аттракционов, где по билету можно получить свою фиксированную долю удовольствия? В виртуальных мирах мы ищем свободы. Каждый понимает эту свободу по-разному, и спорить об этом сейчас мы не будем; из всех видов свободы мы перейдем сразу же к свободе развлечь себя самостоятельно, и придумать себе приключения по своему вкусу.
Строем и в кокардах
Ролевая игра — нелюбимый, некрасивый, неуклюжий ребенок MMORPG. Буквы RP в аббревиатуре появились так давно, что никто уже и не помнит, что они значат. Наверное, то, что они — наследники сингловых RPG. А что там? А там это подразумевает, представьте себе, что игре есть система развития персонажа и его снаряжения и навыков. По крайней мере, именно такое толкование я встречала на форумах и в чатах множество раз.Но есть и другой подход к ролевой игре — со сценариями, ролями, распределенными задачами, официальными квентами. Истории ролевых гильдий порой вдохновляют и радуют своей театральной красотой, и мне не чуждо это восхищение отлично сыгранным сценарием, но зачастую от RPG я жду не этого.
Для большинства RP — это игра в игре, странное времяпровождение, забава для чудаков, которым мало действий, предписанных самой игрой. Ведь там можно бить и не бить, копать и не копать, лутать и не лутать. Ах да, еще можно Взаимодействовать С Другими Людьми, но обязательно на предмет копания, потому что другие виды активности, вестимо, так же будут отнесены к странным.
Помню, когда я написала первую заметку о ролевой игре на ММОзговед, меня… даже не поняли. Это я узнала из подкаста «Горячего чая», где заметку прокомментировали в стиле «нуу, это такое… не очень понимаю это занятие, строем в игре ходить». Наверняка за столько месяцев я подзабыла точную формулировку, но звучало это примерно так. И это не первый раз, когда я слышу подобное в адрес ролевой игры. Помнится, один мой знакомый назвал нашу игру прыжками в ластах на батуте. Странная она, в общем, эта ролевая игра в RPG.
Впрочем, сегодня о хождении строем говорить мы не будем, да и без прыжков на батуте в ластах придется обойтись. Только скучные, непубличные развлечения и забавы. Только личное восприятие и игры отдельно взятого разума.
Своя игра: записки поперек строк
Я говорю о своей игре — еще одной не новой для ММОзговеда теме. Она тем более памятна мне, что с нее я когда-то начинала, одной из первых заметок была заметка о том, как я ищу в любой игре второе дно, верхний эфирный слой, свой личный смысл, свою историю, свою мифологию… свою игру. Я из тех, кто любит писать поперек строчек и идти поперек колеи, писала я о себе. Но на самом деле за желанием играть по-своему во многом стояло желание найти нишу в игровом мире, который изменился совсем не по моему вкусу.А что, если мир по атмосфере, по духу, по напеву историй подходит тебе целиком и полностью? Что, если его механики так ложатся на душу, что вроде как и нет нужды придумывать какие-то свои, и что, если занятия, которые раньше приходилось сочинять для себя и для других, предустановлены игрой по умолчанию?
Поначалу ты просто наслаждаешься тем, что и для тебя нашлась игра, которая, конечно, не претендует на звание идеала — идеальных игр вообще не существует — но в которой тебе никогда не будет пусто и скучно.
Как будто вместо детской книжки с пустыми листами для упражнений тебе выдали томик иллюстрированной энциклопедии, и ты листаешь ее, немея от красоты этих мелованных страниц, день, второй, пятый… а потом понимаешь, что места, куда ты мог бы вписать что-то свое, в этом шедевре и не осталось.
Отличие книги от игры в том, что атмосферная, полновесная игра почти всегда оставляет тебе место для творческого осмысления. Хотя не всем это осмысление нужно в мире, который и без того полон, как стакан у оптимиста.
В погоне за сказкой
Это можно назвать своей личной историей — той самой, что отличает онлайн-RPG для всех от сингловой, написанной заранее. Ведь в «готовом» сингле все ваши действия, приключения, все главы в вашей личной истории предустановлены разработчиком заранее. В этом их недостаток, как ни смешно, для ролевой игры: минимум возможностей для личного отыгрыша.Но даже если вы не хотите видеть в игре настоящую историю, в ней всегда можно найти сказку. Все эти RPG с эльфами и орками, заклинаниями и амулетами, разве это не она? Наша повзрослевшая, возмужавшая сказка? Увы, большинство игр нагнетает эту сказочность, делает ее обыденной и порой постылой частью игрового мира. Избушка на курьих ножках перестанет быть сказочным элементом, если станет типовым зданием. Единороги и драконы поражают воображение, если на них не летает половина сервера. Джунгли с фиолетовыми деревьями и болота с исполинскими грибами в некоторых играх — просто биом.
И вот тут у реалистичных игр есть преимущество: в них сказка остается сказкой, а волшебство мира состоит из множества деталей, и мы вольны выбрать свои. И со временем становится ясно, что и насыщенный повседневный геймплей можно настроить на свой личный вкус, подняться над рутиной со своей личной историей.
Или со своей сказкой?
Может быть, в вашей игре сказки и приключений уже перебор? Как в современном WoW, где игроки не ищут волшебства и экзотики, зато проявляют большой интерес к хардкорным челленджам вроде «Железного человека», где игроки вынуждены обходиться без всех упрощений геймплея, и каждая смерть означала, что путь пришлось бы начинать сначала.
Когда я играла в WoW, моими правилами были — не забывать завтракать, обедать и ужинать, всегда оставлять персонажа на ночь под крышей хотя бы палатки, а лучше постоялого двора. Мы пытались путешествовать по миру пешком или на наземном транспорте, подбирать костюм под особенности местности, словом, в гротескно-ярком и нарочито нереалистичном (в плане основных механик) мире Азерота мы искали приземленности, реализма, преодоления обычных жизненных трудностей.
В мире Черной пустыни с приземленностью и бытовой рутиной все в порядке. И трудностями житейскими игра не обделяет. И даже магия здесь кажется вписанной в плотную ткань реальности, настоящей до скрипа зубов — ну вот есть техники фехтования, а есть умение сплетать заклинания. И потому именно проблески иррациональной магии, тонкого флера поверх этой плотной ткани здесь кажутся чем-то прекрасным.
Она может быть везде, стоит только присмотреться: на кадре столько волшебных мест, столько потерянных диковин, столько возможностей придумать свою историю и рассказать ее миру. Ведь мир большой. Занятий, локаций, героев, механик и просто, банально — вещей здесь неисчислимо много.
Перефразирую: в этой иллюстрированной книге так много строк, что при желании между ними можно написать целую историю. Свою историю. Собственную сказку.
Уверена, у многих из вас есть такая. Или только вертится где-то там, на горизонте осознанного и непознанного в самом себе. И может быть, однажды вы еще расскажете ее своим слушателям… а пока этой заметкой я хочу открыть свою большую новую галерею, посвященную всему волшебному, диковинному и сказочному в мире Черной пустыни.
Просто… следуйте за белым кроликом.
10 комментариев
Мы с братом сделали стол и стулья, поймали и пожарили рыбу, купили эля и угощали прохожих, чтобы разделить радость.
Такая себе «обыденная сказка». Легких и приятный ролплэй.
Потом кто-то забрал весь эль, рыбу и стол в придачу с криком «lol».
Много раз я пытался найти те же ощущения «легкого ролплэя», но нигде не находил поддержки других.
Где-то ролплэй превращают в соревнования по местному ЛОРу. Где-то свод правил настолько огромен, что постоянно напрягаешься, чтобы не выйти за рамки. Где-то тебя все время вырывают из контекста. Где-то просто скучные люди…
В итоге, я нашел свою «сказку» вне игр. А ММО? Все еще жду ту самую…
Почти все РП движения что я встречал — предпологали очень сильно проработанную роль. Вплоть до того, что для написания квенты, привлекали других людей. Я же ищу что-то легкое, без глубокой проработки самой роли, потому, что это напрягает, а мне хватает работы.
Для сравнения:
Играл на РП сервере Академии Джедаев (не ММО). Мне пришлось проработать квенту, знать основные названия планет, различные технологические термины. Хорошо хоть кодекс джедаев знал после КоТОРа. И в разговорах на форуме стоял такой смрад концентрированного ЛоРа, что общаться было не приятно.
Другой РП — недавно открыл для себя реслинг. Я зритель, болею за одного бойца, ненавижу другого, получаю от третьего, кричу кричалки и радуюсь красивым ударам под бокальчик пива.
Что из этого приятнее для времяпровождения, если ты не школьник, который пытается самоутвердиться?
Хотя на мой вкус, именно такой «лайт-RP» лучше всего сочетается с игрой в принципе. Особенно в массовом мультиплеере.
Как большой любитель сказки (ищущий и находящий её в каждой игре), буду ждать твою галерею с нетерпением ))
Вот как, например, Рейяс из БДО. Скриншотов все еще не будет, и, поверьте, это к лучшему, потому что идея сделать мага молодым была неудачной. Я предпочитаю думать, что это не у меня руки такие кривые, а просто Рейяс хочет внешность солидного старца. Как только доберусь до игры обязательно это исправлю.
Так вот, Рейяс алхимик из Валенсии. Этот образ у меня в голове был с самого начала, хотя я никак не могла понять, как он оказался так далеко от родных песков. Он никак не походил ни на авантюриста, ни на наемника, ни уж тем более на торговца… И тут я обнаруживаю волшебника посреди болота, набивающего карманы флакончиками с кровью.
— Хорошо, кровь — алхимический ингредиент, ты — алхимик, логично. Но зачем тебе ехать из Валенсии в такую глушь за ней?
— Потому что розовые фламинго водятся только здесь, очевидно.
— Ладно, ты прав. Но ты же знаешь, что кровь фламинго в рецепте ты можешь заменить еще несколькими видами крови? И добыть их будет куда проще!
— Это все ваши игровые штучки, а я настоящий алхимик, и поверь мне, кровь фламинго очень даже отличается от крови какой-нибудь ящерицы.
После чего история мага продолжает разворачиваться дальше…
— Эти мобы отлично подходят тебе по уровню, нужно пофармить тут подольше…
— Послушай, но я не имею ничего против этих бедных повстанцев! Вне всяких сомнений, их жизнь и так тяжела.
— Ты только что разнес весь двор метеоритным дождем!
— Я всего лишь… защищался. Понятия не имею, почему они на меня напали. Должно быть, перепутали с кем-то.
— А зачем ты вообще тогда пришел прямо к ним в замок?
— Я искал приличное место, где я мог бы ненадолго остановиться и перевести дух. Издалека этот замок казался вполне… достойным.
— Но поблизости было много поселений! Вон та милая ферма на поле пшеницы, например.
— Ты предлагаешь мне провести ночь в амбаре на ферме? Ну уж нет. А этот их Глиши? Ужасный, ужасный город. Грязь, мерзость, кошмар. Приличному алхимику там нечего делать.
— Погоди, но ведь там живет эта милая девушка, которая учит основам алхимии…
— Ты хочешь сказать, рассказывает проезжающим мимо простофилям, как готовить исцеляющее зелье из болотной воды и сорняков? Ха! Я называю это шарлатанством, а не алхимией.
Я просто обожаю это. От меня требуется только отправить персонажа в какую-то область на карте, а дальше всё, его история начинает разворачиваться сама по себе, а характер обрастать деталями и расти, как снежный ком.